Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Школа и жизнь
По поводу заседаний комиссии о преобразовании светских высших учебных заведений. Изменение параграфа 32 училищного и параграфа 92 семинарского уставов. Кандидаты академий; их устремление в светские ведомства; об условиях их назначения по духовно-учебному ведомству и о материальном положении их перед началом и в начале педагогической деятельности
Опубликовано:
Христианское чтение. 1902. № 12. С. 883-893.
© Сканированье и созданье электронного вариаьга: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
ШКОЛА И ЖИЗНЬ,
По поводу засѣданій комиссіи о преобразованіи свѣтскихъ высшихъ учебныхъ заведеній. Измѣненіе § 32-го училищнаго и § 92-го семинарскаго уставовъ. Кандидаты академіи; ихъ устремленіе въ свѣтскія вѣдомства; объ условіяхъ назначенія ихъ по духовно-учебному вѣдомству и о матеріальномъ положеніи ихъ предъ началомъ и въ началѣ педагогической дѣятельности.
Съ 30-го сентября настоящаго года открыла свои засѣданія комиссія по обсужденію вопроса о преобразованіи высшихъ учебныхъ заведеніи вѣдомства Министерства Народнаго Просвѣщенія. Въ комиссіи, подъ предсѣдательствомъ управляющаго М.-Н.-П. тайя. сов. Зенгѳра, принимаютъ участіе и представители высшихъ учебныхъ заведеній, а также представители министерствъ и главныхъ управленій, въ вѣдѣніи которыхъ находятся означенныя учебныя заведенія. Кромѣ матеріала, собраннаго при предшествующихъ министрахъ Нар. Просвѣщенія, на обсужденіе комиссіи предсѣдателемъ предложены особые вопросы, касающіеся главнымъ образомъ строя жизни высшихъ свѣтскихъ учебныхъ заведеній. Неизвѣстно, вспомнитъ-ди эта комиссія о томъ контингентѣ молодыхъ людей, который доставляется свѣтскимъ высшимъ учебнымъ заведеніямъ изъ нашихъ духовныхъ семинарій. Пора бы,—да и едва ли найдется для этого удобнѣе настоящаго моментъ,—взглянуть на это дѣло болѣе безпристрастнымъ окомъ. Бслп въ Томскій, Юрьевскій и Варшавскій университеты семинаристамъ можно поступать, то, значитъ, семинарное образованіе само по себѣ не служить препятствіемъ къ поступленію въ университетъ, но тогда почему же нельзя ихъ принимать въ Петербургскій, Московскій и др. университеты? Почему также не открыть доступа и ръ другія высшія свѣтскія учебныя заведенія? Судьба семинарскихъ воспитанниковъ по стѣсневнооти нхъ положенія въ данномъ случаѣ аналогична только съ судьбою евреевъ, и эта аналогія, кажется, всего рѣзче оттѣняетъ неестественность зущѳствующаго порядка вещей,—о чемъ, впрочемъ,
писалось много-много разъ. Однано недоумѣніе здѣсь вызывала а вызываетъ не эта только сторона дѣла, но и другая. На ряду съ вопросомъ, почему семинаристовъ не пускаютъ въ свѣтскіе университеты и институты, ставится вопросъ; почему они, съ такимъ усердіемъ и многосторонностію религіозно воспитываемые и богословски просвѣщаемые въ теченіе шестилѣтняго семинарскаго курса, не устремляются, какъ, повидимому, слѣдовало бы ожидать, увѣнчать это зданіе религіозной настроенности и богословской просвѣщенности въ своихъ духовныхъ высшихъ школахъ, а мечтаютъ о свѣтскихъ и при первой возможности, наполняютъ эти послѣднія. Разные отвѣты можно дать на этотъ второй вопросъ. Если имѣть въ виду теперешнія условія пріема въ духовныя академіи, то уже одна трудность экзаменовъ и ограниченность вакансій можетъ удержать многихъ отъ попытки получить высшее богословское образованіе. Если же касаться замѣчающагося нерѣдко у семинарскихъ воспитанниковъ анти-академическаго, такъ сказать, настроенія и тяготѣнія, напротивъ, въ университету, то причину этого прпходитоя искать, кромѣ личныхъ особенностей, въ какихъ-то ненормальностяхъ и неудовлетворительности учебно-воспитательнаго дѣла нашей средней и высшей школы. Само духовно-учебное начальство уже сознало это, и еще въ прошломъ году были созваны въ Петербургъ для пересмотра семинарскихъ программъ спеціалисты изъ профессоровъ академій и преподавателей семинаріи,—труды которыхъ, безъ сомнѣнія, скоро найдутъ свое практическое примѣненіе.
