Научная статья на тему 'Шрифтовой дизайн титров советских художественных фильмов'

Шрифтовой дизайн титров советских художественных фильмов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2032
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шрифтовой дизайн титров советских художественных фильмов»

Шрифтовой дизайн титров советских художественных фильмов

Токарь О. В., Боханко Т. П.

Цель работы — изучение дизайна элементов кинетической типографики на примере титров к советским художественным фильмам. Объект исследования дизайн названий советских фильмов как элементов титров. Анализ проводился в аспекте оценки эмоционально-образного воздействия оформления на потенциального зрителя. Актуальность темы проявляется в том, что учет результатов исследований в области кинетической типографики поможет лучше понять зрительское восприятие, осознать зрительские ожидания и предвкушения.

К титрам предъявляют ряд функциональных требований, например, надпись должна находится на экране в течение такого времени, которого бы хватило на ее прочтение (обычно это 2-3 секунды). Кроме того, высота шрифта должна быть оптимальной для удобства чтения (очень мелкий или слишком крупный шрифт замедляет читаемость), надпись не должна сливаться с фоном. Титры должны быть выдержаны в едином стиле на протяжении всей ленты и должны соответствовать содержанию фильма.

Взаимосвязь оформления текстовых элементов и содержания фильма определяется косвенно, например, через эмоционально-образную оценку графических элементов с последующим соотнесением полученных результатов с содержанием фильма, с основной идеей, которую он передает зрителю. Для определения эмоционально-образного отношения потенциального зрителя к оформлению ключевого элемента титров (названию) был привлечен метод семантического дифференциала. Это ассоциативный метод, направленный на выявление ощущений от восприятия объектов визуального дизайна с помощью анкетирования респондентов по п-балльным шкалам, отражающим то или иное семантическое пространство. [1] в данном случае семантическое пространство было сформировано на основе реплик пользователей, высказанных при просмотре начальных титров фильмов. в соответствии с правилами были сформулированы антонимичные шкалы, деление шкалы выбрано пятибалльное, поскольку взрослые респонденты в состоянии выделить пять градаций определений.

Было отобрано 19 советских художественных фильмов разных годов выпуска. Критерий отбора: известность фильма, наличие в титрах цветовых, шрифтовых или композиционных приемов выделения. По каждой заставке кинофильма было опрошено 25 человек. Полученные результаты в виде средних значений по каждой главе выборочно сведены в таблицу. Аналогично по данным шкалам были получены и результаты по остальным одиннадцати фильмам.

Разброс средних значений показал, что у респондентов существует определенная дифференциация дизайна титров в зависимости от графических приемов и содержательной стороны титров. Полученные результаты были обработаны методом кластерного анализа (алгоритм «Дальнего соседа»), предназна-

ченного для группировки объектов по ряду факторов и получения однородных групп. [1] Кластеризация титров отражена на рисунке 1.

Согласно кластерному анализу объекты составили пять групп: первая группа: «Девушка без адреса» (1), «Невероятные приключения итальянцев в России» (12), «Карнавальная ночь» (11), «Будьте моим мужем» (6), «Самогонщики» (16), «В бой идут одни старики» (15); вторая группа: «Девушка с характером» (2), «Девчата» (8), «Большая семья» (5), «Ирония судьбы, или с легким паром» (18), «Формула любви» (3), «Высота» (14), «Королева бензоколонки» (10), «Служебный роман» (9); третья группа: Операция Ы» (13), «Чародеи» (19), «Усатый нянь» (20); четвертая группа: «Гараж» (4); пятая группа: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (7).

Рисунок 1. Группировка титров

Кластеризации объектов визуального дизайна на основе эмоционально-образного впечатления респондентов может быть дано логическое объяснение. На выбор респондента влияют четыре параметра: рисунок шрифта, цвет, особенности фона, ассоциации, связанные с содержанием надписи и припоминанием коллизий фильма. Например, нетипично оформленное рубленым тяжелым шрифтом название «Гараж», занимающее весь экран, составляет отдельную группу, то есть зритель испытывает эмоции, отличные от тех, которые вызывает, например, название «Девушка без адреса». в свою очередь надписи, оформленные шрифтом, имитирующим рукописный (фильмы первой группы), вызывают сходные эмоции, при этом цвет шрифта может быть как белым, так и красным, и желтым. Шрифт хоть и отдаленно напоминающий рукописный, но им не являющийся («Королева бензоколонки», «Служебный роман»), уже по-другому оценивается респондентами. Такие надписи относятся ко второй группе, где они объединены с названиями, имеющими общность в черно-белом сочетании фона и шрифта («Девушка с характером»,

Искусствоведение и культурология

Таблица 1. Средние значения шкал для ряда фильмов

Шкалы Девушка без адреса Формула любви Гараж Большая семья Девчата Королева бензоколонки Карнавальная ночь Итальянцы в России

1) тяжелый — воздушный 3,40 2,28 1,32 2,44 3,36 2,96 3,04 3,68

2) грубый — нежный 3,32 2,92 1,92 2,96 3,36 2,92 2,56 3,40

3) современный — старинный 3,40 3,08 2,44 3,44 3,48 2,68 2,84 2,80

4) элегантный — вульгарный 2,56 3,20 3,44 2,84 2,40 3,04 2,52 2,68

5) изысканный — избитый 2,48 3,36 3,40 3,24 2,84 3,56 2,80 2,36

6) вычурный — простой 3,08 3,48 4,32 2,68 3,60 3,80 3,48 2,68

7) сдержанный — резкий 3,28 2,56 2,64 2,84 2,76 2,60 2,88 3,40

8) благородный — низменный 2,88 2,92 3,08 2,60 2,40 2,40 2,60 2,60

9) массивный — невесомый 3,12 2,92 1,20 1,68 2,96 3,04 3,04 2,88

10)четкий — невнятный 2,20 1,80 1,04 2,16 2,68 1,84 2,40 2,72

11) эмоциональный — спокойный 2,28 2,48 2,28 2,84 2,76 2,52 1,64 2,64

12) классический — декоративный 2,68 2,56 2,04 2,64 3,08 2,24 3,20 2,92

13) гармоничный — несогласованный 2,80 2,84 2,28 1,60 2,32 2,64 3,16 2,68

14) солидный — легкомысленный 3,56 2,68 2,16 2,88 3,48 3,12 3,52 3,12

15) естественный — искусственный 2,88 2,88 2,04 2,56 2,16 2,79 3,08 2,32

16) витиеватый — незамысловатый 2,96 3,24 3,92 3,04 3,52 3,68 3,72 3,00

17) тонкий — жирный 2,72 3,76 4,84 4,48 3,68 1,84 3,44 2,68

18) привычный — незаурядный 2,96 2,64 2,44 2,32 2,68 2,80 2,88 2,96

19) плавный — угловатый 2,36 3,24 3,72 2,16 2,24 3,13 2,84 2,72

20) энергичный — пассивный 2,64 3,28 3,92 2,52 2,36 1,64 1,64 2,52

21) стильный — банальный 3,04 3,72 3,80 3,24 3,32 3,12 2,80 2,88

22) аккуратный — неопрятный 2,32 1,68 2,48 2,52 1,92 1,64 2,56 2,88

23) агрессивный — спокойный 3,12 2,76 2,08 3,32 3,92 3,08 2,84 3,00

24) надежный — непрочный 2,96 2,48 1,68 3,00 2,67 2,64 2,60 2,64

25) броский — незаметный 2,63 2,8 1,88 2,16 3,12 3,28 2,52 2,56

26) выразительный — неяркий 2,68 2,48 1,68 2,84 2,56 2,40 2,12 2,48

27) кричащий — обычный 2,96 3,12 2,68 3,32 3,48 3,96 2,80 2,48

28) яркий — тусклый 3,28 3,08 2,88 3,44 3,12 3,20 2,88 2,24

29) устойчивый — колеблющийся 2,96 2,40 1,32 3,08 2,72 2,40 3,08 3,04

30) строгий — лояльный 3,92 3,04 2,12 3,04 2,72 3,60 3,04 3,44

«Девчата», «Большая семья», «Высота»). в этой группе также находится название «Формула любви», которое по сочетанию цвета фона и шрифта также является черно-белым, но рисунок шрифта тяготеет к эпохе, в которую происходят события фильма (Россия, XVIII век). Впрочем, гарнитуры такого типа достаточно распространены при оформлении различной печатной продукции и СМИ, поэтому фактор цвета оказался в данном случае сильнее фактора рисунка шрифта. Декоративные буквы, имитирующие что-то веселое и детское с помощью приемов разноцветного выделения букв («Чародеи») и неровного набора («Операция Ы», «Усатый нянь») выделились в отдельную группу, что говорит о том, что их воздействие отличается от набора рукописным шрифтом или прямым рубленным. Последнюю группу составляет надпись «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», хотя

она выполнена белым цветом на темном фоне, однако текстовая гарнитура шрифта и исторический вид Лондона на подложке вызывал у респондентов эмоции, отличные от тех, которые возникали от надписей всех остальных групп. Безусловно, нельзя забывать о том влиянии, которое оказывает содержательная сторона надписи и воспоминания респондента о тех эмоциях, которые вызвал в нем сюжет фильма. в данном случае, жанровые особенности фильма не оценивались, почти все они являются комедиями за исключением фильмов «В бой идут одни старики», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Гараж» и «Высота», хотя и в этих фильмах присутствует юмор.

В данной работе для оценки дизайна титров советских фильмов на примере их названий с помощью специальной анкеты был проведен опрос респондентов для выявления их эмоционального от-

Всероссийский журнал научных публикаций, май 2011

39

ношения к предлагаемому объекту. Результаты опроса показали, что эмоции у зрителей присутствуют, но их дифференциация зависит от оформления: рисунка шрифта, цвета фона и надписи. Для более детального рассмотрения этого вопроса был применен метод кластерного анализа, позволяющий классифицировать объекты по средним значениям оценок. Поскольку группировка, полученная этим методом, видна визуально, то можно говорить о том, что методика пригодна для дальнейшей работы над изучением восприятия титров фильмов (как объекта дизайна).

Список использованных источников

1. Токарь, О. В. Оценка шрифтов методом семантического дифференциала / О. В. Токарь, М. А. Зильберглейт // Труды БГТУ. Сер. IX. Издат. дело и полиграфия. — 2007. — Вып. XV.

Информация об авторах

• Токарь О. В. // к.т.н., доцент кафедры редакционно-издательских технологий БГТУ, г Минск

• Боханко Т. П. // студентка 5-го курса факультета издательского дела и полиграфии БГТУ, г. Минск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.