Научная статья на тему 'Школы ведомства православного исповедания Калганского района Забайкальской области в конце XIX начале XX вв'

Школы ведомства православного исповедания Калганского района Забайкальской области в конце XIX начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ПРИХОД / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ШКОЛЫ ГРАМОТЫ / ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ / MINISTRY OF EDUCATION / CURACY / PAROCHIAL SCHOOL / ELEMENTARY SCHOOL / COUNTY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Басалаев Анатолий Егорович

В статье анализируется уровень развития образования в одном из районов Забайкальской области, Калганском, в конце XIX начале XX вв. Дается характеристика учебным заведениям, открытым и работающим под патронатом Русской Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox Maintenance Schools of Kalgansky District of Zabaikalskaya Oblast it the Late XIXth the Early XXth centuries

The author of the article analyzes the level of education development in Kalgansky district of Transbaikalia in the end of XIXth the beginning of theXXth centuries. He gives characteristics of educational institutions which were founded and functioned under the patronage of Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Школы ведомства православного исповедания Калганского района Забайкальской области в конце XIX начале XX вв»

онной гулваа С. Б. Мажиев ерээ. ‘Прибыл глава администрации Могойтуйского района С.

Б. Мажиев'.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурятские летописи / сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Ц. П. Ванчикова (Пурбуева). Улан-Удэ, 1995. 197 с. (БЛ).

2. Востриков А. И., Поппе Н. Н. Летопись баргузинских бурят. Вып. I. Тексты и исследования // Тр. Института востоковедения. Т.УШ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1935. 75 с. ( ЛББ).

3. Журавлев В. К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. М., 1982. 332 с.

4. Летописи селенгинских бурят: Хроника убаши Дамби Джалцан Ломбоцэрэнова. Текст издал Н.

Н. Поппе. Вып. 1. Тр. ИВ АН СССР; т. XII. Мат-лы для истории бурят-монголов III. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. 55 с. (ЛСБ).

5. Буряадай TYYXэ бэшэгууд / сост. Ш. Б. Чимитдоржиев. Улаан^дэ, 1992. 240 н.

6. Buriyad-un teuken surbulji Ыад. Мопдуи1 Ш1уиг Ыад-ип сиЬига! Nasunбljei, ВШд еткМкеп tayilburilaba. ОЬиг Мопдуи!-ип soyul-un кеЬ1е1-ип qoriy-a, 1999. 408 п.

УДК 37.09

ББК Ч 33 (2)

А. Е. Басалаев

ШКОЛЫ ВЕДОМСТВА ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ КАЛГАНСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

В статье анализируется уровень развития образования в одном из районов Забайкальской области, Калганском, в конце XIX — начале XX вв. Дается характеристика учебным заведениям, открытым и работающим под патронатом Русской Православной Церкви.

Ключевые слова: Министерство народного просвещения, приход, церковно-приходская школа, школы грамоты, земские школы.

A. E. Bassalaev

ORTHODOX MAINTENANCE SCHOOLS OF KALGANSKY DISTRICT OF ZABAIKALSKAYA OBLAST IT THE LATE XIXth - THE EARLY XXth CENTURIES

The author of the article analyzes the level of education development in Kalgansky district of Transbaikalia in the end of XIXth — the beginning of theXXth centuries. He gives characteristics of educational institutions which were founded and functioned under the patronage of Russian Orthodox Church.

Key words: Ministry of Education, curacy, parochial school, elementary school, county schools.

На страницах областной газеты «Забайкальский рабочий» и районных газет часто мель-

кают сообщения, что та или иная школа отметила свой юбилей. И все школы почему-то отсчет своего существования ведут от тех дат, когда они стали существовать при советской власти. Что заставляет это делать? То ли незнание того, что до Октябрьской революции в нашей стране существовали школы, то ли действующая в сознании людей политическая установка: не замечать ничего, что было до победы большевиков. Но ведь сейчас, когда над нашим сознанием не довлеет никакая политическая ориентировка, наверное, следует уделять внимание и времени досоветскому. В Забайкалье существовала разветвленная сеть, как школ Министерства народного просвещения, так и церковно-приходских и школ грамоты, которые были в ведении церковных приходов.

В перечне школ назовем школу Калги, занимающую особое место среди церковноприходских школ. На начало XX в. в состав Кал-гинского (далее Калганского) прихода входило пространство в двести квадратных верст, в котором мужского населения было 2100 чел., женского — 1944 чел., всего 4044 человека. Деревень в приходе было четыре. В Калге насчитывалось 250 дворов, в Чупрово — 158, в Калгукане — 100, в Чингильтуе — 40 [1, л. 278].

В Калганском селении существовало двухклассное училище Министерства народного просвещения, в котором обучалось 96 мальчиков и 11 девочек, всего 107 человек. Кроме того, на начало 1898—1899 учебного года в приходе существовали две школы грамоты: одна в Чу-прово, другая — в Калгукане. В Калгуканской школе училось 26 мальчиков и 6 девочек, в Чупровской — 49 мальчиков и 2 девочки [1, л. 278].

