Научная статья на тему 'Школы семейного поведения для детей из неполных семей'

Школы семейного поведения для детей из неполных семей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAMILY VALUES / SOCIALIZATION / FAMILY BEHAVIOR / INTERPERSONAL RELATIONS / MARRIAGE CRISIS / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / GROUPS OF DIFFERENT AGE / EDUCATIONAL CENTERS / IDENTIFICATION / IMITATION / REFLECTION / HYPERPROTECTION / CONTRADICTORY UPBRINGING / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЕЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КРИЗИС СЕМЬИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ / ПОДРАЖАНИЕ / ОТРАЖЕНИЕ / ГИПЕРОПЕКА / ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВОСПИТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Татьяна Леонидовна

Констатируется факт кризиса, который претерпевает институт брака во всем мире. Размывание патриархальных ценностей России сказалось на деградации отношения к семье и у нас в стране. Одно из самых эффективных решений данной проблемы автор видит в создании школ семейного поведения на базе муниципальных центров дополнительного образования детей. Данные школы предназначены для детей из неполных семей или семей, где только один ребенок, которые не имели возможности стать свидетелями гармоничных взаимоотношений в своей родительской семье и поэтому не обладают опытом построения своей семьи, основами надлежащего воспитания детей. Автор статьи считает, что наибольшей эффективностью будет отличаться воспитательный процесс в рамках разновозрастной группы, воспроизводящей модель реальной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOLS OF FAMILY BEHAVIOR FOR CHILDREN FROM INCOMPLETE FAMILIES OR FAMILIES WITH ONLY CHILD

The article states that marriage crisis has overwhelmed the world. It concerns our country with its patriarchal system of values that could not prevent family decay. One of the most effective solutions to this problem the author sees in creation of special schools named “the schools of family behavior” on the basis of municipal centers of additional education of children. These schools are for children from incomplete families or families with only child who could not get the rules of proper behavior in their paternal families so as they have no experience of family life. The author assures that training in multiage group is to create family model, which allow practice the typical for family life situations. It will let to get necessary attainments, which are very useful in adult life.

Текст научной работы на тему «Школы семейного поведения для детей из неполных семей»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.043

Т. Л. Чернышёва

ШКОЛЫ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Констатируется факт кризиса, который претерпевает институт брака во всем мире. Размывание патриархальных ценностей России сказалось на деградации отношения к семье и у нас в стране. Одно из самых эффективных решений данной проблемы автор видит в создании школ семейного поведения на базе муниципальных центров дополнительного образования детей. Данные школы предназначены для детей из неполных семей или семей, где только один ребенок, которые не имели возможности стать свидетелями гармоничных взаимоотношений в своей родительской семье и поэтому не обладают опытом построения своей семьи, основами надлежащего воспитания детей. Автор статьи считает, что наибольшей эффективностью будет отличаться воспитательный процесс в рамках разновозрастной группы, воспроизводящей модель реальной семьи.

Ключевые слова: семейные ценности, социализация, семейное поведение, межличностные отношения, кризис семьи, инновационные педагогические технологии, разновозрастные группы, образовательные центры, отождествление, подражание, отражение, гиперопека, противоречивое воспитание.

Во всем мире институт брака претерпевает кризис. Большими темпами растет количество разводов, увеличивается число гражданских браков, все больше пар откладывают рождение детей на неопределенное время. Очевидно, что для многих современников брак потерял свое значение, люди не верят в его долговечность. Этот факт подтверждается результатами Интернет-опроса, проведенного еще в середине двухтысячных годов компанией АСМе^еп, а также отечественными исследователями [1-3]. С тех пор ситуация только ухудшилась. Сегодня в Западной Европе прекращает свое существование каждый второй брак, женщины делают выбор в пользу рождения ребенка «для себя». Например, в Исландии 64 % матерей всех новорожденных не замужем, в Швеции - 54 %, в Великобритании -38 %, в Финляндии - 37 % [4].

