Научная статья на тему 'Школа творческого поиска'

Школа творческого поиска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАЦКИЙ С. Т / "СЕТЛЕМЕНТ" / ОБЩЕСТВО "ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ" / КОЛОНИЯ "БОДРАЯ ЖИЗНЬ" / ТРУДОВАЯ ШКОЛА / ПЕРВАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ / S. T. SHATSKY / "SETTLEMENT" / THE "CHILDREN''S SOCIETY WORK AND LEISURE" / THE COLONY OF "CHEERFUL LIFE" / LABOR SCHOOL / THE FIRST EXPERIIMENTAL STATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

Педагогические произведения Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934), талантливого педагога-новатора сложно назвать научно-педагогическими трудами. Большинство его работ написаны как сочинение-размышление о жизненном пути, о решении вопросов, касающихся педагогической работы, ее смысла, значения, особенностей организации, описания педагогических ситуаций и сформулированных из наблюдений выводов. Замечательный педагог и организатор был человеком широчайшей культуры незаурядным певцом и артистом (занимавшимся в 1899-1901 годах в Московской консерватории по классу вокала и впоследствии получившим приглашение в оперную группу Большого театра); глубоким знатоком живописи, архитектуры и скульптуры; человеком, хорошо знающим основы естественных и точных наук, агрономии, психологии и истории образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL OF CREATIVE SEARCH

Pedagogical works by Stanislav Shatsky (1878-1934), a talented teacher-innovator, are hardly considered to by scientific-pedagogical works. Most his works are written as essays about reflection on life way, solving questions, concerning pedagogical work, its meaning, important, peculiarity of its organization, description of pedagogical situations and conclusions made up of observations. The remarkable teacher and the organizer was a man of the broadest culture, outstanding singer and actor (who had a vocal class in the Conservatoire and later was invited to the Opera group of the Bolshoi theatre in Moscow in 1899-1901); he was a deep expert of painting, architecture and sculpture; he was a men who knows basics of natural and exact sciences, agronomy, psychology and history of education quite well.

Текст научной работы на тему «Школа творческого поиска»

Памятные даты истории образования и педагогики

А. В. Уткин

ШКОЛА

ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА

УДК 37(091)(470+73)"19"

ББК 74.03(2)6+74.03(7Сое)6

Педагогические произведения Станислава Теофиловича Шацкого (1878—1934), талантливого педагога-новатора сложно назвать научно-педагогическими трудами. Большинство его работ написаны как сочинение-размышление о жизненном пути, о решении вопросов, касающихся педагогической работы, ее смысла, значения, особенностей организации, описания педагогических ситуаций и сформулированных из наблюдений выводов. Замечательный педагог и организатор был человеком широчайшей культуры — незаурядным певцом и артистом (занимавшимся в 1899 — 1901 годах в Московской консерватории по классу вокала и впоследствии получившим приглашение в оперную группу Большого театра); глубоким знатоком живописи, архитектуры и скульптуры; человеком, хорошо знающим основы естественных и точных наук, агрономии, психологии и истории образования.

Ключевые слова: Шацкий С. Т.; «Сетлемент»; общество «Детский труд и отдых»; колония «Бодрая жизнь»; трудовая школа; первая опытная станция.

A. V. Utkin

School of creative search

Pedagogical works by Stanislav Shatsky (1878—1934), a talented teacher-innovator, are hardly considered to by scientific-pedagogical works. Most his works are written as essays about reflection on life way, solving questions, concerning pedagogical work, its meaning, important, peculiarity of its organization, description of pedagogical situations and conclusions made up of observations. The remarkable teacher and the organizer was a man of the broadest culture, outstanding singer and actor (who had a vocal class in the Conservatoire

and later was invited to the Opera group of the Bolshoi theatre in Moscow in 1899 — 1901); he was a deep expert of painting, architecture and sculpture; he was a men who knows basics of natural and exact sciences, agronomy, psychology and history of education quite well.

Key words: S. T. Shatsky; the "Settlement"; the "Children's society work and leisure"; the colony of "Cheerful life"; the labor school; the First experii-mental station.

