Научная статья на тему 'ШКОЛА ЮНОГО ПЕДАГОГА КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ'

ШКОЛА ЮНОГО ПЕДАГОГА КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИК / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Ольга Алексеевна

В статье представлен опыт практической деятельности на базе педагогического вуза по созданию условий для профессионального и образовательного самоопределения школьников. На основании анализа растущей потребности высших учебных заведений в организации системной работы с обучающимися в системе непрерывного образования сформулирован комплекс задач, которые могут быть решены в неформальных объединениях школьников на базе профессиональных образовательных организаций. Задачи работы вуза с потенциальными абитуриентами соотнесены с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования в контексте формирования активной субъектной позиции выпускников школ по отношению к собственной образовательной траектории. Дана характеристика групп просветительских, диагностических, коррекционно-развивающих методов и различных форм работы, направленных на повышение уровня готовности старшеклассников к обоснованному выбору профессии. Предоставлена информация об апробированной системе работы со школьниками, ориентированной на стимулирование их интереса к сфере педагогической деятельности. На основе опроса участников Школы юного педагога дана оценка эффективности использования комплекса профориентационных методов работы для оказания помощи учащимся в выборе собственного профессионально-образовательного направления. Сделан прогноз относительно возможного влияния данной деятельности на адаптацию будущих студентов к условиям профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL OF A YOUNG TEACHER AS AN ORGANIZATIONAL FORM OF VOCATIONAL GUIDENCE WORK OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY WITH HIGH SCHOOL STUDENTS

The article presents the experience of practical activities on the basis of a pedagogical university to create conditions for professional and educational self-determination of schoolchildren. The article analyzes the growing demand for higher education institutions to organize systematic work with students in the continuous learning system based on the requirements of the federal state educational standard, and formulates a set of tasks that can be solved in informal associations of schoolchildren on the basis of professional educational organizations. The article presents the characteristics of groups of educational, diagnostic, correctional and developmental methods and various forms of work aimed at increasing the level of readiness of high school students to reasonable choice of profession, stimulating their interest in the field of pedagogical activity. Based on a survey of participants of the School of a young teacher, an assessment of the effectiveness of using these methods of activity to help students choose their own professional and educational direction is given. A forecast is made regarding the possible impact of this activity on the adaptation of future students to the conditions of vocational training.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА ЮНОГО ПЕДАГОГА КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ»

Образовательные системы и технологии

УДК 37.048.45+ 331.548

О. А. Беляева

(г.Ярославль)

ШКОЛА ЮНОГО ПЕДАГОГА КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

SCHOOL OF A YOUNG TEACHER AS AN ORGANIZATIONAL FORM OF VOCATIONAL GUIDENCE WORK OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY WITH HIGH SCHOOL STUDENTS

В статье представлен опыт практической деятельности на базе педагогического вуза по созданию условий для профессионального и образовательного самоопределения школьников. На основании анализа растущей потребности высших учебных заведений в организации системной работы с обучающимися в системе непрерывного образования сформулирован комплекс задач, которые могут быть решены в неформальных объединениях школьников на базе профессиональных образовательных организаций. Задачи работы вуза с потенциальными абитуриентами соотнесены с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования в контексте формирования активной субъектной позиции выпускников школ по отношению к собственной образовательной траектории. Дана характеристика групп просветительских, диагностических, коррекционно-развивающих методов и различных форм работы, направленных на повышение уровня готовности старшеклассников к обоснованному выбору профессии. Предоставлена информация об апробированной системе работы со школьниками, ориентированной на стимулирование их интереса к сфере педагогической деятельности. На основе опроса участников Школы юного педагога дана оценка эффективности использования комплекса профориентационных методов работы для оказания помощи учащимся в выборе собственного профессионально-образовательного направления. Сделан прогноз относительно возможного влияния данной деятельности на адаптацию будущих студентов к условиям профессионального обучения.

Ключевые слова: старшеклассник, непрерывное обучение, профессиональное самоопределение, методы профессиональной ориентации.

The article presents the experience of practical activities on the basis of a pedagogical university to create conditions for professional and educational self-determination of schoolchildren. The article analyzes the growing demand for higher education institutions to organize systematic work with students in the continuous learning system based on the requirements of the federal state educational standard, and formulates a set of tasks that can be solved in informal associations of schoolchildren on the basis of professional educational organizations. The article presents the characteristics of groups of educational, diagnostic, correctional and developmental methods and various forms of work aimed at increasing the level of readiness of high school students to reasonable choice of profession, stimulating their interest in the field of pedagogical activity. Based on a survey of participants of the School of a young teacher, an assessment of the effectiveness of using these methods of activity to help students choose their own professional and educational direction is given. A forecast is made regarding the possible impact of this activity on the adaptation of future students to the conditions of vocational training. Key words: high school student, continuous training, professional self-determination, methods of professional orientation.

