ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ
Ю.Р. Бабкина, И.Б. Симонова, Н.В. Старицына
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №107»
(г. Пермь)
Школьный музей «Все остается людям»: история и современность
Школьные музеи в современном образовании становятся эффективным средством реализации требований федерального государственного стандарта начального, основного и среднего общего образования. Одной из основных целей образовательной программы каждого образовательного учреждения являются личностные результаты уча щихся, которые включают в себя «патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира...» [1]. Главной становится личность ребенка, ее развитие в разных областях знаний.
Разнообразие форм и методов работы школьного музея, безусловно, дает возможность формировать у детей активную гражданскую позицию, воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, его историческому
исковой, исследовательской работе, изучению краеведения.
Уникальность музея МАОУ «СОШ №107» заключается в том, что в нем описывается прошлое школы, начиная с XIX века и по настоящее время.
МАОУ «СОШ №107» является одним из самых старейших учебных заведений города Пери. Отличает ее от других школ и то, что в годы Великой Отечественной войны школа внесла свой, пусть и небольшой, вклад в победу СССР над фашистской Германией.
-В 1941 году в здании школы
располагался эвакогоспиталь №5936, куда отправляли долечиваться с линии фронта раненных в конечности солдат и офицеров. Начальником эвакогоспиталя был Нечаев М.С., капитан медицинской службы, врач-терапевт; заместителем начальника госпиталя по хозяйственной части был Шубодеров Алексей Самойлович (бывший раненный, лечившийся в этом госпитале).
В «Книге Памяти Пермской области» имеется перечень госпиталей, в котором указывается информация о том, что на территории г. Перми в здании школы №107 в период ВОВ располагал-
прошлому и современности. Творческие уроки, классные часы, экскурсии, мастер-классы проводятся в школьном музее, которые с удовольствием приветствуются учащимися. У ребят активизируется процесс саморазвития, повышается мотивация и интерес к творческой, по-
ся госпиталь №5936.
Также в архиве города Перми хранятся копии листов тетради главного рентгенолога Пермской области Новикова Алексея Ивановича, где есть информации о госпитале №5936:
«.Здание 2-х этажное, кирпичное, на базовом фундаменте, крыто волнистым шифером, .
УДК 069.016
В статье описывается история создания школьного музея и его роль в образовательном процессе. Ключевые слова: музей, стенд, стела, госпиталь, школа.
Ju.R. Babkina, I.B. Simonova, N.V. Staritsyna School 107 (Perm)
School museum "All remains to people": History and the Present
Abstract: The article describes the history of creation of the school museum and its role in the educational process. Keywords: museum, poster board, stele, hospital, school.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ
Бабкина Юлия Рустамовна,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №107» (г. Пермь).
Симонова Ирина Борисовна,
учитель информатики МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №107» (г. Пермь).
Старицына Наталья Викторовна,
учитель истории и обществознания МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №107» (г. Пермь).
пол деревянный, ... отопление печное. Тип здания - школа десятилетка, ... здание не использовалось. Средняя площадь на одного больного 3 кв.м.». В кабинетах школы располагались палаты, а в современном кабинете директора была операционная комната [2].
Сохранились сведения о том, что 5 солдат скончались в госпитале от ран и захоронены на Верхнемуллинском кладбище. Это ефрейтор Миловидов Павел Петрович, рядовые Бесхадзе Илья Мамедович, Строчкин Иван Васильевич, Солдатенков Сергей Евдокимович, Желам-ский Владимир Прохорович.
Эти бесценные сведения удалось найти благодаря поисково-исследовательской работе, которая на протяжении многих лет была основным направлением воспитательного процесса в школе. Ученики совместно с учителями собирали информацию в архивах Перми и Пермского района, разыскивали родственников захороненных солдат.
В 1970-е годы под руководством директора школы Льва Михайловича Субботина на Верхнемуллинском кладбище был установлен памятный обелиск погибшим от ран в госпитале. Это стало логичным продолжением уже проделанной работы.
В честь 40-летия Победы, в память о том, что в здании школы во время ВОВ находился госпиталь, на фасаде школы была установлена мемориальная доска [3].
В 2004 году ученики и учителя школы приняли участие в 6 открытом городском конкурсе социальных проектов «Мир, в котором мы живем» в номинации «Добрые соседи». Ребята с помощью педагогов разработали проект по созданию школьного музея «Все остается людям». Проект был признан победителем и школе учрежден грант,
который был использован на оформление стендов музея.
