Научная статья на тему 'Школа журналистов с экономической специализацией как механизм формирования инновационного мышления в сфере экономики'

Школа журналистов с экономической специализацией как механизм формирования инновационного мышления в сфере экономики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА ЖУРНАЛИСТОВ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / АНТИИННОВАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ / ЖУРНАЛИСТИКА / ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / THE SCHOOL OF JOURNALISTS WITH ECONOMIC SPECIALIZATION / INNOVATIVE THINKING / ANTIINNOVATION BARRIERS / JOURNALISM / FUNCTIONS OF JOURNALISM / PEDAGOGICAL JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дмитровская Т.В.

Сегодня формирование инновационного механизма становится первоочередной задачей страны, поскольку создание такого механизма позволяет быстрее стать на инновационный путь развития. Важную роль в этом процессе должны занять журналисты с экономической специализацией, которые смогут сформировать грамотного потребителя с позитивным отношением к инновациям и решить проблему анти-инновационных барьеров. В статье дается понятие инновационного мышления и его основных характеристик, обозначены анти-инновационные барьеры, препятствующие внедрению инноваций. Речь идёт о школе журналистов-экономистов, способных выступать в качестве механизма формирования инновационного мышления. Рассмотрены функции журналистики с точки зрения инновационной деятельности, затронута идея педагогической журналистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOL OF JOURNALISTS WITH ECONOMIC SPECIALIZATION AS A MECHANISM OF FORMATION OF INNOVATIVETHINKING IN THE SPHERE OF ECONOMY

Today, the formation of an innovative mechanism becomes a priority for the country, since the establishment of this mechanism makes it easier to become an innovative way of development. An important role in this process must play journalists with economic specializing, which can form a competent consumer with a positive attitude to innovation and solve the problem of anti-innovation barriers. The article presents the concept of innovative thinking and its key features are indicated by the anti-innovation barriers to innovation. We are discussing the school journalists and economists who can act as a mechanism for the formation of innovative thinking. We denote the functions of journalism in terms of innovation, the idea of pedagogical journalism

Текст научной работы на тему «Школа журналистов с экономической специализацией как механизм формирования инновационного мышления в сфере экономики»

УДК 330.34

Т.В. ДМИТРОВСКАЯ

аспирант, Орловский государственный институт экономики и торговли E-mail: vikta@ro.ru

UDC 330.34

T.V. DMITROVSKAYA

Graduate student, Orel State of Economy and Trade

E-mail: vikta@ro.ru

ШКОЛА ЖУРНАЛИСТОВ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

THE SCHOOL OF JOURNALISTS WITH ECONOMIC SPECIALIZATION AS A MECHANISM OF FORMATION OF INNOVATIVETHINKING IN THE SPHERE OF ECONOMY

Сегодня формирование инновационного механизма становится первоочередной задачей страны, поскольку создание такого механизма позволяет быстрее стать на инновационный путь развития. Важную роль в этом процессе должны занять журналисты с экономической специализацией, которые смогут сформировать грамотного потребителя с позитивным отношением к инновациям и решить проблему анти-инновационных барьеров. В статье дается понятие инновационного мышления и его основных характеристик, обозначены анти-инновационные барьеры, препятствующие внедрению инноваций. Речь идёт о школе журналистов-экономистов, способных выступать в качестве механизма формирования инновационного мышления. Рассмотрены функции журналистики с точки зрения инновационной деятельности, затронута идея педагогической журналистики

Ключевые слова: школа журналистов с экономической специализацией, инновационное мышление, антиинновационные барьеры, журналистика, функции журналистики, педагогическая журналистика.

Today, the formation of an innovative mechanism becomes a priority for the country, since the establishment of this mechanism makes it easier to become an innovative way of development. An important role in this process must play journalists with economic specializing, which can form a competent consumer with a positive attitude to innovation and solve the problem of anti-innovation barriers. The article presents the concept of innovative thinking and its key features are indicated by the anti-innovation barriers to innovation. We are discussing the school journalists and economists who can act as a mechanism for the formation of innovative thinking. We denote the functions of journalism in terms of innovation, the idea of pedagogical journalism

Keywords: the school of journalists with economic specialization, innovative thinking, antiinnovation barriers, journalism, the functions of journalism, pedagogical journalism.