Актуальность разработки теоретических оснований и различных альтернативных стратегий обеспечения практической профориентационной работы со школьниками на протяжении последних десятилетий не ослабевает. Динамика изменения социально-экономической, общественно-политической сфер жизни ставит выпускников школ и их семьи перед задачами реализации серьезных жизненных выборов, связанных с определением профессионально-образовательных перспектив. Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования [9] четко обозначает требования к обеспечению образовательными организациями условий для формирования субъектной позиции выпускников школы в процессе личностного самоопределения через создание условий для повышения их готовности к саморазвитию, осознанному выбору направления послешкольного образования, профессиональной деятельности и будущей профессии.

Решить подобного рода вопросы в рамках одного учреждения на современном этапе не представляется возможным. Опыт практической деятельности доказывает, что привычные для системы общего образования направления профориентацион-ной работы зачастую лишь задают ситуацию выбора для школьника, но не способны оказать полноценную поддержку в непосредственном принятии решения о расстановке приоритетов образовательного и профессионального будущего; непроясненными остаются вопросы поиска внешних и внутриличностных оснований этого выбора, а значит, нередко остается нерешенным центральный вопрос, стоящий перед старшеклассником, - обоснованный, грамотный, реалистичный, соотнесенный с индивидуальными особенностями, запросами и потенциалами выбор профиля обучения в средней школе или в профессиональном учебном заведении [1, 4]. Соответственно, психолого-педагогическое сопровождение школьников в процессе их самоопределения необходимо расценивать как сложную, полифункциональную проблему, продуктив-

ное решение которой возможно лишь при объединении ресурсов всех заинтересованных субъектов образовательного процесса на различных уровнях, а ведущим вектором его организации должно быть определено обеспечение различных форм взаимодействия учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования.

Вопрос организации системной работы вузов со школьниками традиционно рассматривается как одно из приоритетных направлений их профориентационной деятельности, формами которого традиционно становятся Дни открытых дверей, информирование о вузе и специальностях через выступления преподавателей и студентов в школах, олимпиады и конкурсы, использование ресурсов социальных сетей, издание или размещение на электронных ресурсах справочников профессий и специальностей, дополнительная подготовка к единому государственному экзамену, реже - тестирование склонностей и способностей будущих абитуриентов, консультирование школьников и родителей. Исследование, проведенное с участием 315 учреждений высшего образования [7], позволяет уверенно утверждать, что крайне редко вузами применяются формы работы, активно включающие самих школьников в образовательное пространство университетов и обеспечивающие их активную позицию в выборе профессионально-образовательного направления (профессиональные игры, пробы и т.д.). При этом вариант использования потенциала привлечения школьников к работе вузовских клубов, объединений, кружков в формате «Школ юного...» как способ повышения эффективности работы с потенциальными абитуриентами назвали 53,9% опрошенных респондентов: «Для вуза это путь затратный и, возможно, обременительный. Но для старшеклассника, наверняка, очень привлекательный. Речь тут идет о штучной работе со «звездочками». И вопрос главный здесь - в наличии инициативных сотрудников вуза, которым нравится возиться с молодежью» [7, с.4]. Опыт работы позволяет с уверенностью рассматривать подобный формат работы как действительно продук-

тивную стратегию профориентационной работы вуза.

Школа юного педагога, функционирующая на педагогическом факультете Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского как структурный элемент системы методической работы кафедры педагогики и психологии начального обучения, направлена на приобщение учащихся старших классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев к основам психолого-педагогической науки с целью расширения их общегуманитарного кругозора и помощи в выборе будущей педагогической профессии [3]. Задачами, которые ставятся в работе со школьниками, являются:

- профессиональная ориентация и подготовка абитуриентов, ориентированных на получение педагогического образования, к основам профессиональной деятельности;

- творческое развитие личности и приобщение участников к культуре высшей школы;

- мотивация к выбору выпускниками школ г. Ярославля и Ярославской области педагогических специальностей в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;

- выявление индивидуальных интересов при выборе педагогических специальностей; ознакомление учащихся с учебно-воспитательным процессом вуза, формирование психолого-педагогической компетентности молодежи, популяризация психолого-педагогических знаний в молодёжной среде;

- обеспечение условий для эффективного использования старшеклассниками свободного времени, для их творческой самореализации, развития коммуникативных и организаторских способностей учащихся; учебная и научно-методическая помощь учащимся в организации и выполнении проектных и исследовательских работ.