Станислав Теофилович Шацкий родился 1 июня 1878 г. в Смоленске в семье мелкого военного чиновника-делопроизводителя — отец служил в военной канцелярии. Семья была бедной, многолюдной, в меру религиозной, ревностно почитающей власть, служебную иерархию и дисциплину, к тому же жили Шацкие в казармах военного гарнизона, да и отношения родителей — с частыми ссорами и наказаниями детей — не способствовали гармонии в семейном круге. «Единственное, что у меня осталось

от раннего детства — это чувства не-

1

доумения и страха» — такое ощущение от восприятия детских лет сложилось у С. Т. Шацкого.

В 1888 году Шацкий десятилетним мальчиком был принят в Шестую московскую гимназию, учился хорошо, в первом классе был записан на «золотую доску» как отличный ученик. Как у многих творческих, одаренных, талантливых людей путь, по которому Станислав Шацкий пришел в педагогику был определен тем критическим

отношением к системе обучения и воспитания в гимназии, которое он охарактеризовал одной фразой — «когда я учился, то постоянно чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить»2. Упоминая «о тяжких психических ранах, нанесенных уму годами ученья в средней и высшей школе, С. Т. Шацкий прямо указывает — моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, примененной к себе»3.

Как отмечает Д. С. Бершадская, учитель московской школы на протяжении многих лет изучавшая творческое наследие Станислава Теофило-вича, — «с каждым годом для С. Шацкого все большее значение приобретает «свое» — то, чему не учили в гимназии, — музыка, пение, произведения русских и иностранных писателей, не входившие в программу... Его любимыми авторами становятся великие гуманисты, тончайшие знатоки души ребенка: Л. Н. Толстой, В. Гюго, Ч. Диккенс»4. К тому же став учеником 5 класса он начинает заниматься

1 Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. Годы исканий / Ред. кол.: А. Н. Вол-ковский, Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин, В. Н. Шацкая.- М. : Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1958. - 430 с. - С. 202.

2 Там же. С.201.

3 Там же. С. 201.

4 Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого / Д. С. Бершадская. - М. : Изд-во АПН СССР, 1960. - 264 с. - С. 20.

образцом служения науке и делу просвещения оказала, по-видимому, решающее значение на С. Т. Шацкого, по свидетельству которого «в ранней молодости моей, когда приходилось определять, что мне делать в жизни, я никогда не останавливался на деятельности педагогической. Я примерялся к работе врача, инженера, естествоиспытателя, музыканта, отбрасывая одну, переходил к другой, не чувствуя, в сущности говоря, ни к одной горячего влечения. Сравнительно поздно меня стала увлекать педагогика и после малых колебаний захватила прочно 2

и надолго» .

В 1902 г. С. Т. Шацкий заканчивает естественный факультет университета, а в следующем году по совету К. А. Тимирязева поступает в Московский сельскохозяйственный институт, в котором учится 1903— 1905 гг. С 1905 года начинается активная общественно-педагогическая работа С. Т. Шацкого, которую в одной из своих статей он условно делит на три периода 1905 — 1908; 1908 — 1914 и 1914-1917 гг.3

Первый период начался с не увенчавшейся успехом попытки создания частной школы, однако встреча с известным архитектором и педагогом А. У. 3еленко, совершившим в 1903 году кругосветное путешествие и изучавшим в то время теорию и практику воспитания в странах Западной Европы, при-

1 Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. Годы исканий / Ред. кол.: А. Н. Вол-ковский, Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин, В. Н. Шацкая.- М. : Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1958. - 430 с. - С. 201.

2 Там же. С. 201.

3 Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого / Д. С. Бершадс-кая. - М. : Изд-во АПН СССР, 1960. - 264 с. - С. 35.

репетиторством, помогая первокласснику осваивать учебные предметы — так в 15 лет начинается его педагогическая деятельность. Длительное время С. Т. Шацкий дает частные уроки, приобретая практический педагогический опыт и убеждаясь в том, что в обучении главное — побуждение в учениках потребности в саморазвитии, а это возможно только при хорошем взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника.