В настоящее время Россия находится в сложной экономической ситуации, требующей государственной поддержки и контроля. Мировой экономический кризис повлек за собой сокращение средств, выделяемых малым бизнесом на инновации, тем самым замедлив развитие инновационной системы, в то время как переход экономики на инновационную социально ориентированную модель позволяет решить ряд проблем и достигнуть таких важных целей долгосрочного развития страны, как обеспечение высокого благосостояния граждан и усиление роли геополитического лидера. Для осуществления столь значимых планов необходимо формирование инновационного механизма, в котором немаловажную роль занимает квалифицированная рабочая сила.

Однако стоит отметить, что здесь мы сталкиваемся с рядом проблем, главной из которых является отсутствие комплексного подхода. Наблюдается низкий уровень предпринимательской активности в инновационной сфере: ни частный, ни государственный секторы

не проявляют должного интереса к внедрению инноваций. И хотя в России достаточно высокий уровень людей с высшим и дополнительным профессиональным образованием, сохраняется проблема по достижению надлежащего качества.Кроме того, существует острая проблема неразвитости инновационного мышления у граждан [3].

Инновационное мышление является важным условием перехода экономики на инновационный путь, поскольку предполагает формирование грамотного потребителя с позитивным отношением к инновациям и готового к инновационной деятельности. Способность быстро реагировать на изменения на рынке и адаптироваться к новым условиям дает ключевые преимущества не только конкретному специалисту, но и экономике в целом, поскольку позволяет быстрее включаться в инновационный процесс.

Как отмечают А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало, под инновационным мышлением понимается мышление, направленное на обеспечение инновационной деятель-

© Т.В. Дмитровская © T.V. Dmitrovskaya

ности, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях, характеризующееся как творческое, научно-теоретическое, социально позитивное, конструктивное, преобразующее, практичное [4].

В.П. Делия выделяет следующие характеристики инновационного мышления:

- неразрывная связь с деятельностью;

- направленность на создание объективно нового;

- способность решать практические проблемы;

- социально позитивное явление.

Также необходимо отметить, что инновационное мышление предполагает отхождение от мышления стандартными категориями. Сегодня для большинства людей существует проблема свободного мышления, отсутствует мотивация для инновационного поведения. И хотя инновационное мышление становится востребованным, оно не получает достаточного отклика у граждан в связи с рядом барьеров.

Можно выделить несколько антиинновационных барьеров:

1. Стереотипное мышление - желание действовать в рамках повторения уже известного процесса, а не создания нового.

2. Отсутствие творческого начала - предполагает доминирование конформизма, нежелание выделяться среди других людей в своих суждениях и поступках.

3. Боязнь неудачи - в основе любых инноваций лежит риск. Инновационный процесс невозможен, если боязнь ошибиться сильнее мотивации. Отсюда вытекает следующая проблема.

4. Отсутствие мотивации - мотивация инновационного процесса является важным рычагом воздействия на человека в целях достижения инновационного развития, поскольку слабо выраженная мотивация препятствует функционированию инновационной деятельности общества, а соответственно и инновационному механизму в целом.

5. Психологические барьеры - подразумевают неуверенность человека в себе, своих силах и боязнь оказаться «белой вороной».

Таким образом, идея инновационного мышления включает в себя три важные составляющие: интеллект и знания человека, созидание нового, нацеленность на высокий конечный результат (рис. 1).

в Ииковию юняос Д

V мьщщекнг I

Творчески

ориентированный, увереюшП в себе + Готовность К СОЧ11ДГИППО + Мотивация

человек

Рис.1. Основные составляющие инновационного мышления.

