Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Школа и жизнь
О воспитательном значении поэзии. Вопрос о более широкой рациональной постановке внеклассного чтения в духовных училищах и проект таковой постановки. Pia desideria по отношению к дух. училищам, как общеобразовательные учебным заведениям
Опубликовано:
Христианское чтение. 1902. № 1. С. 140-155.
© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
ШКОЛА и ЖИЗНЬ
О воспитательномъ значеніи поэзіи.—Вопросъ о болѣе широкой и раціональной постановкѣ внѣкласснаго чтенія въ духовныхъ училищахъ и проектъ таковой постановки.—Ріа desideria по отношенію къ духовнымъ училищамъ, какъ общеобразовательнымъ учебнымъ заведеніямъ.
Въ октябрьской книжкѣ „Педагогическаго Сборника“ аа прошедшій годъ авторъ отатьи „Воспитательное значеніе поэзіи0 проводитъ мысль что чтеніе поэтическихъ произведеній должно играть въ дѣлѣ образованія и особенно воспитанія первенствующую роль. Ушинскій весьма мѣтко сравнивалъ художественную литературу оъ „окномъ, чрезъ которое учитель можетъ показать дѣтямъ ту или другую сторону жизни“. И дѣйствительно, нѣтъ, кажется, ни одной нравственной истины, которую мы не могли бы уяснить дѣтямъ чрезъ поэтическія произведенія. Начиная съ самаго великаго и кончая самымъ малымъ — все можетъ служить предметомъ поэзіи и чрезъ нее средствомъ къ духовно-нравственному воздѣйствію на ребенка. Въ шестидесятые и семидесятые годы нѣкоторые педагоги относились довольно пренебрежительно въ поэзіи и въ качествѣ матеріала для дѣтскаго чтенія предлагали только статьи съ научнымъ содержаніемъ. Практика показала однако, что такой способъ наученія совоѣмъ не пригоденъ: однообразныя сухія прозаическія отатьи наводили на дѣтей скуку и отталкивали ихъ отъ ученія. Дѣти не любятъ вообще отвлеченныхъ разсужденій; всѣ наставленія, какъ бы онн умны и возвышенны ни были, выолушиваются или холодно и не трогаютъ ихъ. Они могутъ запомнить эти наставленія, твердо пересказать ихъ воспитателю и учителю, но при этомъ сердце ихъ остается въ сторонѣ. Зато стоитъ только облечь тѣже наставленія и истины въ живые образы н поэтическую форму,—и онѣ. совершенно подчинятъ себѣ душу ребенка. Есть, въ духовной природѣ человѣка нѣчто такое, что побуждаетъ его обращаться къ поэзіи. Человѣкъ, очевидно, не можетъ жить безъ поэзіи; онъ создаетъ ее, хотя бы находился на самой ниа-
кой ступени развитія; онъ во водномъ возрастѣ доступенъ ея вліянію. Но на дѣтей поэтическія произведенія дѣйствуютъ ошгьнѣѳ, чѣмъ на ввроолынъ. И это вполнѣ понятно: ихъ воображеніе живѣе, чѣмъ у взрослыхъ людей. Для ребенка между міромъ фантастическимъ и міромъ дѣйствительнымъ нѣтъ разницы. И нужно только хотя разъ увидать горящіе глаза и пылающія щеки дѣтей, слушающихъ интересный и доступный ихъ пониманію поэтическій разсказъ, чтобы убѣдиться, какое чарующее впечатлѣніе производитъ этотъ разсказъ на юныхъ слушателей. Чистое дѣтское сердце по* жалуй лучше даже постигаетъ открываемую въ поэтическихъ образахъ истину, чѣмъ сердце взрослаго человѣка. Правда, дѣти не могутъ логически выяснить и обосновать эту истину, но они чувствуютъ ее своимъ частымъ и воспріимчивымъ къ добру сердцемъ. Задача общеобразовательной школы и должна состоять въ .томъ, чтобы со строгой педагогической постепенностью вводить дѣтей въ міръ доэаіи и чувствуемую ими поэтичеокую истину внѣдрять въ ихъ сознаніе.
Представленныя мысли имѣютъ, конечно, примѣненіе и къ дѣтямъ, воспитывающимся въ духовныхъ шкопахъ. Ученики нашихъ духовныхъ училищъ, какъ и всякія дѣти, многое могутъ получить и для своего воопитаніа и для образованія чрезъ знакомство оъ поэтическими произведеніями. И къ чести педагоговъ, стоящихъ во главѣ дѣла обученія н воспитанія въ духовныхъ училищахъ, слѣдуетъ сказать, что они не упускаютъ наъ вниманія этого обстоятельства. Но такъ какъ съ произведеніями художественной литературы ученики знакомятся болѣе путемъ внѣкласснаго чтенія, то необходимымъ является прежде всего озаботиться о правильной постановкѣ послѣдняго. Вопросъ о возможно болѣе широкой и раціональной постановкѣ внѣкласснаго чтенія учащнхся—одинъ изъ самыхъ серьезныхъ, но вмѣстѣ и самыхъ неупорядоченныхъ школьныхъ вопросовъ. Естественно, если оиъ останавливаетъ на себѣ вниманіе педагоговъ. Одинъ изъ смотрителей духовнаго училище, въ виду школьной реформы, считаетъ особенно своевременнымъ выдвинуть этотъ вопросъ, предлагая, вмѣстѣ съ тѣмъ, въ отвѣтъ на него слѣдующій свой „опытъ правильной организаціи внѣкласснаго чтенія въ низшихъ и среднихъ школахъ“. »Трактуемый вопросъ иди, точнѣе, вопрооы—о томъ, какъ учащіеся должны смотрѣть на чтеніе книгъ и вести это дѣло, кто и какъ долженъ руководить ими въ чтеніи книгъ, кто и въ какомъ порядкѣ долженъ производить оамую выдачу книгъ,—вопрооы эти въ разныхъ школахъ на практикѣ разрѣшаются весьма различно: въ однѣхъ—учащіеся сами выбираютъ себѣ книги по каталогу ученической библіотеки, руководствуясь, обыкновенно (особенно въ младшихъ н среднихъ классахъ), лишь болѣе или менѣе заманчивой и нн-
