Научная статья на тему 'Школьное образование в Дагестане в 20-30-х гг. ХX В. (к историографии вопроса)'

Школьное образование в Дагестане в 20-30-х гг. ХX В. (к историографии вопроса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьное образование в Дагестане в 20-30-х гг. ХX В. (к историографии вопроса)»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2008. № 4. С. 106 - 115.

М.Я. Мирзабеков

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ В 20-30-х гг. ХХ в.

(к историографии вопроса)

Важнейшей составной частью социально-культурных преобразований в послеоктябрьской истории страны являлись перемены в области развития народного образования. Усилия Коммунистической партии и Советского государства в этой исключительно сложной области духовного производства, имеющей жизненно важное значение для утверждения новых общественных отношений и социалистической культуры, были направлены не только на количественное увеличение сети, но и на кардинальные перемены принципов организации и содержания деятельности всей системы образования.

Особенно большую и кропотливую работу по организации новой системы образования предстояло провести в бывших национальных окраинах, прежде всего в мусульманских регионах Российской империи, где светское образование находилось в зачаточном состоянии и обучение подрастающего поколения преимущественно концентрировалось в религиозных школах-мектебах и медресе.

В послеоктябрьский период в стране была создана массовая и общедоступная система образования, достигнуты впечатляющие успехи в охвате подрастающего поколения общеобразовательной школой, повышении образовательного и культурного уровня населения.

В Дагестане, как и в других национальных республиках страны, после установления советской власти развернулась систематическая и целенаправленная работа по созданию и развитию новой советской школы, охвату подрастающего поколения всеобщим обучением и повышению образовательного уровня широких слоев населения. В республике в условиях развития новых общественных отношений был накоплен исключительно большой и во многом поучительный опыт развития общеобразовательной школы. Историками проделана значительная работа по воссозданию объективной научной картины состояния просвещения, становления и развития новой системы образования в одной из самых многонациональных республик страны, где целый ряд народностей ко времени развертывания социалистического строительства не имел даже своей письменности. Историографический анализ этой литературы позволит оценить степень разработанности вопросов школьного образования в республике, акцентировать исследовательское внимание на проблемах, требующих более углубленного анализа или переосмысления.

20-30-е гг. являются исключительно важным периодом становления и развития новой системы школьного образования в Дагестане. В начале 20-х гг. система образования в республике претерпела кардинальные изменения, возникла новая, отличная от ранее существовавших немногочисленных светских школ различного типа единая общеобразовательная школа, которая в 1932/33 учебном году осуществила переход к всеобщему начальному обучению подрастающего поколения. В начале 1940/41 учебного года в Дагестане насчитывалось 1329 общеобразовательных школ с контингентом учащихся 214,3 тыс. человек, что соответственно на

1138 школ и 201,1 тыс. учащихся больше по сравнению с 1914/15 учебным годом (Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. 1972. С. 202, 204). Быстрыми темпами росла сеть начальных и полных средних школ, охват ими подрастающего поколения.

Создание и успешное функционирование новой системы образования как ни в какой другой области культурных преобразований требовали обобщения опыта деятельности партийных, советских организаций, общественности по развитию общеобразовательной школы, росту грамотности населения. Первыми с анализами состояния и развития школьного образования в Дагестане на страницах периодической печати выступили А. Тахо-Годи, Б. Астемиров и другие руководители и практические работники, занятые на ниве просвещения (Тахо-Годи А.А., 1931; Астемиров Б., 1932; Тимушев Л., 1928). В их статьях и обзорах, написанных по горячим следам событий, представлен очень интересный фактический материал о состоянии общеобразовательной школы, дается сравнительный анализ с дореволюционным периодом. Однако они не дают всесторонней характеристики развития школьного образования в республике. Собственно говоря, такая задача авторами и не ставилась. Как и другие работы 20—30-х гг., посвященные социальнокультурной проблематике, отмеченные работы не свободны от конъюнктурных оценок и суждений, перекочевавших из партийных документов. Хотя для современного читателя они представляют определенный познавательный интерес, научная ценность их невелика и используется исследователями как источник при разработке истории школьного образования в республике.

