Научная статья на тему 'Шоу как форма проявления современной визуальной культуры: на примере российского телевидения'

Шоу как форма проявления современной визуальной культуры: на примере российского телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1591
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / VISUAL CULTURE / TV

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муравьева Маргарита Денисовна

В данной работе рассматривается шоу как одна из форм визуальной культуры. Автор обращает внимание на то, что на современном этапе визуальные образы по своему влиянию заменяют текстовую (вербальную) информацию. В результате выявления особенностей подачи информации на телевидении с помощью шоу делается вывод о том, что шоу не просто развлекает или просвещает, но и попутно формируют оценочные суждения, ценностные ориентации, моральные категории и поведенческие стереотипы зрителей. Телевизионное шоу, визуализируя смыслы окружающего мира, оказывают существенное влияние на культуру всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Show as a form of contemporary visual culture: for example, Russian television

In this paper we consider the show as a form of visual culture. The author draws attention to the fact that at the present stage of visual images in their influence is replaced by the text (verbal) information. As a result, identifying features on television presenting information via the show concludes that the show is not just entertaining and enlightening, but also simultaneously forms value judgments, values, moral categories and behavioral patterns of viewers. TV show visualizing meanings of the world, have a significant impact on the culture of the whole society.

Текст научной работы на тему «Шоу как форма проявления современной визуальной культуры: на примере российского телевидения»

УДК 316.74:7.097

М. Д. Муравьева

Шоу как форма проявления современной визуальной культуры: на примере российского телевидения

В данной работе рассматривается шоу как одна из форм визуальной культуры. Автор обращает внимание на то, что на современном этапе визуальные образы по своему влиянию заменяют текстовую (вербальную) информацию. В результате выявления особенностей подачи информации на телевидении с помощью шоу делается вывод о том, что шоу не просто развлекает или просвещает, но и попутно формируют оценочные суждения, ценностные ориентации, моральные категории и поведенческие стереотипы зрителей. Телевизионное шоу, визуализируя смыслы окружающего мира, оказывают существенное влияние на культуру всего общества.

Ключевые слова: визуальная культура, телевидение

Margarita D. Muraveva Show as a form of contemporary visual culture: for example, Russian television

In this paper we consider the show as a form of visual culture.The author draws attention to the fact that at the present stage of visual images in their influence is replaced by the text (verbal) information. As a result, identifying features on television presenting information via the show concludes that the show is not just entertaining and enlightening, but also simultaneously forms value judgments, values, moral categories and behavioral patterns of viewers. TV show visualizing meanings of the world, have a significant impact on the culture of the whole society.

Keywords: visual culture, TV

Современный мир информационных технологий и телекоммуникаций невозможно представить без визуальных объектов. Визуальные контенты передают образы, несущие смысловую информацию, способствую тем самым развитию визуальной культуры как совокупности «материальных и интеллектуальных ценностей в области визуальных медиа, а также исторически определенной системы их воспроизводства и функционирования в социуме»1.

С развитием различных технологий у человека меняется представление об окружающем мире, меняется и само его визуальное восприятие, которое формирует новый тип визуальной культуры с его специфическими формами. В начале XX в. появление кинематографа вызвала культурную революцию, провозгласив эру визуализации культуры, но и сегодня средства визуальной культуры множатся весьма динамично: 3D технологии, телевидение высокого качества, голографические изображения и т. д. В связи с этим, растет и актуальность изучения визуальной культуры, а также ее форм, средств визуализации, которые накладывают отпечаток на социальные и культурные процессы.