Но въ ожиданіи, пока вступитъ въ свою силу полная реформа духовной школы, наличный укладъ ея жизнп не остается безъ измѣненій, и, слѣдуетъ сказать, очень благопріятныхъ. На страницахъ этихъ очерковъ неоднократно *) за-трогивался вопросъ о злополучномъ 32-мъ § устава духовныхъ училищъ, допускавшемъ различное толкованіе, причемъ симпатіи наши были всегда къ такому его пониманію по которому всѣ преподаватели духовныхъ училищъ признавались бы полноправными, наряду съ членами правленія, участниками учебно-педагогическихъ собраній, и разъяонѳ-ніѳ этого § въ такомъ именно смыслѣ высказывалась надежда получить отъ высшей власти. Выражалось также *въ этихъ очеркахъ желаніе, чтобы и педагогическія собранія духовныхъ семинарій происходили при участіи всѣхъ преподавателей, съ равнымъ правомъ голоса. „Мы не зваемъ такихъ собраній, писалъ намъ одинъ преподаватель, мы стоимъ въ сторовѣ отъ жизни школы, въ которой служимъ. Насъ не приглашаютъ даже на такія собранія, гдѣ рѣшаются вопросы, имѣющіе прямое отношеніе къ каждому изъ наоъ,
*) „Хр. Чт.и 1696 г., май—іюнь, 1902 г. мартъ.
напр.,—о выборѣ темъ для сочиненій, о причинахъ малоуспѣшности учениковъ, о переводѣ изьктасоа вь классъ и т. п. Никогда никакихъ не бываетъ общихъ собраній, и каждый преподаватель, еодн онъ не членъ правленія, меньше знаетъ о томъ, что рѣшено, постановлено, чѣмъ ученики, которые всегда раньше преподавателей срываютъ покровъ съ тайны канцелярской. Понѳволѣ у насъ утрачивается постепенно интересъ къ учебно-воспитательному дѣлу, и на овѣжаго человѣка корпорація провинціальныхъ педагоговъ производятъ грустное тяжелое впечатлѣніе людей забитыхъ, опустившихся, уснувшихъ. Общія собранія съ правомъ голоса оживили бы нашу средуh. Понятно, съ кахимъ чувствомъ удовлетвореннаго ожиданія и сотрудники и читатели этихъ очерковъ могутъ привѣтствовать Высочайше утвержденное 1-го іюля сего года измѣненіе § 92-го устава духовныхъ семинарій и § 32-го уотава духовныхъ училищъ—въ томъ смыслѣ, чтобы въ собранія по вопросамъ педагогическимъ и въ семинаріяхъ, и въ училищахъ приглашались къ участію всѣ преподаватели съ равноправностью голоса. Будемъ надѣяться, что эта благодѣтельная мѣра принесетъ добрые плоды и, прежде всего, оживитъ трудъ учебно-педагогическаго пѳроонала въ нашей низшей и средней духовной школѣ. Несомнѣнно, она благотворно повліяетъ и на воспитаніе топ настроенности въ сторону богословскаго просвѣщенія, какую такъ естественно видѣть въ питомцахъ духовной школы и которая въ настоящее время мало замѣчается какъ въ семинаристахъ, желающихъ получить высшее образованіе, такъ даже и въ академистахъ, только что окончившихъ курсъ и вмѣстившихъ, такъ сказать, въ себѣ всѳ, что возможно у насъ вмѣстить по части богословской просвѣщенности. Желанія послѣднихъ, къ удивленію, также направляются не туда, огкуда они получили свое образованіе, не на служеніе своей рбдной церкви и своей родной школѣ, а туда, гдѣ ихъ всего менѣе, по видимому, можно ожидать,—имѣя въ виду ихъ спеціальную подготовку. Есть ли какое-нибудь хотя отдаленное отношеніе какой-либо изъ наукъ академическаго курса, напр., къ финансовому и почтовому вѣдомству? А между тѣмъ тамъ нерѣдко встрѣтить на должностяхъ, и некрупныхъ и крупныхъ, кандидатовъ богословія. Скоро, кажется, не будетъ ни одного министерства, куда бы они ии . устремлялись и гдѣ бы ни занимали должностей. Конечно, къ чести ихъ нужно сказать, они пользуются репутаціей хорошихъ работниковъ. Однако воѳ же странность на лицо: кандидатъ богословія выступаетъ кандидатомъ въ податные инспектора! Гдѣ причина этому? Причина можетъ лежать и въ постановкѣ учебно-воспитательнаго дѣла въ нашей духовной школѣ: очевидно, она не прививаетъ у всѣхъ любви къ тому, чему учитъ. 1 [ричина можетъ быть въ духовномъ складѣ самихъ кончившихъ курсъ академіи. Причина можетъ лѳ-
