онной гулваа С. Б. Мажиев ерээ. ‘Прибыл глава администрации Могойтуйского района С.
Б. Мажиев'.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурятские летописи / сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Ц. П. Ванчикова (Пурбуева). Улан-Удэ, 1995. 197 с. (БЛ).
2. Востриков А. И., Поппе Н. Н. Летопись баргузинских бурят. Вып. I. Тексты и исследования // Тр. Института востоковедения. Т.УШ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1935. 75 с. ( ЛББ).
3. Журавлев В. К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. М., 1982. 332 с.
4. Летописи селенгинских бурят: Хроника убаши Дамби Джалцан Ломбоцэрэнова. Текст издал Н.
Н. Поппе. Вып. 1. Тр. ИВ АН СССР; т. XII. Мат-лы для истории бурят-монголов III. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. 55 с. (ЛСБ).
5. Буряадай TYYXэ бэшэгууд / сост. Ш. Б. Чимитдоржиев. Улаан^дэ, 1992. 240 н.
6. Buriyad-un teuken surbulji Ыад. Мопдуи1 Ш1уиг Ыад-ип сиЬига! Nasunбljei, ВШд еткМкеп tayilburilaba. ОЬиг Мопдуи!-ип soyul-un кеЬ1е1-ип qoriy-a, 1999. 408 п.
УДК 37.09
ББК Ч 33 (2)
А. Е. Басалаев
ШКОЛЫ ВЕДОМСТВА ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ КАЛГАНСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
В статье анализируется уровень развития образования в одном из районов Забайкальской области, Калганском, в конце XIX — начале XX вв. Дается характеристика учебным заведениям, открытым и работающим под патронатом Русской Православной Церкви.
Ключевые слова: Министерство народного просвещения, приход, церковно-приходская школа, школы грамоты, земские школы.
A. E. Bassalaev
ORTHODOX MAINTENANCE SCHOOLS OF KALGANSKY DISTRICT OF ZABAIKALSKAYA OBLAST IT THE LATE XIXth - THE EARLY XXth CENTURIES
The author of the article analyzes the level of education development in Kalgansky district of Transbaikalia in the end of XIXth — the beginning of theXXth centuries. He gives characteristics of educational institutions which were founded and functioned under the patronage of Russian Orthodox Church.
Key words: Ministry of Education, curacy, parochial school, elementary school, county schools.
На страницах областной газеты «Забайкальский рабочий» и районных газет часто мель-
кают сообщения, что та или иная школа отметила свой юбилей. И все школы почему-то отсчет своего существования ведут от тех дат, когда они стали существовать при советской власти. Что заставляет это делать? То ли незнание того, что до Октябрьской революции в нашей стране существовали школы, то ли действующая в сознании людей политическая установка: не замечать ничего, что было до победы большевиков. Но ведь сейчас, когда над нашим сознанием не довлеет никакая политическая ориентировка, наверное, следует уделять внимание и времени досоветскому. В Забайкалье существовала разветвленная сеть, как школ Министерства народного просвещения, так и церковно-приходских и школ грамоты, которые были в ведении церковных приходов.
В перечне школ назовем школу Калги, занимающую особое место среди церковноприходских школ. На начало XX в. в состав Кал-гинского (далее Калганского) прихода входило пространство в двести квадратных верст, в котором мужского населения было 2100 чел., женского — 1944 чел., всего 4044 человека. Деревень в приходе было четыре. В Калге насчитывалось 250 дворов, в Чупрово — 158, в Калгукане — 100, в Чингильтуе — 40 [1, л. 278].
В Калганском селении существовало двухклассное училище Министерства народного просвещения, в котором обучалось 96 мальчиков и 11 девочек, всего 107 человек. Кроме того, на начало 1898—1899 учебного года в приходе существовали две школы грамоты: одна в Чу-прово, другая — в Калгукане. В Калгуканской школе училось 26 мальчиков и 6 девочек, в Чупровской — 49 мальчиков и 2 девочки [1, л. 278].
Ученые записки ЗабГГПУ
Четвертого апреля 1891 г. император Всероссийский Александр III утвердил «Правила о школах грамоты», и с этого момента началось повсеместное распространение данного типа школ по стране, хотя следует заметить, что они существовали в России и несколько ранее. Они образовывались духовенством приходов, монастырями, благотворительными обществами, одним или несколькими прихожанами, сельскими, городскими обществами, земством. Возникали они в небольших населенных пунктах и требовали минимальных затрат. Изучались в данных школах следующие предметы: Закон Божий, церковное пение с голоса, чтение русское и церковно-славянское, письмо русское и старославянское и начальное исчисление. Целью своей работы эти школы видели воспитание у детей основных истин православной веры и благочестия, послушание православной церкви. Естественно, что основной акцент в работе таких школ делался в сторону предметов церковного цикла.