В России - стране традиций и патриархальных ценностей - данный факт вызывает особую обеспокоенность, и прежде всего у тех государственных деятелей, педагогов, общественников, которые могут оценить масштаб проблемы и последствия непринятия кардинальных мер по ее разрешению. Россияне не мотивированы на совершенствование отношений, выбирая более простой вариант поведения - разрушения брака в случае возникновения разногласий. Лишь немногие, отдавая себе отчет в том, что супружество - это кропотливая работа, принимают решение о сохранении брака. Не останавливает молодых людей, как правило, ни наличие, ни число детей. В итоге количество неполных семей в России в последние годы возросло до 30 %. Об этом не раз высказывался уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, обращая особое внимание на то, что такого положения никогда не было в нашей стране ни после революции, ни после войны [5].

В стране около 6 млн матерей-одиночек и 700 тыс. отцов-одиночек, почти 670 тыс. детей-сирот, из них почти 90 тыс. - это дети при живых родителях. Последние данные переписи

населения свидетельствуют о том, что российская семья в среднем насчитывает 3-2 человека. В структуре семьи преобладают однодетные семьи - 56 %, двухдетные - 35 %, многодетных семей всего 8 % в южных республиках. Общее количество семей в России уменьшается, в существующих семьях преимущественно воспитывается один ребенок, растет число неполных семей.

Тема воспитания детей в неполных семьях давно привлекла внимание исследователей, она подробно рассмотрена в книгах, научных статьях и диссертациях по психологии и педагогике [3, 6-9]. Большинство из них ставит вопрос о том, каким образом при проживании в неполной семье, или в семье, где только один ребенок, или где оба взрослых - одного пола (такая тенденция тоже прослеживается), этот ребенок усвоит нормы здорового поведения, отношения к своей будущей второй половине? Из каких ресурсов, став взрослым, он позаимствует опыт, который позволит ему воспитать своих собственных детей, если его мать вынуждена была постоянно отсутствовать ради зарабатывания денег для семьи? [6, 10-12]. В исследованиях были охарактеризованы причины такого социального явления, как неполная семья, выявлены типичные ошибки родителя при воспитании детей в неполных семьях, предложены рекомендации по организации социально-педагогической помощи семье в воспитании детей [13-19]. За последние несколько лет были защищены кандидатские диссертации, рассматривающие различные аспекты данной помощи [14, 16, 19]. Как правило, речь идет об адресной помощи педагога конкретной неполной семье [20]. Вопросы же, касающиеся методов взаимодействия наставника и подопечного в неформальном коллективе, исполняющем роль большой семьи, до сих пор рассмотрены не были. Однако, на наш взгляд, проблема приобрела столь всеобъемлющий характер, что востребованной должна стать именно системная работа по воспитанию детей, а это значит, что без мер комплексной и широкомасштабной поддержки государством детей, которые не получили опыта семейного воспитания, сегодня не обойтись. Поэтому цель данной работы видится в разработке инновационной воспитательной технологии, которая будет вовлекать детей в процесс совместного действия в составе разновозрастной группы.

Реализация данной технологии позволит скорректировать искаженное представление о семейных ролях, на которое обращали внимание такие исследователи, как И. В. Бестужев-Лада [3], Г. Фигдор [21], Т. А. Куликова [22]. Будет получен также положительный опыт сотрудничества, совместного решения важных жизненных вопросов, на отсутствие которых у детей из неполных семей указывали Е. Григорьева [6], И. Ф. Дементьева [8], Т. А. Гурко [7], И. С. Клецина [18] и др. Безусловно, данная технология не заменит собой воспитание в полной семье, но будет способствовать социализации личности, сформирует у детей некоторые базовые навыки. Ребенок получит представление о собственной гендерной ролевой модели, которой он сам сможет руководствоваться в жизни.

Научная новизна работы заключается в ранее не предлагаемой методике дополнительного образования детей, основанной на актуализации воспитательных перспектив во вну-тригрупповой иерархии, которая демонстрирует детям свойственные разным статусам нормы поведения в рамках коллектива. В статье подчеркивается, что определенная дифференциация членов данного коллектива, находящаяся в зависимости от типов темперамента, жизненного опыта, системы ценностей, способствует созданию ролевой модели семьи и служит неким тренажером для получения навыков бесконфликтного выхода из ряда сложных психологических ситуаций, возникающих в процессе общения между собой членов семьи. Особое внимание обращается на роль общей для всей группы деятельности, успешное завершение которой дает осознание значимости собственного вклада, формирует адекватную самооценку и активизирует личную позицию у каждого члена группы. Утвержда-

ется, что ощущение полезности придает осмысленность действиям детей в решении стоящих перед коллективом задач.