жать и въ чисто-практическихъ соображеніяхъ: служба по свѣтскимъ вѣдомствамъ обычно гораздо выгоднѣе оплачивается, чѣмъ по духовному. Причина, наконецъ, можетъ заключаться и въ томъ, что въ свсѳмъ вѣдомствѣ кандидатъ академіи не совсѣмъ легко и можетъ получить подходящее мѣсто. Другой, можетъ быть, п не пошелъ бы искать занятій въ департаментахъ, во нужда заставляетъ: нѣтъ мѣста ни въ духовныхъ семинаріяхъ, ни въ духовныхъ училищахъ. При существующемъ положеніи вещей, студенту семинаріи не одинъ разъ приходится пролѣзать сквозь игольное ушко, прежде чѣмъ онъ выплыветъ въ жизнь въ качествѣ окончившаго курсъ какого-либо высшаго учебнаго заведенія. Поступить въ университетъ—трудно. Поступить въ академію не менѣе трудно: число вакансій очень ограничено, а знаній требуется много. Кончилъ онъ академію, — опять дидѳма: въ своемъ вѣдомствѣ должности не даютъ, въ чужое тоже очень не охотно отпускаютъ, требуя уплатить за полученное образованіе. Но дѣваться куда-нибудь нужно, нужно хоть какое-нибудь мѣсто, и вотъ кандидатъ богословія поступаетъ сороковымъ кандидатомъ на отдаленную вакансію помощника столоначальника, служитъ безъ жалованья и сверхъ штата, имѣя въ перспективѣ вычеты за духовное образованіе, къ практической жизни не пригодившееся, но все же служитъ, и—смотришь—какимъ-то чудомъ выплываетъ и украшаетъ собою сонмъ истыхъ чиновниковъ, подвигаясь постепенно въ іерархіи чиновъ, орденовъ и окладовъ. Но что дѣлаютъ тѣ его коллеги по академической скамьѣ, которые рѣшились твердо служить своей духовной шкодѣ и занять преподавательское и воспитательское мѣсто? Вотъ два письма, отвѣчающія довольно краснорѣчиво на этотъ вопросъ: одно описываетъ треволненія будущаго педагога, вслѣдствіе неизвѣстности того, куда и на какой предметъ его назначатъ и будетъ ли соотвѣтствовать это назначеніе его желаніямъ, другое рисуетъ собственно разнаго рода практическія и экономическія невзгоды предъ началомъ и при началѣ педагогическаго служенія. Но то и другое выясняетъ предъ нами одну изъ причинъ, почему служеніе въ духовно-учебномъ вѣдомствѣ не всѣмъ питомцамъ академіи представляется вожделѣннымъ.
„Въ настоящее время, пишетъ авторъ перваго письма, почти всякій кандидатъ духовной академіи, имѣющій полу-' чить мѣсто по духовно-учебному вѣдомству, съ большимъ или мевьшимъ (смотря по характеру) замираніемъ сердца ждетъ, — ждетъ порой очень долго *),— себѣ назначенія. Съ
*) Де знаемъ, былъ ли поднимаемъ въ вашей духовной печати вопросъ о необходимости такъ или иначе утилизовать молодыя силы, по большей части безплодно пропадающія въ этомъ ожиданіи и въ то же
одной стороны, ѳго томитъ мысль о томъ, какой предметъ или какіе предметы придется ему преподавать; съ другой— онъ даже оъ приблизительной увѣренностью не можетъ гадать, куда, въ какое мѣсто, болѣе—въ какую сторону обширной русской имперіи заброситъ его судьба.
