Научная статья на тему 'Школы и детские сады в зеркале социологических исследований'

Школы и детские сады в зеркале социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЫ / ДЕТСКИЕ САДЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / SCHOOLS / KINDERGARTENS / QUALITY OF EDUCATION AND UPBRINGING / PROBLEMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хузиева Э.Ф.

В статье представлены итоги авторского социологического исследования, показывающие различные аспекты оценки деятельности школ и детских садов в г. Казани. Дается оценка произошедших изменений в работе данных образовательных учреждений за последний год. Строится рейтинг различных сфер социально-экономической инфраструктуры города, и показывается место данных образовательных учреждений с позиции оценки качества предоставляемых ими услуг. Раскрываются проблемы, с которыми сталкиваются жители в процессе взаимодействия со школами и детсадами (слабая материально-техническая оснащенность учреждений, высокая оплата за содержание ребенка, нехватка учреждений, постоянные дополнительные денежные сборы, невнимательное отношение к ребенку и низкая профессиональная подготовка педагогов и воспитателей). Помимо выявления актуальных проблем, исследование позволило очертить круг основных действий и мероприятий, которые необходимо реализовать для улучшения работы школ и детсадов: увеличение финансирования, улучшение материально-технической оснащенности, повышение заработной платы работникам, усиление контроля за качеством воспитания и образования, повышение квалификации педагогов, усиление контроля за педагогическим процессом и увеличение количества детсадов и школ. Дан сравнительный анализ ответов мужчин и женщин, что позволило раскрыть гендерные различия в оценке изучаемого вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLS AND KINDERGARTENS IN THE MIRROR OF SOCIAL RESEARCH

The article presents the results of the author's sociological research showing various aspects of the assessment of the activities of schools and kindergartens in Kazan. An assessment of the changes in the work of these Educational Institutions over the past year is given. A rating of various spheres of the city’s socio-economic infrastructure is being constructed and the place of these Educational Institutions is shown from the standpoint of assessment the quality of the services they provide. The problems faced by the residents in the process of interaction with schools and kindergartens (poor material and technical equipment of institutions, high cost for keeping the child, lack of institutions, regular additional fees, inattention to the child and low professional training of teachers and educators) are revealed. In addition to identifying the up-to-date issues and questions, the study allowed to outline the range of basic actions and activities that need to be implemented to improve the work of schools and kindergartens: increasing funding, improving material and technical equipment, increasing wages for employees, strengthening control over the quality of education and training, improving teachers' skills, strengthening monitoring in the pedagogical process and increasing the number of kindergartens and schools. A comparative analysis of the responses of men and women is given, which made it possible to reveal gender differences in the evaluation of the studied questions.

Текст научной работы на тему «Школы и детские сады в зеркале социологических исследований»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.4

ШКОЛЫ И ДЕТСКИЕ САДЫ В ЗЕРКАЛЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Э.Ф. Хузиева

Аннотация. В статье представлены итоги авторского социологического исследования, показывающие различные аспекты оценки деятельности школ и детских садов в г. Казани. Дается оценка произошедших изменений в работе данных образовательных учреждений за последний год. Строится рейтинг различных сфер социально-экономической инфраструктуры города, и показывается место данных образовательных учреждений с позиции оценки качества предоставляемых ими услуг. Раскрываются проблемы, с которыми сталкиваются жители в процессе взаимодействия со школами и детсадами (слабая материально-техническая оснащенность учреждений, высокая оплата за содержание ребенка, нехватка учреждений, постоянные дополнительные денежные сборы, невнимательное отношение к ребенку и низкая профессиональная подготовка педагогов и воспитателей). Помимо выявления актуальных проблем, исследование позволило очертить круг основных действий и мероприятий, которые необходимо реализовать для улучшения работы школ и детсадов: увеличение финансирования, улучшение материально-технической оснащенности, повышение заработной платы работникам, усиление контроля за качеством воспитания и образования, повышение квалификации педагогов, усиление контроля за педагогическим процессом и увеличение количества детсадов и школ. Дан сравнительный анализ ответов мужчин и женщин, что позволило раскрыть гендерные различия в оценке изучаемого вопросов.

