Научная статья на тему 'ШКОЛА КОРРЕКЦИИ ПИТАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ'

ШКОЛА КОРРЕКЦИИ ПИТАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
313
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПИТАНИЕ / NUTRITION / ОЖИРЕНИЕ / OBESITY / ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ / SCHOOL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маклаева Н.Н., Осыченко М.Е., Камынина Н.Н.

Представлено исследование о повышении роли медсестры в проведении школ коррекции питания и в профилактике ожирения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOOL CORRECTION POWER AS ONE OF THE FORMS OF PREVENTIVE WORK WITH THE POPULATION

Presents a study on enhancing the role of nurses in the conduct of schools correct nutrition and in the prevention of obesity.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА КОРРЕКЦИИ ПИТАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ»

© Коллектив авторов, 2016

ШКОЛА КОРРЕКЦИИ ПИТАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ

Н.Н. Маклаева, М.Е. Осыченко, Н.Н. Камынина, докт. мед. наук Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента, Департамента здравоохранения Москвы E-mail: holm67@yandex.ru

Представлено исследование о повышении роли медсестры в проведении школ коррекции питания и в профилактике ожирения.

Ключевые слова: питание, ожирение, школы здоровья.

По данным панельного исследования динамики среднего значения индекса массы тела (ИМТ), проводившегося в рамках Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ) с 1994 по 2010 г., уже к 2010 г. этот показатель приблизился к таковому при избыточной массе тела - 24,54 кг/м2. Поскольку избыточная масса тела и ожирение - факторы риска развития таких социально значимых заболеваний, как болезни системы крови (БСК), сахарный диабет типа 2, приводящих к инвалидизации людей молодого трудоспособного возраста, назрела острая необходимость расширения профилактической работы с населением. Наиболее эффективная и наименее затратная форма такой работы - школы коррекции питания, занятия в которых могут проводить медсестры.

По определению ВОЗ, избыточной массой тела и ожирением называют аномальные и излишние жировые отложения, которые могут нанести ущерб здоровью. Избыточная масса тела и ожирение - проблема отнюдь не новая. В далеком прошлом способность накапливать жир была эволюционным преимуществом, позволяла человеку выживать в пе-

риоды вынужденного голодания. Женщины с округлыми, пышными формами символизировали здоровье и плодовитость. Сегодня же миллионы людей страдают от избытка жировых отложений, которые в прошлом выполняли защитную функцию.

Медицина, научившись бороться с инфекционными заболеваниями, столкнулась с новой проблемой - неинфекционной патологией. В 2012 г. неинфекционные заболевания (НИЗ) стали причиной 68% всех случаев смерти против 60% в 2000 г. 4 основных НИЗ - сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет и хронические заболевания легких. В мире в 2012 г. почти 75% летальных исходов от НИЗ пришлось на страны с низким и средним уровнем дохода, на страны с высоким уровнем дохода - 87%, со средневысоким - 81%, с низким - 37%, со средненизким - 57%.

Патогенез этих заболеваний тесно переплетается с патогенезом ожирения. Современное общество непреднамеренно провоцирует ожирение у своих граждан потреблением высококалорийной пищи с большим содержанием жиров, а научно-технический прогресс стимулирует малоподвижный образ жизни.

Социальная значимость проблемы ожирения обусловлена угрозой инвалидизации людей молодого, трудоспособного возраста и снижением общей продолжительности жизни в связи с частым развитием тяжелых сопутствующих заболеваний. Ожирение - хроническое заболевание, требующее длительного лечения.

В России НИЗ являются причиной 75% всех смертей взрослого населения. При этом на долю БСК приходится около 57% летальных исходов, а на долю онкологических заболеваний - более 14%. Очень высокий уровень смертности и соответственно - небольшая ожидаемая продолжительность жизни населения в России главным образом обусловлены БСК, уровень которых у лиц трудоспособного возраста в нашей стране в 3-6 раз выше, чем в странах Евросоюза. Экономический ущерб от этих

ОБР

АЗОВАНИЕ: ПР©1

миаа^ и я

50,9

□ Более 90 см ■ До 80 см

□ От 80 до 90 см

32,1

17,0

Рис. 1. Распределение респондентов (в %) по объему талии

заболеваний составляет около 1 трлн руб. в год (около 3% ВВП).