Конечно, первую причину тревоги будущихъ преподавателей духовно-учебныхъ заведеній могутъ найти неосновательной. Могутъ сказать, что кандидатъ богословія во всякомъ случаѣ будетъ преподавать предметъ, изученный имъ въ теченіе семинарскаго и академическаго курса. Правда. По извѣстно, какое множество предметовъ долженъ пройти по настоящему уставу студентъ духовной академіи. Для него обязательны почти всѣ предметы, читаемые здѣсь. Поли не упоминать о спеціально-петербургской каѳедрѣ — исторіи славянскихъ церквей и о протдвомусульманскомъ отдѣленіи въ казанской академіи, число необязательныхъ предметовъ, дѣлящихъ нынѣ студентовъ духовной академіи на двѣ группы, не превышаетъ семи (два на первой группѣ и пять на второй *). Но, какъ угодно, невозможно же съ равнымъ успѣхомъ изучить всѣ обязательные предметы академическаго курса въ сиду самаго уже ихъ множества. Кромѣ того, у всякаго почти студента академіи есть преимущественная склонность и способность къ одному—какому-нибудь роду наукъ: одинъ предпочитаетъ науки историческаго характера, другой — практическаго, третій — отвлеченнаго. Иногда эта преимущественная склонность и способность бываетъ выражена очень рѣзко. Между тѣмъ, теперь кандидатъ богословія можетъ быть назначенъ преподавателемъ каждаго изъ выслушанныхъ имъ въ теченіе академическаго курса предметовъ. И становятся возможными такіе, иапр., случаи, что человѣкъ, оъ исключительной любовью и прилежаніемъ занимавшійся въ академіи церковной исторіей, назначается преподавателемъ семинаріи по философскимъ предметамъ, къ которымъ онъ чувствуетъ менѣе всего призванія и охоты и которыми занимался лишь настолько, чіфбы удовлетворительно сдать переходные академическіе экзамены. Можетъ ли быть такое лицо, чуждое любви и призванія къ своему предмету и склонное и способное къ совершенно другой наукѣ, — можетъ ли сяо быть хорошимъ преподавателемъ? Сосредоточившись въ одномъ какомъ-нибудь направленіи, особенно если это направленіе соотвѣтствуетъ духовному складу человѣка, —
время боиѣе, чѣмъ когда-либо, способныя къ работѣ и жаждущія ѳя. Йо по нашему мнѣнію, вопросъ этотъ заслуживаетъ полнаго вниманія и серьезнаго обсужденія.
^ И то не во всѣхъ академіяхъ. ІЗъ петербургской и московской, иапр., академіи слушаніе лекцій по исторія и обличенію раскола недавно сдѣлано обязательнымъ для студентовъ и первой группы.
трудно переходить въ область другихъ идей, чувствъ и влеченіи.
Въ указанномъ отношеніи прежній уставъ духовныхъ академій, дѣлившій академическіе предметы, за исключеніемъ сравнительно немногихъ обязательныхъ, на три группы, былъ гораздо естественнѣе и жизненнѣе.
Правда, и нынѣшій уставъ,—вполнѣ разумно предполагая, что сами академіи лучше всего могутъ опредѣлить, къ преподаванію какихъ предметовъ наиболѣе способенъ тотъ или другой кандидатъ,—предоставилъ было академическимъ совѣтамъ предварительное распредѣленіе кандидатовъ бого-оловія по духовно-учебному вѣдомству. Къ сожалѣнію, параграфъ устава, прѳдоставлавшій академіямъ это право, почти не примѣнялся къ дѣлу и въ настоящее время существуетъ только въ видѣ мертвой буквы.
Къ довершенію зла, увеличивъ до невозможнаго maximum’а число обязательныхъ предметовъ академическаго курса, уставъ 1884 г. отмѣнилъ, не замѣнивъ его чѣмъ-нибудь лучшимъ, напр., такъ наз. „семинаріями“, тотъ порядокъ прежняго устава, по которому послѣдній годъ академическаго ученья посвящался спеціальному и практическому (съ педагогическими цѣлями) изученію немногихъ, свободно избранныхъ студентомъ предметовъ *).