чего болѣе не говорящей имъ номенклатурой книгъ въ каталогѣ, въ другихъ же—книги выдаются имъ завѣдываю-щнмъ библіотекой (или даже нерѣдко замѣняющимъ его ученикомъ), по его личному уомотрѣнію, но, большею частію, также безъ всякаго строго обдуманнаго плана и системы; въ однѣхъ—учащіеся, случайно и безцѣльно получая чуть не первыя попавшіяся подъ руку книги, столь же безцѣльно и, разумѣется, почти безплодно и прочитываютъ ихъ, лишенные въ этомъ дѣлѣ всякаго сколько-нибудь разумнаго контроля и руководства, въ другихъ же—это послѣднее берутъ на себя или единолично завѣдывающій библіотекой, конечно— совершенно безсильный сдѣлать что нибудь серьезное въ столь многосложномъ и многотрудномъ дѣлѣ, или, въ лучшемъ случаѣ, даже весь составъ преподавателей школы, но и въ томъ и другомъ случаѣ дѣло рѣдко идетъ дальше простого „прослушиванья“, т. ѳ. для обѣихъ сторонъ и скучной и опять-таки ыалоплодной провѣрки того, читалъ ли, или нѣтъ, ученикъ такую-то книгу, взятую имъ, и... только. Само собою понятно, что при такомъ порядкѣ вещей дѣло ведется лишь ощупью, впотьмахъ, безъ ясно сознаваемой цѣли и безъ всякой мысли о возможныхъ его результатахъ,— ведется такъ, что учащіеся не знаютъ, что, какъ и для чего слѣдуетъ читать, а ихъ наставники и воспитатели остаются въ полномъ невѣдѣніи о томъ, что и какъ воспринимается ихъ питомцами ивъ читаемыхъ книгъ, какого рода умственный багажъ накапливается ими при этомъ и какой, такъ сказать, нравственный осадокъ оставляетъ онъ въ сердцахъ ихъ.
Можно ли, однако, помириться съ такимъ безсистѳмно-хаотичеокимъ и безжизненнымъ положеніемъ въ школѣ столь важнаго, глубоко-идейнаго дѣла, какъ внѣклассное чтеніе учащагося юношества,—дѣла, съ одной стороны, представляющаго собой, по идеѣ своей и при болѣе или менѣе правильной его постановкѣ, могущественное орудіе для дальнѣйшаго самообразованія и саморазвитія учащихся молодыхъ поколѣній, съ другой — открывающаго необъятно-широкое поле для болѣе тѣснаго личнаго нравственнаго сближенія учащихъ и учащихся, для лучшаго взаимнаго пониманія ими другъ друга и, что особенно важно, для благотворнаго нравственно - воспитательнаго воздѣйствія наставниковъ и воспитателей на ихъ юныхъ питомцевъ? Полагаемъ, что— нѣтъ, и что одною изъ таковыхъ насущныхъ школьныхъ задачъ должна быть признана именно указываемая нами задача—поставить внѣклассное чтеніе на подобающее ему видное мѣсто въ школѣ, но уже на иныхъ, болѣе раціональныхъ началахъ, соотвѣтственно его важному просвѣтительно-воспитательному значенію для учащагося юношества.
Предлагаемый ниже на просвѣщенный судъ интересующихся дѣломъ читателей мой скромный трудъ и прѳдстав-
лаетъ собой именно „Оныхъ“ посильнаго разрѣшеніе даннаго вопроса. Не претендуя на особую полноту и обстоятельность въ разсмотрѣніи трактуемаго предмета, авторъ имѣлъ въ виду набросать лишь общую схему основныхъ положеній, или правилъ, коими, по его мнѣнію, слѣдовало бы руководствоваться при раціонально - систематическомъ веденіи въ школѣ настоящаго дѣла.
I. Общее руководящее наставленіе учащимся о внѣклассномъ чтеніи книгъ.
Чтеніе книгъ во внѣклассное время, доотавляя прекрасное, благородное развлеченіе на досугѣ, вмѣстѣ оъ тѣмъ представляетъ собою л весьма серьезное, глубоко-плодо- . творноѳ занятіе, служа весьма важнымъ вспомогательнымъ средствомъ къ дальнѣйшему самообразованію и самораз-витію яри школьномъ обученіи, а именно: а) оно тверже и прочнѣе закрѣпляетъ у учащагося знанія, уже сообщенныя школой, б) пополняетъ ихъ объемъ новыми свѣдѣніями изъ области наукъ, недостаточно или вовсе не изучаемыхъ въ школѣ, в) все шире и шире раздвигаетъ умственный кругозоръ его и мало-помалу освѣщаетъ предъ нимъ то одинъ, то другой уголокъ таинственно-чуднаго Божьяго міра, г) широко знакомитъ его оъ дивными образцами поэтическаго творчества въ художественно-живой рѣчи родного языка, равно какъ съ минувшими судьбами родной страны и народа, д) сообщаетъ ѳму здравыя понятія о дѣйствительной жизни, къ еоу частію въ которой готовится онъ, и постепенно, оъ разныхъ сторонъ обрисовываетъ предъ нимъ желанный образъ добраго семьянина, чѳотнаго гражданина, вѣрнаго слуги царя и отечества и истиннаго сына церкви Христовой. Но чтобы дѣло это, столь серьезное и важное' по обоимъ задачамъ, въ должной мѣрѣ приносило и желанные благіе плоды, его слѣдуетъ вести оъ благоразумною осмотрительностію и вдумчивостію,—въ каковыхъ видахъ неопытнымъ, юнымъ читателямъ и предлагаются нижеслѣдующія руководящія указанія и добрые совѣты:
1. Такъ какъ далеко не всякая книга можетъ дать учащемуся вполнѣ доступную и нравственно-чистую духовную пищу, то юный читатель, еще не могущій самостоятельно разобраться въ достоинствахъ и недостаткахъ книги и потому не способный отличать книги добрыя отъ худыхъ, полезныя отъ вредныхъ, въ видахъ благоразумной осторожности долженъ всячески избѣгать книгъ изъ какихъ-либо стороннихъ, всегда болѣе или менѣе сомнительныхъ источниковъ и пользоваться оными лишь изъ ученической, обыкновенно отборной, предусмотрительно составленной библіотеки, притомъ не иначе, какъ по указаніямъ своихъ естественныхъ и воегда благожелательныхъ совѣтниковъ въ
зтомъ дѣдѣ^-школьныхъ наставниковъ. Хота иная, случайно попавшая въ руки книга и можетъ заинтересовать и даже увлечь неопытнаго читатели кажущимися достоинствами, но.», вѣдь не даромъ говоритъ народная 4 мудрость, что „не все то золото, что блеститъ".
