Научная статья на тему 'Школьная баскетбольная лига "КЭС-баскет" как средство повышения мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой'

Школьная баскетбольная лига "КЭС-баскет" как средство повышения мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ БАСКЕТБОЛЬНАЯ ЛИГА "КЭС-БАСКЕТ" / SCHOOLCHILDREN / PHYSICAL EDUCATION / MOTIVE / MOTIVATION / KES-BASKET SCHOOL BASKETBALL LEAGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедловская Марина Владимировна, Кузнецова Елена Дмитриевна

Обоснована и опробована методика формирования мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой и спортом в процессе реализации проекта Школьная баскетбольная лига «КЭС-БАСКЕТ.» на основе создания системы педагогически организованного информационного воздействия. Определены основные пути формирования мотивации к занятиям физической культурой у школьников старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедловская Марина Владимировна, Кузнецова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOL BASKETBALL LEAGUE "KES-BASKET" AS A MEANS OF INCREASING THE MOTIVA TION OF STUDENTS TO EMPLOYMENTS BY PHYSICAL CULTURE

The methodology of the formation of motivation of high school students for physical education and sports during the implementation of the KES-BASKET School Basketball League project has been substantiated and tested, based on the creation of a pedagogically-organized information impact system. The main ways of forming motivation for physical education in high school students are determined.

Текст научной работы на тему «Школьная баскетбольная лига "КЭС-баскет" как средство повышения мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой»

УДК 796.323.2

ШКОЛЬНАЯ БАСКЕТБОЛЬНАЯ ЛИГА «КЭС-БАСКЕТ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

М.В. Дедловская, Е.Д. Кузнецова

Обоснована и опробована методика формирования мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой и спортом в процессе реализации проекта Школьная баскетбольная лига «КЭС-БАСКЕТ.» на основе создания системы педагогически организованного информационного воздействия. Определены основные пути формирования мотивации к занятиям физической культурой у школьников старших классов.

Ключевые слова: школьники, физическая культура, мотив, мотивация, Школьная баскетбольная лига «КЭС-БАСКЕТ».

Развитие государства, технического и технологического прогресса, стремление к материальным благам сформировала человека, не готового к разным изменениям в обществе, к активному образу жизни и самостоятельному принятию жизненно важных решений. Катастрофически ухудшается здоровье населения, особенно детей и молодежи. Физическая подготовленность населения имеет тенденцию к ухудшению.

В школе все сложнее сформировать мотивацию детей к занятиям физической культурой. Во дворе все реже собираются дети и подростки для прогулок с использованием подвижных игр. Подростки не могут себя занять подвижной деятельностью даже на новых спортивных площадках, если не имеют велосипед, самокат или еще какой-либо спортинвентарь. Прогрессия заболеваний опорно-двигательного аппарата как косвенный показатель понижения двигательной деятельности человека также влечет ухудшение функции сердечно-сосудистой системы, эмоционально-волевой сферы человека. Продолжающееся снижение интереса к физической культуре может иметь серьезные социальные последствия для населения страны.

В связи с этим в современных социокультурных условиях в первую очередь необходимо совершенствовать систему школьного физкультур -ного образования. Данная деятельность выдвигает перед педагогической наукой новые и ответственные задачи, связанные с научным обоснованием целей, содержания, средств и методов учебно-воспитательной работы. Одним из направлений в выполнении задач является формирование положительной устойчивой мотивации к занятиям физической культурой школьников, которая побуждала бы их к упорной, систематической деятельности. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной [ 3].

Таким образом, явно прослеживаются противоречия между необходимостью совершенствования системы школьного физкультурного образования и отсутствием четких последовательных действий в образовательных учреждениях, а также между вовлечением в процесс физкультурно-оздоровительной деятельности со стороны учителя физической культуры и отсутствием интереса к занятиям физической культурой у школьников, особенно в старших классах [5].

С учетом реально существующих противоречий, взяв во внимание разделы школьной программы, нами сформулирована проблема исследования, которая заключается в обосновании привлечения школьников к участию в чемпионате Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» как форма развития мотивации к занятиям физической культурой школьников 9-11-х классов [2].

Цель исследования: обоснование возможности участия во Всероссийских соревнованиях по баскетболу «КЭС-БАСКЕТ» как условие формирования мотивации к занятиям физической культурой старшеклассников.

Исследование опирается на труды ученых по теории и практике формирования мотивов деятельности в школьном возрасте (А.К. Маркова), в физкультурно-спортивной деятельности (Р.А. Пилояна), психологии физического воспитания (Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни), общей психологии (А.Н. Леонтьев.).

Мотив не только определяет поведение человека, но во многом обусловливает конечный результат его деятельности. Мотивированный человек более эффективно реализует любое дело, а главное, он способен на максимальную отдачу всех своих физических и духовных сил, если этого требует достижение поставленной цели. Особенно ярко это проявляется в занятиях физической культурой и спортом.

Мотивы отражают внутренние побуждения школьников, но непосредственным стимулом может явиться внешний фактор - совет учителя, товарищей, родителей, а при поверхностном анализе он может оказаться главным мотивом к занятиям физической культурой.

Сила мотивов, их стабильность, соответствие основным положительным установкам и ценностям ориентации личности -решающие условия целеустремленной высокоактивной и продуктивной деятельности школьника. Проблема мотивации спортивной деятельности является тем резервом, за счет которого мы сможем сделать качественный скачек в деле развития гармонически развитой личности [6].

Основным резервом формирования мотивации к занятиям физической культурой является активизация учебной деятельности школьников. Мы считаем, что повысить интерес школьников старших классов к занятиям физической культурой возможно. Для этого необходимо создать социально-педагогические условия, способствующие формированию мотивации к занятиям физической культурой.

Экспериментальной площадкой выбрана муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г. Бийска. Участниками эксперимента стали учащиеся школы в составе 28 чел. в возрасте 14-16 лет, группа баскетбольной школьной секции.

Для формирования мотивации старшеклассников к занятиям физической культурой была разработана и внедрена разработанная методика. Методика по формированию мотивации старшеклассников применялась на уроках физической культуры во время прохождения раздела «Спортивные игры: баскетбол», также в условиях внеурочных занятий - секции по баскетболу [2].

Первостепенно учащимся озвучивалась реальная цель - участие во Всероссийских соревнованиях по баскетболу ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ». Обязательные условия попадания в команду: прилежание, хорошая успеваемость, согласие родителей. Широкий спектр физкультурной работы в рамках школы позволяет учащимся эффективно решать задачи при достижении поставленной цели.

Эксперты отрасли физической культуры и экономики утверждают об успешности чемпионата Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ». Данный проект направлен на духовное и физическое воспитание подрастающего поколения, привитие мотивации к занятиям физической культурой. «КЭС-БАСКЕТ» основан на государственно-частном партнёрстве и в определённой степени решает вопросы улучшения материально-технической базы физического воспитания в средней школе [7].

В 2007 году проект «Чемпионат Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» был запущен в Пермском крае как краевой. Спонсором лиги выступила российская компания ЗАО «Комплексные энергетические системы», а школьная баскетбольная лига получила титульное название «КЭС-БАСКЕТ». Проект, помимо спортивной составляющей, был в первую очередь направлен на вовлечение как можно большего количества школьников в занятия физкультурой и спортом.

Цель проекта направлена на способствование гармоничному развитию личности и формированию устойчивой положительной жизненной ориентации у школьников [7].

Задачи проекта можно объединить в несколько групп:

- пропаганда вида спорта, создание системы школьных соревнований, повышение уровня мастерства игроков, команд и тренеров;

- воспитательная, патриотическая направленность. Мотивация к учебе и занятиям физической культурой и спортом;

- улучшение материально-технической базы общеобразовательных школ [7].

В процессе организации экспериментальной работы мы пришли к выводу, что для исправления положения и формирования у школьников

активного отношения к занятиям физической культурой необходимо создание системы педагогически-организованного информационного воздействия, которое включает в себя не только разные методы распространения информации, но множество способов ее применения в учебной деятельности. Целесообразно применять следующие информационные методы воздействия:

1. Специально разработанные памятки, содержащие информацию по организации комплекса домашних заданий для воспитания необходимых физических качеств: каждый член команды получал комплекс домашних заданий для воспитания отстающих физических качеств. Анализы опыта работы по физическому воспитанию педагогов и практиков показывает, что для этого необходимо разработать принципы, способные сформировать у школьников внутреннюю потребность в занятиях физической культурой, психологически подготовить их и к профессиональной деятельности, и социальным ролям. Промежуточные срезы для определения темпов прироста показателей развития запланированных физических качеств делались один раз в месяц и вносились коррективы (элементарные упражнения на развитие гибкости; силы (отжимания, подтягивания); координации (работа с теннисными мячами, баланс); прыгучести (прыжки на скакалке, приседания), общей выносливости (кроссовая подготовка) и т. д.

2. Агитационную информацию, оказывающую влияние на отношение школьников и их родителей к физической культуре: приглашение родителей на все матчевые встречи в качестве группы поддержки, собрания с учителями предметниками и администрацией школы для принятия совместного решения о сотрудничестве.

3. Представление информации по привитию школьникам и родителям медицинских и гигиенических знаний о физической культуре применения различных методов подготовки: комплексное планирование работы по подготовке команды (соблюдение режима дня, режима питания, восстановительные мероприятия (активный отдых, баня, прием витаминов).

Для изучения эффективности разработанной методики формирования мотивации к занятиям физической культурой проводился лонгитюдный эксперимент. В экспериментальной работе приняли участие 28 старшеклассников, расширенный состав школьной баскетбольной команды.

Перед началом эксперимента определялся исходный уровень развития мотивации школьников к занятиям физической культурой. Учащимся предлагалось оценить свое отношение к занятиям физической культурой, присвоив уровень своей заинтересованности данным видом деятельности: низкий, средний и высокий. Далее в практику учебно -воспитательного процесса внедрялась методика формирования мотивации

к занятиям физической культурой путем вовлечения учащихся в программу подготовки баскетбольной команды к участию во Всероссийских соревнованиях «КЭС-БАСКЕТ». В конце эксперимента проводилось итоговое тестирование с использованием той же методики (таблица).

Изменение мотивации к занятиям физической культурой у школьников 9-11-х классов

Уровень Начало эксперимента Конец эксперимента

Высокий 3 21

Средний 11 5

Низкий 14 2

N 28 28

Наше исследование имело психологическую и социологическую направленности. Как правило, предметом таких исследований выступает мотивационно-целевая сфера учащихся, их интерес к занятиям физической культурой, общественное мнение и другие близкие категории. При этом ведущим методом выступает изучение процентных отношений, что позволяет достаточно легко и наглядно оценивать протекающие процессы. Однако отсутствие чётких измеряемых параметров затрудняет доказательство достоверности происходящих изменений.

Существует простой и надёжный способ, позволяющий в подобных случаях значительно повышать статистическую значимость обрабатывае -мых данных. Речь идёт о расчёте процентного коэффициента [4]. Сравнение полученных в начале и в конце экспериментов показало наличие положительной динамики в формировании мотивации к занятиям физической культурой старшеклассников. Произведенные вычисления выявили статистическую значимость (р<0,05) произошедших в результате экспериментального изучения измерений.

Анализ полученных в ходе экспериментальной работы данных показывает, что целенаправленная, в данном случае участие в проекте «КЭС-БАСКЕТ», организация учебно-воспитательного процесса делает социально-педагогические условия формирования мотивации к занятиям физической культурой эффективными и более прогрессивными.

На основании данных, полученных в процессе проведенного эксперимента, нами установлено, что у учащихся отмечены изменения в положительную сторону по формированию мотива к занятиям физической культурой старшеклассников. Нами очерчены основные пути формирования мотивации к занятиям физической культурой у школьников 9-11-х классов.

Список и литературы

1. Белова Г.Б., Мосеева Л.И., Лобашова А.А. Баскетбол в системе физического воспитания старшеклассников общеобразовательной школы // Здравоохранение, образование и безопасность. 2018. № 2(14). С. 118-127.

2. Золотухина И.А., Мифтахов Т.Ф. Развитие баскетбола в физическом воспитании студенческой молодежи // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей II Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Наука и Просвещение, 2016. С. 146-148.

3. Карлагина В.Ю., Карась Т.Ю. Современные технологии проведения уроков по баскетболу в общеобразовательной школе // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2015. № 1. С. 66-72.

4. Крайник В.Л., Кузнецова Е.Д. Подготовка и защита студенческих научно-исследовательских работ. Барнаул: БГПУ, 2004. 170 с.

5. Новгородова М.В., Фонарев Д.В. Содержание физкультурного образования учащихся оборонно-спортивного класса // Профильная школа. 2011. № 5. С. 55-59.

6. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности: монография. М., 1984. 104 с.

7. Проект Чемпионат Школьной баскетбольной лиги КЭС-Б АСКЕТ сезона 2017-2018 года [Электронный ресурс]. URL: https:// президентские гранты.рф/public/application/item?id=99a44baf-2148-4d85-8113-fce92b78a9 Ь2 (дата обращения: 28.08.2017).

Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, доц., bmv300904@yandex.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Кузнецова Елена Дмитриевна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, helen.k72@mail.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет

THE SCHOOL BASKETBALL LEAGUE "KES-BASKET" AS A MEANS OF INCREASING THE MOTIVA TION OF STUDENTS TO EMPLOYMENTS BY PHYSICAL CULTURE

M.V. Dedlovskaya, E.D. Kuznetsova

The methodology of the formation of motivation of high school students for physical education and sports during the implementation of the KES-BASKET School Basketball League project has been substantiated and tested, based on the creation of a pedagogically-organized information impact system. The main ways of forming motivation for physical education in high school students are determined.

Key words: schoolchildren, physical education, motive, motivation, KES-BASKET school basketball league.

Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical science, associate professor, bmv300904@yandex. ru, Russia, Kazan, Volga state Academy of physical culture, sports and tourism.

Kuznetsova Elena Dmitrievna, candidate of pedagogical science, associate professor, head of Departmen, helen.k72@mail.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University

Reference

1. Belova G.B., Moseeva L.I., Lobashova A.A. Basketbol v sisteme fizicheskogo vospitaniya starsheklassnikov obshcheobrazovatel'noj shkoly // Zdravoohranenie, obrazovanie i bezopasnost'. 2018. № 2(14). S. 118-127.

2. Zolotuhina I.A., Miftahov T.F. Razvitie basketbola v fizicheskom vospitanii studencheskoj molodezhi // Psihologiya i pedagogika: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: sb. statej II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. G.Yu. Gulyaeva. Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2016. S. 146-148.

3. Karlagina V.Yu., Karas' T.Yu. Sovremennye tekhnologii provedeniya urokov po basketbolu v obshcheobrazovatel'noj shkole // Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire: problemy i resheniya. 2015. № 1. S. 66-72.

4. Krajnik V.L., Kuznecova E.D. Podgotovka i zashchita studencheskih nauchno-issledovatel'skih rabot. Barnaul: BGPU, 2004. 170 s.

5. Novgorodova M.V., Fonarev D.V. Soderzhanie fizkul'turnogo obrazovaniya uchashchihsya oboronno-sportivnogo klassa // Profil'naya shkola. 2011. № 5. S. 55-59.

6. Piloyan R.A. Motivaciya sportivnoj deyatel'nosti: monografiya. M., 1984. 104 s.

7. Proekt Chempionat Shkol'noj basketbol'noj ligi KES-BASKET sezona 2017-2018 goda [Elektronnyj resurs]. URL: https://prezidentskie granty.rf/public/application/item? id=99a44baf-2148-4d85-8113-fce92b78a9b2 (data obrashcheniya: 28.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.