Научная статья на тему 'Школьная система республики Мордовия в годы Великой Отечественной войны: проблемы функционирования'

Школьная система республики Мордовия в годы Великой Отечественной войны: проблемы функционирования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ЗАКОН О "ВСЕОБУЧЕ" / ДЕТСКИЕ ДОМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НАРКОМАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ / МОРДОВСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеева Л. А.

В статье анализируется школьная система Мордовии в годы Великой Отечественной войны, рассматриваются проблемы всеобуча, подготовки педагогических кадров, учебно-воспитательная работа, проблемы национального образования (мордовской школы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная система республики Мордовия в годы Великой Отечественной войны: проблемы функционирования»

Матвеева Л.А. ©

Кандидат исторических наук, кафедра истории России,

Мордовский госуниверситет имени Н. П. Огарева

ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье анализируется школьная система Мордовии в годы Великой Отечественной войны, рассматриваются проблемы всеобуча, подготовки педагогических кадров, учебновоспитательная работа, проблемы национального образования (мордовской школы).

Ключевые слова: школа; закон о «всеобуче»; детские дома; педагогическое образование; учительские кадры; контингент учащихся; учебно-воспитательная работа; Наркомат просвещения; мордовская школа.

Keywords: school, law of universal education, orphanages, pedagogical education, teacher's shots, school enrolment, teaching and educational work, national commissariat of education, Mordovian school.

Прошло 70 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, составившей целую незабываемую эпоху в жизни народов России и всего человечества. В канун юбилея Победы весьма актуально всестороннее освещение истории страны и ее областей, сфер жизни общества того периода, включая и культурную жизнь. История культурного развития регионов в указанные годы представляет собой благодатный материал для военнопатриотического воспитания молодежи на современном этапе. В данной статье ставится следующая цель - раскрыть основные проблемы функционирования школьной системы в военные годы на примере Мордовии.

Гитлеровские войска нанесли огромный ущерб экономике Советского Союза. В годы войны трудный и изнурительный экзамен пришлось выдержать школьной системе Мордовии. Часть школ была занята под госпитали. Сокращение школьного фонда не просто порождало затруднения в работе школ, но и становилось препятствием в процессе осуществления закона о всеобщем обязательном обучении. По состоянию на 25 мая 1945 г., в Мордовии оставалось 7 школьных зданий, занятых под военные цели и другими организациями, причем, три из них (Ковылкинская школа глухонемых, Саранская школа № 14 и Майданская СШ) были заняты без разрешения СНК СССР [4, д. 642. л. 5]. Возвращение школьных зданий способствовало некоторому сокращению многосменности занятий, в частности, лучшему размещению учащихся младших классов.

В целях борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью и оказания практической помощи нуждающимся детям при исполкомах Советов были созданы комиссии по бытовому устройству детей, оставшихся без родителей. В 1941 г. из фронтовой и прифронтовой полосы в Мордовию прибыло в организованном порядке 3 175 детей, для размещения которых было создано и реорганизовано 14 детских домов и 12 детских интернатов. Кроме того, в детские дома республики из числа эвакуированных детей было направлено в одиночном порядке 850 человек [269, оп. 3, д. 607. л. 22]. За годы войны количество детских домов в республике увеличилось до 32. В них воспитывалось и обучалось более 8 000 детей, из которых 4 300 детей были эвакуированы из прифронтовой полосы [3, с. 71].

С начала войны предметом особой заботы стало сохранение школ на том уровне, который не только мог обеспечить потребности страны в целом и республики в частности, но

© Матвеева Л.А., 2015 г.

и стать основой дальнейшего совершенствования (развития) школьного дела. За годы войны сокращение общего количества учащихся в Мордовии составило более 40 тысяч человек. В 1940 г. в республике насчитывалось 1 277 школ. К последнему году войны в республике насчитывалось 1 303 школы [3, с. 53].

Война нарушила последовательное осуществление программы «всеобуча», заставила отсрочить введение обязательного всеобщего среднего образования и ограничиться задачей сохранения контингента учащихся общеобразовательной школы при осуществлении всеобщего начального обучения в сельской местности и неполного среднего в городах и рабочих поселках.