За школами Калганского прихода наблюдал священник Александр Лавров, ему же вменялось проведение занятий по дисциплине «Закон Божий». Учителями других предметов могли быть светские люди, знающие грамоту и имеющие благочестивое поведение.
В Чупровской школе грамоты, которая с 1 января 1898 г. стала одноклассной церковноприходской, работала учительницей дочь крестьянина Мария Асанова, окончившая курс Нерчинско-Заводской церковно-приходской школы. Она получала неплохую по тем временам заработную плату в 210 рублей в год, из которых 80 руб. от Святейшего Синода, а 150 руб. от сельского общества. Учительницей в Калгу-канской школе грамоты работала Павла Мунга-лова, окончившая курс той же школы. Она получала заработную плату 110 руб. от общества и 60 руб. от Святейшего Синода, хотя к обязанностям относилась более ревностно. Обе жили в наемных домах, так как школы не имели собственных зданий, естественно, не было и квартир для учителей.
Занятия проводились в домах, отведенных обществом, и очень тесных. В отчетах отмечалось, что Училищный совет выделил 150 руб. на постройку школы в Чупровском поселке, но жители Чупрово до сих пор не вывезли бревна, а посему деньги лежат без движения. Лучше обстояло дело в Калгукане, где в 1898—1899 году заканчивалось строительство молитвенного дома-школы, хотя пособие, обещанное епархиальным училищным Советом, своевременно не было выделено.
В школах были необходимые учебники, положенные по программе данного типа школ. Так, на-
пример, в Чупровской школе грамоты имелись: по Закону Божию — начальные уроки по Закону Бо-жию протоирея Смирнова, краткий молитвослов; по русскому языку — книга Попова; по славянскому языку — обучение церковно-славянской грамматике Ильминского; по арифметике — задачник Гольдберга [І, л. 279 об.].
Проверкой отмечались неплохие успехи по чтению, хотя по церковному пению результаты были малыми, так как учителя сами не владели данным предметом. Особенно слабые навыки пения отмечались у учительницы Асановой из Чупровской школы.
Обучались в школах дети различного возраста (7 — ІЗ лет), в основном дети казаков православного исповедания. Занятия начинались в Чу-провской школе с І5 сентября, а в Калгуканской с І октября и закончивались в обеих І5 мая.
В настоящее время в селе Доно Калганского района восстановлена Никольская старообрядческая церковь. При ней в І898— І899 учебном году существовала Донинская единоверческая школа грамоты, которая была открыта 20 октября І897 года. В таких школах изучались предметы, узаконенные правилами о школах грамоты, только применялись учебники старопечатные, т.е. те, которые применялись до раскола русской православной церкви. И в этой школе занятия велись по старопечатным Псалтыри, Часовнику или Часослову и Азбуке «Учение отрокам». Школа размещалась в церковной караулке, так как отдельного здания не имела. Наблюдение за сохранностью книг, оборудования, письменных принадлежностей осуществлял церковный караульщик. Училось в школе 38 мальчиков, дети казаков единоверческого исповедания возрастом 8 — І5 лет. Занятия не отличались большим разнообразием предметов, а скорее наоборот. Учились письму и чтению старославянскому, так как сам учитель имел только домашнее образование. Учителем состоял исполняющий должность псаломщика единоверческой церкви Прокопий Горлов. Он же вел занятия по Закону Божьему [І, л. 277]. Попечителя школа не имела, поэтому материальное положение ее было скорее плохим. Тем не менее, этот учитель делал нужное дело, прививая навыки чтения, письма.
Совсем недалеко от Доно, в пределах земель бывшего совхоза «Доновский» расположен ныне мертвый уголок Кутомара (ранее известное место Кутомарской каторжной тюрьмы и Кутомарского сереброплавильного завода), некогда приход Кутомарской Екатерининской церкви, пространство которого равнялось 500 квадратным верстам. Православного населения мужского пола в приходе было І228, женского ІІ37 человек. В состав прихода входило пять деревень: Кутомарское поселение, в котором
было 139 дворов, Явленское — 120 дворов, Сол-токонское — 82 двора, Хамниганское — 44 двора и Сергеевское для ссыльно-каторжных поселенцев с 53 дворами [1, л. 241].
