Научная статья на тему 'Школа преподавания английского языка для политологов'

Школа преподавания английского языка для политологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПОЛИТОЛОГИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ДИСКУССИИ / КОНФЛИКТЫ / ВОЙНЫ / POLITICAL ENGLISH / SCIENTIFIC SCHOOL / POLITICAL SCIENCE / POLITICAL PROCESSES / POLITICAL SCIENTISTS / POLICY EXPERTS / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL PARTIES / DISCUSSIONS / CONFLICTS / WARS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазаева Ирина Александровна

Кафедра английского языка № 7 была образована в 2001 г. и изначально основное ядро педагогического коллектива кафедры составили преподаватели кафедры английского языка № 1. Дальнейшее формирование коллектива кафедры осуществлялось кандидатом филологических наук, доцентом Н.Н. Павловой. Неоценимой заслугой Наталии Николаевны был набор кадрового состава кафедры, организация работы над новыми программами кафедры, подготовка учебных пособий и материалов, а также создание удивительно дружеского психологического климата. Заведующей кафедрой с 2005 г. по настоящее время является кандидат педагогических наук, доцент И.А. Мазаева. В настоящее время на кафедре работает 27 преподавателей. Из них 8 доцентов, 11 старших преподавателей, 9 преподавателей. 8 преподавателей кафедры имеют учёные степени. 16 преподавателей кафедры выпускники Московского государственного лингвистического университета (МГПИИЯ им. Мориса Тореза), Московского педагогического университета, МГПИ им. В.И. Ленина, 3 преподавателя выпускники МГИМО. С момента своего образования кафедра уделяла особое внимание введению в педагогическую практику инновационных методов и технологий обучения английскому языку. Так, достижение образовательных целей, предполагаемых в образовательных программах дисциплины «Иностранный язык (английский)» (основной и второй), обеспечивается применением общепедагогических и методических подходов к организации учебного процесса, изменяющих характер педагогического процесса. Это реализуется с помощью компетентностного, личностно-деятельностного и когнитивно-коммуникативного подходов к образованию. Важными условиями успешного обучения в соответствии с этими подходами являются поддержка и развитие интеллектуальных, коммуникативных и личностных качеств студента и применение преподавателями кафедры на разных уровнях обучения инновационных компетентностно-ориентированных контрольных процедур и видов оценивания (критериального оценивания и технологии «Портфолио»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School of English for Political Scientist

Department of English Language № 7 was founded in 2001. Originally its teaching staff included the specialists of the Department of English Language Chair. Since its inception, the chair has paid particular attention to the introduction of innovative teaching methods and techniques. This is realized by a competence-based and personalized approach, implemented by I.A. Winter as well as and cognitive and communicative approaches to education. The development of intellectual, communicative and personal qualities of students and the teachers is the main goal of the educational process, achieved by the teaching staff witch the use of innovative competence-oriented teaching techniques, and types of assessment at the different levels of education.

Текст научной работы на тему «Школа преподавания английского языка для политологов»

ФИЛОЛОГИЯ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ПОЛИТОЛОГОВ

И.А. Мазаева

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

Кафедра английского языка №7 была образована в 2001 г. и изначально основное ядро педагогического коллектива кафедры составили преподаватели кафедры английского языка №1. Дальнейшее формирование коллектива кафедры осуществлялось кандидатом филологических наук, доцентом Н.Н. Павловой. Неоценимой заслугой Наталии Николаевны был набор кадрового состава кафедры, организация работы над новыми программами кафедры, подготовка учебных пособий и материалов, а также создание удивительно дружеского психологического климата. Заведующей кафедрой с 2005 г. по настоящее время является кандидат педагогических наук, доцент И.А. Мазаева. В настоящее время на кафедре работает 27 преподавателей. Из них 8 доцентов, 11 старших преподавателей, 9 преподавателей. 8 преподавателей кафедры имеют учёные степени. 16 преподавателей кафедры - выпускники Московского государственного лингвистического университета (МГПИИЯ им. Мориса Тореза), Московского педагогического университета, МГПИ им. В.И. Ленина, 3 преподавателя - выпускники МГИМО.

С момента своего образования кафедра уделяла особое внимание введению в педагогическую практику инновационных методов и технологий обучения английскому языку. Так, достижение образовательных целей, предполагаемых в образовательных программах дисциплины «Иностранный язык (английский)» (основной и второй), обеспечивается применением общепедагогических и методических подходов к организации учебного процесса, изменяющих характер педагогического процесса. Это реализуется с помощью компетентностного, личностно-деятельностного и когнитивно-коммуникативного подходов к образованию. Важными условиями успешного обучения в соответствии с этими подходами являются поддержка и развитие интеллектуальных, коммуникативных и личностных качеств студента и применение преподавателями кафедры на разных уровнях обучения инновационных компетентностно-ориентирован-ных контрольных процедур и видов оценивания (критериального оценивания и технологии «Портфолио»).

Ключевые слова: политология, политическая наука, политические процессы, политологи, политические эксперты, политические системы, политические партии, дискуссии, конфликты, войны.

Кафедра предлагает студентам первого и второго курса три траектории обучения английскому языку как основному иностранному:

- углублённый курс изучения английского языка по образовательной программе «Английский язык (основной): уровни владения английским языком В1+ - В2 (по классификации Совета Европы)»;

- и более интенсивные курсы: «Английский язык (основной), уровни владения английским языком В1 - В2» и «Английский язык (основной), уровни владения английским языком А1 - В2».

Такая диверсификация позволяет учитывать разные уровни довузовской подготовки студентов и способствует их успешному освоению образовательных задач. Студентам, изучающим английский язык как второй иностранный, предлагается программа «Английский язык (второй), уровни владения английским языком В1+ - В2».

Интенсивные программы реализуются с использованием учебников, аудио-, видео- и других материалов, рекомендованных Советом Европы, а также учебных пособий, подготовленных преподавателями кафедры Н.Н. Павловой, И.А. Мазаевой, С.М. Шкунаевой, А.И. Гариковой. Целью курса является гармоничное развитие всех навыков речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма до такого уровня, который позволит студентам осваивать «Специальный курс английского языка».

Углублённый курс английского языка предусматривает на уровнях владения В1+ - В2 изучение таких тем, как «Проблемы экологии и окружающей среды», «Человек в XXI веке: социальные и экологические последствия урбанизации», «Достижения человечества. Проблемы и угрозы человечеству». Большое внимание уделяется лингвострановедению: изучаются система государственного устройства современных демократий (на примере Великобритании и США), законодательная власть и правоохранительные органы в США и Великобритании, религия в США и Великобритании, участие Великобритании в системе европейской интеграции. Обучение в первом и втором семестрах ведётся по учебным пособиям, подготовленным преподавателями кафедры А.И. Гариковой, Н.В. Панич, Е.А. Поповой, Н.Л. Рябенко, Т.А. Тюкиной. На втором курсе обучение ведётся по материалам учебника Е.Б. Ястребовой, Л.Г. Владыкиной, М.В. Ермаковой «Coursebook for Upper Intermediate Students», один из авторов которого, старший преподаватель М.В. Ермакова, является сотрудником кафедры.

«Специальный курс английского языка» бакалавриата состоит из разделов «Язык профессии» и «Перевод в профессиональной сфере общения». В рамках этого курса студенты обучаются разным стратегиям чтения специальной литературы, что подразумевает глубокий анализ текстов различных фреймов, написанных авто-

рами, принадлежащими к различным научным школам, а также публицистических текстов текущей проблематики. Курс преследует цель развития вербально-концептуального уровня владения языковыми средствами профессии, умений перевода специальной литературы.

