Научная статья на тему 'Школа социального предпринимательства как путь к развитию «Четвертого сектора» в регион'

Школа социального предпринимательства как путь к развитию «Четвертого сектора» в регион Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
358
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / "СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО" / АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ / АВТОРСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SCHOOL OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / AUTHOR''S MODEL / AUTHOR'S CURRICULUM / PROJECTS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернов Александр Валентинович

Статья посвящена обобщению и анализу пилотного инновационного проекта Школа социального предпринимательства в Череповце, разработанного и реализованного совместными усилиями Гуманитарного института ЧГУ и Благотворительного фонда «Дорога к дому». Анализируется теоретическая основа понятия «социальное предпринимательство», представлена модель Школы социального предпринимательства, авторская концепция и авторский учебный план, а также обобщен первый опыт работы проекта осенью 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа социального предпринимательства как путь к развитию «Четвертого сектора» в регион»

УДК 316.66

А.В. Чернов

ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ПУТЬ К РАЗВИТИЮ «ЧЕТВЕРТОГО СЕКТОРА» В РЕГИОНЕ

Статья посвящена обобщению и анализу пилотного инновационного проекта - Школа социального предпринимательства в Череповце, разработанного и реализованного совместными усилиями Гуманитарного института ЧГУ и Благотворительного фонда «Дорога к дому». Анализируется теоретическая основа понятия «социальное предпринимательство», представлена модель Школы социального предпринимательства, авторская концепция и авторский учебный план, а также обобщен первый опыт работы проекта осенью 2013 г.

Школа социального предпринимательства, «социальное предпринимательство», авторская модель, авторская учебная программа, проекты в области социального предпринимательства.

The article is devoted to the synthesis and analysis of the pilot innovation project - The school of social entrepreneurship in Cherepovets, developed and realized by the Institute of Humanities (ChSU) and Charity Fund "The Way Home." Theoretical basis of the concept of "social entrepreneurship" is analyzed; the model of School of social entrepreneurship, the author's concept and curriculum are presented; the first experience of the project of autumn 2013 is summarized in the paper.

School of social entrepreneurship, social entrepreneurship, author's model, author's curriculum, projects of social entrepreneur-ship.

Как известно, термин «социальное предпринимательство» был введен британским экономическим журналистом Чарльзом Лидбитером, выпустившим в 1997 г. книгу «Рост социального предпринимателя» «The rise of the Social entrepreneur» и рассматривавшего это новое поименованное им направление предпринимательской активности как «мейнстрим инакомыслящих» [12]. Сегодня в мире огромной популярностью пользуются наиболее известные интегрированные он-лайн платформы, которые не только выполняют функции коммуникативных обменов, но и представляют специальные фонды, финансирующие именно такой вид деятельности. Самым известным является Фонд Ашока [19].

Реальное наполнение и отдельные категории и дефиниции области социального предпринимательства далеки от устоявшихся формулировок и определений, находятся в стадии активного становления и конструирования. Тем не менее, первые завершенные формулировки и определения уже активно закрепляются. Так, например, в первом системном исследовании природы и проблем социального предпринимательства - подготовленной в Высшей школе экономики коллективной монографии «Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования», - предпринята попытка не только назвать общие признаки феномена, но и сформулировать его базовые характеристики. Так, по мнению авторов, социальное предпринимательство - это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. Авторы справедливо отсылают к исходному пониманию предпринимательства, сформулированному Шумпе-тером и предполагавшим, в первую очередь, иннова-ционность. Последняя, в свою очередь, состоит в том, чтобы изменять взаимосвязи вещей и сил, соединять между собой вещи и силы, которые встречаются нам порознь друг от друга, и высвобождать

вещи и силы из их прежних взаимосвязей. Основоположнику теории предпринимательства принадлежит и классификация типов инноваций, которая вполне применима к потенциальным направлениям развития социального предпринимательства:

1. Изготовление нового, т.е. еще не известного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, т.е. данной отрасли еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабриката, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Исходя из такого подхода к социальному предпринимательству как инновации в социальной сфере, способной стать рентабельной, авторы коллективной монографии предлагают набор кейсов - успешных международных и российских проектов в этой области [2].

Один из ведущих российских экспертов в области социального предпринимательства В. Вайнер определяет этот вид деятельности следующим образом: «Безубыточный, но и не приносящий доход, или дивидендов в экономическом смысле, - так коротко можно описать концепцию социального бизнеса.

Бизнес социального предпринимателя полностью

окупает свои расходы, обеспечивает возврат инвестированных средств, за счет прибыли происходит финансирование деятельности, а также она распределяется в виде более низких цен, более высокого качества обслуживания и большей доступности благ на беднейшие слои населения. Расширение деятельности в этом типе бизнеса - это производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки, применение более эффективных технологий, все, что обеспечивает рост пользы, которую социальный бизнес приносит обществу» [1]. Предлагается выделять следующие типы социальных предприятий:

«1. Инвесторов интересует не финансовая выгода, а духовно-эмоциональное удовлетворение, получаемое от такой деятельности: «Людям не безразличен мир, в котором они живут, им свойственно заботиться друг о друге».

2. Любая финансовая выручка, получаемая от деятельности компании социального бизнеса, направляется бедным.

3. Самим бизнесом владеют представители бедных или социально незащищенных групп населения, а произведенные товары и услуги могут как создавать, так и не создавать социальных благ» [1].

Один из немногих фондов, ставящих цель поддержку социального предпринимательства - Фонд «Наше Будущее» - так формулирует пять основных дифференцирующих критериев:

- «социальное воздействие (англ. social impact) -целевая направленность на решение / смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты;

- инновационность - применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;

- самоокупаемость и финансовая устойчивость -способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;

- масштабируемость и тиражируемость - увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;

- предпринимательский подход - способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом [3]».

Большое количество материалов размещено на специализированном ресурсе «Новый бизнес. Социальное предпринимательство» [15].

На данный момент юридической основой всех этих новаций является Приказ № 220 Минэкономразвития РФ от от 24 апреля 2013 г., но уже в сентябре категории «социальный предприниматель» и «социальное предпринимательство» предложены к внесению в поправках к проекту федерального закона «О социальном обслуживании населения». Таким образом, очевидно, что социальное предпринимательство становится зоной повышенного внимания и

государства, и некоммерческого сектора, и части бизнес-сообщества.

В то же время разделение между социальным предпринимательством и социальными проектами или программами бизнеса понятны далеко не всем и не в полном объеме. Все это стало основой проекта, который совместными усилиями Благотворительного фонда «Дорога к дому» и Гуманитарного института ЧГУ было решено реализовать на инициативной основе в специальном образовательном формате.

Ключевой виделась проблема совмещения двух составляющих термина: «социальное» и «предпринимательство». Как показали первые обсуждения идеи, опасения полностью подтвердились: логика бизнеса заставляла отторгать понятие добровольного самоограничения по прибыльности или дивидендам, логика некоммерческого сектора, опирающегося на благотворительность и гранты, отторгала саму возможность получения прибыли от своей деятельности...

Стало совершенно очевидно, что для успешного начала в этой новой области нужна не разовая, а систематическая образовательная деятельность. Причем деятельность специального типа. Так родилась идея открытия Школы социального предпринимательства в Гуманитарном институте ЧГУ. Основной идеей, предложенной ее организаторами, стала следующая: в Школу принимаются слушатели, представляющие идеи социальных проектов с предпринимательским потенциалом. Отборочная комиссия определяет перспективность таковых. Весь учебный процесс построен на доведении и оформлении предложенной идеи до статуса качественной, имеющей высокие технические шансы на успех заявки на грант или специальный беспроцентный кредит.

Организаторы совместно с автором идеи определяют максимально соответствующий идеологии, характеру, типу заявки адресат: благотворительный фонд, федеральные или региональные гранты, немногочисленные программы беспроцентного кредитования, или рассматривают реалистичность обращения к другим инструментам поддержки некоммерческих организаций, малого бизнеса и т.д.

Очевидно, что в пилотном варианте Школы реализовать «чистоту жанра» социального предпринимательства не удастся, поэтому если вдруг становится очевидным, что тот или иной проект все же принципиально не предпринимательский, или что на первом этапе, в качестве стартовой основы тот или иной грант может выполнить существенную роль, то от такого варианта решено было также не отказываться.

Школа социального предпринимательства в Череповце должна стать той региональной коммуникативной площадкой, где происходит обсуждение идеи, оформление проекта, поиск финансового донора в широком смысле слова, помощь в оформлении заявки на высоком качественном уровне. Поэтому наряду с аудиторными занятиями в виде лекций и мастер-классов по стратегическому планированию, проектной работе, маркетингу, бюджетированию, рекламе, РЯ, значительная часть времени отдается консультациям с ведущими специалистами - экспертами в тех областях, где начинающие социальные

предприниматели хотели бы реализовать свои начинания. Перед слушателями выступают: ведущий психиатр, социальные педагоги, дефектологи, руководители благотворительных программ и детских домов, руководители направлений работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, трудными подростками и т.д.

В итоге реальный процесс, конечно, вышел далеко за рамки оговоренных объемов часов и превратился в сеть индивидуальных консультаций, взаимопомощи и т.д., где за организаторами оставалась важнейшая функция модерации и координации... Вероятно, это еще одно доказательство того, что экспериментальная идеология и структура учебного процесса оправдала и может, с наше точки зрения, рассматриваться как некая модель Школы социального предпринимательства, которая при правильном целеполагании организаторов и частников и при привлечении большого числа заинтересованных специалистов-практиков вполне может стать не только качественным инструментом подготовки начинающих предпринимателей, но и серьезной платформой, региональным плацдармом по продвижению идеологии и практик социального предпринимательства в регионе.

Приведем примерный план-график занятий (см. таблицу), на который был сориентирован первый сезон Школы. Общий объем часов - 118, форма -очно-заочная (вечерняя). Категории слушателей:

субъекты малого и среднего предпринимательства, молодые люди в возрасте до 30 лет.

- В результате можно говорить о том, что основная цель Школы достигнута: дискурс социального предпринимательства становится очевидной нормой и перестает пониматься как некий маркетинговый парадокс. Среди слушателей отчетливо оформилась группа авторов проектов, которые, используя помощь экспертов и преподавателей школы, выходят на завершение проектов. Кроме того, начинается формироваться следующая проектная волна внутри аудитории, выходящая за рамки контингента, а это значит, что процесс мышления в данной парадигме был запущен успешно. Нужно подчеркнуть, что и многие эксперты-практики не только удивлены настойчивостью и последовательностью разработчиков, но и по-новому оценили свой экспертный потенциал, увидели новые возможности отдельных направлений собственных профессиональных областей и сфер. Вот лишь несколько направлений, по которым оформлены проекты в рамках Школы социального предпринимательства первого сезона:

- «Детство без границ» (инклюзивные летние смены в детском лагере «Жемчужина Мологи»);

- «Центр эстетического развития» (включая направление инклюзивного развития в Зашекснинском районе);

Таблица

План-график занятий первого сезона Школы социального предпринимательства

В том числе

№ п/п Наименование разделов и дисциплин Всего часов Лекции / Прак-тиче-ские Кон-суль- Самостоя-тельная работа Форма контроля

тации

Основы социального предприниматель- Письменное задание:

1. ства: решение социальных проблем через бизнес-модели 15 4 6 5 обоснование идеи социального проекта

2 Стратегическое планирование: проблема, миссия, цель, бизнес-план 15 4 6 5 Подготовка и защита проблемы будущего социального проекта

Финансирование и управление рисками: Подготовка и защита

3. бюджет проекта, источники финансирования, инвестиции, риски 17 4 8 5 финансовой модели проекта

4. Маркетинг и продажи в области социального предпринимательства. 17 4 8 5 Подготовка и защита маркетингового плана проекта

Проблемное проектирование. 21 16 5

Структура проекта. 5 4 1 1

Специфика социального проектирования 5 4

5 по проблеме. Защита разделов

Планирование социальных эффектов 6 4 2 проекта

проекта.

Планирование экономической эффектив- 5 4 1

ности социального проекта

6 Финансово-экономическое обоснование 13 8 5 Письменное обосно-

проекта вание

7. Маркетинговый план в составе бизнес- 16 8 8 Сдача маркетинго-

плана вого плана

8. Итоговая аттестация 4 /4 Зачет

9. Итого 118 20 60 38

- «Занятия айкидо для детей с ограниченными возможностями»;

- кукольный театр для детей, находящихся на длительном стационарном лечении;

- клубный центр здорового образа жизни;

- детский учебный огород и частичная занятость молодых матерей в трудной жизненной ситуации в рамках «Зеленая школа»;

- семейный клуб «Счастливое родительство»;

- музей «Мишинское поселение» (Череповецкий район);

- детские путешествия «Божья коровка» (городские автобусные маршруты для мам с детьми в часы пик);

- студия ногтевого дизайна «Гармония»: бесплатное обучение и последующая частичная занятость женщин в период беременности и отпуска по уходу за ребенком.

Старт Школы социального предпринимательства состоялся 23 сентября 2013 г., первый сезон закончен 25 декабря. Вся информация о каждом занятии Школы размещалась в социальных сетях, каждый слушателей получал полный пакет материалов, кроме того, краткие репортажные отчеты обо всех занятиях в день проведения занятия появлялись в профессиональных сообществах. Вероятно, новизна темы, а также открытость и интенсивность информационной работы вызвали большой интерес средств массовой информации, которые на всем протяжении работы Школы охотно оказывали ей информационную поддержку. Уже само открытие школы получило освещение как в социальных сетях, так и на профильных интернет-ресурсах, но также и на региональных, областных и федеральных новостных лентах [4] - [11]; [13] - [14]; [16] - [18].

Первый опыт показал, что социальное предпринимательство, если относиться к нему ответственно и серьезно, на самом деле являет собой существенную и важную альтернативу, отличаясь именно по своей идеологии, по своему подходу к проблеме, по своему пониманию результата и «философии прибы-

ли» и от бизнеса, и от некоммерческих организаций. Не менее очевидным стал и тот огромный потенциал, которым располагает социальное предпринимательство в отношении начинающих предпринимателей, студентов, молодых специалистов. В период экономического спада невозможно переоценить его способность стать реальным и эффективным механизмом самозанятости молодежи.

Источники и литература

1. Вайнер, В. Прибыльный бизнес или социальный проект / В. Вайнер, Н. Гладких. - URL: http://www.chaskor. ru/article/pribylnyj_biznes_ili_sotsialnyj_proekt_34153

2. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А.А. Московская. -М., 2011.

3. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». - URL: http://www.nb-fund.ru/

4. URL: http://barfin.ru/company/severstal/news/181950/

5. URL: http://cherepovec.bezformata.ru/listnews/ sotcialnogo-predprinimatelstva/14059761/

6. URL: http://cultinfo.ru/home2/6518/15.htm

7. URL: http://ria.ru/society/20130917/963728912.html#1 3796769591434&message=resize&relto=login&action=remov eClass&value=registration

8. URL: http://trkrs.ru/news/2013/09/25/13-51-31/

9. URL: http://vologda.bezformata.ru/listnews/ sotcialnogo-predprinimatelstva/14072159/

10. URL: http://vologda.mk.ru/news/2013/09/13/914989-shkola-sotsialnogo-predprinimatelstva-poyavitsya-v-vologodskoy-oblasti.html

11. URL: http://www.35media.ru/news/2013/09/12/shkola-socialnogo-predprinimatelstva-poyavitsya-v-cherepovtse/

12. URL: http://www.charlesleadbeater.net/home.aspx

13. URL: http://www.cherinfo.ru/news/60796

14. URL: http://www.chsu.ru/712

15. URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/ forth-sector.html

16. URL: http://www.severstal.com/rus/media/news/ doc-ument11153.phtml

17. URL: http://www.tv7vologda.ru/

18. URL: http://www.vologdatpp.ru/news/shkola-socialnogo-predprinimatelstva-otkroetsya-v-cherepovce

19. URL: https://www.ashoka.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.