Научная статья на тему 'Школьный музей "все остается людям": история и современность'

Школьный музей "все остается людям": история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / СТЕНД / СТЕЛА / STELE / ГОСПИТАЛЬ / HOSPITAL / ШКОЛА / SCHOOL / POSTER BOARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабкина Юлия Рустамовна, Симонова Ирина Борисовна, Старицына Наталья Викторовна

В статье описывается история создания школьного музея и его роль в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабкина Юлия Рустамовна, Симонова Ирина Борисовна, Старицына Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School museum "All remains to people": History and the Present

The article describes the history of creation of the school museum and its role in the educational process.

Текст научной работы на тему «Школьный музей "все остается людям": история и современность»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ

Ю.Р. Бабкина, И.Б. Симонова, Н.В. Старицына

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №107»

(г. Пермь)

Школьный музей «Все остается людям»: история и современность

Школьные музеи в современном образовании становятся эффективным средством реализации требований федерального государственного стандарта начального, основного и среднего общего образования. Одной из основных целей образовательной программы каждого образовательного учреждения являются личностные результаты уча щихся, которые включают в себя «патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира...» [1]. Главной становится личность ребенка, ее развитие в разных областях знаний.

Разнообразие форм и методов работы школьного музея, безусловно, дает возможность формировать у детей активную гражданскую позицию, воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, его историческому

исковой, исследовательской работе, изучению краеведения.

Уникальность музея МАОУ «СОШ №107» заключается в том, что в нем описывается прошлое школы, начиная с XIX века и по настоящее время.

МАОУ «СОШ №107» является одним из самых старейших учебных заведений города Пери. Отличает ее от других школ и то, что в годы Великой Отечественной войны школа внесла свой, пусть и небольшой, вклад в победу СССР над фашистской Германией.

-В 1941 году в здании школы

располагался эвакогоспиталь №5936, куда отправляли долечиваться с линии фронта раненных в конечности солдат и офицеров. Начальником эвакогоспиталя был Нечаев М.С., капитан медицинской службы, врач-терапевт; заместителем начальника госпиталя по хозяйственной части был Шубодеров Алексей Самойлович (бывший раненный, лечившийся в этом госпитале).

В «Книге Памяти Пермской области» имеется перечень госпиталей, в котором указывается информация о том, что на территории г. Перми в здании школы №107 в период ВОВ располагал-

прошлому и современности. Творческие уроки, классные часы, экскурсии, мастер-классы проводятся в школьном музее, которые с удовольствием приветствуются учащимися. У ребят активизируется процесс саморазвития, повышается мотивация и интерес к творческой, по-

ся госпиталь №5936.

Также в архиве города Перми хранятся копии листов тетради главного рентгенолога Пермской области Новикова Алексея Ивановича, где есть информации о госпитале №5936:

«.Здание 2-х этажное, кирпичное, на базовом фундаменте, крыто волнистым шифером, .

УДК 069.016

В статье описывается история создания школьного музея и его роль в образовательном процессе. Ключевые слова: музей, стенд, стела, госпиталь, школа.

Ju.R. Babkina, I.B. Simonova, N.V. Staritsyna School 107 (Perm)

School museum "All remains to people": History and the Present

Abstract: The article describes the history of creation of the school museum and its role in the educational process. Keywords: museum, poster board, stele, hospital, school.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ

Бабкина Юлия Рустамовна,

учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №107» (г. Пермь).

Симонова Ирина Борисовна,

учитель информатики МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №107» (г. Пермь).

Старицына Наталья Викторовна,

учитель истории и обществознания МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №107» (г. Пермь).

пол деревянный, ... отопление печное. Тип здания - школа десятилетка, ... здание не использовалось. Средняя площадь на одного больного 3 кв.м.». В кабинетах школы располагались палаты, а в современном кабинете директора была операционная комната [2].

Сохранились сведения о том, что 5 солдат скончались в госпитале от ран и захоронены на Верхнемуллинском кладбище. Это ефрейтор Миловидов Павел Петрович, рядовые Бесхадзе Илья Мамедович, Строчкин Иван Васильевич, Солдатенков Сергей Евдокимович, Желам-ский Владимир Прохорович.

Эти бесценные сведения удалось найти благодаря поисково-исследовательской работе, которая на протяжении многих лет была основным направлением воспитательного процесса в школе. Ученики совместно с учителями собирали информацию в архивах Перми и Пермского района, разыскивали родственников захороненных солдат.

В 1970-е годы под руководством директора школы Льва Михайловича Субботина на Верхнемуллинском кладбище был установлен памятный обелиск погибшим от ран в госпитале. Это стало логичным продолжением уже проделанной работы.

В честь 40-летия Победы, в память о том, что в здании школы во время ВОВ находился госпиталь, на фасаде школы была установлена мемориальная доска [3].