Конечно, на первый взглядъ можетъ показаться, что образованіе, сообщаемое преподавателямъ духовно-учебныхъ заведеній академіями устава 1884 г., шире, полнѣе, какъ говорятъ, универсальнѣе. Но, если даже занятія профессоровъ и студентовъ стоятъ на возможной выоотѣ, велика ли польза отъ теперешняго многопредмѳтнаго куроа академіи? Скажутъ: студентъ выслушаетъ и у о войтъ полный рядъ полныхъ курсовъ по богословскимъ наукамъ. Но можетъ ли онъ усвоишь ихъ въ настоящемъ смыслѣ этого олова? Развѣ выслушать -а выучить курсъ тоже, что усвоить науку? Наука усвояѳтся только тогда, когда ею занимаются болѣе и менѣе самостоятельно и исключительно. А это при настоящемъ выполненіи требованій устава 1884 г., при удѣленіи одинаковаго вниманія всѣмъ наукамъ академическаго курса—вещь совершенно невозможная. Какъ кажется, нзъ современной академіи, при строгомъ выполненіи ея учебныхп плановъ, могутъ выходить не универсальные богословы, а богословы-диллетанты.
И вотъ столь чаотоѳ нынѣ не соотвѣтствіе назначеній педагогическаго характера, получаемыхъ кандидатами богословія, съ ихъ научными способностями и симпатіями гибельнымъ для успѣховъ учебнаго дѣла образомъ отражается въ посто- 5
5) Что эта практика, по идеѣ по крайней мѣрѣ, брла очень цѣлесообразна, видно хотя би изъ того, что о ней только еще мечтаютъ въ настоящее время въ министерствѣ народнаго просвѣщенія, когда задаются мыслью о'педагогическихъ курсахъ по окончаніи университета.
янныхъ переходахъ преподавателей нашихъ училищъ и семинарій съ предмета на предметъ. Какъ широко это зло, видно изъ того, что противъ него нашли нужнымъ бороться путемъ спеціальнаго указа, запрещающаго переходить съ одного предмета на другой ранѣе трехъ лѣтъ преподаванія перваго. Но эта, къ счастью, не строго примѣняемая къ дѣлу, мѣра едва ли менѣе вредна, чѣмъ существующій порядокъ распредѣленія кандидатовъ богословія по предметамъ преподаванія: во всякомъ случаѣ она не можетъ заставить учителя полюбить доставшуюся для преподаванія науку, а въ этомъ главное условіе успѣха учебнаго дѣла.
Не менѣе основательны опасенія кандидатовъ богословія и по поводу будущей службы. Только немногіе сравнительно люди совершенно равнодушны къ воарооу о мѣстѣ жительства; большинство же относится къ этому вопросу съ большимъ или меньшимъ интересомъ. У всякаго есть свои опре-ленныя духовныя, физическія и матеріальныя условія, въ силу которыхъ одному милъ жаркій югъ, другого влечетъ на холодный сѣверъ,—одного манитъ шумная столица, иному легче дышится въ глухой провинціи и т. д.
Конечно, трудно удовлетворить въ данномъ отношеніи всѣхъ кандидатовъ по духовно-учебному вѣдомству. Но отчего бы не опрашивать кончившихъ академію наочѳтъ желаній ихъ относительно мѣста будущей службы, отчего бы не позволить, по крайней мѣрѣ, только что назначеннымъ преподавателямъ безпрепятственный обмѣнъ своими мѣстами? Хуже не будетъ. Если человѣка тянетъ прочь съ извѣстнаго ыѣота, его насильно не удержишь, во всякомъ случаѣ не заставишь полюбить свое мѣсто и дѣло. А безъ этой любви совершенно немыслимъ успѣхъ послѣдняго, и совершенно неизбѣжны прошенія о перемѣщеніи въ другой городъ или, по крайней мѣрѣ, въ другую полосу Роосіл, которыя въ такомъ множествѣ посылаются нынѣ въ учебный комитетъ преподавателями духовныхъ училищъ и семинарій.
