Научная статья на тему 'Школьный курс обществознания: возможности профилактики аддиктивного поведения подростков'

Школьный курс обществознания: возможности профилактики аддиктивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
341
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ШКОЛЬНЫЙ КУРС ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова Светлана Алексеевна

Поставить задачи профилактики асоциального и аддиктивного поведения позволяет включение в содержание уроков школьного курса обществознания соответствующих сюжетов, например, связанных с особенностями статуса несовершеннолетних родителей, с опасностью зависимости от азартных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный курс обществознания: возможности профилактики аддиктивного поведения подростков»

С. А. Морозова,

профессор кафедры гражданско-правового образования

ШКОЛЬНЫЙ КУРС ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ:

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аддиктивное поведение (от англ. Addiction — пагубная, порочная склонность), по определению психологов, — одна из форм асоциального поведения, выражающаяся в стремлении ухода от реальности. Появлению и развитию аддиктивного поведения могут способствовать разные факторы, среди которых следует, прежде всего, назвать социальные. Очень часто корни такого поведения лежат в семье (имеется в виду семья псевдоблагополучная, либо неполная, проблемная, аморальная или даже криминогенная). Именно в таких семьях дети получают психологические травмы, сталкиваются с отсутствием заботы, с ситуацией, когда они предоставлены сами себе. В таких семьях чаще происходит насилие над детьми. В результате у детей развиваются склонности к табакокурению, алкоголизации, зависимость от компьютерных или азартных игр.

Поставить задачи профилактики асоциального и аддиктивного поведения позволяет включение в содержание уроков школьного курса обществознания соответствующих сюжетов, например, связанных с особенностями статуса несовершеннолетних родителей, с опасностью зависимости от азартных игр.

Обсуждать проблемы рождения детей у несовершеннолетних на школьных уроках пока еще не принято. Считается, что такой проблемы не существует, есть только единичные случаи. Однако по данным переписи населения 2002 г., помещенным в Российском статистическом ежегоднике, опубликованном в Москве в 2006 г. (с. 192), картина в действительности выглядит следующим образом:

Состав населения в возрасте 16 лет и более по полу, возрастным группам и состоянию в браке

Всего Всего, в том числе

состоящие в браке из них в зарегистрированном браке из них в неза-регистрованном браке никогда не состоявшие в браке разошед- шиеся вдовые

Всего мужчины, человек 54.154.219 33.916.617 30.594.556 3.322.061 13.600.196 4.089.507 1.930.033

До 16 лет 1.116 953 554 339 — 90 73

16-17 лет 2.557.374 10.602 4.614 5.988 2.495.055 1.124 476

Всего женщины, человек 64.689.355 33.984.049 30.676.598 3.307.451 11.320.796 7.096.703 11.651.55:

До 16 лет 3.010 2.761 942 1.819 — 139 110

16-17 лет 2.485.198 55.355 25.805 29.550 2.384.349 1.950 647

Уполномоченный по правам человека В. Лукин в своем ежегодном докладе указывает, что ежегодно армия беспризорников пополняется 130 тысячами «рекрутов». Причем не все они являются сиротами, многие имеют родителей, которые не стремятся ни прокормить, ни воспитать собственных детей. Четвертая часть российских семей относится к категории малообеспеченных. В таких семья также велик риск асоциально-

го поведения как родителей, так и детей («Российская газета». 2GG7, 13 апреля). Риск того, что в таких семьях у несовершеннолетних детей могут появиться свои собственные дети, значителен. Современная российская семья переживает кризис — таков вердикт уполномоченного по правам человека РФ. Семья не справляется с воспитанием детей. Рассказать о юридических «неудобствах» несовершеннолетних родителей позволяет формат школьного предмета «Обществознание».

Учащимся необходимо объяснить, что закон не определяет возраст, по достижении которого возникают родительские права и обязанности. Следовательно, родительские права и обязанности возникают независимо от возраста родителей. Закон установил общее правило, согласно которому граждане России имеют право вступить в брак с целью создать семью в 1B лет. Однако при наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут дать разрешение вступить в брак лицам, достигшим возраста 1б лет. Законы субъектов Федерации в виде исключения могут устанавливать возможность вступления в брак и до достижения 1б лет. Таким образом, родителями могут оказаться и несовершеннолетние. Безусловно, юридическое оформление прав родителей и их реальное осуществление требуют от человека психической и волевой зрелости. Родители должны иметь средства для содержания своих несовершеннолетних детей, поскольку после того, как несовершеннолетний вступит в брак и создаст свою семью, выполнение его собственными родителями своих обязанностей по отношению к нему юридически прекращаются. Согласно закону, такой несовершеннолетний признается совершеннолетним со всеми правами и обязанностями взрослого человека.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, статус совершеннолетнего не приобретают. В случае рождения у них ребенка они вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении возраста 1б лет. По достижении возраста 14 лет такие несовершеннолетние имеют право требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке. До достижения несовершеннолетними родителями возраста 1б лет их ребенку может быть назначен опекун, который осуществляет воспитание ребенка совместно с его несовершеннолетними родителями. Разногласия, если они возникают между опекуном и несовершеннолетними родителями, разрешаются органами опеки и попечительства. Именно этим органам государство поручило защиту прав и интересов несовершеннолетних. Важно, чтобы в результате учебной дискуссии по обозначенной проблеме, учащиеся осознали, что после рождения ребенка родители, приобретая новые права и обязанности, становятся ответственными не только за себя, но и за жизнь другого человека.

