Научная статья на тему 'Штрафные санкции (комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2010 № 229-ФЗ)'

Штрафные санкции (комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2010 № 229-ФЗ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШТРАФ / НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / ДЕКЛАРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

В статье рассмотрены поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ в отношении штрафных санкций к налогоплательщикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Штрафные санкции (комментарий к Федеральному закону от 27. 07. 2010 № 229-ФЗ)»

Налогообложение

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ (комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

В отношении штрафных санкций Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон № 229-ФЗ) внесены поправки в Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Рассмотрим внесенные изменения.

Статьей 116 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) предусмотрена ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Пунктом 1ст. 116 НК РФ установлено, что за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2ст. 116 НК РФ, предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 тыс. руб.

В силу п. 2 ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10тыс. руб.

В соответствии с п. 41 ст. 1 Закона № 229-ФЗ ст. 116 НК РФ изложена в новой редакции. Новая редакция ст. 116 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Согласно изменениям в п. 1 ст. 116 НК РФ увеличен размер штрафа с5до Ютыс. руб.

С момента вступления в силу Закона № 229-ФЗ п. 1ст. 116 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ.

Пункт 2ст. 116 НК РФ, изложенный в редакции Закона № 229-ФЗ, предусматривает, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40тыс. руб.

На основании п. 42ст. 1 Закона № 229-ФЗ ст. 117 НК РФ, устанавливающая ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, признана утратившей силу.

В то же время, как уже отмечалось, ответственность за те же деяния будет предусмотрена п. 2 ст. 116 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ).

Пункты 1 и 2 ст. 117 НК РФ (до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) предусматривали ответственность заведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарныхдней в виде взыскания штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20тыс. руб., либо в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40тыс. руб. соответственно.

Отметим, что привлечение организации и индивидуального предпринимателя по ст. 117 НК РФ вызывало на практике много споров.

Как установлено п. 2ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Обратите внимание, что Законом № 229-ФЗ внесены изменения в ст. 83, 84 НК РФ, устанавливающие порядок постановки на учет в налоговых органах организаций, их обособленных подразделений, а также индивидуальных предпринимателей.

Несмотря на то, что в ст. 116, 117 НК РФ Законом № 229-ФЗ внесены изменения, многие вопросы так и не разрешены. Например, остается неясным вопрос, в каком случае следует квалифицировать нарушение как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, а в каком случае, как нарушение срока.

Например, в постановлении от 01.12.2009 № КА-А41/12924-09 ФАС Московского округа пришел к выводу, что поскольку организация сразу после получения от налогового органа предостережения о необходимости постановки на учет обособленного подразделения поставила на учет это обособленное подразделение, то у налогового органа отсутствовали основания для привлечения ее к ответственности по ст. 117 НК РФ. Как указал суд, в этом случае необходимо применять положения ст. 116 НК РФ. Также суд учел, что налоговый орган не доказал, что налогоплательщик уклонялся от постановки на учет в налоговых органах.

Также остается нерешенным вопрос, в каком порядке рассчитывать сумму штрафа за уклонение от постановки на учет обособленного подразделения: как доход всей организации или доход только не поставленного на учет обособленного подразделения.

Официальной позиции по данному вопросу нет. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.07.2008 № А19-566/08-20-Ф02-3528/08 указано, что в кассационной инстанции налоговый орган обжаловал вывод суда нижестоящей инстанции о необходимости исчисления налоговой санкции по п. 2ст. 117 НК РФ с дохода, полученного именно обособленным подразделением. В указанном постановлении суд кассационной инстанции не принял довода налогового органа и не отменил приведенный вывод суда нижестоящей инстанции.

В силу п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2ст. 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога,

подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

В соответствии с п. 43 ст. 1 Закона № 229-ФЗ ст. 119 НК РФ изложена в новой редакции. Согласно новой редакции указанной статьей предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.

В силу п. 1 ст. 10 Закона № 229-ФЗ указанные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 229-ФЗ (опубликован в «Российской газете» 02.08.2010).