В 30-х гг. наиболее подготовленная и склонная к научной деятельности часть интеллигенции на основе ложных обвинений в национальных уклонах и антисоветской деятельности подверглась гонениям и физической расправе. Это сказалось на научной разработке проблем культурного строительства, в том числе и вопросов школьного образования. Практическая работа по развитию школьного образования, количественные и качественные изменения в нём оставались без анализа и теоретического осмысления, что отрицательно сказывалось на деятельности органов народного образования по развитию общеобразовательной школы.

На состоянии обществоведческой мысли в Дагестане, как и в целом по стране, отрицательно сказалась Великая Отечественная война. До начала 50-х гг. дагестанская историография не располагала полноценными исследованиями по истории школьного образования послеоктябрьского периода. Сказывалось отсутствие подготовленных исследовательских кадров.

К числу первых попыток научного осмысления становления и развития советской системы школьного образования в Дагестане относятся исследования Ш.Д. Хасбулатова и А.К. Селимханова (Хасбулатов Ш.Д., 1953; Селимханов А.К., 1954).

В работе Ш.Д. Хасбулатова обобщается опыт деятельности дагестанской общеобразовательной школы в первой половине 20-х гг.. Автор отмечает увеличение сети и численности учащихся в школах нового типа, показывает тягу горцев к образованию, культуре, их помощь в укреплении материальной базы общеобразовательной школы. Затронут также интересный аспект проблемы - обеспечение потребности школы в педагогических кадрах и состояние преподавания учебных дисциплин.

Как и в аналогичных обществоведческих исследованиях этого периода, ис-точниковая база работы Ш.Д.Хасбулатова узка. Это сказалось на глубине анализа

освещаемых вопросов, в значительной степени они лишь затронуты, чем исследованы. Однако во многом автор был первопроходцем и его заслуга состоит в привлечении исследовательского внимания к актуальной проблеме истории культурного развития послеоктябрьского Дагестана.

В последующие годы Ш.Д. Хасбулатов, дополнив эту работу новыми материалами, подготовил обобщающее исследование по истории школьного образования за весь период социалистического строительства до второй половины 50-х гг. (Хасбулатов Ш.Д, 1958). Две главы его монографии посвящены анализу развития общеобразовательной школы за первое двадцатилетие советской власти. В них представлен целостный фон состояния школьного образования в период создания разветвленной сети общеобразовательных школ нового типа, отмечены переломные вехи в её развитии.

Выход обобщающего исследования Ш.Д. Хасбулатова совпал по времени с началом наиболее плодотворного периода в разработке истории культурного строительства в Дагестане. Одним из наиболее важных аспектов истории культурного строительства в республике, привлекающих пристальное внимание исследователей, является проблема развития школьного образования в 20-30-х гг.

Опыт, накопленный в республике по развитию школьного образования в первое двадцатилетие советской власти, привлекает пристальное внимание историков, служит объектом самостоятельного научного поиска обществоведов, является составной частью исследований по общим проблемам истории культурного строительства. Усилия обществоведов направлены как на комплексный анализ вопросов развития школьного образования этого напряженного и во многом переломного в судьбах всех народов периода в целом, так и на исследование отдельных, конкретно взятых частных аспектов проблемы за небольшой временной отрезок.

При анализе литературы по школьному образованию в первую очередь необходимо выделить обобщающий труд по истории общеобразовательной школы, подготовленный во второй половине 60-х гг. под редакцией профессора Г.Ш. Каймаразова (Школьное образование в Дагестане. 1968).

В нем прослежено развитие общеобразовательной школы Дагестана за весь послеоктябрьский период до середины 60-х гг., дана развернутая картина состояния школьного образования к началу социалистического строительства, становления и развития новой системы просвещения в 1920-1941 гг. Авторы отмечают успехи в расширении сети и увеличении количества учащихся общеобразовательных школ. На большом фактическом материале показана деятельность партийных, советских органов, общественности по созданию благоприятных условий для работы педагогических коллективов школ. Обстоятельно проанализированы методические аспекты развития школьного образования, охарактеризовано состояние преподавания учебных дисциплин. Обобщён положительный опыт деятельности комсомольских и пионерских организаций школ республики по привитию учащимся навыков труда и организации полноценного досуга во внеучебное время.

