Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ'

ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ / МЕДИАЦИЯ В ШКОЛЕ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ / SCHOOL RECONCILIATION SERVICE / MEDIATION AT SCHOOL / CONFLICT RESOLUTION AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криволапова А.А., Мурашкина Ю.В.

В данной статье проанализированы основные подходы к определению понятия школьных служб примирения, а также рассмотрены ключевые характеристики, направления работы и функции служб примирения в образовательном учреждении. Статья позволяет познакомиться с ключевой информацией, необходимой для общего понимания сути понятия школьных служб примирения и принципов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL SERVICES OF RECONCILIATION. THE CONCEPT AND FUNCTION

This article analyzes the main approaches to the definition of school reconciliation services, as well as the key characteristics, areas of work and functions of reconciliation services in an educational institution. The article allows to get acquainted with the key information necessary for a common understanding of the concept of school reconciliation services and the principles of activity.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ»

Криволапова А.А. бакалавр 4 курса Мурашкина Ю.В. бакалавр 4 курса СПБГУ

Россия, г. Санкт-Петербург ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ

В данной статье проанализированы основные подходы к определению понятия школьных служб примирения, а также рассмотрены ключевые характеристики, направления работы и функции служб примирения в образовательном учреждении. Статья позволяет познакомиться с ключевой информацией, необходимой для общего понимания сути понятия школьных служб примирения и принципов деятельности.

Ключевые слова: школьная служба примирения, медиация в школе, разрешение конфликтов в школе.

Krivolapova A. A. bachelor, 4 year

SPSU

Murashkina, Y. V. bachelor, 4 year

SPSU

Russia, St. Petersburg

SCHOOL SERVICES OF RECONCILIATION. THE CONCEPT AND

FUNCTION.

This article analyzes the main approaches to the definition of school reconciliation services, as well as the key characteristics, areas of work and functions of reconciliation services in an educational institution. The article allows to get acquainted with the key information necessary for a common understanding of the concept of school reconciliation services and the principles of activity.

Key words: school reconciliation service, mediation at school, conflict resolution at school.

Введение

Актуальность работы заключается в том, что в связи с относительно новизной феномена «школьных служб примирения» существуют дискуссии относительно формата работы и направления деятельности школьных служб примирения.

Целью данной работы является определение понятие «школьной службы примирения» и выявление основных направлений работы и функций деятельности служб. В качестве объекта исследования выступают школьные службы примирения. Предметом данной работы являются функции школьных служб примирения в образовательных учреждениях.

Понятие школьной службы примирения

В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных учреждениях должны быть организованы школьные службы примирения, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов [1,стр. 5].

Школьная служба примирения это «форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся» [4,стр. 35].

В школьную службу примирения входят:

1. Команда кураторов (4-5 человек). Члены команды должны пройти обучение у квалифицированного медиатора. Специалист, который будет обучать школьников процедуре медиации должен пройти курс повышения квалификации для тренеров медиации.

2. Группа детей - медиаторов. Это группа детей, которые будут обучаться процедуре медиации для дальнейшего применения это навыка в разрешении и предупреждении конфликтов между школьниками. В группу медиаторов следует включать инициативных школьников, желающих принять участие в обучении и дальнейшей работе школьной службы примирения [6, стр. 26].

Для разрешения конфликтов, возникающих на уровне руководства, между школьниками и учителями следует приглашать в качестве медиатора взрослого члена группы или стороннего медиатора.

Согласно одной из существующих точек зрения считается, что российские службы примирения являются моделью организации восстановительной медиации в школах. Автор данной точки зрения Коновалов А. Ю. считает, что основой работы школьных служ

б примирения является восстановительная медиация. Где под медиацией понимается процесс, в ходе которого участники конфликта разрешают его с помощью третьей независимой стороны. Под восстановительной медиацией, в свою очередь, принято понимать «процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости заглаживания причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций» [7, стр. 3]. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.

Итак, под школьной службой примирения понимается структурное подразделение в школе, действия которого направлены на разрешения конфликтов. Инструментами школьной службы примирения являются восстановительная медиация, которая помогает участникам конфликтов

разрешить возникшие противоречия и восстановить взаимоотношения между ними, круги сообществ, школьные конференции и другие, созданные конкретной службой примирения самостоятельно. Для успешного проведения восстановительной медиации необходимо соблюдать принципы восстановительной медиации.

Однако восстановительная медиация не способна разрешать все конфликты и не является универсальной процедурой. В настоящее время тема применения восстановительной медиации в рамках работы школьных служб примирения является дискутируемой темой и носит противоречивый характер.

Школьная служба примирения может осуществлять свою деятельность в форме программ медиации между участниками конфликтно взаимодействия, «кругов сообществ» в школьных коллективах, а также в форме семейных конференций [4, стр. 41]. Служба примирения может оказывать консультирование, вести отчетность, прогнозирование, проводить мероприятия по повышению квалификации. Важно отметить, что медиативный подход не может являться основным видом работы служб. В некоторых ситуациях необходимо применять иные инструменты для управления конфликтами.

При большом количестве участников, вовлеченных в конфликт необходимо проводить «круги сообществ», иначе «школьные конференции» [1, стр. 115], на которые следует приглашать всех заинтересованных лиц, а также представителей разных ведомств, чтобы рассмотреть все вопросы, поднимаемые учениками.

Основной целью работы служб примирения является создание благоприятной и гуманной среды для полноценного развития и социализации школьников, в том числе при возникновении сложных жизненных ситуаций. Она «призвана улаживать конфликты, возникающие между участниками образовательного процесса, способствовать развитию в школьном сообществе взаимопонимания, навыков мирного урегулирования конфликтных ситуаций» [4, стр. 6].

Также необходимо отметить основные направления работы школьных служб примирения. Среди них можно выделить:

1. Проведение просветительской деятельности среди учеников, педагогов и родителей;

2. Разрешение конфликтов, возникающих в учреждении;

3. Профилактика, предотвращение конфликтов;

4. Формирование коммуникативных навыков у участников образовательного процесса;

5. Профилактика социальных аномалий среди детей [6, стр. 23].

Таким образом, школьная служба примирения понимается как

организация, созданная на базе образовательного учреждения с целью оказывать социально - психологическую помощь участникам образовательного процесса в конфликтных ситуациях.

Функции службы примирения в школе

В ходе работы школьная служба примирения выполняет ряд функций. Всего этих функций четыре: восстановительная, образовательная, воспитательная и профилактическая функции. В рамках восстановительной функции школьная служба примирения способствует восстановлению отношений между участниками конфликта, восстановлению душевного состояние пострадавшей стороны в ходе конфликта, а также отношений к пострадавшему в классе или школе, если они были негативными.

В рамках образовательной функции служба примирения помогает не только ученикам, но и педагогам. Первые, благодаря участию в работе школьной службы примирения научаются создавать контакты с людьми, создавать успешную коммуникацию и конструктивное взаимодействие с другими людьми. Навыки, получаемые школьниками на тренингах, могут послужить значимым опытом для дальнейшего развития отношений в семейном кругу или среди сверстников. Для педагогов работа в школьной службе примирения может быть повышением ряда важных навыков, необходимых для работы с учениками. В рамках работы службы педагоги получают навыки управления конфликтами в образовательных целях, а также конструктивной коммуникации с учениками.

Воспитательная функция включает в себя множество аспектов деятельности службы примирения. Так, например, во время личных встреч медиатора с участниками конфликта происходит обучение участников построению конструктивной коммуникации, понимаю своих чувств и переживаний, а также чувств и переживаний окружающих. Данные навыки в будущем могут способствовать прекращению конфликтов на ранних этапах благодаря деятельности самих сторон без обращения в школьную службу примирения. Как правило, медиатор помогает участникам конфликта осознать и принять свои негативные чувства, затронутые интересы. Один из наиболее важных аспектов деятельности школьной службы примирения состоит в том, что в ходе работы медиатора с участниками конфликтного взаимодействия, происходит узнавание большого количества информации о другом участнике, о его интересах, увлечениях, навыках. Это позволяет сторонам понять друг друга, вследствие чего понять причины произошедшего и далее, как правило, разрешить конфликт с благоприятным исходом для обеих сторон.

В ходе профилактической деятельности школьная служба примирения способствует предотвращению развития конфликтов в более острые фазы, а также анализируя вместе с участниками конфликтов их поведение и реакцию других людей на это поведение, позволяет научить школьника реально оценивать будущие последствия своих действий и слов.

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что службы примирения в школе выполняют такие функции, как восстановительная, образовательная, воспитательная и профилактическая функции.

Использованные источники:

1. Гребенкин Е. В.: Конструктивная конфликтология в школе: учеб. пособие / Е. В. Гребенкин. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - с. 115.

2. Гребенкин Е. В.: Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е. В. Гребенкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с. 5

3. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа».

4. Михайлина М. Ю.: Профилактика насильственного поведения в образовательной среде: школьная служба медиации/ М. Ю. Михайлова, Я. К. Нелюбова, А. Х. Болтаг ; СарИПКиПРО, 2014, с. 35

5. Михайлина М. Ю.: Профилактика насильственного поведения в образовательной среде: школьная служба медиации, с. 41

6. Службы медиации в образовательных организациях: формирование навыков восстановительной культуры отношений : методические рекомендации / Гос. образовательное авт. учреждение Ярославской обл. "Инт развития образования"; [сост.: Назарова И. Г., Чиркун О. В., преподаватель]. - Ярославль : издательский центр ГОАУ ЯО ИРО, 2015. - 51 с. ; 21 см. - (Серия "Служба медиации"). - Библиогр.: с. 26

7. Стандарты восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. Вып. 7. М.: Центр «СПР», 2010.

УДК 159.96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.