В приходе существовала одна церковноприходская школа и две школы грамоты. Куто-марская церковно-приходская школа была открыта 1 декабря 1807 года под наименованием школы грамоты. Училось 12 мальчиков и 4 девочки. Никаких других учебных заведений в селении не было. Школьное помещение, построенное Ку-томарским обществом, затратившим 300 рублей, по мнению священника и заведующего школой Антипа Макарова, не было удобным, так как было построено на связи с домом сельского управления и было тесным. Тем не менее, школа имела все необходимое для успешной работы. Достаточно сказать, что одних учебников и учебных пособий по различным предметам было 323 экземпляра. Из них Евангелие — 16, Часослов — 12, Псалтырь — 10, Церковно-славянская азбука — 31, Книга для чтения и работ по русскому языку — 43, Прописи — 26, букварей — 46. Кроме того, имелось 31 пособие для учителя по различным предметам. Имелись письменные принадлежности: 17 алфавитных досок, 59 карандашей, 38 ручек и 67 листов писчей бумаги. Учебники и письменные принадлежности получали заведующие школами и выдавались учащимися за плату. В школе занятия начались с 7 сентября и прекратились 23 мая [1, л. 242].
Учителем работал Николай Игнатьевич Юга-нов, из крестьян, окончивший курс в Нерчинско-Заводском горном училище. Попечителем школы состоял Никита Макаров, обязавшийся вносить по 25 рублей ежегодно, занимающий эту должность с начала 1897 г. Общество помогало школе деньгами, отоплением и сторожами. Так, к примеру, в 1898 г. общество собрало школе 200 рублей, еще 160 было получено от училищного Совета. По итогам учебного года 4 мальчика получили свидетельство об окончании школы и льготу по воинской повинности. Все учащиеся были приведены к принятию Святых Таинств. Как и полагалось, по правилам занятия в школе ежедневно начинались с утренних молитв с пением «Царю небесный», «Спаси Господи», Достойно есть» и других. Занятия проходили согласно расписанию, велся классный журнал. Как способствующие учению применялись следующие дисциплинарные меры: выговор, угроза подвергнуть взысканию, предложение родителям самим наказать провинившихся. Но родители к школе относились по-разному. Священник в отчете отмечал, что
большинство населения, в особенности люди бездушные, смотрят пока на школу как на что-то необходимое одному священнику, для них же бесполезное [1, л. 242 об.].
Явленская школа грамоты открыла свои двери 1 декабря 1897 г. В 1898 г. в ней обучалось 17 мальчиков и 1 девочка. Школа помещалась в частном доме и существовала на пособие от уездного отделения училищного совета и от сельского общества, от которого получено 90 рублей. Учительницей Явленской школы была дочь канцелярского служителя Александра Николаевича Черемных, окончившая курс в Нерчинско-Заводском двухклассном училище. Свидетельства на звание учителя не имела, но к исполнению обязанностей относилась с усердием.
В Солтоконской школе занятия начались 1 сентября 1897 г. Обучалось в ней всего восемь мальчиков. Школа размещалась в здании местного сельского управления, которое не было удобным для проведения занятий. Учителем был крестьянин Иаков Никитыч Щеголев, окончивший курс в одноклассном училище Министерства народного просвещения. Сам был малограмотен и в деле обучения, «при крайне ограниченных умственных способностях». Естественно, не имел свидетельства на право преподавания [1, л. 244].
Таким образом, из 131 мальчика и 116 девочек православного исповедания и школьного возраста в трех школах прихода обучалось 37 мальчиков и 5 девочек в возрасте до 12 лет. Старше 12 лет во всех школах обучалось всего 7 мальчиков. Из крестьянского сословия училась только одна девочка, остальные четыре были дочерьми служащих. Несмотря на то, что все школы были смешанными, в них обучалось небольшое количество детей. Вне школ только в Кутомар-ском приходе оставалось 205 детей, из которых 94 мальчика, остальные девочки. Но не будь этих школ, элементарному знанию грамоты не учились бы вообще. Школы Министерства народного просвещения в небольших населенных пунктах не открывались.
В условиях отсутствия земских школ, слабом финансировании школ Министерства народного просвещения и малом распространении школ горного ведомства школы церковного ведомства играли важную просветительскую и воспитательную функцию. Православная церковь стояла у истоков просвещения Руси и вплоть до установления советской власти не упускала из своих рук первенство в деле образования, воспитания всего населения как в России в целом, так и Забайкалья, в частности.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГАЧО, Ф. 7, Оп. 2, Д. 162.