Следует обратить внимание на то, что визуальная культура в целом зависит от уровня развития визуальных средств передачи информации, и в каждый исторический период для нее характерны свои особенности. Иными словами, визуальная культура становится отражением действительности. Ее специфика тесно связана с развитием информационных и электронных технологий, с техническим прогрессом. К примеру, в наши дни, по мнению ученых, «визуальная информация во многом заменила текстуальную (письменную) и информацию, получаемую в ходе непосредственного общения людей друг с другом»2. В связи с этим, современная визуальная культура охватывает такие объекты культуры, как «кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство,„риЬПс art", рисунок, фотография, живопись, театр, видео-арт, реклама, рекламные ролики, дизайн, web-дизайн, видеоигры, мода, граффити и т. д. »3.

Согласно известному культурологу Маршалу Маклюэну, письменная упорядоченность и «галактика Гуттенберга»4 в «результате «коммуникационной революции» отошли на второй план, уступив место мультимедийной (электронной) коммуникации, где торжествует человек «смотрящий» и «слушающий», воспринимающий мир на основе слияния мифа и разума»5. При этом главной особенностью современной визуальной культуры стоит назвать медиатизацию. Масс-медиа являются на сегодняшний день одним из главных функционирующих объектов визуальной культуры. Медийное пространство определенным образом передает визуальные образы, символы современного мира через средства коммуникации: компьютер, smartphon, проектор, телевидение и т. д. Между тем, именно телевидение играет мощнейшую роль в СМИ, представляя его один из главных трансляторов информации.

Телевидение стало объектом изучения ученых в области социально-гуманитарных наук еще с начала прошлого века. Теперь уже не является открытием тот факт, что телевидение оказывают большое влияние на общество, его ценностные установки, нормы и идеалы. С помощью визуальных средств (рисунок на плакате, музыкальный клип, рекламный ролик) телевидение передает огромный поток информации, которая становится понятной большинству. «Между тем, картинка и звук, в отличие от вербального текста, обрабатываются у человека тем полушарием головного мозга, который менее склонен к рационализации в процессе познания»6. ■ Говоря иначе, телевидение является одним из мощнейших средств массовой коммуникации, и чем проще становится информация, тем быстрее человек ее воспринимает без какого-либо критического отношения. Например, вспомним известное ток-шоу с Дмитрием Наги-евым «Окна», где информация подавалась таким образом, что зритель по ту сторону экрана нередко всерьез воспринимал все происходящее на экране, не отделяя правду ото лжи. Гости телешоу дерутся, аудитория неистовствует, а телезрители тем временем вступают в дискуссии, создают сайты, чтобы выразить свои восторги и возмущения.

Существует множество теорий, которые подчеркивают особый характер тех визуальных практик, которые транслируются с помощью телевидения. Например,

известный современный мыслитель Мануэль Кастельс считает, что телевидение формирует так называемую «культуру реальной виртуальности»7, в результате которой человек начинает придавать значимость одним событиям и не замечать другие. В процессе передачи информации через визуальный ряд зритель погружается в создаваемую на телевидении реальность и, тем самым, виртуальное становится реальным (например, в шоу-программе вымышленная реальность становится действительностью для телезрителя).

Немаловажным фактом является то, что телевидение представляет собой скорее развлекательный характер, чем просветительский или познавательный. «Неважно, что или под каким углом зрения показывают. Поверх всего лежит установка, что материалы эти должны нас развлекать и доставлять удовольствие»7' Поэтому среди телевизионных программ все большую популярность приобретают такие, которые транслируются в формате некоего представления, т. е. шоу.

Шоу (show) в переводе с английского языка - означает «1. Яркое эстрадное представление, развлекательная программа. 2. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект»8. На современном российском телеэкране большинство событий и процессов освещается как раз с расчетом на шумный эффект, с позиции развлекательности и «смакования» фрагментов окружающей действительности. Безусловно, не все передачи по телевидению идут в формате шоу, однако ключевые элементы шоу (развлекательность, постановочный характер, шумный эффект) наглядно представлены в телевизионных передачах о спорте, в передачах о здоровье, красоте и пр. Даже серьезная информация в новостных передачах нередко преподносится с элементами шоу, когда ведущие вступают в постановочный диалог между собой или со зрителем, где акцент делается на эффектность и увлекательность в подаче материала.

Персонажи шоу и их сценарии позволяют воздействовать на аудиторию, на их разум (как в политических, спортивных передачах, так и в программах о преображении тела, дома и т. д.), вызывать различного рода эмоции, способствующие улучшению восприятия материала. Формат шоу стал настолько популярным, что современные телеэфиры наполнены всевозможными «ток-шоу» и «реалити-шоу». Главной задачей телевизионного шоу является массовый захват телевизионной аудитории с максимальным ее удержанием у экранов, а затем вовлечение зрителя в процесс шоу. Одним из ярких примеров визуализации современной культуры является ток-шоу «Пусть говорят». Основная роль отводится, телеведущему - Андрею Малахову, но и телезрители становятся участниками процесса создания шоу. Тематикой шоу может стать все, что происходит с людьми. В частности, убийство знаменитого человека не просто обсуждается, но из него делается настоящее шоу. Посредством чего транслируется определенный наложенный образ, который строится на основных перечисленных элементах: привлечением разоблачительных материалов, сенсационных заявлений, описанием подробностей личной жизни, которые подаются в сочетании с яркими эмоциями.

Однако, демонстрируемые во время шоу отношения, оценки и тенденции поведения настолько реалистичны, что зрители подсознательно усваивают их и ориентируются на них. Человек, сидящий по ту сторону экрана, оценивает событие как действительно происходящие, и нередко начинает вести себя подобным образом в реальной жизни. Следовательно, шоу не просто развлекает или просвещает, но и попутно формируют оценочные суждения, ценностные ориентации, моральные категории и поведенческие стереотипы зрителей. В связи с этим возникает вопрос о качестве и тематике шоу-программ на современном российском телевидении.

Подводя итог, заметим, что на современном этапе визуальные образы по своему влиянию заменяют текстовую (вербальную) информацию. Причем основным местом проявления визуальной культуры является экранная сфера, и, прежде всего, телевидение. Телевизионное шоу переносит на экран отражение действительности и способствует особому восприятию событий с попутной культурной оценкой происходящего. Одним главных инструментов шоу является взаимодействие со зрителем, которое обеспечивается ведущим, оформлением студии, приглашенными известными лицами, прямыми трансляциями, максимальной реалистичностью действующих персонажей шоу их «историй». С помощью шоу-программ транслируются определенные визуальные образы: семьи, политиков, церкви, женщин, детей, спортсменов, красоты, природы и т. д. И эти образы благодаря визуализации настолько реалистичны, что воздействуют на зрителя, формируя его идеалы, ценности и модели поведения, а, значит, оказывают влияние на культуру всего общества.

Примечания

1 Культура визуальная = Visual culture: термин. слов. Таганрог, 2010. URL: http: // mediagram. ru (дата обращения: 03. 02. 2016).

2 Емельянов А. В. Визуальная культура и пространство удовольствия // Вестн. Удмур. унта. Социология и Философия. 2003. С. 191. URL: http: // vestnik. udsu. ru (дата обращения: 03. 02. 2016).

3 Даниэль С. М. Искусство видеть. М.: Амфора, 2006. С. 113.

4 Маклюэн Г. M. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры / пер. с англ. и примеч. А. Юдина. М., 2003. URL: http: // gtmarket. ru (дата обращения: 03. 02. 2016).

5 Федотова Н. Г. Теория и культурные практики массовой коммуникации. Вел. Новгород: НовГУ, 2008. С. 55.

6 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. Гл. 5. Культура реальной виртуальности: интеграция электронных средств коммуникации, конец массовой аудитории и возникновение интерактивных сетей. URL: http: // polbu. ru (дата обращения: 03. 02. 2016).

7 Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004. С. 91.

8 Толковый словарь / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. М., 2006. URL: http: // dic. academic. ru (дата обращения: 03. 02. 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.