УДК 159.9
А.Д. АНДРЕЕВА, канд. психол. наук, старший научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, [email protected]
ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
A.D. Аndreeva
SCHOOL PSYCHOLOGIST IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION
Статья посвящена анализу нормативных документов, регламентирующих деятельность современной системы образования, в контексте профессиональных обязанностей и функций школьного психолога. Обсуждаются основные направления деятельности службы практической психологии образования в соответствии с целями, заданными реформой российского образования.
Ключевые слова: служба практической психологии образования, Закон РФ об образовании, цели и задачи образования, психологическая грамотность, психологическая культура, психологический компонент индивидуального образовательного маршрута, особые дети.
The article is devoted to the analysis of normative documents that regulate activity of the modern education system in the context of professional duties and responsibilities of a school psychologist. Main directions of activity of school psychological service are discussed in accordance with the objectives set by the reform of the Russian education.
Keywords: service of practical psychology of education, the RF Law on education, the goals and objectives of education, psychological literacy, psychological culture, psychological component of individual educational routes, special children.
Социально-экономические преобразования, происходившие в нашей стране последние 20 лет, мало затрагивали систему дошкольного и школьного образования. Однако вступление в действие нового Закона об образовании (2012) предполагает существенные изменения не только учебных программ, но и социального статуса образовательных учреждений. Школа больше не ставит перед собой задачи дать детям широкое и разностороннее образование, а сосредотачивает свои усилия на формировании учебных компетенций, умения самостоятельно находить и использовать необходимую информацию. В новых экономических реалиях школа утрачивает свою особую социальную сущность носителя и транслятора культуры, превращаясь в одно из подразделений сферы услуг. Все эти перемены лишь постепенно осознаются и принимаются обществом, поскольку сложившиеся в предшествующие десятилетия представления о социальной и культурной функции школы меняются медленно, не поспевая за быстрой сменой государственных приоритетов.
Модернизация российского образования затрагивает практически все службы и структуры, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий для реализации основной задачи школы - обучения и воспитания учащихся, их социализации, успешной адаптации в усложняющемся мире. Основная цель нынешней реформы образования состоит в том, чтобы привести в состояние взаимного соответствия потребности образовательной практики, сформировавшиеся за последнее двадцатилетие, и ее законодательное обеспечение. Действовавший прежде Закон об образовании, принятый в 1992 г., адаптировал образовательную систему к новым экономическим реалиям, создал условия для определенной самостоятельности школы, закрепил право на осуществление образовательной деятельности авторскими и негосударственными школами. Однако
стремительное изменение экономических, социальных, информационно-технологических условий жизни поставило перед практикой образования множество новых задач, решение которых оказалось невозможным без кардинальной модернизации самой системы образования.
Разработчики нового Закона об образовании подчеркивают, что в нем учтен российский опыт развития образования, закреплены все последние изменения, произошедшие в отечественной системе образования, и заложены основы для ее будущего развития. Главное отличие нового закона от его предшественников в том, что он направлен на выстраивание отношений между гражданином и институтами образования, создание условий для самореализации человека.
Деятельность психологической службы образования, как одного из важнейших звеньев целостной системы образования, так же определяется актуальными нуждами и задачами системы образования, приоритетными направлениями экономической и социальной политики государства. Именно поэтому новый Закон об образовании РФ [8] должен рассматриваться как документ, на основании которого могут быть выделены основные направления модернизации школьной психологической службы.
Несмотря на то, что в тексте Закона непосредственно деятельности психологопедагогической службы уделена всего одна статья (статья 42), в нем, тем не менее, можно увидеть целый ряд направлений образовательной практики, успешная реализация которых невозможна без психологического сопровождения.
В качестве важнейшего направления деятельности службы практической психологии образования, в соответствии с новым законом об образовании РФ, следует выделить научно-методическое обеспечение формирования учебных компетенций школьников.
Так, в статье 66, определяющей цели и задачи начального, основного и среднего общего образования, подчеркивается, что оно направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Одной из наиболее значимых учебных компетенций школьников, которую призваны формировать педагоги, является познавательная активность, самостоятельность и инициативность мышления, способность к творческому решению задач (Статья 48). Достижение этих результатов только технологическими средствами обучения, средствами методики и дидактики, невозможно, поскольку указанные качества не формируются сами по себе, по ходу освоения учебной программы, как побочный продукт учебной работы. Необходима специально организованная психологическая работа как с ребенком, направленная на выявление его склонностей, способностей, интересов, мотивов, так и со взрослыми участниками образовательного процесса - педагогами и родителями.
