Научная статья на тему 'Школа преподавания русского языка для иностранных учащихся'

Школа преподавания русского языка для иностранных учащихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
277
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ / НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / RUSSIAN AS FOREIGN / RUSSIAN LANGUAGE AS UNNATIVE / NEW METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF STUDY OF RUSSIAN / INNOVATIVE METHODS OF TEACHING OF RUSSIAN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Афанасьева Нина Дмитриевна

Преподавание русского языка как иностранного в МГИМО началось практически одновременно с созданием университета. Первыми иностранными учащимися были студенты из Монголии. Так был заложен фундамент последующему созданию кафедры русского языка для иностранных учащихся, у истоков которой стоял её первый заведующий доцент В.С. Сидорин. В настоящее время кафедру возглавляет кандидат педагогических наук Н.Д. Афанасьева. Кафедра русского языка для иностранных учащихся за годы своего существования претерпела множество преобразований, но неизменным остаётся высокий уровень владения русским языком учащимися, прошедшими обучение на кафедре. Она находится в подчинении деканата по работе с иностранными учащимися. По своей сути кафедра является межфакультетской, так как её преподаватели обучают иностранных учащихся всех факультетов МГИМО. Кафедра русского языка для иностранных учащихся является одной из ведущих кафедр университета. В последние годы значительно увеличился поток иностранных стажёров, прибывающих к нам на краткие сроки обучения (1-2 семестра) из стран Азии, Европы и Америки. Для этой категории учащихся кафедрой постоянно разрабатываются и усовершенствуются специальные программы. В соответствии с современными требованиями, важным направлением в работе кафедры стало проведение тестирования иностранных учащихся по русскому языку на базе единых общероссийских тестов, в разработке, подготовке и усовершенствовании которых кафедра также принимала и принимает самое активное участие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School of Russian as a Foreign Language

Teaching Russian as a foreign language at MGIMO began almost simultaneously with the creation of the university itself. At its core is the interdepartmental chair. Department of Russian language for foreign students is one of the leading departments of the university.

Текст научной работы на тему «Школа преподавания русского языка для иностранных учащихся»

ФИЛОЛОГИЯ

ШКОЛА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ

Н.Д. Афанасьева

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

Преподавание русского языка как иностранного в МГИМО началось практически одновременно с созданием университета. Первыми иностранными учащимися были студенты из Монголии. Так был заложен фундамент последующему созданию кафедры русского языка для иностранных учащихся, у истоков которой стоял её первый заведующий доцент В. С. Сидо-рин. В настоящее время кафедру возглавляет кандидат педагогических наук Н.Д. Афанасьева.

Кафедра русского языка для иностранных учащихся за годы своего существования претерпела множество преобразований, но неизменным остаётся высокий уровень владения русским языком учащимися, прошедшими обучение на кафедре. Она находится в подчинении деканата по работе с иностранными учащимися. По своей сути кафедра является межфакультетской, так как её преподаватели обучают иностранных учащихся всех факультетов МГИМО. Кафедра русского языка для иностранных учащихся является одной из ведущих кафедр университета.

В последние годы значительно увеличился поток иностранных стажёров, прибывающих к нам на краткие сроки обучения (1-2 семестра) из стран Азии, Европы и Америки. Для этой категории учащихся кафедрой постоянно разрабатываются и усовершенствуются специальные программы. В соответствии с современными требованиями, важным направлением в работе кафедры стало проведение тестирования иностранных учащихся по русскому языку на базе единых общероссийских тестов, в разработке, подготовке и усовершенствовании которых кафедра также принимала и принимает самое активное участие.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, русский язык как неродной, новые методологические принципы изучения русского языка, инновационные методы преподавания русского языка.

Н.Д. Афанасьева

Важным событием в истории кафедры русского языка для иностранных учащихся стало её принятие в декабре 1999 года в члены Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Это позволило кафедре включиться в единое информационное пространство, объединяющее всех ведущих российских специалистов в области русского языка и литературы, открыло новые перспективы для делового и научного сотрудничества с коллегами из других стран. Главная задача, стоящая перед кафедрой, - языковая подготовка иностранных учащихся. Для успешного её решения ведётся постоянный поиск новых концепций и подходов к преподаванию. Одной из важных проблем, решаемых кафедрой в настоящее время, является создание вариативной системы обучения, базирующейся на традиционной методике и учитывающей современные социолингвистические требования, предъявляемые к уровню владения иностранным языком.