Разновидностью отклоняющегося поведения, аддиктивного поведения является зависимость от азартных игр. Основанием для того, чтобы обсуждать проблему зависимости от азартных игр со школьниками, выступают такие личностные особенности человека в подростковом возрасте, как конфликтность, обостренные переживания неудач, чувство одиночества.

Данный вид зависимости наблюдается в разных странах. Так, британские социологи свидетельствуют, что 9G% молодых британцев регулярно заключают пари или делают ставки. Больше всего денег тратится на лотерею, на футбольные ставки, на интернет-казино. Интернет открывает сегодня перед игроками широкие возможности, в результате компьютер заменяет современным игрокам рулетку и карточный стол.

Задача учителя — предупредить опасность азартных игр, которая состоит прежде всего в том, что у некоторых людей может возникнуть зависимость от них. Такая зависимость в свою очередь является одним из условий (причин) совершения правонарушения. Необходимо убедительно показать школьниками, в чем проявляется эта самая зависимость. По мнению психологов, поведение игрока характеризуется уходом от ре-

УНИВЕРСИТЕТ И ШКОЛА

альности. В его сознании начинает доминировать навязчивое желание играть. Учитель должен объяснить, что, несмотря на имитацию хорошего самочувствия во время игры, внутриличностные проблемы, от которых собственно и бежит человек, при этом не разрешаются. Игра завершается, и человек опять остается наедине со своими проблемами, которых в случае проигрыша становится еще больше.

Можно объяснить учащимся, как развивается зависимость от азартных игр. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, желание быть, как все, или самоутвердиться. Для некоторых начинающих игроков азартная игра завершается резким обострением влечения к игре, когда формируется зависимость от игры. Для несовершеннолетнего это особенно опасно, так как человек останавливается в своем духовном развитии, его волевые усилия тормозятся, а переносимость трудностей резко снижается.

Государство, используя средства правового регулирования, защищая несовершеннолетних от опасной зависимости, запрещает лицам, не достигшим 18 лет, играть на игровых автоматах.

Игровой автомат — это специальное оборудование, используемые для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия представителей игорного заведения. Трудовой кодекс РФ (статья 265) запрещает нанимать лиц моложе 18 лет для выполнения трудовых обязанностей в игорных заведениях.

Азартные игры уходят своими корнями в далекое прошлое. Впервые российское государство обратило внимание на игорный бизнес при императрице Анне Иоанновне. Указ 1733 г. гласил: «Чтобы никто, съезжаяся в партикулярных и вольных домах, как в деньги, так и на пожитки, дворы и деревни и на людей ни в какую игру отнюдь не играл», поскольку «не только в крайнее убожество и разорение приходят и в самый тяжкий грех впадают, и души свои в конечную погибель приводят». Однако через тридцать лет императрица Елизавета Петровна указом 1761 г. подразделяет игры на разрешенные и запрещенные: «Позволяется употреблять игры в знатных дворянских дворах; только ж не на большие, но на самые малые суммы денег, не для выигрыша, но единственно для препровождения времени» (Азартные игры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890. Т. 1. С. 204).

Российское законодательство рассматривает игорный бизнес как предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари (Налоговый кодекс РФ. Статья 364).

Статья 364 Налогового кодекса РФ определяет азартную игру как основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения по правилам, установленным организатором.

Таким образом, законодательство характеризует азартную игру как игру с целью обогащения. Исход игры основан целиком на случае и не зависит от умения игрока, поэтому на игровых автоматах разрешается применять игры, которые обеспечивают получение выигрыша только в зависимости от случая (Туктамышева О. и др. Игорный бизнес. СПб., 2005).

Согласно статье 1062 Гражданского кодекса РФ, взаимоотношения, вытекающие из проведения игр и пари, лишены, как правило, судебной защиты, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана или насилия.

Как известно, любую игру характеризует непредсказуемость ее результата, азарт, т. е. возбуждение, вызванное сильной увлеченностью игрой, наличие ставки, например, победы. В азартной игре ставка имеет материальную ценность — деньги, поэтому игра приобретает корыстный характер, уничтожая при этом беспечность и радость играющего.

В ряде случаев играющие во время игры стараются обмануть соперника, плутуют, играют нечестно. В этом случае играющий мошенник только притворяется, что играет. Примером такой псевдоигры может послужить игра в так называемый «наперсток». Игра в «наперсток» — это не игра, это игорный обман, а наперсточники — безнравственные, опасные люди. Они предлагают желающим отгадать, под каким наперстком находится шарик, и в случае удачи получить выигрыш — некоторую сумму денег. Казалось бы, все знают, что выиграть невозможно, но играющий надеется на удачу, на то, что ему повезет, а в результате попадет в беду, теряет свою собственность и, что характерно, совершенно добровольно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.