Въ ваше время преподавательскія вакансіи въ духовныхъ училищахъ и оѳминаріяхъ большинству кандидатовъ бого-оловія достаются дорогой цѣной долгаго и тяжелаго ожиданія. Уже этимъ однимъ послѣдніе заслуживаютъ измѣненія описанныхъ намн неблагопріятныхъ условій, въ которыя поставлено нынѣ распредѣленіе ихъ по духовно-учебному вѣдомству“.
Эго одна сторона дѣла, а вотъ для полноты картины другая.
„Много мытаротвъ приходится пройти кандидату духов* ной академіи, прежде ѣѣмъ онъ получитъ мѣсто преподавателя духовной семинаріи, говоритъ авторъ другого письма. Поолѣ беззаботной жизни въ академіи, гдѣ онъ всегда былъ сытъ и прилично одѣтъ, не зналъ, что такое голодъ л холодъ, студентъ академіи, послѣ окончанія курса, вдругъ
остается какъ бы безъ почвы подъ ногами: онъ рѣшительно не знаетъ, что ему дѣлать съ своимъ кандидатскимъ дипломомъ,—куда себе пристроить? Хорошо еще, что попечитель-ноетъ академическаго начальства простирается даже до снабженія кандидатовъ деньгами для проѣзда по своей епархіи. Добравшись на казенныя средства до родныхъ епархій, молодые кандидаты богословія, за исключеніемъ немногихъ, которые рѣшили идти въ священники, начинаютъ, обыкновенно, тягостное для молодого самолюбія, хожденіе по разнымъ лидамъ, власть имѣющимъ, съ просьбами—дать какое-нибудь мѣсто. Послѣ долгихъ и настойчивыхъ просьбъ,— часть кандидатовъ богословія, наконецъ, находить себѣ кусокъ хлѣба; одни уходятъ изъ своего вѣдомства и поступаютъ или въ банкъ, или въ какое нибудь присутствіе, другіе попадаютъ въ сельскіе учителя, въ учителя приготовительныхъ классовъ, въ надзиратели духовныхъ училищъ. Въ послѣднихъ должностяхъ есть крупныя неудобства, человѣкъ попавшій на нихъ, числится уже имѣющимъ мѣсто и, потому, при назначеніи кандидатовъ на преподавательскія мѣста его обходятъ. Но, по пословицѣ: „не до жиру,—бытъ бы живу“—разбирать не приходится; и такія мѣста берутся чуть не оъ бою; занявшіе ихъ даже считаются счастливцами. Большинство же, по неволѣ, обрекаетъ себя на терпѣливоѳ ожиданіе назначенія. При массѣ кончающихъ въ академіяхъ и маломъ количествѣ открывающихся въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ мѣстъ, даже и такъ называемымъ магистрантамъ приходится ждать ужасно долго. Хорошо еще, если кандидатъ академіи живетъ въ большомъ городѣ,—онъ можетъ найти кой какую частную работу: напр. уроки, переписку и т., п. а то бываетъ очень часто и такъ, что человѣкъ заѣдетъ, въ родной уголъ, куда нвбудь въ Елабугу или Устьсысодьскъ, л ему ни существовать не начто, ни выѣхать оттуда. Единственнымъ средствомъ существованія остается жить на отцовскихъ харчахъ,—если отецъ живъ,—при чемъ приходится ежеминутно сознавать, что оттягиваешь кусовъ у младшихъ братишекъ и сестренокъ, или же жить въ долгъ,—если,- найдется человѣкъ, могущій и желающій дать въ долгъ, — въ ожиданіи будущихъ благъ. И такъ продолжается года полтора... Наконецъ, блага эти приходятъ: кандидатъ назначается преподавателемъ семинаріи. Правда и тутъ его ждутъ разочарованія: онъ пламенѣлъ любовью къ философіи и рвался душой въ родную Малороссію, а назначенъ дрепод. латинскаго языка въ Вятку, а то и подалѣѳ, интересовался литературой, а назначаютъ на литургику, и т. д., но разсуждать и выбирать не полагается. Смущаетъ кандидата и самая бумага о его назначеніи: она приказываетъ ему немедленно ѣхать на мѣсто службы и вмѣстѣ спрашиваетъ: откуда онъ желаетъ получить- прогоны и трѳтяоѳ, не въ зачетъ, жалованье,—ставя кандидата въ совершенное не-
доумѣніе: что же ему дѣлать? ѣхать-пи немедленно или выразить желаніе ждать прогоновъ, на мѣстѣ, которые придутъ, конечно, нескоро, и, такимъ образомъ, ослушаться приказаніи о немедленномъ выѣздѣ?