Само по себе инновационное мышление не возникает, оно проявляется только в благоприятной к инновационной деятельности среде, поэтому формирование соответствующего мышления должно осуществляться на всех уровнях образования. И ведущую роль здесь может занять журналист с экономической специализацией, поскольку такая школа журналистов способна выступать в качестве механизма формирования инновационного мышления в сфере экономики.

Компонентами данного механизма выступают: инновационный интерес, который будет соответствовать внутренней мотивации; экономическая культура, подразумевающая наличие базисных знаний и психоэмоциональные качества человека, определяющие его инновационное мышление и специфику реакций на инновации.

Журналистику можно определить как сложную социальную систему, предназначенную для удовлетворения потребностей социума в ориентации в окружающем мире и формирования единого общественного мнения через оперативный поиск, переработку и дискретную передачу актуальной социальной информации с помощью специализированных (технически оснащённых) коммуникационных средств или каналов (печать, радио, телевидение, Интернет и других - кино, театр, книгопечатание и т.д.).

А.Л. Дмитровский выделяет следующие функции журналистики [2]:

1. Генеральная: устранение избыточных мнений и формирование единых картины мира и образа жизни граждан.

2. Основная(1): отражение окружающей действительности.

3. Основная(2): обсуждение актуальных социальных проблем и поиск единых, приемлемых для общества, путей их решения.

4. Основная(З): осмысление окружающей действительности в плане поиска сущности и места современника в мире

5. Дополнительная (1): археометрическая.

6. Дополнительная(2): развлечения.

Таким образом, журналистика позволяет решить проблему анти-инновационных барьеров. Ее функция отражения осуществляется посредством мониторинга рынка имеющихся инноваций. Именно журналистика предоставляет возможность широкого освещения инновационной сферы, делая ее публичной, общедоступной и соответственно понятной простому обывателю.

Функция осмысления проявляется в отборе приемлемых инноваций. Журналистика может давать критерии, в соответствии с которыми инновации будут приниматься или отторгаться. Здесь важную роль играет ментальность и понимание ценностных предпочтений. Как правило, позитивные нововведения находят отклик, а негативные отклоняются. На журналистов возложена просветительская миссия, они должны объяснить пользу тех или иных технологий.

Если обратиться к истории нашей страны, то можно встретить немало примеров, когда стереотипное мышление мешало продвижению идей в массы. Журналистика ломает стереотипы, прививает нужные образцы поведения и систему ценностей, развивает традиции отечественного бизнеса (например, НЭП, Столыпинская реформа, реформы Сперанского, Косыгина).

Кроме того, журналистика позволяет обсуждать конкретные проекты и за счет социального диалога формировать публичную среду, дающую в качестве главно-

го преимущества - привычность, узнаваемость.

Т.Е. Денисович, обосновывая такое понятие, как педагогическая журналистика, называет ее основной идеей формирование у различных слоев населения знания и веры в то, что образование - это мощный фактор жизнеобеспечения каждого человека, государства и общества.Действительно, авторы различных изданий оказывают серьезное воздействие на мировоззрение и судьбы людей, обсуждая проблемы образования и просвещая массы. Этим обозначается менталеобразующая миссия педагогической журналистики [1].

То же можно сказать и о сфере инноваций. Журналист, обладая властью над умами и чувствами людей, может выявлять общественные потребности и дифференцировать их, обозначать возможные и невозможные пути их удовлетворения. Более того, у него есть все рычаги давления на читателя, за счет чего появляется возможность созидать и разрушать идеалы, формировать мнения, демонстрировать различные линии и стили поведения. Но для успешного воздействия на аудиторию журналисту необходимо ориентироваться в тенденциях развития общества и чувствовать ответственность за результаты своей деятельности. Так, если мы говорим о проблеме освещения и внедрения инноваций в массовое сознание, необходимо подготовить журналистов, обладающих необходимыми знаниями и чувствующих острую необходимость создания инновационного механизма.

И здесь вновь встает вопрос о школе журналистов с экономической специализацией, «заточенных» на конкретную сферу. Речь идет об узкой группе специалистов, получивших необходимый набор знаний и умений, делающих их профессионалами в данной области. Появление журналистов-экономистов позволит создать новую отрасль знаний, основанную на синергетике экономики и журналистики.

На государственном уровне это уже находит воплощение в так называемом «социальном образовании», действующем в рамках «социального заказа». В современном, динамично развивающемся социуме ориентация на человека и учёт неоднородности общества выводит на новый уровень образование с точки зрения его политического, экономического, социального и духовного осмысления. При этом системообразующей предпосылкой цивилизации становится развитие социального образования, в основе содержания и организации которого лежит открытый социальный диалог личности и общества. Во время этого диалога и происходит обмен новых знаний и технологий, а также продвижений инноваций.

Специфика СМИ в системе социального образова-

ния заключается в том, что они обеспечивают не просто взаимодействие между индивидами, а между ними как личностями, тем самым поднимая индивида до уровня личности. СМИ обращаются к индивиду как к действующему социальному субъекту, то есть как к участнику тех или иных видов социальной деятельности, а в нашем случае участнику инновационного процесса. Это не просто взаимодействие одного человека с другим. Это общение в масштабе общества, а также больших социальных групп, рассредоточенных на значительном пространстве, информационное взаимодействие между этими группами. Таким образом, по сути своей речь идет о массовом взаимодействии, массовом общении.

Стоит отметить, что возрастание роли инновационного механизма как движущей силы развития страны через просвещение массы будет достигаться, в том числе, за счет мотивации. Понимая значимость и даже выгодность инноваций, аудитория сможет включиться в инновационный процесс. Это позволит обеспечить социально значимые виды деятельности, обогатить социальную среду новыми знаниями и разрушить стереотипы, мешающие принятию и продвижению инноваций.

Сегодня инновационная сфера отличается масштабностью и по количеству людей, вовлеченных в неё, и по горизонтальным и вертикальным уровням ее организации, и по направлениям деятельности. Она обеспечивает современному человеку непрерывность личностного роста, в котором он нуждается практически всю жизнь. В XXI веке именно образование является одним из условий его успеха, самоопределения и самовыражения. За последние годы значительно увеличено финансирование за счет средств государства фундаментальной науки, созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций, включающие Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды. Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализовывается финансовая поддержка инновационных программ вузов. Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, а также по поддержке кооперации вузов с предприятиями и дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры. Продолжается работа по формированию национальных исследовательских центров.

От того, какую позицию займут средства массовой информации и конкретные журналисты в этом процессе, во многом зависит результат преобразования нашей страны. А это, в свою очередь, зависит от того, каких журналистов подготовят учебные заведения.

Библиографический список

1. Денисович Т.Е. Педагогическая журналистика: Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2009. 144 с.

2. Дмитровский А.Л. Экзистенциальная теория журналистики: попытка метатеории // Знак: проблемное поле медиаобразо-вания. 2012. №2 (10).

3. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года[эл. документ]. Режим доступа: http://mgimo.ru

4. Понятие инновационного мышления //Усольцев А.П., Шамало Т.Н.//Педагогическое образование в России. 2014. №1 [эл. документ]. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-innovatsionnogo-myshleniya

5. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике// Газизуллин Ф. Г., Газизуллин Н.Ф.,Газизуллин Т.Н.// Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43)[эл.документ]. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4160

References

1. Denisovich T.E. Pedagogical journalism: Schoolbook. M.: FORUM, 2009. 144 p.

2. DmitrovskijA.L. Existential theory ofjournalism: attempt of metatheory // The sign: problem field of media education. 2012. №2

(10).

3. Approving the strategy of innovative development of the Russian Federation for the period 2020 [el.document]. Access mode: http://mgimo.ru

4. The concept of innovative thinking //Usoltsev A.P., Shamalo TN.//The teacher education in Russia. 2014. №1 [el.document]. Access mode: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-innovatsionnogo-myshleniya

5. The problem of modernization and transition to innovative economy// Gazizullin F.G., Gazizullin N.F., Gazizullin TN.// Problems of modern economy. 2012. № 3 (43) [el.document]. Access mode: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.