Научная статья на тему 'Школьный сайт: создание, наполнение и привлечение посетителей'

Школьный сайт: создание, наполнение и привлечение посетителей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
608
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН И СОДЕРЖАНИЕ САЙТА / ПОСЕЩЕНИЕ САЙТА / ТРЕБОВАНИЯ К САЙТУ / КОНСТРУКТОРЫ САЙТОВ / «ДЖУМЛА» / ХОСТИНГ / ДОМЕННОЕ ИМЯ / ВИЗУАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР / «JOOMLA» / DESIGN AND CONTENT OF SITE / SITE VISITS / SITE REQUIREMENTS / SITE DESIGNERS / HOSTING / DOMAIN NAME / VISUAL EDITOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лобуренко Елизавета Олеговна, Якушина Екатерина Викторовна

Содержание, оформление сайта. Посещения школьного сайта. Конструкторы сайтов. Доменное имя. Наполнение сайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный сайт: создание, наполнение и привлечение посетителей»

шко

ЛЬНЫЙ САЙТ: СОЗДАНИЕ, НАПОЛНЕНИЕ и привлечение посетителей

Елизавета Олеговна Лобуренко,

аспирант Института содержания и методов обучения РАО Екатерина Викторовна Якушина,

старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук

Школьный сайт теперь должен быть у каждой школы обязательно: 01.01.2011 г. вступил в силу Ф3-293. Закон требует «...создать и вести официальный сайт образовательного учреждения в сети Интернет» (статья 32, пункт 2), «.размещать информацию, указанную в статье 32 закона, на официальном сайте школы в Интернете и обновлять в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений» (статья 32, пункт 5).

• дизайн и содержание сайта • посещение сайта • требования к сайту

• конструкторы сайтов • «джумла» • хостинг • доменное имя

• визуальный редактор

Проблемы, связанные со школьным сайтом

Итак, закон, в котором в качестве рекомендации-требования говорится, что школьный сайт должен быть создан и наполняем, вышел и начал действовать. Кто-то воспринял необходимость создавать сайт для школы как очередную «повинность», кто-то, наоборот, ринулся создавать школьный сайт силами учеников, учителей информатики и других «продвинутых» знакомых. Что мы имеем на данный момент? В сети не так часто можно встретить приличный сайт для школы, который регулярно наполняется интересной информацией и достаточно посещаем. Большинство школьных сайтов — формального характера, да и сайт нередко создаётся ради «галочки» в очередном отчёте ди-

ректора перед вышестоящими руководителями. А всё потому, что сайт в школе часто никому не нужен: ни его создателям, ни администрации, ни тем более ученикам. Об этом много говорят и спорят, в том числе и на многочисленных сейчас педагогических сообществах, форумах и педсоветах. В чём же причина и как её устранить?

Во-первых, официальная информация не всегда бывает интересна обычным пользователям, а тем более ученикам. Она нужна для отчётов в управления образованием, а также для удобства поиска и хранения официальных документов школы. Но даже официальную информацию можно представить в менее формальном виде, взять выдержки из неё и опубликовать в соответствующих разделах сайта.

Во-вторых, сайтом занимается учитель информатики или специально приглашённый для этого человек, но сами школьники совсем в этом не участвуют, поэтому им не интересен ни процесс, ни сам сайт. Это понятно, так как на самом деле не так уж просто заинтересовать детей работой по созданию школьного сайта, они с большим удовольствиям общаются в социальных сетях, в Контакте, в Одноклассниках, Фейсбуке, Твиттере. Выкладывают свои фотографии, пишут — сообщения часто очень интересные. Но там всё для себя и для своих друзей, а тут — для школы.

Если всё же школьник зашёл на сайт, что в первую очередь он будет там искать? Самые посещаемые учениками разделы — фотоальбомы, отчёты о мероприятиях. И разделы, посвящённые учёбе. Хорошо, если есть дистанционное обучение — пропустил ученик занятия по болезни, может наверстать. Расписание уроков, дополнительные материалы к урокам, электронные ресурсы также полезны для школьников и эти разделы становятся очень популярны. Но это задача учителей — наполнить сайт данным контентом. А вот фотоальбомы и отчёты о событиях могут вести сами дети. К примеру, можно объявить конкурс на лучшую фотографию с какого-то мероприятия (лучший отчёт).