В результате этого в 2004 году в школе появляется музей, в котором главными экспонатами являются письма, документы, фотографии тех суровых военных лет. Выпускается книга «События и люди», посвященная истории школы.
С этого памятного мероприятия музейная работа школы выходит на новый уровень. Широко начинают применяться информационно-коммуникационные технологии поиска информации, с помощью которых осваиваются нестандартные приемы музейной деятельности, новые методы организации традиционной научно-исследовательской работы. Создание поисковых сайтов в сети Интернет значительно облегчает музейную деятельность в школе. Появляется возможность связаться с авторами сайтов, электронных архивов, на которых размещены ссылки на документы, фотографии и другие ценные материалы. Благодаря этому создается и постоянно пополняется электронная база музея школы. Это дает учащимся активно реализовать себя в учебно-поисковом процессе.
В память о том, что в здании школы располагался эвакогоспиталь в 2013 году на территории образовательного учреждения была открыта стела «Увековечим павших имена.». Педагогический коллектив и учащиеся школы приняли участие в XV городском конкурсе социально-значимых проектов «Город - это мы», в номинации «Традиции городского сообщества» с проектом по установке на территории школы памятной стелы «Увековечим павших имена.».
Этот проект оказался необходим не только школе, но и всему Индустриальному району г. Перми, так как на его территории нет ни одного памятника или мемориала, посвященного Великой Отечественной войне.
В районе 22 общеобразовательных учреждения, в которых обучается около 15 тысяч человек. Конечно же, не все из них могут принять участие в возложении венков к памятнику Скорбящей матери, проходящем ежегодно в г. Перми. По этой причине было принято решение организовать проведение торжественных линеек, митингов на территории МАОУ "СОШ №107", в здании которого в годы войны находился эвакогоспиталь. Возведение памятной стелы становится необходимостью.
С 2012 года на базе школы проводятся торжественные митинги, посвященные празднованию Дня победы, на которые собираются учащиеся школ района, ветераны ВОВ и других войн, труженики тыла, старейшие работники школы. Присутствующие чтят минутой молчания память всех героев, не вернувшихся с войны, а также возлагают венки к братской могиле на Верхнемуллинском кладбище.
Школа богата традициями.
Ежегодно к празднику Великой Победы в музее школы проводятся Уроки мужества. Ветераны с удовольствием приходят в школу, встречаются с учащимися, рассказывают о своих подвигах во время ВОВ, о тяжелом труде в тылу.
Много лет работает в школе кружок «Юный краевед». Ученики, занимающиеся в кружке, проводят для учащихся других школ экскурсии по музею, знакомят ребят с историей школы, ухаживают за обелиском на Верхнемуллинском кладбище.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТ
Опытом работы в кружке ученики и учителя школы с удовольствием поделились на радио Пермского края.
В 2014-2015 учебном году ребята приняли участие во втором городском конкурсе журналистских статей «Переменим Пермь» и стали победителями в номинации «И классы превратились в палаты.». Конкурс позволил почувствовать себя в роли юнкоров и провести встречи с ветеранами ВОВ.
Материалы школьного музея помогают учащимся в подготовке к научно-практическим конференциям районного и городского уровней. Так, в 2014 г. ученица 5 класса Ульяна Ахматова заняла I место в районной НПК с работой «Родник священной памяти.», посвященной истории школы.
Повышение мотивации учащихся к работе в школьном музее создается через проведение различных конкурсов и проектов краеведческой направленности, акций, мероприятий.
В перспективе планируется создание на территории школы Аллеи славы, облагораживание территории, привлечение и увеличение музейной аудитории с помощью Интернет-ресурсов, буклетов, выпуска 2 части книги «События и люди», создание фильма «История школы: прошлое и настоящее».
Эффективная деятельность школьного музея, безусловно, важна в учебно-воспитательном процессе и заключается в активном использовании его материалов в образовательном и воспи-
Я МУЗЕЕВ
тательном процессе всем педагогическим коллективом.
Музей является эффективным средством реализации требований ФГОС через технологии личностно-развивающей деятельности, через интегрирование программного материала по многим общеобразовательным предметам.
Литература:
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. URL:
http://fgosreestr. ru / registry/primernay a-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 15.10.2015).
2. «Сороковые, грозовые...» // Муниципальная газета «Нива». №18 от 9 мая 2001.
3. История школы №107: «События и люди». Выпуск 1. 2004 .