Ученые записки ЗабГГПУ

Четвертого апреля 1891 г. император Всероссийский Александр III утвердил «Правила о школах грамоты», и с этого момента началось повсеместное распространение данного типа школ по стране, хотя следует заметить, что они существовали в России и несколько ранее. Они образовывались духовенством приходов, монастырями, благотворительными обществами, одним или несколькими прихожанами, сельскими, городскими обществами, земством. Возникали они в небольших населенных пунктах и требовали минимальных затрат. Изучались в данных школах следующие предметы: Закон Божий, церковное пение с голоса, чтение русское и церковно-славянское, письмо русское и старославянское и начальное исчисление. Целью своей работы эти школы видели воспитание у детей основных истин православной веры и благочестия, послушание православной церкви. Естественно, что основной акцент в работе таких школ делался в сторону предметов церковного цикла.

За школами Калганского прихода наблюдал священник Александр Лавров, ему же вменялось проведение занятий по дисциплине «Закон Божий». Учителями других предметов могли быть светские люди, знающие грамоту и имеющие благочестивое поведение.

В Чупровской школе грамоты, которая с 1 января 1898 г. стала одноклассной церковноприходской, работала учительницей дочь крестьянина Мария Асанова, окончившая курс Нерчинско-Заводской церковно-приходской школы. Она получала неплохую по тем временам заработную плату в 210 рублей в год, из которых 80 руб. от Святейшего Синода, а 150 руб. от сельского общества. Учительницей в Калгу-канской школе грамоты работала Павла Мунга-лова, окончившая курс той же школы. Она получала заработную плату 110 руб. от общества и 60 руб. от Святейшего Синода, хотя к обязанностям относилась более ревностно. Обе жили в наемных домах, так как школы не имели собственных зданий, естественно, не было и квартир для учителей.

Занятия проводились в домах, отведенных обществом, и очень тесных. В отчетах отмечалось, что Училищный совет выделил 150 руб. на постройку школы в Чупровском поселке, но жители Чупрово до сих пор не вывезли бревна, а посему деньги лежат без движения. Лучше обстояло дело в Калгукане, где в 1898—1899 году заканчивалось строительство молитвенного дома-школы, хотя пособие, обещанное епархиальным училищным Советом, своевременно не было выделено.

В школах были необходимые учебники, положенные по программе данного типа школ. Так, на-

пример, в Чупровской школе грамоты имелись: по Закону Божию — начальные уроки по Закону Бо-жию протоирея Смирнова, краткий молитвослов; по русскому языку — книга Попова; по славянскому языку — обучение церковно-славянской грамматике Ильминского; по арифметике — задачник Гольдберга [І, л. 279 об.].

Проверкой отмечались неплохие успехи по чтению, хотя по церковному пению результаты были малыми, так как учителя сами не владели данным предметом. Особенно слабые навыки пения отмечались у учительницы Асановой из Чупровской школы.

Обучались в школах дети различного возраста (7 — ІЗ лет), в основном дети казаков православного исповедания. Занятия начинались в Чу-провской школе с І5 сентября, а в Калгуканской с І октября и закончивались в обеих І5 мая.

В настоящее время в селе Доно Калганского района восстановлена Никольская старообрядческая церковь. При ней в І898— І899 учебном году существовала Донинская единоверческая школа грамоты, которая была открыта 20 октября І897 года. В таких школах изучались предметы, узаконенные правилами о школах грамоты, только применялись учебники старопечатные, т.е. те, которые применялись до раскола русской православной церкви. И в этой школе занятия велись по старопечатным Псалтыри, Часовнику или Часослову и Азбуке «Учение отрокам». Школа размещалась в церковной караулке, так как отдельного здания не имела. Наблюдение за сохранностью книг, оборудования, письменных принадлежностей осуществлял церковный караульщик. Училось в школе 38 мальчиков, дети казаков единоверческого исповедания возрастом 8 — І5 лет. Занятия не отличались большим разнообразием предметов, а скорее наоборот. Учились письму и чтению старославянскому, так как сам учитель имел только домашнее образование. Учителем состоял исполняющий должность псаломщика единоверческой церкви Прокопий Горлов. Он же вел занятия по Закону Божьему [І, л. 277]. Попечителя школа не имела, поэтому материальное положение ее было скорее плохим. Тем не менее, этот учитель делал нужное дело, прививая навыки чтения, письма.