Однако приходится с сожалением констатировать, что в этом очень интересном исследовании не все аспекты проблемы освещены с исчерпывающей полнотой. Часть же вопросов осталась вне поля зрения авторов. Так, говоря о развитии школьного образования, следовало заострить внимание на вовлечении горянок в общеобразовательные школы, показать особенности этой работы в специфиче-

ских условиях горного края. Практически обойдён вопрос о ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения. Не прослежена и судьба мусульманских конфессиональных школ в многонациональном регионе в 20-30-х гг. В первые годы советской власти, несмотря на экономические трудности, их сеть и численность обучающихся быстро росли. Они продолжали охватывать значительную часть обучающихся детей. В 1925 г. в примечетских школах и медресе Дагестана обучалось 11631 учащийся, тогда как в 211 светских школах 16783 учащихся (Каймаразов Г.Ш., 1971. С. 177).

В середине 20-х гг. партийные и советские органы республики усилили административный нажим и произвол в отношении религиозных школ, как впрочем, всего, что было связано с исламом. Это привело к тому, что к началу 30-х гг. религиозные школы в Дагестане полностью прекратили свою деятельность.

В целом, несмотря на эти недоработки и изложение преимущественно позитивного материала, исходя из идеологических установок партии и советской власти, монография «Школьное образование в Дагестане» остается в региональной историографии одним из немногих обобщающих исследований по истории народного образования и продолжает влиять на постановку и разработку актуальных вопросов научно-исследовательской проблемы в дагестанской исторической литературе.

В дагестанской историографии проблема школьного образования в 20-30-х гг. в отличие от более позднего периода его развития, при анализе которого исследователи в основном придерживаются проблемно-хронологического принципа, анализируется как в комплексе за относительно узкий временной отрезок первого двадцатилетия советской власти, так и в проблемно-хронологическом разрезе.

Наибольшее внимание обществоведов республики привлекали первые годы становления и развития новой общеобразовательной школы. Это во многом и оправдано. В начале 20-х гг. в Дагестане после окончательного установления советской власти практически на пустом месте развернулась целенаправленная работа по приобщению горцев к светскому образованию. Создание новой общеобразовательной школы в отсталой национальной окраине было сопряжено с целым рядом объективных и субъективных трудностей: это острая нехватка материальных и финансовых ресурсов для развертывания сети новых учебных заведений, отсутствие соответствующих педагогических кадров, религиозность основной массы населения и т.д. Эти и другие обстоятельства позволяют дагестанским обществоведам выделить и рассматривать первую половину 20-х гг. как самостоятельный этап в становлении новой советской школы. В республике издан ряд монографических исследований, рассматривающих вопросы школьного образования в 20-х гг. в комплексе (Омаров С.М., 1968; Гаджиев С.М., 1977).

В исследовании С.М. Гаджиева анализируется опыт деятельности Дагестанской партийной организации по развитию народного образования в первой половине 20-х гг. Автор, освещая развитие советской системы школьного образования, делает экскурс в недавнее прошлое просвещения, говорит о состоянии светского и религиозного образования в дореволюционном Дагестане, отмечает преобладание второго над первым и его влияние на всю духовно-нравственную атмосферу в горном крае.

Излагая вопросы деятельности партийных организаций республики по развитию народного образования, автор основной акцент делает на показе их усилий по

ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. При этом, хотя он и говорит о трудностях преодоления тяжелого наследия прошлого, однако психологию переориентации горца на светское образование в полном объёме не прослеживает. С привлечением добротного фактического материала С.М.Гаджиев анализирует деятельность партийных организаций по укреплению материальной базы и обеспечению школ учебным оборудованием. Им рассмотрены и вопросы развития дневной общеобразовательной школы, но, на наш взгляд, они не получили в работе должного отражения. Ценность работы снижает и отсутствие материала о деятельности партийных организаций по преодолению влияния религиозных школ. Необходимо было показать негативные последствия административного нажима, допускавшегося по отношению к ним.