Ведётся работа над аналитическими умениями студентов: аннотированием, резюмированием и составлением аналитических справок на английском языке. Курс направлен также на формирование профессиональных умений аудирования в жанрах информационного сообщения, интервью, публичной речи, беседы, дискуссии по проблемам специальности. Особое внимание в курсе уделяется развитию письменной и устной речи на английском языке, а также различным видам профессионально-ориентированного перевода: письменного, устного, а также устного аннотирования на английском фоно- и видеоматериалов по специальности.

По окончании «Специального курса английского языка» уровень профессиональной коммуникативной компетентности выпускника отвечает основным требованиям профессиональной деятельности политолога и соответствует спецификации «С1» по общеевропейской классификации. Кафедра осуществляет подготовку слушателей магистратуры по английскому языку основному и второму по направлениям: «Мировая политика» (российское отделение и российско-французское отделение), а также «Международная политика и транснациональный бизнес»; «Политическая экспертиза и СЯ-стратегии»; «Подготовка переводчиков для международных организаций (по направлению «Педагогическое образование»)».

Подготовка по направлениям «Мировая политика» и «Политическая экспертиза и СЯ-стратегии» направлена на развитие профессиональной коммуникативной компетентности (способности и готовности осуществлять речевую деятельность в профессиональных ситуациях общения) слушателей, но, кроме того, и воспитывает магистранта, совершенствуя его социальные, интеллектуальные, личностные и профессиональные качества.

Программа «Специального курса» бакалавриата включает в себя такой тематический материал, как:

- «Современные политические системы и политические культуры»;

- «Партии и партийные системы»;

- «Понятие демократии, концепции демократии»;

- «Новый миропорядок и проблемы мировой политики»;

- «Глобализация как ведущая тенденция мирового развития»;

- «Интеграция и регионализация современного мира»;

- «Роль международных организаций в современной политической жизни»;

- «Военный фактор в мировой политике».

И.А. Мазаева

Программа курсов в рамках дисциплины «Иностранный язык (английский)» в магистратуре предлагает к изучению, в зависимости от направлений, такие темы, как:

- «Базовые теории политической науки»;

- «Концепция свободы»;

- «Национальная идентичность и культура»;

- «Международные организации и их роль в мировой политике»;

- «Формирование нового мироустройства»;

- «Политическая коммуникация»;

- «Международная политика и транснациональный бизнес»;

- «Экономическая политология»;

- «Экономические реформы в России».

Кроме учебников и учебных пособий, в том

числе опубликованных преподавателями кафедры, в процессе обучения применяются аудио- и видеозаписи выступлений государственных и политических деятелей по вопросам внешней и внутренней политики, используются статьи из журналов «The Economist», «Time», «Newsweek», «World Politics» и газет «The Guardian», «The Independent», «The Times», «The International Herald Tribune» и др.

Всего кафедрой подготовлено около 50 учебно-методических пособий. Среди наиболее значимых можно назвать следующие:

Слабакова И.Б. Политические теории -Political Ideas: Учебное пособие по английскому языку для слушателей магистратуры по направлению «Мировая политика». В 3 ч. Уровень С1. М.: МГИМО-Университет, 2009;

Осокин Б.А. Введение в теорию и практику перевода. М.: Изд-во РОСПЭН, 2008;

Павлова Н.Н., Чес Н.А. Культура чтения литературы по политологии (английский язык). Учебник / МГИМО(У) МИД России. М.: РОССПЭН, 2006.

Крупным творческим успехом преподавателей кафедры английского языка №7 стал выход в свет в 2009 г. нового лексико-ориенти-рованного учебного курса английского языка «Vocabulary for Political Science Students». Учебное пособие было подготовлено кандидатом филологических наук, доцентом Н.А. Чес, доцентом И.Н. Ивановой, старшим преподавателем И.В. Валь, кандидатом педагогических наук, доцентом И.А. Мазаевой, кандидатом филологических наук С.К..Павликовой, старшим преподавателем Н.Л. Рябенко, старшим преподавателем Е.Л. Хватовой, а также кандидатом филологических наук Н.Н. Павловой. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, изучающих политические науки по образовательным программам «Политология», «Мировая политика» и «Международные отношения». Методически курс опирается на последние достижения в области когнитивной лингвистики.

