Научная статья на тему 'Школьная адаптация в аспекте социального развития детей с тяжелыми нарушениями речи'

Школьная адаптация в аспекте социального развития детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев И. С.

Материалы представляют на рассмотрение состояние важной составляющей социального развития детей с тяжелыми нарушениями речи школьной адаптации. Охарактеризованы наиболее значимые позиции данной номинации с учетом специфических характеристик означенного контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная адаптация в аспекте социального развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

УДК 376.3

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

© 2019 И. С. Зайцев

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры дефектологии e-mail: zisll964@ mail. ru

Республика Беларусь, г. Минск, ГУО «Академия последипломного образования»

Материалы представляют на рассмотрение состояние важной составляющей социального развития детей с тяжелыми нарушениями речи - школьной адаптации. Охарактеризованы наиболее значимые позиции данной номинации с учетом специфических характеристик означенного контингента.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, предметно-практическое обучение, профориентационная работа, профессиональная адаптация.

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - значимая составляющая процесса социального развития означенной нозологической группы. Важный аспект социального развития - школьная адаптация. Процесс школьной адаптации, предъявляя качественно новые требования к психическому развитию индивида, не сводится к простому приспособлению к условиям образовательного процесса, а выдвигает необходимость формирования способности постигнуть наиболее значимые позиции обучения в школе.

Следует учесть, что отклонение от нормы в развитии любой из сторон речи ведет к задержке или недоразвитию других, обусловливая тем самым необходимость специальной организации обучения. Одним из условий школьной адаптации является готовность ребенка к обучению грамоте. Дети с ТНР такой готовностью не обладают, поскольку этому препятствуют несформированность фонематических представлений и пробелы лексико-грамматического развития, проявляющиеся в бедности словаря. Состояние развития устной и письменной речи находится в прямой взаимозависимости. Характерным является недостаточное умение пользоваться приемами словообразования, ошибки при образовании оттенков слов. Наиболее часто нарушается согласование и управление, отмечается неправильное употребление предлогов, наблюдается бедность синтаксических конструкций, отставание в развитии связной речи. Для данной категории присуща недостаточно развитая направленность на различение не только звуковых, но и морфологических элементов слова, его грамматических форм. При поступлении в школьное учреждение для детей с ТНР необходима специальная система коррекционного обучения, разработанная с учетом перечисленных недостатков речевого развития. В этот период эффективным является правильная организация предметно-практического обучения.

Предметно-практическое обучение значимо для коррекции развития различных сторон психической деятельности детей с ТНР в процессе совершенствования их школьной адаптации. Предметно-практическое обучение предполагает как приобретение определенных умений и навыков, так и развитие личности ребенка в целом. Ведущим направлением предметно-практического обучения является формирование правильной структуры продуктивной деятельности у детей в процессе занятий, связанных с трудовой деятельностью. Осуществление ребенком продуктивной деятельности в коллективных условиях приводит к неизбежному возникновению

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

личностных мотивов общения. Предметно-практическое обучение имеет формирующее значение в развитии познавательных способностей и социальной активности.

Эффективным является введение трудовых операций в педагогический процесс, что отвечает требованиям реабилитации лиц с ТНР и является важнейшим звеном в системе социального развития. Необходимо уделять больше внимания трудовому обучению школьников для становления личности через знакомство с трудом взрослых (экскурсии; игры, отражающие трудовые взаимоотношения взрослых; организация хозяйственно-бытового труда).

Одной из основных задач учебного процесса для детей с ТНР является изучение индивидуальных особенностей означенной категории для оказания помощи в выборе будущей профессии [Зайцев 2008]. При подготовке учащихся к выбору профессии необходимо учитывать их возможности, специфику, степень компенсированности дефекта, личностные качества. Для учащихся необходимо определение наиболее оптимальных видов трудовой деятельности, соблюдение дифференцированного подхода с учетом речевых и психических особенностей детей.

Правильный выбор профессии - важное условие социального становления личности, что ставит перед школой задачу оказания помощи ученикам в решении данного вопроса. Это подчеркивает необходимость правильной социальной ориентации молодежи. Задача школы - помочь учащемуся выбрать профессию в соответствии со своими психофизическими возможностями, что еще раз свидетельствует о важности создания системы обоснованной профориентации учащихся с ТНР. Целенаправленная профориентационная работа будет способствовать выработке у учащихся жизненных планов. Главные направления профориентационной работы: формирование профессиональных интересов, знакомство с широким кругом профессий, ориентировка учащихся в системе профессионально важных качеств личности. Профориентационная работа должна начинаться уже в первом классе с ознакомления детей с миром профессий.

В старших классах знания учащихся о конкретных профессиях углубляются на уроках трудового обучения, на занятиях факультативов и кружков. Для адекватного выбора будущей профессии необходим строгий учет личностных особенностей индивида. Большое внимание должно уделяться индивидуальной профориентационной работе со старшеклассниками. Интересным представляется опыт заключения договоров между специальными общеобразовательными школами и предприятиями, на которых предусматривается выполнение школьниками определенных работ на производстве, что конкретизирует профессиональную ориентацию и помогает учащимся осознать социально-ценностную направленность своего труда. Профилактикой неудач в социальном развитии лиц с ТНР является работа по детальному изучению потребностей предприятий и возможностей трудоустройства выпускников школы.

Трудоустройство и профессиональная адаптация - составляющие процесса социального развития. Правильный выбор профессии строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, т.е. большое значение имеет индивидуальный подход в образовательном процессе. Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с ТНР осуществляется на основе данных педагогического изучения указанной категории. Центральное место в изучении принадлежит выявлению состояния речи индивида на данном этапе его развития. Между тем очевидна значимость изучения и психологических особенностей личности, что способствует построению эффективного педагогического процесса, тем более что имеется своеобразие психического развития детей при расстройствах речи [Зайцев 2018]. Для организации педагогического процесса необходимо знать отношение индивида к окружающим, коллективу, к самому себе. Формирование личности ребенка с ТНР

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)

Зайцев И. С. Школьная адаптация в аспекте социального развития

детей с тяжелыми нарушениями речи

может проводиться так же, как и формирование личности нормально говорящего, если педагог будет правильно направлять процесс формирования межличностных отношений. Оценка и оценочные суждения педагога играют огромную роль в становлении и межличностных отношений, и личности в целом.

В практике обучения и воспитания детей с ТНР имеются возможности для улучшения состояния коррекционно-воспитательной работы. Одна из таких возможностей - в правильной организации сотрудничества между педагогом и родителями, что служит повышению эффективности коррекционной работы, так как является средством достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для развития индивида.

В целом, рассматривая особенности школьной адаптации при ТНР с позиции социального развития, необходимо исходить из учета ведущего дефекта - нарушения общения, лежащего в основе своеобразия становления межличностных отношений, которые, в свою очередь, определяют и задают условия взаимодействия и сотрудничества в коллективе, то есть намечают социальную линию поведения. В структуре школьной адаптации исключительно существенными представляются готовность к овладению грамотой, правильное предметно-практическое обучение, подготовка к профессиональной адаптации.

Библиографический список

Зайцев И.С. Профилактика и коррекция социальной дезадаптации детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи. Минск: А.Н. Вараксин, 2008. 248 с.

Зайцев И.С. Специальная психология. Логопсихология: учеб. пособие. Минск: Зорны Верасок, 2018. 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.