В странах, где ведется первичная профилактическая работа и в ходе реабилитации используется обучение пациентов из групп риска (Финляндия, Великобритания, Канада, США), отчетливо видна отрицательная динамика сердечно-сосудистой заболеваемости. Основные компоненты реабилитационных программ - обучение здоровому образу жизни, физические тренировки и психологическая поддержка.

В России пока, к сожалению, нет четкой государственной программы профилактики избыточной массы тела и ожирения. Считается, что ожирение -личная проблема человека, вопрос: несовершенства фигуры. Ни одно заболевание в нашей стране не подвергается самолечению в так их масштабах, как ожирение. Стараясь сбросить лишний вес, люди применяют различные диеты, но через некоторое время снова набирают лишние килограммы.

Перед профилактической медициной и всем обществом стоит непростая задача создания таких условий, при которых человеку будет выгодно соблюдать здоровый образ жизни. Создание в системе первичного звена здравоохранения школ здоровья способствует решению этой проблемы.

Школа здоровья для пациентов является организационной формой профилактического группового консультирования. Выделяют 7 основных школ здоровья: для беременных; для больных с сердечной недостаточностью; для находящихся на хрониче-

Рис. 2. Мнения опрошенных (в %) о необходимости открытия школ коррекции питания

ском гемодиализе; для больных артериальной ги-пертензией; с заболеваниями суставов и позвоночника; для больных бронхиальной астмой; сахарным диабетом.

Обучение в школах должно повысить уровень знаний и практических навыков пациентов. Роль пациента не должна ограничиваться пассивным выполнением медицинских назначений. Он должен быть активным, ответственным участником терапевтического процесса, и помочь ему в этом может медсестра, в полной мере владеющая медицинскими знаниями, навыками организатора, обладающая психологическими и педагогическими знаниями.

Актуальность темы правильного питания и необходимости школ коррекции питания, возможность проведения занятий в них медсестрами были основными темами нашего исследования.

Исследование проводилось на базе Консультативно-диагностического центра №2 Департамента здравоохранения Москвы Восточного административного округа в 2014-2015 гг. В исследование включили 215 человек (после обработки 15 анкет были забракованы в связи с некорректным заполнением), и в итоге в нем приняли участие 200 человек: 146 медицинских работников (20 врачей; 88 медсестер из разных медицинских учреждений Москвы; 38 медсестер, получающих высшее сестринское образование в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова) и 54 пациента. В ходе исследования проведены:

• научно-теоретический анализ медицинской литературы по ожирению;

• анализ общей и первичной заболеваемости взрослого населения болезнями эндокринной системы, расстройствами питания, нарушением обмена веществ (в том числе - ожирением);

• изучение системы оказания лечебно-профилактической помощи населению с избыточной массой тела и ожирением;

• анкетирование медицинских работников и пациентов.

139 (95,2%) медицинских работников, принявших участие в опросе, сочли тему ожирения и неправильного питания актуальной; по мнению 5 (3,4%) человек эта тема неактуальна и 2 (1,4%) затруднились с ответом.

Из 200 опрошенных сочли свое питание: полностью правильным - 12 (6%) человек; скорее правильным, чем неправильным - 71 (35,5%); скорее неправильным - 79 (39,5%); абсолютно неправильным -30 (15,0%); 8 (4%) затруднились с ответом.

Из 54 пациентов, принимавших участие в опросе, 17 (32,0%) имеют нормальный ИМТ, 11 (20,3%) - избыточную массу тела, 10 (18,5%) - I степень ожирения, 9

52

_№5 2016

о аишм—миимии

ЕМЫ И

(17,4%) - II степень ожирения и 7 (13,2%) - морбидное ожирение. То есть у 68% респондентов есть проблемы с весом, что подтверждает данные о неправильном питании. Абдоминальное ожирение (объем талии -более 80 см) выявлено у 83% опрошенных (рис. 1). Эти данные еще раз подчеркивают актуальность темы школ коррекции питания.