Более подробно этот аспект деятельности психологической службы образования освещен в статье 42. п.4: «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психологопедагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации».
Приведенная выдержка из текста Закона свидетельствует о том, что данное направление деятельности психологической службы образования является приоритетным с точки зрения целей и задач образования, важнейшими из которых становится создание
условий для максимально полного раскрытия способностей и возможностей учащегося, его развития и самореализации. Вместе с тем, данную статью закона об образовании следует рассматривать как регламентирующую профессиональную деятельность психолога в образовании.
Другим аспектом психологической работы, также связанным с научно-методическим обеспечением учебного процесса, может стать оказание помощи педагогам в выборе форм, средств и методов реализации образовательной программы, индивидуального стиля педагогической деятельности, учета особенностей контингента обучающихся, решения конкретных психолого-педагогических проблем развития, воспитания и обучения. Основанием для выделения этого аспекта становится статья 47, определяющая академические права и свободы педагогических работников. В соответствии с законом, педагоги имеют право свободного выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств и методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций.
Необходимо помнить, что основным условием педагогического творчества и новаторства является соблюдение прав и интересов учащихся, понимание их возрастных познавательных возможностей и потребностей, учет индивидуальных склонностей и способностей, знание культурных традиций и предпочтений семей учащихся. Психолог образования может оказать существенную помощь педагогу-новатору при разработке авторских учебных программ, помочь избежать ошибок, связанных с недостаточным знанием учителем возрастных психологических и социокультурных особенностей учащихся.
Другим нормативным документом, задающим ориентиры профессиональной деятельности работников системы образования, является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования [7]. Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения школьниками основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Личностные результаты обучения предполагают формирование у детей потребности и способности к саморазвитию и самоопределению, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению, становление адекватной учебной мотивации, развитие познавательной деятельности, осознание ценности других людей и овладение навыками социального общения и взаимодействия.
Метапредметные компетенции, которыми должен овладеть школьник, связаны с умением самостоятельно решать не только задачи в рамках конкретного учебного предмета, но и совершено новые, неизвестные, в том числе жизненные, задачи. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступает умение выдвигать и проверять гипотезы, ставить вопросы и находить необходимую информацию, разрабатывать новые проекты, проявлять инициативу и ответственность в принятии решений. Формирование метапредметных компетенций, то есть, по сути, умения учиться, рассматривается разработчиками Стандарта образования в качестве показателя способности выпускника школы действовать в ситуациях высокой степени неопределенности, одного из важнейших условий готовности к вступлению в самостоятельную жизнь в быстро меняющемся мире.
Предметные результаты освоения образовательной программы предполагают не только овладение учащимся знаниями, умениями и навыками в конкретной предметной области, но и способность применять полученные знания для решения практических жизненных задач, видеть и понимать место полученных в школе знаний в системе научных и культурных представлений современного человека.
Вопрос о том, в какой мере ФГОС является основанием для профессиональной деятельности психолога образования, достаточно сложен. С одной стороны, требования Стандарта относятся не только к уровню обученности школьников, но и к сформированности у них важнейших психологических качеств, личностных характеристик, социальнопсихологических навыков. С другой стороны, данный документ четко указывает, что Стандарт является основой профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, разработчиков основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, сотрудников организаций, осуществляющих экспертизу и оценку качества образования в образовательных учреждениях, сотрудников учреждений профессионального педагогического образования, руководителей и соответствующих специалистов органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере образования, проведением итоговой аттестации учащихся и аттестации педагогических работников.
Недостаточно ясное понимание того, кому адресованы положения Стандарта образования, а также отсутствие методических пособий и разработок по психологическому сопровождению внедрения ФГОС, привело к появлению целого ряда публикаций, как в научно-методических изданиях, так и в средствах массовой информации, посвященных авторскому толкованию смысла и содержания указанного нормативного документа. Одни авторы предлагают рассматривать в качестве метапредметных результатов обучения уровень развития базовых способностей учащихся - мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, соизмеримых в условиях любых образовательных систем [1]. Другие настаивают на том, что технологии формирования и измерения метапредметных и личностных компетенций «становятся основным предметом деятельности школьного психолога» [5].