Российское общество остро нуждается в здоровой семье, поэтому если по тем или иным причинам невозможно воспитание детей в условиях семьи, необходимо использовать в специально созданных условиях инновационные педагогические технологии, которые позволят осуществить подготовку детей к сложностям взрослой жизни, и особенно семейной. И такая подготовка должна иметь системный характер и называться школой семейного поведения. Поскольку в собственной семье дети не стали свидетелями гармоничных ма-теринско-отцовских, братско-сестринских отношений, то функция воссоздания моделей семьи должна быть возложена на специализированные образовательно-воспитательные центры. Социальные педагоги, работающие там, помимо организации социально-педагогического консультирования по межличностным проблемам в семье могут заниматься с детскими коллективами по специальной методике - программе ряда тренингов, разработанных с целью донести до ребят, не имевших опыта жизни в полной семье, представление о гендерных ролях и правилах взаимодействия в семейном коллективе. Безусловно, данный тренинг должен быть увлекательным для ребят, поэтому следует использовать инновационные досуговые технологии, богатые интерактивом, необходима качественная анимация.

Считаем возрастание функционала центров дополнительного образования и воспитания детей очевидной тенденцией будущего, к пониманию которой должна прийти система образования во имя устранения или хотя бы смягчения доминирующей в настоящее время семейной деградации.

На наш взгляд, реализации данной цели на базе центров дополнительного образования детей может поспособствовать формирование групп, состоящих из детей разного возраста, для которых и будет осуществляться ряд тренингов, направленных на выработку ролевой модели каждого из участников. В таких группах младшие дети могут многому научиться у старших, и старшие получат важный опыт взаимодействия с младшими. Тренинги решат задачу выработки важнейших качеств, которые необходимы для создания и поддержания отношений в семье. Квинтэссенцией же тренингов могут стать выездные смены в загородном лагере, где дети, участвуя в общем деле, закрепят полученные знания и навыки.

Фактически жизнь в разновозрастной группе будет имитировать совместное проживание членов семьи, у каждого из которых своя роль. Роль родителей возьмут на себя опытные психологи и педагоги, которые будут задействовать в общении с детьми разного возраста такие инструменты социализации, как подражание, эмоциональный нажим, отождествление, рефлексия.

Поскольку механизм социализации представляет собой усвоение ребенком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его ближайшего окружения, то совершенно необходимым условием социализации выступает прежде всего создание данного качественного окружения, самым главным ресурсом которого являются молодые обученные по специальной методике педагоги. Методика представляет собой набор тренировочных упражнений, вырабатывающих навыки установления теплых, демократичных отношений с младшими, привлечения их к решению проблем, поощрения их инициативы и самостоятельности. Существуют специальные вербальные и невербальные техники, позволяющие не допустить фамильярности в отношениях за счет установления необходимой дистанции между старшими и младшими, учреждения правил и строгого контроля за проведением их в жизнь, объяснения мотивов своих поступков и требований, поощрения их обсуждения младшими. Методика основывается на идее о том, что содержание взаимодействия определяется не только старшими, но в первую очередь в связи с интереса-

ми и проблемами младших, которые в случае поощрения часто выступают его инициаторами. Именно такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

Как известно, дети в социально неблагополучных семьях страдают от всепоглощающего стремления родителя подчинить их своему влиянию, пресечь их инициативу, жестоко добиться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Нередко родитель, несущий ответственность за воспитание ребенка в неполной семье, подсознательно чувствует себя виноватым перед ребенком, поскольку не может обеспечить его всем необходимым, что выражается в агрессии, направленной против него же, нередко в жестоких наказаниях или в гиперопеке. Нередко родитель, в одиночестве воспитывающий ребенка, полностью нивелирует его природные дарования, настаивая на выборе того жизненного пути, который целесообразен исключительно с материальной точки зрения. При таком стиле воспитания между сторонами нет доверия, и взаимодействие между старшим и младшим происходит по инициативе старшего. Такой стиль вызывает отчуждение от старшего, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, разрешением которой становятся апатия и пассивность.

