Научная статья на тему 'ШОС И БРИКС: РОЛЬ И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ'

ШОС И БРИКС: РОЛЬ И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
374
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Шанхайская организация сотрудничества / ШОС / БРИКС / интеграция / Россия / стратегические интересы России / роль России / незападные объединения. / Shanghai Cooperation Organization / SCO / BRICS / integration / Russia / Russia's strategic interests / Russia's role / non-Western associations.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бахлова Ольга Владимировна, Клюев Никита Николаевич, Крайнова Екатерина Александровна

Статья посвящена анализу определенных аспектов содержания, выстраивания и динамики международного сотрудничества России с дружественными странами. Специфика современной ситуации побуждает обратить особое внимание на такие форматы взаимодействия, как Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС. Гибридная война стран коллективного Запада против Российской Федерации, усиливающаяся глобальная турбулентность, растущая фрагментация мира в том числе по линии Запад–НеЗапад, дестабилизация миропорядка в постбиполярный период объективно превращают эти объединения в принципиально значимые. Цель статьи ‒ конкретизировать некоторые существенные параметры статусно-ролевых характеристик России в ШОС и БРИКС с учетом данных глобальных рейтингов в контексте текущих геополитических условий. Акцентированы стратегические интересы России, ее возможности на текущий момент и на ближайшую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCO AND BRICS: RUSSIA'S ROLES AND INTERESTS

The article is devoted to the analysis of certain aspects of the content, structure and dynamics of international cooperation between Russia and friendly countries. The specifics of the current situation prompts us to pay special attention to such formats of interaction as the Shanghai Cooperation Organization and BRICS. The hybrid war of the countries of the collective West against the Russian Federation, the increasing global turbulence, the growing fragmentation of the world, including along the West– Non-West line, the destabilization of the world order in the post-bipolar period objectively turn these associations into fundamentally significant. The purpose of the article is to specify some essential parameters of Russia's status and role characteristics in the SCO and BRICS, taking into account these global ratings in the context of current geopolitical conditions. The strategic interests of Russia, its capabilities at the moment and in the near future are emphasized.

Текст научной работы на тему «ШОС И БРИКС: РОЛЬ И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 327.7

DOI: 10.24411/2618-8120-2023-4-11-26

О.В. Бахлова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск, Россия,

e-mail: olga.bahlova@mail.ru

Н.Н. Клюев

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск, Россия, e-mail: nikita.kluev2001@yandex.ru

Е.А. Крайнова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск, Россия, e-mail: kraynova007@icloud.com

ШОС И БРИКС: РОЛЬ И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Статья посвящена анализу определенных аспектов содержания, выстраивания и динамики международного сотрудничества России с дружественными странами. Специфика современной ситуации побуждает обратить особое внимание на такие форматы взаимодействия, как Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС. Гибридная война стран коллективного Запада против Российской Федерации, усиливающаяся глобальная турбулентность, растущая фрагментация мира в том числе по линии Запад-НеЗапад, дестабилизация миропорядка в постбиполярный период объективно превращают эти объединения в принципиально значимые. Цель статьи - конкретизировать некоторые существенные параметры статусно-ролевых характеристик России в ШОС и БРИКС с учетом данных глобальных рейтингов в контексте текущих геополитических условий. Акцентированы стратегические интересы России, ее возможности на текущий момент и на ближайшую перспективу.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, ШОС, БРИКС, интеграция, Россия, стратегические интересы России, роль России, незападные объединения.

O.V. Bakhlova

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk, Russia, e-mail: olga.bahlova@mail.ru

N.N. Klyuev

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk, Russia, e-mail: nikita.kluev2001@yandex.ru

E.A. Kraynova

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk, Russia, e-mail: kraynova007@icloud.com

SCO AND BRICS: RUSSIA'S ROLES AND INTERESTS

The article is devoted to the analysis of certain aspects of the content, structure and dynamics of international cooperation between Russia and friendly countries. The specifics of the current situation prompts us to pay special attention to such formats of interaction as the Shanghai Cooperation Organization and BRICS. The hybrid war of the countries of the collective West against the Russian Federation, the increasing global turbulence, the growing fragmentation of the world, including along the West -Non-West line, the destabilization of the world order in the post-bipolar period objectively turn these associations into fundamentally significant. The purpose of the article is to specify some essential parameters of Russia's status and role characteristics in the SCO and BRICS, taking into account these global ratings in the context of current geopolitical conditions. The strategic interests of Russia, its capabilities at the moment and in the near future are emphasized.