Совсем недалеко от Доно, в пределах земель бывшего совхоза «Доновский» расположен ныне мертвый уголок Кутомара (ранее известное место Кутомарской каторжной тюрьмы и Кутомарского сереброплавильного завода), некогда приход Кутомарской Екатерининской церкви, пространство которого равнялось 500 квадратным верстам. Православного населения мужского пола в приходе было І228, женского ІІ37 человек. В состав прихода входило пять деревень: Кутомарское поселение, в котором

было 139 дворов, Явленское — 120 дворов, Сол-токонское — 82 двора, Хамниганское — 44 двора и Сергеевское для ссыльно-каторжных поселенцев с 53 дворами [1, л. 241].

В приходе существовала одна церковноприходская школа и две школы грамоты. Куто-марская церковно-приходская школа была открыта 1 декабря 1807 года под наименованием школы грамоты. Училось 12 мальчиков и 4 девочки. Никаких других учебных заведений в селении не было. Школьное помещение, построенное Ку-томарским обществом, затратившим 300 рублей, по мнению священника и заведующего школой Антипа Макарова, не было удобным, так как было построено на связи с домом сельского управления и было тесным. Тем не менее, школа имела все необходимое для успешной работы. Достаточно сказать, что одних учебников и учебных пособий по различным предметам было 323 экземпляра. Из них Евангелие — 16, Часослов — 12, Псалтырь — 10, Церковно-славянская азбука — 31, Книга для чтения и работ по русскому языку — 43, Прописи — 26, букварей — 46. Кроме того, имелось 31 пособие для учителя по различным предметам. Имелись письменные принадлежности: 17 алфавитных досок, 59 карандашей, 38 ручек и 67 листов писчей бумаги. Учебники и письменные принадлежности получали заведующие школами и выдавались учащимися за плату. В школе занятия начались с 7 сентября и прекратились 23 мая [1, л. 242].

Учителем работал Николай Игнатьевич Юга-нов, из крестьян, окончивший курс в Нерчинско-Заводском горном училище. Попечителем школы состоял Никита Макаров, обязавшийся вносить по 25 рублей ежегодно, занимающий эту должность с начала 1897 г. Общество помогало школе деньгами, отоплением и сторожами. Так, к примеру, в 1898 г. общество собрало школе 200 рублей, еще 160 было получено от училищного Совета. По итогам учебного года 4 мальчика получили свидетельство об окончании школы и льготу по воинской повинности. Все учащиеся были приведены к принятию Святых Таинств. Как и полагалось, по правилам занятия в школе ежедневно начинались с утренних молитв с пением «Царю небесный», «Спаси Господи», Достойно есть» и других. Занятия проходили согласно расписанию, велся классный журнал. Как способствующие учению применялись следующие дисциплинарные меры: выговор, угроза подвергнуть взысканию, предложение родителям самим наказать провинившихся. Но родители к школе относились по-разному. Священник в отчете отмечал, что

большинство населения, в особенности люди бездушные, смотрят пока на школу как на что-то необходимое одному священнику, для них же бесполезное [1, л. 242 об.].

Явленская школа грамоты открыла свои двери 1 декабря 1897 г. В 1898 г. в ней обучалось 17 мальчиков и 1 девочка. Школа помещалась в частном доме и существовала на пособие от уездного отделения училищного совета и от сельского общества, от которого получено 90 рублей. Учительницей Явленской школы была дочь канцелярского служителя Александра Николаевича Черемных, окончившая курс в Нерчинско-Заводском двухклассном училище. Свидетельства на звание учителя не имела, но к исполнению обязанностей относилась с усердием.

В Солтоконской школе занятия начались 1 сентября 1897 г. Обучалось в ней всего восемь мальчиков. Школа размещалась в здании местного сельского управления, которое не было удобным для проведения занятий. Учителем был крестьянин Иаков Никитыч Щеголев, окончивший курс в одноклассном училище Министерства народного просвещения. Сам был малограмотен и в деле обучения, «при крайне ограниченных умственных способностях». Естественно, не имел свидетельства на право преподавания [1, л. 244].

Таким образом, из 131 мальчика и 116 девочек православного исповедания и школьного возраста в трех школах прихода обучалось 37 мальчиков и 5 девочек в возрасте до 12 лет. Старше 12 лет во всех школах обучалось всего 7 мальчиков. Из крестьянского сословия училась только одна девочка, остальные четыре были дочерьми служащих. Несмотря на то, что все школы были смешанными, в них обучалось небольшое количество детей. Вне школ только в Кутомар-ском приходе оставалось 205 детей, из которых 94 мальчика, остальные девочки. Но не будь этих школ, элементарному знанию грамоты не учились бы вообще. Школы Министерства народного просвещения в небольших населенных пунктах не открывались.

В условиях отсутствия земских школ, слабом финансировании школ Министерства народного просвещения и малом распространении школ горного ведомства школы церковного ведомства играли важную просветительскую и воспитательную функцию. Православная церковь стояла у истоков просвещения Руси и вплоть до установления советской власти не упускала из своих рук первенство в деле образования, воспитания всего населения как в России в целом, так и Забайкалья, в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГАЧО, Ф. 7, Оп. 2, Д. 162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.