В настоящее время преподаватели кафедры (И.В. Валь, И.А. Мазаева, Н.Л. Рябенко, С.К. Павликова, Н.А. Чес, Е.Л. Хватова) под-

готовили серию учебных пособий для различных уровней владения языком профессии по направлениям подготовки «Мировая политика», «Сравнительная политология» и «Экономическая политология». Кафедра также проводит педагогические и лингвистические исследования, направленные на выявление закономерностей функционирования языка политики и эффективных методов обучения политологов иностранному языку.

Так, в 2006-2007 гг. заведующая кафедрой И.А. Мазаева (научный руководитель) и преподаватели кафедры Н.Л. Рябенко и Е.А. Попова провели исследование «Профессионально-ориентированная компетентностная модель иноязычных коммуникативных умений для специальностей «Политология» и «Международные отношения»», которое осуществлялось при финансовой поддержке Ректорского гранта МГИМО(У) МИД России. Педагогические исследования также ведутся в рамках научно-исследовательской работы в магистратуре «Подготовка переводчиков для международных организаций (по направлению «Педагогическое образование»)».

Кафедра сотрудничает с другими образовательными организациями, что позволяет знакомиться с новыми образовательными практиками и участвовать в общероссийских исследованиях в области образования. Эти исследования были отражены в магистерских диссертациях (научный руководитель И.А. Мазаева):

- М.Н. Ананьевой: «Умения профессионального чтения в компетентностно-ориентирован-ном содержании подготовки политолога». М., 2013;

- А.О. Блохиной: «Профессиональная компетентность взаимодействия в международных организациях в подготовке слушателей магистратуры (по направлениям «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение»)». М., 2013;

- Ю.А. Мосиной: «Профессиональные умения работы в команде в содержании подготовки бакалавров (на примере подготовки по направлениям «Международные отношения» и «Политология»)». М., 2013.

Наиболее значимые результаты лингвистических и педагогических исследований докладываются на конференциях, организуемых МГИМО(У) и публикуются в «Вестнике МГИМО-Университета». Среди наиболее интересных можно отметить доклад на IV Всероссийском конгрессе политологов Н.А. Чес «Когнитивно-дискурсивный подход к организации политического словаря (на материале английского языка)»; статьи О.А. Вдовиной «Языковая специфика научного текста по международным отношениям / О.А. Вдовина // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №5(14) и И.А. Мазаевой «Компетентностно-ориентиро-ванные формы оценивания профессиональной

иноязычной коммуникативной компетентности» / И.А. Мазаева // Вестник МГИМО-Универси-тета. 2013. №5.

Результаты исследования чтения студентов и преподавателей факультета политологии были

доложены М.Н. Ананьевой 20.06.2013 на Третьей международной научно-практической конференции Российской ассоциации чтения «Чтение и грамотность в образовании и культуре: Что и как мы читаем сегодня: вызовы XXI века».

Об авторе

Мазаева Ирина Александровна -к.пед.н, заведующая кафедрой английского языка №7 МГИМО(У) МИД России.

SCHOOL OF ENGLISH FOR POLITICAL SCIENTIST

I.A. Mazaeva

Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: Department of English Language №7 was founded in 2001. Originally its teaching staff included the specialists of the Department of English Language Chair.

Since its inception, the chair has paid particular attention to the introduction of innovative teaching methods and techniques. This is realized by a competence-based and personalized approach, implemented by I.A. Winter as well as and cognitive and communicative approaches to education.

The development of intellectual, communicative and personal qualities of students and the teachers is the main goal of the educational process, achieved by the teaching staff witch the use of innovative competence-oriented teaching techniques, and types of assessment at the different levels of education.

Key words: political English, scientific school, political science, political processes, political scientists, policy experts, political systems, political parties, discussions, conflicts, wars.

About the author

Irina A. Mazaeva - PhD in Pedagogical Science, Head of the Department of English Language №7 at MGIMO -University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.