Keywords: Shanghai Cooperation Organization, SCO, BRICS, integration, Russia, Russia's strategic interests, Russia's role, non-Western associations.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена повышением популярности и роли незападных объединений и форматов сотрудничества в условиях напряженности на мировой арене в связи с конфликтом вокруг Украины и гибридной войной стран коллективного Запада против России. Российская Федерация высоко оценивает взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС. В последние годы сотрудничество в рамках данных объединений вышло на принципиально иной уровень. В новых условиях они сталкиваются с определёнными рисками в

различных областях взаимодействия, однако это положительно влияет на динамику развития названных форматов. На данном этапе серьезно обсуждаются вопросы расширения ШОС и БРИКС, оценивается их роль и совокупный потенциал на мировой арене, место и роль конкретных государств в рамках данных объединений.

Шанхайская организация сотрудничества и неформальное межгосударственное объединение БРИКС являются одними из самых приоритетных форматов сотрудничества для России в последние годы. Российская Федерация заинтересована в расширении сотрудничества со странами так называемого «незападного мира» в целях содействия адаптации мироустройства к реалиям многополярного мира.

В редакции Концепции внешней политики РФ от 31 марта 2023 года отмечается, что «Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание укреплению потенциала и повышению международной роли межгосударственного объединения БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), РИК (Россия, Индия, Китай) и других межгосударственных объединений и международных организаций, а также механизмов с весомым участием России» [5].

ШОС и БРИКС на данный момент занимают «особое место в шкале наших внешнеполитических приоритетов» [1]. Министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров неоднократно подчёркивал, что «мы рассматриваем эти объединения как образцовый пример «многополярной дипломатии» XXI века, нацеленной на продвижение совместно выработанных коллективных подходов к мировым делам» [1].

В обзоре научной литературы по указанной проблематике, следуя предметному критерию, можно выделить несколько групп работ.

Во-первых, посвященных анализу роли и места России в международных объединениях интеграционного характера, а также непосредственно в Шанхайской организации сотрудничества. Соответствующие вопросы рассмотрены, в частности, в работах Д. О. Дашкиной [2], Е. И. Сафроновой [17]. Авторами показаны ключевые направления развития взаимодействия, охарактеризована общая динамика в анализируемом ракурсе.

Во-вторых, ориентированных на исследование проблематики стратегических интересов РФ в ШОС. Упомянем лишь о некоторых публикациях - Х. Дуна [3], С. Ли [7], Л. С. Сусол [18]. Здесь осуществляется оценка национальных интересов, в том числе в сравнительной плоскости, выявлены сходства и различия в данной области. Акцентирована ведущая роль РФ и КНР в организации.

В-четвертых, сфокусированных на статусно-ролевых характеристиках России в БРИКС. Отметим работы А. А. Киреева [4], Н. Л. Орловой [9], В. В. Пановой [10]. В них предпринимается попытка показать специфику

ресурсного потенциала группы в целом и ее участников, в первую очередь России, факторов, определяющих роль РФ в контексте современных тенденций.

В-пятых, артикулирующих содержание и динамику стратегических интересов РФ в БРИКС. К этой группе можно отнести исследования Н. Д. Кочеткова [6], В. Б. Мантусова [8], Е. С. Петренко [11]. Авторы концентрируются не только на позитивных, но и негативных моментах в данной области. Например, ими выявляются некоторые проблемы и противоречия, обусловленные, помимо прочего, расхождениями в понимании и трактовке национальных интересов.

Обобщая, подчеркнем, что на современном этапе требуется углубленное изучение статусно-ролевых характеристик Российской Федерации и направлений ее участия в ШОС и БРИКС, комплексная оценка потенциала данных объединений в разрезе национальных интересов России.

Методы

Исследование базировалось на материалах, полученных в результате вторичного анализа статистических данных, который использовался в целях определения места стран-членов ШОС и БРИКС с учетом глобальных рейтингов. Важными источниками послужили материалы, размещенные на официальном сайте ШОС (http://sectsco.org) и информационном портале БРИКС (https://infobrics.org).

В качестве основных применялись общенаучные методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция. Применялись также методы качественного анализа документов, сравнительно-политического и многоуровневого анализа. В целом исследование опиралось на системный и ситуационный подходы.

Результаты и обсуждение

Шанхайская организация сотрудничества представляет собой постоянно действующую международную организацию, которая начала свою деятельность 15 июня 2001 года. Она была учреждена шестью странами: Российской Федерацией (РФ), Китайской Народной Республикой (КНР), Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. В 2017 году к ШОС присоединились Исламская Республика Пакистан и Индия. Последнее на текущий момент расширение организации состоялось 16 сентября 2022 года с присоединением Исламской Республики Иран.

В последние годы интерес к ШОС становится всё более значительным как среди научного сообщества, так и на мировой арене. Данная организация является одним из крупнейших незападных интеграционных образований и своего рода центром формирования многополярного мира и конкурентоспособным противовесом США и их союзникам.

Как и любая другая организация, ШОС преследует определенные цели, важнейшая из которых - обеспечение эффективного сотрудничества во всех сферах, включая политику, экономику, туризм, образование, транспорт и т. д. В настоящее время всё большую актуальность приобрели вопросы поддержания и обеспечения безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Соседство территорий, схожесть ценностей, общность интересов и древняя история государств-членов ШОС способствуют активному сотрудничеству и интеграции в рамках организации.

Взаимодействие государств-членов внутри ШОС исходит из принятия «Шанхайского духа», где страны придерживаются следующих принципов: взаимной выгоды, уважения к ценностям и многообразию культур, взаимного доверия, равенства, взаимных консультаций, открытости и ненаправленности против других стран и регионов [19].

Российская Федерация всегда была одним из ключевых игроков в рамках ШОС, содействуя формированию системы коллективного лидерства в мире. Она изначально рассматривала данную организацию как региональную структуру безопасности и рассчитывала с её помощью «реанимировать» свои стратегические позиции в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР) после распада СССР. Активная деятельность Российской Федерации в ШОС направлена на консолидацию экономических и политических отношений с бывшими советскими республиками и сотрудничество с Китаем и Индией, как одними из главных стратегических партнеров [17].

Наличие общих интересов у России и Китая способствует активным двусторонним отношениям, которые выступают фундаментом для ШОС, но соперничество и некоторые расхождения взглядов на дальнейшее будущее ШОС могут оказать неоднозначное влияние на обстановку в организации и в самом регионе [3].

Не следует забывать, что у Российской Федерации - одна из сильнейших армий во всем мире и в целом развита оборонная сфера, что, несомненно, служит важнейшим преимуществом, именно поэтому РФ фактически выступает в роли авангарда ШОС. Несмотря на перевес КНР в экономической сфере, Россия во многом продолжает контролировать влияние Китая и внешних акторов в ЦАР, несмотря на их активизацию. Военный потенциал России, применение ею комплекса разнообразных инструментов, обстоятельства политико-исторического плана позволяют РФ выступать одним из ведущих гарантов стабильности и безопасности для региона и ШОС.

Таблица 1/ Table 1.

Страны ШОС в глобальных рейтингах за 2022-2023 годы. / SCO countries in global rankings for 2022-2023.

Страна / Численность Военная ВВП, ВНД на душу Индекс

Country населения, мощь, место место / населения, человеческого

место / / Military GDP место / GNI развития, место /

Population power per capita Human Development Index

Россия / 9 2 11 84 52

Russia

Индия / India 2 4 6 164 132

Китай / China 1 3 2 81 79

Иран / Iran 17 17 50 156 76

Пакистан / 5 7 42 177 161

Pakistan

Казахстан / 66 63 55 88 56

Kazakhstan

Киргизия / 110 107 153 182 118

Kyrgyzstan

Таджикистан 94 120 152 195 122

/ Tajikistan

Узбекистан / 43 62 76 170 101

Uzbekistan

Составлена по: [рейтингу военной мощи 2023 г. [12], рейтингу стран мира по индексу человеческого развития [13], рейтингу стран мира по уровню валового внутреннего продукта [14], рейтингу стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения [15], рейтингу стран мира по численности населения [16]].

БРИКС - это неформальное межгосударственное объединение стран (Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики), сформировавшееся в 2011 году с присоединением ЮАР к формату БРИК. Сам формат БРИК образовался в 2006 году во время Петербургского экономического форума. Взаимодействие в рамках формата БРИКС охватывает широкий спектр областей: от обсуждения острых политических вопросов и экономических взаимоотношений до сотрудничества в сфере медицины, науки, образования и т. д. На саммитах «пятёрки» нередко поднимаются вопросы функционирования международных институтов, проблемности и неопределённости современного миропорядка, обсуждаются проблемы валютно-финансовой системы и другие ключевые вопросы.

На мировой арене данное объединение служит ярким примером авангарда «незападного мира», объединившего крупные развивающиеся страны практически всех континентов мира. Все страны-члены БРИКС входят в «Большую двадцатку» ^20) и являются ведущими государствами в своих геополитических регионах.

В сложившихся условиях напряженности на мировой арене исследователями высказываются различные предположения относительно дальнейшего развития БРИКС. Некоторые учёные считают, что в будущем возможно расширение формата, его институционализация, другие предсказывают распад группы или понижение статуса объединения до простого форума обсуждения глобальных проблем [4]. На данный момент объединение испытывает некоторые трудности в связи с санкционным давлением на одного из главных членов БРИКС - Россию, однако это служит, наоборот, неким стимулом для развития формата. Темпы роста товарооборота и совершенствование взаимодействия в ключевых областях в последние месяцы только укрепляются.

Что касается места и роли России в БРИКС, то в научных кругах данный вопрос является спорным, как и в случае с ЮАР. Некоторые исследователи считают, что темпы роста экономики России несопоставимы с другими

участниками формата, и в будущем её место могут занять другие развивающиеся страны. Другие исследователи утверждают, что экономический фактор нельзя признать ключевым при включении в состав новых членов, что можно ярко проиллюстрировать присоединением к группе ЮАР в 2011 году. Государство было принято исходя из других соображений и расширило скорее географические, цивилизационные и геополитические рамки формата [10].

Россия имеет огромный ресурсный потенциал, является самым большим государством в мире с особым типом культуры, цивилизации и ролью в истории. Будучи правопреемницей Советского Союза, страна входит в пятёрку постоянных членов Совета Безопасности ООН (СБ ООН) и считается крупнейшей ядерной державой мира.

Многое в данном контексте зависит и от того, по каким именно критериям оценивать принадлежность России к формату. Если сравнивать темпы экономического роста России по отношению к Китаю и Индии, то можно констатировать существенное отставание, однако с другими двумя государствами-членами группы, Бразилией и ЮАР, мы находимся примерно на равных позициях [10].

Таблица 2 / Table 2

Страны БРИКС в глобальных рейтингах за 2022-2023 годы. / BRICS countries in global rankings for 2022-2023.

Страна / Численность Военная ВВП, место / ВНД на душу Индекс

Country населения, мощь, место GDP населения, человеческого

место / / Military место / GNI развития,

Population power per capita место / Human Development Index

Россия / 9 2 11 84 52

Russia

Индия / India 2 4 6 164 132

Китай / China 1 3 2 81 79

Бразилия / Brazil 6 12 12 105 87

ЮАР / South 24 33 32 109 109

Africa

Составлена по: [рейтингу военной мощи 2023 г. [12], рейтингу стран мира по индексу человеческого развития [13], рейтингу стран мира по уровню валового внутреннего продукта [14], рейтингу стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения [15], рейтингу стран мира по численности населения [16]].

Проанализировав распределение мест стран-участниц ШОС в глобальных мировых рейтингах (таблица 1), можно акцентировать следующие статусные характеристики:

1) Россия занимает лидирующие позиции в объединении по индексу человеческого развития (52 место в мире) [13] и по совокупной военной мощи (2 место в мире) [12];

2) РФ входит в тройку лидеров ШОС по ВВП (11 место в мире), уступая только Индии (6 место) и Китаю (2 место) и значительно опережая других членов организации [14];

3) РФ занимает четвёртое место в объединении по численности населения (9 место в мире), уступая Китаю (1 место), Индии (2 место) и Пакистану (5 место), также существенно превосходя по этому показателю других членов организации [16];

4) По ВНД на душу населения Россия уступает только Китаю (84 место в мире и 81 место соответственно) [15].

Таким образом, Российская Федерация по всем представленным выше рейтингам и индексам находится в числе лидеров среди участников Шанхайской организации сотрудничества и играет одну из определяющих ролей в структуре формата.

Как и любая другая страна, входящая в ШОС, Россия преследует свои интересы в рамках данной организации, а именно:

1) В силу географической близости Центральную Азию и Россию тесно связывают исторические, языковые, культурные, экономические и политические связи, которые носят продуктивный и, несомненно, важнейший характер. Членство России в ШОС способствует укреплению позиций РФ в ЦАР, созданию мощного стратегического тыла и в целом обеспечивает реализацию её геополитических и экономических задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) На региональном уровне интеграция России в ШОС будет способствовать ослаблению западного влияния на страны СНГ и в целом содействовать благоприятному сотрудничеству на постсоветском пространстве.

3) Холодная война, а затем и распад Советского Союза спровоцировали активную политику Вашингтона по «захвату мира» и созданию однополярной системы мироустройства. Активное расширение НАТО и сотрудничество США и Японии привели к тому, что Россия оказалась в невыгодном геополитическом положении. Поэтому, наряду с западным, принципиально значимыми направлениями внешней политики РФ являются восточное и южное, которые, по большому счёту, базируются на стратегических отношениях России, Индии и Китая. Их роль в современной ситуации возрастает еще более. Неслучайно в новой редакции Концепции внешней политики РФ евразийский континент занимает одно из первых мест в ряду региональных направлений. Ключевыми сферами взаимодействия являются борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Чтобы противостоять этим глобальным угрозам, Москва выбрала путь укрепления многосторонних связей в рамках ШОС. Взаимодействие РФ и главного стратегического партнера в региональной организации - КНР -способствует созданию многополярной системы мироустройства и стимулирует развитие Дальнего Востока.

4) Одной из важнейших функций ШОС является обеспечение безопасности на юго-востоке России. Шанхайская организация сотрудничества является гарантом безопасности РФ на восточном направлении, а южные границы находятся под защитой ОДКБ. Таким образом, данная организация будет способствовать стабильности и созданию благоприятных политических условий для развития на этом направлении [7].

5) В настоящее время актуальной задачей для России является обеспечение баланса экономического и политического влияния в ШОС, без ущерба российско-китайским отношениям [18].

В рамках нынешней повестки дня основной задачей для ШОС станет укрепление устоявшихся форм сотрудничества и поиск новых путей развития. Главными приоритетами мыслятся содействие безопасности и стабильности, создание мер по мирному разрешению конфликтов в регионе. Также Россия выступает за необходимость налаживания транспортно-логистических, научных и инфраструктурных связей для более эффективного экономического сотрудничества. В планах - развитие культурных и образовательных связей, сотрудничество в области туризма, экологии, медицины и др.

Стоит отметить, что Россия заинтересована в укреплении отношений с государствами-членами ШОС и совместном урегулировании острых внешнеполитических вопросов. Также, по мнению отечественных политологов, необходимо создавать совместные проекты и обмениваться опытом в рамках взаимодействия с другими региональными организациями: ОДКБ, АСЕАН, СНГ, ЕАЭС и др. [20].

ШОС по праву можно назвать одной из крупнейших и влиятельных региональных организаций во всем мире, где Россия играет решающую роль в обсуждении широкого спектра проблем. Данная организация способствует развитию отсталых и слаборазвитых районов, укреплению территориальной целостности стран-членов и обеспечению геополитического контроля на пространстве Большой Евразии.

Проанализировав распределение мест стран-участниц БРИКС в глобальных мировых рейтингах (таблица 2), констатируем следующее:

1) Россия занимает лидирующие позиции в объединении по индексу человеческого развития (52 место в мире), значительно опережая других членов формата [13], а также является лидером по совокупной военной мощи (2 место в мире) [12];

2) РФ входит в тройку лидеров БРИКС по ВВП (11 место в мире), уступая только Китаю (2 место) и Индии (6 место) и незначительно опережая Бразилию (12 место) и ЮАР (32 место) [14];

3) РФ занимает четвёртое место в объединении по численности населения (9 место в мире), уступая Китаю (1 место), Индии (2 место) и Бразилии (6 место), при этом аутсайдером группы по данному параметру является ЮАР (24 место) [16];

4) По ВНД на душу населения Россия в БРИКС уступает только Китаю (84 место в мире и 81 место соответственно) [15].

Таким образом, Российская Федерация по представленным выше рейтингам и индексам является одной из лидирующих стран среди участников БРИКС и играет одну из определяющих ролей в структуре формата.

Для России участие в БРИКС - это возможность укрепить свои позиции на мировой арене, упрочить статус великой державы, экономические связи с ключевыми развивающимися странами мира, использовать потенциал группы с целью изменения баланса сил на мировой арене и перехода к многополярности.

Можно выделить следующие основные стратегические интересы России в рамках БРИКС:

1) Дальнейшая институционализация формата БРИКС, его расширение, упрочение связей в различных областях взаимодействия и создание крупнейшей мировой организации в противовес гегемонии западного мира;

2) Содействие странами-членами формата реформированию международной валютно-финансовой системы, её стабилизация и переход к справедливому и эффективному характеру отношений в ней;

3) Развитие двусторонних отношений с участниками БРИКС в самых различных сферах сотрудничества, увеличение товарооборота между государствами, использование экономического сотрудничества с целью укрепления собственных позиций в мировой экономике;

4) Расширение внешнеполитического сотрудничества со странами БРИКС в интересах укрепления мира и безопасности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности других государств и невмешательства в их внутренние дела [6];

5) Создание на базе БРИКС новой валюты в противовес доллару и укрепление её на мировой арене за счёт потенциала стран-членов объединения.