Реализуемые идеи становятся особо значимыми с позиций реализации стратегии «life long learning», непрерывного обучения, предполагающего, в том числе, и преемственность перехода от одного уровня образования к другому на пути профессионали-

зации личности [5]. Согласимся с мнением Е. В. Хмелевой, что организационно непрерывность должна предполагать такую сеть связанных друг с другом учебно-воспитательных учреждений, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности обучающихся, а специально созданные педагогические условия становятся условиями накопления учениками опыта самостоятельных выборов, повышения уровня знаний о сферах труда [10].

В соответствии с таким подходом программа работы Школы юного педагога четко соотнесена с совокупностью задач достижения запланированных результатов образования в соответствии с ФГОС общего образования [9] и затрагивает такие аспекты, как развитие ценностно-мотива-ционных основ и формирование ценностных оснований и критериев саморазвития и профессионального самоопределения в целом и относительно сферы педагогической деятельности в частности; развитие способности старшеклассников к целепо-лаганию и планированию, проектированию жизненных и профессиональных перспектив; расширение информационной основы для профессионального самоопределения, осознанного выбора будущей профессии, дальнейшего успешного образования в стенах профессиональных учебных организаций педагогического профиля (колледжа или университета) и дальнейшей профессиональной деятельности; самопознание, выявление и развитие индивидуальных особенностей, приобретение опыта коллективной преобразовательной деятельности.

В работе со старшеклассниками процесс их профессионального самоопределения рассматривается как ключевая проблема, в рамках решения которой реализуется целый комплекс важнейших личностных задач, связанных с оценкой собственных возможностей, способностей, желаний и намерений, идентификацией себя с конкретным образом носителя профессиональной сферы, поиском смыслов в выборе профессии и её места в ценностно-смысловой струк-

туре личности. Обеспечение преемственности профориентационной деятельности в данном отношении строится через отбор и построение содержания занятий, включающих опыт профессионального самоопределения, «...использование развивающегося комплекса педагогических средств, обеспечивающих последовательность ключевых ситуаций, ведущих к рефлексии абитуриентом, а затем студентом образа «Я в профессии» [6].

При всем разнообразии используемых форматов динамического взаимодействия, выделены несколько основных групп методов работы [2], которые обязательно ориентируются на особенности и актуальный запрос аудитории.

1. Информационно-справочные, просветительские методы: встречи со студентами разных факультетов, представителями существующих студенческих объединений, преподавателями университета, использование справочной литературы, профессионально-образовательной рекламы и агитации, сайта университета; экскурсии школьников по учебному заведению, факультетам, музею ЯГПУ подключение участников к студенческим чатам в социальных сетях и т.д. Информирование направлено прежде всего на расширение представлений о разнообразии специальностей, понимание традиционных базовых и современных специфических требований к специалистам педагогической сферы и к абитуриенту, выбирающему для поступления педагогическое направление обучения.

По результатам опроса школьников, удовлетворенность информационной насыщенностью занятий составила более 90%. 67% отметили, что занятия помогли узнать о профессии педагога нечто новое, ранее им неизвестное, 87%, - что были важны для формирования представлений об обучении в вузе, студенческой жизни, осознании широты возможностей, открывающихся в процессе и по завершению профессионального педагогического обучения.

2. Методы психодиагностики и оценки потенциальной профессиональной пригодности применяются при необходимости

изучения индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, прогностической оценки возможностей овладения педагогической деятельностью. Диагностические процедуры не являются обязательными для зачисления в Школу юного педагога, они предлагаются по желанию в форме самодиагностики, индивидуальной или групповой консультации, строятся на принципе активности самопознания самого участника, постоянного анализа результатов, осознания их значимости для собственного развития, профильного образовательного и профессионального самоопределения. В задачи ведущего в данном случае входит помощь в объяснении, интерпретации полученных данных, соотнесении между собой результатов различных методик диагностики, построении вариативного прогноза относительно предполагаемого профессионального выбора, а при необходимости - в определенной экспертизе соответствия диагностированных особенностей требованиям педагогического труда. Кроме стандартизированных тестовых процедур, в данном отношении очень информативны (и часто более интересны самим участникам) оказываются беседы-интервью в рамках занятий, обмен мнениями участников встреч, мини-профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций и т. д.

Около 60% опрашиваемых школьников отмечают значимость полученных в рамках занятий возможностей для оценки своих сильных и слабых сторон и перепроверки собственных представлений о соответствии требованиям педагогической профессии.

3. Развивающая и коррекционная работа, методы оказания помощи в процессе принятии решения и конкретном выборе: использование техник, направленных на осознание индивидуальных приоритетов и различных вариантов действий для достижения цели, цепочки возможных ходов и схем альтернативного выбора; дискуссии по ряду значимых проблемных вопросов, анализ конкретных ситуаций, которыми делятся участники занятий из своего школьного и студенческого опыта; групповые обсужде-

ния в режиме «мозгового штурма», использование проективных техник; обязательное введение в занятия элементов эмоционального и содержательного рефлексивного анализа.

Около 40% участников встреч сочли, что занятия помогли им определиться с собственным профессиональным выбором или утвердиться в нем, а 60% смогли по итогу определить ближайшие цели и возможную последовательность шагов на пути ее достижения.

4. Методы морально-эмоциональной поддержки школьников: занятия с элементами социально-психологического тренинга, активизирующие игровые методы, личный пример студентов и преподавателей, работающих вместе со школьниками; профпропа-ганда, ориентированная на стимулирование позитивной мотивации выбора старшеклассниками специальностей педагогического профиля, в которых общество в настоящее время испытывает серьезную потребность. Все встречи базируются на образовательном подходе, основанном на совместной работе участников в группах по решению проблем, выполнению поставленных задач или созданию продукта, получившем обобщенное название «совместное обучение» («collaborative learning (CL)»)[12].

Участники занятий высоко оценивают динамику встреч, их позитивный эмоциональный настрой и собственную включенность в процесс работы. Не менее 60% участвовавших в занятиях школьников ежегодно отмечают как результат своего посещения Школы помощь в расширении круга общения, получении опыта и обретении уверенности в себе и собственных возможностях при взаимодействии в разновозрастных группах.

Как подчеркивают А. В. Прохоров и Н. А. Жмырева, центральная задача вуза в работе со школьниками - это не просто формирование численного контингента абитуриентов, а обеспечение осознанного, обоснованного и уверенного выбора профиля обучения в вузе [8, с. 73]. Согласно данным, ежегодно получаемым по результатам обратной связи от школьников, участников встреч в Школе юного педагога ЯГПУ около 80% ребят, прошедших занятия, склонны рассматривать выбор педагогического направления как основной вариант собственного профессионально-образовательного пути.

Таким образом, формат организации работы Школы юного педагога на базе университета рассматривается как продуктивный способ профориентационной работы учреждения высшего профессионального образования со старшеклассниками. Подобная организационная форма не только решает задачи помощи выпускникам школ в их профессиональном выборе, но может служить фундаментом будущей адаптации абитуриентов к новой ступени обучения. Базовым залогом преодоления потенциальных академических трудностей студентов становится именно проверенная мотивация, глубокое понимание и принятие ими смыслов, целей, предмета профессионального обучения [11].

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 07300077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф.99.1. БВ09АА00006).

Литература

1. Беляева О. А. Рассогласованность позиций участников образовательного процесса как фактор профильного выбора старшеклассников: дис. ... канд. психол.наук: 19.00.07. -Ярославль, 2011. - 192 с.

2. Беляева О. А. Школа юного педагога: опыт создания условий для профессионального самоопределения школьников // Поволжский педагогический поиск. - 2019. - №4 (30).-С. 20-25.

3. Карпова Е. В., Невзорова А. В. Школа юного педагога как комплексное средство формирования профессиональных педагогических компетенций будущих учителей начальных классов // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды. Материалы международной конференции педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2017. - С. 22-27.

4. Ковалева Т. М. Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьютор-ского сопровождения // Завуч. - 2006. - №8. - С. 111-121.

5. Кожевникова О. В. Преемственность в образовании: представления участников образовательной системы о выпускнике школы// Педагогическое образование. - 2013. - №1.

- С. 86-93.

6. Мутырова А. С. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Астрахань, 2008. - 190 с.

7. Профориентационная работа в вузах России. Результаты исследования. Март 2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.stu.ru/user_files/get_file.php?id=7913&page_ type=pages&name=1679_ 1.pdf (Дата обращения: 31.07.2021).

8. Прохоров А. В., Жмырева Н. А. Профориентационная работа в университете: традиционные и новые формы взаимодействия со школьниками // Социально-экономические явления и процессы. - 2018. - №3. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-v-universitete-traditsionnye-i-novye-formy-vzaimodeystviya-so-shkolnikami (Дата обращения: 25.07.2021).

9. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgos.ru (Дата обращения: 10.08.2021).

10. Хмелёва Е. В. Профориентационная работа со школьниками в системе непрерывного образования: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01.- Ставрополь, 2002. - 182 с.

11. Cano F. Epistemological Beliefs and Approaches to Learning: Their Change Through Secondary School and Their Influence on Academic Performance // British Journal of Educational Psychology. - 2005. - 75. - pp. 203-221.

12. Srinivas H. What is Collaborative Learning? // The Global Development Research Center, Kobe.

- Japan. - Retrieved 5 Nov 2011. - URL: http://www.gdrc.org/kmgm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.