Научная статья на тему 'Школьное краеведение в воспитательной системе дополнительного образования детей Республики Адыгея'

Школьное краеведение в воспитательной системе дополнительного образования детей Республики Адыгея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КОНКУРС / PATRIOTISM / UPBRINGING / LOCAL NATURE STUDY / COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папанов Александр Иванович

В статье представлен опыт работы Центра дополнительного образования детей Республики Адыгея по патриотическому воспитанию детей средствами туризма и краеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local Lore at School within the System of Additional Education of Children, Republic of Adygeya

The article describes the experience of the Center of children additional education in Adygeya Republic in patriotic upbringing of children by methods of tourism and local nature study.

Текст научной работы на тему «Школьное краеведение в воспитательной системе дополнительного образования детей Республики Адыгея»

УДК 37.035.6; 37.034; 374.32

А. И. Папанов

ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

В статье представлен опыт работы Центра дополнительного образования детей Республики Адыгея по патриотическому воспитанию детей средствами туризма и краеведения.

The article describes the experience of the Center of children additional education in Adygeya Republic in patriotic upbringing of children by methods of tourism and local nature study.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, краеведение, конкурс.

Keywords: patriotism, upbringing, local nature study, competition.

В современном обществе социально-экономическая и политическая ситуация в любом государстве напрямую зависит от субъективной оценки, закрепившейся в сознании его населения. Разная трактовка исторических событий вполне может привести к социальной напряжённости и нестабильности. В этих условиях нельзя недооценивать значение и роль патриотического воспитания молодёжи - самой активной и трудоспособной части общества. Патриотизм предполагает, прежде всего, любовь к своей Родине, её истории, культуре, природе, гордость за достижения земляков, желание защитить её интересы и способствовать прогрессивному развитию своей страны.

Очень часто, говоря о патриотическом воспитании, обязательно добавляют «военно». Да, действительно, патриотизм предполагает не только любовь к своей родине, но и желание защищать её. Для этого, несомненно, военная подготовка необходима, но начинать патриотическое воспитание именно с неё было бы неправильно.

Одним из самых массовых и эффективных средств патриотического воспитания детей и молодёжи по праву считается турист-ско-краеведческая деятельность. Ведь для того, чтобы по настояще-

му полюбить свою Родину, необходимо знать её. Очень важно не только изучить историю, культуру, природные особенности своей страны, но и увидеть их своими глазами, сделать что-то полезное для сохранения того, что увидел и с чем соприкоснулся. Школьный туризм и краеведение связаны между собой неразрывно, ведь просто невозможно, пройдя с рюкзаком (или без) по какому-либо маршруту, не увидеть того, что тебя окружает, не узнать и не пропустить через себя эмоционально то, что увидел. Поэтому, говоря о важности организации краеведческой работы среди учащихся для патриотического воспитания, необходимо помнить, что первоосновой краеведческих исследований и знаний является именно туризм, в основе которого лежит поход как его активная форма.

В Адыгее в учреждениях дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности на основе деятельности Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Республики Адыгея (1968-2011 гг.) и Центра дополнительного образования детей Республики Адыгея (с 2011 г. по настоящее время, далее -Центр) сложилась система патриотического воспитания, основанная на использовании средств туризма и краеведения. Для вовлечения детей в туризм и ориентации их на краеведческую деятельность используется комплекс мероприятий, включающий несколько составляющих.

1. Вовлечение учащихся в походную и краеведческую деятельность через систему маршрутных квалификационных комиссий (МКК) в образовательных учреждениях. По рекомендации Центра все туристские группы, участвующие в походе или экскурсии, получают от своей МКК задание краеведческого или природоохранного характера, что придаёт путешествию логический смысл, эмоциональную окраску, дополнительные знания и опыт.

2. Привлечение детей к туризму через мероприятия не только специализированные (соревнования, слёты, конкурсы и пр.), которые оказываются вне поля зрения для основной массы детей, но и вовлекающие в туризм - слёты туристской песни, соревнования на экологической тропе, дни здоровья с элементами туризма.

3. Исходя из того, что воспитательные задачи не будут решаться достаточно эффективно без гармоничной организации единого образовательного пространства, в образовательные программы туристско-краеведческой направленности Центра введены обязательные минимумы: туристский и краеведческий.

4. Краеведческая составляющая по возможности включается в программы проведения массовых туристских мероприятий не краеведческого профиля. Это расположение этапов соревнований в районе объектов исторического, культурного и природного наследия, включение видов, отдельных этапов, заданий, конкурсов в программы туристских слётов и соревнований.

5. Развитие сети школьных музеев, уголков, комнат. В настоящее время школьные музеи функционируют в 20% общеобразовательных школ Адыгеи. Активисты школьных музеев помимо освоения соответствующей учебной программы участвуют в краеведческом исследовании, результаты которого представляют на краеведческих мероприятиях.

6. Участие школьников (как воспитанников Центра, так и всех желающих) в профильных краеведческих мероприятиях Центра, способствующее выявлению одарённых детей, добивающихся высоких и стабильных результатов:

- конкурсы исследовательских краеведческих работ учащихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество»;

- олимпиады по школьному краеведению;

- краеведческие конкурсы (музеев, аудиозаписей воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны и т. д.).

Важно, что данные мероприятия требуют от участников не только демонстрации знаний, но способности к творческой, исследовательский деятельности, ведь в данных конкурсах оцениваются, прежде всего, элемент самостоятельного исследования и новизна представляемого материала, а структура защищаемой юными краеведами работы соответствует структуре научного исследования.

Возвращаясь к вопросу воспитания патриотизма у учащихся, будет уместно представить некоторые инновации в организации краеведческой деятельности, применяемые в образовательных учреждениях Адыгеи. Рассматривая школьное краеведение как явление комплексное, мы стараемся пробудить интерес детей к патрио-тике различными средствами, в том числе и техническими. В настоящее время уровень развития цифровых средств аудио- и видеозаписи делает их доступными для массового использования (диктофоны, сотовые телефоны, смартфоны, видеокамеры, фотоаппараты с функцией видеозаписи и др.) и позволяет применять массово, особенно в молодёжной среде. Учитывая то, что с каждым годом, как это ни прискорбно, уменьшаются возможности живого

общения с ветеранами Великой Отечественной войны, в 2005 г. был объявлен республиканский конкурс аудиозаписей воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны. В результате проведения конкурса было собрано большое количество аудиозаписей, ценность которых определяется не только информацией по отдельным эпизодам событий военного времени, но и эмоциональной окраской воспоминаний ветеранов. Собранный материал не только имеет большую ценность для будущих исследователей и для использования в воспитательной внеурочной работе, но ценен и сам процесс участия школьников в общении с ветеранами войны, сопереживание людям, вынесшим тяготы военного времени.

Спустя десятилетие, мы решили повторить опыт проведения конкурса аудиозаписей на более высоком техническом уровне и объявили в 2014 г. заочный краеведческий конкурс видеоматериалов среди учащихся Республики Адыгея, посвятив его 69-летию Победы в Великой Отечественной войне. Требования к представляемым видеоматериалам - выполнение в программе «Power Point» или видеопоток Flash, AVI, MPEG, DVD, время демонстрации видеоматериала 8-10 минут, техническое качество видеоработы, позволяющее демонстрацию на большом экране. Для оценки конкурсных видеоматериалов определены следующие критерии.

Содержание:

- соответствие содержания теме, целям и задачам конкурса;

- достоверность и ценность представленной информации;

- бесспорность и очевидность ценностно-смыслового контекста;

- информационная насыщенность;

- соответствие содержания, словесного текста и музыкального сопровождения.

Дизайн:

- творческий подход к созданию видеоматериалов;

- оригинальность представления информации и оформления материалов;

- эстетичность, оправданность применения различных эффектов;

- цветовое решение.

Уровень технического исполнения:

- использование новых информационных технологий (монтаж, обработка с использованием графических пакетов, наложение звука и т. д.).

Надеемся, что сложившийся комплекс мероприятий с использованием школьного краеведения как средства патриотического и гражданского воспитания будет способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности и желания личного участия в изучении и сохранении отечественного культурного и духовного наследия, воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.