В 2004 году ученики и учителя школы приняли участие в 6 открытом городском конкурсе социальных проектов «Мир, в котором мы живем» в номинации «Добрые соседи». Ребята с помощью педагогов разработали проект по созданию школьного музея «Все остается людям». Проект был признан победителем и школе учрежден грант,

который был использован на оформление стендов музея.

В результате этого в 2004 году в школе появляется музей, в котором главными экспонатами являются письма, документы, фотографии тех суровых военных лет. Выпускается книга «События и люди», посвященная истории школы.

С этого памятного мероприятия музейная работа школы выходит на новый уровень. Широко начинают применяться информационно-коммуникационные технологии поиска информации, с помощью которых осваиваются нестандартные приемы музейной деятельности, новые методы организации традиционной научно-исследовательской работы. Создание поисковых сайтов в сети Интернет значительно облегчает музейную деятельность в школе. Появляется возможность связаться с авторами сайтов, электронных архивов, на которых размещены ссылки на документы, фотографии и другие ценные материалы. Благодаря этому создается и постоянно пополняется электронная база музея школы. Это дает учащимся активно реализовать себя в учебно-поисковом процессе.

В память о том, что в здании школы располагался эвакогоспиталь в 2013 году на территории образовательного учреждения была открыта стела «Увековечим павших имена.». Педагогический коллектив и учащиеся школы приняли участие в XV городском конкурсе социально-значимых проектов «Город - это мы», в номинации «Традиции городского сообщества» с проектом по установке на территории школы памятной стелы «Увековечим павших имена.».

Этот проект оказался необходим не только школе, но и всему Индустриальному району г. Перми, так как на его территории нет ни одного памятника или мемориала, посвященного Великой Отечественной войне.

В районе 22 общеобразовательных учреждения, в которых обучается около 15 тысяч человек. Конечно же, не все из них могут принять участие в возложении венков к памятнику Скорбящей матери, проходящем ежегодно в г. Перми. По этой причине было принято решение организовать проведение торжественных линеек, митингов на территории МАОУ "СОШ №107", в здании которого в годы войны находился эвакогоспиталь. Возведение памятной стелы становится необходимостью.

С 2012 года на базе школы проводятся торжественные митинги, посвященные празднованию Дня победы, на которые собираются учащиеся школ района, ветераны ВОВ и других войн, труженики тыла, старейшие работники школы. Присутствующие чтят минутой молчания память всех героев, не вернувшихся с войны, а также возлагают венки к братской могиле на Верхнемуллинском кладбище.

Школа богата традициями.

Ежегодно к празднику Великой Победы в музее школы проводятся Уроки мужества. Ветераны с удовольствием приходят в школу, встречаются с учащимися, рассказывают о своих подвигах во время ВОВ, о тяжелом труде в тылу.

Много лет работает в школе кружок «Юный краевед». Ученики, занимающиеся в кружке, проводят для учащихся других школ экскурсии по музею, знакомят ребят с историей школы, ухаживают за обелиском на Верхнемуллинском кладбище.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТ

Опытом работы в кружке ученики и учителя школы с удовольствием поделились на радио Пермского края.

В 2014-2015 учебном году ребята приняли участие во втором городском конкурсе журналистских статей «Переменим Пермь» и стали победителями в номинации «И классы превратились в палаты.». Конкурс позволил почувствовать себя в роли юнкоров и провести встречи с ветеранами ВОВ.

Материалы школьного музея помогают учащимся в подготовке к научно-практическим конференциям районного и городского уровней. Так, в 2014 г. ученица 5 класса Ульяна Ахматова заняла I место в районной НПК с работой «Родник священной памяти.», посвященной истории школы.

Повышение мотивации учащихся к работе в школьном музее создается через проведение различных конкурсов и проектов краеведческой направленности, акций, мероприятий.

В перспективе планируется создание на территории школы Аллеи славы, облагораживание территории, привлечение и увеличение музейной аудитории с помощью Интернет-ресурсов, буклетов, выпуска 2 части книги «События и люди», создание фильма «История школы: прошлое и настоящее».

Эффективная деятельность школьного музея, безусловно, важна в учебно-воспитательном процессе и заключается в активном использовании его материалов в образовательном и воспи-

Я МУЗЕЕВ

тательном процессе всем педагогическим коллективом.

Музей является эффективным средством реализации требований ФГОС через технологии личностно-развивающей деятельности, через интегрирование программного материала по многим общеобразовательным предметам.

Литература:

1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL:

http://fgosreestr. ru / registry/primernay a-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 15.10.2015).

2. «Сороковые, грозовые...» // Муниципальная газета «Нива». №18 от 9 мая 2001.

3. История школы №107: «События и люди». Выпуск 1. 2004 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.