В подобных разновозрастных группах дети гарантированно не получат негативного опыта, связанного с типичными ошибками в воспитании - гипопротекцией - недостатком контроля или с ее антиподом - гиперпротекцией - чрезмерным контролем, которые в равной мере не приучают к самостоятельности и подавляют чувство ответственности и долга.

Не возникнет также условий для воспитания «в культе болезни», когда даже незначительное недомогание ребенка предоставляет ему особые права и ставит его в центр внимания значимого взрослого.

Исключены будут также эмоциональное отвержение, сказывающееся в пренебрежении ребенком, игнорировании его или срывании зла на нем и душевная жестокость, а также условия, когда на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания.

В разновозрастной группе, патронируемой молодыми педагогами, невозможно так называемое противоречивое воспитание, когда сталкиваются несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи, которые наносят непоправимый вред психике ребенка.

Самое главное преимущество разновозрастной группы, на наш взгляд, - это преодоление комплексов ребенка, у которого нет ни братьев, ни сестер. Ведь известно, что единственный ребенок в семье позже взрослеет, а в отдельных отношениях, напротив, приобретает признаки взрослости слишком рано (излишний рационализм), поскольку большее количество времени общается с людьми значительно старше себя и, следовательно, перенимает систему ценностей, свойственную старшему возрасту, что сказывается на восприятии такого ребенка его сверстниками. К сожалению, часто он не находит у них понимания.

Исследования показывают, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве, поэтому в разновозрастных группах будут культивироваться партнерские отношения, поощряться уважительное отношение друг к другу. Будут воссозданы супружеские отношения, которые способствуют развитию у детей таких личностных качеств, как стремление к взаимовыручке, трудолюбие, дисциплинированность, жертвенность и одновременно умение постоять за себя, самостоятельность, скромность, ответственность, обязательность. Таким образом, дети будут лучше подготовлены к роли будущего семьянина, они сумеют выработать собственную ролевую модель в семье.

Известно, что дети и подростки склонны прислушиваться больше к своим сверстникам или молодым людям, ненамного старше себя, нежели к взрослым людям, в частности к

своим родителям. В группе, состоящей из детей разного возраста, занимающейся выполнением какой-то совместной работы, для которой особенно подходит работа проектная, моделируются отношения большой дружной семьи. В ней есть двое авторитетных взрослых (молодые педагоги) и перенимающие их опыт и опыт друг друга дети. Перед стартом проектной деятельности группе даются правила, которые все ее члены должны выполнять. Затем педагоги на всем протяжении общения моделируют проблемные ситуации, которые чаще всего возникают в семье, и дети оказываются перед необходимостью принять то или иное решение. Происходит разбор данных ситуаций, их обсуждение, после которого ребенок приходит к пониманию, каким образом в подобных случаях следует вести себя в семье, когда он не один, когда необходимо учитывать интересы других людей, когда надо брать ответственность и за себя, и за других, не обижать и не обижаться. Существует огромное количество правил гармоничного существования в кругу семьи. Из них должны быть определены самые основополагающие, которые и станут каркасом проекта, о котором идет речь. Должны быть прописаны ситуации, в которые попадет группа - семья, во имя того, чтобы прийти к осознанию единственно возможных и справедливых для всех ее членов решений, принимаемых всем коллективом. Педагоги постоянно комментируют происходящее, что помогает детям понять, в правильном ли направлении они движутся. Данный вид общения с детьми в рамках тренингов продолжительностью в несколько недель и даже месяцев, доступен только очень грамотным педагогам-психологам: для некоторых из них участие в подобном проекте может стать непосильной нагрузкой. И здесь встает проблема дефицита педагогов, отлично разбирающихся в детской и подростковой психологии, а главное, мотивированных на тяжелый и чреватый стрессами труд, направленный на изменение уже сформированных ложных установок в сознании детей из неполных семей или сирот. Однако мы считаем такую деятельность совершенно необходимой для оздоровления семьи - ячейки российского общества, она должна быть развернута как можно в большем количестве центров дополнительного образования в нашей стране, целесообразно проведение школы семейного поведения также на базе детских оздоровительных лагерей.