Ключевые слова: школы, детские сады, качество образования и воспитания, проблемы образования.

SCHOOLS AND KINDERGARTENS IN THE MIRROR OF SOCIAL RESEARCH

E. Khuzieva

Abstract. The article presents the results of the author's sociological research showing various aspects of the assessment of the activities of schools and kindergartens in Kazan. An assessment of the changes in the work of these Educational Institutions over the past year is given. A rating of various spheres of the city's socio-economic infrastructure is being constructed and the place of these Educational Institutions is shown from the standpoint of assessment the quality of the services they provide. The problems faced by the residents in the process of interaction with schools and kindergartens (poor material and technical equipment of institutions, high cost for keeping the child, lack of institutions, regular additional fees, inattention to the child and low professional training of teachers and educators) are revealed. In addition to identifying the up-to-date issues and questions, the study allowed to outline the range of basic actions and activities that need to be implemented to improve the work of schools and kindergartens: increasing funding, improving material and technical equipment, increasing wages for employees, strengthening control over the quality of education and training, improving teachers' skills, strengthening monitoring in the pedagogical process and increasing the number of kindergartens and schools. A comparative analysis of the responses of men and women is given, which made it possible to reveal gender differences in the evaluation of the studied questions.

Keywords: schools, kindergartens, quality of Education and Upbringing, problems of Education.

Материал статьи основан на авторском социологическом исследовании, проведенном в 2018 г. методом анкетирования с использованием квотной выборки, объем которой составил 1000 респондентов. В качестве квот выступили пол, возраст и район проживания респондентов. При составлении инструментария и выбора методики опроса мы опирались на разработки региональных исследователей [1;2]. При этом при проведении исследования нами учитывался

опыт изучения разносторонних проблем в деятельности школ и детсадов [3;4].

Система образования является составной частью социально-экономической структуры и влияет на качество жизни населения в целом. В связи с этим при проведении массового опроса был составлен рейтинг, который демонстрирует, насколько жители удовлетворены состоянием образования при сравнении с другими составными компонентами социально-экономической инфраструктуры. При составлении мы

учитывали разработки специалистов как экономического, так и социологического профиля [5;6]. Респондентам предлагалось оценить состояние социально-экономической сферы по трехбалльной системе: плохое, удовлетворительное и хорошее. Рейтинг составлен на основе подсчета среднего значения полученных показателей и позволяет выявить хорошо развитые сферы и те из них, которые требуют улучшения и активных действий в этом направлении со стороны властей.

В группу лидеров рейтинга входят сфера услуг — 2,39; система образования — 2,2 и

общественная безопасность — 1,99 балла. Среднюю позицию занимают работа общественного транспорта - 1,97; работа правоохранительных органов — 1,94; состояние экологии — 1,9; медицинское обслуживание — 1,82 и работа жилищно-коммунального хозяйства — 1,8 балла. К группе аутсайдеров жители отнесли организацию свободного времени и досуга — 1,76 и состояние дорог — 1,6 балла, см. рисунок. 1.

сфера услуг система образования общественная безопасность работа общественного транспорта работа правоохранительных органов состояние экологии медицинское обслуживание работа жилищно-коммунального хозяйства организация свободного времени состояние дорог

2,39

0,5

1,5

2,5

Рисунок 1. - Рейтинг сфер социально-экономической инфраструктуры

Определение степени удовлетворенности работой образовательных учреждений, анализ произошедших изменений и раскрытие наиболее волнующих население проблем в совокупности позволили получить общую картину сложившейся оценки работы детсадов и школ в г. Казани. Около половины участников опроса

скорее довольны работой данных учреждений образования (43,6%). Каждый третий респондент недоволен ею (33,2%). Соотношение количества тех, кто полностью доволен работой детсадов и школ, и недовольных ею совсем, составило 7,3 к 9,1%. Затруднились с оценкой 6,7% от общего числа опрошенных респондентов, см. рисунок 2.

Не доволен_ совсем; 9,1

Скорее не доволен; 33,2

Затрудняюсь ответить;

6,7

Полностью доволен; 7,3

Скорее доволен; 43,6

Рисунок 2. - Оценка работой детских дошкольных учреждений и школ

Стоит отметить, что во всех исследованиях мы стараемся указать гендерные и возрастные

различия, что позволяет детализировать наиболее острые вопросы имеющихся проблем [7]. В

0

1

2

разрезе гендерного сравнения населения присутствовала разница в выборе варианта ответа «скорее не доволен», который выбрали каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина (35 к 27,4% соответственно).

Отсутствие каких-либо изменений за прошедший год в качестве образования и воспитания отмечает большинство респондентов (42,1%). В их числе доминируют мужчины (49,6 к 39,9% у женщин). Число респондентов, отметивших ее улучшение, превысило количество убежденных в ухудшении (28 к 15,9%). Данную точку зрения чаще поддерживали мужчины (29,6 к 22,8% у женщин). Соотношение выбравших варианты «значительно улучшилась» и «значительно ухудшилась» было схожим (3,6 к 3,3%). Число тех, кто затруднился с оценкой, составило 7,1% населения.

Система образования в городе развита достаточно хорошо. Об этом свидетельствует лидерство в рейтинге. Несмотря на это, имеют

место проблемы слабой материально-технической оснащенности учреждений, высокой оплаты за содержание ребенка и нехватки учреждений (37,4; 24,3 и 21,2% соответственно). Скорее всего данные проблемы характерны для определенных районов города.

У незначительной части населения присутствуют жалобы на постоянные дополнительные денежные сборы, на невнимательное отношение к ребенку и низкую профессиональную подготовку педагогов (19,4; 15,3 и 13,5% соответственно). В следующую группу, значимую примерно для одной десятой части жителей, вошли такие проблемы как плохое питание детей и очереди в получении места (11,7 и 11,7%). Наименее актуальная группа проблем включает недовольство жителями коррупцией в дошкольных и школьных учреждениях, введением платности за некоторые виды услуг и нехваткой педагогов (7,2; 7,2 и 2,7% соответственно), см. рисунок 3.

слабая материально-техническая оснащенность высокая оплата за содержание ребенка проблемы отсутствуют нехватка дет садов и школ дополнительные денежные сборы невнимательное отношение к ребенку низкая профессиональная подготовка педагогов плохое питание детей очереди в получении места введение платности за некоторын виды услуг

коррупция

нехватка учителей и воспитателей

37,4%

!■■■■■■■■■■■■—И 24,3%

23,4%

'////////////////////////77777* 21,2%

....................... 15,3%

19,4%

13,5%

ууууууттч 11,7%

^УУУУУ/УТ! 11,7%

7,2% ......... 7,2%

2,7%

0%

10%

20%

30%

40%

Меры по решению имеющихся проблем можно также условно разделить на три группы. Наиболее действенными, согласно мнению жителей, являются меры по улучшению материально-технической оснащенности,

увеличению финансирования государства, повышению зарплаты работникам образования, усилению контроля за качеством образовательных услуг (46,8; 41; 34,2 и 32% соответственно). Во вторую по значимости группу жители включили меры по усилению контроля за деятельностью педагогов, увеличению количества детсадов, школ и повышению квалификации педагогов и учителей (23,9; 20,7 и 18,5% соответственно). В группу менее востребованных мер вошло обеспечение школьными автобусами, борьба с коррупцией, увеличение числа частных дошкольных и школьных учреждений и увеличение самофинансирования (9; 9; 2,7 и 2,3%

соответственно). Стоит отметить также тот аспект, что каждый десятый респондент считает, что система образования района не нуждается в оптимизации (11,7%).

Согласно полученным данным, многие проблемы системы образования имеют различия в ответах мужчин и женщин. В частности, если на высокую оплату за содержание ребенка жалуются женщины, то для мужчин наиболее актуальны проблемы слабой материально-технической оснащенности детсадов и школ, низкая профессиональная подготовка педагогов и плохое питание детей. Женщины чаще сталкиваются с постоянными дополнительными денежными сборами, очередями при получении места и с недостаточным количеством воспитательных и общеобразовательных учреждений.

Меры, которые поддерживает население, можно разделить по степени значимости на три группы. В первую вошли меры, направленные на

увеличение финансирования, улучшение материально-технической оснащенности,

повышение заработной платы работникам и усиление контроля за качеством воспитания и образования (49,6; 42,3; 37,1 и 32,5% соответственно).

Вторая группа ориентирована на повышение квалификации педагогов, усиление контроля за педагогическим процессом и увеличение количества детсадов и школ (20,9; 19,8 и 18,2%). Третья группа мер мало востребована у населения и касается обеспечения автобусами, борьбы с коррупцией и увеличения самофинансирования за счет введения платных услуг (13,8; 11,1 и 6,2%).

На основе проведенного исследования можно сказать, что общественная оценка системы образования при сравнении с другими сферами и инфраструктурами города положительна, т.к. она занимает место в группе лидеров наряду со сферой услуг и общественной безопасностью. Однако это не исключает наличие определенных проблем. Во-первых, в общественном сознании доминирует мнение об отсутствии каких-либо изменений за прошедший год в качестве образования и воспитания, а треть населения недовольна работой образовательных учреждений. Во-вторых, имеет место наличие

таких проблем как слабая материально-техническая оснащенность учреждений, высокая оплата за содержание ребенка и нехватка детских садов. При этом жалобы на постоянные дополнительные денежные сборы, на невнимательное отношение к ребенку и низкую профессиональную подготовку педагогов и плохое питание детей минимальны. В ходе исследования были выявлены и некоторые гендерные отличия в ответах респондентов. Женщины чаще указывали на наличии таких проблем, как дополнительные денежные сборы, очереди в получении места и высокая оплата за содержание ребенка. Мужчин больше не устраивает слабая материально-техническая оснащенность детсадов и школ, низкая профессиональная подготовка педагогов и плохое питание детей.

В качестве мер по улучшению работы образовательных учреждений можно назвать необходимость увеличения финансирования государств, повышение зарплаты работникам образования. Особую роль население придает усилению контролирующих мер, которые необходимо направить как в отношении деятельности педагогов и воспитателей, так и качества образования в целом.

Литература:

1. Махиянова А.В. Методика диагностики дисбаланса интернализации как механизма социализации на макроуровне / А.В. Махиянова // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. - 2013. - Вып. 6. - С. 62-68.

2. Махиянова А.В. Методика составления социального портрета населения / А.В. Махиянова // Электронный экономический вестник Татарстана. -2015. - № 1. - С. 77-81.

3. Шакирова Д.М. Структура социального конфликта в школе / Д.М. Шакирова // II Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции в науке, технике, образовании», Смоленск, 2017 г. - Смоленск: ООО «Новаленсо», 2017. - С. 83-84.

4. Шакирова Д.М. Использование качественной методологии при изучении конфликтов в школе / Д.М. Шакирова // Дискуссия. - 2017. - № 3(77). - С. 59-66.

5. Ехлакова Е.А. Качество жизни: синергия управления факторами обеспечения: монография / Е.А. Ехлакова. - М.: Дашков и К, 2017. - 219 с.

6. Нестулаева Д.Р. Приоритетные направления инвестирования на предприятиях электроэнергетики / Д.Р. Нестулаева // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2. - С. 61-64.

7. Хузиева Э.Ф. Проблема безработицы и ее решения: гендерный аспект / Э.Ф. Хузиева // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - № 2. - С. 299-301.

Сведения об авторе:

Хузиева Эльмира Фарраховна (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Казанского государственного энергетического университета, e-mail: socavm@rambler.ru

Data about the author:

E. Khuzieva (Kazan, Russia), Candidate of Social Sciences, Associate Professor of Management at Kazan State Power Engineering University, e-mail: socavm@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.