Научная статья на тему 'Школьная внеклассная краеведческая работа в патриотическом воспитании учащихся'

Школьная внеклассная краеведческая работа в патриотическом воспитании учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ФОРМА / СОДЕРЖАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / РАБОТА / LOCAL HISTORY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PATRIOTISM / HOMELAND / FATHERLAND / TEACHER / STUDENT / GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION / LOCAL HISTORY CAMPAIGNS / PLANNING / FORM / CONTENT / PRINCIPLES / WORK / КИШВАРШИНОСӣ / КОРИ БЕРУНАЗСИНФӣ / ВАТАНДӯСТӣ / ВАТАН / ОМӯЗГОР / ТАЛАБА / МУАССИСАИ ТАҳСИЛОТИ МИЁНАИ УМУМӣ / ШАКЛ / МАЗМУН / ПРИНСИП / ФАЪОЛИЯТ / ФАРҳАНГИ МИЛЛӣ / АНЪАНАҳО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Рустам Эркинович

В статье речь идет об определении содержания учебно-воспитательного процесса общего образования, ориентированного на повышение уровня патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. Указывается на значимость организации краеведческой работы в условиях общеобразовательной школы, способствующей воспитанию истинной любви к Родине, родному краю, городу, селу, родному языку, историю отчизны и т.п. В статье отмечается, что общеобразовательные учреждения имеют опыт взаимной деятельности учителя и школьников, связанной с возрождением, сохранением и развитием историко-культурного народного наследия, способствующей организации учебно-воспитательного процесса на основе нравственных ориентиров через уважение к национальным традициям. Автор приводит интересные материалы о разнообразных формах внеклассной краеведческой работы через эффективную организацию кружков, экскурсий, походов, конкурсов, олимпиад, подбор газетных и журнальных материалов и пр. По мнению автора статьи, краеведческая работа рассматривается с позиции важной познавательно-ценностной информации для формирования патриотических чувств и убеждений, активизации учебновоспитательного процесса, использования рациональных методов и приемов по презентации содержания краеведческого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Рустам Эркинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School extra Class Local Research Work in Patriotic Education of Students

The author of the article speaks about determination of the content of the educational process of general education, focused on increasing the level of patriotism and citizenship of the younger generation. He indicates the importance of organization of local history work under the conditions of a comprehensive school that promotes the cultivation of true love for the homeland, native land, city, village, native language, the history of the fatherland, etc. it is underscored that educational institutions have experience in the mutual activities of teachers and schoolchildren related to the revival, preservation and development of historical and cultural folk heritage, contribution into the organization of the educational process based on moral guidelines through respect for national traditions. The author provides interesting materials on various forms of extracurricular study of local lore through the effective organization of circles, excursions, trips, contests, competitions, selection of newspaper and magazine materials, etc. in conformity with the author's opinion, local history work is considered to be as the perspective of important cognitive and valuable information beset with the formation of patriotic feelings and beliefs, the activation of the educational process, the use of rational methods and techniques for the presentation of the content of local history material as well.

Текст научной работы на тему «Школьная внеклассная краеведческая работа в патриотическом воспитании учащихся»

УДК 371.012 ББК 74.202

МАЗМУНУ МУНДАРИЦА ВА Каримов Рустам Эркинович, унвонцуи ШАКЛ^ОИКОРИ БЕРУНАЗСИНФИИ Донишгоуи давлатии забонуои КИШВАРШИНОСИ ДАР ТАРБИЯИ Тоцикистон ба номи Сотим ВАТАНДУСТИИХОНАНДАГОН Улугзода(Тоцикистон, Душанбе)

ШКОЛЬНАЯ ВНЕКЛАССНАЯ Каримов Рустам Эркинович, соискатель

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В Таджикского государственного института

ПАТРИОТИЧЕСКОМ языков им. Сотима Улугзода

ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ (Таджикистан, Душанбе)

SCHOOL EXTRA CLASS LOCAL Karimov Rustam Erkinovich, applicant of the Tajik

RESEARCH WORK IN State Institute of Languages named after Sotima

PATRIOTIC EDUCATION Ulugzoda (Tajikistan, Dushanbe),

OF STUDENTS E-mail: rustam-68 @ mail.ru

Вожахри калидй: кишваршиноси, кори беруназсинфи, ватандусти, Ватан, омузгор, талаба, муассисаи таусилоти миенаи умуми, шакл, мазмун, принсип, фаъолият, фаруанги милли, анъанауо

Дар мацола сухан доир ба равшан ва возеу намудани раванди таълиму тарбия дар муассисауои таусилоти мие'наи умуми дар самти пурзур гардонидани уисси ватандустй ва шщрвандии насли наврас уангоми машгулиятуои беруназсинфи меравад. Дар робита ба ин цазия ташкили коруои самарабахши кишваршиноси дар мууити таусилоти мие'наи умуми бо дарназардошти тарбияи насли наврас дар рууияи мууаббати самими ба Ватан, диер, шауру деуот, забони модари ва таърихи кишвар мавриди уаллу фасл ва баурабардори царор гирифтааст. Дар мацола зикр шудааст, ки муассисауои таусилоти мие'наи умуми то ин дам уамкории судманду тарафайни омузгор ва хонандагонро дар бобати эуеву эутиет ва рушди мероси бостониву фаруанги милли муваффац шудаанд, ки ин аз ташкили раванди таълиму тарбият дар заминаи садоцат ба анъанауои миллии меуандусти ва меуанпарсти шауодат медиуад. Дар мацола маводи диццатцалбкунанда доир ба шаклу усулуои гуногуни кори беруназдарсии кишваршиноси тавассути ташкили кори самарабахши мауфилуо, экскурсияуо, озмунуо, олимпиадауо, чамъ намудани ахбори мууими кишваршиноси аз сауифауоирузномаву мацаллауо мууокима ва пешниуод шудааст.

Ключевые слова: краеведение, внеклассная работа, патриотизм, Родина, учитель, ученик, общеобразовательное учреждение, планирование, форма, содержание, принципы, работа

В статье речь идет об определении содержания учебно-воспитательного процесса общего образования, ориентированного на повышение уровня патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. Указывается на значимость организации краеведческой работы в условиях общеобразовательной школы, способствующей воспитанию истинной любви к Родине, родному краю, городу, селу, родному языку, историю отчизны и т.п. В статье отмечается, что общеобразовательные учреждения имеют опыт взаимной деятельности учителя и школьников, связанной с возрождением, сохранением и развитием историко-культурного народного наследия, способствующей организации учебно-воспитательного процесса на основе нравственных ориентиров через уважение к национальным традициям. Автор приводит интересные материалы о разнообразных формах внеклассной краеведческой работы через эффективную организацию кружков, экскурсий, походов, конкурсов, олимпиад, подбор газетных и журнальных материалов и пр. По мнению автора статьи, краеведческая работа рассматривается с позиции важной познавательно-ценностной информации для формирования патриотических чувств и убеждений, активизации учебно-воспитательного процесса, использования рациональных методов и приемов по презентации содержания краеведческого материала.

Key words: local history, extracurricular activities, patriotism, homeland, fatherland, teacher, student, general educational institution, local history campaigns, planning, form, content, principles, work.

The author of the article speaks about determination of the content of the educational process of general education, focused on increasing the level of patriotism and citizenship of the younger generation. He indicates the importance of organization of local history work under the conditions of a comprehensive school that promotes the cultivation of true love for the homeland, native land, city, village, native language, the history of the fatherland, etc. it is underscored that educational institutions have experience in the mutual activities of teachers and schoolchildren related to the revival, preservation and development of historical and cultural folk heritage,

contribution into the organization of the educational process based on moral guidelines through respect for national traditions. The author provides interesting materials on various forms of extracurricular study of local lore through the effective organization of circles, excursions, trips, contests, competitions, selection of newspaper and magazine materials, etc. in conformity with the author's opinion, local history work is considered to be as the perspective of important cognitive and valuable information beset with the formation of patriotic feelings and beliefs, the activation of the educational process, the use of rational methods and techniques for the presentation of the content of local history material as well.

Проблема патриотизма и патриотического воспитания, являясь одной из важнейших на протяжении всей истории человечества, проявляет себя в развитии общества, государства, личности, что обосновывается анализом материалов в области философской, исторической, социологической и психолого-педагогической литературы. Многоуровневость патриотизма и его социальных функций проявляется, прежде всего, в беззаветной любви и преданности к Родине, стремлении служить ее интересам и готовностью, вплоть до самопожертвования, к ее защите.

Большой популярностью пользуется разнообразная внеклассная историко-краеведческая работа, практический опыт которой освещается в ряде материалов методического характера, обобщающих сложившиеся традиции в этом аспекте школьной воспитательной деятельности. Многие общеобразовательные учреждения имеют опыт взаимной работы педагогического персонала и учащихся, связанной с возрождением, сохранением и развитием историко-культурного народного наследия, свидетельствующей об организации учебно-воспитательного процесса на основе нравственных ориентиров и через уважение к национальным традициям.

Главной составляющей патриотического сознания учащихся является формирование мироощущения и миропонимания с утверждением в их мышлении великого образа Родины. Учащиеся должны помнить о великих делах старшего поколения, что позволит посредством позитивного изменения в сознании подрастающего и молодого поколения установить нравственные ориентиры. Здесь необходимы комплексные воздействия на весь арсенал структурных компонентов патриотического воспитания школьников. Это довольно-таки многоэтапный процесс эффективных действий, организованных при помощи традиционных форм и методов патриотического воздействия и воспитания учащихся, эмоционального их настроя, позитивной насыщенности учебных

материалов и внеучебной деятельности, координированной работы общественными организациями, средствами массовой информации, родителями и т.п.

Анализ показывает, что дух патриотизма предстает как уникальный феномен нравственного идеала, характеризующегося глубокими историческими и социальными традициями. Патриотизм, являясь естественным чувством самосохранения, стремлением защитить свое место обитания от разного рода завоевателей, формируясь на основе долгого исторического опыта народа, выстрадан драматической судьбой народов, передается путем межпоколенческой культуры от поколения к поколению. Отсюда понимание патриотизма связано с глубокой теоретической традицией, уходящей своими корнями в далекие прошлые времена. История напоминает, что еще сочинения Платона были представлены рассуждениями о Родине, которая стояла наравне со священным понятием мать. Известно и то, что любовь к Родине, к Отечеству в контексте высшей нравственной ценности рассматривается в трудах мыслителей Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др.

Об особом внимании к патриотическому воспитанию свидетельствуют и государственные программы, принятые по инициативе Президента страны, конкретизирующие главные задачи и направления в воспитании патриотических чувств и убеждений молодежи, в том числе учащихся общеобразовательных школ. Принятые нормативно-правовые документы предусматривают ряд мер, связанных с организацией социологических и педагогических исследований в области патриотического воспитания, организацией нравственного и физического воспитания молодежи, развитием у подрастающего поколения патриотических чувств и убеждений, любви к Родине, обеспечением ее безопасности, укреплением независимости и благополучия. Развитие комплекса мер по воспитанию гражданина-патриота рассматривается в контексте совместной деятельности семьи, школы и общественных организаций.

Годы независимости характеризуются осознанием необходимости разработки современной концепции по патриотическому воспитанию подрастающего, молодого поколения, рассматриваемой с позиций гражданско-патриотических убеждений и ценностей, ибо в настоящее время появляются новые идеи о гражданственности, правовой культуре, патриотизме, любви к Отчизне.

Иначе говоря, началось формирование новой системы по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию школьной и студенческой молодежи. Она уже набирает силу по

всей стране: организовываются центры патриотического и правового образования, которые нацеливают подрастающее поколение на выработку гражданской, нравственной и патриотической позиции, проводятся различные конференции, диспуты, дискуссии, конкурсы, тематические вечера, военно-патриотические сборы, игры, смотрины и т.д.

Эффективная организация воспитательной работы по краеведению рассматривается педагогическим персоналом в качестве ведущего направления патриотического воспитания подрастающего поколения. Организовывая краеведческую деятельность по теме «Моя Родина - Таджикистан», учащимися совершаются походы по маршрутам родного края через посещение исторических мест с целью сбора краеведческого материала. Во многих школах созданы «Красная книга природы родного Таджикистана», «Книга памяти», альбомы, карты по уточнению исторических мест города, села, района и области.

Учителями используются разнообразные формы работы в целях ознакомления учащихся с историко-культурными материалами родного края. В том числе, знакомство с народными традициями, промыслами, памятниками архитектуры, живописью, музыкальными и театрализованными искусствами в виде музейных экскурсий, просмотра документальных фильмов, прослушивания музыкальных произведений, встреч с деятелями литературы и искусства, способствующих формированию патриотической воспитанности на основе проявления патриотических чувств и убеждений.

Многими общеобразовательными учреждениями, где краеведческая деятельность поставлена на требуемом уровне при организации учебно-воспитательной работы, практикуются различные их формы:

а) наблюдения обучающихся за природно-экономическими явлениями и процессами в своей местности;

б) природоведческие и производственные экскурсии;

в) индивидуальные задания учащимся, связанные с изучением и описанием конкретных природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и особенностей;

г) организация внеклассного чтения учащимися научных и художественных краеведческих материалов.

Позитивным составляющим краеведческой деятельности является использование местного историко-культурного материала в ходе систематической внеклассной работы. Через краеведческую информированность субъектов образования происходит прочное усвоение отчизноведческого материала, формируются практические и жизненные навыки, расширяются и углубляются познавательные способности учащихся. Отчетливо наблюдаются признаки ответственности перед родным краем, собственным народом. Проявляются искренние чувства в защите Родины, упрочение могущества и силы родного государства, внесение достойного вклада на этом поприще.

Ценности историко-культурного характера сохраняют и передают для разных поколений знаний о родном крае не в виде простой информации, а знаний, имеющих общечеловеческую значимость, нравственных образцов поведения, что особенно значимо при организации процесса по формированию патриотизма у молодежи (1).

Краеведение предусматривает сохранность исторической памяти и воспитание чувства единства в судьбе человека с судьбой Отчизны и общества данной местности через понимание и освоение национального культурного наследия. При этом в процессе освоения и созидания культуры в контексте краеведческой деятельности огромная роль принадлежит просветительской деятельности, связанной с распространением знаний о родном крае и привлечением широких масс населения, в первую очередь, детей и молодежи. В этом плане краеведение рассматривается как деятельность человека, связанная с преобразованием и преемственностью опыта предшествующих поколений, межпоколенческой культуры, позволяющей с раннего детства начать закладку в сердца детей любовь к родному краю.

Обогащение краеведческих знаний учащихся предварительно собранным материалом о родном крае способствует активизации учебного процесса при использовании его учителем на уроке в контексте изучения соответствующей дисциплины и темы, что соответствует требованиям учебного плана общеобразовательного учреждения.

Основой для конкретизации содержания краеведческой деятельности являются учебные программы и конкретные природно-экономические условия школьного окружения и конкретной местности. В многочисленных общеобразовательных учреждениях республики формы и методы организации краеведческой работы были связаны с классными уроками по дисциплинам гуманитарного цикла, природоведческими и производственными

экскурсиями и внеурочными занятиями, которые имеют свою незыблемую нишу в школьной практике.

Целесообразно тесное сочетание краеведческой работы по патриотическому воспитанию с эстетическими взглядами подрастающего поколения. Через осознание учащимися величия и красоты родной природы, промышленных объектов, посевных полей учитель может активизировать чувства восхищения, гордости и искренней их любви к красоте родного края, родной Отчизны.

Использование краеведения как педагогического средства в патриотическом воспитании школьников пробуждает у них эстетические чувства и эстетическое познание родного края с позиции патриотической убежденности на фоне искренней любви к Родине.

Целенаправленными природоведческими экскурсиями, организациями циклов наблюдений за природными явлениями, обобщениями социокультурной жизни на основе изучения художественной литературы, материалов по музыкальному и изобразительному искусству родного края и т.п. в контексте учебной и внеклассной деятельности пробуждаются у школьников чувства прекрасного к родному краю, вырабатывается и развивается эстетическое отношение к окружающей реальности. И при условии, если вся эта многообразная деятельность по краеведению будет целенаправленно сориентирована педагогом на формирование патриотических чувств и убеждений, формируется крепкий фундамент для формирования патриотической воспитанности обучающихся.

Анализом состояния практического опыта по организации краеведческой деятельности в школах Таджикистана выявлено использование следующих направлений краеведческой деятельности: географического, художественного, исторического, литературного, экологического.

Географическим краеведением изучаются: климатическое состояние местности, ее динамика, ландшафт и почва, животный мир, водные ресурсы и т.п. Объекты художественного краеведения представлены художественными ремеслами, устным народным творчеством, музыкальным фольклором, резьбой по дереву, искусством танца и т.п. Историческим краеведением изучаются: история городов, кишлаков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население и т.п.

В общеобразовательных учреждениях практикуются разнообразные формы организации патриотического воспитания в коллективной, групповой и индивидуальной форме (См. на рис. №1).

Как видно, краеведческая работа в системе внеклассных мероприятий тесно связана с всесторонним изучением родного края, национальных героев, исторических фактов, народных достижений. Она немыслима без изучения национального культурного наследия, расширения мировоззрения и краеведческого кругозора школьников. В конечном счете, все это повышает их общую и эстетическую культуру, формирует патриотические чувства и убеждения путем бережного отношения к ценностям родного края.

Планирование и организация участия школьников в краеведческой деятельности способствует значительному расширению и углублению их знаний, возрождению исторической памяти. Это метод познания, выявление общего и особенного. Краеведение способно давать нам моральное удовлетворение, повышая чувства гордости и человеческого достоинства, придавая веру в неиссякаемую народную силу и силу Отчизны (М.Горький). Это неотъемлемая часть исторического образования подрастающего поколения.

Изучение историко-культурного и природного наследия предстает в качестве важного элемента в структуре отечественной педагогики, ибо гражданская и патриотическая воспитанность, патриотические чувства и убеждения не формируется на пустой почве. Только конкретным знанием исторического прошлого родного края, героических поступков земляков, их ратных и трудовых свершений формируется у подростков уважение к истории своей родины, пробуждающей в них желание соответствовать славе своих земляков, продолжать их традиции, вносить свой вклад в развитие истории и культуры родины (4).

Рисунок №1. Формы организации патриотического воспитания.

Краеведение может достигать высокого уровня при условии грамотного его планирования и организации, что требует серьезной предварительной подготовки учителей-краеведов, учителей истории, географии, биологии, родного языка и литературы, дальнейшую работу по созданию эффективного учебно-методического комплекса. Остаются актуальными высказывания историка-краеведа В.Ф. Помарнацкого о том, что именно в силу творчества учителей-краеведов, их заинтересованности и самоотверженности, любви к родному краю большинством учащихся проявляется познавательный интерес к дисциплинам при освоении требований, предъявляемых образовательным стандартом.

С переходом образовательных учреждений к стандартам нового поколения значение краеведения в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности все больше актуализируется, ибо каждой базовой ценностью предусматривается осуществление воспитательных задач в школе, при решении которых особая роль принадлежит краеведению.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Афгонов, М.М. Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан / М.М. Афгонов: дисс. ... доктора пед. наук. - Душанбе, 2015 - 317 с.

2. Барков, А.С. О научном краеведении / В сб.: Вопросы методики и истории географии / А.С. Барков. - М.: Изд-во АПН РСФСР,1961. - С. 17-29.

3. Иванов, П.В. Педагогические основы школьного краеведения / П.В. Иванов. -Петрозаводск, 1966. - 237 с.

4. Даринский, А.В., Кривоносова Л.Н., Круглова В.А., Луканенкова В.К. Краеведение: Пособие для учителя / А.В Даринский, Л.Н. Кривоносова и др. .- М.: Просвещение, 1987. -231 с.

REFERENCES:

1. Afgonov, M.M. System-Activity Approach to Humanitarian and Local Lore Educational Activities in Educational Institutions under the Republic of Tajikistan / M.M. Afghonov: doctoral dissertation in pedagogy. - Dushanbe, 2015. - 317 p.

2. Barkov, A.S. Concerned with Scientific Study of Local Lore / In collection: Questions of a technique and history of geography / A.S. Barkov. - M.: Publishing House of the APN of the RSFSR, 1961. - P. 17-29.

3. Ivanov, P.V. Pedagogical Foundations of School Regional Studies / P.V. Ivanov. - Petrozavodsk, 1966. - 237 p.

4. Darinsky, A. V., Krivonosova L. N., Kruglova V. A., Lukanenkova V. K. Local history: A manual for the teacher / A.V Darinsky, L.N. Krivonosova and others. - M.: Education, 1987. -231 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.