Научная статья на тему 'Школьное лидерство как эффективный элемент нововведений'

Школьное лидерство как эффективный элемент нововведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
935
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО / LEADERSHIP AND GOVERNANCE / НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIONS IN EDUCATION / УРОВНЕВЫЕ КУРСЫ / LEVEL COURSES / КөГИБАС-ШЫЛЫЦ ЖәНЕ БАСШЫЛЫЦ / БіЛіМ БЕРУДЕГі / ЖАңА Ең-ГіЗіЛіМ / ДЕңГЕЙЛіК КУРСТАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапанова Д. С.

Практически все нововведения последнего времени затрагивают наиболее болезненную и старую проблему казахстанской системы образования его качество. Концепции директорства, в последние годы тесно переплетается с концепцией лидерства. Правильное и эффективное школьное руководство играет ключевую роль в повышении результативности работы школы через оказания воздействия на повышение мотивации и профессиональных возможностей учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School leadership as an effective element of innovation

The quality of Kazakhstany educational system is closely connected with all nowadays’ innovations. This problem is very old and rather painful for our community. Head Master’s conception interpernitrates with the conception of Leadersheep. Effective school management plays the key role in the process of increasing school results and helps motivate teachers’ professional development.

Текст научной работы на тему «Школьное лидерство как эффективный элемент нововведений»

Д. С. Сапанова,

ГУ «Канарская средняя

школа №2» г. Рудного Костанайской области

HeitSfi свздер: квшбас-гиылыц жэне басшылъщ, omiM берудегi, жана ен-ггзшм, денгейлт кур-стар.

Ключевые слова: лидерство и руководство, нововведения в образование, уровневые курсы.

Keywords: leadership and governance,

innovations in education, level courses.

„ „,_ш

Вестник «(3p.fiey»-kst —

ШКОЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НОВОВВЕДЕНИЙ

Ацдатпа

Соцгы уакыттагы барльщ дерл1к жацальщтар Кдзакстан-ньщ бшш жуйесшщ еск1 де езеки мэселес1 оньщ сапасын козгайды. Директорльщ басшыльщ концепциясы соцгы жыл-дары кешбасшыльщ концепциясымен тыгыз байланысты. Мектепп дурыс api эсерл1 бас кару о кыту ш ыл ард ы н кэсюи к;а-бшеттер1 мен мотовацияларын кетеруге эсер ету аркылы мек-тептщ сапасын кетеруде непзп рел аткарады.

Аннотация

Практически все нововведения последнего времени затрагивают наиболее болезненную и старую проблему казахстанской системы образования - его качество. Концепции директорства, в последние годы тесно переплетается с концепцией лидерства. Правильное и эффективное школьное руководство играет ключевую роль в повышении результативности работы школы через оказания воздействия на повышение мотивации и профессиональных возможностей учителей.

Annotation

The quality of Kazakhstany educational system is closely connected with all nowadays' innovations. This problem is very old and rather painful for our community. Head Master's conception interpernitrates with the conception of Leadersheep. Effective school management plays the key role in the process of increasing school results and helps motivate teachers' professional development.

«Управляющие действуют no правилам, лидер действует правильно»

Бенныс У.

Образование, безусловно, является той лакмусовой бума- ^ гой, которая четко показывает общую социально-экономическую о

со

ситуацию в нашей стране. Очень характерно, что Казахстан за- <1 нял 50-е место в ежегодном рейтинге национального благосо- § стояния стран Legatum Prosperity Index, опередив Беларусь (54-е g место), Россию (63-е) и Украину (69-е). Напомним, что рейтинг ^ страны определяется вычислением средневзвешенного значения g 9 индексов, отражающих ключевые макроэкономические по- ^ казатели, качество образования и здравоохранения, развитость й организацию управления, бизнес и инновации, социальный ка- К питал и личную свободу. Давно стало общим местом мнение о О том, что реформы в казахстанской средней и высшей школе приобрели «хронический» характер, став, по сути, новациями ради g новаций, сообщает портал Dknews.kz. И что жизнь в состоянии Д такого «вечного ремонта» является для системы образования уже S не столько двигателем и драйвером развития, сколько основной

т

о

го РЧ

О

О

О &

о

Н -а X X О

т

о х

проблемой. Действительно, начиная еще с советского периода, практически каждый год, в системе образования внедряют что-то новое. Постоянные инновации, реформы за последнее время стали обязательным критерием работы любого учителя. Но, может быть, в образовании что-то действительно удалось серьезно изменить к лучшему?

Для ответа на этот вопрос попытаемся вспомнить одну из введенных новшеств, через которые прошли казахстанские школы.

