© Н.Е.Филиппов, И.М. Игнатина, 2012
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ
Н.Е. Филиппов, докт. мед. наук, И.М. Игнатина
Ивановский медицинский колледж E-mail: administrative@imk37.ru
Представлен опыт организации работы Школы здоровья для больных сахарным диабетом. Предлагаются темы, формы и методы занятий, обсуждается роль среднего медицинского персонала и медицинских колледжей в работе Школы.
Ключевые слова: Школа здоровья, сахарный диабет, сестринская педагогика, обучение пациентов.
Один из приоритетов современного здравоохранения - профилактическое направление медицинской помощи. Обучение пациентов относится к числу перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи.
Самое активное участие в реализации этого направления должен принимать средний медицинский персонал, так как одним из элементов сестринского ухода является сестринская педагогика, а сестринская педагогика и есть не что иное, как реализация методов обучения пациентов профилактике заболеваний.
На базе Ивановского медицинского колледжа уже несколько лет работает Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом (СД). Руководит Школой преподаватель сестринского дела с высшим сестринским образованием. Работа ведется совместно с городским эндокринологическим центром, организованным на базе одной из городских больниц.
Цель нашей работы, как и работы любой Школы здоровья, - формирование у пациентов определен-
ного типа поведения, которое бы совпало с санитарными и медицинскими нормами, что в конечном счете приведет к поддержанию здоровья и уменьшению влияния неблагоприятных факторов. Задачами обучения в Школе здоровья являются оказание помощи пациентам в организации здорового образа жизни и повышение качества жизни, что будет способствовать профилактике осложнений основного заболевания. Предоставление информации о своем заболевании, обучение методам самоконтроля и приемам самопомощи позволит сформировать у пациента адекватное отношение к своему заболеванию. Пациенты учатся вести себя так, чтобы СД стал для них образом жизни, а не болезнью. Для этого они должны быть знакомы с особенностями СД, уметь распознавать признаки ухудшения своего состояния, владеть методами самоконтроля и оказания самопомощи, техникой введения инсулина, знать особенности питания при СД.
На 1-м этапе своей работы мы определили тематику занятий. Тем было 6: что такое СД; питание; жизнь с инсулином; методы самоконтроля; приемы самопомощи при возможных осложнениях; образ жизни.
На следующем этапе были определены место и время занятий, удобные для пациентов. Работа Школы здоровья организована по субботам на базе эндокринологического отделения одной из городских больниц - клинической базы колледжа. Темы занятий продублированы таким образом, чтобы пациентам было удобно выбрать одну из суббот. Пациенты, которые выписываются из больницы, также имеют возможность посещать Школу.
Затем определяются методы и стратегия обучения. Это могут быть лекция, работа в малых и больших группах, ролевая игра, представление типичного случая из практики, игры, домашнее чтение, видеофильмы и презентации, экскурсии. Для облегчения работы было создано необходимое методическое обеспечение.
Для каждой темы были разработаны лекции, которые пациент может взять с собой и прочесть самостоятельно. 2-я, 3-я и 4-я темы сопровождаются
показом презентаций и работой в малых группах. По 5-й теме показывается видеофильм, после просмотра которого материал закрепляется в процессе ролевой игры, когда пациенты отрабатывают основные методы самопомощи. Практически для каждой темы разработаны листовки, брошюры и памятки, что позволяет больным самостоятельно повторить и закрепить материал: имеются брошюры для родственников пациентов. 6-е занятие проводится в виде экскурсии в городской эндокринологический центр. Во время экскурсии пациенты не только знакомятся с новым материалом, но и закрепляют знания, полученные ранее.
К работе в Школе здоровья активно привлекаются студенты выпускных групп колледжа. Они под контролем преподавателя разыгрывают определенные ситуации, связанные с СД, вместе с пациентами анализируют их, обучают пациентов отдельным техническим приемам. При этом достигаются 2 результата: каждому пациенту уделяется гораздо больше внимания, а студенты получают опыт прямого общения с больным, развивают и закрепляют ранее полученные навыки.
Оценка эффективности работы Школы здоровья проводится несколькими методами. Во-первых, это - стандартное анкетирование пациентов (в анкету входят вопросы о значимости и необходимости занятий). Во-вторых, это научно-исследовательская работа студентов, которая позволяет оценить состояние пациентов, посещавших и не посещавших Школу, сравнить развитие наиболее частых осложнений СД в этих группах. Согласно результатам работы, у пациентов, посещавших занятия в Школе здоровья, реже ухудшается состояние, реже наблюдаются осложнения СД, в том числе «диабетическая стопа».
Опыт данной работы был представлен на Всероссийском конкурсе достижений медсестер в профилактике и оказании помощи пациентам с хроническими заболеваниями, организованном Ассоциацией медицинских сестер России; работа заняла 3-е место.
Хронические заболевания, в том числе СД, -одна из важнейших социальных и медицинских
проблем современности. Обучение пациентов в Школе здоровья реально дает им возможность получить знания и умения, которые помогают улучшить качество жизни и повысить эффективность лечения. Работа нашла применение в деятельности средних медицинских работников различных клиник.
Таким образом, медицинские колледжи могут стать реальными базами для организации работы в школах здоровья по профилактике хронических заболеваний.
Рекомендуемая литература
Астамирова Х., Ахманов М. Настольная книга диабетика. - М. - СПб: Нева, Олма-Пресс, 2008.-230 с.
Дедов И.И., Балаболкин М.И., Клебанова Е.М. Современные аспекты патогенеза, классификации, диагностики и лечения сахарного диабета. - М.: Гарантъ, 2005. - 165 с.
Дедов И.И. Терапевтическое обучение больных с сахарным диабетом. - М.: Реафарм, 2004. - 200 с.
Манаков Л.Г., Нарышкина С.В., Дроздова Е.А. Обучение больных с сахарным диабетом // Материалы III Всероссийского диабетологического конгресса. - М., 2004. - 780 с.
Туркина Н.В., Николаева Ю.В. Больные с синдромом диабетической стопы: школа здоровья // Медицинская сестра.- 2011; 5: 3-8.
Эрдниева Е.Д., Туркина Н.В., Петрова Л.И. Организация сестринского процесса в диабет-школах // Труды III Международной научно-практической конференции «Сестринское образование в XXI веке. Медико-социальное значение развития сестринского дела. Проблемы и перспективы». - СПб., 2006.
ORGANIZATION OF THE WORK OF HEALTH SCHOOL FOR DIABETIC PATIENTS
N.E. Filippov, MD, I.M. Ignatina
Ivanovo Medical College
The paper describes the experience in organizing the work of a health school for patients with diabetes mellitus, proposes the topics, forms and methods of studies, and discusses the role of middle-level medical personnel and medical colleges in the work of the school.
Key words: health school, diabetes mellitus, nursing pedagogy, patient education.