Научная статья на тему 'ШКОЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ШКОЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая лаборатория / проектная деятельность / экология / образование / исследование / digital laboratory / project activity / ecology / education / research

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Черникова Т. В., Ковылина Г. В.

В статье обсуждается организация проектной деятельности экологической направленности в школе с помощью цифровых методов исследования. Показаны возможности школьной цифровой лаборатории при работе с сельскохозяйственными продуктами, медицинскими и экологическими показателями, фиксирования данных в полевых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Черникова Т. В., Ковылина Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL DIGITAL LABORATORY FOR ORGANIZATION OF ENVIRONMENTAL PROJECT ACTIVITIES

The article discusses the organization of environmental project activities in schools using digital research methods. The possibilities of the school digital laboratory when working with agricultural products, medical and environmental indicators, recording data in the field are shown.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 372.854 Черникова Т.В., Ковылина Г.В.

Черникова Т.В.

канд. хим. наук, учитель химии Девицкая средняя общеобразовательная школа Семилукского района Воронежской области (с. Девица, Россия)

Ковылина Г.В.

Учитель биологии Девицкая средняя общеобразовательная школа Семилукского района Воронежской области (с. Девица, Россия)

ШКОЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье обсуждается организация проектной деятельности экологической направленности в школе с помощью цифровых методов исследования. Показаны возможности школьной цифровой лаборатории при работе с сельскохозяйственными продуктами, медицинскими и экологическими показателями, фиксирования данных в полевых условиях.

Ключевые слова: цифровая лаборатория, проектная деятельность, экология, образование, исследование.

В настоящее время все больше обостряются экологические проблемы во всех странах мира. Бесконтрольно потребляются ресурсы, люди вмешиваются в естественные экологические процессы, нарушают природное равновесие и баланс [1, с. 6]. Во многом это происходит потому, что потребители не понимают последствий своих поступков. Поэтому так важно формировать экологическое мышление с детства. Экологическое образование детей должно

происходить непрерывно на уроках и на внеурочных занятиях, важная роль отведена исследовательской (проектной) деятельности [4, с. 6].

При организации исследовательской работы важной задачей является отбор содержания материала, подлежащего экспериментальному изучению [2, с. 129]. Эксперимент должен раскрывать методику современного научного исследования, предполагать работу с актуальным (цифровым) оборудованием. Следуя этому, школы были оснащены цифровыми лабораториями проекта «Точка роста» [3, с. 2].

В цифровом лабораторном комплекте есть инструкции по некоторым лабораторным работам, которые можно провести на уроке при изучении теоретического материала. Сборник практико ориентированных опытов для школьников, которые направлены на приобретение навыков работы с промышленными, сельскохозяйственными продуктами, медицинскими показателями, проведение пробоотбора и анализов, отсутствует. В тоже время школьная цифровая лаборатория дает огромное количество возможностей для исследований по экологии окружающей среды [3, с. 9]. Некоторые перспективные темы индивидуальных исследовательских проектов, которые возможно выполнить на цифровом оборудовании в условиях школы, представлены в таблице.

Таблица. Темы экологических исследований в школе.

Направления исследований Темы исследований Цифровой метод исследования

Экология природных ресурсов Экологический мониторинг водных объектов рН-метрия фотоколориметрия люксметрия

Экологический мониторинг почв

Экология продуктов питания Оценка качества молока кондуктометрия количественный анализ рН-метрия термометрия потенциометрия

Витаминная ценность продуктов

Приготовление полезных продуктов

Определение нитратов в продуктах

Изучение пищевых добавок

Оценка кислотности соков

Экологическая безопасность веществ и материалов Пищевая пластиковая посуда термометрия количественный анализ рН-метрия

Приготовление и оценка свойств натуральной косметики

Отделочные материалы

Наблюдение за производственными процессами (в рамках экскурсии)

Исследование по теме «Оценка качества молока» основано на кондуктометрическом методе, то есть на определении электропроводности. На основании полученных данных можно быстро оценить присутствие в молоке каких либо искусственных добавок или наличие заболевания у животного. Таким образом, уже в школе обучаемые получают первоначальные навыки работы с сельскохозяйственной продукцией (что актуально для сельской местности), учатся трактовать измеряемый сигнал, делать вывод о качестве и натуральности молока разных производителей.

Оценка экологической безопасности материалов, например, пластиковой пищевой посуды, проходит с помощью датчика термометрии, сопряженного с количественным анализатором токсических веществ в воздухе. Данный способ

измерения позволяет оценить температурные пределы безопасности продукта (когда повышение температуры не вызывает каких либо изменений материала) и возможности его использования в определенных условиях.

Исследовательская деятельность экологической направленности с помощью школьной цифровой лаборатории формирует у обучаемых умения использовать различные методы познания для рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды, развивает экологическую культуру производства и потребления продуктов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дерябин, В.А. Экология: учебное пособие / В.А. Дерябин, Е.П. Фарафонтова. - Екатеринбург: Уральский университет, 2016. 136 с.;

2. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, под ред. В. А. Сластенина. - М.: "Академия", 2002. 576 с.;

3. Толмачева В.М. Использование цифрового и аналогового оборудования центров «Точка роста» на уроках и во внеурочной деятельности по предметам естественно-научного цикла: учебное пособие, 2022. 174с.;

4. Федеральная рабочая программа среднего общего образования. Химия. Базовый уровень (10-11 классы) [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования 2023 URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/25_ФРП-Химия_10-11 -классы_база.pdf

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 12 (81) Том 1. ДЕКАБРЬ 2024 г. Chernikova T. V., Kovylina G. V.

Chernikova T.V.

Devizkaya General Secondary School (Deviza, Russia)

Kovylina G.V.

Devizkaya General Secondary School (Deviza, Russia)

SCHOOL DIGITAL LABORATORY FOR ORGANIZATION OF ENVIRONMENTAL PROJECT ACTIVITIES

Abstract: the article discusses the organization of environmental project activities in schools using digital research methods. The possibilities of the school digital laboratory when working with agricultural products, medical and environmental indicators, recording data in the field are shown.

Keywords: digital laboratory, project activity, ecology, education, research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.