Если кандитатъ устрашится первой половины бумаги, приказывающей ѣхать немедленно,—онъ входитъ въ новые долги на поѣздку, если же отдаетъ предпочтеніе позволенію получить прогоны чрезъ правленіе мѣстнаго училища,— остается ждать, пока его желаніе дойдетъ до академіи и посланныя послѣдней деньги дойдутъ до глухого угла,— мѣстожительства кандидата. Но вотъ, наконецъ, и прогоны оъ третнымъ получены; долги упяочены; съ плечъ опадаетъ гора, но, вмѣстѣ съ тѣмъ, и въ карманахъ чувствуется значительное облегченіе: половина, а то и болѣе, высланныхъ двухъ сотъ съ половиной или трехъ сотъ израсходованы. Прогоыы разсчитаны отъ академіи, въ которой учился кандидатъ, до мѣста назначенія, а родина его, чаще всего, вдвое, втрое дальше отъ мѣста назначенія, чѣмъ академія, желѣзной же дороги до губѳрнокаго города нѣтъ: въ виду всѣхъ этихъ обстоятельствъ, когда молодой кандидатъ доберется до мѣста своего служенія, отъ третныхъ и прогонныхъ у него остаетоя въ карманѣ только нѣсколько рублей.
Не сладки первые шаги, первыя впечатлѣнія молодого преподавателя; все, что онъ испыталъ ранѣе, въ сравненіи съ ними, можно назвать цвѣточками. Первый и оамый важный (послѣ учебнаго дѣла) вопросъ для вновь пріѣхавшаго учителя квартирный. Учитель останавливается въ первой попавшейся гостинницѣ и принимается за поиски квартиры; неудобства жизни. „въ номерѣ“ н быстро выскальзывающіе изъ кармана послѣдніе рубли придаютъ энергіи этимъ поискамъ. Но найти въ небольшомъ, губернскомъ городѣ сносную и дешевую квартиру, хотя бы изъ одной комнатки съ обѣдомъ— вещь очень трудная. Въ одномъ мѣстѣ показываютъ какую то затхлую, сырую конуру, съ рамами, заклеенными на половину бумагой!. Въ другомъ оглядывая васъ, спрашиваютъ,— не пріѣзжій ли вы, и на утвердительный отвѣтъ заламываетъ неимовѣрную цѣну; при этомъ даютъ массу предписаній; чтобы вы вставали не слишкомъ рано, тогда-то приходили домой, деньги отдавали впередъ, чтобы никто къ вамъ не приходилъ.—„Тутъ актеры жили..., едва съ полиціей выжила, намаялась, такъ теперь держу ухо востро“—благодушно добавляетъ хозяйка. Третья квартира оказывается принадлежащей модисткамъ и васъ встрѣчаютъ личности прямо подозрительнаго свойства. И вотъ мечется молодой учитель цѣлый день по всему городу, и только къ вечеру возвращается домой голодный, усталый, съ сознаніемъ, что еще придется платить послѣдніе рубли за грязный „номеръ“ и сомнительнаго достоинства трактирныя „порціи“. Отдохнуть бы, но отдыхать некогда: нужно готовиться къ урокамъ,
просматривать ученическія Сочиненія и т. д. Иногда цѣлый мѣсяцъ учитель не выберется изъ трактирнаго плѣненія. Но бываетъ всему конецъ,—комната найдена, обѣдъ тоже; учитель перебирается на квартиру и отдаетъ послѣднія деньги аа квартиру и обѣды за мѣсяцъ впередъ: провинціальныя матроны на этотъ счетъ неумолимы.
