Научная статья на тему 'Школьный самодеятельный журнал "лес"'

Школьный самодеятельный журнал "лес" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЛЕС" / ШКОЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ / СИБИРЬ / ТОМСК / СИБИРСКАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / "LES" / SCHOOL MAGAZINES / SIBERIA / TOMSK / SIBERIAN PRE-REVOLUTIONARY JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Есипова Валерия Анатольевна, Карташова Татьяна Петровна

В статье рассматривается школьный самодеятельный журнал «Лес», предположительно выпускавшийся в Томске. Показано место, которое он занимал среди других самодеятельных школьных журналов, описаны структура и техника воспроизведения журнала, иллюстративный материал. Особое внимание уделено анализу текстов, опубликованных в сохранившемся номере: проанализированы их содержание, жанры, показана связь с историко-культурной ситуацией в Томске в начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Есипова Валерия Анатольевна, Карташова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The school magazine "Les"

In the article the school magazine ";Les", supposedly issued in Tomsk, is considered. The place it occupied among other amateur school magazines is shown, the structure and technique of the magazine reproduction, illustrative material are described. Particular attention is paid to the analysis of texts published in the survival number: their content, genres are analyzed, and the connection with the historical and cultural situation in Tomsk at the beginning of the 20th century is shown.

Текст научной работы на тему «Школьный самодеятельный журнал "лес"»

Раздел III.

Российская журналистика: опыт прошлого

УДК 070(571)(90 8) ДОИ 10.17223/23062096/6/8

В.А. Есипова, Т.П. Карташова

Томский государственный университет,

Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова

»» _ __V

школьный самодеятельный журнал «лес»1

В статье рассматривается школьный самодеятельный журнал «Лес», предположительно выпускавшийся в Томске. Показано место, которое он занимал среди других самодеятельных школьных журналов, описаны структура и техника воспроизведения журнала, иллюстративный материал. Особое внимание уделено анализу текстов, опубликованных в сохранившемся номере: проанализированы их содержание, жанры, показана связь с историко-культурной ситуацией в Томске в начале XX в.

Ключевые слова: «Лес», школьные журналы, Сибирь, Томск, сибирская дореволюционная журналистика.

Школьным самодеятельным журналам начала XX в. в последнее время уделяется много внимания [1-9 и др.]. Выходили такие журналы и в Томске [1011]. Как справедливо отмечали исследователи, «Ученические журналы являются отдельным типологическим отрядом, не примыкающим к общественно-политическим, или сатирическим, или студенческим, или литературно-художественным журналам. Поэтому у исследователей томской периодики не было острой необходимости обращаться к вышеуказанным журналам при описании других типов изданий» [10. С. 142]. Таким образом, оказалось, что эта весьма интересная страница истории томской периодики начинает исследоваться только сейчас. На настоящий момент можно говорить о целом ряде школьных журналов, выпускавшихся в Томске.

Из томской периодической печати известно, что уже в 1903 г. в Томском Алексеевском реальном училище выходило 2 журнала: «Первые опыты» выпускали ученики 5 класса, а учащиеся 4 класса издавали журнал «Юный друг» [12] под

цензурой инспектора реального училища И.В. Богомолова. К сожалению, на сегодняшний день это вся информация о творчестве томских реалистов начала XX в., а сами журналы пока обнаружить не удалось.

Более подробные сведения имеются о школьных журналах: «Товарищ» (1911-1912), «Мысли учащихся средней школы» (1916-1917), «Родная Сибирь» (1918-1919). Установлено, что эти журналы довольно сильно отличались друг от друга по содержанию, тематике, объему, периодичности выпуска и форме воспроизведения. Так, журнал «Товарищ», выходивший в Томске в 1911-1912 гг., являлся ученическим журналом, выпускавшимся учащимися Первого Сибирского коммерческого училища. Это был литературный журнал, включавший литературно-художественные произведения, заметки, рефераты, развлекательные материалы; он отражал как учебную, так и внеучебную жизнь учащихся. Техникой воспроизведения была литография с оригинала, напечатанного на пишущей машинке. К литературно-научным журналам можно отнести и журнал «Мысли учащихся средней школы», который издавался типографским способом в типографии губернского правления [13]2. Наконец, «Родная Сибирь» являлась органом кружка учащихся, занимавшихся изучением Сибири. Это издание можно отнести к литературным журналам краеведческого (областнического) направления. «Родная Сибирь» публиковалась разными способами: часть номеров вышла в рукописном виде, один был тиражирован на гектографе, один литографирован.

Еще один из самодеятельных школьных журналов хранится в фондах ОРКП НБ ТГУ [14]; это журнал «Лес». На настоящий момент обнаружен один номер (№ 2 за 1917 г.). Строго говоря, нельзя утверждать, что журнал выходил именно в Томске, так как данные о месте издания отсутствуют. Однако в силу ограниченного тиража гектографированных изданий (не более

1 Статья подготовлена при частичной финансовой поддержке гранта РФФИ и Администрации Томской области № 17-14-70006 а(р), а также гранта

Фонда им. Д.И. Менделеева (Национальный исследовательский Томский государственный университет. № 8.1.38.2017).

юо ед.), а также очевидно малого круга потенциальных читателей предположение о томском происхождении журнала можно признать весьма вероятным.

На титульном листе журнала обозначено его название и номер, указано, что это «Еженедельный журнал для юношества», а также, что 1917 г. является первым годом издания журнала. Здесь же упомянут редактор-издатель, отрекомендовавшийся псевдонимом «Черный Ястреб»; о сотрудниках сказано: «Эфиоп, один человек». Кроме того, на титуле размещен рисунок пером, изображающий лес, выполненный довольно профессионально.

В номере журнала 8 листов (16 страниц). Нумерация начинается со страницы 29 (лист, следующий за титулом), а заканчивается на стр. 44 (это оборот заключительного листа). Как видно, предполагалась сквозная нумерация листов. Поскольку перед нами второй номер, то можно заключить, что первый номер был обширнее и включал в себя страницы 1-28 (т.е. 14 листов).

Небольшой по объему журнал можно назвать исключительно литературным: 1) рассказ (возможно, роман) «Путешествие на Марс», 2) заметка-зарисовка, близкая к новелле, под названием «Новый год», 3) стихотворение «Наступление весны», 4) сказка «Приключения лисы-разумницы» и 5) заключительная страница «Потешный уголок».

Рассмотрим содержание журнала более подробно. Второй номер «Леса» открывается второй главой романа «Путешествие на Марс» (лл. 1-3). Автором произведения указан редактор-издатель «Черный Ястреб». Глава называется «Но-

вый телескоп», а на нижнем поле указано, что начало романа было опубликовано в первом номере. В главе рассказывается о том, как астроном-любитель Сергей Петрович Гребнев, решает построить новый телескоп, в который будет видно марсиан. Он изготавливает чертеж телескопа и подсчитывает, какие средства необходимы на его создание. Однако у него не хватает денег на телескоп, поэтому он обращается к знакомому, Борису Алексеевичу Волкову, с тем, чтобы занять у него необходимую сумму. Знакомый охотно предоставляет деньги, Гребнев пишет ему расписку и отправляется к мастеру, живущему неподалеку, чтобы сделать заказ. На этом глава заканчивается, в конце текста следует пометка о том, что продолжение следует.

Уже само название произведения и деление его на отдельно публикуемые главы указывает на то, что автор замахнулся на нечто эпическое, фантастическое и объемное в духе Ж. Верна. Подражание романам Ж. Верна чувствуется в излишне подробном описании проектирования телескопа: какого он должен быть размера, из какого материала его нужно сделать, сколько стекол и каких необходимо изготовить, а также тщательно подсчитана необходимая на его изготовление сумма денег. Автор рассказа (романа?) явно был знаком и с черчением, и с материаловедением, и с началами астрономии. Но большую часть текста все же занимают вопросы организационные, денежные, собственно фантастики здесь еще нет. Вероятно, она должна была начаться в следующих номерах, когда телескоп будет изготовлен, и в него можно будет увидеть настоящих марсиан.

ОРКП НБ ТГУ. В- В-5513. Лес. Журнал. 1917. № 2. Обложка.

ОРКП НБ ТГУ. В- В-5513. Лес. Журнал. 1917. № 2. Л. 1.

2 Сердечная благодарность Н.В. Жиляковой, предоставившей возможность ознакомиться с копией журнала.

ОРКП НБ ТГУ. В- В-5513. Лес. Журнал. 1917. № 2. Л. 4.

Следующим произведением является заметка «Новый год» (лл. зоб-4), жанр которой можно определить как мини-новелла. В ней автор (укрывшийся за псевдонимом «Эфиоп») описывает свои ожидания по поводу встречи нового, 1917 г., омраченные отсутствием дома отца, который был «взят на военную службу» и находился «на позициях». Однако за несколько минут до Нового года, когда семья была в сборе и ожидала боя часов, раздался стук в дверь. Как оказалось, это приехал отец автора, взявший на Новый год отпуск.

Текст этой небольшой зарисовки-новеллы построен на противопоставлении грустного начала: «Встреча нового 1917 г. ожидалась скучной...» и оптимистичной концовки: «Новый год принес с собой новые радости. Встреча этого года осталась в памяти у меня навсегда». Оказывается, самый радостный и веселый детский праздник может быть скучным, если рядом нет родного и близкого человека, а его появление любое событие делает незабываемым.

Имеется в журнале и одно стихотворение, которое называется «Наступление весны» и подписано псевдонимом «Приемыш» (л. 4). Стихотворение невелико, оно состоит всего из двух четверостиший. По содержанию это лирическая зарисовка, описывающая ожидание весны: «Скоро луг зазеленеет И оденутся поля. Светом, радостью повеет И заблещут небеса. Птички с юга возвратятся В гнезда теплые свои, Будут трелью рассыпаться

В темной роще соловьи».

Самым обширным текстом в номере является сказка «Приключения лисы-разумницы» (лл. 4об-8), автором которой оказался все тот же «Эфиоп». Перед нами своеобразный «микс» из разных русских народных сказок о животных, где главной героиней является хитрая лиса. В ней описывается, как лиса, обманывая всех зверей в лесу, получала власть (лев назначал ее судьей над птицами) и добывала пропитание. В целом она производит впечатление не разумницы, а хитрой и беспринципной интриганки, ищущей во всем свою выгоду; остальные же звери чрезмерно доверчивы и раз за разом соглашаются на сотрудничество с лисой, хотя она обманывает всех, с кем имеет дело. Особенно «туповатым» выглядит хозяин леса Лев; его лисица обманывает неоднократно.

По мере развития сюжета «приключения» лисы становятся все более зловещими. Лиса из «разумницы» становится еще более хитрой, кровожадной и прожорливой, весь лес перед ней трепещет. На протяжении всей сказки идет нагнетание ужаса через перечисление содеянных ею злодеяний. Сначала она передушила множество птиц, затем до смерти напугала с трудом вырвавшуюся из ее когтей мышку, потрепала и искусала посланного за ней ворона, у спасшего ее от возмездия орла съела всех птенцов («На земле, под гнездом я нашел кости своих детей»). Приполз уж и стал жаловаться, что лисица «съела у него яйца и самого немного потрепала». Крупным и сильным животным лиса смогла лишь напакостить. Несмотря на значительную переработку текстов народных

сказок, в этих эпизодах хорошо узнаваемы известные сказочные сюжеты. Волку лиса посоветовала опустить в «пролубь» хвост, чтобы наловить рыбы. Медведя вместо меда угостила горчицей. Потом медведь угодил по милости лисицы в капкан - «вот почему у медведей теперь нет хвостов».

Своей кровожадностью лисица вселила настоящий ужас на всех бегающих, летающих и ползающих обитателей леса. Пострадали от лисы и домашние животные: лошадь, осел, корова, овцы, собаки, бараны. Хозяева перестали выпускать их в поле.

В сказке по закону жанра всякая неправда требует наказания, а добро должно победить зло. Была наказана и лиса-злодейка. Однако наказание по сравнению с ее виной было слишком мягким. Лису изгнали из леса. Конец сказки внушает надежду, что больше подобного не повторится: «Она несколько раз хотела проникнуть в этот лес, но ее каждый раз не пускали. И теперь лиса не имеет туда доступа». Хотя зло и наказано, но чувства облегчения и удовлетворения не возникает, так как слишком большой урон был нанесен всему живому.

Если бы перед нами был первый номер журнала, то эта сказка о лесе и его обитателях могла бы пролить свет и объяснить столь необычное название всего журнала.

На последней странице номера располагается «Потешный уголок» (л. 8об): здесь представлен ребус, в котором зашифрована поговорка «Семь раз отмерь, один отрежь» и «Задача линий», в которой предлагается передвинуть спички в сложенной определенным образом фигуре, чтобы получить необходимое число квадратов.

Таким образом, в целом журнал можно охарактеризовать

как литературно-развлекательный. В номере отсутствуют вступительная статья от редакции, «Письма в редакцию», следовательно, нет и редакционной корзины, из которой составляются следующие номера. Судя по псевдонимам, в исследуемом номере участвовало три автора: это редактор Черный Ястреб, пишущий фантастику; некто Эфиоп, специализировавшийся на сказках и лирических зарисовках в прозе; и, наконец, поэт, подписавшийся как Подкидыш. Не исключен при этом случай, что под псевдонимами скрывались не три, а два человека, и даже один. Перед нами частное творчество юных писателей, и совершенно не чувствуется присутствие взрослого наставника. Разделы журнала «Лес» повторяют скорее структуру известных детских журналов, рассчитанных на детей и написанных взрослыми специально для детей.

Поскольку в журнале отсутствует редакционная статья, а авторы (они же - и издатели) скрылись за псевдонимами, на настоящий момент нет возможности установить, представители каких именно учебных заведений выпускали журнал «Лес». Однако можно с уверенностью говорить о том, что состав редколлегии был невелик; весьма вероятно, что выпуск журнала в данном случае являлся инициативой группы авторов. Небольшой объем номера, снижение его объема по сравнению с предыдущим и заявленная периодичность могут свидетельствовать о том, что издатели не имели большого опыта в выпуске собственного журнала: очевидно, что такими ограниченными силами было практически невозможно обеспечить выход еженедельного издания. Косвенным свидетельством, подтверждающим этот вывод, служит отсутствие информации о более поздних номерах журнала; однако здесь, конечно, необходимы дальнейшие разыскания.

Структура и тематика журнала указывают на юный возраст авторов и издателей «Леса». В отличие от журналов старшеклассников, в которых имелись такие разделы, как хроника школьной жизни, научный отдел, публицистика, критика, письма в редакцию, в журнале «Лес» не обсуждаются вопросы, связанные со школьной жизнью, учебным процессом и межличностными взаимоотношениями учеников, педагогов и родителей, тем более нет проблем общественно-политических. Однако было бы неверным рассматривать ученический журнал как простое подражание и пробу пера. Кроме пробы пера и проявления самодеятельности, самостоятельности, самовыражения, литературное творчество помогает юным авторам найти позитивное начало при соприкосновении с действительностью военных лет. Осмысление страшных реалий военного времени происходит через эмоциональное переживание. Ребенок интерпретирует мир через призму своих эмоций, навыков, знаний, через игру, знакомые сказки, известные книги.

Стилистика текстов выдает их очевидно вторичный характер, однако о жанрах представленных в номере произведений необходимо сказать отдельно. Если лирические зарисовки в стихах и прозе, сказки, развлекательные ребусы и загадки встречаются во многих школьных журналах, в том числе и томских, то фантастика - а тем более роман - в них не представлена.

Место фантастики в русской дореволюционной литературе уже изучалось [15, 16]; общий вывод исследователей заключается в том, что отдельные произведения в этом жанре

встречаются в отечественной литературе с XVIII в., однако текстов уровня Ж. Верна и Г. Уэллса в период до 1917 г. создано не было. В начале XX в. публиковались - в том числе и в провинциальных издательствах - сочинения ряда авторов, посвященные, в числе прочего, и космическим путешествиям [17-19]. Первое фантастическое произведение К.Э. Циолковского «На Луне» было написано в 1887 г., а опубликовано в 1893 г. в приложении к журналу «Вокруг света» [20]. Массовые тиражи, широкое распространение романов Ж. Верна, его огромная популярность у детей и взрослых подтверждается наличием как отдельных изданий, так и полных собраний сочинений фантаста во всех крупных ведомственных, публичных и других общедоступных библиотеках г. Томска.

К началу XX в. также относится публикация и перевод на русский язык фантастических романов Герберта Уэллса «Машина времени» (1900) и «Первые люди на Луне» (1901). В общедоступной библиотеке «Дома науки им. П.И. Макуши-на», открытой в г. Томске 1912 г., зафиксированы несколько изданий романов Г. Уэллса [21], а в 1911 г. его роман «Битва миров» был заказан для Усть-Чарышской Пристанской народной бесплатной библиотеки [22. С. 15]. Произведения писателей-фантастов были известны и доступны не только в губернском центре, но и в селах Томской губернии. Автор романа «Путешествие на Марс» вполне мог быть знаком хотя бы с некоторыми из перечисленных произведений.

Следует принимать во внимание и окружавший автора повседневный технический, культурный и образовательный контекст. В 1900 г. в Томске был открыт первый в Сибири Технологический институт; в 1901 г. - Томское коммерческое училище, преобразованное в 1912 г. в Первое Сибирское среднее политехническое училище; именно при нем выпускался журнал «Мысли учащихся средней школы» [13]. Таким образом, в начале XX в. в Томске уже довольно широка была группа профессиональных инженеров и студентов-технологов, которые, очевидно, проявляли интерес ко всем новинкам техники. Томская профессура также интересовалась развитием технологий; например, первый в Сибири радиоприемник появился менее чем через год после испытания экспериментального экземпляра. Он использовался в экспедиции Ф. Капустина в устье Енисея, предпринятой в 1895 г. Такое быстрое получение технической новинки может быть объяснено тем фактом, что супруга профессора Федора Капустина Августина являлась сестрой Александра Попова, изобретателя радио. В 1911 г. в Томске появился первый аэроплан и был выставлен для обозрения публики в театре сада «Буфф» [23]. В 1909 г. в Томск переехал Б.П. Вейнберг, известный российский физик, открывший в 1910 г. первый в Сибири аэротехнический кружок. В 1913 г. на кафедре физики Технологического института вместе с кружковцами он создал действующую модель дороги на магнитной подушке, опередив более чем на полвека соответствующие исследования ученых США и Японии. В Томск приезжали специалисты со всего мира, чтобы ознакомиться с изобретением, а в 1914 г. американскими кинематографистами был снят фильм «Сибирское чудо». Очевидно, что общая атмосфера внимания к движению прогресса не могла не сказываться на интересах томских учащихся - студентов и школьников.

Особое внимание следует обратить не только на содержание, но и на оформление журнала, которое оказывается

не совсем обычным, особенно в сочетании с текстом.

В оформлении исследуемого номера использованы как шрифтовые средства, так и собственно иллюстрации. Что касается первых, крупный шрифт с тенями использован на обложке и на л. 1, в заглавии «Путешествие на Марс». Заглавия на л. 3об и 4об написаны крупным шрифтом, имитирующим печатный, а на л. 4 - курсивом, с подчеркиванием волнистой линией. Заглавие последнего раздела «Потешный уголок» (л. 8об) также написано крупным шрифтом, имитирующим печатный, и обрамлено рамкой из прямой и волнистой линий. В отдельных случаях встречаются геометрические украшения, например, концовка на л. 4. Имя художника не указано, однако на л. 1 на нижнем крае заставки и на л. 8 рядом с концовкой после сказки о лисе-разумнице читаются инициалы «Ч.Я.». Можно предположить, что автором иллюстраций являлся все тот же Черный Ястреб (он же редактор-издатель).

Техника воспроизведения - гектограф. Известно, что гектографическим способом также тиражирован один из номеров журнала «Родная Сибирь», т.е. журнал «Лес» в этом плане не был уникален. Оригинал для гектографа изготавливался в основном рукописным способом; отметим, что почерк оригинала в случае «Родной Сибири» и «Леса» серьезно отличается: их переписывали разные люди. Псевдоним переписчика «Леса» указан - это единственный сотрудник редакции Эфиоп.

В качестве иллюстративного материала использованы заставки, концовки, а также иллюстрации в тексте. Это преимущественно сюжетные рисунки. Так, вторую главу «Путешествия на Марс» предваряет заставка с изображением деревенского дома на берегу реки (л. 1); в тексте второй главы содержится рисунок с изображением расписки в получении денег (л. 3) и т.д.

На л. 5об. при описании деяний лисы-разумницы совершенно не к месту помещен рисунок сказочной принцессы или феи в длинном платье с высокой прической, а в конце сказки про лесных обитателей (л. 8) нарисован младенец с мячиком.

Внутренние противоречия текстов и несоответствия текстов и названий произведений еще больше видны при сочетании текстов с иллюстрациями. На наш взгляд подобная дисгармония объясняется не только юным возрастом авторов, но и конкретно-историческими условиями военного времени, когда разрушается единство семьи (отца отправили на фронт), ставятся под сомнение усвоенные в семье и школе нормы и общечеловеческие ценности. Они разбиваются об ужасы войны, которые не описаны прямо, но проявляются опосредованно (описания злодеяний лисы). Пытаясь обрести в душе гармонию и единство, авторы выплескивают на бумагу накопившееся внутри напряжение и ожидание беды. Пытаясь справиться с внутренним конфликтом, юные авторы ищут любви, стабильности, защищенности в понятных для них вещах: семейных праздниках (Новый год), забавных играх, в литературном творчестве, в рисунках. Рисунки, как и тексты, говорят о родном, близком и понятном, об общечеловеческих ценностях: дом, лес, принцесса, мячик, малыш.

Таким образом, можно сказать, что выявленные на настоящий момент томские самодеятельные школьные журналы были довольно разнообразны по составу, тематике, объему, оформлению и периодичности выхода. Хотя преобладающим

типом можно назвать литературный журнал, однако во всех исследованных на сегодняшний день случаях к литературным опытам добавляются либо развлекательные элементы (как в случае «Леса» или «Товарища»), либо информационные заметки о школьной жизни («Товарищ»). Несколько особняком стоит в этом плане «Родная Сибирь», имевшая собственную четко сформулированную программу с областническим оттенком, однако по типам текстов это также в основном журнал литературный.

Коллективы авторов имели разные технические возможности для тиражирования журналов, однако наиболее распространено было использование средств малой полиграфии (литографии и гектографа): к ним прибегли редколлегии трех из известных четырех журналов. Помимо относительной дешевизны, эти методы обладали и еще одним достоинством: изготовить оригинал для тиражирования было довольно просто, можно было это сделать буквально на собственном рабочем столе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в начале XX в. томские учащиеся имели довольно широкие возможности для творческого самовыражения - и, что важно, активно ими пользовались. Первые шаги по изучению томских школьных самодеятельных журналов позволили показать, что ниша эта была весьма многообразна. Представляется, что необходимы дальнейшие исследования, которые позволят не только расширить наши представления о томской периодике начала XX в., но также дадут новый материал для реконструкции интересов и чаяний томской молодежи.

Помимо историко-культурной и краеведческой информации, ученические журналы могут стать незаменимым источ-

ником для литературоведческих и лингвистических исследований словесной культуры молодого поколения. Они дают уникальный материал, позволяющий представить не только словарный запас молодых сибиряков и их представления об определенных литературных жанрах, но также характеризуют уровень владения литературным словом и творческий потенциал. Изучение ученических журналов Томска и Сибири представляется весьма перспективным.

In the article the school magazine "Les", supposedly issued in Tomsk, is considered. The place it occupied among other amateur school magazines is shown, the structure and technique of the magazine reproduction, illustrative material are described. Particular attention is paid to the analysis of texts published in the survival number: their content, genres are analyzed, and the connection with the historical and cultural situation in Tomsk at the beginning of the 20th century is shown.

Keywords: "Les", school magazines, Siberia, Tomsk, Siberian pre-revolutionary journalism.

Литература

1. Крайнева Н.И. Рукописные журналы и газеты учебных заведений дореволюционной России // Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма (малоисследованные проблемы и источники). М., 1980. С. 222-239.

2. Паликова А.К. Рукописные журналы Сибири 900-х годов. Улан-Удэ, 1974; Рукописная книга. Нелегальные издания // Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. С. 197-203.

3. Балашова Ю.Б. Школьная журналистика Серебряного века. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2007. - 114 с.

4. Рушанин В.Я. Печатные и рукописные издания уральской учащейся молодежи в 1859-1917 гг. Челябинск: Челябинская гос. академия культуры и искусств, 2011. 1- 64 с.

5. Халиуллина М.С. История развития и условия функционирования детско-юношеских самодеятельных изданий Оренбургского края (1878-2011 гг.) // Вопросы теории и практики журналистики. Иркутск, 2012. С. 199-205.

6. Бондаренко М.А. Кадетские и юнкерские журналы начала XX в.: педагогическая составляющая // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - Т. 13.

- Вып. 3. - С. 96-100.

7. Еремин А.И. Мировосприятие провинциальных гимназистов в начале XX в. (по материалам рукописного журнала «Школьные досуги») // Вестник РГГУ. Серия: Исторические науки. История России. - 2013. - № 10 (111). - С. 18-42.

8. Лярский А.Б. «Мы сами создали себе свой мир...»: школьные рукописные газеты и журналы начала XX века как фактор социализации // Новейшая история России. - 2014. - № 2. - С. 179-196.

9. Возилов В.В. Проблема интеллигенции на страницах рукописных журналов начала XX века // Интеллигенция и мир. - 2014. - № 2. - С. 101-113.

10. Жилякова Н.В., Шевцов В.В. Журнал «Товарищ» (1911/12): опыт разработки типологической модели издания для учащейся молодежи в журналистике Томска начала XX в. // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2016. - №6(44). - С. 139-153.

11. Есипова В.А., Шевцов В.В. Томские самодеятельные журналы в процессах культурной идентификации учащейся молодежи // Вестник Томского государственного университета. Филология. -2016. - №5(43). - С. 147-160.

12. Сибирская жизнь. 1903. 20 нояб., № 252.

13. ЦОРКП НБ ТГУ. В-5513. Лес. Журнал. 1917. № 2. Б. м. 8 л.

14. Ревич В.А. Не быль, но и не выдумка: фантастика в русской дореволюционной литературе. М.: Знание, 1979. 4 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия литература. 1979. № 6).

15. Бугров В.И., Халымбаджа И.Г. Фантастика в дореволюционной русской литературе: Опыт библиографии // Поиск-83. Свердловск, 1983. С. 328-352.

16. Инфантьев П. На другой планете. Повесть из жизни обитателей Марса. Новгород, 1901. 142 с.

17. Богданов А.А. Красная звезда. СПб, 1908. - 156 с.

18. Красногорский Б. По волнам эфира. Астрономический роман. СПб, 1913. - 256 с.

19. Циолковский К.Э. На Луне : фантаст. повесть: с оригинал. рис. худож. А. Гофмана. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1893. - 48 с.: ил. (Бесплат. прил. к ж-лу «Вокруг света» за 1893 г.).

20. ТОКМ. 10992/428. Хронологический каталог Дома науки имени П.И. Макушина. Т. 1 (рукопись).

21. Карташова Т.П. П.И. Макушин. Новые документы // Десятые Маку-шинские чтения: материалы науч. конф. (Томск, 12-14 мая 2015 г.). Новосибирск, 2015. С. 13-18.

22. Сибирская жизнь. 1911. №82. 15 апреля.

Literatura

1. Krajneva N.I. Rukopisnye zhurnaly i gazety uchebnyh zavedenij dorevolyucionnoj Rossii // Narodnoe obrazovanie i pedagogicheskaya mysl' Rossii kanuna i nachala imperializma (maloissledovannye problemy i istochniki). M., 1980. S. 222-239.

2. Palikova A.K. Rukopisnye zhurnaly Sibiri 900-h godov. Ulan-Udeh, 1974; Rukopisnaya kniga. Nelegal'nye izdaniya // Ocherki istorii knizhnoj kul'tury Sibiri i Dal'nego Vostoka. T. 1. Novosibirsk: GPNTB SO RAN, 2000. S. 197-203.

3. Balashova YU.B. SHkol'naya zhurnalistika Serebryanogo veka. SPb.: Izd-vo S.-Peterb.un-ta, 2007. - 114 s.

4. Rushanin V.YA. Pechatnye i rukopisnye izdaniya ural'skoj uchashchejsya molodezhi v 1859-1917 gg. CHelyabinsk: CHelyabinskaya gos. akademiya kul'tury i iskusstv, 2011. 1- 64 s.

5. Haliullina M.S. Istoriya razvitiya i usloviya funkcionirovaniya detsko-yunosheskih samodeyatel'nyh izdanij Orenburgskogo kraya (1878-2011 gg.) // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. Irkutsk, 2012. S. 199-205.

6. Bondarenko M.A. Kadetskie i yunkerskie zhurnaly nachala XX v.: pedagogicheskaya sostavlyayushchaya // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. - 2013. - T. 13. -Vyp. 3. - S. 96-100.

7. Eremin A.I. Mirovospriyatie provincial'nyh gimnazistov v nachale XX v. (po materialam rukopisnogo zhurnala «SHkol'nye dosugi») // Vestnik RGGU. Seriya: Istoricheskie nauki. Istoriya Rossii. - 2013. - № 10 (111). - S. 18-42.

8. Lyarskij A.B. «My sami sozdali sebe svoj mir...»: shkol'nye rukopisnye gazety i zhurnaly nachala XX veka kak faktor socializacii // Novejshaya istoriya Rossii. - 2014. - № 2. - S. 179-196.

9. Vozilov V.V. Problema intelligencii na stranicah rukopisnyh zhurnalov nachala XX veka // Intelligenciya i mir. - 2014. - № 2. - S. 101-113.

10. ZHilyakova N.V., SHevcov V.V. ZHurnal «Tovarishch» (1911/12): opyt razrabotki tipologicheskoj modeli izdaniya dlya uchashchejsya molodezhi v zhurnalistike Tomska nachala XX v. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. - 2016. - №6(44). - S. 139-153.

11. Esipova V.A., SHevcov V.V. Tomskie samodeyatel'nye zhurnaly v processah kul'turnoj identifikacii uchashchejsya molodezhi // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. - 2016. - №5(43).

- S. 147-160.

12. Sibirskaya zhizn'. 1903. 20 noyab., № 252.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. CORKP NB TGU. V-5513. Les. ZHurnal. 1917. № 2. B. m. 8 l.

14. Revich V.A. Ne byl', no i ne vydumka: fantastika v russkoj dorevolyucionnoj literature. M.: Znanie, 1979. 4 s. (Novoe v zhizni, nauke, tekhnike. Seriya literatura. 1979. № 6).

15. Bugrov V.I., Halymbadzha I.G. Fantastika v dorevolyucionnoj russkoj literature: Opyt bibliografii // Poisk-83. Sverdlovsk, 1983. S. 328-352.

16. Infant'ev P. Na drugoj planete. Povest' iz zhizni obitatelej Marsa. Novgorod, 1901. 142 s.

17. Bogdanov A.A. Krasnaya zvezda. SPb, 1908. - 156 s.

18. Krasnogorskij B. Po volnam ehfira. Astronomicheskij roman. SPb, 1913.

- 256 s.

19. Ciolkovskij K.EH. Na Lune : fantast. povest': s original. ris. hudozh. A. Gofmana. M.: Tip. T-va I. D. Sytina, 1893. - 48 s.: il. (Besplat. pril. k zh-lu «Vokrug sveta» za 1893 g.).

20. TOKM. 10992/428. Hronologicheskij katalog Doma nauki imeni P.I. Makushina. T. 1 (rukopis').

21. Kartashova T.P. P.I. Makushin. Novye dokumenty // Desyatye Makushinskie chteniya: materialy nauch. konf. (Tomsk, 12-14 maya 2015 g.). Novosibirsk, 2015. S. 13-18.

22. Sibirskaya zhizn'. 1911. №82. 15 aprelya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.