Список литературы

1. Nielsen. URL: http://www.nielsen.com/ru/ru/solutions.html (дата обращения: 09.09.2007).

2. Антонов А. И. Микросоциология семьи. М.: Инфра-М, 2005. 368 с.

3. Бестужев-Лада И. В. Семья и школьник: профилактика разводов. Чем может помочь классный руководитель? // Классный руководитель. 2000. № 4. С. 50-53.

4. Печальная статистика... URL: http://www.baby.ru/blogs/post/92718101-55250984/ (дата обращения: 27.01.2016).

5. В России возросло количество неполных семей. URL: http://www.aif.ru/society/275108 (дата обращения: 26. 04. 2012).

6. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995. № 5. С. 18-19.

7. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. 2001. № 10. C. 95-99.

8. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. 2001. № 11. С. 36-38.

9. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 191 с.

10. Гребенникова Е. В., Фирсова О. В. Социально-психологическая адаптация дeтей-сирот в приемных семьях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 51-55.

11. Костюкова Т. А., Шпакова В. В. Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 59-62.

12. Петрусевич Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 195-198.

13. Вотинова О. А. Приобретение жизненного опыта младшими школьниками в семье и школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2003. 24 с.

14. Дружинина Н. Н. Педагогическая поддержка подростков из неполных семей как фактор их успешной социализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 28 с.

15. Иванова С. А. Формирование полоролевой идентичности старших дошкольников средствами народной культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2009. 22 с.

16. Иванченко В. А. Внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подростков из неполных семей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2012. 27 с.

17. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). C. 5-11.

18. Клецина И. С. Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации // Гендерная психология. Практикум. СПб.: Питер, 2009. 496 с.

19. Мягкова М. А. Психологическое сопровождение материнства в неполной семье: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курган, 2013. 21 с.

20. Барабохина В. А. Персонифицированная педагогическая поддержка социализации младших школьников из неполных семей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2013. 25 с.

21. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. 288 с.

22. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 1999. 233 с.

Чернышёва Т. Л., кандидат филологических наук, доцент. Новосибирский государственный технический университет. Пр. Карла Маркса, 20, корп. 6, Новосибирск, Россия, 630073. E-mail: tablack@mail.ru

Материал поступил в редакцию 11.02.2016. T. L. Chernysheva

THE SCHOOLS OF FAMILY BEHAVIOR FOR CHILDREN FROM INCOMPLETE FAMILIES OR FAMILIES

WITH ONLY CHILD

The article states that marriage crisis has overwhelmed the world. It concerns our country with its patriarchal system of values that could not prevent family decay. One of the most effective solutions to this problem the author sees in creation of special schools named "the schools of family behavior" on the basis of municipal centers of additional education of children. These schools are for children from incomplete families or families with only child who could not get the rules of proper behavior in their paternal families so as they have no experience of family life. The author assures that training in multiage group is to create family model, which allow practice the typical for family life situations. It will let to get necessary attainments, which are very useful in adult life.

Key words: family values, socialization, family behavior, interpersonal relations, marriage crisis, innovative pedagogical technologies, groups of different age, educational centers, identification, imitation, reflection, hyperprotection, contradictory upbringing.

References

1. Nielsen [Nielsen]. URL: http://www.nielsen.com/ru/ru/solutions.html (accessed 09 September 2007).

2. Antonov A. I. Mikrosotsiologiyasem'i [Family Microsociology]. Мoscow, Infra-M Publ., 2005. 368 p. (in Russian).

3. Bestuzhev-Lada I. V. Sem'ya i shkol'nik: profilaktika razvodov. Chem mozhet pomoch klassnyy rukovoditel'? [Family and pupil: how the tutor can help?]. Klassnyy rukovoditel' - Classroom Teacher, 2000, no. 4, pp. 50-53 (in Russian).

4. Pecha'naya statistika [Sad statistics]. URL: http://www.baby.ru/blogs/post/92718101-55250984 (accessed 27 January 2016) (in Russian).

5. V Rossii vozroslo kolichestvo nepolnykh semey [The number of single-parent families has increased in Russia]. URL: http:// www.aif.ru/society/275108 (accessed 26 April 2012) (in Russian).

