ШРИ АУРОБИНДО О ВЛИЯНИИ КУЛЬТУРЫ НА ЭВОЛЮЦИЮ ЧЕЛОВЕКА
Е. С. КРЮЧКОВА
В статье рассматривается влияние культуры на развитие человека, зависимость культуры от многогранной жизни разума с его божественным началом, способным изменить жизнь общества.
Ключевые слова: культура, эволюция человеческого общества, божественная жизнь.
Природа начинает свою эволюцию с низшей стадии грубой Материи с ее элементами и атомами, двигаясь выше на стадию растения, подготавливая возникновение животного существа и, наконец, четвертая стадия - это человек, способный в отличие от всех остальных с помощью свободной воли раскрыть в себе нормальные и сверх-нормальные возможности и силы, постичь все законы бытия и их зримые действия. Перед человеком поставлена задача - познать себя и научиться управлять собой. Как ментальному существу Природы человеку приходиться проходить на физическом и на ментальном уровне через стадии своей животной эволюции. В его начальной естественной поглощенности телом и жизнью проявляются его ограниченность и неразумность. По мере роста разума и ментальности человек меняется и немного освобождается из своей ограниченности, но привязанность его к своим потребностям и желаниям остается в измененной форме с новыми возможностями, преследуя не только ментальную цель, но и духовную.
Размышляя над этим, понятно, что для человека важно не просто родиться, вырасти, вступить в брак, добывать средства к существованию, содержать семью, а потом умереть, человек должен самовыражаться в науке, искусстве, религии, философии и те знания и сила, приобретенные в жизни по мере становления должны быть изнутри наружу. И также преодолеть двойственный мотив Природы, не только управлять самим собой и совершенствовать себя, но и управлять окружающей средой и влиять на нее.
Отсюда можно задать вопрос, а не должен ли человек превзойти человеческую природу, подобно тому, как он превзошел животную стадию своего развития и превратиться в существо божественное. По мнению Шри Ауробиндо человек спо-
собен на это, но сначала он должен признать силу и свет, которые существуют за пределами его самого. Этот факт - осознание божественного начала - является спасением для человека.
Само понятие культура, по мнению Шри Ау-робиндо, очень неоднозначно и зависит от уровня развития человечества. Если рассматривать низший, фундаментальный уровень, то культура зависит от субъективного мотива Природы, заключающего в ментальных чувствах, эмоциях и ощущениях и от объективного мотива, связанного с активной жизнью и ее проявлениями. А если перейти к следующей ступени, более возвышенной, то это морально-этическое существо, где все служит культуре и справедливости или эстетическое существо, стремящееся к культуре и красоте. А выше всего этого стоит интеллектуальное существо, это жизнь не только разума с его волей и рациональностью, но не развитые еще пока интуитивные способности, более мощные, но пока еще не проявленные, это сила и свет.
Наличие светоносной силы устремляет человека к некому озарению, которое просто помогает рассудку и сердцу своими вспышками, освещая человеческое существо, начиная с его интеллекта, эстетического и этического его содержания, его чувств и ощущений. Она дает понимание Истины более подлинной, чем Разум и Наука, возможность божественной Жизни и деятельности, Справедливость более высокую.
Несмотря на то, что камнем на пути человека является многообразие ментального состава человека и отсутствия постоянного света, который мог бы направлять разум человека, человек сформировал понятие культуры и культурного, цивилизованного общества, характеристикой которого является наличие у человека активной ментальной жизни и ее совершенствование.
В связи с этим в настоящее время стоит задача развить простого обывателя в настоящего цивилизованного культурного человека. Обыватель -это человек, который внешне живет цивилизованной жизнью, а внутри у него только чувства, ощущения, эмоции, который лишен чувства красоты, не понимает искусства и опошляет все, к чему прикасается, - будь то религия, этика, литература или жизнь. Он только реагирует на жизнь, а не участвует в ней активно.
По мнению Шри Ауробиндо, обыватель изменился, он который понял необходимость использования своих высших способностей и пытается стать ментально активным. Он понимает, что должен интересоваться этическими, нравственными и социальными проблемами. Он читатель поэзии, равно как и страстный любитель беллетристики и периодической литературы; в нем вы найдете, вероятно, знатока Тагора или поклонника Уитмена; вероятно, он имеет не очень ясное понимание красоты и эстетики, но он слышал, что Искусство является не совсем уж несущественной частью жизни. Присутствие этого нового колосса ощущается повсюду. Он составляет огромную читающую аудиторию; для него издаются газеты, еженедельные и ежемесячные издания; художественная литература, поэзия и искусство поставляют ему ментальную пищу; для него существуют театр, кино и радио; Наука спешит принести свое знание и новые открытия к его дверям и оснастить его жизнь бесчисленными техническими приспособлениями; по его образу и подобию формируется политическая жизнь. Именно он сначала противостоял, а потом способствовал предоставлению женщинам избирательных прав, именно он развивал синдикализм, анархизм, классовую борьбу, спровоцировал восстание пролетариата и вел войны, которые называют борьбой идей или культур, - тип жестокого конфликта, в точности отражающий самую суть этого нового варварства, или за несколько дней подготовил революции в России, совершить которые интеллигенция не сумела за столетие отчаянных усилий и страданий. Именно его пришествие явилось фак-
тором, ускорившим преобразование современного мира. Если Ленин, Муссолини, Гитлер достигли своего стремительного и почти ошеломительного успеха, то только потому, что эта движущая сила, эта живо реагирующая активная масса была готова привести их к победе - сила, которой не хватало их менее удачливым предшественникам [1].
Несмотря на стремление к прогрессу, культура, с одной стороны, стала ближе к народу, а с другой стороны, она не стала благородней из-за широкого доступа к ней полупросвещенных народных масс. В основе современной цивилизации лежит коммерческий дух, где движущей силой является удовольствие. Человек стал нуждаться в литературе для того, чтобы поддерживать свою ментальную деятельность, которая отчасти может влиять на его поведение, вдохновлять его на поступки. Поэтому снизился общий уровень мысли и культуры, деятельность писателей, художников и ученых стала служить дешевой популярности.
В заключении можно сказать, что несмотря на то, что движущей силой развития человека в основном является потребительство, удовлетворение своих желаний, Мысль и Знание получают возможность заявить о себе, и поэтому увеличился объем людей, которые стали мыслить и всерьез стараются понять и осмыслить культуру.
Литература
1. Ауробиндо Гхош Шри. Человеческий цикл: пер. с англ. Казань, 1992. С. 231.
* * *
SRI AUROBINDO ABOUT INFLUENCE OF CULTURE ON EVOLUTION OF THE PERSON
Ye. S. Kryuchkova
In article influence of culture on development of the person, dependence of culture on many-sided life of mind, with its divinity, capable to change society's life is considered.
Key words: culture, evolution of human society, divine life.