2) Получивъ книгу изъ библіотеки, за чтеніе ея слѣдуетъ приниматься съ заранѣе и твердо поставленной цѣлью— извлечь изъ нея не одно лишь окоро преходящее удовольствіе, могущее развлечь и наполнить собою извѣстный досугъ отъ учебныхъ занятій, но вмѣстѣ съ тѣмъ н болѣе или менѣе полезную, цѣнную пшцу для ума и сердца. Нужды нѣтъ, если иная какая-нибудь сказка или незначительный дѣтскій разсказъ съ перваго взгляда какъ будто и ничего не даетъ ни для ума ни сердца: при нѣкоторомъ вниманіи и добромъ желанія, иной, быть можетъ, и отсюда оумѣѳтъ извлечь для себя или какое-нибудь полезное свѣдѣніе, или нравственно-поучительный выводъ.
3. Читать надо неторопливо, спокойно, заботясь не' о томъ, чтобы прочесть какъ можно больше н скорѣе, а о томъ, чтобы читаемое какъ можно лучше и сознательнѣе выяснить н запечатлѣть въ своемъ умѣ и сердцѣ. Въ этомъ дѣлѣ, требующемъ оообаго вниманія н вдумчивости, болѣе, чѣмъ въ какомъ-нибудь другомъ, слѣдуетъ руководствоваться мудрой пословицей: тише ѣдешь—дальше будешь".
4) Само собою понятно, что читать позволительно лишь въ часы, безусловно овободныѳ отъ обязательныхъ утреннихъ и вечернихъ учебныхъ занятій: утромъ—до уроковъ, днемъ—отъ обѣда до вечернихъ занятій н вечеромъ—отъ ужина до отхода ко сну. Учащіеся, живущіе въ школьномъ пансіонѣ или общежитіи, въ вечерніе занятные часы могутъ читать не иначе, какъ по особому разрѣшенію надзирающаго въ данный моментъ за ними лица, и протомъ йодъ условіемъ, если лицо это, прослушавъ желающаго читать, убѣдится въ надлежащемъ приготовленіи имъ данныхъ уроковъ. Вообще же относительно того, когда читать можно и когда нельзя, надо твердо помнить одно, что классные уроки есть наиважнѣйшеѳ дѣло въ шкодѣ, составляющее основной фундаментъ школьнаго образованія и потому прежде всего прочаго подлежащее должному и добросовѣстному выполненію, внѣклассное же чтеніе, при всемъ просвѣтительно-развивающемъ значеніи для читателя, есть дѣло вое-жѳ второстепенное, вспомогательное, содѣйствующее лишь дальнѣйшему расширенію н уясненію того, что дается шкодой, а потому— такое дѣло, которое должно быть исполняемо лишь послѣ, на досугѣ.
5) По прочтеніи каждаго отдѣла (или главы) книги (или статьи) надо: а) воспроизвести въ памяти прочитанное вкратцѣ,
б) уяснить себѣ общую, основную мыодь даннаго отдѣла и постепенное, послѣдовательное развитіе ѳя и в) установить
логическую (смысловую) связь прочитаннаго отдѣла съ ближайшимъ предыдущимъ и ранынѳ прочитанными отдѣлами со стороны ялъ содержанія. По прочтеніи же всей книги нужно сперва прослѣдить послѣдовательный ходъ вышеозначенныхъ мыслей автора по отдѣламъ, а затѣмъ Допытаться вывести отсюда главную мысль, иля идею всего содержанія книги.
6) При чтеніи произведеній повѣствовательнаго или драматическаго характера (повѣстей, разсказовъ, историческихъ очерковъ, комедій, драмъ) слѣдуетъ съ особеннымъ вниманіемъ останавливаться на характерахъ дѣйствующихъ лицъ, выведенныхъ авторомъ въ данномъ произведеніи, стараясь при этомъ подмѣчать и оцѣнивать ихъ личныя типическія (—отличительныя) особенности—положительныя н отрицательныя, добрыя н худыя.
7) Лучшія мѣста читаемаго произведенія какъ по мысли (напр., особенно выдающіеся историческіе факты и вообще случаи изъ жизни людей, замѣчательныя явленія природы, мудрыя народныя пословицы ж таковыя же изреченія великихъ людей и проч.), такъ и по формѣ ея выраженія (напр., особенно мѣткія, сильныя и остроумныя слова и фразы), надо стараться запоминать или, если позволяютъ время и силы, заносить все это въ особо заведенную для этой цѣди тетрадь, которая дала бы возможность навсегда сохранить столь драгоцѣнный постепенно накопляемый разносторонній литературный матеріалъ, въ качествѣ богатой сокровищницы избранныхъ мыслей, образовъ и наблюденій лучшихъ и просвѣщеннѣйшихъ умовъ человѣчества. Вести же таковую тетрадь можно бы, примѣрно, такъ: сперва выписать точное заглавіе даннаго произведенія, съ обозначеніемъ его автора, затѣмъ (если это произведеніе повѣствовательное или драматическое) — имена всѣхъ болѣе или менѣе значительныхъ дѣйствующихъ лицъ, съ краткой характеристикой ихъ, наконецъ— заслуживающія особаго вниманія по мысли или формѣ выраженія отдѣльныя мѣста даннаго произведенія или книги.