Разработка дизайна — дело сложное, интересное, и всегда найдутся дети, которые хорошо рисуют, фотографируют, умеют делать коллажи. Можно объявить конкурс не на весь дизайн, а на различные дизайнерские элементы. Ребятам нужно объяснить, что умение создавать сайты — неплохая профессия в будущем.

А как привлечь школьников в качестве посетителей? Чем увлекаются современные школьники? Компьютерами, всевозможными технологическими новинками. Вы можете публиковать на вашем школьном сайте информацию об этих новинках. Где можно найти эту информацию? Конечно, в Интернете. На уроке можно рассказать, что на

сайте для вашей школы собраны сведения о последних новинках. Если эта информация будет актуальной, велика вероятность, что посетителей у вас прибавится.

Как ещё привлечь посетителей на школьный сайт? Можно создать дополнительный раздел, где публиковать последние события или новости вашего населённого пункта. Ведь очень часто в маленьких городах, не говоря уже о селах, сайты администрации населённого пункта скучные и не обновляются, или их вообще нет.

Требования к школьному сайту

Школьный сайт представляет собой важнейший инструмент работы школы с другими школами, с учителями, учащимися и родителями, важен в организации учебного процесса в локальной сети школы, обеспечивает взаимодействие с социальными структурами в районе.

Школьный сайт в идеале должен представлять собой интерактивный ресурс с видео- и телеуроками (возможность дистанционного посещения уроков), электронными журналами и дневниками, обеспечивающий связь с семьёй («школа как социальный партнёр семьи»). Обязательно должны быть представлены иллюстративные материалы о цифровых зонах школы в форме презентации или видео, инновационные образовательные методики, описание информационной среды школы, школьной программы информатизации и механизмов её реализации на примере конкретных цифровых зон школ, а также перспективы информатизации школы.

Школа будущего должна сформировать активное использование сайта школы для трансляции информационного школьного пространства по направлениям:

О школе: новости; история школы; программа развития, информатизации школы; учительская: методические папки учителей, сетевой методический кабинет

по предметным направлениям, учебные программы, инновационные образовательные методики; совет управления и самоуправления школой; расписание уроков, факультативов, кружков, клубов, секций; курсы и уроки для школьников, коллекции презентаций уроков.

Школьная жизнь: информирование родителей о жизни школы, страничка родительского комитета; горячая линия с директором школы, с классными руководителями; сетевые консультации, форумы для учащихся, учителей; сетевые клубы или конкурсы в сети дополнительного образования; профориентация учащихся, интервью, анкеты, объявления; электронная экспозиция школьного музея; электронная школьная газета.

Персонализированный доступ: базы данных, управления школой; электронная учительская; электронные журналы успеваемости детей; электронные дневники; системы тестирования; портфолио учащихся; портфолио педагогов, методические школьные объединения, направления работы; портфолио методобъединений; школьная статистика; отчётная и нормативно-распорядительная документация.

Обзор конструкторов сайтов

Сложно ли сделать школьный сайт? Его можно сделать на языке html, достаточно знать основы этого языка и уметь работать в веб-редакторе. На эту тему опубликованы пособия1. Также предлагаются конструкторы сайтов. Среди них очень часто для создания школьных сайтов используются бесплатные конструкторы сайтов Ucoz.ru и e-Publish.

Бесплатный конструктор сайтов http://www.ucoz.ru/ предоставляет широкие возможности по созданию сайтов как для начинающих пользователей, так и для тех, кто

1 Лавренов А.Ю., Якушина Е.В. Создание школьного сайта. http://vio.uchim.info/Vio_29/cd_site/articles/art_4_4.htm Лавренов А.Ю., Якушина Е.В. Создание школьного сайта. Занятие второе. http://vio.uchim.info/Vio_30/cd_site/ articles/art_4_4.htm Якушина Е.В. Изучаем Интернет. Создаём WEB-страничку. СПб.: Питер-пресс, 2000; Якушина Е.В. Интернет для школьников и начинающих пользователей. (Сер. «От игры к делу»). М.: Аквариум, 1997.

владеет азами веб-дизайна. Но он не лишён недостатков. Прежде всего, в «оплату» за сайт Ucoz обычно выдаёт огромный рекламный блок, от которого можно избавиться, только заплатив деньги. Этот блок отвлекает, его содержание не всегда соответствует образовательной тематике. Доменное имя, который предлагает этот конструктор, содержит слово ucoz. Можно зарегистрировать свой домен и поставить редирект. Но убирать рекламный блок надо обязательно: ни к чему видеть всё время на школьном сайте рекламу похудения и тому подобное.

Конструктор e-Publish http://edusit.ru — один из удобных инструментов для создания сайтов, одно время распространяемых бесплатно среди образовательных учреждений. Он достаточно прост, с удобным интерфейсом. По сути, этот конструктор рассчитан даже на начинающих пользователей. В нём довольно просто изменить внешний вид сайта, создать структуру, также предусмотрено создание различных готовых шаблонов страниц (тесты, фотоальбом, словари и др.). Общая стоимость услуг — 1500 руб./в год. Также можно найти другие конструкторы сайта, достаточно только набрать в строке для ввода ключевых слов в используемой вами поисковой системе словосочетание «конструктор сайтов».

Joomla!

Joomla! (произносится джумла) — система управления содержимым (CMS), написанная на языках PHP и JavaScript, использующая в качестве хранилища базы данных MySQL. Это свободное программное обеспечение, распространяемое под лицензией GNU GPL.

CMS Joomla! включает различные инструменты для разработки веб-сайта. Важная особенность системы — минимальный набор инструментов при начальной установке, который дополняется

по мере необходимости. Это снижает загромождение административной панели ненужными элементами, снижает нагрузку на сервер и экономит место на хостинге.

Joomla! имеет очень дружественный интерфейс, удобную навигацию, материалы быстро и легко публикуются. Для работы с Joomla! достаточно иметь базовые навыки работы с компьютером. Но, естественно, пользователям, имеющим общее представление о технологии создания сайтов, познакомиться с этим движком будет легче. Официальный сайт Joomla! http://www.joomla.org/

Но прежде чем начать разбираться с азами установки и настройки Joomla! для школьного сайта, рассмотрим те моменты, которые необходимо учитывать при создании сайта по любой технологии.

Выбор хостинга

Хостинг-провайдер — это организация, предоставляющая услуги по размещению сайтов в Интернете. Сегодня существует много хостинг-провайдеров, найти их просто, написав в графе для введения ключевых слов любой популярной поисковой системы ключевые слова: «услуги хостинга» или просто «хостинг».

Наиболее популярные, на наш взгляд:

• http://www.valuehost.ru/

• http://timeweb.ru/

• http://masterhost.ru/

Цена за размещение сайта около 10 долларов в месяц.

Регистрация доменного имени

Зарегистрировать доменное имя можно несколькими способами. Часто услуга регистрации находится у вашего хостинг-провайдера, вам необходимо только выбрать доменное имя для сайта.

Можно также зарегистрировать доменное имя самостоятельно у регистраторов, напри-

мер, у RU-CENTER http://nic.ru или у R01 http://r01.ru. Для этого надо зарегистрироваться на одном из этих сайтов, получить логин и пароль, затем войти в личный кабинет и заказать и оплатить домен. Все, и регистраторы и хостинг-провайдеры, предлагают на своих сайтах функцию поиска свободного доменного имени в различных зонах (ru, com, info, РФ и пр.).

После регистрации необходимо зайти в личный кабинет (панель администратора) на сайте вашего хостинг-провайдера и прописать там ваше доменное имя, а также настроить сервер. Все рекомендации, как это сделать, обязательно есть на сайте вашего хостинг-провайдера, также работает техподдержка. Но не спешите сразу задавать им вопросы. Сначала ознакомьтесь с документацией и прочитайте раздел «Ответы на часто задаваемые вопросы».

Настройка доступа по FTP

Для настройки доступа по FTP лучше всего использовать программу Total Commander. Настроить её очень легко:

1. Щёлкнуть кнопку FTP на верхней панели инструментов.

2. Выбрать Новое соединение.

3. Заполнить следующие графы (всю информацию для этих граф, кроме первой, предоставил вам ваш хостинг-провадер):

• Имя сайта (session) — school35.

• Имя сервера (host name).

• Имя пользователя (user name).

• Пароль (password).

4. Щёлкните ОК.

5. Щёлкнуть кнопку Соединение (connect).

Теперь с одной стороны вы увидите ваш компьютер, ваши файлы, а с другой — вашу корневую папку на сервер, которую предоставил вам хостинг-провадер.

А теперь перенесёмся мысленно к тому моменту, когда ваш сайт уже готов. Почему мы пишем об этом сразу? Возможно, информация, которая последует ниже, на данный момент вам не интересна —

у вас уже есть сайт, вы делаете сайт самостоятельно на языке html или используете один из конструкторов сайтов. Но то, о чём мы хотим поговорить с вами, крайне важно. Это вопросы, связанные с продвижением вашего сайта — с привлечением на него посетителей. Ведь если ваш сайт станет интересным, посещаемым ресурсом, то у вас и ваших учеников будет повод гордиться им и выполненной работой. Чем не дополнительная мотивация для совершенствования сайта?

Содержание сайта

Содержание, в первую очередь текст, вашего ресурса должно быть полезным: посетители приходят на ваш сайт из поисковых систем, и поисковик на любой запрос ищет ответ в первую очередь в тексте веб-страниц, а не в фото-или видеофайлах. При этом любая статья на вашем сайте должна быть уникальной: если вы просто скопируете материал с другого сайта, то ваш ресурс в результатах поиска окажется на 1101 месте. И никто на ваш сайт не придёт.

Внимание! Обязательно надо добавить школьный сайт на образовательные и школьные Порталы, их вы также сможете найти через Интернет. Приведём примеры некоторых из них: • http • http • http • http • http

//www.edu.ru //school.edu.ru/ //www.proshkolu.ru //www.moya-shkola.ru/ //planetashkol.ru/

А также зарегистрировать сайт в школьном рейтинге http://rating.rosnou.ru/

Как добавить сайт в поисковые системы

В поисковую систему Яндекс

Яндекс — самая популярная поисковая система, поэтому надо обязательно добавить свой школьный сайт в эту поисковую систему. Ссылка для добавления сайта в поисковую систему Яндекс http://webmaster.yandex.ru/ addurl.xml?url=www.chool.ru&&event=add

Есть ещё один способ, но для него вам нужно иметь почту на Яндексе. Этот способ позволяет отслеживать статистику вашего

школьного сайта (количество внешних ссылок, по каким поисковым фразам к вам пришли люди и т.д.) Вам надо создать почтовый аккаунт на Яндексе, а потом выбрать сервис Вебмастер и там добавить свой сайт. При добавлении вам потребуется подтвердить права на свой школьный сайт, для чего надо добавить пустой файл с расширением .txt в корневую директорию сайта. Для этого откройте стандартный блокнот на компьютере, и сразу сохраните его с именем, который вам будет дан при добавлении сайта. После создания файла .txt, вам нужно кинуть его в корень сайта, соединившись по FTP. Корневая директория — это сам сайт, т.е. то, что вы видите по FTP, после открытия папки www.ваш_сайт.ru

В поисковую систему Google

Google — это огромная поисковая машина, которой пользуются во всем мире. Кстати, если вы будет правильно добавлять новости на свой школьный сайт, на первых страницах в Google вы появитесь быстрее, чем в Яндексе, так как эта поисковая система лояльней относится к новым сайтам.

Ссылка для добавления сайта в поисковую систему Google http://www.google.com/addurl/

Добавить сайт в поисковую систему Google можно, только имея там аккаунт, для чего укажите свою любую почту (можно на mail.ru, можно на yandex.ru и т.д.), а также придумайте пароль.

Есть ещё поисковые системы Meta.ua (украинская), Апорт, Yahoo, Nigma и т.д. Все они по своему хороши и могут привести к вам некоторое количество посетителей на школьный сайт, поэтому дальше мы приведём только ссылки, которые позволят вам добавить сайт в эти поисковые системы.

Добавить сайт в поисковую систему mail http://go.mail.ru/addurl

добавить сайт в поисковую систему Meta.ua http://meta.ua/webmaster/addurl.asp добавить сайт в поисковую систему Апорт http://catalog.aport.ru/rus/add/AddUrl.aspx добавить сайт в поисковую систему Yahoo! http://siteexplorer.search.yahoo.com/submit добавить сайт в поисковую систему MSN http://search.msn.com/docs/submit.aspx добавить сайт в поисковую систему Nigma http://www.nigma.ru/../add_site добавить сайт в поисковую систему GoGo.ru http://go.mail.ru/addurl

Если вы не хотите или не можете добавить школьный сайт в поисковые системы, просто разместите ссылку на него в каком-нибудь популярном блоге или на форуме. Например, в блогах mail и т.д. Поисковой робот, индексируя чужой блог или сайт, заметит вашу ссылку и придёт к вам. Хотя этот способ менее предпочтителен, чем первый.

Также вам придётся обмениваться ссылками с сайтами схожей тематики. Это повысит индекс цитирования вашего сайта.

Что такое индекс цитирования и тематически индекс цитируемости (тИЦ)? Это принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо учёного. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию) в других источниках. Однако для действительно точного определения значимости научных трудов важно не только количество ссылок на них, но и качество этих ссылок. Так, на работу может ссылаться авторитетное академическое издание, популярная брошюра или развлекательный журнал. Значимость у таких ссылок разная.

Тематический индекс цитирования (тИЦ) Яндекса определяет «авторитетность» интернет-ресурсов с учётом качественной характеристики ссылок на них с других сайтов. Эту качественную характеристику Яндекс называет называем «весом» ссылки. Рассчитывается она по специально разработанному алго-

ритму. Важную роль играет тематическая близость ресурса и ссылающихся на него сайтов. Само по себе количество ссылок на ресурс также влияет на значение его тИЦ, но тИЦ определяется не количеством ссылок, а суммой их весов.

Идея индекса цитирования проста: как правило, люди, создающие свой сайт в Интернете, с вниманием и ответственностью относятся к его содержанию, а также к содержанию того, на что они ссылаются и что, таким образом, рекомендуют своим посетителям. Тематический индекс учитывает количество ссылок на сайт с других сайтов, придавая этим ссылкам разный «вес» (то есть значимость) в зависимости от авторитетности ссылающегося сайта.

Как подобрать ключевые слова

Ключевые слова или фразы — это то, что люди набирают в поисковые системы (Яндекс, Google, Mail и т.д.) Для подбора этих слов есть специальные сервисы у каждого поисковика.

http://wordstat.yandex.ru — подбор ключевых слов в Яндексе

https://adwords.google.com/o/Targeting/Ex plorer?_u=1000000000&_c=100000000 0&ideaRequestType=KEYWORD_IDEA S#search.none — сервис подбора слов в Google

Вам надо научить вставлять в статьи по несколько раз ключевые слова:

• Ключевое слово — слово или фраза, которое должно быть использовано при написании текста несколько раз.

Приведём пример, как работать с ключевыми словами. Вы решили написать на школьный сайт статью на тему каникул. Теперь подумайте, какую бы фразу набрали люди в поисковиках, чтобы ваша статья была для них интересна. Подумав, вы решили остановиться на фразе «где провести каникулы». Вбив её в поле

сервиса (например, Яндекса http://wordstat. yandex.ru) вы увидите список, сколько человек вводили эту фразу за месяц, а также список близких ключевых фраз.

Вот тут стоит сказать, что не надо сразу же выбирать ключи с запросами в десятки тысяч человек. Даже если, узнав, как подобрать ключевое слово, вы нашли идеальный вариант, это ещё ничего не значит. Для молодых сайтов, а особенно для школьных сайтов лучше останавливаться на запросах до 1000. Нет смысла пытаться подобрать ключевое слово с большим запросом, так как на первых позициях вы всё равно не появитесь, т.е. статья не приведёт посетителей. В идеале вы должны найти такое слово или фразу, которое и в Яндексе и в Google набирали практически равное количество раз.

Как вставить ключевое слово

А теперь мы поговорим о... тошноте. Тошнота — это количество ключевых слов в процентном соотношении к объёму статьи.

Оптимальное соотношение ключевых слов к общему объёму статьи должно быть в пределах 2—5%. Главное — написать статью интересной и полезной и чтобы ключи не мешали чтению, иначе станет сразу видно, для кого вы писали этот текст (для поисковиков, а не для посетителей сайта).

Как высчитать эти проценты?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Предположим, вы собираетесь написать статью про те же школьные каникулы на 2000 знаков. Количество знаков в Word 2007 можно посмотреть в нижней панели статистики, нажав на фразу «число слов». Смотреть надо на количество знаков без пробелов.

2. «Где провести каникулы» вы берёте за ключ. В этой фразе 19 знаков (выделите фразу и также посмотрите в Word).

3. Теперь вспомним школьную программу по математике, вычислив процент.

• 2000 X 4% = 80 — это общее количество знаков для ключевых слов. (2000 — это объём всей статьи про школьные каникулы; 4% — это желаемая тошнота статьи).

• 80: 19 = 4,21 — столько раз (4) вы должны будете использовать в тексте фразу про школьные каникулы (80 — см. на строчку выше; 19 — количество знаков в ключевой фразе).

В идеале ключ должен встречаться в начале статьи, несколько раз в середине и в конце так, чтобы между ними был как минимум абзац (или 200—300 символов).

Проверить себя, правильно ли вы всё сделали, можно с помощью сервиса http://istio.com (ссылка http://istio.com/ гтДех^апа1уг/). Просто вставляете свой текст в поле и щёлкаете кнопку внизу Анализ текста.

Далее сервис выдаст вам все данные и тошноту тоже. Также обратите внимание на слова, которые выделены жирным шрифтом. Если эти слова соответствуют вашей ключевой фразе (как и процент тошноты) — вы уже не только узнали, как вставить ключевое слово, но и научились замечательно это делать.

В сети существует огромное количество дополнительных материалов по раскрутке и продвижению сайтов, стоит только захотеть и приложить к этому определённые усилия, ваш сайт станет популярным и посещаемым ресурсом в Интернете!

Создаём школьный сайт на Joomla!

Установка Joomla!

1. Скачать последнюю версию Joomla! 1.5 (её легко найти через поисковую систему, распространяется бесплатно).

2. Разархивировать архив.

3. Загрузить программу Total Commander и установить соединение с хостинг-провайдером.

4. Скопировать все папки и файлы

в соответствующую папку на сервере.

После того, как все папки будут скопированы на сервер, в адресной строке браузера напечатайте домен вашего сайта.

Когда у вас загрузится страница будущего школьного сайта, вы увидите первый этап установки Joomla! на хостинг. Переход между этапами осуществляется с помощью кнопки в правой верхней части «Далее».

1-й этап

Выберите язык будущего школьного сайта (Например, ru-RU —русский СНГ). После выбора переходите дальше.

2-й этап

Вы увидите данные, показывающие, что вы может установить Joomla! себе на хостинг. Во всех строках должно быть слово «да».

3-й этап

На третьем этапе вы соглашаетесь с лицензией.

4-й этап

4-й этап установки Joomla! на хостинг самый ответственный, так как от его заполнения зависит конечный результат. Здесь вы должны выбрать тип базы данных, имя сервера, имя пользователя, пароль и имя самой базы. Обычно для того чтобы узнать эти данные, необходимо зайти в личный кабинет (панель администратора) на сайте вашего хостинг-провайдера. Там обязательно будет раздел (вкладка) База данных, где устанавливается имя, пароль и содержится прочая необходимая информация.

5-й этап

5-й этап установки Joomla! на хостинг следует пропустить, так как хранить здесь свои данные FTP небезопасно. Переходите

к 6-му этапу.

6-й этап

На 6-м этапе надо вписать только имя сайта, которое потом можно изменить, из панели администрирования Joomla!. Также не забудьте указать почту, логин и пароль администратора (т.е. ваш). Если вы первый раз устанавливаете Joomla!, можно установить демо-данные, поставив соответствующую галку. Если демо-данные не установлены, вы

начинаете делать сайт «с чистого листа». 7-й этап

7-й этап завершающий, где вам напоминают об удалении папки installation. Если у вас не появится автоматической кнопки удаления, зайдите по FTP на сервер и удалите папку «installation». Если теперь в адресной строке вы напишете адрес вашего сайта, например http://school35.ru, вы увидите самое начало своей работы — шаблон, который предлагается по умолчанию, и структуру (если вы загрузили демо-данные), либо только главную страницу (если демо-данные не загружены).

Административная панель управления Joomla!

Любые действия по администрированию осуществляются через административную панель управления. Для того, чтобы войти в панель управления Joomla! в адресной строке браузера после имени сайта введите слово administrator/, после чего вы попадёте на страницу входа в админку. Например, если адрес (доменное имя) вашего сайта http://school35.ru, то строка у вас должна получиться следующая: http://school35.ru/administrator/

В поле логин введите свой логин; в поле пароль — свой пароль. Эти данные вы уже указывали при установке Joomla! на хостинг.

Основные настройки Joomla!

Во вкладке Сайт выберите Общие настройки. На странице общих настроек во вкладке сайт все поля подробно прокомментированы. Самые важные из них:

Имя сайта — это имя, которое будет отображаться в «шапке» сайта. Его необходимо поменять на название вашего сайта.

Настройки Метаданных — в это поле вписываете основное описание своего

сайта. Например, школьный сайт № 35 г. Москва. Информация для учеников, родителей и учителей.

Ключевые слова тэга — это поле более важно для сайтов, которые направлены на конкурентное появление в поисковой выдаче. Здесь вписываются ключевые слова сайта через запятую. Например, школьный сайт, школа № 35, расписания уроков и т.д.

Во вкладке Система можно настроить активацию пользователей (например, чтобы при регистрации им надо было подтверждать свою регистрацию через почту). Администратору сайта также могут быть полезны поля, перечисляющие, с какими расширениями можно загрузить файлы на сайт (Разрешённые расширения файлов), их максимальный размер, а также допустимые размеры и расширения картинок. Вкладка Сервер содержит технические данные, в ней можно изменить электронный адрес администратора сайта.

Если вы планируете на своём школьном сайте разрешать самостоятельную публикацию статей другим людям, вы можете назначить для них права. Для этого следует:

1. Во вкладке Сайт выберите Пользователи.

2. Щёлкните мышью по имени пользователя, которому вы хотите назначить права.

3. Выберите права из списка Группа

Вы должны сами решить, кого вы хотите пускать в административную панель, и дать расширенные права, а кому предоставить возможность только редактировать или добавлять материал с лицевой панели, т.е. непосредственно с сайта. Вы, как человек, который установил ,|оот1а!, являетесь по умолчанию суперадминистратором, т.е. вам предоставлены все имеющиеся права.

Структура Joomla!

Основная цель любого сайта — публикация новых статей, поэтому очень важно понять структуру Joomla!. Вся структура Joomla! основывается на трёх понятиях — раздел, категория и материал. Главное понятие — раздел, т.е. при создании структуры Joomla! необходимо создать хотя бы один раздел. Создавать их можно сколько угодно, с раздела и надо начи-

нать создавать структуру Joomla!. В каждый раздел можно добавить как одну, так и несколько категорий.

Статьи, которые вы будете публиковать на своём школьном сайте, называются материалами. Материалы могут быть двух видов: относящиеся к разделу (категории) и материалы, не относящиеся ни к одному разделу.

Категории входят в тот или иной раздел, а материал входит в ту или иную категорию, принадлежащую определённому разделу:

Раздел ^ категория ^ материал

Кроме того, в Joomla! есть такое понятие как расширения — это программы, увеличивающие основные возможности Joomla!. Расширения подразделяются на компоненты (объёмные многофункциональные возможности), плагины — предназначенные для расширения одной-двух возможностей, а также модули, позволяющие визуально отобразить возможности на сайте.

Как создать раздел и категорию в Joomla!

Чтобы создать раздел в Joomla!:

• Во вкладке Материалы выберите Менеджер разделов.

• На появившейся странице нажмите на кнопку Создать (зелёный крестик).

• Введите заголовок раздела, т.е. её название. Например, если на сайте будет всего один раздел, его можно назвать обобщённо «о школе».

• Заполните поле Псевдоним (маленькими латинскими буквами без пробелов, кратко).

• Щёлкните кнопку Сохранить.

Вы увидите свой новый раздел в менеджере разделов. Если вы захотите внести какие-либо изменения в раздел, то просто поставьте галку на поле с названием раздела, и щёлкните кнопку Изменить.

Создание категории

Создав раздел, можно приступать к созданию категории в Joomla!. Они создаются точно также, только во вкладке Материалы надо выбрать Менеджер категорий.

Как добавить материал в Joomla!

Все статьи, опубликованные на сайте под управлением CMS Joomla!, называются материалами. Создание материалов очень схоже с созданием категории. Чтобы добавить материал в Joomla!:

• Во вкладке Материалы выберите Менеджер материалов

• Щёлкните кнопку Создать.

• В появившейся форме заполните Заголовок — это название вашей будущей статьи, например, «История школы».

• Введите Псвдоним (маленькими латинскими буквами без пробелов, кратко).

• Заполните поля Раздел и Категория, которые предназначены для привязки материала к конкретному разделу и категории. После того, как вы выбрали раздел, в поле «категория» появятся все категории, прикреплённые к данному разделу. Выберите нужную категорию. Далее идёт поле визуального редактора, в которое следует вписывать текст своей будущей статьи для школьного сайта.

Визуальный редактор Joomla!

В Joomla! установлен стандартный визуальный редактор TinyMCE — специальный плагин, позволяющий создавать материалы (статьи) в Joomla! в привычной для глаза форме. Панель редактора напоминает панель Word.

Визуальный редактор имеет скудные возможности, скорее всего именно такой минимализм толкает сайтостроителей Joomla! искать другие визуальные редакторы. Но... ситуация исправляется очень легко. Для этого:

• Выберите Менеджер плагинов во вкладке Расширения.

• В появившемся списке найдите плагин с названием Editor — TinyMCE.

• Откройте его для изменения, щёлкнув по кнопкой мыши. В правой части, там где находятся параметры плагина, выбираете в поле функциональность, значение Расширенный, а затем сохраняете изменения, нажав кнопку Сохранить.

Теперь ваш визуальный редактор ТтуМСЕ будет имеет вполне функциональный вид.

Если текст достаточно объёмен, его можно спрятать под разделитель Подробнее, для чего достаточно вставить в нужное место статьи и нажать кнопку внизу редактора Подробнее. Если у вас установлен компонент комментариев ,|соттеп18, в конце теста можно включить комментирование статьи, встав в конец статьи курсором, и нажав кнопку ,|соттеп18 оп.

Во вкладке Параметры статьи вы можете выбрать автора материала, ввести его псевдоним, т.е. имя, которое посетители увидят в строке Автор.

В параметрах Расширенные можно поставить заголовок статьи (название) как ссылку, сделать видимым название разделов и категорий, и внести другие настройки. На что стоит обратить внимание — это на поле Альтернативный текст. В это окно можно ввести текст, который заменит текст Подробнее. Например, можно вписать «читать дальше о школе» и т.д.

Во вкладке Метаданные можно вписать краткое описание статьи, а также внести ключевые слова — это слова, которые встречаются в тексте материала, и по которым вы бы хотели, чтобы посетители находили ваш школьный сайт. Ключевые слова необходимо вписывать через запятую.

Внеся все изменения в материал, щёлкните кнопку Сохранить.

Как добавить картинку в материал Joomla!

Большинство материалов сопровождают иллюстрации, поэтому после написания

текста необходимо добавить изображения в материалы.

Чтобы добавить в материал ,|оош1а! изображение:

1. Щёлкните кнопку Изображение, размещённую в нижней части визуального редактора ТтуМСЕ.

2. В появившемся окне щёлкните кнопку Обзор и выберите путь до картинки на своём компьютере.

3. Загрузите картинку, щёлкнув кнопку Загрузить, размещённую рядом с кнопкой Обзор.

После загрузки ваша картинка появится в списке. Теперь, чтобы её вставить в материал:

1. выделите изображение,

2. выберите положение в поле Выравнивание (слева/справа),

3. впишите в поле Заголовок картинки её

название,

4. поставьте галку в окно Подпись, для того, чтобы название картинки опубликовалось на сайте рядом с ней и в конце.

5. Щёлкните кнопку Вставить.

Вы можете редактировать материал, не заходя на панель администрирования, а прямо из сайта (с лицевой панели).

Также эта возможность предоставлена всем, кому разрешена данная функция. Для редактирования материала:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Щёлкните в правом верхнем углу страницы значок.

2. Отредактируйте текст в текстовом редакторе.

3. Щёлкните кнопку Сохранить.

Для добавления материалов надо щёлкнуть значок внизу страницы.

Далее откроется уже знакомый вам текстовый редактор. Не забудьте выбрать раздел и категорию, а также заполнить метаданные.

Как добавить пункты в меню

1. Выберите Главное меню во вкладке Все меню.

2. Щёлкните кнопку Создать.

3. Выберите тип меню Материалы.

4. Выберите Материал — Стандартный шаблон материала.

6. В появившейся форме заполните Заголовок — это название пункта меню. Например, «История школы».

7. Введите Псевдоним (маленькими латинскими буквами без пробелов, кратко).

8. Справа выберите параметры: материал «история школы» (он у вас уже должен быть создан предварительно).

5. В параметре Система надо обязательно заполнить заголовок (title) страницы. Щёлкните Нет в Показывать заголовок страницы.

Таким образом, мы рассмотрели основы работы с этой системой. Дальше разобраться можно самостоятельно, а можно использовать различные руководства, которые в большинстве своём находятся в Интернете, или воспользоваться системой помощи самой Joomla! Ведь самое главное — это начало. Глаза боятся, а руки делают, на свете нет ничего невыполнимого. Создавайте сайт, привлекайте к нему ваших учеников, родителей, почувствуйте радость от этой работы, и успех вашему детищу гарантирован! НО

Режим редактирования на лицевой панели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.