В эти годы, признается С. Т. Шацкий, он «...не читал почти никаких педагогических книг. А если и читал, то оставался к ним равнодушным. Мне казалось, что ярко живший в душе личный, испытанный на себе в школе опыт применения педагогических приемов, довольно впрочем однообразных, дает мне право определенно судить о том, как не надо заниматься педагогикой (выделено С. Т. Шацким), и хотелось поэтому

поскорее начать действовать само-

1

му» .

В 1893 году, С. Шацкий поступает в Московский университет, где сначала учится на математическом и медицинском факультетах, затем переходит на естественный факультет, на котором в то время преподает К. А. Тимирязев. Деятельность К. А. Тимирязева, крупнейшего русского естествоиспытателя, одного из первых в России пропагандистов идей Дарвина об эволюции, ставшего

вела к созданию первого в России детского клуба. Летом 1905 года С. Т. Шацкий и А. У Зеленко вывезли 14 воспитанников детского приюта на летнюю дачу в Щелково (Щелковская колония), реализуя проект создания детского сообщества на практике. Осенью 1905 г. был организован первый клуб для детей и подростков в Бутырско-Марьинском районе Москвы. В начале 1906 года при нем открывается детский сад (первоначально на 20 детей), затем — медицинский пункт; начинает складываться коллектив педагогов-энтузиастов. Занятия с детьми становятся все более разнообразными, ребята объединяются в клубы-кружки по интересам, проводится активная работа по изучению условий семейного воспитания и просвещению родителей. Комплекс этих учреждений, обеспечивающих реализацию модели «народной системы воспитания» А. У. Зеленко предлагает назвать сет-лементом, т. е. культурным поселком (settlement — поселение)1. Уже к весне

1906 г. в деятельности «Сетлемента» участвуют около 120—150 детей, а в

1907 г. при поддержке благотворительных организаций и пожертвований местного населения возводится новое здание для развития учреждения. Быстрый рост популярности нового общества вызывает пристальное внимание властей и в мае 1908 года общество закрывается полицией под предлогом пропаганды идей социализма среди детей.

Возобновить работу педагогов-энтузиастов удалось в новом качестве в феврале 1909 г. при организации общества «Детский труд и отдых». Возвращаясь к идее создания детской сельскохозяйственной колонии, Шацкий в 1910 г. посещает детские дома Швеции, Финляндии, Норвегии и Дании, где анализирует педагогический опыт зарубежных коллег, и в 1911 году организует летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь» основой деятельности которой становится сельскохозяйственный труд. В этой колонии каждое лето жили 60—80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пени-

ем2.

Весьма плодотворной для развития идей трудового воспитания становится поездка С. Т. Шацкого в 1913 г. в детские учреждения Швейцарии, Франции, Бельгии и Германии. В этих поездках Шацкий приходит к выводу о необходимости создания детского опытно-показательного учреждения, своего рода научно-методического центра, в котором можно было бы, решая практические проблемы, теоретически их оформлять, обеспечивая повышение квалификации и подготовку широ-

1 Там же С. 43.

2 Шацкий Станислав Теофилович. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

кой аудитории слушателей. Позднее у С. Т. Шацкого возникает мысль назвать это учреждение опытной станцией, по аналогии с опытными станциями, изучающими природу и сельское хозяйство .

Таким образом, к 1917 г. идеи С. Т. Шацкого оформляются в ряд проектов опытных станций, деятельность которых построена на принципах трудовой школы: «трудовая школа есть по существу хорошо организованная детская жизнь., если бы мы сумели это сделать, если бы мы сумели обслуживать детей всесторонне — и со стороны общественной и трудовой, и со стороны умственной и эмоциональной, то мы имели бы наиболее совершенный образец организации трудовой школы» .

Опубликованная осенью 1918 г. «Декларация о единой трудовой школе», а так же предложение П. Н. Ле-пешинского на съезде учителей-интернационалистов создать опытно-показательные учреждения, которые воплотили бы в жизнь принципы Единой трудовой школы, формируя новые методы работы советской школы, дают возможность реализовать задуманное. В мае 1919 года на основе учреждений общества «Детский труд и отдых» С. Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвеще-

ния РСФСР, которые составляют Первую опытную станцию по народному образованию. К осени 1919 г. Первая опытная станция состояла из 10 школ I ступени и школы-колонии «Бодрая жизнь».

1919—1921 гг. — период становления Первой опытной станции, создания ее организационной структуры, подготовки педагогических кадров, поиска новых форм и содержания учебно-воспитательной работы, определения реальных связей школы с социальной средой3. К концу этого периода складывается организационная структура Первой опытной станции, которая состояла из Калужского и Московского отделений.

Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 14

школ первой ступени, школу второй ступени, пять детских садов,4 дошкольные летние площадки, 3 районные библиотеки, школьный музей, педагогическую выставку и фундаментальную библиотеку4. Задачи методического центра отделения выполняла колония «Бодрая жизнь». Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция

1 Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого / Д. С. Бершадс-кая. - М. : Изд-во АПН СССР, 1960. - 264 с. - С. 59.

2 Черепанов С. А. С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях / С. А. Черепанов / под ред. М. Н. Скаткина и Л. Н. Скаткина.- М. : Учпедгиз, 1958. - 134 с. - С. 23.

3 Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого / Фрадкин Ф. А., Малинин Г. А. - М. : Прометей, 1993. - 176 с. - С. 27.

4 Там же с. 35.

вела работу с детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

По мнению многих исследователей, 20-е годы ХХ века, подъем и расцвет того исторического периода, можно условно назвать «золотым временем» советской педагогики. А. А. Романов считает, что «это был период самого яркого, яростного, решительного экспериментирования: комплексные программы ГУСа; использование и попытки воплощения всех основных идей мировой педагогики; деятельность опытно-показательных школ (которые были визитными карточками педагогической России того времени), руководимыми настоящими педагогическими подвижниками, куда с удовольствием водили экскурсии, в том числе и иностранные делегации. Наиболее показательна в этом плане была 1-я опытная станция. Не просто по номеру первая, но по размеру территории, масштабу и размаху деятельности, самое затратное

учреждение, но и самое эффективное

1

по достижениям» .

В 1920 г. согласно постановлению Наркомпроса, Первая опытная станция заносится в список ударных педагогических учреждений, деятельность станции служит образцом учебно-воспитательной работы советской школы 20-х гг., ее коллектив

включается в разработку программ Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР. Основой организации деятельности Первой опытной станции становятся материалы исследований, предметом которых являются социально-экономические и культурно-бытовые факторы социальной среды, особенности формирования отношений в детском коллективе, трудовое воспитание и физическое развитие детей, особенности создания культуроемкой среды, обоснование форм работы с сельским населением и др.

В 1928 г. по приглашению наркома просвещения А. В. Луначарского Советский Союз посещает представительная американская делегация, возглавляемая выдающимся педагогом Дж. Дьюи. Визит Дьюи в Россию в 1920-е гг. — отмечает Е. Ю. Рогачева — симулировал диалог представителей разных культур по важнейшим педагогическим проблемам, в числе которых была теория трудовой школы, проблема содержания образования, организационных форм и методов обучения2. В конце июля — начале августа 1928 г. делегация посетила Первую опытную станцию Наркомпросса, находившуюся в Москве, а также провела три дня в ее сельском отделении в Калужской области.

С. Т. Шацкий всегда относился к Дж. Дьюи с огромным почтени-

1 Романов А. А. Экспериментальная работа М. Н. Скаткина на 1-й Опытной станции НКП РСФСР как основа его научных интересов в педагогике (к 115-летию со дня рождения М. Н. Скаткина) / А. А. Романов // Историко-педагогический журнал. - 2016. - № 1. -С. 42-51.

2 Рогачева Е. Ю. Воспитание детей в семье Джона Дьюи / Е. Ю. Рогачева // Историко-педа-гогический журнал.- 2013. - № 2. - С. 81-97. - С. 94.

ем. Доказательство тому приводит Е. Н. Астафьева: «еще в 1921 г. в предисловии к изданию сокращенного перевода главного педагогического труда Д. Дьюи — книге «Демократия и образование» — С. Т. Шацкий, называет американского ученого «властителем дум» советских педагогов той эпохи, а в статье, посвященной встрече с американскими педагогами, С. Т. Шацкий, подчеркивает, что профессор Дьюи «является в настоящее время самым авторитетным идеологом новой школы не только у себя на родине, но и в Европе»1.

Период конца 20-х — начала 30-х годов стал для станции довольно сложным: в попытках объять необъятное, охватить весь круг социальных и педагогических проблем, соединить учебную и воспитательную деятельность, выполнить роль культуртрегера в работе с населением и при этом активно участвовать во всех политических кампаниях и руководить огромным количеством разнообразных учреждений — все это привело к снижению качества учебно-воспитательной работы. Ф. А. Фрадкин отмечает еще один важный социально-политический аспект — проблема взаимодействия школы и социальной среды в 30-е гг. перестала интересовать власть, так же как и необходимость генерации новых педагогических идей на опытных станциях, идей, часто не-

созвучных политике партии в области образования2.

Постановлением коллегии

Наркомпроса в мае 1932 г. Первая опытная станция была реорганизована. С. Т. Шацкий стал директором Детской центральной экспериментальной педагогической лаборатории, созданной на базе Московского отделения, а Калужское отделение станции получило название Первой опытной станции им. М. С. Эпштейна и просуществовало до 1937 г., когда было закрыто одновременно со всеми опыт-

3

но-показательными учреждениями.

Автор и теоретик идеи организации «открытой школы» как центра воспитания детей в социальной среде; создатель и руководитель масштабного образовательного комплекса нового типа; организатор эффективно работающей воспитательной системы; оригинальный дидакт; педагог-психолог, внесший существенный вклад в разработку методов педагогического исследования и методику исследования детского коллектива; сторонник демократических принципов организации школы, основанных на уважении к личности ребенка и его самоопределении — по сути, нет ни одной педагогической проблемы, которая бы не находила творческого решения у Станислава Теофиловича Шацкого — оригинального и неповторимого российского педагога.

1 Астафьева Е. Н. Д. Дьюи и С. Т. Шацкий: встреча и знакомство двух выдающихся педагогов ХХ столетия / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - 2016. - № 4.

- С.64-75. - С. 66.

2 Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого / Фрадкин Ф. А., Малинин Г. А.

- М. : Прометей, 1993. - 176 с. - С. 49.

3 Там же. С. 49.

Список литературы

1. Астафьева, Е. Н. Д. Дьюи и С. Т. Шацкий: встреча и знакомство двух выдающихся педагогов ХХ столетия / Е. Н. Астафьева // Истори-ко-педагогический журнал. — 2016. —

№ 4. - С.64—75.

2. Бершадская, Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого / Д. С. Бершадская. — М. : Изд-во АПН СССР, 1960. — 264 с.

3. Рогачева, Е. Ю. Воспитание детей в семье Джона Дьюи / Е. Ю. Рогачева // Историко-педагогический журнал.—

2013. — № 2. — С. 81—97.

4. Романов, А. А. Экспериментальная работа М. Н. Скаткина на 1-й Опытной станции НКП РСФСР как основа его научных интересов в педагогике (к 115-летию со дня рождения М. Н. Скаткина) / А. А. Романов // Историко-пе-дагогический журнал. — 2016. — № 1. —

С. 42—51.

5. Фрадкин, Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого / Фрадкин Ф. А., Малинин Г. А. - М. : Прометей, 1993.

- 176 с.

6. Черепанов, С. А. С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях / С. А. Черепанов // под ред. М. Н. Скаткина и Л. Н. Скаткина.- М. : Учпедгиз, 1958.

- 134 с.

7. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. Годы исканий / Ред. кол.: А. Н. Волковский, Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин, В. Н. Шацкая. - М. : Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1958. - 430 с.

8. Шацкий Станислав Теофилович. Режим доступа: URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.