Согласно п. 44 ст. 1 Закона № 229-ФЗ часть первая НК РФ дополнена ст. 119.1, устанавливающей ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).

В силу данной нормы несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Как следует из п. 1 ст. 120 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ), грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Пунктами 2 и Зет. 120 НК РФ установлена ответственность за те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, (взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб.), если они

повлекли занижение налоговой базы (взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15тыс. руб.), соответственно.

Абзацем третьим п. 3 ст. 120 НК РФ установлено, что следует понимать под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ.

Согласно изменениям, внесенным п. 45 ст. 1 Закона № 229-ФЗ в ст. 120 НК РФ, за указанные в ней правонарушения увеличена ответственность. Так, сумма штрафа в соответствии с п. 1 ст. 120 НК РФ увеличена с 5 до 10тыс. руб., а в соответствии с п. 2ст. 120 НК РФ — с 15 до ЗОтыс. руб., в соответствии с п. 3 ст. 120 НК РФ — с 10 до 20 % от суммы неуплаченного налога, но соответственно не менее 15и 40 тыс. руб.

Статьей 123 НК РФ установлена ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. На основании данной статьи (до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

В силу п. 46ст. 1 Закона № 229-ФЗ новая редакция ст. 123 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

В соответствии со ст. 125 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Согласно ст. 125 НК РФ (с изменениями, внесенными п. 47 ст. 1 Закона № 229-ФЗ) несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, влечет взыскание штрафа в размере ЗОтыс. руб.

Таким образом, с момента вступления в силу Закона № 229-ФЗ будет увеличен размер штрафа, взимаемого по ст. 125 НК РФ, а также установлено новое основание для привлечения к ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

На основании п. 2 ст. 126 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Согласно подп. «а» п. 48 ст. 1 Закона № 229-ФЗ увеличен размер штрафа, установленного п. 1ст. 126 НК РФ, с 50 до 200 руб. за каждый непредставленный документ.

В силу подп. «б» п. 48 ст. 1 Закона № 229-ФЗ размер штрафа, установленного п. 2 ст. 126 НК РФ, увеличен с5до 10тыс. руб.

На основании п. 2 ст. 129 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влекут взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.

Согласно п. 49 ст. 1 Закона № 229-ФЗ размер штрафа, установленного п. 2 ст. 129 НК РФ, увеличен с1до 5 тыс. руб.

В силу п. 1ст. 129.1 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.

Пунктом 2ст. 129.1 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) установлено, что за те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, взыскивается штраф в размере 5тыс. руб.

На основании п. 50 ст. 1 Закона № 229-ФЗ размеры штрафов, установленных пп. 1,2 ст. 129.1 НК РФ, увеличены соответственно с 1 до 5 тыс. руб. и с5до 20тыс. руб.

Согласно ст. 134 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 10 тыс. руб.

Пунктом 51 ст. 1 Закона № 229-ФЗ в ст. 134 НК РФ внесены изменения, согласно которым при отсутствии задолженности взыскивается штраф в размере 10 тыс. руб.

Согласно ст. 135.1 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10тыс. руб.

На основании поправок, внесенных в ст. 135.1 НКРФп. 52ст. 1 Закона№ 229-ФЗ, размер штрафа увеличен сЮдо 20тыс. руб.

В силу п. 1ст. 141 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 142 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ), если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия)

принимается руководителем налогового органа, принявшего такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

В соответствии с п. 53 ст. 1 Закона № 229-ФЗ п. 2 ст. 141 дополнен предложением, устанавливающим, что о принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Рассмотренные поправки, согласно п. 1 ст. 10 Закона № 229-ФЗ, вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 229-ФЗ.

В силу п. 12ст. 10 Закона№ 229-ФЗ налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного документа.

Согласно п. 13 ст. 10 Закона № 229-ФЗ в случаях, если часть первая НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ, применяется ответственность, установленная частью первой НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ). Взыскание ранее примененных налоговых санкций за данное правонарушение со дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ).

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.