При абдоминальном ожирении возможны 2 варианта распределения жира - подкожный и внут-рибрюшной; последний наименее благоприятен. Жир откладывается в брюшной полости, в сальнике, вокруг внутренних органов. Абдоминальное ожирение повышает риск развития метаболического синдрома, при котором снижается толерантность к глюкозе (возможен сахарный диабет), изменяется спектр липидов крови, развивается гиперхо-лестеринемия и в результате - ранний атеросклероз, инфаркты, инсульты, сахарный диабет типа 2, гипертония, приводящие к сокращению продолжительности жизни и инвалидизации.

Ответы пациентов, касающиеся питания и здорового образа жизни, продемонстрировали полное непонимание ими этих вопросов. Источники информации о здоровом образе жизни - самые разные, но мнение медицинских работников - наиболее весомо: им отдали предпочтение 43 (62,3%) человека. Далее по популярности следуют телевидение - 26 (54,7%) человек и интернет - 20 (35,8%).

На вопрос о необходимости открытия школ коррекции питания 155 (77,5%) опрошенных ответили положительно, 19 (9,5%) не видят в них необходимости и 26 (12,5%) затруднились с ответом (рис. 2).

Желание заниматься в Школе из 200 опрошенных выразили 107 (53,5%), затруднились с ответом 42 (21%); рис. 3.

Кто должен проводить занятия в Школе коррекции питания? По мнению пациентов, как видно из рис. 4, большинство из них (70,4%) отдали предпочтения врачу - специалисту по вопросам питания, 22,2% не смогли ответить на этот вопрос. Участковым медсестрам из 54 пациентов доверяет только 1 (1,9%).

Пациенты считают, что вопросами питания должен заниматься только врач - специалист по питанию и никто другой (сказывается сложившийся стереотип: медсестры - только помощники врача).

Результат опроса пациентов о медсестрах, получивших высшее образование, и доверии к ним как к специалистам, которые могут проводить занятия в школах, также неутешителен.

Несмотря на недоверие врачей и пациентов, сами медсестры хотели бы заниматься самостоятельной работой, связанной с профилактикой, и считают, что способны справиться с ней (рис. 5).

Поскольку в современных условиях наметилась тенденция к переходу части организационной

%

70 У

60- /

50-

40-

30-

20- '

10-

0 А

53,5

22,5

21,0

44,8

32,8

22,4

□ Да ■ Нет Ш Не знаю

17,0

14,8

38,9

31,5

29,6

Все респонденты Врачи

Медсестры

Пациенты

Рис. 3. Готовность респондентов (в %) посещать Школу коррекции питания

70,4

70 60 50 40 30 20 10 0

3,6

22,2

1,9

0

1,9

0

гтэ

Рис. 4. Кто должен, по мнению пациентов, проводить занятия в Школе коррекции питания: 1 - терапевт, 2 - врач - специалист по питанию, 3 - участковая медсестра, 4 - медсестра по вопросам питания, 5 - любой специалист по вопросам питания, 6 - сами участники Школы, 7 - затрудняюсь ответить

%

80 70 60 50 40 30 20 10-К 0

Да, занятия может вести любая медсестра Щ Может только помогать врачу

Да, при получении высшего образования " I I Затрудняюсь ответить

26,8

49,3

52,5

— 39,7 -Ш

6,0 6,0

76,0

Все медицинские Врачи Все медсестры Медсестры,

работники получающие высшее

сестринское образование

Рис. 5. Готовность медсестер и врачей (в %) к проведению занятий в школах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и профилактической работы в обязанности среднего медицинского персонала, и, учитывая интерес медсестер к работе в школах коррекции питания, а также желание пациентов заниматься в таких школах, целесообразно организовать их на базе лечебно-профилактических учреждений. Занятия

%

2

3

4

5

6

7

ОБР

АЗОВАНИЕ: ПР©1

миаа^ и я

в школах могут вести медсестры, привлекая врачей только для освещения отдельных вопросов и проведения, при необходимости, индивидуальных консультаций.

