Оригинальная статья / Original article УДК 656.13
DOI: http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2018-7-200-207
ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
1 9
© А.Б. Бутузова1, Н.А. Елфимова2
Иркутский национально-исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. В статье рассмотрены основные требования к перевозке школьников автомобильным транспортом и опыт школьных перевозок в России, а также за рубежом. Освещен вопрос развоза учащихся после занятий, а также специальных перевозок групп учащихся при организации экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий. МЕТОДЫ. В основе работы лежит анкетное обследование потенциальных пользователей транспортных услуг. РЕЗУЛЬТАТЫ. В работе освещены вопросы увеличения объема перевозок, а также условия, при которых снижается себестоимость, а соответственно, и тариф. В результате исследования получено значение величины тарифа на перевозку одного школьника. Проведенное анкетирование позволяет определить целесообразность открытия коммерческого маршрута доставки школьников до школы. ВЫВОДЫ. Организация регулярных школьных перевозок - удобный способ доставки школьников на занятия и обратно, особенно детей младшего школьного возраста. В большинстве случаев учебные заведения не могут содержать подвижной состав, и школьники самостоятельно добираются до школы пешком либо на общественном транспорте, что не всегда безопасно, или же родители доставляют детей на семейном автомобиле, что тоже не всегда удобно. Поэтому открытие коммерческого маршрута регулярной перевозки школьников до школы и обратно может оказаться достаточно полезным начинанием.
Ключевые слова: перевозка школьников, организация перевозки школьников автомобильным транспортом.
Информация о статье. Дата поступления 20 апреля 2018 г.; дата принятия к печати 20 июня 2018 г.; дата онлайн-размещения 31 июля 2018 г.
Формат цитирования. Бутузова А.Б., Елфимова Н.А. Школьные перевозки в России и за рубежом // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2018. Т. 22. № 7. С. 200-207. DOI: 10.21285/1814-35202018-7-200-207
SCHOOL TRANSPORTATION IN RUSSIA AND ABROAD
A.B. Butuzova, N.A. Elfimovа
Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation
ABSTRACT. PURPOSE. The article describes the basic requirements for the transportation of schoolchildren by motor transport and the experience of schoolchildren transportation in Russia and abroad. It deals with the issue of schoolchildren transportation after classes, as well as organization of special transportation of groups of students in case of excu r-sions, entertainment, sport and other cultural events. METHODS. The study is based on the questionnaire survey of potential users of transport services. RESULTS. The paper discusses the problems of increasing the volume of transportation, describes the conditions under which the cost and, accordingly, the tariff are reduced. The study results in obtaining the value of the tariff for the transportation of one student. Conducted survey allows to determine the feasibility of ope n-ing a commercial route to deliver students to school. CONCLUSIONS. Organization of regular school transportation is a convenient way of delivering students, especially primary school pupils to school and back. In most cases, educational institutions can not afford to have their own rolling stock. Therefore, students have to reach school on their own - on foot
1Бутузова Александра Борисовна, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, e-mail: [email protected]
Butuzova, Alexandra Borisovna, candidate of technical Sciences, docent of Department of automobile transport, e-mail: [email protected]
2Елфимова Наталия Алексеевна, студентка, e-mail: [email protected] Elfimova Natalia, student, e-mail: [email protected]
or by public transport. It is not always safe, especially for younger students. Sometimes parents deliver their children by car, which also brings some inconvenience. Therefore, the opening of a commercial route of regular transportation of students to school and back can be useful.
Keywords: transportation of schoolchildren, organization of schoolchildren transportation by motor transport
Information about the article. Received April 20, 2018; accepted for publication June 20, 2018; avail-able online July 31, 2018.
For citation. Butuzova A.B., Elfimova N.A. School transportation in Russia and abroad. Vestnik Irkutskogo gosudar-stvennogo tehnicheskogo universiteta = Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2018, vol. 22, no. 7, pp. 200-207. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-7-200-207 (in Russian).
Введение
Школьные перевозки - это организованные перевозки учащихся, не относящиеся к перевозкам общего пользования: доставка учащихся в образовательные организации, развоз учащихся по окончании занятий, специальные перевозки групп учащихся при организации экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий [1].
Образовательные учреждения, имеющие необходимую производственно-техническую, кадровую и нормативно-методическую базы, позволяющие обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, организуют школьные перевозки самостоятельно. Однако содержание автобуса большой вместимости на балансе общеобразовательного учреждения дело очень затратное
(бюджет большинства учебных заведений не позволяет иметь достаточно дорогую машину). В случае возникновения потребности в регулярных школьных перевозках администрация школы может обратиться к организациям, оказывающим данные услуги. Хорошей альтернативой полноразмерным автобусам может стать микроавтобус, если нужно перевозить небольшое количество школьников. И здесь можно говорить об организации коммерческого маршрута доставки школьников. Хотя этот вид деятельности и связан с множеством трудностей и особенностей, но для предпринимателей, стремящихся совместить социальный эффект и экономический, организация «школьного такси» может оказаться экономически привлекательным проектом [1, 2].
Данные исследования
Наибольших успехов в области перевозки школьников достигли США, где впервые школьные автобусы для массовой перевозки детей к местам учебы были внедрены около ста лет назад. В США зарегистрировано 480,5 тыс. школьных автобусов, из которых 70% приходится на частные компании либо школы, 30% приходится на контракторов - подрядные компании, входящие в систему SBC (School Bus Contractor). Руководство этих компаний заинтересовано в исправности техники и профессионализме сотрудников. По статистике школьные автобусы в США - самый безопасный вид транспорта [3].
По немецким законам обязатель-
ность и гарантированная доступность общешкольного образования означает в частности и гарантированную досягаемость, то есть заведомую «преодолимость» дороги в школу.
Понятие «дорога к школе» (Schulweg) является еще и юридической категорией. В юридическом смысле это кратчайшее расстояние между местом постоянного жительства школьника и основным местом его учебы.
Формулировка «кратчайшее расстояние» в данном случае несет именно юридический, а не геометрический смысл. Одни школьники бесплатно едут к месту учебы на маршрутных, а то и на специальных
школьных автобусах, другие идут туда пешком, либо их подвозят родители на своем личном транспорте.
Если от дома до школы (по прямой) расстояние меньше определенного значения, то школьники добираются самостоятельно.
До некоторого времени власти федеральных земель Германии сами определяли расстояние, начиная с которого школьники получают право бесплатной доставки транспортом. Это определено земельными предписаниями о свободном пользовании (Freistellungsverordnung, или FVO). Итак, бесплатная доставка школьникам транспортом гарантируется, если кратчайшее расстояние превышает:
- для учеников начальных школ - 2 километра;
- для учеников основных и реальных школ (Hauptschule, Realschule) и подобных им (например, Sekundärschule, Mittelschule, Oberschule), а также учеников 5-10 классов объединенных школ (Gesamtschule) и гимназий - 3,5 километра;
- для гимназистов старшей ступени (gymnasiale Oberstufe), профшкол, школ для взрослых (например, Abendschule, Kolleg) - 5 километров.
С учетом состояния здоровья школьника право бесплатного пользования транспортом для поездок в школу может быть предоставлено и при меньшем расстоянии от дома. Согласно Закону о поддержке граждан (Personenbeförderungsgesetz или PbefG, § 42, 43) и FVO, плату за перевоз школьников вносят коммунальные школьные власти, так называемые Öffentliche Schulträger. Проездные документы выдает, как правило, школа. В некоторых землях они годны по отмеченному маршруту или в отмеченной местности. Но в других землях, например, в Северном Рейне-Вестфалии, ими можно воспользоваться именно для поездки в школу или из школы, во внешкольное время эти билеты недействительны [4].
В Великобритании, Канаде и Японии почти все перевозки школьников осуществляют специальные транспортные подряд-
ные организации. В континентальной Европе школьные автобусы в изначальном американизированном варианте (ежедневная перевозка детей в школу и обратно домой) не получили достаточного распространения в силу развитой и разветвленной системы общественного автотранспорта и исторически сложившейся системы обучения и проживания детей в школьных пансионах и школах-интернатах. Для массовых выездов на природу, экскурсии, в пионерские и скаутские лагеря здесь используются стандартные туристские или пригородные автобусы.
Разделяют городские школьные перевозки и школьные перевозки в сельской местности. В свою очередь городские школьные перевозки разделяют на регулярные (ежедневно в школу и из школы) и нерегулярные (поездки в лагерь, на экскурсию и т.д.) [4, 3].