8) Такъ какъ предоставленные собственнымъ силамъ юные читатели, при всей ихъ готовности отнестись къ чтенію книгъ съ серьезнымъ вниманіемъ и добрыми намѣреніями, нерѣдко могутъ оказаться совершенно безсильными въ осуществленіи оныхъ, то имъ представляется возможность и право свободно и широко пользоваться добрымъ содѣйствіемъ ихъ наставниковъ, которые, согласно особому расписанію (см. ниже, П, 1), совокупными общими силами даютъ должное, разумное и, безъ сомнѣнія, благоплодное направленіе этому дѣлу, а именно: подбираютъ наиболѣе шздходащія для нихъ по возрасту и развитію книги, которыя, въ установленномъ порядкѣ (см. ниже, II, 3 и Ш), и выдаются имъ завѣды-вающидіъ библіотекой; прослушиваютъ по прочтеніи выдай-
ней книга, чтобы удостовѣриться въ надлежащемъ пониманіи ея содержанія и разъяснить все непонятое иди неправильно понятое въ ней, и просдушвиным* выдаютъ записки съ предоставленіемъ права на полученіе новыхъ книгъ изъ библіотеки.
II. Руководствованіе внѣкласснымъ чтеніемъ учениковъ.
' Въ руководствовавши внѣкласснымъ чтеніемъ учениковъ принимаетъ пооильноѳ участіе, по возможности, вѳсъ личный составъ воспитателей и преподавателей школы, каковое участіе должно быть направлено, съ одной стороны, къ тому, чтобы содѣйствовать возможно — болѣе разумному и плодотворному, въ дѣлянъ самообразованія и саморазвитія учащихся, чтенію книгъ, съ другой — къ тому, чтобы таковое чтеніе шло въ полномъ соотвѣтствіи какъ съ общей учебно-воспитательной задачей школы, такъ, по возможности, и съ интересами изученія отдѣльныхъ предметовъ учебнаго курса данной школы.
Въ частности же, для осуществленія вышеозначенныхъ цѣлей, участіе воспитателей и преподавателей въ данномъ дѣдѣ могло бы заключаться въ нижеслѣдующемъ:
1) Трудъ по руководотвованію учащимиоя во внѣклассномъ чтеніи книгъ всѣ соучастники въ ономъ неоутъ болѣе или менѣе равномѣрно, распредѣляя его между собою по классамъ и отдѣламъ библіотека, по возможности, соотвѣтственно тому, гдѣ и что преподаютъ они. Такъ, н&пр., если взять для образца современный типъ духовнаго училища, то, насколько позволяетъ настоящій составь его учебныхъ предметовъ, распредѣленіе означеннаго труда можетъ быть выражено въ слѣдующей таблнцѣ: ем. стр. 147.
2) Воѣ преподаватели - руководители предварительно должны быть достаточно ознакомлены съ ооотавомъ книгъ по назначеннымъ для нихъ отдѣламъ, для чего необходимо:
а) изготовленіе особыхъ частныхъ каталоговъ по всѣмъ отдѣламъ библіотеки, извлеченныхъ изъ общаго библіотечнаго каталога и послѣдовательно пополняемыхъ вновь поступающими книгами, каковые каталоги и предоставляются въ распоряженіе подлежащихъ преподавателей; б) соучастіе всѣхъ преподавателей въ соотвѣтствующемъ спеціальности каждаго подборѣ новыхъ книгъ для пополненія библіотеки (ученической), каковой подборъ дѣлается ими изъ числа книгъ, рекомендуемыхъ текущей журнальной библіографіей для дѣтскаго чтенія и одобренныхъ для сей цѣли подлежащею законною властію, и в) посильное, хота бы самое бѣглое ознакомленіе съ общимъ характеромъ и содержаніемъ книгъ наличныхъ, для преподавателя таѳ знакомыхъ, но почему-либо заслуживающихъ нѣкотораго вниманія, особенно въ тѣхъ случаяхъ, когда предмета, книги и имя ея автора еще недостаточно говорятъ сами за себя.
J4kNh
Руководители внѣкласснымъ чтеніемъ.
1 Смотритель училища
2 Помощникъ смотрителя
Преподав. Русск. яз.
3 ' въ старш. кл.
4 Преподав. Русск. яя.
I въ I кл.
I
5 Преподав. Географіи
6 „ Греческаго яз.
7 „ Латинскаго яз.
Отдѣлы библіотеки.
Классы.
Богословіе IV—ПТ
и
Дѣтскіе жур- ц_____j
налы
і
Словесность
Географія и естестшш.
Исторія
ІѴ-И
(
' і
IV—I ІѴ-ПІ
п-і
Время.
Дни. Часы.
Воскр. 12—1 ч. до
Вторн. Послѣ
и Четв. ужина.
Среда. 3—б ч. дн.
Вторн. и 3—б ч. дн.
Суббот. Воскр. 11—12 ч. ут.
Четвер. 1—2 ч. дн.
Пятя. 8—5 ч. дн.
Примѣч.: Росписаніс это составляется по взаимному соглашенію всѣхъ соучастниковъ—руководителей и вывѣшивается къ общему свѣдѣнію учащихъ и учащихся въ соотвѣтствующихъ помѣщеніяхъ.
