Научная статья на тему 'ШТАТЫ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СЕРЕДИНЕ 1940-Х ГГ'

ШТАТЫ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СЕРЕДИНЕ 1940-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ / ШТАТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович, Ланцова Юлия Николаевна, Камнева Галина Петровна, Сотников Андрей Александрович, Сотников Сергей Александрович

Актуальность и цели. В статье характеризуются особенности установления и изменения штатов уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР в середине 1940-х гг. в целом по РСФСР и выделяются отдельные черты штатного расписания относительно регионов Восточной Сибири. Отмечается, что на сегодняшний день проблематика не нашла полного, всестороннего изучения. В то же время уполномоченные и их аппарат являлись важнейшими субъектами религиозной политики советской власти в регионах страны. Материалы и методы. В основу исследования легли принципы историзма и объективности. Использовались общенаучные методы сбора и анализа материала, типологизации. Важным стало использование специальных методов, таких как сравнительно-исторический и историко-системный, благодаря которым проведено сравнение разных регионов СССР и РСФСР при формировании штатов и охарактеризованы механизмы их создания. Результаты. Проанализированы архивные документы, содержащие данные по установлению штатов уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви, выделены спорные и проблемные аспекты. Отдельное внимание уделено некоторым регионам Восточной Сибири. Выводы. Полученные данные позволяют говорить о том, что по регионам республики штаты были установлены разные, при этом по всем субъектам в Восточной Сибири в аппаратах уполномоченных было на одного человека меньше, чем, к примеру, по основной массе таковых на западе и в центре. В штатном расписании присутствовали не все субъекты РСФСР. По Восточной Сибири изначально не было определено уполномоченных Якутской и Бурят-Монгольской Автономных Советских Социалистических Республик. Не до конца решен вопрос с выплатой заработной платы как уполномоченным, так и сотрудникам их аппаратов. Не совсем ясна ситуация с упоминаемыми некоторыми авторами сокращениями должностей уполномоченных по отдельным регионам и должностей штатных сотрудников аппаратов, что требует дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович, Ланцова Юлия Николаевна, Камнева Галина Петровна, Сотников Андрей Александрович, Сотников Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFF OF THE AUTHORIZED COUNCIL FOR RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE MIDDLE OF 1940S

Background. The article describes the peculiarities of the establishment and changes in the staff of representatives of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of People’s Commissars of the USSR in the middle of 1940s in RSFSR. Separate features of the staffing table are highlighted in relation to the regions of Eastern Siberia. Nowadays, the problematic has not found a complete, comprehensive study. At the same time, the commissioners and their staff were the most important subjects of the religious policy of the Soviet government in the regions of the country. Materials and methods. The research is based on the principles of historicism and objectivity. We used general scientific methods for collecting and analyzing material, typology. It became important to use special methods, such as the comparative-historical and historical-systemic, thanks to which the comparison of different regions of the USSR and the RSFSR in the formation of states was carried out and the mechanisms of their creation were characterized. Results. The archival documents containing data on the establishment of the staff of representatives of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church are analyzed, controversial and problematic aspects are highlighted. Special attention is paid to some regions of Eastern Siberia. Conclusions. The obtained data allow us to say that different states were established in the regions of the republic, while for all subjects in Eastern Siberia there was one person less in the offices of authorized representatives than, for example, for the bulk of those in the west and center. Not all subjects of the RSFSR were present in the staffing table. For Eastern Siberia, initially, there were no authorized representatives of the Yakut and Buryat-Mongolian Autonomous Soviet Socialist Republics. Not completely, the issue of wages payment has been resolved, both to the authorized and to the employees of their offices. The situation is not entirely clear, with the cuts in the positions of authorized officers for certain regions and positions of staff members of the apparatus mentioned by some authors, which requires further study.

Текст научной работы на тему «ШТАТЫ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СЕРЕДИНЕ 1940-Х ГГ»

УДК 93/94:322.2 ао1:10.21685/2072-3024-2021-1-4

Штаты уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви в середине 1940-х гг.

Е. В. Дроботушенко1, Ю. Н. Ланцова2, Г. П. Камнева3, А. А. Сотников4, С. А. Сотников5

1,2Забайкальский государственный университет, Чита, Россия 3,4,5Московский государственный областной университет, Москва, Россия

1БК22@уаМех.ги, 2а8^а205@уаМех.ги, 3Kamnevagp@gmail.com, 4ткш1аЪи88@таП.ги, 5sergey@histr.ru

Аннотация. Актуальность и цели. В статье характеризуются особенности установления и изменения штатов уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР в середине 1940-х гг. в целом по РСФСР и выделяются отдельные черты штатного расписания относительно регионов Восточной Сибири. Отмечается, что на сегодняшний день проблематика не нашла полного, всестороннего изучения. В то же время уполномоченные и их аппарат являлись важнейшими субъектами религиозной политики советской власти в регионах страны. Материалы и методы. В основу исследования легли принципы историзма и объективности. Использовались общенаучные методы сбора и анализа материала, типологизации. Важным стало использование специальных методов, таких как сравнительно-исторический и историко-системный, благодаря которым проведено сравнение разных регионов СССР и РСФСР при формировании штатов и охарактеризованы механизмы их создания. Результаты. Проанализированы архивные документы, содержащие данные по установлению штатов уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви, выделены спорные и проблемные аспекты. Отдельное внимание уделено некоторым регионам Восточной Сибири. Выводы. Полученные данные позволяют говорить о том, что по регионам республики штаты были установлены разные, при этом по всем субъектам в Восточной Сибири в аппаратах уполномоченных было на одного человека меньше, чем, к примеру, по основной массе таковых на западе и в центре. В штатном расписании присутствовали не все субъекты РСФСР. По Восточной Сибири изначально не было определено уполномоченных Якутской и Бурят-Монгольской Автономных Советских Социалистических Республик. Не до конца решен вопрос с выплатой заработной платы как уполномоченным, так и сотрудникам их аппаратов. Не совсем ясна ситуация с упоминаемыми некоторыми авторами сокращениями должностей уполномоченных по отдельным регионам и должностей штатных сотрудников аппаратов, что требует дальнейшего изучения.

Ключевые слова: православие, религиозная политика, Совет по делам Русской православной церкви, уполномоченный, штаты

Для цитирования: Дроботушенко Е. В., Ланцова Ю. Н., Камнева Г. П., Сотников А. А., Сотников С. А. Штаты уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви в середине 1940-х гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 29-40. аоЫ0.21685/2072-3024-2021-1-4

© Дроботушенко Е. В., Ланцова Ю. Н., Камнева Г. П., Сотников А. А., Сотников С. А., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Staff of the authorized Council for Russian Orthodox Church in the middle of 1940s

E.V. Drobotushenko1, Yu.N. Lantsova2, G.P. Kamneva3, A.A. Sotnikov4, S.A. Sotnikov5

1,2Transbaikal State University, Chita, Russia 3,4,5Moscow Region State University, Moscow, Russia

1DRZZ@yandex.ru, 2astra205@yandex.ru, 3Kamnevagp@gmail.com, 4microlabuss@mail.ru, 5sergey@histr.ru

Abstract. Background. The article describes the peculiarities of the establishment and changes in the staff of representatives of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of People's Commissars of the USSR in the middle of 1940s in RSFSR. Separate features of the staffing table are highlighted in relation to the regions of Eastern Siberia. Nowadays, the problematic has not found a complete, comprehensive study. At the same time, the commissioners and their staff were the most important subjects of the religious policy of the Soviet government in the regions of the country. Materials and methods. The research is based on the principles of historicism and objectivity. We used general scientific methods for collecting and analyzing material, typology. It became important to use special methods, such as the comparative-historical and historical-systemic, thanks to which the comparison of different regions of the USSR and the RSFSR in the formation of states was carried out and the mechanisms of their creation were characterized. Results. The archival documents containing data on the establishment of the staff of representatives of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church are analyzed, controversial and problematic aspects are highlighted. Special attention is paid to some regions of Eastern Siberia. Conclusions. The obtained data allow us to say that different states were established in the regions of the republic, while for all subjects in Eastern Siberia there was one person less in the offices of authorized representatives than, for example, for the bulk of those in the west and center. Not all subjects of the RSFSR were present in the staffing table. For Eastern Siberia, initially, there were no authorized representatives of the Yakut and Buryat-Mongolian Autonomous Soviet Socialist Republics. Not completely, the issue of wages payment has been resolved, both to the authorized and to the employees of their offices. The situation is not entirely clear, with the cuts in the positions of authorized officers for certain regions and positions of staff members of the apparatus mentioned by some authors, which requires further study.

Keywords: Orthodoxy, religious policy, Council for The Russian Orthodox Church, Commissioner, States

For citation: Drobotushenko E.V., Lantsova Yu.N., Kamneva G.P., Sotnikov A.A., Sotnikov S.A. Staff of the authorized Council for Russian Orthodox Church in the middle of 1940s. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2021;1:29-40. (In Russ.). doi:10.21685/ 2072-3024-2021-1-4

История православия в советское время в регионах РСФСР, а также Украинской и Белорусской ССР связана с деятельностью уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви (РПЦ) при Совете народных комиссаров (СНК), а позже при Совете Министров СССР. В исследованиях названная деятельность нашла отражение через общую характеристику политики советского государства в отношении православной церкви. Специальные общие работы по истории Совета по делам РПЦ, или Совета по делам

религий и института его уполномоченных принадлежат авторству Ю. В. Ге-раськина, А. Б. Онищенко, Т. А. Чумаченко и др. В то же время авторы зачастую говорят о штатах самого Совета. Относительно же штатов уполномоченных обычно касаются каких-то частных аспектов либо приводят достаточно спорные доводы относительно истории установления и существования аппаратов уполномоченных [1-8].

Существует определенное количество исследований с оценкой деятельности уполномоченных названного Совета в отдельных регионах РСФСР, а также на территории иных советских республик [9-11].

За пределами серьезного научного интереса исследователей остались штаты уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви, а в дальнейшем и Совета по делам религий при СНК СССР (позже - при Совете Министров СССР), процесс их установления и трансформации. Можно сделать попытку определить причину слабой изученности вопроса. Вероятно, она в том, что в архивах присутствуют только краткие упоминания относительно штатов уполномоченных, их аппаратов, заработной платы, подотчетности.

То, что штаты уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви, а также процесс их установления и изменения изучены недостаточно, является, на наш взгляд, серьезной недоработкой исследователей. Они являются элементом механизма религиозной политики советской власти. Через понимание того, насколько серьезное внимание им уделялось на разных этапах, складывается, в частности, понимание того, насколько серьезно власть относилась к развитию религиозных процессов в стране.

Также следует сказать, что одним из относительно слабо проанализированных вопросов является вопрос о деятельности уполномоченных Совета по делам РПЦ по регионам Сибири. Отметим, что данная проблема может быть отнесена также к Совету по делам религиозных культов, а с 1965 г. -к Совету по делам религий при Совете Министров СССР.

Настоящее исследование посвящено характеристике установленных штатов уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви, а также выделению спорных и проблемных аспектов данного установления и дальнейшего существования названных штатов. Особое внимание уделяется некоторым регионам Восточной Сибири.

Исследовательская работа опиралась на один из основных подходов отечественной исторической науки - формационный. Несмотря на некоторый отход от его использование на постсоветском этапе, рассматривать советский период с его особыми чертами социально-политического развития без использования формационного подхода не возможно.

В основу исследования легли главные принципы исторического познания. Принцип историзма дал авторам возможность рассматривать одну из страниц религиозной истории советского государства - установление штатов уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви по регионам СССР с характеристикой событий, предшествующих этому, а также с выходом на последующую историю института уполномоченных. Принцип объективности позволил авторам дистанцироваться от субъективных оценок при работе с материалом.

Среди методов, использовавшихся в работе, можно назвать общенаучные методы сбора и анализа материала, которые дали возможность проработать степень изученности проблемы и собрать фактографический материал для основной части исследования. Общенаучный метод типологизации позволил по характерным чертам выделить типы регионов, в которых были штаты уполномоченных Совета по делам РПЦ.

Важным стало использование специальных методов научного познания. Одним из основных стал сравнительно-исторический метод, благодаря которому проведено сравнение разных регионов СССР и РСФСР при формировании штатов уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви. Историко-системный метод позволил охарактеризовать механизмы формирования штатов уполномоченных.

Развернутое исследование стало возможным только благодаря использованию всех названных подходов, принципов и методов.

Появление института уполномоченных предопределено появлением Совета по делам Русской православной церкви, что в свою очередь стало итогом изменения политики советской власти в отношении религий в целом и в отношении православия в частности. Данная трансформация происходит в 1943 г., после встречи И. В. Сталина с высшими православными иерархами. Итогом в рамках религиозной политики стало «потепление» отношения советской власти к религиям, в частности создание Совета по делам РПЦ.

Как пишут некоторые авторы, Совет народных комиссаров обязал первого председателя Совета по делам РПЦ представить Положение о новом Совете, а также штатное расписание [4].

Совместно с созданием Совета создавался институт его региональных представителей - уполномоченных. Проект штатов, или, как сейчас принято говорить, штатного расписания, по уполномоченным Совета появился в 1943 г. параллельно с Постановлением Совета народных комиссаров № 993 от 14 сентября 1943 г. «Об организации Совета по делам русской православной церкви». Названный проект проходил приложением к Постановлению. Согласно ему устанавливались штаты уполномоченных при областных и краевых исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся и при Совнаркомах Автономных Советских Социалистических Республик. Штаты устанавливались для трех советских республик: РСФСР, Украинской и Белорусской ССР.

В основу исследования легли документы Государственного архива Российской Федерации, относящиеся к сорок четвертой описи «Управление делами СНК СССР. 1943 г.» фонда Р5446 «Совет министров СССР. 1923-1991»1.

Согласно предлагаемому документу, существовало разделение всех регионов РСФСР на две группы. Для одной аппарат уполномоченных определялся в три человека, для второй - в два. Для всех территориальных единиц Украинской и Белорусской ССР устанавливались одинаковые штаты в две штатных единицы2.

На сегодня сложно сказать, что легло в основу существовавшего разделения. Можно сделать предположение, что в проекте предлагалось два

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р5446. Оп. 44. Д. 779.

2 Там же. Л. 59-60.

варианта на согласование. Возможно, наличие двух вариантов было предопределено предполагаемыми объемами работы уполномоченных. Западные и центральные регионы РСФСР были заселены более плотно, чем сибирские и дальневосточные, а значит, там было больше верующих, священнослужителей и действующих построек культового назначения. Соответственно, было больше работы и требовалось больше людей для выполнения профессиональных обязанностей. Отсюда и больше штатных единиц. Под первую категорию регионов, как ясно из сказанного, попали субъекты центральной и западной части РСФСР. В штат входило по три человека: сам уполномоченный, секретарь и машинистка1. Т. А. Чумаченко в одной из работ говорит о секретаре-машинистке [7]. Вероятно, речь идет о регионах, где предполагалось две штатных должности в аппаратах уполномоченных.

По два человека было в аппарате уполномоченных Совета по регионам Северо-Запада РСФСР, по одному - по всем регионам Сибири, в том числе Восточном, а также по Дальнему Востоку.

Из сибирских субъектов РСФСР, которым определялись штаты в два человека, можно назвать следующие: Алтайский и Красноярский края, Иркутскую, Кемеровскую, Курганскую, Новосибирскую, Омскую и Читинскую области. По Дальнему Востоку - Приморский и Хабаровский край2.

Ю. А. Гераськин пишет о том, что штаты уполномоченных состояли обычно из трех человек - самого уполномоченного, секретаря и машинистки [1, с. 47; 2, с. 51]. Как видно из приведенных выше данных, штаты из трех человек существовали далеко не повсеместно. В Восточной Сибири, в тех субъектах РСФСР, где аппарат уполномоченных был создан, определялось всего по два человека - сам уполномоченный и машинистка. Вероятно, предполагалось, что для выполнения всей работы уполномоченного хватало и одного человека. Машинистка, очевидно, являлась техническим сотрудником3.

Здесь следует сказать о функциональных обязанностях уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви. К ним относились следующие: учет зарегистрированных и незарегистрированных религиозных организаций; учет священнослужителей, членов исполнительных органов религиозных организаций (в том числе работавших на платной основе); учет участников хоров (в том числе на платной основе); учет действующих и не действующих культовых построек; определение объемов и видов обрядовой деятельности; учет верующих и, по возможности, прихожан; учет поступавших и тратившихся зарегистрированными религиозными организациями средств; учет «святых мест»; общий контроль над уровнем религиозности в регионе; разбор ходатайств и жалоб верующих на действия советской власти; проведение мероприятий, бесед, направленных на сокращение степени религиозности населения; контроль над детальностью комиссий по содействию соблюдению законодательства о религиозных культах; разбор возникающих споров между верующими и священнослужителями, между верующими, священнослужителями и органами советской власти; постоянные контакты с органами власти разного уровня, как районного, так и субъектов

1 ГАРФ. Ф. Р5446. Оп. 44. Д. 779. Л. 60.

2 Там же.

3 Там же.

РСФСР; отчеты о работе перед Советом по делам Русской православной церкви [11, с. 67-68].

Как видим из сказанного, в списке субъектов РСФСР, где предполагалось создать аппарат уполномоченных, отсутствуют два крупных региона Восточной Сибири - Бурятская и Якутская АССР. Почему для них изначально не предполагалось установление штатов уполномоченных Совета по делам РПЦ, не ясно. При этом территория Якутии в истории православия советского времени действительно стоит особняком. Дело в том, что, в отличие от иных регионов Сибири и Дальнего Востока, православная церковь в инсти-туализированном плане там получила слабое развитие. Определенное время на названной территории вообще не было действующих молитвенных зданий, т.е. построек культового назначения. В дальнейшем там был открыт один молитвенный дом. В то же время в Бурятской АССР ситуация была несколько иная. После потепления отношения к православию со стороны советской власти в республике было открыто два православных храма и зарегистрировано два религиозных объединения. Картина выглядела примерно так же, как в Читинской области. Однако последняя в штатном списке была, в то время как Бурятской АССР не было.

По всей стране вводилось 89 штатных единиц уполномоченных, однако в западных регионах это происходило по мере освобождения их от немецких захватчиков [7].

Вопрос о введении штатных должностей уполномоченных по Бурят-Монгольской и Якутской АССР был поднят уже в начале 1944 г., однако, когда конкретно это было сделано, требует уточнения. Формирование штатов по восточным регионам закончилось к апрелю 1944 г. [7].

В одной из работ А. Б. Онищенко читаем, что вопрос о сокращении или введении очередной штатной единицы решал и выдвигал на рассмотрение Правительства СССР Совет по делам Русской православной церкви (с 1965 г. Совет по делам религий). Лица же, находившиеся в подчинении уполномоченного Совета по тому или иному региону, входили в штат «той организации, к которой формально был приписан уполномоченный (обл/край исполком)». При этом ссылку автор делает на работу, касающуюся Совета по делам религий, начавшего работу в 1965 г. [3, с. 138]. Хотя, справедливости ради, здесь стоит отметить, что принципиально ситуация в отношении уполномоченного, как и его аппарата, со сменой советов не поменялась.

Справедливости ради скажем, что далеко не все авторы говорят о местной власти. Отдельные исследователи акцентируют внимание на подотчетности уполномоченных одновременно двум уровням власти - федеральной в лице Совета по делам РПЦ и региональной в лице исполнительных и партийных органов. Также отмечают вхождение уполномоченных в штат исполкомов уровня субъектов РСФСР [10, с. 11]. Несмотря на очевидное срастание в советской политической модели управленческого и партийного аппаратов, отметим, что упоминания подчиненности уполномоченных Совета по делам РПЦ, а затем и Совета по делам религий партийным органам - это исключение из правил и, в общем-то, это можно назвать не верным. Уполномоченные подчинялись руководству исполкомов.

Т. А. Чумаченко говорит о зачислении уполномоченных в штаты промышленных или сельских исполкомов, однако касается это уже начала седьмого десятилетия XX в. [6, с. 81].

Для полноты картины следует остановиться на заработной плате уполномоченных Совета по делам РПЦ и сотрудников его аппарата. В публикациях можно встретить замечание о том, что деятельность уполномоченных Совета в регионах финансировалась «местными властями» [8, с. 26].

Здесь вновь следует вернуться к «местной власти», на которую исследователи делают упор при изучении деятельности уполномоченных. Местные органы власти в СССР - это органы власти низовых уровней, в городах, районах, поселках, сельсоветах и городских районах крупных городов. Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви относился к региону в целом, т.е. к автономной республике, краю или области. Традиционно «кочующая» из публикации в публикацию мысль о выплате заработной платы уполномоченным и служащим их аппарата не дает ответа на вопрос, о каком уровне власти шла речь. Авторы публикаций ссылаются на Постановление СНК СССР № 1392 от 18 декабря 1943 г. [3, с. 138]. Найти данное постановление в печатных изданиях достаточно сложно, несмотря на то что на него ссылается ряд авторов. Его нет даже в большом сборнике документов по истории Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны. В то же время оно есть в фондах Государственного архива Российской Федерации, и в нем не говорится об оплате работы уполномоченных, как, впрочем, и сотрудников их аппаратов, местными властями1.

Зарплата самих уполномоченных на уровне центральной власти штатами 1943 г. действительно не определялась. Графа напротив них в штатном списке оставалась пустой. В то же время по всем субъектам РСФСР, где такая должность была, определялась заработная плата секретаря и по всем регионам зарплата машинистки. Первая составляла 300 руб., вторая, соответственно, 250 руб.2 [1, с. 47].

При том, что оклады секретаря и машинистки устанавливались на общегосударственном уровне, выплачивались они также, как и уполномоченному, из местного бюджета [3, с. 138].

Исследователи, занимающиеся проблематикой истории института уполномоченных Совета по делам РПЦ, приводят размер заработной платы уполномоченного на конец 1940-х гг. по некоторым субъектам центральной части республики. Так, по Ивановской области она составляла 1500 руб. в месяц [1, с. 47].

Т. А. Чумаченко со ссылкой на архивные источники отмечает, что размер заработной платы уполномоченных по регионам в начале 1960-х гг. разнился - где-то был 800 руб., где-то - 1200-1300 руб. [6, с. 77].

К сожалению, на сегодня не совсем ясен размер заработной платы уполномоченных по регионам Восточной Сибири. Таких данных не встречено ни в публикациях, ни в архивных источниках.

Отметим, что по всем административно-территориальным единицам Украинской и Белорусской ССР штаты, как отмечалось выше, состояли из двух человек - уполномоченного и машинистки. Заработная плата первого также не определялась, во втором же случае она была больше, чем по субъектам РСФСР, составляя 300 руб.3

1 ГАРФ. Ф. Р5446. Оп. 44. Д. 779. Л. 58-60.

2 Там же. Л. 59-60.

3 Там же. Л. 59.

Важнейшей является проблема подбора кадров уполномоченных. На сегодня также до конца не ясно, какой принцип лежал в основе назначения. Отчеты уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви, а с 1965 г. и Совета по делам религий при Совете Министров СССР, к примеру по Бурят-Монгольской (с 1958 г. Бурятской) Автономной Советской Социалистической Республике и Читинской Области, а также переписка с ними говорят нам о том, что основная масса сотрудников справлялась со своими должностными обязанностями не лучшим образом. Отчеты кратки, малосодержательны, в архивных фондах присутствуют далеко не за все годы. Переписка же содержит много критических замечаний со стороны руководства Советов. И такая картина свойственна многим субъектам РСФСР.

Т. А. Чумаченко говорит о том, что кадровый состав уполномоченных формировался областными комитетами партии. В данном случае не совсем ясно, почему речь идет"только об областях и не говорится об иных видах субъектов РСФСР. Она же отмечает, что к началу 1960-х гг. фактическое руководство уполномоченными перешло к «местной партийной власти», что и стало в итоге одной из причин проведения «хрущевской» религиозной политики [8, с. 26, 46].

Некоторые авторы без отсылок к источникам говорят о том, что Совет по делам Русской православной церкви где-то в районе 1947-1948 гг. сократил «некоторые штатные единицы своих уполномоченных» [3, с. 143]. К сожалению, сложно сказать с уверенностью, о чем идет речь.

Аналогичные замечания встречаем и относительно более позднего периода. Так, один из ведущих специалистов по истории Совета по делам Русской православной церкви Т. А. Чумаченко пишет относительно начала 1960-х гг.: «Несмотря на протесты руководства СДРПЦ, местные власти по своей инициативе продолжали сокращать штатные должности уполномоченных СДРПЦ». Вновь акцентируем внимание на «местных властях», однако самое важное здесь, что снова не понятно, о каких штатных должностях уполномоченных говорит автор. Фраза «решить вопрос о восстановлении должностей уполномоченных» дает возможность предположить, что в отдельных субъектах РСФСР они были упразднены, однако, где именно, вновь остается загадкой [6, с. 77].

Проведенный анализ показал, что установление и изменение штатов уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров (позже - при Совете Министров) СССР стало важнейшей составляющей в политике советского государства в отношении православной церкви.

Количество представителей Совета в регионах во многом влияло на деятельность государства в отношении религиозных сообществ и отдельных верующих на региональном и местом уровнях.

Штатное расписание уполномоченных совета по делам РПЦ было предложено в 1943 г. параллельно с Положением о Совете. Оно содержало штаты уполномоченных по РСФСР, Украинской и Белорусской ССР. При этом если для двух последних оно было единым для всех территориальных единиц, то по РСФСР все регионы были разделены на две большие группы: первая - с количеством уполномоченных в три штатных единицы по западной и центральной частям республики; вторая - с двумя штатными

единицами по регионам севера, некоторым регионам Центральной части страны, а также по территориальным единицам Сибири и Дальнего Востока. Все субъекты РСФСР Восточной Сибири, для которых определялся аппарат уполномоченного Совета по делам РПЦ, имели всего по два человека в штате. При этом первоначально в списке отсутствовали Бурятская и Якутская АССР, однако уже через несколько месяцев был поднят вопрос о необходимости введения должности уполномоченных и там, что в дальнейшем и было проделано.

Существуют определенные спорные вопросы относительно штатов уполномоченных и их изменений. Отдельные исследователи, говоря о регионах СССР, рассматривают в контексте анализа штатного расписания только области. Практически все авторы, занимающиеся данной проблематикой, со ссылкой на архивные источники говорят о том, что заработная плата уполномоченным и сотрудникам их аппаратов выплачивалась местными органами власти, в то время как уполномоченные относились к региональным. Не до конца выяснен на сегодняшний день вопрос о подчиненности уполномоченных. Подчинялись ли они Совету, исполнительным комитетам и партийным органам или последние выступали как контролирующие и только на отдельных исторических этапах имели большее влияние. Нет полной картины с размером заработной платы уполномоченных. В имеющихся исследованиях она называется по отдельным регионам, при этом в разное время могла значительно разниться. За пределами серьезного анализа при характеристике штатов уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви, а затем и Совета по делам религий при Совете Министров СССР остались аппараты, заработная плата и особенности работы уполномоченных в целом по отдельным регионам. Таковыми являются Бурят-Монгольская (Бурятская) Автономная Советская Социалистическая Республика и Читинская области на территории большого макрорегиона - Восточной Сибири.

Представляется, что требуется дальнейшее изучение особенностей создания, существования и деятельности института уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров (Совете Министров СССР). Это позволит воссоздать более полную историю политики советского государства в отношении православной церкви. Особо актуальным сказанное представляется для регионов Восточной Сибири. Предопределено это незначительными объемами институализированной деятельности православной церкви, единицами молитвенных зданий, священнослужителей и зарегистрированных религиозных объединений. При этом вопросами их существования и деятельности занимались именно уполномоченные Совета по делам РПЦ, а затем Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Важнейшим видится дальнейшее прояснение вопроса о штатах и заработной плате аппаратов уполномоченных на всем протяжении советского времени.

Список литературы

1. Гераськин Ю. В. Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви: исторический портрет // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы. М. : ЛИБРОКОМ, 2011. С. 48-59.

2. Гераськин Ю. В. Возникновение и становление института уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР // Известия Алтайского государственного университета. История. Исторические науки. 2008. № 4. С. 45-51.

3. Онищенко А. Б. О роли и значении Совета по делам Русской Православной Церкви в 1943-1953 годах // Церковь и время. 2011. Т. LV, № 2 (55). С. 133-156.

4. Онищенко А. Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ). Первые годы существования // Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба. URL: https://ruskline.ru/moni toring_smi/2011/01/29/sovet_po_delam_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_pri_snk_sm_sssr_ pervye_gody_suwestvovaniya/ (дата обращения: 18.06.2020).

5. Чумаченко Т. А. Совет по делам Русской православной церкви и его уполномоченные в условиях новой церковной политики власти (1958-1964 гг.) // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы. М. : ЛИБРОКОМ, 2011. С. 8-35.

6. Чумаченко Т. А. Совет по делам Русской православной церкви при СМ СССР и его уполномоченные в первой половине 1960-х годов: структура, формы и методы работы // Вестник Челябинского государственного университета. История. 2010. Вып. 42, № 30 (211). С. 74-85.

7. Чумаченко Т. А. Совет по делам Русской православной церкви при СНК (СМ) СССР в 1943-1947 гг.: особенности формирования и деятельности аппарата // Российское Объединение Исследователей Религии. URL: https://rusoir.ru/03print/ 03print-02/03print-02-102/ (дата обращения: 18.06.2020).

8. Чумаченко Т. А. Совет по делам Русской православной церкви при СНК (СМ) СССР. 1943-1965 гг. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02. М. : Московский государственный ун-т им. М. В. Ломоносова, 2011. 50 с.

9. Малюков Е. И. Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Челябинской области в годы Великой Отечественной войны // MAGISTRA VITAE: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2015. № 6 (361). С. 106-111.

10. Малюков Е. И. Деятельность уполномоченных Совета по делам по делам Русской православной церкви при СНК-СМ СССР по Челябинской области: 1943-1965 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02. Челябинск, 2017. 32 с.

11. Федотова И. Ю. Деятельность уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по открытию церквей в Молотовской области (1940-е - начало 1950-х гг.) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 23 (161). С. 67-71.

References

1. Geras'kin Yu.V. Commissioner for the Russian Orthodox Church: a historical portrait.

Gosudarstvo i tserkov' v XX veke: evolyutsiya vzaimootnosheniy, politicheskiy i sotsio-kul'turnyy aspekty. Opyt Rossii i Evropy = State and Church in the 20h century: evolution of relationships, political, social and cultural aspects. Experience of Russia and Europe. Moscow: LIBROKOM, 2011:48-59. (In Russ.)

2. Geras'kin Yu.V. The emergence and formation of the institution of commissioners of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. Istori-cheskie nauki = Proceedings of the Altai State University. History. Historical sciences. 2008;4:45-51. (In Russ.)

3. Onishchenko A.B. On the role and significance of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church in 1943-1953. Tserkov' i vremya = Church and time. 2011; LV(2):133-156. (In Russ.)

4. Onishchenko A. Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of People's Commissars. The first years of existence. Russkaya narodnaya liniya. Pravoslavie. Samoderzhavie. Narodnost'. Informatsionno-analiticheskaya sluzh-ba = Russian folk line. Orthodoxy. Autocracy. Nationality. Information and analytical service. Available at: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/01/29/sovet_po_delam_ russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_pri_snk_sm_sssr_pervye_gody_suwestvovaniya/ (accessed 18.06.2020). (In Russ.)

5. Chumachenko T.A. The Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church and its delegates in the context of the new church policy of the authorities (1958-1964). Gosu-darstvo i tserkov' v XX veke: evolyutsiya vzaimootnosheniy, politicheskiy i sotsiokul'tur-nyy aspekty. Opyt Rossii i Evropy = State and Church in the 20h century: evolution of relationships, political, social and cultural aspects. Experience of Russia and Europe. Moscow: LIBROKOM, 2011:8-35. (In Russ.)

6. Chumachenko T.A. Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR and its delegates in the first half of the 1960s: structure, forms and methods of work. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya = Bulletin of Chelyabinsk State University. History. 2010;42(30):74-85. (In Russ.)

7. Chumachenko T.A. Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of People's Commissars of the USSR in 1943-1947: features of the formation and activities of the apparatus. Rossiyskoe Ob"edinenieIssledovateleyReligii = Russian Association of Religious Researchers. Available at: https://rusoir.ru/03print/03print-02/03print-02-102/ (accessed 18.06.2020). (In Russ.)

8. Chumachenko T.A. Sovetpo delam Russkoy pravoslavnoy tserkvi pri SNK (SM) SSSR. 1943-1965 gg.: avtoref. dis. d-ra ist. nauk: 07.00.02 = Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of People's Commissars of the USSR. 1943-1965: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of historical sciences: 07.00.02. Moscow: Moskovskiy gosudarstvennyy un-t im. M. V. Lo-monosova, 2011:50. (In Russ.)

9. Malyukov E.I. Activities of the Commissioners of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of People's Commissars of the USSR in the Chelyabinsk Region during the Great Patriotic War. MAGISTRA VITAE: elektron-nyy zhurnal po istoricheskim naukam i arkheologii = MAGISTRA VITAE: electronic journal of historical sciences and archeology. 2015;6(361):106-111. (In Russ.)

10. Malyukov E.I. Deyatel'nost' upolnomochennykh Soveta po delam Russkoy pravoslavnoy tserkvi pri SNK-SM SSSR po Chelyabinskoy oblasti: 1943-1965 gg.: avtoref. dis. kand. ist. nauk: 07.00.02 = Activities of the Commissioners of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of People's Commissars of the Council of Ministers of the USSR in the Chelyabinsk Region: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of historical sciences: 07.00.02. Chelyabinsk, 2017:32. (In Russ.)

11. Fedotova I.Yu. Activities of the authorized Council for the affairs of the Russian Orthodox Church of the glorious on the opening of churches in the Molotov region (1940s -early 1950s). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University. 2009;23(161):67-71. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Евгений Викторович Дроботушенко

кандидат исторических наук, доцент, декан историко-филологического факультета, Забайкальский государственный университет (Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

E-mail: DRZZ@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Evgeny V. Drobotushenko Candidate of historical sciences, associate professor, dean of the faculty of history and philology, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya street, Chita, Russia)

Юлия Николаевна Ланцова

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории, Забайкальский государственный университет (Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

E-mail: astra205@yandex.ru

Галина Петровна Камнева кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России средних веков и нового времени, Московский государственный областной университет (Россия, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24)

E-mail: Kamnevagp@gmail.com

Андрей Александрович Сотников

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России средних веков и нового времени, Московский государственный областной университет (Россия, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24)

E-mail: microlabuss@mail.ru

Сергей Александрович Сотников кандидат исторических наук, доцент, заместитель декана по электронному образованию и учебно-методической работе факультета истории, политологии и права, Московский государственный областной университет (Россия, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24)

E-mail: sergey@histr.ru

Yulia N. Lantsova

Candidate of historical sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of history, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya street, Chita, Russia)

Galina P. Kamneva

Candidate of historical sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of history of Russia of the middle ages and modern times, Moscow Region State University (24 Very Voloshinoy street, Mytishchi, Moscow region, Russia)

Andrey A. Sotnikov

Candidate of historical sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of history of Russia of the middle ages and modern times, Moscow Region State University (24 Very Voloshinoy street, Mytishchi, Moscow region, Russia)

Sergey A. Sotnikov

Candidate of historical sciences, associate professor, vice dean for e-learning and methodological work of the Faculty of history, political science and law, Moscow Region State University (24 Very Voloshinoy street, Mytishchi, Moscow region, Russia)

Поступила в редакцию / Received 20.08.2020

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 02.11.2020 Принята к публикации / Accepted 15.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.