Закон о «всеобуче» за годы Великой Отечественной войны в Мордовии осуществлялся крайне неудовлетворительно, наблюдался большой «отсев» учащихся. Иногда большой «отсев» учащихся приводил к тому, что во многих районах было допущено закрытие однокомплектных классов в отдельных селах. В результате этого значительная часть детей этих сел оставалась вне школы. В итоге в годы войны численность учащихся 5 - 7 классов в школах Мордовской республики сократилась почти вдвое, в 8 - 10 классах - в три раза: в 1940 г. в Мордовии в первых насчитывалось 58 900 человек, а вторых - 16 800. В 1946 г. их количество составило уже 26 700 и 5 100 соответственно [5, оп. 6, д. 357. л.21]. Традиционно сокращение числа учащихся объясняли включением подростков и юношей в промышленное и сельскохозяйственное производство, а также «отсевом».

Среди специальных вопросов обеспечения «всеобуча» особое место занимала организация школ рабочий и сельской молодежи с 1943 г., так как большинство «отсеявшихся» являлись подростками, занятыми на производстве. В Мордовии с 1943 по 1946 гг. сеть ШРМ возросла с семи до одиннадцати [5, оп. 4, д. 599, л. 117].

Невыполнение «всеобуча» в нашем крае было связано с такими проблемами как недостаток и текучесть учительских кадров, неудовлетворительное состояние материальнотехнической базы школы и изменение работы школ в связи с военным временем.

Среди мероприятий по укреплению материальной базы школ первостепенное значение уделялось строительству школьных зданий. С начала войны и до конца 1943 - 1944 учебного года в Мордовии было построено и реконструировано 38 школ. Большое их количество было отремонтировано, и многие здания переоборудованы в них. Работа, как правило, осуществлялась силами общественности, учителей, учащихся старших классов [4, д. 417, л. 32, 83].

Большая работа предстояла по обеспечению школ учительскими кадрами. Многие учителя и преподаватели педагогических вузов и техникумов в первые дни войны были мобилизованы в Красную Армию. Среди учителей Мордовии, ушедших в годы Великой Отечественной войны на фронт, были и Герои Советского Союза. Такими, например, были Александр Андреевич Манин; Алексей Николаевич Цыцаркин [2, с. 320, 536].

В годы войны прилагалось много сил для обеспечения школ необходимым числом учителей. Подготовку учителей осуществляли: Мордовский государственный

педагогический институт, Саранский и Темниковский учительские институты,

педагогические училища, заочные отделения института и педучилищ. Подготовка кадров в средних специальных заведениях шла успешнее, чем в высших учебных заведениях, т. к. сроки обучения в них были короче и контингент учащихся составляла молодежь допризывного возраста. За четыре учебных года войны Мордовский пединститут, 8 педагогических училищ и учительские курсы республики подготовили 3 475 учителей. Только педагогические училища дали для начальных школ республики 1 952 специалиста и более 600 учителей было подготовлено в системе заочного обучения [3, с. 66].

В годы войны наряду с общими для всех страны задачами, школы Мордовии имели дело со специфическими проблемами, связанными с развитием национальной, в частности, мордовской школы. В 1940 г. во всех автономных республиках и областях, краях и областях Российской Федерации, на территории которых имелись нерусские школы, были составлены и утверждены планы коренизации нерусских школ, устанавливающие в зависимости от

конкретных условий очередность перевода обучения в 1 - 4, 5 - 7 и 8 - 10 классах нерусских школ на родной язык.

Еще в 1940 г. лишь в 1 - 4 классах всех типов мордовских школ республики обучение осуществлялось на родном языке, в 5 - 7 классах неполных средних и средних школ на родном языке обучались 60 % всех учащихся, а в 8 - 10 классах - только 14 % [4, д. 354, л. 6 - 7]. Не случайно, многие учащиеся по окончании начальных мордовских школ, где они обучались на родном языке, испытывали затруднения при дальнейшем обучении. Таким образом, почти отсутствовала связь между обучением в начальной школе и дальнейшим образованием в неполной и средней школах.

В целом, в большинстве автономных республик и областей, за исключением Татарской, Башкирской и Чувашской, планы коренизации школ, составленные и утвержденные еще в 1940 г., по которым предусматривалось к 1945 - 1946 учебному году завершить перевод обучения учащихся во всех школах и классах на родной язык и обеспечить преподавание родного языка и литературы вплоть до 10 класса, остались не выполненными. За годы войны темпы такого перевода значительно снизились, а в отдельных национальных республиках даже наметилась тенденция, направленная на ликвидацию ранее достигнутых успехов в этой области.

Великая Отечественная война наложила отпечаток на содержание учебновоспитательной работы в школах. Особое значение придавалось военному обучению детей. 17 сентября 1941 г. выходит постановление Государственного комитета обороны (ГКО) «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Этим постановлением предусматривалось ввести с 1 октября 1941 г. обязательное военное обучение мужчин в возрасте от 16 до 50 лет. Военный «всеобуч» в годы войны прошел восемь очередей и осуществил восемь выпусков. За 4 военных учебных года было подготовлено значкистов: БГТО - 41 718 человек, ГТО - 32 099, ГСО - 11 297. Военная подготовка учащихся юношей и девушек была отменена в августе 1946 г. [1, с. 58].

С первых дней войны произошло сокращение трудовых ресурсов в области сельскохозяйственного производства. Потребовалось принятие мер для восполнения убыли рабочей силы в сельском хозяйстве за счет вовлечения в него женщин, стариков, подростков, эвакуированного населения, временного привлечения рабочих, служащих и студентов города. 2 июля 1941 г. было принято постановление СНК СССР, в котором говорилось о привлечении учащихся к сельхозработам. Это постановление узаконило труд детей во время войны. Весной 1942 г. развернулось Всесоюзное соревнование среди пионеров и школьников по оказанию помощи колхозам и совхозам. В соревнование включились и школьники Мордовской республики. Летом 1942 г. работал 59 641 учащийся, выработавший 1 855 913 трудодней и 4 907 учителей с количеством выработанных трудодней - 181 206 [5, оп. 3, д. 688, л. 75].

Одними из основных мероприятий по перестройке работы школы в годы войны были: введение раздельного обучения мальчиков и девочек в НСШ и СШ (просуществовавшего до 1954 г.); введение цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся; отмена социалистического соревнования в школе.

Таким образом, перестройка работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий республики на военный лад, миграция населения и другие причины способствовали выпадению части детей школьного возраста из системы всеобуча, негативно сказались на состоянии грамотности всего населения Мордовской республики. Вследствие войны сократилось количество учащихся старших классов. В связи с введением всеобщего обучения с семилетнего возраста и учреждением школ рабочей и сельской молодежи расширились возможности охвата большего числа детей обязательным обучением. За годы войны в республике увеличилось количество школ (особенно начальных) по сравнению с довоенными показателями, несмотря на сокращение общего количества учащихся. Во время войны в учебных заведениях были проведены важные мероприятия, направленные на повышение качества учебно-воспитательной работы среди учащихся.

В годы Великой Отечественной войны школьная система Мордовии проявила свою подлинную интернациональную сущность, приняв в свои стены эвакуированных детей. Несмотря на трудности военного времени, общеобразовательные учреждения Мордовии выполнили поставленные перед ними чрезвычайно сложные задачи. Нельзя не отметить тот факт, что патриотическое сознание, воспитанное школой, широко проявилось и на фронте, и в тылу. Достаточно сказать, что 107 уроженцев Мордовии, бывшие выпускники данной школьной системы, стали Г ероями Советского Союза.

Литература

1. Глазунов Д. И. Комсомол в годы Великой Отечественной войны. - Саранск, 1957.

2. История Мордовии в лицах : библиограф. справ. - Саранск, 1997.

3. Нарядкина Л. А. Школьное образование в Мордовии : дис. канд. ист. наук. - Саранск, 2006. -328 с.

4. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). ф. Р. 464.

5. ЦГА РМ. ф. 269-П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.