В) Изъ числа книгъ, значащихся въ частномъ каталогѣ по извѣстному отдѣлу, преподаватель-руководитель особо отмѣчаетъ: а) книги, подлежащія, въ виду исключительной (съ точки зрѣнія преподавателя) важности ихъ содержанія, непремѣнному или нравственно - обязательному прочтенію ихъ каждымъ учащимся (кодовы, напр., изъ книгъ богословскихъ: житіе своего личнаго святого, жизнь и труды св. первоучителей славянъ Кирилла и Меѳодія, поученія предъ исповѣдью и св. причастіемъ въ недѣлю говѣнья учащихся и т. п.), и б) книги, заслуживающія сравнительно наибольшаго вниманія по своему образовательно-воспитательному значенію для учащихся (каковы, напр., изъ того же отдѣла: слова и поученія о. Іоанна Сергіева Кронштадтскаго, „Свв. Мученики“ —изд. Училищн. Совѣта при Св. Синодѣ, глубоко-яазидатѳдьныѳ и увлекательные разсказы нрот. I. Наумовича и др.),—каковыя книги и предназначаются къ предпочтительному прочтенію учащимися. Составляемые такимъ образомъ преподавателями списки избранныхъ книгъ по всѣмъ отдѣламъ и для всѣхъ классовъ (при чемъ отнесеніе извѣстной книги къ тому или другому классу, разумѣется, должно имѣть лишь общее руководящее, условное значеніе, отнюдь не исключая права, когда это будетъ признано воз-
можнымъ, '.m полученіе чо$тав книги и ученикомъ, иного класса), передаются ими библіотекарю, который, руководствуясь означенными списками, выдаетъ учащимся книги послѣдовательно (въ смыслѣ порядка книгъ въ томъ или другомъ спискѣ) и поочередно (въ смыслѣ извѣстнаго чередованія книгъ по разнымъ спискамъ, или отдѣламъ, — чередованія, опредѣляемаго по общему соглашенію прѳподава-тѳ лей-руководителей), сперва—книги первой категоріи (общеобязательныя по каждому отдѣлу), затѣмъ—второй категоріи (заслуживающія особаго вниманія), а потомъ—уже по своему усмотрѣиію, изъ прочихъ книгъ библіотеки, не указанныхъ въ спискахъ преподавателей, но, по возможности, придерживаясь той же системы и при выдачѣ сихъ послѣднихъ книгъ.
4) По прочтеніи извѣстной книги ученикъ въ указанное время (см. 1) является съ нею къ соотвѣтствующему преподавателю, который сперва выспрашиваетъ у него вкратцѣ содержаніе прочитанной книги (или статьи), чтобы удостовѣриться, читалъ ли и на сколько' внимательно читалъ онъ ее; затѣмъ, если это — книга повѣствовательнаго или драматическаго характера, предлагаетъ назвать наиболѣе значительныхъ дѣйствующихъ лицъ, упоминаемыхъ въ книгѣ, охарактеризовать ихъ съ положительной и отрицательной стороны, указать, что именно ему, ученику, особенно нравится или не нравитоя въ нихъ, и вообще высказать непринужденно н по крайнему своему разумѣнію собственное сужденіе о нравственномъ и умственномъ достоинствѣ вы-вывѳденныхъ въ книгѣ лицъ, въ заключеніе же — попытаться сдѣлать собственный (ученика) идейный выводъ изъ всего содержанія данной книги, — если же это — книга описательнаго характера, то — также вкратцѣ передать вычитанныя свѣдѣнія объ опиоываѳмыхъ въ книгѣ явленіяхъ природы,, произведеніяхъ искусства и проч. Прослушивая и опрашивая ученика такимъ образомъ, конечно—не иначе, какъ въ формѣ простой, сердечно-благожелательной бесѣды, безъ всякой тѣни сухого и требовательнаго педантизма, способнаго не привить ученику живой интѳрѳоъ къ разумному чтенію, а скорѣе оттолкнуть отъ сего поояѣдняго вовсе, какъ отъ тяжелой и непріятной школьной повинности, — преподаватель вмѣстѣ съ тѣмъ разъясняетъ ему все не понятое или неправильно, превратно понятое имъ въ прочитанной книгѣ, ясакъ въ интересахъ истины вообще, такъ, въ частности, и въ тѣхъ видахъ, чтобы предупредить возможность возникновенія и вкоренѳвія въ душѣ ученика ложныхъ, неосновательныхъ и вообще легкомысленно-скороспѣлыхъ идей, особенно же—нзъ области идей религіозно-нравотвѳннаго міропорядка; при чемъ, если у учѳѣика ведется для разныхъ записей при чтеніи книгъ особая тетрадь (см..І, 7), го въ тѣхъ же видакъ просматриваетъ й сію послѣднюю.
5) Удостовѣрившись въ дѣйствительномъ прочтеніи ученикомъ дайной книги, преподаватель выдаетъ ему для предъявленіи библіотекарю записку, свидѣтельствующую лишь, что ученикъ N имѣетъ право на полученіе изъ библіотеки новой книги.
6) Что же касается весьма обычныхъ со стороны учащихся злоупотребленій чтеніемъ книгъ,—злоупотребленій, выражающихся во всегдашней готовности многихъ почитать контрабандой, въ недозволенное время (см. I, 4),—то надлежащее наблюденіе за этой стороной дѣла лежитъ во время утреннихъ классныхъ уроковъ на обязанности самихъ преподавателей, во время же вечернихъ подготовительныхъ занятій въ паноіонѣ или общежитіи—на обязанности лицъ инспекторскаго надзора, зорко слѣдящихъ въ часы своего очередного дежурства за тѣмъ, чтобы ученикъ отнюдь не читалъ книги прежде, чѣмъ не прослушается у надзирающаго лица и не выкажетъ при этомъ вполнѣ основательнаго знанія всѣхъ уроковъ, данвыхъ къ дальнѣйшему дню. О всѣхъ же замѣчаемыхъ случаяхъ вышеуказанныхъ злоупотребленій учениковъ въ утренніе и вечерніе учебные часы преподаватели или надзирающія за учениками лица сообщаютъ подлежащему начальству, которое, въ случаѣ неоднократнаго повторенія подобныхъ злоупотребленій со стороны извѣстнаго ученика, лишаетъ его на извѣстное время права на дальнѣйшее полученіе книгъ изъ библіотеки, о чемъ и доводится до свѣдѣнія завѣдывающаго библіотекой. III,
III, Выдача книгъ изъ библіотеки,
1) Для внѣкласснаго чтенія учащіеся могутъ пользоваться книгами только нзъ ученической библіотеки данной школы, изъ другихъ же источниковъ—не иначе, какъ по особому въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ разрѣшенію начальства школы и подъ непремѣннымъ условіямъ представленія сему послѣднему книги, подученной ученикомъ со стороны; обнаруженіе же пользованія книгами, не разрѣшенными школьнымъ начальствомъ, влечетъ за ообою, помимо дисциплинарнаго взысканія аа ослушаніе н обманъ, также и конфискацію не разрѣшенной для чтенія книги.
2. Библіотекой (ученпчеокой) завѣдываѳтъ и книги выдаетъ лицо, принадлежащее къ составу школьной инспекціи, какъ именно такое лицо, которое, во-первыхъ, располагаетъ достаточнымъ досугомъ для того, чтобы бѳ8Ъ особыхъ затрудненій взять на себя это дѣло и регулярно веоти его, во-вторыхъ, въ качествѣ воспитателя, по самому долгу своей службы, наиболѣе близко стоитъ въ учащимоа и, слѣдовательно, достаточно знаетъ ихъ для того, чтобы при выдачѣ книгъ, въ нужныхъ с лучахъ (ом. далѣе, п. 5), сообразоваться съ вхъ личными запросами и наклонностями въ стопъ яга-
вошь дѣлѣ, какъ внѣклассное чтеніе книгъ. Книги выдаются имъ не менѣе 4-хъ разъ въ недѣлю, въ тѣ дни л часы, которые онъ находитъ и для себя и для учениковъ наиболѣе удобными. Въ качествѣ же справедливаго поощренія за трудъ во завѣдыванію библіотекой,—трудъ, для прямыхъ обязанностей воспитателя овѳрхдоджный, а между тѣмъ, ври дайной. постановкѣ дѣла, довольно серьезный в соотвѣтственный,—библіотекарю-воспитателю назначается ежегодное, достаточно приличное, дополнительное къ его штатному окладу
ВОЗ
употребленія чтеніемъ книгъ, въ ущербъ ихъ прямымъ ученическимъ обязанностямъ, количество выдаемыхь въ теченіе недѣли иди мѣоаца книгъ каждому отдѣльному ученику вообще оообразуется со степенью его уопѣховъ—въ томъ смыслѣ, что ученику съ слабыми успѣхами книги выдаются сравнительно рѣже н наоборотъ, во усмотрѣнію библіотекаря, которому, какъ воспитателю, сравнительные успѣхи учениковъ всегда достаточно извѣстны. Въ случаѣ же обнаруженія дѣйствительнаго злоупотребленія чтеніемъ (см. II, 6), выдача книгъ виновному прекращается вовсе на срокъ, опредѣляемый начальствомъ школы.
4. Въ видахъ болѣе разносторонняго развитія учащихся, при выдачѣ книгъ наблюдается извѣстное разнообразіе со стороны ихъ содержанія, при чемъ принимается во вниманіе, съ одной стороны, распредѣленіе книгъ по отдѣламъ систематическаго каталога, каковые, для большей наглядности и быстроты нхъ обозрѣнія, при каждой выдачѣ могутъ быть отмѣчаемы библіотекаремъ въ записной библіотечной книгѣ (просто на поляхъ или даже въ особой графѣ, противъ записи выдаваемой книги), хота бы отдними нхъ иниціалами (напр.: Богословіе = £, Словесность = С, Исторія = И, Естествознаніе—Е и проч.); съ другой—особые списки избранныхъ книгъ подучаемые библіотекаремъ отъ руководящихъ виѣклаосвымъ чтеніемъ преподавателей (см. П, 3).
5) Чтобы не подавлять у учащихся личнаго живого интереса къ чтенію книгъ, ханъ въ дѣлу, въ нхъ глазахъ, все-жѳ добровольному, предложеніе ученику извѣстной книги, при выдачѣ оныхъ, должно имѣть характеръ не принудительнаго навязыванія, не смотря ни на что н вопреки, быть можетъ, даже прямо выражаемой имъ антипатія къ ней, а лишь добраго в, по возможности, мотивированнаго совѣта. Мало того, если библіотекаремъ—воспитателемъ подмѣчается у даннаго ученика предпочтительное и болѣе или менѣе серьезное влеченіе къ извѣстной, опредѣленной области знаній (напр. богословію, исторіи, естествознанію и проч.), то таковыя личныя симпатіи ученика въ выборѣ книгъ, вытекающія, очевидно, изъ врожденныхъ или привитыхъ дошкольнымъ воспитаніемъ индивидуальныхъ особенностей
его ума и сердца, доджа и встрѣчать достатоточноѳ удовлетвореніе и даже нѣкоторое поощреніе, конечно—въ предѣлахъ надлежащей, благоразумной умѣренности и осмотрительности во стороны библіотекаря.
в) Выдача ученику новой книги дпя чтенія производится не иначе, какъ по представленіи имъ библіотекарю отъ соотвѣтствующаго преподавателя записки съ отмѣткой о дѣйствительномъ прочтеніи ученикомъ данной книги.
7) Въ интересахъ какъ возможно-большей сохранности библіотечныхъ книгъ отъ потери и порчи, такъ и пріученія учащихся къ должной бережливости и аккуратности, ученикъ, уличенный въ потерѣ книги по явной небрежности или въ преднамѣренной порчѣ ея, обязывается въ первомъ случаѣ уплатить надлежащую стоимость книги, а во второмъ— поправить или вновь переплести ѳѳ на собственный счетъ“.