В последние годы популярность формата БРИКС в мире только увеличивается, желание присоединиться к нему выказывают всё больше крупных развивающихся стран мира, в числе которых Аргентина, Иран, Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Эфиопия. Напряженная ситуация на мировой арене и неопределённость существующего миропорядка дали новый импульс для развития объединений незападного характера. Считаем, что БРИКС в обозримой перспективе только укрепит свои позиции, чему, безусловно, посодействуют ожидаемое в 2024 г. расширение состава участников и, соответственно, существенный рост совокупного потенциала группы. Это корреспондирует с внешнеполитическими ориентирами России, магистральными тенденциями в отношениях Запад-НеЗапад, реструктуризации общемировой системы и динамики мироустройства в целом.

Заключение

Подводя итоги, можно говорить о важных статусно-ролевых параметрах участия России в обоих рассмотренных форматах. Константами российской позиции являются поддержка укрепления как ШОС, так и БРИКС, стремление к гармонизации отношений внутри них и к повышению их роли на мировой арене. БРИКС и ШОС расцениваются как реальная альтернатива сотрудничеству со странами коллективного Запада и как партнёры в противостоянии «натиску от

гибридной войны». Насколько реальным будет взаимодействие в рамках ШОС и БРИКС, зависит во многом от полномасштабного осуществления потенциала России в разных сферах. Пока по некоторым параметрам, как было показано, РФ уступает отдельным странам данных объединений, хотя по совокупным возможностям превосходит большинство из них, если не все. Вопрос о лидерстве в ШОС и БРИКС продолжает оставаться дискуссионным. По нашему мнению, о чем свидетельствует также официальная позиция России, этот вопрос, по крайней мере в ближайшее время, не превратится для стран-участниц в первостепенный и не будет ими артикулироваться и торпедироваться в политической повестке.

Охарактеризовав стратегические интересы и цели России в данных форматах сотрудничества, отметим, что РФ в первую очередь стремится не использовать потенциал объединений сугубо в своих личных целях, а способствовать становлению и укреплению справедливой системы миропорядка и международной валютно-финансовой системы, а также продвигать идею безопасности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности других государств. Немаловажным является и тот факт, что Россия всегда выступала за равноправие в рамках ШОС и БРИКС, уважение к другим странам-членам и принятие решений только на основе консенсуса.

Библиографический список

1. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова и ответы на вопросы на «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации // МИД РФ. 2023. URL : https://www.mLd.ru/ru/foreign_policy/news/1854365/ (дата обращения: 17.10.2023).

2. Дашкина Д. О. Участие России в интеграционных экономических союзах // Вестник Академии. 2020. № 4. С. 77-87.

3. Дун Х. Национальные интересы Китая и России в рамках ШОС // Вестник Московского государственного областного университета. 2022. № 3. С. 88-98.

4. Киреев А. А. Роль России в группе БРИКС // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 250-252.

5. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 31 марта 2023 г.) // МИД РФ. 2023. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (дата обращения: 17.10.2023).

6. Кочетков Н. Д. Проблемы и противоречия в БРИКС. Чем выгодна организация для России // Научные записки молодых исследователей. 2019. Т. 7, № 3. С. 83-89.

7. Ли С. Стратегия Китая и России в Шанхайской организации сотрудничества: сравнительный анализ // Сравнительная политика. 2017. Т. 8, № 2. С. 98-107.

8. Мантусов В. Б. Интеграционные процессы и сотрудничество России со странами БРИКС // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3(60). С. 9-23.

9. Орлова Н. Л. Роль России в развитии ресурсного потенциала стран БРИКС // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 1(90). С. 61-65.

10. Панова В. В. БРИКС: место России в группе, видение и практические результаты, совместная деятельность «пятерки» в рамках многосторонних институтов // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты : сборник статей. Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2013. С. 19-55.

11. Петренко Е. С. Экономическая безопасность и интересы России в БРИКС // Экономические отношения. 2020. Т. 10, № 4. С. 1295-1312.

12. Рейтинг военной мощи 2023 г. // GFP. URL : https://www.globalfirepower.com/countries-listmg.php (дата обращения: 17.10.2023).

13. Рейтинг стран мира по индексу человеческого развития // Гуманитарный портал. 2022. URL : https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index (дата обращения: 17.10.2023).

14. Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта // Гуманитарный портал. 2022. URL : https://gtmarket.ru/ratmgs/gross-domestic-product-ranking (дата обращения: 17.10.2023).

15. Рейтинг стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения // Гуманитарный портал. 2022. URL : https://gtmarket.ru/ratings/gross-national-income-ranking (дата обращения: 17.10.2023).

16. Рейтинг стран мира по численности населения // Гуманитарный портал. 2022. URL : https://gtmarket.ru/ratings/world-population (дата обращения: 17.10.2023).

17. Сафронова Е. И. Роль и место России и Китая в решении политических и экономических проблем ШОС // Сотрудничество России и Китая в интересах обеспечения безопасности геополитического пространства ШОС: проблемы и перспективы / РАН; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук. Москва : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2021. С. 123-135.

18. Сусол Л. С. Россия и ШОС: проблемы и перспективы взаимодействия // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 14 (56). С. 134-136.

19. Шанхайская организация сотрудничества // Sectsco. URL : http://rus.sectsco.org/ (дата обращения: 17.10.2023).

20. ШОС во внешнеполитической стратегии России // РСМД. 2020. URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/shos-vo-vneshnepoliticheskoy-strategii-rossii/ (дата обращения: 17.10.2023).

References

1. Vystuplenie Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S. V. Lavrova i otvety na voprosy na «pravitel'stvennom chase» v Gosudarstvennoj Dume Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii (Address by the Minister for Foreign Affairs of the Russian Federation C. V. Lavrov and answers to questions at the «government hour» in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation) // The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 2023. URL : https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1854365/ (data obrashheniya: 17.10.2023).

2. Dashkina D. O. Uchastie Rossii v integracionnyh jekonomicheskih sojuzah (Participation of the Russian Federation in integration economic unions) // Vestnik Akademii (Academy's Herald). 2020. № 4. S. 77-87.

3. Dun H. Nacional'nye interesy Kitaja i Rossii v ramkah ShOS (National interests of China and Russia in the framework of the shanghai cooperation organisation) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (Bulletin of Moscow state regional university). 2022. № 3. S. 88-98.

4. Kireev A. A. Rol' Rossii v gruppe BRIKS (The role of Russia in the BRICS group) // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija (Theory and practice of social development). 2015. № 12. S. 250-252.

5. Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (The Concept of Foreign Policy of the Russian Federation) (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V. V. Putinym 31 marta 2023 g.) // The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 2023. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (data obrashheniya: 17.10.2023).

6. Kochetkov N. D. Problemy i protivorechija v BRIKS. Chem vygodna organizacija dlja Rossii (Problems and contradictions in BRICS. What is the benefit of the organization for Russia) // Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej (Scientific notes of young scientists). 2019. T. 7, № 3. S. 83-89.

7. Li S. Strategija Kitaja i Rossii v Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva: sravnitel'nyj analiz (The Chinese and Russian strategies in the shanghai cooperation organization: comparative analysis) // Sravnitel'naja politika (Comparative Policy). 2017. T. 8, № 2. S. 98-107.

8. Mantusov V. B. Integracionnye processy i sotrudnichestvo Rossii so stranami BRIKS (Integration processes and cooperation of Russia with the BRICS countries) // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii (Vestnic of the Russian customs academy). 2022. № 3 (60). S. 9-23.

9. Orlova N. L. Rol' Rossii v razvitii resursnogo potenciala stran BRIKS (Russia's role in developing the resource potential of the BRICS countries) // Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo (Society: politics, economics, law). 2021. № 1(90). S. 61-65.

10. Panova V. V. BRIKS: mesto Rossii v gruppe, videnie i prakticheskie rezul'taty, sovmestnaja dejatel'nost' «pjaterki» v ramkah mnogostoronnih institutov (BRICS: Russia's place in the group, vision and practical results, joint activities of the

«five» in the framework of multilateral institutions) // Strategija Rossii v BRIKS: celi i instrumenty (Russia's Strategy in BRICS: goals and tools): sbornik statej. Moskva : Rossijskij universitet druzhby narodov (The Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia), 2013. S. 19-55.

11. Petrenko E. S. Jekonomicheskaja bezopasnost' i interesy Rossii v BRIKS (Economic security and Russia's interests in BRICS) // Jekonomicheskie otnoshenija (Economic Relations). 2020. T. 10, № 4. S. 1295-1312.

12. Rejting voennoj moshhi 2023 g. (Military Power Rating 2023) // GFP. URL : https://www.globalfirepower.com/countries-listing.php (data obrashheniya: 17.10.2023).

13. Rejting stran mira po indeksu chelovecheskogo razvitija (Rating of the world countries by human development index) // Gumanitarnyj portal (Humanitarian portal). 2022. URL : https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index (data obrashheniya: 17.10.2023).

14. Rejting stran mira po urovnju valovogo vnutrennego produkta (Rating of the world's countries by gross domestic product) // Gumanitarnyj portal (Humanitarian portal). 2022. URL : https://gtmarket.ru/ratings/gross-domestic-product-ranking (data obrashheniya: 17.10.2023).

15. Rejting stran mira po urovnju valovogo nacional'nogo dohoda na dushu naselenija (Rating of the world's countries by gross national income per capita) // Gumanitarnyj portal (Humanitarian portal). 2022. URL : https://gtmarket.ru/ratings/gross-national-income-ranking (data obrashheniya: 17.10.2023).

16. Rejting stran mira po chislennosti naselenija (Rating of the world's countries by population) // Gumanitarnyj portal (Humanitarian portal). 2022. URL : https://gtmarket.ru/ratings/world-population (data obrashheniya: 17.10.2023).

17. Safronova E. I. Rol' i mesto Rossii i Kitaja v reshenii politicheskih i jekonomicheskih problem ShOS (Role and place of Russia and China in solving political and economic problems of the SCO) // Sotrudnichestvo Rossii i Kitaja v interesah obespechenija bezopasnosti geopoliticheskogo prostranstva ShOS: problemy i perspektivy (Russian-Chinese cooperation in the interests of the SCO geopolitical space security: problems and prospects) / RAN; Federal'noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe uchrezhdenie nauki Institut Dal'nego Vostoka Rossijskoj akademii nauk (RAS; Federal State Budgetary Institution of Science Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences). Moskva : Federal'noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe uchrezhdenie nauki Institut Dal'nego Vostoka Rossijskoj akademii nauk (Federal State Budgetary Institution of Science Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences), 2021. S. 123-135.

18. Susol L. S. Rossija i ShOS: problemy i perspektivy vzaimodejstvija (Russia and SCO: problems and prospects for cooperation) // Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija (Problems of modern science and education). 2016. № 14 (56). S. 134-136.

19. Shanhajskaja organizacija sotrudnichestva (Shanghai Cooperation Organization) // sectsco. URL : http://rus.sectsco.org/ (data obrashheniya: 17.10.2023).

20. ShOS vo vneshnepoliticheskoj strategii Rossii (SCO in Russia's foreign policy strategy) // RSMD. 2020. URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/shos-vo-vneshnepoliticheskoy-strategii-rossii/ (data

obrashheniya: 17.10.2023).

Сведения об авторах

Бахлова Ольга Владимировна - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: региональная интеграция, политика патриотического воспитания, нациестроительство и пространственное развитие. Автор более 200 научных и учебно-методических работ. E-mail: olga.bahlova@mail.ru

Клюев Никита Николаевич - аналитик НОЦ «Политический анализ территориальных систем» ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: российская внешняя политика, национальная безопасность РФ, участие России в межгосударственных объединениях и международных организациях, а также манипулятивных технологий в избирательных кампаниях. E-mail: nikita.kluev2001@yandex.ru

Крайнова Екатерина Александровна - аналитик НОЦ «Политический анализ территориальных систем» ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: международное сотрудничество в области безопасности, участие России в межгосударственных объединениях и международных организациях. E-mail: kraynova007@icloud.com

Abouth the authors

Bakhlova Olga Vladimirovna - Dr. Sci. (Political Science), Professor of the Department of General history of General history, political science and area studies of National Research Ogarev Mordovia State University. Field of scientific interests: regional integration, policy of patriotic education, nation-building and spatial development. The Author of over 200 scientific and educational works. E-mail: olga.bahlova@mail.ru

Klyuev Nikita Nikolaevich - Analyst of Scientific and Educational Center «Political Analysis of Territorial Systems» of National Research Ogarev Mordovia State University. Field of scientific interests: Russian foreign policy, national security of the Russian Federation, Russia's participation in interstate associations and international organizations, manipulative technologies in election campaigns. E-mail: nikita.kluev2001 @yandex.ru

Krainova Ekaterina Alexandrovna - Analyst of Scientific and Educational Center «Political Analysis of Territorial Systems» of National Research Ogarev Mordovia State University. Field of scientific interests: international cooperation in the field of security, Russia's participation in interstate associations and international organizations.

E-mail: kraynova007@icloud.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.