УДК 37.035.6; 37.034; 374.32
А. И. Папанов
ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
В статье представлен опыт работы Центра дополнительного образования детей Республики Адыгея по патриотическому воспитанию детей средствами туризма и краеведения.
The article describes the experience of the Center of children additional education in Adygeya Republic in patriotic upbringing of children by methods of tourism and local nature study.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, краеведение, конкурс.
Keywords: patriotism, upbringing, local nature study, competition.
В современном обществе социально-экономическая и политическая ситуация в любом государстве напрямую зависит от субъективной оценки, закрепившейся в сознании его населения. Разная трактовка исторических событий вполне может привести к социальной напряжённости и нестабильности. В этих условиях нельзя недооценивать значение и роль патриотического воспитания молодёжи - самой активной и трудоспособной части общества. Патриотизм предполагает, прежде всего, любовь к своей Родине, её истории, культуре, природе, гордость за достижения земляков, желание защитить её интересы и способствовать прогрессивному развитию своей страны.
Очень часто, говоря о патриотическом воспитании, обязательно добавляют «военно». Да, действительно, патриотизм предполагает не только любовь к своей родине, но и желание защищать её. Для этого, несомненно, военная подготовка необходима, но начинать патриотическое воспитание именно с неё было бы неправильно.
Одним из самых массовых и эффективных средств патриотического воспитания детей и молодёжи по праву считается турист-ско-краеведческая деятельность. Ведь для того, чтобы по настояще-
му полюбить свою Родину, необходимо знать её. Очень важно не только изучить историю, культуру, природные особенности своей страны, но и увидеть их своими глазами, сделать что-то полезное для сохранения того, что увидел и с чем соприкоснулся. Школьный туризм и краеведение связаны между собой неразрывно, ведь просто невозможно, пройдя с рюкзаком (или без) по какому-либо маршруту, не увидеть того, что тебя окружает, не узнать и не пропустить через себя эмоционально то, что увидел. Поэтому, говоря о важности организации краеведческой работы среди учащихся для патриотического воспитания, необходимо помнить, что первоосновой краеведческих исследований и знаний является именно туризм, в основе которого лежит поход как его активная форма.
В Адыгее в учреждениях дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности на основе деятельности Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Республики Адыгея (1968-2011 гг.) и Центра дополнительного образования детей Республики Адыгея (с 2011 г. по настоящее время, далее -Центр) сложилась система патриотического воспитания, основанная на использовании средств туризма и краеведения. Для вовлечения детей в туризм и ориентации их на краеведческую деятельность используется комплекс мероприятий, включающий несколько составляющих.
1. Вовлечение учащихся в походную и краеведческую деятельность через систему маршрутных квалификационных комиссий (МКК) в образовательных учреждениях. По рекомендации Центра все туристские группы, участвующие в походе или экскурсии, получают от своей МКК задание краеведческого или природоохранного характера, что придаёт путешествию логический смысл, эмоциональную окраску, дополнительные знания и опыт.
2. Привлечение детей к туризму через мероприятия не только специализированные (соревнования, слёты, конкурсы и пр.), которые оказываются вне поля зрения для основной массы детей, но и вовлекающие в туризм - слёты туристской песни, соревнования на экологической тропе, дни здоровья с элементами туризма.
3. Исходя из того, что воспитательные задачи не будут решаться достаточно эффективно без гармоничной организации единого образовательного пространства, в образовательные программы туристско-краеведческой направленности Центра введены обязательные минимумы: туристский и краеведческий.
4. Краеведческая составляющая по возможности включается в программы проведения массовых туристских мероприятий не краеведческого профиля. Это расположение этапов соревнований в районе объектов исторического, культурного и природного наследия, включение видов, отдельных этапов, заданий, конкурсов в программы туристских слётов и соревнований.
5. Развитие сети школьных музеев, уголков, комнат. В настоящее время школьные музеи функционируют в 20% общеобразовательных школ Адыгеи. Активисты школьных музеев помимо освоения соответствующей учебной программы участвуют в краеведческом исследовании, результаты которого представляют на краеведческих мероприятиях.
6. Участие школьников (как воспитанников Центра, так и всех желающих) в профильных краеведческих мероприятиях Центра, способствующее выявлению одарённых детей, добивающихся высоких и стабильных результатов:
- конкурсы исследовательских краеведческих работ учащихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество»;
- олимпиады по школьному краеведению;
- краеведческие конкурсы (музеев, аудиозаписей воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны и т. д.).
Важно, что данные мероприятия требуют от участников не только демонстрации знаний, но способности к творческой, исследовательский деятельности, ведь в данных конкурсах оцениваются, прежде всего, элемент самостоятельного исследования и новизна представляемого материала, а структура защищаемой юными краеведами работы соответствует структуре научного исследования.
Возвращаясь к вопросу воспитания патриотизма у учащихся, будет уместно представить некоторые инновации в организации краеведческой деятельности, применяемые в образовательных учреждениях Адыгеи. Рассматривая школьное краеведение как явление комплексное, мы стараемся пробудить интерес детей к патрио-тике различными средствами, в том числе и техническими. В настоящее время уровень развития цифровых средств аудио- и видеозаписи делает их доступными для массового использования (диктофоны, сотовые телефоны, смартфоны, видеокамеры, фотоаппараты с функцией видеозаписи и др.) и позволяет применять массово, особенно в молодёжной среде. Учитывая то, что с каждым годом, как это ни прискорбно, уменьшаются возможности живого
общения с ветеранами Великой Отечественной войны, в 2005 г. был объявлен республиканский конкурс аудиозаписей воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны. В результате проведения конкурса было собрано большое количество аудиозаписей, ценность которых определяется не только информацией по отдельным эпизодам событий военного времени, но и эмоциональной окраской воспоминаний ветеранов. Собранный материал не только имеет большую ценность для будущих исследователей и для использования в воспитательной внеурочной работе, но ценен и сам процесс участия школьников в общении с ветеранами войны, сопереживание людям, вынесшим тяготы военного времени.
Спустя десятилетие, мы решили повторить опыт проведения конкурса аудиозаписей на более высоком техническом уровне и объявили в 2014 г. заочный краеведческий конкурс видеоматериалов среди учащихся Республики Адыгея, посвятив его 69-летию Победы в Великой Отечественной войне. Требования к представляемым видеоматериалам - выполнение в программе «Power Point» или видеопоток Flash, AVI, MPEG, DVD, время демонстрации видеоматериала 8-10 минут, техническое качество видеоработы, позволяющее демонстрацию на большом экране. Для оценки конкурсных видеоматериалов определены следующие критерии.
Содержание:
- соответствие содержания теме, целям и задачам конкурса;
- достоверность и ценность представленной информации;
- бесспорность и очевидность ценностно-смыслового контекста;
- информационная насыщенность;
- соответствие содержания, словесного текста и музыкального сопровождения.
Дизайн:
- творческий подход к созданию видеоматериалов;
- оригинальность представления информации и оформления материалов;
- эстетичность, оправданность применения различных эффектов;
- цветовое решение.
Уровень технического исполнения:
- использование новых информационных технологий (монтаж, обработка с использованием графических пакетов, наложение звука и т. д.).
Надеемся, что сложившийся комплекс мероприятий с использованием школьного краеведения как средства патриотического и гражданского воспитания будет способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности и желания личного участия в изучении и сохранении отечественного культурного и духовного наследия, воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине.