Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумакова Н. Ю.

В данной статье раскрыт потенциал школьного музея и его роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Описаны различные формы организации работы в школьном музее. Приведены примеры их реализации на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.01

Н.Ю. Чумакова

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье раскрыт потенциал школьного музея и его роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Описаны различные формы организации работы в школьном музее. Приведены примеры их реализации на практике.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, национальные ценности, музейная педагогика, школьный музей.

В последнее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Особое внимание вызвано спадом культурного и интеллектуального уровня выпускников школы, разрушением норм этического поведения в обществе, кризисом духовных ценностей в подрастающей среде.

На сегодняшний день именно с духовно-нравственным воспитанием связывают возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества в целом. В соответствии с ФГОС на степени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривающее принятия ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [1, 9].

За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств духовно -нравственного воспитания учеными изучены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Современное состояние музейной педагогики рассматривается в работах Е.Г. Вансловой, И.М. Коссовой, Б.А. Столярова, Л.В. Шиловой, М.Ю. Юхневич и др., в данных исследованиях раскрыты ключевые понятия музейной педагогики: музейная среда, средства музейной педагогики, музейная культура.

Е.Б.Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики» [2, 57]. Центральное место в музейной педагогике занимает музей, через который ученики непосредственно входят в мир культуры. Немаловажное значение имеет и школьный музей, в котором ученики являются не только объектами, но и субъектами воспитательного процесса. Это обусловлено тем, что в отличие от других музеев, школьный музей является своего рода мастерской, где учащиеся не только знакомятся с историей своего края, родины, но и реализуют свой творческий потенциал, изучают музейными экспонатами, занимаются поисковой и исследовательской деятельностью.

Наше исследование проводилось на базе школьного музея народного быта в МОУ СОШ №7 г. Белгород. Музей представлен в виде экспозиции русской избы, в наличии имеется православный уголок, народная одежда, домашняя утварь. Рассмотрим более подробно возможности реализации различных форм педагогической деятельности в школьном музее.

Важнейшее направление деятельности школьного музея - поисково-собирательная работа, которая заключается в поиске и приобретении предметов музейного значения, сборе о них необходимых сведений и информации, составление картотек музейных предметов, создание на их основе музейной энциклопедии. Младшие школьники участвуют в сборе предметов старинного быта, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом. Много экспонатов приносят ученики и их родители, в том числе домашняя утварь 19 начала 20 века, предметы

© Чумакова Н.Ю., 2014.

Вестник магистратуры. 2014. №5(32). Том II

ISSN 2223-4047

женского рукоделия (расшитые полотенца и салфетки), экспонаты связанные с предметами мужского труда (лапти, серп, кованые гвозди, точёные и резные предметы, и многое другое). Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров, пробуждают душу ребенка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они - часть своего народа.

В экспозициях выставляются не только раритеты, но и предметы, коллекции, созданные детьми в результате проектной, исследовательской, собирательской, художественно-творческой деятельности. Это позволяет детям увидеть весомость и нужность своего вклада в работу музея.

Исследовательская деятельность учащихся, как средство музейной педагогики направлена на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, активной жизненной позиции и воспитание гражданина-патриота. Необходимо отметить, что ученики с большим интересом погружаются в изучение того вопроса, который их волнует (тем более, когда это касается истории своей малой родины, своей семьи). В таком случае ученики не просто усваивают информацию, но пропускают ее через себя, вырабатывают личностное отношение к проблеме. Это может быть исследование особенностей народной и местной лексики, предметов быта, народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий, ремесел, декоративно-прикладного искусства, одежды жителей белгородского края. Одна из форм исследовательской деятельности, которая реализовалась с детьми младшего школьного возраста, это выполнение творческих мини-проектов. Данный вид проектов не всегда имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, видеофильм, школьный печатный альманах, выставка детских работ, фото-выставка, детская конференция, презентация подлинников, ценных музейных предметов и т.д.

Выполняя мини-проект «Наш красавец - самовар», ученикам предлагалось создать иллюстративную книгу и стенгазету по данной тематике. Дети подбирали материал о самоварах (история создания, как выглядит, как используется, место рождения, подбирали стихи, загадки, пословицы о самоваре и чаепитии), обменивались друг с другом найденной информацией, продумывали оформление и содержание книги и стенгазеты. Итогом всего было проведение праздника-чаепития «В гостях у самовара», на который были приглашены также и родители учеников.

При выполнении проекта «Традиционные ремесла» ученики разделившись на группы готовили выставку изделий, сообщение экскурсовода и стенгазету о выбранном ремесле. В итоге ученики представили такие ремесла как вышивка, ткачество лоскутное творчество, резьба по дереву, художественная роспись посуды, был создан мини-музей изделий ремесленников. Помимо этого ученики исследовали различные способы росписи пасхальных яиц; праздничные обряды, традиционную кухню, а также создавали коллекции кукол-оберегов, народных игрушек. Выполнение коллективного творческого задания в рамках музейной педагогики способствует воспитанию ответственности за порученное дело, трудолюбию, формированию опыта нравственного поведения путем организации совместной практической деятельности, а также активной жизненной позицию «я в ответе за все ценности культуры, созданные моим народом и народами других стран».

В школьном музее уместно проведение уроков по окружающему миру, технологии, изобразительному искусству. Например, из урока «Русский дом и то, что в нем» ученики узнают о внутреннем убранстве избы, предметах домашнего обихода, поверьях жилища. В процессе занятия дети сами пробуют гладить одежду скалкой и рубелем, во многом это обусловлено тем, что в школьном музее предусмотрено не традиционное разглядывание экспоната за стеклом витрины, а непосредственное общение с музейными предметами. Одной из наиболее интересных форм работы с использованием музейных материалов являются мини-спектакли или театрализованные представления.

Таким образом, целенаправленная и продуманная работа в рамках музейной педагогики способствует духовно-нравственному воспитанию младших школьников, воспроизводит связь

индивида с культурой, историей, нравственными и духовными ценностями своего народа, сохраняет традиции и преемственность поколений.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogId=223.

2. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие. Москва: РИК, 2001. 223 с.

ЧУМАКОВА Наталья Юрьевна - магистрант факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института, Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.