Думается, что и в дальнейшем наряду с разработкой актуальных проблем истории школьного образования в первое двадцатилетие советской власти в целом не лишне выделить и специальное рассмотрение вопросов становления и развития новой системы просвещения в республике в первой половине 20-х гг. При этом следует, опираясь на весь корпус источников и информацию очевидцев и непосредственных участников событий, охарактеризовать проблему всесторонне, не умалчивая трудности и ошибки, допущенные при создании новой общеобразовательной школы в Дагестане. Крайне важно показать особенности подхода властных структур к вопросу функционирования конфессиональных школ в эти годы.

В проблемно-хронологическом разрезе наибольшее внимание исследователей истории народного образования привлекают ликвидация неграмотности и малограмотности среди взрослого населения и вопросы женского образования в горном крае. Эти аспекты истории школьного образования рассматриваются как в целом за весь период послеоктябрьского развития, так и в рамках первого двадцатилетия советской власти в республике (Исмаилов А.Р.; 1968 а-б, 1970; Каймара-зов Г.Ш., 1961; Омаров С.М., 1960; Гасанова А.И., 1967).

Существенный вклад в освещение борьбы партийных, советских органов и общественности по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения в Дагестане вносят труды профессора А.Р. Исмаилова. В них проблема преодоления тяжелого наследия прошлого анализируется на фоне социально-экономических перемен в горном крае и в неразрывной связи с деятельностью общеобразовательной школы, отмечается влияние её успехов на преодоление неграмотности и малограмотности. Исследователем в научный оборот введен широкий круг разнохарактерных источников, обобщён большой фактический материал, отражающий в динамике успехи в повышении образовательного уровня горцев в первые десятилетия советской власти. Однако следует отметить, что отдавая предпочтение цифровым материалам, А.Р. Исмаилов недостаточно четко прослеживает специфику деятельности партийных, советских организаций, общественности по преодолению тяжелого наследия прошлого.

Другим аспектом проблемы, который не нашёл должного отражения в исследованиях А.Р. Исмаилова, является влияние перевода письменности народов Дагестана с арабской на латинскую, а затем и на русскую графическую основу, на преодоление неграмотности и малограмотности в республике. Хотя в работе «Ликвидация неграмотности в Дагестане» отмечается, что «по данным 1929 г. общая грамотность населения в Дагестане составила 20% против 12,2 в 1926 г. (а грамотность на новом латинском алфавите - 10%)», но автор однозначно говорит только о положительном влиянии перемены графических основ письменности на-

родов Дагестана (Исмаилов А.Р., 1970. С. 49). Однако эти меры сказались на сроках завершения работы по преодолению неграмотности и малограмотности среди взрослого населения.

Часть населения республики, ликвидировавшая неграмотность на латинской графической основе, не прошла курс обучения заново и постепенно утратила навыки чтения и письма. С этими изменениями в письменности были связаны и значительные потери в традиционной культуре народов Дагестана. В дореволюционный период горный край был известен своими алимами не только в мусульманских регионах страны, но и далеко за его пределами.

Проблеме ликвидации неграмотности в дагестанском селе посвящено квалификационное исследование Х.М. Джанатлиевой (Джанатлиева Х.М., 2005). В ней автор в условиях преодоления идеологического диктата в обществоведении сумела объективно и всесторонне осветить эту научно-исследовательскую проблему с учетом многонациональности региона. Опираясь на добротный архивный и иной фактический материал, автор проследила социально-экономические, политические и иные цели властных структур при развертывании работы по ликвидации неграмотности и малограмотности среди сельского населения республики, дифференцированный классовый подход при её проведении. Ею показаны объективные и субъективные трудности, позитивные результаты этой социально значимой работы в дагестанском селе за первые два десятилетия социалистического строительства.

В целом проблема ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения является одной из наиболее разработанных в истории культурного строительства в Дагестане.

Другим важнейшим аспектом истории школьного образования в республике в 20-30-х гг., от успешного решения которого во многом зависела ликвидация культурной отсталости населения, являлось введение всеобщего обучения для подрастающего поколения. В той или иной степени вопросы всеобуча нашли отражение в рассмотренных выше исследованиях. Хотя во многих трудах, посвященных проблемам культурного строительства анализируемого периода, этот аспект школьного образования затрагивается, однако специальных работ, исследующих вопрос всеобуча в дагестанской историографии, немного (Каймаразов Г.Ш., 1961. 1973.).