6. Grigoryeva E. Deti posle razvoda [Children after divorce]. Semya i shkola - Famili and School, 1995, no. 5, pp. 18-19 (in Russian).

7. Gurko T. A. Transformatsiya instituta sovremennoy sem'i [Institute of modern family transformation]. Sotsiologicheskiye issledovaniya - Sociological Studies, 2001, no. 10, pp. 95-99 (in Russian).

8. Dementyeva I. F. Negativnye faktory vospitaniya detey v nepolnoy semey [Negative factors of upbringing children from incomplete families]. Sotsis, 2001, no. 11, pp. 36-38 (in Russian).

9. Kon I. S. Psikhologiya starsheklassnika: posobiye dlya uchiteley [Psychology of senior pupil: Book for teachers]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1980. 191 p. (in Russian).

10. Grebennikova E. V., Firsova O. V. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya detey-sirot v priemnykh semyakh [Socio-psychological adaptation of orphan children in adopted families]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 4. (82), pp. 51-55 (in Russian).

11. Kostyukova T. A., Shpakova V. V. Semeynye formy zhizneystroystva detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley [Ways of children who lost parental custody's placement into families]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 8 (86), pp. 59-62 (in Russian).

12. Petrusevich D. F. Sushchnostnye kharakteristiki deviantnogo povedeniya podrostkov [Intrinsic characteristics of deviant behavior of teenagers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 6 (108), pp. 195-198 (in Russian).

13. Votinova O. V. Priobreteniye zhiznennogo opyta mladshimi shkol'nikami v semye i shkole: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Acquisition of experience by younger students in family and at school. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Izhevsk, 2003. 24 p. (in Russian).

14. Druzhinina N. N. Pedagogicheskaya podderzhka podrostkov iz nepolnykh semey kak factor ikh uspeshnoy sotsializatsii: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Teenagers from incomplete families Pedagogical Assistance as a factor of their successful socialization. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2006. 28 p. (in Russian).

15. Ivanova S. A. Formirovaniye polorolevoy identichnosti starshikh doshkol'nikov sredstvami narodnoy kul'tury: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Gender identity of senior pupils forming by means of folk culture. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Vladimir, 2009. 22 p. (in Russian).

16. Ivanchenko V. A. Vneshniye i vnutrenniye determinancy protsessa sotsializatsii podrostkov iz nepolnykh semey: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Outer and inner determinants of the process of socialization of teenagers from incomplete family. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Novosibirsk, 2012. 27 p. (in Russian).

17. Kargina Z. A. Sovremmenyye metodologicheskiye podkhody v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Modern methodological approaches in extended education of children]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 1 (103), pp. 5-11 (in Russian).

18. Kletsina I. S. Gendernaya avtobiografiya kak metod izucheniya mekhanizmov gendernoy sotsializatsii [Gender autobiography as a method of gender socialization study]. Gendernaya psikhologiya. Praktikum [Gender psychology. Practice book]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 496 p. (in Russian).

19. Myagkova M. A. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye materinstva v nepolnoy semye: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Psychological Assistance of Мotherhood in Incomplete Family. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Kurgan, 2013. 21 p. (in Russian).

20. Barabokhina V. A. Personifitsirovannaya pedagogicheskaya podderzhka sotsializatsii mladshikh shkol'nikov iz nepolnykh semey: Avtoref dis. kand. ped. nauk [Personal Pedagogical Assistance of Junior Pupils from Incomplete Families Socialization. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Velykiy Novgorod, 2013. 25 p. (in Russian).

21. Figdor G. Psikhoanaliticheskaya pedagogika [Psycho-analytical pedagogy]. Moscow, Institut psikhoterapii Publ., 2000. 288 p. (in Russian).

22. Kulikova T. A. Semeynaya pedagogika i domashneye vospitaniye [Family pedagogy and education at home]. Moscow, Akademiya Publ., 1999. 233 p. (in Russian).

Chernysheva T. L.

Novosibirsk State Technical University.

Pr. Karla Marksa, 20, build. 6, Novosibirsk, Russia, 630073.

E-mail: tablack@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.