Следует четко понимать, что ФГОС является основой деятельности только руководящих и контролирующих органов и субъектов системы образования. Требования Стандарта не обращены ни к педагогу, ни к психологу образовательного учреждения. Психолог не может и не должен помогать учителю выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы были достигнуты провозглашенные Стандартом личностные и метапредметные результаты обучения. Точно так же он не должен заниматься разработкой диагностических программ, позволяющих отслеживать процесс формирования требуемых качеств. Требования Стандарта образования к формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов должны быть заложены непосредственно в дидактические и методические основания учебных программ, курсов, учебников, контрольно-измерительных материалов. Однако специалисты в области психологии обучения обязательно должны быть привлечены к разработке психолого-дидактических и методических основ образовательных программ, реализуемых в системе государственного образования.
Таким образом, основные направления модернизации службы практической психологии образования определяются не столько ФГОС, сколько новым Законом об образовании, устанавливающим и регулирующим правовые, социальные и экономические механизмы функционирования системы образования в современных социальноэкономических реалиях.
Формирование психологической грамотности и психологической культуры субъектов образовательного процесса может стать еще одним направлением модернизации службы практической психологии образования. В рамках этого направления деятельность психолога образования связана с преподаванием психологии как учебного предмета современной общеобразовательной школы, психологическим просвещением взрослых участников образовательного процесса (учителей, родителей), повышением психологической культуры и профессиональной этики педагогов.
Несмотря на то, что ФГОС не регламентирует профессиональную деятельность психолога образования, можно, тем не менее, выделить одну предметную область, в рамках которой он имеет возможность непосредственно участвовать в реализации целей, заданных
Стандартом образования. Этой областью является преподавание основ научной психологии на всех этапах школьного обучения, причем особую актуальность этот учебный предмет имеет в начальной школе.
Ведущая роль начальной школы в формировании «умения учиться» закреплена в ФГОС, где в числе прочих ориентиров указывается, что на ступени начального общего образования осуществляется «:.. .формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». В «портрете выпускника начальной школы», на достижение которого ориентирует Стандарт, называется такая характеристика учащегося, как «владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности».
Одним из важных аспектов полноценного формирования умения учиться является способность школьника активно управлять своими познавательными процессами. Но для этого ребенку необходимо знать, чем именно он должен управлять: «Что такое эти самые «память», «внимание», «мышление»? Какова их роль в повседневной жизни? Какими эти процессы бывают у человека? И какие они у меня самого?»
Уроки психологии помогают детям сделать уже известные им, стихийно складывающиеся способы учебной работы предметом сознательного анализа и понимания, знакомят с приемами произвольного управления своими психическими процессами, такими, как внимание, память, мышление, эмоции.
Как отмечает И.В.Дубровина, «знакомство детей с научным содержанием познавательных процессов приближает их к пониманию сути учебной деятельности, которая заключается в развитии самого ребенка на основе получаемых знаний и способов самостоятельного «добывания» этих знаний» [2, с. 50]. Таким образом, можно полагать, что изучение основ научной психологии в начальной школе отвечает задачам возрастного развития и помогает школьникам стать подлинными субъектами учебной деятельности.
Уроки психологии в начальной школе должны быть включены в элективные или факультативные курсы общеобразовательной школы, ибо именно такие уроки создают психолого-педагогические условия становления психологической грамотности и психологической культуры учащихся. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит учителю психологии. Он вводит детей в мир научных психологических понятий, учит распознавать психологические явления в повседневной жизни, показывает их роль в учебной деятельности школьников. Во взаимодействии с учителем психологии и при его поддержке школьники учатся использовать научные знания о психике как средство организации собственной психической жизни, а также как средство познания и понимания других людей. Недостаточная осознанность и произвольность собственных познавательных процессов преодолеваются школьниками именно в сотрудничестве с мыслью взрослого, учителя, потому что эти из свойства - осознанность и произвольность - лежат в зоне ближайшего развития психики ребенка этого возраста.