«Начнем с того, что практически все нововведения последнего времени затрагивают наиболее болезненную и старую проблему казахстанской системы образования. Речь - о его качестве. Введение единой вертикали контроля качества образования стало решающим» [1]. Благо в мире накоплен достаточный опыт такого контроля. По сути, в Казахстане не нужно было ничего изобретать, достаточно было адаптировать существующий опыт к нашей местной практике. Как только по опыту развитых стран была создана единая система контроля, практически сразу стали выявляться приписки: от контингента в дошкольных организациях до обеспеченности школ компьютерами и другим оборудованием, уровня квалификации педагогов.

В документах ОЭСР «Школьное лидерство» говорится о том, что для того чтобы школы могли обеспечить успешность детей и молодых людей в будущем, необходимо постоянно повышать стандарты преподавания и обучения. При этом в повышении школьной успеваемости ключевую роль играет руководитель школы, воздействуя на мотивацию и способности учителей, влияя на атмосферу и окружение, в котором они работают и учатся.

Процесс исследования нововведения в школе пошел, и передо мной, как перед новым молодым директором школы, встал вопрос: Что я могу здесь изменить и как это сделать? В сегодняшнее время - время новшеств и прогресса, школа является центром, можно даже сказать ядром их реализации. И как директор я понимаю, что моя должность способна оказать существенное влияние на динамику развития учащихся школы. Я пришла сюда как лидер, а это несет за собой огромную ответственность за существование школы.

И чтобы понять нынешнюю ситуацию,

я начала с изучения материалов ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития). «Реформа образования входит в число главных задач почти всех стран. Проведенные в последние десятилетия международные исследования в области улучшения качества школьного образования показывают, что в настоящее время происходит изменение в понимании управления школьной организацией в экономически развитых странах. Ключевой посыл ОЭСР о будущей политике в области образования заключается в том, что в стремительно меняющемся социальном и экономическом контексте все компоненты системы образования (национальные стандарты, учителя, школы и т.д.) должны быть «настроены» на готовность принять изменения и стать активными проводниками нововведений» [2].

Проведенные в последние десятилетия международные исследования в области улучшения качества школьного образования показывают, что в настоящее время происходит изменение в понимании управления школьной организацией в экономически развитых странах. В отличие от концепции директорства, которая основана на рассмотрении школьной организации по индустриальной модели, а в последние годы популярность получает концепция лидерства, согласно которой ответственность за функционирование школой возлагается на представителей администрации. В рамках концепции руководства управленческие полномочия распределяются между разными участниками, выполняющими различные функции и роли как внутри, так и за пределами школы. Современные требования к образованию, изменение подходов в процессе обучения и воспитания меняют позицию директора школы как управленца. Для развития инновационной деятельности в школе необходим новый тип руководителя, которому присуще качества лидера, владеющего навыками стратегического планирования, современными технологиями управления педагогическим сообществом и навыками эффективной коммуникации.

Правительства и лица, принимающие решения в сфере образования, обращают повышенное внимание на качественный анализ и оценку результатов деятельности учащихся, преподавателей, руководителей школ. Их ис-

пользуют как инструменты для более глубокого понимания того, насколько хорошо учащиеся овладевают знаниями, для предоставления информации родителям и обществу в целом об образовательной деятельности и для совершенствования школы, руководства школой и методов обучения. И я понимаю, что качество знаний напрямую связано с лидерскими качествами руководства школы. Школьное лидерство - это такой потенциал, который дает возможность школам принимать самостоятельные решения для планирования изменений в образовании самой школы. Это расширяет границы лидерства, направленное на качественный результат. Так как ее основной задачей является улучшение обучения, то в центре внимания должны находиться учащиеся. Они должны быть полностью заняты учебным процессом, и должны иметь возможность оценить собственный прогресс, который также является ключевым навыком для обучения в течение всей жизни. Но направляющей ветвью в этой системе является профессиональный, успешный, компетентный педагог. И для того, чтобы поддерживать высочайший профессионализм педагогов, в развитых странах очень активно действуют многообразные и хорошо оснащенные сети постоянного повышения квалификации. Квалификация учителя - это то «главное звено», с помощью которого можно улучшить всю систему образования. К сожалению, в Казахстане факты показывают, что данная сфера нуждается в серьезной доработке. Уровень квалификации педагогов, прежде всего, в среднем образовании, где закладываются основы основ, пока еще низок. Если говорить о моей школе, то здесь ситуация критическая

- уровень квалификации учительского состава составляет 14% из минимальных 30%, что не соответствует стандартному процентному соотношению, допустимому для лицензирования и прохождения аттестации государственного образовательного учреждения.

Недостаточный уровень системы повышения квалификации учителей. «В результате по исследованию квалификации учителей PISA Казахстан занял только 53 место. Для сравнения: Сингапур - 2 место, Южная Корея

- 4 и т.д.

И по итогам отечественного тестирования, проведенного в 2010 году, и конкурса в

_аш

рлеу»-!«! -

Назарбаев Интеллектуальные школы около 50% действующих учителей не преодолевают даже нижний порог. Поэтому назрела необходимость коренным образом усовершенствовать систему подготовки педагогических кадров. По двум направлениям:

Первое - исходная подготовка студентов в педагогических вузах.

Второе - переформатирование системы повышения квалификации.

Так в развитых странах при приеме абитуриента обязательно выявляют его склонность к педагогике, мотивацию к работе в образовании. Обеспечивается высокий статус и притягательность обучения будущих педагогов. К примеру, в Сингапуре министерство образования и науки выплачивает студентам педагогических специальностей заработную плату во время учебы. Школы и вузы интегрированы и тесно взаимосвязаны между собой. А, например, в Финляндии к преподаванию в школе допускаются только магистры» [3]. У нас же в Казахстане допускается средне-специальное педагогическое образование и дается возможность, работая, учиться в высшем учебном заведении на заочном отделении. Что зачастую дает нам не достаточно квалифицированного, компетентного учителя. На примере моей школы, наблюдается следующая картина:

- с высшим образованием 28 учителя из 35-ти, что составляет 80%;

- обучается в высших учебных заведениях на заочном отделении оставшиеся 20%;

- образование по диплому не соответствует преподаваемому предмету, должности § - 22,9% (4 учителей); §

- за последние три года курсы повыше- о ния квалификации прошли 16 педагогов, что <1 составляет 45,7% (в основном курсы были над- о предметные, например, учителя физического 3 воспитания не проходили курсы повышения ^ квалификации по предмету в больше трех лет). ^

Из этого следует, что «назрела необходи- ^ мость внедрения новых подходов в образование Н школы, развивая лидерские способности учи- Д телей и учащихся, что влечет за собой увели- О чение нагрузки руководителей школ, функции которых расширились, требуется новая модель м управления школой. Обобщение исследований Д в области лидерства в образования представ- К лено и в Европейском Синопсисе по школьно-

ш

m

о

го £

W О

О

О &

о

Н -а X

К О

m

о х

му лидерству. Результаты проекта включают обзор страновых докладов с информацией о школьной администрации, описание моделей и концепций в области управления образованием и повышения квалификации сотрудников школьной администрации. Страновые доклады отражают общие тенденции изменений в управлении школой, имеющиеся проблемы и дефициты, которые послужили основой для разработки компетенций в области школьного лидерства. В исследовании отмечается, что важно найти баланс между сосредоточением на школьных лидерах, их компетентностях, роли в управлении и ориентацией на распределение руководящих задач и ответственности в гибких системах управления. Это облегчит нагрузку на отдельных руководителей школ, поможет развить руководство школой, приведет к большему расширению возможностей педагогического персонала и к повышению школьного лидерства. Хорошая практика существует во всех странах-партнерах. Однако, ни одна из этих стран не имеет программ подготовки лидеров образования, которые направлены на образовательного лидерства» [4]. Основнойза-дачей школьного руководителя является поддержка обучения, но нам зачастую трудно найти возможностей для решения данной задачи.

Так в целях поддержки и оцениванию обучения я, как лидер образования в школе в качестве директора школы, должна буду принимать непосредственное участие:

- в координации учебных программ на протяжении всего учебного года;

- совместно работать с учителями в процессах планирования и координации преподавании и обучения с последующим их оцениванием;

- реализации эффективного оценивания;

- в контроле над достижением учащихся и дальнейшему использованию этих достижений в целях повышения качества учебной деятельности.

Важно наличие у школьного лидера умений выявлять проблемы и содействовать обеспечению коллективного конструктивного подхода к их решению на уровне разработки эффективной стратегии развития школы, это свидетельствует о готовности лидера и других сотрудников к внесению посильного вклада в решение проблем.

Ранее, содержательная сущность понятия «лидерство в обучении» идентифицировалась с лидерством в целях достижения высоких результатов, соотнесенных со стандартами интеллектуального обучения (Нау-МсВег, 2004). В настоящее время понимание процесса обучения является более глубоким (West-Burnham, 2009, Harris 2009), зависит от интеллектуальных достижений и не может быть ограничено лишь оцениванием результатов и усложнением когнитивных стандартов. «Лидерство в обучении» сегодня - это эмоционально-нравственная грамотность, эмоционально-положительное обучение и всестороннее развитие учащегося. Современные исследования (Leithwood et al., 2006) показывают, что лидерство значительно эффективнее в своем влиянии на школы, в случае, когда оно широко распространено и команда лидеров более влиятельна, чем усилия одного человека. Саутворт (NCSL 2004) утверждает, что лидерство школы часто понимается как главенство, ограничиваясь тем самым руководством одного человека, одиночное лидерство, но сегодняшнее понятие несет идею совместного, командного, а также, распределенного лидерства. Макбет (2004), исследуя проблему «Распределенного лидерства в действии» в научно-исследовательском проекте, с участием 11-ти школ, утверждает, что в метающихся социальных и экономических условиях, лидерство становится все более сложным явлением и выходит за рамки возможностей одного человека. Выше сказанное подтолкнуло мета на исследовательскую тему в школе «Школьное лидерство и управление как эффективный элемент повышения качества преподавания и обучения» .

Директор школы способен оказать существенное влияние на динамику развития учеников руководимой им школе. Таким образом, давая новый вызов системе образования, я нашла ответ на самый главный вопрос: как сделать школу более эффективной? Школа изрядно отстала от потребностей общества и в связи с этим, наступило время перемен для педагога. А с помощью плана мероприятий по внедрению нововведений в развитие школы, я думаю, мы повлияем на качество преподавания и обучения.

Правильное и эффективное школьное руководство играет ключевую роль в повышении

Ш

результативности школы посредством оказания воздействия на повышение мотивации и профессиональных возможностей учителей, а также на климат и атмосферу, в которой они работают и обучаются. Что эффективно влияет на:

- выявление реальных лидеров из числа руководителей разного уровня: педагогов, учащихся, родителей;

- содействие учителю в профессиональном росте и его планированию;

- непосредственное участие в координации учебных программ;

- реализацию эффективного оценивания.

Школьное управленческое лидерство

непосредственно влияет на успеваемость учащихся посредством создания подходящей атмосферы по усовершенствованию учителями методики преподавания. Современный учитель - человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.

На сегодняшний день уже ни для кого не секрет, современный учитель или иначе мы его называем «учитель новой формации» должен знать свой преподаваемый предмет на современном уровне, при этом уметь разрабатывать индивидуально ориентированные учебные и внеучебные программы, свободно владеть различными педагогическими технологиями в современных условиях и оказывать помощь ребенку в поставке цели и овладеванию способами ее достижения.

Кроме того он должен стать помощником, путеводителем ученику в его жизненном самоопределении, в овладении новых знаний, умение учиться, переживать процесс обучения с детьми и самому учиться вместе с ними. Вот в этом и заключается миссия управленческого лидера, т.е. моя как директора школы.

Школьные лидеры в свою очередь предоставляют учителям возможность участвовать в принятии решений и руководить развитием школы. Эта работа придает большое значение следующим формам деятельности:

• широкое распределение ответственности и прав для руководства в пределах школы;

• распределение с учительским составом прав по принятию решений;

• предоставление учителям прав на создание собственных комитетов для принятия

во внимание мнении учительского коллектива;

• обеспечение эффективного группового решения проблем в ходе совместных совещаний;

• предоставление учителям право на самоуправление;

• изменение условий работы для высвобождения времени для совместного планирования;

• обеспечение полноценного вовлечения в принятие решений в отношении новых инициатив в школе.

Все методы указанные в мировом опыте из исследований ОЭСР и предпринятых мер Министерством образования Казахстана, должны находить свое отражение на самом первом уровне его реализации - школе. Они, в свою очередь, предоставляют возможность школе принимать самостоятельные решения для планирования изменений в образовании и их поэтапного внедрения в школьную систему.

И в заключение надо сказать, что одним из шагов в данном процессе является Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан, которая базируется на теоретических основах Кембриджского подхода к преподаванию. Школа должна быть образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни. Если мы можем помочь каждому ребёнку, каждому учителю, каждой школе, каждому директору, каждому родителю увидеть, что улучшение возможно, что нет предела улучшениям в образовании, значит, мы заложили основы для лучших систем образования и лучших жизней.

ЛИТЕРАТУРА

1. www.edu.gov.kz. Материал совещания Премьер-министра, г. Астана, 24 мая 2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Взгляд на образование 2013. Индикаторы ОЭСР. Резюме на русском языке - www. oecd. org/b ookshop

3. Сторчак, H.B. Современные международные исследования лидерства в школьном образовании [Текст] / Н.В. Сторчак. - Человек и образование, 2012.

4. Руководство для учителя 1, 2, 3 уровня.

m

о

го £

W О

О О W

п о

н

-а X X

о

S

m

о х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.