Основными направлениями деятельности кафедры являются учебная и научно-методическая работа. В рамках учебно-методической работы дифференцируется преподавание русского языка как иностранного (для учащихся из стран дальнего зарубежья) и как неродного (для учащихся из стран СНГ), хотя в последнее время граница между этими категориями учащихся бывает зачастую достаточно условной. Преподавание русского языка как иностранного строится по уровням:

1-й уровень - начальный этап обучения (подготовительное отделение для иностранных учащихся выделено как самостоятельное направление в работе кафедры, которому уделяется самое серьёзное внимание, так как на этом этапе формируются языковые знания, навыки и умения, которые станут определяющими в дальнейшей учебной деятельности учащегося);

2-й уровень - бакалавры (русский как основной, второй или третий иностранный язык);

3-й уровень - магистры (русский как основной, второй или третий иностранный язык);

4-й уровень - аспиранты (русский как основной иностранный язык).

В последние годы значительно увеличился поток иностранных стажёров, прибывающих в МГИМО на краткие сроки обучения (1-2 семестра) из стран Азии, Европы и Америки. Для этой категории учащихся кафедрой постоянно разрабатываются и совершенствуются специальные программы. За заслуги в подготовке специалистов-международников кафедра награждена почётными грамотами МГИМО. Ряд преподавателей кафедры имеет награды МИД РФ, Правительства Москвы и награды МГИМО. Кафедра получила несколько государственных и частных грантов на осуществление актуальных проектов. Активный интерес к работе кафедры проявляют зарубежные коллеги. Опыт специ-

алистов кафедры востребован - мгимовские преподаватели успешно работают не только в России, но и за рубежом.

Научно-методическая работа кафедры охватывает широкий круг научных аспектов. Сегодня сфера научных и научно-методических интересов кафедры значительно расширилась по сравнению с предыдущими периодами. Это обусловлено кадровым составом кафедры. Сейчас на кафедре из 33 преподавателей 15 - доценты, кандидаты наук, 14 - старшие преподаватели и 4 - преподаватели. Подавляющее большинство преподавателей кафедры имеют многолетний опыт практической работы. Несмотря на то, что кафедра не является профильным филологическим подразделением, её сотрудники ведут научные разработки в области лингвистики, которые получили широкий отклик среди научной общественности. Основной сферой научных интересов сотрудников кафедры остаётся методика (вопросы совершенствования обучения языку специальности, методика обучения иностранных учащихся в ВУЗе, методика использования мультимедийных средств в процессе обучения и т.д.). Помимо этого, сотрудниками кафедры ведутся активные разработки лингвокультуро-логической проблематики, интерес к которой в последнее время заметно вырос.

С 1997 года кафедрой ежегодно проводился межвузовский научно-методический семинар «Теория и практика преподавания русского языка иностранным учащимся в ВУЗе», который был преобразован с 2009 года в международную конференцию, проходящую раз в два года в рамках программы «Русский язык в XXI веке». В работе конференции принимают участие коллеги из ведущих ВУЗов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, Института русского языка им. А.С. Пушкина и др.) и зарубежные коллеги. По итогам конференции издаётся научный сборник. Преподаватели кафедры постоянно принимают участие в научных симпозиумах, конференциях и семинарах как в России, так и за рубежом. Научные публикации - одно из важнейших направлений научной работы кафедры. Кафедрой ежегодно оппонируются диссертационные работы филологического профиля, защищаемые в различных вузах страны.

Практическим результатом научно-методической работы кафедры стал выпуск большого числа учебников и учебных пособий для иностранцев, изучающих русский язык. Достоинством большинства этих изданий является то, что они, учитывая традиции и специфику преподавания русского языка в МГИМО, стали востребованными в общероссийском масштабе. Большой интерес издания кафедры вызывают у зарубежных коллег. В своей работе кафедрой широко используются современные технические средства обучения, в том числе мультимедийные классы.

Выпускники МГИМО, обучавшиеся на кафедре русского языка для иностранных уча-

■ Филология

щихся, работали и работают в настоящее время во многих государственных структурах своих стран и в международных организациях. В соответствии с договором о межвузовском сотруд-

ничестве кафедра в течение ряда лет направляет своих преподавателей для работы в Университет иностранных языков Хангук (Сеул, Республика Корея).

Об авторе

Афанасьева Нина Дмитриевна - заведующая кафедрой русского языка для иностранных учащихся МГИМО(У) МИД России.

SCHOOL OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

N.D. Afanasieva

Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia

Abstract: Teaching Russian as a foreign language at MGIMO began almost simultaneously with the creation of the university itself. At its core is the interdepartmental chair. Department of Russian language for foreign students is one of the leading departments of the university.

Key words: Russian as foreign, Russian language as unnative, new methodological principles of study of Russian, innovative methods of teaching of Russian.

About the author

Nina D. Afanasieva - Head of the chair of Russian as a Foreign Language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.