Знакомство с основами научных психологических знаний на протяжении всего периода школьного обучения раскрывает перед учащимися уникальность, многообразие и безусловную ценность внутреннего мира каждого человека, способствует формированию гуманистического мировоззрения, в котором человек понимается как главная и безусловная ценность.
Повышение психологической культуры взрослых участников образовательного процесса осуществляется преимущественно через просветительскую и психопрофилактическую работу. Это направление деятельности психологической службы образования отвечает требованиям тех статей Закона об образовании, которые касаются предупреждения любых форм психологического насилия в образовательных учреждениях, соблюдения педагогами норм профессиональной этики. Так, в статье 34 подчеркивается, что каждый школьник имеет право на уважение своего человеческого достоинства, защиту от
всех форм психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, а также свободу совести, информации, право свободно выражать собственные взгляды и убеждения. Законодательное закрепление прав обучающихся на соблюдение их гражданских свобод свидетельствует о том, что нарушение этих прав взрослыми участниками образовательного процесса, прежде всего педагогами, происходит достаточно часто. Конфликтные комиссии в школах, окружных управлениях образования разбирают жалобы родителей на то, что учителя оскорбляют и унижают детей, запугивают их, угрожают, высмеивают ошибки и промахи, отказывают в помощи при освоении трудных для ребенка учебных навыков, обесценивают его усилия, апеллируют к социокультурным или национальным особенностям ребенка и его семьи. Родители, в свою очередь, нередко усугубляют конфликт с учителем, превращая борьбу за соблюдение прав ребенка в сферу собственной социальной активности.
Главной причиной этих конфликтов является низкий уровень психологической культуры людей, и, прежде всего, педагогов. Они зачастую руководствуются стремлением обязательно взять верх над ребенком, поставить его на место, не уронить свой авторитет, сохранить власть и дисциплину, добиться абсолютного послушания, используя для этого любые средства. К сожалению, многие учителя не имеют представления о том, какие из применяемых ими воспитательных методов могут быть квалифицированы как формы психологического насилия. Незнание основ профессиональной этики, психологическое бескультурье является самым слабым звеном в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Психологическая культура предполагает, в первую очередь, уважение личности другого человека, будь то взрослый или ребенок, его внутреннего мира, его особенностей, его силы и слабости. Психологически культурный человек не позволит себе оскорбить или унизить другого человека и не станет прибегать к манипулированию его чувствами и поступками.
В арсенале учителя имеется немало профессиональных, психологически грамотных, педагогически оправданных, эффективных средств воздействия на ученика, к которым относятся отметка, устное порицание, беседы с родителями, различные формы индивидуального поощрения, одобрения и поддержки, дисциплинарные взыскания. Школьное обучение не может опираться на один лишь непосредственный интерес ребенка к учебному предмету, поскольку неизбежно содержит в себе множество рутинных, малоинтересных, но обязательных форм и видов работы. В силу возрастной слабости произвольности психических процессов, волевого поведения ребенка, недостаточной мотивированности учебной деятельности, обучение и воспитание не может протекать без применения учителем и воспитателем методов педагогического принуждения.
Закон об образовании, оговаривая обязанности и ответственность педагогических работников (статья 48), подчеркивает, что они должны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. Затрагивает Закон и проблему дисциплинарного воздействия на обучающихся. Так, статья 43 ограничивает применение мер дисциплинарного взыскания по отношению к обучающимся дошкольного и младшего школьного возраста, к детям с ограниченными возможностями здоровья, а также во время каникул или болезни ученика.
Реализация данного направления деятельности службы практической психологии образования связана с психопрофилактической, просветительской и консультативной работой психолога. Перед ним стоит задача повысить уровень психологической грамотности и психологической культуры взрослых участников образовательного процесса, а также восполнить, по сути дела, погрешности профессиональной подготовки педагогов, имеющих
слабое представление не только о психологических и этических, но и о юридических аспектах своей деятельности.
Еще одним важным направлением деятельности службы практической психологии образования должно стать обеспечение психологического компонента траектории индивидуального развития обучающихся.
Траектория индивидуального развития ребенка определяется соотношением его индивидуально-психологических особенностей (способностей, интересов, склонностей, особенностей развития), возможностей здоровья, культурных и социальных приоритетов семьи. Закон об образовании, расширяя юридические и экономические права образовательных учреждений, создает условия для реализации в рамках ФГОС индивидуальных образовательных маршрутов.
Статья 34 фиксирует основные академические права обучающихся, распространяющиеся на:
выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ.
Современная школа предоставляет, наряду с обязательным программным минимумом, достаточно широкий выбор направлений для развития склонностей и способностей детей. В соответствии с требованиями ФГОС учебный план современной российской школы включает в себя не только базовый компонент, но и целый блок элективных курсов образовательного и развивающего характера, освоение которых осуществляется в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности. На этих уроках школьники могут овладеть навыками самостоятельной коммуникативной и познавательной деятельности, расширить кругозор, понять, какое место занимают получаемые в школе знания в системе научных и культурных представлений современного человека. Учащиеся с помощью родителей обязаны выбрать определенное количество таких курсов из предлагаемого школой перечня, причем все эти образовательные услуги предоставляются школой бесплатно.
Кроме того, образовательное пространство школы значительно расширяется за счет блока дополнительного образования, предлагающего детям платные и бесплатные занятия по углубленному изучению того или иного учебного предмета, дополнительные консультации по подготовке к экзаменам, занятия в исследовательских группах, в творческих, художественных и спортивных коллективах. Примечательно и то, что ребенок может посещать такие занятия не только в своей школе, но и в любой другой, где
реализуется интересующая его программа или работает умелый, квалифицированный педагог по данной дисциплине.
В новом Законе об образовании РФ дополнительное образование рассматривается как существенная часть основного общего образования ребенка. Перед системой дополнительного образования поставлена задача разработать самые разнообразные программы, направленные на развитие культурных знаний и представлений детей, их познавательных интересов и способностей, конструктивных и технических умений. Такие программы должны реализовываться на трех уровнях: ознакомительном, базовом и углубленном. Программы ознакомительного уровня позволят ребенку попробовать свои силы в новых предметных сферах, программы базового уровня дадут возможность подробно изучить интересующую его область, а программы углубленного уровня помогут определиться в выборе профессии.
Закон об образовании предоставляет право на реализацию дополнительных общеобразовательных программ организациям любой формы и любого ведомства, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности. В Москве с 1 сентября 2013 г. формируется единый электронный портал регистрации услуг дополнительного образования департаментов образования, культуры и спорта, на котором все эти программы могут быть представлены. Каждая семья получает возможность выбрать нужную программу для своего ребенка в соответствии со своими возможностями, потребностями, приоритетами.
Таким образом, дополнительное образование сегодня не просто дополняет, но фактически завершает основное общее образование современного ребенка.
Каждая семья получает право активно участвовать в формировании образовательной среды своего ребенка, что закреплено в статье 44 Закона об образовании, которая гласит, что родители (законные представители) ребенка вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Правда, выбор этот определяется не только желаниями детей и родителей, не только их культурными потребностями и представлениями, но и финансовыми возможностями семьи. Родители должны сформулировать свой запрос к содержанию образовательного процесса в школе, и соотнести свои пожелания и ожидания с реальными финансовыми возможностями. Оказание платных образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях становится законодательной нормой. Так, статья 101.1 Закона об образовании гласит: « Организации, осуществляющие
образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями».
Это непривычное для нашей страны взаимодействие государства в лице школы и граждан в лице родителей нередко вызывает острую критическую реакцию населения, привыкшего к отеческой заботе государства об основных социальных нуждах. Тем не менее, это реальный путь формирования не только индивидуального образовательного маршрута ребенка, но и образовательной программы школы с учетом интересов и потребностей учащихся и их родителей.
Задачей психолога образовательного учреждения является оказание квалифицированной помощи ребенку, его родителям и педагогам в разработке
индивидуального образовательного маршрута, в котором будут учтены не только жизненные планы и приоритеты семьи, но и индивидуальные психологические особенности и возможности самого ребенка.
Особое место в деятельности психолога образовательного учреждения занимает разработка индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья. Статья 79 Закона об образовании четко оговаривает условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, дает определение «адаптированной образовательной среды». Психолог участвует в формировании индивидуальной образовательной траектории учащегося-инвалида вместе с другими профильными специалистами, что позволяет максимально учесть реальные возможности ребенка, ограничения, связанные со спецификой его заболевания, распределить учебную нагрузку, составить режим учебы и отдыха, выстроить ближнюю и дальнюю перспективу его развития.