Вопросъ объ упорядоченіи внѣкласснаго чтенія, аатроги-вается въ нашихъ очеркахъ не впервнѳ. О немъ, въ связи съ упорядоченіемъ библіотечнаго дѣла въ духовныхъ оеми-наріяхъ л училищахъ трактовалось еще въ 1898 г. („Хр. Чт.“ февраль и апрѣль}. Хотя тогда не высказывалось по данному предмету столь обстоятельныхъ сужденій, какъ въ вышеизложенномъ „Опытѣ0 г. смотрителя, однако нѣкоторыя изъ представленныхъ тогда соображеній могутъ быть вспомянуты н теперь въ дополненіе къ сказанному о. смотрителемъ. Особенно слѣдуетъ поставить на видъ скудность ученическихъ библіотеку въ нашихъ духовныхъ училищахъ. Ученикъ,— ставитъ правиломъ г. смотритель—„долженъ всячески избѣгать книгъ изъ какихъ-либо стороннихъ, всегда болѣе или менѣе сомнительныхъ источниковъ и пользоваться оными лишь мзъ ученической, отборной, предусмотрительно составленной библіотеки*. Въ томъ и бѣда, что такая библіотека вовсе не составляетъ „обыкновеннаго0 явленія. О „предусмотрительности составленія0 иногда совсѣмъ не приходится говорить, а если и приходится, то въ смыслѣ болѣе отрицательномъ чѣмъ положительномъ. А слово „отборность“ нерѣдко слѣдуетъ замѣнить „скудостью“. Т. о. прежде чѣмъ говорить о надлежащемъ пользованіи матеріаломъ дня чтенія, нужно сначала еще имѣть этотъ матеріалъ. Однако въ общемъ „опытъ“ г. смотрителя заслуживаетъ полнаго вниманія, лишь бы, при его примѣненіи, духъ закона не заслонялся буквою и выше всѣхъ этихъ, иногда уже очень дробныхъ, правилъ стояло всецѣло благожелательное, только пользу ученика имѣющее въ виду, снисходительное къ его возрасту и внимательное въ его индивидуальномъ склонностямъ отношеніе къ воспитываемому. Тогда ученичѳовая библіотеки сослужатъ дѣйствительно ту службу, которую возлагаетъ на нихъ г. смотритель т. е. не только доставятъ благородное развлеченіе на досугѣ, но и будутъ весьма важнымъ средствомъ въ дальнѣйшему самообразованію и саморазвитію.
Послѣднее при оорбомъ положенія: нашихъ духовныхъ училищъ, какъ учебныхъ заведеній, является дѣломъ. суще» ствѳнно# необходимости. По идеѣ духовныя училища суть заведенія, подготовительныя къ семинаріи, на практикѣ же они нерѣдко являются не только первыми, низшими учебными заведеніями, но и послѣдними, изъ которыхъ питомцы переходятъ не въ другую-высшую—школу, а прямр въ жизнь. И вотъ здѣсь то является въ высшей степени важнымъ, чтобы оян имѣли потребность и стремленіе къ саморазвитію и самообразованіемъ пополняла овой умственный багажъ. Впрочемъ, типъ нашей низшей духовной школы нуждается вообще въ значительна реформѣ, хотя почему то о реформѣ ѳя почти не говорится въ печати.
„Въ семинаріи, пишетъ одно изъ лицъ заинтересованныхъ положеніемъ духовныхъ училищъ, попадаетъ только часть обучающися въ духовныхъ училищахъ, иногда—больше половины, а бываетъ и меньше, если къ нимъ причислитъ тѣхъ неудачниковъ, которые, будучи приняты въ семинаріи, затѣмъ въ первый годъ, во второй и мало—въ третій—выходятъ изъ нея, вступая въ жизнь главнымъ образомъ, часто только оъ тѣмъ, что дало имъ духовное училище. Слѣдуетъ обратить вниманіе на теперешній составъ обучающихся въ духовныхъ училищахъ. Благодаря закрытію для воспитанниковъ семинаріи доступъ въ высшія учебныя заведенія государства—священники городскіе и вообще болѣе состоятельные, за исключеніе! нихъ,
воспитаніе—лучшимъ, стали избѣгать отдавать своихъ болѣе способныхъ дѣтей въ семинаріи, предпочитая полноправныя, свѣтскія школы. Обязательными учениками духовныхъ училищъ стали: сироты духовенства, дѣти низшихъ членовъ причта н недостаточныхъ, большею частью, обремененныхъ многочисленнымъ оемѳйствомъ и родствомъ, священниковъ. Всѣ эти—обязательные ученики, какихъ бы ни были они прирожденныхъ способностей и силъ, какой бы ни были подготовки и домашнихъ условій жизни, должны выполнить очень большую (и совершенно служебную) умственную работу,— такъ какъ училища теперь только подготовительная къ сѳ' минаріи школа. Естественно, что не воѣ въ состояніи сознательно усвоить предъявляемыя къ нимъ обильныя грамматическія требованія, р&зочитанныа на хорошія способности и подготовку... И вотъ—происходитъ „избіеніе младенцевъ“. Жертвами духовныхъ училищъ являются большею частью тѣ, которыя и ранѣе находились въ крайне неблагопріятныхъ условіяхъ жизни. Одни увольняются во время ученія;—въ лучшихъ случаяхъ—кончаютъ курсъ, иногда перебираются въ оеминарію, чтобы быть уволенными изъ первыхъ ея классовъ. Съ какимъ же запасомъ знаній и навыковъ, идутъ въ жизнь эти неудачники иди точнѣе жертвы? Что съ собою
а небольшого числа—такъ оказать—старовѣровъ среди продолжающихъ считать семинарское образованіе и
и въ вебѣ несутъ они ивъ своей шкоды? Какая ихъ будущность и нрава?
Можетъ быть, училища исполняютъ свое назначеніе по отношенію къ семинаріямъ; но но отношенію къ тѣмъ питомцамъ, которыя только училищемъ кончаютъ, училища даютъ слишкомъ мало, такъ мало, что скорѣе можно сказать, училище выкидываетъ ихъ безпомощными... Къ счастью—послѣднее время обращено вниманіе на церковное пѣніе и церковность въ жизнѳповѳдѳніи учениковъ; эти знанія и навыки могутъ служить хорошимъ отличительнымъ признакомъ воспитавшей школы. Но, вѣдь, заботы о церковномъ пѣніи н церковности, только заплата на ореднѳвѣковомъ, схоластическомъ укладѣ училищнаго образованія, воетакн, подавляющимъ занятіемъ въ училищахъ является изученіе грамматикъ, изъ которыхъ три мертвыхъ языковъ... Нечего и говорить о сознательномъ усвоеніи знаній по географіи въ училищахъ... Общее развитіе, соотвѣтствуетъ ничтожному количеству положительныхъ знаній и оъуживаѳтся отъ подавляющаго количества невразумительной грамматической работы по древнимъ языкамъ. Едва ли можно очень разсчитывать въ этомъ дѣдѣ на внѣклассное чтеніе книгъ и чтенія съ картинами и т. п. Для средняго ученика, а тѣмъ болѣе слабаго или ослабѣвшаго— по тѣмъ или другимъ причинамъ,—не до чтеній; уроковъ—не выучить... Кончая курсъ училищъ,—непродолжающіе образованія, мало имѣютъ полезныхъ знаній и навыковъ; и,. если нѣкоторая часть этихъ обиженныхъ школою недоучекъ, подъ особо благопріятными условіями въ живни, вырабатываются въ дѣльныхъ и полезныхъ оебѣ и людямъ слугъ церкви и общества, то это достигается ихъ личной работой. Какъ же пристраиваются въ жизни эти неудачные и безплодные труженики! Наслѣдственныя расположенія тянутъ къ служенію церкви и школѣ... И вотъ они получаютъ мѣста псаломщиковъ,. при голосѣ—діакона; по сдачѣ „сокращеннаго экзамена“—мѣсто учителя церковно-приходскихъ школъ...
Остальные—пристраиваются вездѣ, гдѣ требуется относительная грамотность. Кусокъ (иногда буквально) хлѣба найденъ; но въ сущности эти жертвы училищнаго строя—безпомощны, потому что ни чѣмъ почти не возвышаются въ своихъ знаніяхъ надъ окружающей темной средой и—по слабости воли, естественной для лицъ, живущихъ „доходами“ т. е. подаяніемъ,—наоборотъ подчиняются средѣ, усвояя ея одабыя привычки, унижающія званіе псаломщика, учителя и вообще человѣка... Напрасная надежда, что такія лица когда-нибудь могутъ своихъ дѣтей правильно воспитать и подготовить.,, Между тѣмъ—по количеству и, по мнѣнію свѣдующвхъ лицъ, даже по качеству—не кончившіе курсъ семинаріи болѣе подходящи для положенія псаломщика, чѣмъ кончившіе, которымъ не сидится на мѣстѣ и должности... Значитъ: 1) и по чувству справедливой жалости къ недостаточно ■ о ильнымъ
и способнымъ къ отвлеченному грамматическому ученію
2) во вниманіе къ настоятельной нуждѣ создать утраченный сейчасъ типъ псаломщяка—благообразнаго исполнителя богослуженія, — умѣдаго учителя . грамоты и ремесла* хозяйственнаго домовитаго семьянина,—не утрачивающаго связи не только оъ книгой, но и съ землей, оловомъ —псаломщика, возвышающагося надъ окружающей средой званіемъ н навыками и 3), въ видахъ распространенія и усиленія образованія православнаго русскаго народа въ духѣ церковности,— необходимо измѣненіе цѣли духовныхъ училищъ и постановки дѣла обученія. Именно духовныя училища полезно сдѣлать школами не только подготовительными по отношенію къ семинаріи,—но и въ извѣстной мѣрѣ самостоятельными, съ завершеннымъ объемомъ знаній* я навыковъ.
Для этого полезно, чтобы въ училищахъ сообщались (эпизодически) свѣдѣнія по отечественной церковной и русско-гражданской исторіи, доступныя знанія по природовѣдѣнію, которыя могли бы быть въ помощь при будущемъ хозяйствованіи, возвышая ихъ надъ средой; необходимо дать учащимся добрые навыки къ чтенію книгъ (теперь грамматики и хрестоматіи отъучаютъ часто отъ книгъ),въ рукодѣліямъ и ремесламъ, особенно годнымъ въ служеніи около церкви. Надѣяться, что эти навыки могутъ быть пріобрѣтены во внѣкпаоноѳ время, едва ли основательно. Надо сдѣлать физическій трудъ обязательнымъ занятіемъ—привычкой, а пока физическій трудъ въ воззрѣніи современнаго духовенства и его дѣтей—что-то, не стоющѳѳ вниманія и силъ; необходимо повліять на переработку самого міровоззрѣнія. Весь непорядокъ жизни духовенства (а отсюда и отсутствіе вліянія) во всѣхъ его членахъ происходятъ отъ неумѣнья наполнить свой досугъ. Привычка къ ремесламъ и рукодѣліямъ, а въ лучшемъ случаѣ въ искусствамъ и книгѣ является единственнымъ я правилъ* нымъ и здоровомъ исходомъ. Очень часто тѣ, которые въ Школѣ обнаруживаютъ недостаточные способности къ грамматическому ученію, прямо склонны и способны къ труду физическому, ремесленному или въ какому либо искусству.
Разъ училища назначены, для всѣхъ дѣтей духовенства, они должны быть, „воѣмь всяй, а не калѣчить изъ-за грамматики—большинства, при томъ, и такъ болѣе обездоленнаго, потому что—менѣе способнаго. И думается—(человѣку жизнь прослужившему училищу), что измѣненія необходимы и возможны. Достаточно древніе языки начинать позднѣе оъ лучшими т. ѳ. болѣе способными дѣтьми. Если бы не умѣстилось требуемое увеличеннымъ количествомъ учебныхъ предметовъ число учебныхъ часовъ въ четыре года, то могъ бы быть прибавленъ & классъ, нарочито для тѣхъ, которые имѣютъ поступить въ семинаріи. Очевидно, двери такихъ духовныхъ училищъ должны быть наиболѣе свободно открытыми для всѣхъ ищущихъ ученія и воспитанія въ духѣцѳр-
ковнооти, а семинаріи, напротивъ, могутъ быть закрыты отъ наплыва иносоодовныхъ“.
Въ толкахъ и олухахъ >о реформѣ духовно-учебныхъ заведеній духоввыя училища какъ-то мало фигурируютъ. Неизвѣстно останутся ли они при прежнихъ программахъ или же въ программы ихъ будутъ введены измѣненія и добавленія. Ожидаютъ, что если и будетъ въ ихъ строѣ преобразованіе, то оно произойдетъ въ соотвѣтствіи оъ преобразованіемъ духовныхъ семинарій и въ духѣ этихъ послѣднихъ преобразованій. Однако, въ чемъ будутъ детали реформы духовныхъ училищъ, нѣтъ даже болѣе иди менѣе опредѣленныхъ гаданій и чаяній. Въ виду этого, ріа desideria нашего корреспондента являются особенно умѣстными. Нельзя отрицать и практическую важность ихъ осуществленія.
С. П.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки