Научная статья на тему 'Школа-семинар педагога-исследователя'

Школа-семинар педагога-исследователя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа-семинар педагога-исследователя»

ХРОНИКА

В.Л. Дмитриенко, Н.А. Люрья

ШКОЛА-СЕМИНАР ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

С сентября 1998 г. в Томском государственном педагогическом университете начала действовать оригинальная структура - Школа-семинар педагога-исследователя. По замыслу ее создателя В.А. Дмитриенко она должна иметь многофункциональное значение и содействовать достижению главной цели: изучению и реализации комплексного подхода к подготовке молодых научных кадров (улучшение качества подготовки специалистов, развитие творческого потенциала личности, выявление молодых талантов и т. д.). Предполагается, что на базе Школы молодое поколение ученых (аспиранты, соискатели) будет знакомиться с известными научными направлениями, знаменитыми учеными, основателями собственных научных школ, а крупные специалисты, в свою очередь, будут передавать эстафету талантливым искателям. Кроме собственно научной, проблематики Школа будет знакомить исследователей с самим процессом научного поиска, с творческой «лабораторией» уже ставшего знаменитым специалиста в своей области, что предполагает живой диалог, интересные встречи участников.

Планируется опубликование наиболее интересных материалов в «Вестнике Томского государственного педагогического университета», а также издание специального выпуска «Вестника» под названием «Мой путь в науку».

Предполагается, что работа Школы, начав знакомство с известными учеными ТГПУ, будет поднята на межвузовский уровень с перспективой выхода на международный уровень в рамках сотрудничества с кафедрой ЮНЕСКО (г. Новосибирск).

В рамках Школы состоялось 5 заседаний, где, кроме специалистов и аспирантов ТГПУ, приняли участие представители Томского государственного архитектурно-строительного университета, Томского политехнического университета, Томского университета систем управления и радиоэлектроники.

Логическим продолжением работы кафедры-лаборатории педагога-исследователя явилось участие в организации и проведении Международной научно-практической конференции «Молодежь:

Образование. Занятость. Малый бизнес» 3-5 ноября 1998 г. конференция проводилась в соответствии с постановлением главы администрации Томской области № 318 от 09.09.98г. при поддержке и содействии ассоциации «Сибирское соглашение», СО РАО, томских вузов, Томского областного института повышения квалификации работников образования и других структур. Конференцию отличало как широкое представительство ученых, руководителей органов управления и занятости молодежи, преподавателей ПТУ, профессиональных школ, техникумов, вузов географически (Сибирские регионы, Москва, Хакасия, Татарстан, Хабаровский край, США, Великобритания, Германия, Дания, Франция), так и актуальность, значимость поставленных проблем. Среди них такие, как необходимость реформы современного профессионального образования, повышения его качества; проблема занятости молодежи на современном рынке труда, связанная с резким возрастанием негативных явлений в молодежной среде и ростом безработицы; международное и межрегиональное сотрудничество в области подготовки кадров для малого бизнеса и предпринимательства в рамках проекта ТАСИС; проблема вхождения российского образования в мировое образовательное пространство и др.

На конференции состоялось два пленарных заседания, на которых от ТГПУ выступили проф., к. физ.-мат.н., ректор В.И. Слободской и проф., д. ф. н., чл.-корр. РАО, зав. кафедрой-лабораторией педагога-исследователя В.А. Дмитриенко, два «круглых стола», работа по секциям, знакомства с деятельностью инновационных образовательных учреждений и работой учреждений малого бизнеса и предпринимательства.

Проблема подготовки кадров в новых социально-экономических условиях России явилась темой специального заседания Школы-семинара педагога-исследователя в ТГПУ. Школа-семинар явилась логическим продолжением работы в соответствии с целевой федеральной программой «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.».

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 1(10). Серия: ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ

Состоялось пленарное заседание, которое открыл начальник управления по гуманитарному образованию В.В. Сериков. В нем приняли участие ректор ТГТТУ В.И. Слободской, ректор Барнаульского педагогического университета, зав. кафедрой-лабораторией педагога-исследователя В. А. Дмитриенко, педагоги, ученые, аспиранты, студенты ТГПУ и других томских вузов (ТГПУ, ТПУ, СГМУ, НИИ ББ). Заведующий Международной кафедрой ЮНЕСКО прислал сообщение о деятельности этой кафедры совместно с СО РАН по подготовке специалистов в области космического мониторинга и ГИС-технологии для разработки и внедрения методов диагностики актуальных проблем экологии, стоящих перед конкретным регионом.

С большим интересом участники пленарного заседания заслушали доклады проф. В.А. Дмитриенко, проф. НА Люрья о политике ЮНЕСКО в области проблем занятости молодежи, проф. Л.С. Сысоевой о сравнительном анализе тоталитарной и демократической систем образования в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв., доц. С.А. Наумовой (ТПУ) о необходимости включения культурологических факторов в стандарт экономического образования, проф. В.В. Сизова об инновациях в экономическом образовании, о способах мотивации, привлечении молодежи в «Бизнес-образование».

В рамках Школы состоялся «круглый стол», посвященный проблемам подготовки выпускников вузов к вступлению в мир рыночной экономики, где обсуждение поставленных на пленарном заседании проблем было продолжено в сообщениях ученых, аспирантов, педагогов в диалоге, вопросах, живой дискуссии. Наиболее яркие выступления -

проф. Л.С. Сысоевой, ст. н. с. И.М. Задде, аспирантов Д.В. Лисицина, O.A. Жуковой, Е.А. Жуковой, А.Ю. Михайличенко и др.

Завершающим итогом работы Школы в рамках данной конференции явился Международный семинар 5 ноября с участием представителей других городов (проф. В.Н. Турченко - Новосибирск), ученых вузов г. Томска, иностранных гостей - д-ра Йоахима Вагнера, руководителя проекта ТАСИС (Германия) и г-на Элиэса Бента-тета, представителя проекта ТАСИС (Франция). Иностранные гости познакомили участников семинара с проектом ТАСИС - «Управление образованием», выполняемым по программе ЮНЕСКО и нацеленным на обмен опытом между странами в области образовательных реформ, внедрение педагогических инноваций.

По итогам семинара планируется участие ученых и педагогов ТГПУ в этом проекте.

Школа-семинар педагога-исследователя в рамках данной конференции - еще один шаг в деятельности кафедры-лаборатории педагога-исследователя по созданию базы для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в системе послевузовского профессионального образования

Приглашаем принять участие в работе Школы-семинара педагога-исследователя всех заинтересованных лиц.

С предложениями обращаться по адресу: 634041,

г. Томск, пр. Комсомольский, 75, к. 254, тел. 52-17-68. зав. кафедрой-лабораторией педагога-исследователя,

д.ф.н, чл.-корр. РАО, проф. В,А. Дмитриенко (заместитель -д.ф.н., проф. H.A. Люрья).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.