Усилия партийных, советских организаций, общественности по введению всеобуча в республике обстоятельно рассмотрены в статье Г.Ш. Каймаразова «Борьба за осуществление всеобуча в Дагестане в годы первой и второй пятилеток (1928-1937)». В ней автор, характеризуя развитие школьного образования в республике в первые годы советской власти, подчеркивает, что проблема роста образовательного уровня населения в принципиальном плане не могла быть решена без введения всеобщего образования для подрастающего поколения. Г оворя о ходе реализации курса на всеобуч, автор делает акцент на стержневых моментах, обеспечивающих успешное выполнение этой сложнейшей задачи - укрепление материальной базы общеобразовательной школы, удовлетворение её возросших запросов в педагогических кадрах. Обобщив большой и разнохарактерный фактический материал по отдельным сельским районам и республике в целом, автор приходит к заключению: «В 1932/1933 учебном году, в связи с введением обязательного начального всеобуча во всех районах Дагестана, в школы первой

ступени было вовлечено более 90% детей в возрасте от 8 до 12 лет» (Каймаразов Г.Ш., 1961.С. 129).

В статье отмечены также усилия педагогических коллективов школ по повышению качества обучения, обозначены трудности в этом деле. Рамки статьи не позволили автору более обстоятельно остановиться на этом аспекте проблемы. По этой же причине не затронут вопрос о совершенствовании учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе республики.

Важное значение в исследованиях придается вопросу подготовки и расстановки педагогических кадров в первое двадцатилетие советской власти. Определенное отражение он получил в работах ряда авторов (Мастера педагогического труда, 1962; Губарев С.Ф, 1965; 1973; Гамзатова Б.А. 1970; Каймаразова Л.Г., 1992; 2004; Нагиева М.К., 2007). Анализу проблем педагогических кадров в дагестанской исторической литературе посвящена специальная работа Л.Г. Каймаразовой (Каймаразова Л.Г., 1992.). К сказанному следует добавить, что слабо разработанным вопросом остается влияние перевода письменности с арабской на латинскую и русскую графические основы на формирование и эффективность деятельности учительства Дагестана. Белым пятном в дагестанской историографии является также судебный и административный произвол в 30-х гг. в отношении многих учителей республики.

Вопросы народного образования, в том числе развития общеобразовательной школы, традиционно являются важной составляющей исследований по общим проблемам истории культуры.

Наибольший вклад в разработку общих проблем культуры и культурного развития народов республики внесли труды А.А. Абилова и Г.Ш. Каймаразова, значение которых выходит далеко за рамки дагестанской историографии (Абилов А.А., 1957; 1959; Каймаразов Г.Ш, 1959; 1960; 1971; 1989 а-б; 2000; Каймаразов Г.Ш., Керимов И.К. и др., 1963).

В обобщающем исследовании Г.Ш. Каймаразова «Очерки истории культуры народов Дагестана» (1971) вопросы школьного образования занимают одно из центральных мест. В разделах, посвященных развитию культуры народов Дагестана в 20-30-х гг. ХХ в., с привлечением разнохарактерного фактического материала рассмотрен процесс становления и развития новой системы образования в республике. Отмечено внимание органов власти к проблемам развития общеобразовательной школы. Показана помощь центра в становлении и развитии новой системы образования в горном крае. Говоря о впечатляющих успехах, достигнутых дагестанской общеобразовательной школой в первые десятилетия советской власти, автор не умалчивает трудности и нерешенные проблемы в её деятельности. Монография Г.Ш. Каймаразова посвящена общим проблемам развития культуры народов Дагестана, что отразилось на полноте охвата и глубине анализа истории школьного образования в ней в исследуемый период.

Значительное внимание вопросам школьного образования уделено в новом крупном обобщающем труде Г.Ш. Каймаразова (Каймаразов Г.Ш., 2007). Интересующие нас вопросы рассмотрены в трёх параграфах главы второй «Развитие образования и науки в Дагестане в 1917-1940 гг.». Автором отмечены принципиальные отличия системы общего образования, созданной в стране после победы социалистической революции. Показаны усилия властных структур по созданию и развитию новых учебных заведений в республике, охвату ими подрастающего поколения. Прослежены количественные и качественные изменения в развитии общеобразовательной школы в 30-х гг. Говоря о состоянии конфессиональных

учебных заведений в многонациональном регионе в послеоктябрьский период, автор отметил такие негативные явления как, административный нажим и притеснения, допущенные в отношении них, особенно со второй половины 20-х гг.

В исследовании раскрыты трудности в развертывании работы по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения, связанные с нехваткой материальных возможностей, подготовленных педагогических кадров. В этом контексте, вероятно, следовало бы акцентировать внимание на психологической неготовности части населения республики к восприятию новых духовных ценностей. В целом в многоплановом исследовании Г.Ш. Каймаразову удалось воссоздать объективную картину развития школьного образования в республике в первые два десятилетия становления новых общественных отношений.

Проблемы школьного образования и роста образовательного уровня сельского населения Дагестана в 20-30-х гг. затронуты и в культурологическом исследовании автора этих строк (Мирзабеков М.Я., 1998). В ней, опираясь на добротный фактический материал, раскрыты общие закономерности и специфические региональные особенности создания и деятельности общеобразовательной школы в дагестанском селе. В условиях демократизации и преодоления идеологического диктата в обществоведении удалось показать отрицательную роль административного нажима и произвола в отношении мусульманской конфессиональной школы, допущенные органами власти республики во второй половине 20-х гг.

Вопросы школьного образования анализируемого периода нашли определенное отражение в обобщающих трудах и исследованиях, посвященных общим проблемам социально-экономического и общественно-политического развития республики (Очерки истории Дагестана. 1957.; История Дагестана 1968; История Дагестана с древнейших времен до наших дней. 2005; Даниялов Г.А, 1960; Османов А.И, 1968; История советского крестьянства Дагестана 1917-1980. 1986). В этих работах в ряду других аспектов культурного развития народов Дагестана отмечены изменения в сети общеобразовательных школ и количество учащихся в них, усилия органов власти по укреплению материально-технической базы и удовлетворению потребностей школ в подготовленных педагогических кадрах. Указаны переломные вехи в развитии школьного образования в Дагестане.

Таким образом, вопросы развития школьного образования в Дагестане в 2030-х гг. нашли определенное отражение в исторической литературе. Однако следует признать, что не все аспекты проблемы исследованы в одинаковой степени, часть из них нуждается в новом углубленном изучении и переосмыслении. Назревшей является задача подготовки и издания обобщающего исследования о развитии школьного образования в Дагестане в 20-30-х гг. и в целом в ХХ в.

БИБЛИОГРАФИЯ

Абилов А.А., 1959. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала.

Абилов А.А., 1957. Борьба Коммунистической партии за осуществление культурной революции в Дагестане. Махачкала.

Астемиров Б., 1932. Большевистские победы Дагестанской парторганизации на фронте культурной революции // Революция и горец. № 10-12.

Гаджиев С.М., 1977. Деятельность Дагестанской партийной организации по развитию народного образования в республике в 1920-1925 гг. Махачкала.

Гамзатова Б.А., 1970. Подготовка педагогических кадров из женщин-горянок в

средних педагогических учебных заведениях Дагестана (1920-1940 гг.) как важная общественно-политическая и педагогическая проблема // Сборник аспирантских работ ДГУ. Махачкала.

Гасанова А.И, 1967. Ликвидация неграмотности среди женского населения Дагестана в процессе социалистического строительства // Уч. зап. ИИЯЛ. Серия обществ. наук и др. Т. 17. Махачкала.

Губарев С.Ф., 1965. Подготовка педагогических кадров в Дагестане в годы второй пятилетки // УЗ ИИЯЛ. Серия историческая. Т. 14. Махачкала.

Губарев С.Ф, 1970. Борьба партийной организации Дагестана за повышение квалификации учительских кадров республики в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) // Вопросы истории Дагестана и Северного Кавказа (советский период). Вып. 1.

Даниялов Г.А., 1960. Социалистические преобразования в Дагестане (1920-1941 гг.). Махачкала.

Джанатлиева Х.М., 2005. Ликвидация неграмотности сельского населения Дагестана в 20-30-е годы ХХ в. (опыт и уроки). Автореф. дис... канд. ист. наук. Махачкала.

Исмаилов А.Р., 1968 а. Борьба за ликвидацию неграмотности в Дагестане в первое десятилетие Советской власти (1920-1930 гг.) // УЗ ИИЯЛ. Серия обществ. наук. Т. 19. Махачкала.

Исмаилов А.Р., 1968 б. Дагестан - республика сплошной грамотности. Махачкала.

Исмаилов А. Р., 1970. Ликвидация неграмотности в Дагестане. Махачкала.

История Дагестана в 4-х т. 1968. Т. 3. М.

История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. 2005. Т. 2. Махачкала.

История советского крестьянства Дагестана 1917-1980. 1986. Т. 1 и др. Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., 1959. Великая Октябрьская социалистическая революция и культурное строительство в Дагестане. Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., 1960. Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.). Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., 1961 а. Борьба за ликвидацию неграмотности взрослого населения Дагестана в годы довоенных пятилеток // УЗ ИИЯЛ. Т. 19. Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., 1961 б. Борьба за осуществление всеобуча в Дагестане в годы первой и второй пятилеток (1928-1937) // УЗ ИИЯЛ. Т. 6. Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., 1971. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.

Каймаразов Г.Ш., 1973. Из истории борьбы за осуществление всеобуча в национальных республиках Северного Кавказа (1928-1940 гг.) // Вопросы истории Дагестана и Северного Кавказа (советский период). Вып. 1. Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., 1989 а. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., 1989 б. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе (По материалам Дагестанской, Кабардино-Балкарской, СевероОсетинской и Чечено-Ингушской АССР). М.

Каймаразов Г.Ш., 2000. Немеркнущий подвиг. Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., 2007. Образование и наука в Дагестане в ХХ веке. Махачкала.

Каймаразов Г.Ш., Керимов И.К., Койстинен Г.С., Мелешко А.Г., 1963. Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Махачкала.

Каймаразова Л.Г., 1992. Проблемы подготовки педагогических кадров со средним образованием в Дагестане в 20-30-е годы // Вопросы новой и новейшей истории Дагестана (сб. статей). Махачкала.

Каймаразова Л.Г., 2004. Сотрудничество республик, краёв и областей Северного Кавказа в формировании педагогической интеллигенции (20-60-е гг. ХХ в.) // Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее. Тезисы докладов межд. научн. конф., посв. 20-летию ИИАЭ ДНИ, РАН. Махачкала.

Каймаразова Л.Г., 2007. Педагогическая интеллигенция Дагестана в 20-30-е гг. ХХ в. (некоторые вопросы истории и историографии) // Современное состояние и перспективы развития исторической науки Дагестана и Северного Кавказа. Тезисы докладов научной конференции.

Мастера педагогического труда. 1962. Махачкала.

Мирзабеков М. Я. , 1998. Культура дагестанского села. ХХ век: история, проблемы. Махачкала.

Нагиева М.К., 2007. К истории подготовки кадров высшей и средней квалификации для Дагестана в учебных заведениях страны в 30-е гг. ХХ в. // Вопросы истории Дагестана. Махачкала.

Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. 1972. Юбилейный стат. сборник. Махачкала.

Омаров С.М., 1960. Женское образование в Дагестане. Махачкала.

Омаров С.М., 1968. Первые годы строительства советской школы в Дагестане. Махачкала.

Османов А.И., 1968. Осуществление новой экономической политики в Дагестане 1921-1925 гг. М.

Очерки истории Дагестана. 1957. Т. 2. Махачкала.

Селимханов А.К., 1954. К истории народного образования в Дагестане (18501940). Канд. дис.

Тахо-Годи А., 1931. В борьбе за советскую школу в Дагестане // Просвещение национальностей. № 1.

Тимушев Л., 1928. Курс на всеобщее обучение ДССР // Звезда. № 1(9) и др. Махачкала.

Хасбулатов Ш.Д., 1953. Народное образование в Дагестанской АССР в первые годы Советской власти. Махачкала.

Хасбулатов Ш.Д., 1958. Народное образование в Дагестане. Махачкала.

Школьное образование в Дагестане. 1968. Махачкала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.