Дешевизна квартиры сразу же даетъ себя чувствовать: въ комнатѣ холодно и оыро. Вмѣстѣ съ наймомъ квартиры, у учителя появляются новыя нужды: необходимо купить койку, матрацъ, подушку, лампу, письменный столъ, для книгъ что нибудь, но денегъ нѣтъ, и приходитоя ждать получки жалованья, а пока спать и заниматься упрощеннымъ способомъ, какой покажетъ личная изобрѣтательность. Приходитъ время получки жалованья. Мѣсячное жалованье учителя „младшаго оклада“—61 рубль, но удерживается треть въ казну, — остается 40 рублей, съ копѣйками. И живи на 40 рубл. какъ хочешь. За столъ и квартиру нужно отдать, по крайней мѣрѣ,—20 рублей; койка съ ея принадлежностями стоитъ рублей 13, лампа рубля 2, стола купить не на что, остается только пять рублей, на которые нужно аапастяоь чаемъ, мыть бѣлье и т. п. Вычетъ жалованья производится три мѣсяца подъ рядъ,—три мѣсяца молодой учитель обреченъ на непрерывныя бѣдствія при самомъ усиленномъ, требующемъ непрерывнаго вниманія, педагогическомъ трудѣ. Да и получая 61 рубль, можно существовать только кое-какъ, принимая во вниманіе, что у каждаго есть бѣдные родственники, которымъ необходимо помогать *). Цѣлыхъ пять дѣтъ нужно биться, чтобы выбраться изъ „нищей братьи“—какъ именуютъ учителей младшаго оклада болѣе счастливые ихъ сослуживцы,—и получать уже 900 рублей.
Таково положеніе всѣхъ молодыхъ учителей во множествѣ семинарій, гдѣ два штата учителей и гдѣ послѣдніе, такимъ образомъ, лишены добавочныхъ уроковъ. Учителя духовныхъ училищъ въ этомъ отношеніи счастливѣе: тамъ у каждаго преподавателя есть добавочные уроки, сверхъ обязательныхъ 12-ти, кромѣ учителя русскаго языка, но и ему, обыкновенно, полагается особая приплата за чтеніе ученическихъ работъ.
Начальство уже обратило вниманіе на положеніе учителей младшаго оклада, жалованье имъ на 50 рублей увеличено (750 руб. вмѣсто прежнихъ 700 р.). Конечно, 50 руб. для молодого учителя сумма немалая, но все таки эта прибавка вѳ можетъ существеннымъ образомъ улучшить участь учителей младшаго оклада. Нуждается ля эта участь въ дальнѣйшемъ улучшеніи, — пусть рѣшитъ безпристрастный читатель этихъ строкъ.
*) Плачевность положенія молодого учителя увеличивается, если онъ вздумаетъ жениться.
Нѣкоторыя благоустроеннѣйіпія семинаріи и училища пришли на помощь учителямъ тѣмъ, что предоставили имъ казенныя квартиры. Такой видъ помощи является однимъ изъ существеннѣйшихъ.
Казенныя квартиры или, по крайней мѣрѣ, денежное вспомоществованіе на квартирныя нужды учителямъ младшаго оклада избавило бы ихъ отъ необходимости селиться въ грязныхъ, сырыхъ, дешевыхъ квартирахъ н принесло бы несомнѣнную пользу и самому учебно-воспитательному дѣлу, такъ какъ вліяніе жилищъ на дѣятельность человѣка фактъ о бщѳпризнанный и.
Совершенно справедливо: „фактъ общепризнанный“, но для тѣхъ, кто испыталъ на себѣ горькимъ опытомъ означенное „вліяніе жилищъ“, онъ является сугубо „признаннымъ“ — не только теоретически удобопріемлѳмымъ, но и практически — всѣмъ духовно-тѣлеснымъ составомъ человѣка пережитымъ. И къ таковымъ принадлежатъ не только преподаватели духовныхъ семинарій и училищъ, во и профессора академій: пусть обратитъ на это внимавіѳ разочарованный авторъ письма, если можетъ утѣшаться сознаніемъ того, что „на людяхъ и смерть красна“. Впрочемъ, будемъ надѣяться, что какъ реформа свѣтскихъ учебныхъ заведеній очитаѳтъ вопросъ о достаточномъ обезпеченіи преподавательскаго персонала однимъ изъ важныхъ вопросъ, требующихъ, въ интересахъ учѳбно-пѳдагогичѳскаго дѣла, удовлетворительнаго рѣшенія, такъ и ожидаемая реформа духовно-учебныхъ заведеній не оставитъ безъ вниманія матеріальнаго положенія дѣятелей на поприщѣ духовнаго просвѣщенія.
С. П.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки