Научная статья на тему 'ШКОЛА ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА УРГАХУ: О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ШКОЛА ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА УРГАХУ: О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уральский государственный художественно-архитектурный университет / графический дизайн / проектирование / Ural State University of Art and Architecture / graphic design / design

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павловская Елена Эммануиловна

Статья посвящена методам работы, используемым на кафедре графического дизайна Уральского архитектурно-художественного университета. Исследуются особенности методологии деятельности профессионального коллектива кафедры, тематические направления, специфика этапов проектирования, творческие задания для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL OF GRAPHIC DESIGN OF THE URAL STATE UNIVERSITY OF ART AND ARCHITECTURE: ABOUT PROFESSIONAL AND REGIONAL IDENTITY

The article is devoted to the methods of work used at the Department of Graphic Design of the Ural University of Art and Architecture. The methodology features of the activity of the department’s professional staff, the thematic areas, specifics of design stages, and creative tasks for students are studied.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА УРГАХУ: О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

EDN: XACKSA YflK 711

SCHOOL OF GRAPHIC DESIGN OF THE URAL STATE UNIVERSITY OF ART AND ARCHITECTURE: ABOUT PROFESSIONAL AND REGIONAL IDENTITY

Elena E. Pavlovskaya

Ural State University of Art and Architecture Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the methods of work used at the Department of Graphic Design of the Ural University of Art and Architecture. The methodology features of the activity of the department's professional staff, the thematic areas, specifics of design stages, and creative tasks for students are studied.

Keywords: Ural State University of Art and Architecture; graphic design; design.

Citation: Pavlovskaya, E.E. SCHOOL OF GRAPHIC DESIGN OF THE URAL STATE UNIVERSITY OF ART AND ARCHITECTURE: ABOUT PROFESSIONAL AND REGIONAL IDENTITY. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka.Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 2 (15), pp. 32-39.

Е.Э. Павловская

Уральский государственный художественно-архитектурный университет Екатеринбург, Российская Федерация

ШКОЛА

ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА УРГАХУ: О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Статья посвящена методам работы, используемым на кафедре графического дизайна Уральского архитектурно-художественного университета. Исследуются особенности методологии деятельности профессионального коллектива кафедры, тематические направления, специфика этапов проектирования, творческие задания для студентов.

Ключевые слова: Уральский государственный художественно-архитектурный университет; графический дизайн; проектирование.

В 2023 году исполнилось ровно 20 лет с момента создания кафедры графического дизайна в Уральском государственном архитектурно-художественном университете имени Н.С. Алферова (на тот момент Уральская государственная архитектурно-художественная академия). Она стала четвертой дизайнерской кафедрой вуза вслед кафедрами индустриального дизайна, дизайна одежды, дизайна среды. Ее появление явилось не только естественным ответом на стремительный рост потребностей российской экономики в специалистах различных направлений графического дизайна - разработчиков товарных знаков, корпоративной айден-тики, упаковки, рекламного сопровождения различных мероприятий и т.д. Немалую роль сыграл всплеск интереса к дизайну со стороны социума: некогда недоступный для народа дизайн как символ красивой и обеспеченной жизни оказался чрезвычайно востребован формирующимся «обществом потребления». На этой волне подготовкой графических дизайнеров занялись десятки российских вузов, дотоле не имевшие подобного опыта.

В этом отношении у кафедры графического дизайна УрГАХУ уникальная «родословная»: преподавательский костяк кафедры составили не просто выпускники-дизайнеры прошлых лет - большинство из них прошло серьезную школу профессиональной работы в Уральском филиале ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики)1. О значении этой организации в становлении отечественного дизайна написано немало, но практически ничего не сказано о ее влиянии на развитие дизайн-образования [1; 2; 3]. Важнейшая роль ВНИИТЭ и его филиалов заключалась в формировании уникальной среды, обеспечивающей подготовку профессионалов высочайшего класса в сфере дизайна. Лучшие студенты профильных вузов (в России до перестройки их было всего три: МГХПУ имени С. Строганова, ЛГХПУ имени В. Мухиной, Свердловский архитектурный институт) проходили во ВНИИТЭ двухмесячную преддипломную практику, а затем перспективные молодые специалисты попадали в филиалы ВНИИТЭ по распределению.

Основными характеристиками этой среды можно считать следующие:

межпрофессиональное взаимодействие - в команды проектировщиков входили дизайнеры, инженеры, конструкторы, техноло-

ги, эргономисты. Научную поддержку оказывали философы, социологи, культурологи, искусствоведы, психологи. При этом именно дизайнер (художник-конструктор) всегда становился руководителем проекта, играл ведущую роль в процессе проектирования и нес ответственность за конечный результат;

конкурентная, состязательная среда -каждый завершенный проект принимался и оценивался художественно-техническим советом. Полученные баллы влияли как на официальный рейтинг дизайнеров и последующее распределение проектов, уровень зарплаты, должностное продвижение (дизайнер, ведущий дизайнер, главный дизайнер, руководитель отдела и пр.), так и неформальный статус;

непосредственная связь с производственными предприятиями - в процессе разработки технического задания, проектирования, сдачи проекта, осуществления авторского надзора дизайнеры постоянно взаимодействовали с заказчиками на их территории, вникая во все технологические процессы и проблемы;

регулярные проектные семинары (ор-гдеятельностные игры, первая из которых была проведена Т.П. Щедровицким на базе Уральского филиала ВНИИТЭ) обеспечивали постоянную рефлексию профессиональной деятельности и интеллектуальный драйв, создававший особую творческую атмосферу.

Фактически структуры ВНИИТЭ выполняли роль «дизайн-инкубаторов», позволявших в короткие сроки довести молодого специалиста до уровня профессионала. Стоит отметить, что именно во ВНИИТЭ активно обсуждалась идея «опережающего дизайн-образования», которая предписывала этой сфере обязанность не просто отвечать существующим потребностям общества, но и опережать их, быть в авангарде проектной культуры. К сожалению, созданный в советские времена и патронируемый государством Институт технической эстетики как методологическая, теоретическая, проектно-экспери-ментальная база развития российского дизайна, будучи брошен в рыночную стихию, прекратил свое существование. Однако его бывшие специалисты в большинстве своем сумели сохранить связь с дизайном, более того - существенно усилить свои профессиональные компетенции за счет нового опыта самостоятельной работы с заказчиками в условиях экономической, социальной, культурной неопределенности.

Это небольшое отступление необходимо для того, чтобы показать, что с самого начала кафедра формировалась как сообщество высококлассных профессионалов, которые в понятии «графический дизайн» на первое место ставили слово «дизайн». Соответственно, позиционировали это направление не как декоративно-оформительскую, поверхностно-украшательскую деятельность, что характерно для многих начинающих кафедр... Графический дизайн был определен как профессиональный инструмент различных видов социальных коммуникаций, использующих визуальные образы для достижения четко поставленных целей. Методология работы формировалась на основных проектных подходах, выработанных во ВНИИТЭ и представляющих собой логическую цепочку: проблематизация, целеполагание, разработка проектной концепции, поиск визуальных образов и средств (каналов) коммуникации. Неразрывная связь преподавателей с реальной профессиональной жизнью позволила наполнить образовательный процесс не только учебными или конкурсными заданиями, но и проектами, выполняемыми по заказам общественных и коммерческих организаций Екатеринбурга и области.

За 20 лет в жизни кафедры произошло множество ярких и уникальных событий: в 2005 году была открыта первая в России магистратура по направлению «Дизайн», в 2012 году кафедра заняла первое место в конкурсе на разработку официальных плакатов для Олимпийских и паралимпийских игр в Сочи среди 50 художественных вузов и кафедр России, в 2018 году кафедра одной из первых в стране открыла чрезвычайно востребованный профиль подготовки «Дизайн мультимедиа», курсовые проекты и выпускные квалификационные работы студентов многократно принимали участие в конкурсных и выставочных проектах регионального, российского и международного уровня, завоевывая самые высокие награды, многие работы были внедрены.

Одним из сквозных тематических направлений на протяжении всех лет на кафедре графического дизайна остается тематика территориального брендинга. Хотя стоит отметить, что в начале 2000-х годов даже само понятие «территориальный брендинг» в русскоязычной версии отсутствовало, получив широкое распространение лишь десяток лет спустя. Актуальность задач по созданию достойного имиджа

своего города - «проектное освоение» его истории, уникальных достижений, незримого духа и зримых образов, запоминающихся событий, интересов и проблем жителей и приезжих - существовала и будет существовать всегда. Конечно же, география проектов не ограничилась Екатеринбургом, ведь к нам приезжают учиться студенты из многих городов Урала, Сибири, Поволжья и даже стран ближнего зарубежья.

В процессе разработки самых разных тем, связанных с образами городской среды, у нас постепенно выработалось отчетливое понимание: город может стать брендом только при условии, что его жители из равнодушных и пассивных получателей «брендовых благ» превращаются в соавторов и соучастников формирования живых и развивающихся представлений о месте. А это,

M. Черепанова. Серия плакатов для общественного движения «Контрфорс». Руководитель В.Б. Семенов. 2007

М. Cherepanova. A series of posters for the public movement "Counter-Force". Scientific adviser V.B. Semenov. 2007

в свою очередь, возможно только тогда, когда появляются и оформляются (вот здесь и обнаруживается уникальность и незаменимость графического дизайна) открытые для диалога коммуникационные пространства... В связи с этим сразу хотелось бы отметить именно коммуникационную роль проектных идей, которые не следует оценивать как некий дизайн-продукт, предназначенный для немедленного внедрения. Их основная роль - спровоцировать обсуждение, дискуссию, заставить задуматься о тех или иных проблемах города и возможностях, которые могут способствовать созданию привлекательного и открытого к развитию образа-бренда... Помимо этого, мы говорим о «тестирующем» значении проектов: они дают возможность заинтересованным лицам увидеть и оценить идеи, образы с точки зрения их коммуникативного потенциала (популярности среди различных адресных групп, «приживаемости» в городском пространстве, смысловой функциональности и т.п.).

В качестве примера приведу проект Марии Черепановой 2007 года. Работа представляет собой серию плакатов для общественного движения «Контрфорс», призванного бороться с неуправляемой застройкой города, произволом чиновников и застройщиков. Для формирования и трансляции протестного отношения, привлечения медийного внимания к проблемам деградации городской среды используется графика, стилизованная под детские рисунки: наивные сюжеты о дяденьках-чудовищах, пожирающих город, как торт, с легкостью манипулирующих домами и людьми, эмоцио-нально выразительнее множества слов.

Одним из наиболее любимых и популярных среди студентов (да и преподавателей) подходов к созданию проектов в сфере территориального брендинга стал подход, который мы называем «ироничная айдентика». Стоит отметить, что тема иронии и самоиронии в территориальных бренд-коммуникациях становится все более популярной, особенно в городах, где исторические события и традиции, с точки зрения молодежи и «продвинутых» пожилых туристов, давно пора переосмыслить, убрав излишне прямолинейные шаблоны восприятия. Если говорить об Урале, где мрачные события времен революции и суровые образы тяжелого промышленного края до сих пор доминируют в тематике туристических маршрутов, подобный подход представляется весьма оправданным. Возможно, именно поэто-

му в студенческих работах нередко появляются весьма неожиданные и достаточно эпатирующие образы, резко контрастирующие с официальными атрибуциями города. Не претендуя, разумеется, на какой-либо официальный статус, эти образы призваны «раскачать» устоявшиеся стереотипы и задать яркий эмоциональный посыл событиям, создаваемым с их участием.

В качестве примеров мы остановимся на нескольких проектах, которые достаточно ярко, на наш взгляд, иллюстрируют это направление. Одним из первых стал бакалаврский проект Марии Ковалевой, выполненный еще в 2004 году. Однако проблема, которую поставил перед собой автор, остается актуальной до сих пор. Набившие оскомину местные сувениры, которые предлагают гостям почти в любом российском городе, как правило, дышат официозом и напыщенностью. Если речь не идет о подарочных краеведческих изданиях, то гости редко могут почерпнуть из таких сувениров какую-либо интересную или полезную информацию. О том, чтобы классическими местными сувенирами увлечь молодежную аудиторию, говорить вообще не приходится. Предложенная студенткой сувенирная продукция Екатеринбурга, адресованная юным жителям и гостям города, в легких ироничных образах открыток и календариков отражает исторические события, достопримечательные места, высказывания знаменитых людей, побывавших когда-либо в нашем городе.

Вообще, необычный сувенирный продукт, адресованный молодежной аудитории, - надежный способ сформировать яркий, запоминающийся образ региона у его гостей и жителей. Идея работы Натальи Феоктистовой основана на «переинтерпретации» творчества П.П. Бажова и Д.Н. Мамина-Сибиряка, их сюжетов, связанных с искателями и добычей уральских камней-самоцветов. Новая мифология раскрывает перед нами тайну недр Урала через версию о драгоценных конфетках - «бирюликах», которые добывает собака Мавра. Лубочно-авторская графика отсылает нас к истории и в то же время воспринимается достаточно актуально. В проекте представлены различные виды упаковок для сувенирных конфет - от бумажного стаканчика до дорогой и памятной жестяной коробочки, продумано оформление мест продаж и нестандартные приемы рекламного продвижения.

Работа Анны Маслаковой «Дизайн-продвижение народных промыслов в контексте разви-

тия регионального туризма» затрагивает еще один аспект мифосозидательного брендинга. Яркие инвестиционные проекты становятся одним из наиболее эффективных средств создания имиджа региона. В данной работе решались две взаимосвязанные задачи: спроектировать визуальный образ «живого музея» народных уральских промыслов, привлекательный как для потенциальных инвесторов, так и для будущих его посетителей, которые смогут окунуться в сказочно-историческую среду. Автором был создан целый ряд анимационных сюжетов и печатных носителей для представления необычного замысла. Красочная, объемная пластилиновая фактура, ставшая базовым компонентом айден-тики, отражает главную идею проекта: уникальность, самобытность и «самолепность» народной культуры Урала мягко и пластично соединяются с духовными запросами жителей современных мегаполисов. Ироничные образы персонажей, кажущиеся, на первый взгляд, давно знакомыми по знаменитым пластилиновым мультикам и телевизионным заставкам, постепенно раскрывают зрителю свой неповторимый уральский характер, пробуждая к нему живой интерес.

На самом деле, легкая ирония, неотъемлемая спутница «пластилиновой деревни» и лубоч-

ной графики проекта «Бирюлики», отнюдь не является обязательным атрибутом проектных разработок в рамках описываемого концептуального подхода. Хотя во многих, более поздних студенческих работах она получает свое новое развитие, каждый раз воплощаясь в неожиданных, но весьма привлекательных образах. Визуальная концепция айдентики и продвижения Музея наивного искусства (по сути - народного творчества) основана на свободной, как бы естественной, компоновке экспозиций, встроенных в лаконичную нейтральную шрифтографику с элементами акциденции. Сопричастность потенциального зрителя наивному творчеству подчеркивается оригинальными слоганами, призванными вдохновить на соучастие в процессе .

Уже отмечалось, многие наши студенты приезжают учиться из других городов, но в своих регионально ориентированных проектах нередко сохраняют этот же иронично-провокационный дух. В основе разработанной Анной Степановой и Марией Сивухиной модели информационно-навигационной системы для Сургута лежит необычная концепция продвижения северного города для привлечения новых жителей (молодежь, бизнесмены, востребованные специалисты для промышленных предприятий

Н. Феоктистова. Дизайн-проект сувенирной кондитерской продукции. Руководитель Н.В. Колбина. 2020

N. Feoktistova. Design project of souvenir candy products. Scientific adviser N.V.Kolbin. 2020

A. Демишева. Разработка айдентики

и продвижения Музея наивного искусства в Екатеринбурге. Руководитель

B.Б. Семенов. 2017

A. Demisheva. Development of identity and promotion of the Museum of Naive Art in Yekaterinburg. Scientific adviser V.B. Semenov. 2017

1^1УЗЕЙ HALABA

Jï- -

Г^ПУЗЕИ

Логотип и фирменные эл

Г^УЗЕИ Г—IAIVE HAU IBA MUf'IIM

MUSEUM

mus ej.m n a i v e. a r t

r^AIVE MUSEUM » Ж

Г^УЗЬЙ —-JAI VE HAL^IBA MUSE'IM

Фирменная графина и i

Pf Din Tral Compressed Pro Thin Pf Dm Text Compressed Pro Light Pf Dm Text Compressed Pro Regular Pf Din lent Compressed Pro Medium

Pf Din Text Condensed Pro Light Pf Din Text Condensed Pro Regular Pf Din Text Condensed Pro Medium

:KMEF№ymHffl *■§

МУЗЕЯ KD MliSOJM Of ' äOTS

Носители и продвижение

WA ■ж

и социальной сферы). Сложность в том, что в сознании большинства потенциальных горожан сложился устойчивый образ холодного и сурового края: Сургут приравнен к районам Крайнего Севера из-за продолжительной и холодной зимы, обильных осадков, устойчивого снежного покрова и перепада температур. Для того чтобы заинтересовать потенциальных жителей, была разработана ироничная инфографика, которая,

с одной стороны, переформатировала недостатки сурового климата в достоинства (в холодном климате люди лучше сохраняются), а с другой стороны - образно представила те преимущества, которые дает работа на Севере (вы будете купаться в деньгах). При этом каждый «завлекающий» призыв сопровождается официальной информацией и статистикой, доказывающей реальность рекламных обещаний.

Разоабикз R T.i'/Л концепции мёЯДэиятий вДК«Магке:

ИТ1К-ТУРА

смыслу

ДВОРЕЦ

КУЛЬТУРЫ МАГНЕЗИТ

ДНИ ШВРЙЦАР- „

скои КУЛЬТУРЫ

• Зв /V

Д>Каз^| п &ый

Фестиваль п

ДЕНЬ МЕТА

■С* - Jmш

ят •

feS -; *

ДВОРЕЦ

КУЛЬТУРЫ МАГНЕЗИТ

ДНИ ШВЕЙЦАР- „ СКОИ КУЛЬТУРЫ

» ДВОРЕЦ I КУЛЬТУРЫ ' МАГНЕЗИТ

ДВОРЕЦ МАГНЕЗИТ

В последние годы диапазон визуальных средств и коммуникативных возможностей в сфере региональных проектов становится все более разнообразным, вписываясь в тренды постпостмодернизма и новой цифровой реальности. Это полностью соотносится с нашей гипотезой о том, что бренд территории не просто визуально-вербальная константа, спущенная ей административными усилиями, а своеобразные мозаичные сочетания множества региональных брендов, формирующие собственные образы у различных целевых аудиторий. Чем более разнообразно и ярко представлены различные региональные бренды, тем более успешен и эффективен бренд территории в целом.

Завершить «региональную часть» статьи хотелось бы еще одним примером. В магистерской работе Анны Галимовой представлено концептуальное решение проблемы формирования, развития, обновления, корректировки имиджа Екатеринбурга на основе запуска инициативного интерактивного пространства дизайн-интерпре-тации актуальных событий. Предполагается, что профессионалы в сфере визуальных коммуникаций (дизайнеры, художники, фотографы, диджи-тал-специалисты, творческие группы и команды) получат возможность оперативно и авторски интерпретировать самые разные события, интересующие и волнующие горожан, включая внешние инфоповоды. Интернет-площадка «Безбаш-ни» (название которой отсылает и к вызвавшему большой резонанс сносу екатеринбургской телебашни и призывает к бескомпромиссному твор-

ческому самовыражению участников) рассматривается как своеобразная арена демонстрации креативного потенциала города. Екатеринбург остро нуждается в этом: несмотря на большое количество молодых творческих амбициозных людей, креативная среда города достаточно аморфна и пассивна. Не случайно стремление многих из молодых выпускников уехать в столицы, где творческое пространство насыщенно и активно. В рамках проекта определены базовые принципы управления и модерации процесса, взаимодействия пользователей, соцсетей, СМИ, экспертов, публики. Разработаны оригинальные форматы и поддерживающие их визуальные решения, позволяющие обеспечить запуск площадки с минимальными стартовыми вложениями.

В общей структуре рынка дизайнерских услуг в России с начала 2000-х годов услуги графических дизайнеров составляют от 70 до 80%, и эти позиции с развитием современных информационных технологий, казалось бы, только усиливаются. Однако новая реальность, которая создается и развивается на наших глазах - искусственный интеллект, стремительно захватывающий визуальные пространства, - ставит перед графическим дизайном задачи совершенно иного уровня, решать которые придется уже сейчас преподавателям, студентам и выпускникам кафедры...

Д. Старикова.

Разработка

визуальной

концепции

мероприятий

в Доме культуры

«Магнезит».

Руководитель

В.Б. Семенов. 2020

D. Starikova. Development of a visual concept for events in the House of Culture "Magnezit". Scientific adviser V.B. Semenov. 2020

А. Игнатова. Визуальная концепция и продвижение этнического фестиваля «За уголье». Руководитель М.С. Свалов. 2022

A. lgnatova. Visual concept and promotion of the ethnic festival "Za ugolye". Scientific adviser M.S. Svalov. 2022

Примечание

1. С первых дней на кафедре работают опытные и активно практикующие специалисты в области графического дизайна - выпускники Арха: Павел Ковалев, Владимир Типикин, Леонид Салмин, Наталья Худякова, Зоя Пестерева, Игорь Левит, Михаил Наумов, Олег Клегцев, Татьяна Луканина, Татьяна Игоши-на, Мария Семенкина, Денис Абрамов; выпускники кафедры искусствоведения УрГУ: Валерий Семенов и Нина Кузвесова, выпускница Удмуртского госуниверситета Ирина Босых. В последние годы коллектив кафедры расширяется за счет недавних выпускников факультета дизайна, успешно сочетающих преподавательскую, научную и проектную деятельность: Натальи Колбиной, Павла Кузьмина, Полины Наумовой, Михаила Свалова, Марии Третьяковой, Надежды Фи-лоненко, Дмитрия Филоненко, Дарьи Теплоуховой, Екатерины Ашбель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Барышева, В.Е. Дизайн-программы ВНИИТЭ 1960-1980-х годов как истоки современной методологии / В.Е. Барышева, О.Б. Дружинина // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. - 2019. - № 2-1. - С. 272-283.

2. Костенко, И.Г. Центр технической эстетики Всесоюзного начно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. - 2020. - № 2-2. - С. 70-74.

3. Первина, Л.И. Особенности методики подготовки специалистов отечественным дизайнер-ским образованием // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2015. - № 4. -С. 81-86.

References

1. Barysheva, V.E. Dizajn-programmy VNIITE 1960-1980-h godov kak istoki sovremen-noj metodologii [Moscow Technological University Design Programs of the 1960s-1980s as the origins of modern methodology]. V.E. Barysheva, O.B. Druzhinina. Dekorativnoe is-kusstvo i predmet-no-prostranstvennaya sreda. Vestnik RGHPU im. S.G. Stroganova, 2019, no. 2-1, pp. 272-283.

2. Kostenko, I.G. Centr tekhnicheskoj estetiki Vsesoyuznogo nachno-issledovatel'skogo insti-tuta tekhnicheskoj estetiki (VNIITE) [Center for Technical Aesthetics of the All-Union Re-search Institute of Technical Aesthetics]. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik RGHPU im. S.G. Stroganova, 2020, no. 2-2, pp. 70-74.

3. Pervina, L.I. Osobennosti metodiki podgotovki specialistov otechestvennym dizajnerskim obrazovaniem [Features of the methodology for training specialists with domestic design education]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya "Filosofiya. Psiho-logiya. Pedagogi-ka", 2015, no. 4, pp. 81-86.

Об авторе

Павловская Елена Эммануиловна - доктор искусствоведения, заведующая кафедрой графического дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии

E-mail: digra2006@list.ru

Pavlovskaya Elena Emmanuilovna

Doctor of Art History, Head of the Department of Graphic Design at the Ural State Academy of Architecture and Art

УГОЛЬЕ -

УГОЛЬЕ

« и

' ) R:0 6:255 В:20 *i R:2¡

/ C:65M:0Y:100K:0 C:4I

¡5 В:255 ^ОК R:75 G:55 B:255 3 Y:20 K.0 «Ж C:85 M:75 Y:0 ICO

Stapel Regular

Кисыриё пеймыт-курень мугорыз батырлэн кадь. Паськыт вайёсыз та кужмо пепьпумьёслы кепьшо.

Courier New

С/Е/1Ш

AI .ТУРУ Щ1Ы Ji

А

MC F , Z/IHK)

xjt- . /а/>л. * Э7'е

TVÍI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.