В настоящее время регулярные школьные перевозки не получили достаточного развития в России, особенно коммерческие школьные перевозки. Российский опыт городских регулярных школьных перевозок незначителен. При этом, как показывает зарубежный опыт, регулярные школьные перевозки - это очень удобный и безопасный способ доставки школьников до учебного заведения, особенно детей младшего школьного возраста. Но бюджет большинства учебных заведений не позволяет содержать автобус. В связи с этим школьники добираются до школы любым удобным им способом - начиная от поездки на автомобиле родителей до поездки на общественном транспорте или вообще пешком. В больших городах родители всегда в какой-то степени рискуют, отправляя своего ребенка без сопровождения в школу, в связи с чем запуск специального школьного автобуса может оказаться хорошим начинанием [1].
В 2002 году в Калуге было создано государственное учреждение «Школьный автобус» для обеспечения безопасной перевозки школьников в сельской местности.
Государственное казенное учреждение Калужской области «Школьный авто-
бус» обеспечивает перевозку школьников в сельской местности, осуществляет закупку и полное содержание автобусов, включая техническое обслуживание и ремонт, наем на работу и выплату зарплаты водителям, обеспечение их форменной одеждой. В настоящее время ГКУ Калужской области «Школьный автобус» является одним из самых крупных транспортных предприятий области.
На настоящий момент численный состав учреждения составляет 332 сотрудника. Из них водителей - 255 человек, ремонтники и МОП - 29 человек. На подвозе детей в районах области по 236 маршрутам занято 232 водителя, в том числе 3 подменных, и 4 подменных водителя находятся на базе ГКУ Калужской области «Школьный автобус» в г. Калуге и готовы в случае необходимости отправиться в любой район области. Ежедневно перевозится 9201 учащихся [5].
В рамках выпускной квалификационной работы, выполненной в Иркутском национальном исследовательском технический университете на базе кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте», на примере СОШ № 63 г. Иркутска, было проведено обследование, направленное на выявление возможности и необходимости запуска коммерческого школьного автобуса.
Коммерческий школьный автобус -это новый вид услуги, который ранее не был известен на рынке транспортных услуг. Для того чтобы выявить реакцию населения на новую услугу, а также определить потенциальных пользователей услуги по организации регулярной доставки школьников, было проведено анкетирование [6].
Разработана специальная анонимная анкета для родителей школьников. Анкета включает в себя вопросы:
- улица проживания;
- ближайший остановочный пункт общественного транспорта;
- каким способом ваш ребенок добирается до школы;
- сколько времени ваш ребенок тратит, чтобы добраться до школы;
- согласились бы вы, чтобы вашего ребенка доставляли до/от школы (до/от дома) на специальном платном школьном автобусе (доставка осуществляется либо от близлежащего остановочного пункта общественного транспорта, либо непосредственно от подъезда до школы и обратно согласно расписанию уроков);
- сколько вы готовы платить за школьный автобус в месяц.
Всего было роздано 450 анкет. В результате отвечено было 205 анкет, преимущественно родители учащихся 1-х-2-х классов. Почти 50% среди опрошенных -это родители учащихся 1-х классов. В результате анкетирования выявлено, что на индивидуальном транспорте добираются 58% школьников (неизвестно, сколько пешком и на общественном транспорте). При этом 39% учащихся тратят от 11 до 15 минут времени и 29% - от 16 до 25 минут, чтобы добраться до школы преимущественно на индивидуальном транспорте.
Как показало анкетирование, на вопрос «Согласились бы вы, чтобы вашего ребенка доставляли до/от школы (до/от дома) на специальном платном школьном автобусе» 25% респондентов, это 50 человек, ответили «да». Соответственно 75% - это 154 человек из 205, ответили отрицательно. Из 50 родителей, ответивших положительно на данный вопрос, 29 человек (56,9%) - родители учащихся 1-х классов, 10 человек (23,53%) - родители учащихся 2-х классов и лишь 8 респондентов (15,69%) - родители учащихся 3-х классов.
Несмотря на то что большинство родителей ответили отрицательно, примерно 25% родителей положительно отреагировали на организацию доставки школьников до школы и обратно. При этом предпочтительный ценовой диапазон от 1000 до 1500 руб. в месяц.
Школьный автобус предназначен для организованной перевозки детей к учебным заведениям, а также к местам проведения экскурсий, различных учебных и развлекательных мероприятий. В соответствии с ГОСТ Р 51160-98 [7] к перевозке предъявляются следующие требования:
- спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки «Перевозка детей»;
- автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом;
- элементы всех наружных устройств непрямого обзора, установленных на автобусе, должны иметь электрообогрев;
- в автобусе должны быть предусмотрены только места для сидения;
- сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед по ходу автобуса;
- автобус не должен быть старше 10
лет;
- согласно действующему законодательству, все автобусы должны быть оснащены спутниковыми навигаторами (ГЛО-НАСС или ГЛОНАСС/GPS) и тахографами.
Скорость движения выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом во всех случаях скорость не должна превышать 60 км/час.
К перевозке детей допускаются квалифицированные водители, которые обладают правами категории <Ш» и имеют стаж не менее 3 лет. Водители должны предоставить медицинскую справку, позволяющую работать в качестве водителя пассажирского транспорта [3].
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка проекта по организации регулярной доставки школьников на коммерческом автобусе и обоснование его экономической эффективности на примере СОШ № 63 г. Иркутска. Это муниципальное автономное общеобразовательное учреждение расположено по
адресу: ул. Терешковой, дом 38. В качестве основы для исследования был предложен проект по открытию коммерческого маршрута доставки школьников младших классов начальной школы. Акцент был сделан именно на младшие классы, так как маленькие школьники, как правило, добираются в учебное заведение в сопровождении взрослых. Для реализации этого проекта был выбран 20-местный Мерседес Спринтер Классик 311 CDI 2014 года выпуска. Данный автомобиль полностью удовлетворяет всем требованиям ГОСТ Р 51160-98 для перевозки школьников по регулярным маршрутам [7].
Согласно «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка го- 3
родских и сельских поселений»3, допускается посещение общеобразовательного учреждения на расстоянии транспортной доступности: 15 минут езды в одну сторону - для школьников начальных и средних классов, и 50 минут езды - для старшеклассников.
Если за основу брать территориальную принадлежность домов, то маршрут движения регулярного коммерческого школьного автобуса будет проходить по основным улицам района, прилежащего к школе № 63 - улицы Терешковой, Лермонтова, Жуковского, Гоголя, Маяковского, Чайковского. Более детальный маршрут будет зависеть от места жительства учащихся, причем для привлечения школьников возможна доставка детей непосредственно до и от места жительства каждого ребенка (при наличии подъездных путей)4 [8-15].
Автобус будет двигаться строго по расписанию, что позволит родителям ориентироваться, в какое именно время автобус подъедет к близлежащему остановоч-
3
СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений: утв. постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 г. № 78 / SNIP (Construction Rules and Regulations) 2.07.01-89* Urban planning. Planning and development of urban and rural settlements: approved by the Decree of the USSR State Committee for Construction of 16 May 1989 No. 78.
4Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами: постановление Правительства РФ от 17.12.2013 г. № 1177 (ред. от 23.12.2017 г.) / On approval of the Rules for the organized transportation of a group of children by bus: Decree of the Government of the Russian Federation of 17 December 2013 No. 1177 (as amended on 23 December 2017).
ному пункту либо непосредственно к месту проживания.
Основной упор планируется сделать на учеников начальной школы, особенно учащихся 1-4-х классов, так как большинство из них самостоятельно передвигаться на общественном транспорте пока не могут.
График работы маршрута будет выстраиваться в соответствии с расписанием занятий до школы, с учетом временных требований.
Главным критерием, определяющим выбор использования «школьного такси», выступает тариф на перевозку одного школьника.
Исходя из выполненной в проекте калькуляции перевозок, себестоимость перевозки одного школьника за месяц составит 2854,68 руб., в расчете на 52 поездки в месяц на одного школьника.
Стоимость перевозки одного школьника на начальном этапе можно установить 3000 рублей в месяц.
При определенном тарифе за перевозку одного школьника (3000 руб. в месяц) и планируемом количестве поездок одного школьника (52 поездки в месяц) стоимость одной поездки составит 57,69 руб., что дешевле, чем стоимость одной поездки на такси, но дороже стоимости одной поездки на общественном транспорте. Однако с точки зрения безопасности и комфорта вариант передвижения школьников на «школьном такси» значительно лучше.
При этом с увеличением объема перевозок себестоимость снижается, соответственно, тариф тоже становится меньше. Уменьшение тарифа может привлечь еще больше школьников. Возможно привлечение учащихся старших классов либо из близлежащих школ, например, школы № 80.
Для привлечения клиентов на начальном этапе возможна оплата за каждую поездку отдельно, средняя стоимость поездки равна примерно 58 рублей.
Заключение
На рынке транспортных услуг коммерческий школьный автобус - это инновационный вид предпринимательства. Следовательно, конкуренция минимальная. Поэтому можно варьировать уровнем тарифа на предлагаемую услугу.
Особенно актуальным данный вопрос является для жителей коттеджных поселков, если на территории таких поселков нет школ, и родителям приходится само-
стоятельно возить детей до ближайшей городской школы.
Для внедрения проекта коммерческого школьного автобуса необходимо найти учебные заведения, заинтересованные в организованной перевозке учащихся, проинформировать родителей и детей, которые готовы воспользоваться услугами коммерческого школьного автобуса.
Библиографический список
1. Матиас Лауданум. Свой бизнес: школьный автобус [Электронный ресурс]. URL: https:// http://mylektsii. ru/14-24323. html (12.03.18).
2. Автобусы Америки: школьные [Электронный ресурс]. URL: http://www.gruzovikpress.ru/article/11187-obzor-avtobusnoy-otrasli-severnoy-ameriki-avtobusy-ameri ki-shkolnye/(12.03.18).
3. Пашутина Н.А. Опыт организации школьных перевозок специализированным пассажирским транспортом в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https: //cyberl eninka.r u/a rti cl e/n/o pyt-organizatsii-shkolnyh-perevozok-spetsializirovannym-
passazhirskim-transportom-v-rossiyskoy-federatsii (12.03.18).
4. Дорога к школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.partner-
inform.de/partner/detail/2013/1/205/5791 (12.03.18).
5. Государственное казенное учреждение Калужской области «Школьный автобус» [Электронный ресурс]. URL: http://schoolbuskaluga.ru/index.htm (12.03.18).
6. Правила организованной перевозки группы детей в автобусе [Электронный ресурс]. URL: http://ru-act.com/avtoyurist/pravila-organizovannoj-perevozki-gruppy-detej-v-avtobuse.html (12.03.18).
7. ГОСТ Р 51160-98 Автобусы для перевозки детей. Технические требования. [Электронный ресурс]. URL: http://vsegost.com/Catalog/90/9046.shtml. (12.03.18).
8. Инструкция по охране труда при перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспортом. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/1191231/(12.03.18).
9. Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintransa-rf-ot-09031995-n-27/ (12.03.18).
10. Положение об организации специальных (школьных) перевозок учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://shkolnie.ru/sport/12475/index.html. (12.03.18).
11. Сиволобов Н.М., Ширяев С.А., Гудков В.А., Раюшкина А.А. Проблемы и направления развития перевозок школьников в сельской местности [Электронный ресурс]. URL:
http://www.sworld.com.ua/konfer29/754.pdf (12.03.18).
12. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О безопасности дорожного движения" [Электронный ресурс].: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15 6600/(12.03.18).
13. Transportation of children and children's groups [Электронный ресурс]. URL: http://miykvytok.com/en/faq/bus-tickets/transportation-of-passengers-in-buses/transportation-of-children-and-childrens-groups (23.04.18).
14. Making It to the School - Improving Access to Learning through Educational and Transportation Policies for Children in South East Europe [Электронный ресурс]. URL:
https://siteresources.worldbank.org/INTTRANSPORT/R esources/336291-1239112757744/5997693-1294344242332/Access-to-educationENG.pdf (23.04.18).
15. Бутузова А.Б., Елфимова Н.А. Организация перевозки детей младшего школьного возраста автомобильным транспортом // Авиамашиностроение и транспорт: сб. статей IX Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 2017. С. 297-301.
References
1. Matias Laudanum. Svoj biznes: shko'nyj avtobus [Start-up: school bus]. Available at: https:// http://mylektsii.ru/14-24323.html1. (accessed 12 March 2018).
https://www.openbusiness.ru/biz/business/svoy-biznes-shkolnyy-avtobus/
2. Avtobusy Ameriki: shkol'nye [American school buses]. Available at:
http://www.gruzovikpress.ru/article/11187-obzor-avtobusnoy-otrasli-severnoy-ameriki-avtobusy-ameriki-shkolnye/ (accessed 12 March 2018).
3. Pashutina N.A. Opyt organizacii shkol'nyh perevozok specializirovannym passazhirskim transportom v Ros-sijskoj Federacii [Experience in the organization of school transportation by specialized passenger transport in the Russian Federation]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-shkolnyh-perevozok-spetsializirovannym-passazhirskim-transportom-v-rossiyskoy-federatsii (accessed 12 March 2018).
4. Doroga k shkole [Road to school]. Available at: http://www.partner-
inform.de/partner/detail/2013/1/205/5791 (accessed 12 March 2018).
5. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie Kalu-zhskoj oblasti «Shkol'nyj avtobus» [State public institution of the Kaluga region "School bus"]. Available at: http://schoolbuskaluga.ru/index.htm (accessed 12 March 2018).
6. Pravila organizovannoj perevozki gruppy detej v avtobuse [Rules for the organized transportation of a group of children by bus]. Available at: http://ru-act.com/avtoyurist/pravila-organizovannoj-perevozki-
gruppy-detej-v-avtobuse.html (accessed 12 March 2018).
7. GOST R 51160-98 Avtobusy dlya perevozki detej. Tekhnicheskie trebovaniya [GOST R 51160-98 Buses for transportation of children. Technical requirements]. Available at: http://vsegost.com/Catalog/90/9046.shtml. (accessed 12 March 2018).
8. Instrukciya po ohrane truda pri perevozke obuchayushchihsya, vospitannikov avtomobil'nym transportom [Occupational safety regulation under transportation of schoolchildren by motor transport]. Available at: https://studfiles.net/preview/1191231/ (accessed 12 March 2018).
9. Polozhenie ob obespechenii bezopasnosti dorozh-nogo dvizheniya v predpriyatiyah, uchrezhdeniyah, or-ganizaciyah, osushchestvlyayushchih perevozki passa-zhirov i gruzov [Regulation on road safety provision in enterprises, institutions and organizations engaged in passenger transportation and cargo shipping]. Available at: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintransa-rf-ot-09031995-n-27/ (accessed 12 March 2018).
10. Polozhenie ob organizacii special'nyh (shkol'nyh) perevozok uchashchihsya [Regulations on the organization of special (school) transportation of students]. Available at: http://shkolnie.ru/sport/12475/index.html. (accessed 12 March 2018).
11. Sivolobov N.M., Shiryaev S.A., Gudkov V.A., Ray-ushkina A.A. Problemy i napravleniya razvitiya perevozok shkol'nikov v sel'skoj mestnosti [Problems and development directions of schoolchildren transportation in rural areas]. Available at: http://www.sworld.com.ua/konfer29/754.pdf (accessed 12 March 2018).
12. Federal'nyj zakon ot 10.12.1995 No. 196-FZ (red. of 28 December 2013) "O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya". [Federal Law of 10 December 1995 No. 196-FZ (Edition of 28 December 2013) "On Road Safety"]. Available at:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15 6600/ (accessed 12 March 2018).
13. Transportation of children and children's groups. URL: http://miykvytok.com/en/faq/bus-tickets/transportation-of-passengers-in-buses/transportation-of-children-and-childrens-groups (accessed 23 April 2018).
14. Making It to the School - Improving Access to Learning through Educational and Transportation Poli-
cies for Children in South East Europe. URL: https://siteres0urces.w0rldbank.0rg/INTTRANSPORT/R esources/336291-1239112757744/5997693-1294344242332/Access-to-educationENG.pdf (accessed 23 April 2018).
15. Butuzova A.B., Elfimova N.A. Organizaciya perevozki detej mladshego shkol'nogo vozrasta avto-mobil'nym transportom [Organization of primary school children transportation by motor transport]. Aviamashi-nostroenie i transport: sb. statej IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Aircraft Engineering, Machine-Building and Transport: Collection of Articles of IX All-Russia Scientific and Practical Conference]. Irkutsk, 2017, pp. 297-301. (In Russian).
Критерии авторства
Бутузова А.Б., Елфимова Н.А. имеют на статью равные авторские права и несут равную ответственность за плагиат.
Authorship criteria
Butuzova A.B., Elfimova N.A. have equal authors' rights and bear equal responsibility for plagiarism.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests
The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.