Профилактическая работа является обязательным разделом деятельности врача и медсестры, и одна из форм профилактики - консультирование (обучение) пациентов по вопросам здорового образа жизни, предупреждения заболеваний и др. Цель консультирования - сформировать мотивацию к отказу от вредных привычек, поддержать стремление пациента к оздоровлению, дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям.

В России в течение длительного времени деятельность сестринского персонала рассматривалась в качестве второстепенной, не имеющей самостоятельного значения. Основным критерием оценки работы медсестры являлось правильное выполнение врачебных назначений. В современных условиях развития здравоохранения медсестры должны взять на себя ответственность за профилактическую работу с населением, ведение школ здоровья, пропаганду здорового образа жизни.

Учитывая современный уровень профессиональной подготовки сестринских кадров, возможность получения медсестрами высшего образования, необходимо активно привлекать их к организации различных форм внебольничной помощи (школы здоровья, дневные стационары, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, консультативно-диагностические службы, службы ухода на дому и т.д.).

Самостоятельная деятельность медсестры в первичном звене здравоохранения способствует повышению доступности медицинской помощи, реализации творческого потенциала медсестры, росту роли специалистов со средним медицинским образованием в системе здравоохранения.

Медсестры с высшим образованием, прошедшие специальную подготовку, могут и должны взять на себя формирование у населения ответственности за свое здоровье, ознакомление граждан с наиболее часто встречающимися социально значимыми заболеваниями, повышение грамотности населения по вопросам здорового образа жизни. Для этого они должны иметь представление о методах профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, уметь применять на практике имеющиеся методики, учебные материалы, международный опыт, рекомендации ВОЗ и т.д.

Из опрошенных медсестер 61,4% имеют высшее и не законченное высшее образование, и из них 47,7%, по их мнению, способны самостоятельно подготовить и проводить занятия в школах. Они счи-

тают, что полученных в период обучения знаний достаточно для пропаганды здорового образа жизни. Медсестра-менеджер, окончившая факультет высшего сестринского образования по специальности «Академическая медсестра, преподаватель», подготовлена к решению задач, касающихся анализа состояния здоровья населения, организации и проведения профилактических, оздоровительных мероприятий, осуществления педагогической и воспитательной деятельности.

В обязательный минимум основной образовательной программы подготовки менеджера входят психолого-педагогические дисциплины: педагогическая и возрастная психология, педагогика с методикой преподавания. Так как медсестра больше времени проводит с пациентами, она может отвечать за их обучение и мотивацию и быть полноправным членом команды специалистов, каждый член которой в зависимости от индивидуальной компетенции вносит свой вклад в лечебный процесс. Обучение пациентов должно проводиться специально подготовленным медицинским персоналом с использованием эффективных учебных программ по долговременному ведению хронических больных.

Рекомендуемая литература

Григорьева М. Россияне на весах. Демоскоп Weekly. 2012; 529-530: 1-30.

Профилактика хронических неинфекционных заболеваний. Рекомендации. М., 2013.

Глобальная стратегия в области режима питания, физической активности и здоровья ВОЗ от 22.05.2004 г.

Глобальная стратегия ВОЗ по питанию, физической активности и здоровью. Руководство для стран по мониторингу и оценке осуществления, 2009 г. .

Информационный бюллетень ВОЗ «Ожирение и избыточный вес». 2014; 311.

Ершова Е.В. и др. Морбидное ожирение - возможности консервативной терапии. Ожирение и метаболизм. 2010; 4: 40-43.

Еганян Р.А., Калинина А.М. Школа здоровья. Избыточная масса тела. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2013. -С. 186.

Куфтарева Ю.Ф. Школы здоровья: роль сестринского персонала в проведении группового консультирования. Главная медицинская сестра. 2010; 9: 146-53.

Родионова Т.И., Тепаева А.И. Ожирение - глобальная проблема современного общества. Медицинские науки, фундаментальные исследования. 2012; 12: 132.

CHOOL CORRECTION POWER AS ONE OF THE FORMS OF PREVENTIVE WORK WITH THE POPULATION

N.N. Maklaeva, M.E. Osychenko, N.N. Kamynina, MD I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

Presents a study on enhancing the role of nurses in the conduct of schools correct nutrition and in the prevention of obesity.

Key words: nutrition, obesity, school health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.