В условиях инклюзивного обучения именно психолог принимает на себя ответственность за социально-психологическое благополучие ребенка-инвалида, разрабатывая индивидуальные программы его адаптации к школе как социальному институту, педагогическим требованиям, детскому коллективу.
Не менее важной стороной психологической поддержки ребенка с ограниченными возможностями является установление контакта с его родителями, налаживание конструктивных и продуктивных отношений с семьей. Психолог образования должен иметь представление о психологических особенностях родительского отношения к ребенку-инвалиду, стадиях адаптации семьи к дефекту ребенка, понимать противоречивость и амбивалентность родительских чувств. В ряде специальных психологических исследований [3; 4; 6] показано, что рождение и воспитание аномального ребенка вызывает у родителей комплекс негативных реакций и переживаний, которые обобщаются понятием «родительский стресс». Отношение матери к ребенку-инвалиду во многом определяется степенью тяжести дефекта. Чем тяжелее дефект, тем глубже переживания матери, тем меньше усилий она прилагает для установления партнерских отношений с ребенком и его реабилитации, рассматривая его лишь как объект заботы и самопожертвования.
Закон об образовании, определяя условия обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении, закрепляет обязанность государства создать эти условия для получения таким ребенком полноценного образования. Между тем, важнейшим фактором благополучного развития ребенка-инвалида является именно поддержка со стороны самых близких и наиболее значимых для него людей - родителей. Только в этом случае он сможет с максимальной пользой воспользоваться всеми материально-техническими и организационными преимуществами инклюзивного образования. Психологическая работа с семьей ребенка, поддержка и активное вовлечение в образовательный процесс его родителей являются важной составляющей его индивидуального образовательного маршрута.
Традиционным направлением деятельности психологической службы образования является оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении. Новый Закон об образовании также закрепляет за психологом обязанность по оказанию психологопедагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (статья 42, п.п.1, 2, 3). К основным видам такой помощи Закон относит психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. В соответствии с требованиями Закона, психолого-педагогическая помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Наиболее существенным нововведением в деятельности психолога образования становится его административное переподчинение Центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Работа в Центре в известной степени ограничивает инициативность психолога в определении приоритетных для себя и своего образовательного учреждения видов психологической работы, поскольку сотрудник Центра работает по запросу клиента, будь то частное лицо, образовательное учреждение, органы исполнительной власти. В то же время, как показал анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность психологической службы образования, психолог сохранил все свои основные профессиональные функции по оказанию необходимой помощи всем нуждающимся в ней участникам образовательного процесса.
Изменение административного статуса психолога, работающего в образовании, вызывает тревогу и недовольство самих психологов, поскольку ломает сложившиеся стереотипы их профессиональной деятельности. Можно, однако, предположить, что работа по запросу клиента окажется более востребованной и более эффективной, нежели работа по заранее составленному плану, опирающаяся на приоритеты администрации конкретного учреждения образования и собственные предпочтения и умения психолога. В целом, новые нормативные документы (Закон об образовании от 2012 г. и ФГОС), регламентирующие деятельность системы образования страны, предъявляют к психологической службе образования более конкретные и, вместе с тем, более высокие требования, ставят перед ней задачи, решение которых внесет свой вклад в модернизацию российского образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазунова, О.С. Метапредметный подход. Что это?/ О.С.Глазунова // Учительская газета. -2011. - №9. - С. 28.
2. Дубровина, И.В. Преподавание психологии в школе: 3-11 классы: методическое пособие / И.В.Дубровина. - Воронеж: Модэк; Москва: МПСИ, 2007. - 624 с.
3. Майрамян, Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): автореф. дис.... канд. мед. наук / Р.Ф.Майрамян. - М., 1976.
4. Семаго, М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства / М.М.Семаго. - М., 1992. - 183 с.
5. Столярова, С.С. «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС»: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений / С.С.Столярова [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://sch373.mskobr.ru.
6. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии / В.В.Ткачева. - М.: АСТ; 2007. - 318с.
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (17 декабря 2010 г.).
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (26 декабря 2012 г.)
© Андреева А.Д., 2013