Научная статья на тему 'Школа функциональной семантики на кафедре общего и русского языкознания'

Школа функциональной семантики на кафедре общего и русского языкознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Linguistics
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЛЕКСКИКА / ЛЕКСИКОЛОГИЯ / МЕТОДЫ СЕМАНТИКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА / VOCABULARY / LEXICOLOGY / SEMANTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Красина Е. А., Новиков Ф. Н.

Статья посвящена становлению школы функциональной семантики на кафедре общего и русского языкознания РУДН. Особое внимание в статье уделяется теоретическим основам научной концепции школы и ее научным приоритетам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional semantics academic school at the PFU general and russian linguistics department

The article deals with the origins of the Functional Semantics Academic School at the PFU General and Russian Linguistics Department specifying its theoretical background and features.

Текст научной работы на тему «Школа функциональной семантики на кафедре общего и русского языкознания»

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ШКОЛА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕГО И РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Е.А. Красина, Ф.Н. Новиков

Кафедра общего и русского языкознания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 177198

Статья посвящена становлению школы функциональной семантики на кафедре общего и русского языкознания РУДН. Особое внимание в статье уделяется теоретическим основам научной концепции школы и ее научным приоритетам.

Ключевые слова: лекскика, лексикология, методы семантики, функциональная семантика.

Философская семантика ставила своей задачей исследование значений и смыслов, включая условия их существования и интерпретации, поэтому она не могла не обратиться к ресурсам языка, и на этой основе постепенно формировалась семантика лингвистическая. В XX в. семантические исследования приобретали все новые и новые формы, породив семантику структурную, формальную, генеративную, интегральную и ряд других.

Филолог и языковед Лев Алексеевич Новиков создал новое направление в лингвистической науке — функциональную семантику и тем самым заложил основы отечественной научной школы общей и русской семантики: «Многие лингвисты считают семантику главной научной дисциплиной XX в.: в ней уже отчетливо проступают ростки будущей науки о значении, которая должна характеризоваться дальнейшим укрупнением и всесторонним охватом объекта (исследование систем взаимодействующих семантических полей, текстовых категорий и смыслообразования в предложении), раскрытием механизмов реализации значений единиц разных категорий, вторичных, периферийных смыслов слов, углубленным анализом взаимосвязи семантики единиц глубинных и поверхностных структур, исследованием природы и функций эстетических знаков (язык как искусство) и многим другим». Он подчеркивал, что «предстоит сделать гораздо больше, чем сделано до сих пор, особенно в области речевой (контекстуальной) семантики, так сказать, «периферии» науки о значении, которая воистину превращается в «центр» интересов этой дисциплины» [1].

Понимание языка как искусства, взаимодействия разума и безграничного творчества объединяло абстрактные схемы и математические формулы с музыкой

и поэзией языка. Системность в языковых исследованиях, прежде всего в сфере лексической семантики, принципы и приемы тонкого семантического и семиотического анализа несомненно отличают все работы Л.А. Новикова в области общей и русской семантики, присутствуют уже в его кандидатской диссертации «Омонимия имен существительных, возникающая в результате распада полисемии и связанная с категорией числа» (1961 г.) и доминируют в докторской диссертации «Антонимия в русском языке. Теория. Семантический анализ. Классификация антонимов», успешно защищенной в 1974 г. в ИРЯ АН СССР.

Органично соединяя строгие законы системы и структуры языка и эстетическую функцию слова, Лев Алексеевич отдал много сил и времени разработке системного метода анализа категории языковой противоположности, удачно совмещая, по словам акад. Ю.С. Степанова, синтагматический и парадигматический подходы к языковым объектам. На этой основе базируется таксономия антонимов, впервые разработанная и представленная в книге Л.А. Новикова «Антонимия в русском языке (Семантический анализ противоположности в лексике)», которая вышла в издательстве «Наука» в 1973 г. тиражом в 6000 тыс. экземпляров и моментально стала библиографической редкостью.

Следующая книга — «Семантика русского языка» (М.: Высшая школа, 1982) — стала настольной книгой и маститых, и начинающих филологов и языковедов: в ней заложена основа раскрытия механизмов реализации значений различных категорий, осуществлен анализ взаимодействия семантики глубинных и поверхностных структур. В новое издание этой книги 2001 г. был внесен целый ряд изменений, да и само название «Основы семантики» оказалось не просто более емким, но и более точным. В предисловии Лев Алексеевич подчеркивает тесное взаимодействие лингвистической семантики с такими науками, как логика, философия и психология, которые всесторонне и в единстве рассматривают человека, его жизнедеятельность и его язык.

Не случайно избранный подход описания семантики языковых единиц задан в направлении от текста к слову, от употребления, узуса к значению слова, что, как отмечал автор книги, «дает возможность рассматривать экстенсионал единиц как их валентностей, употреблений. Тем самым, — продолжает он, — перебрасывается „мостик“ между предметной ориентацией и дистрибуцией знаков к их значению»; а «метод интерпретации значения языковых единиц приобретает наглядную и доказательную форму» [1. Т. 2].

В концепции Л.А. Новикова теория узуса лексических значений, их функционирования характеризуется в нескольких аспектах:

1) как выявление семантических категориальных свойств классов единиц на основе специфики их употреблений в тексте;

2) как определение типов семантических единиц на основе соотношения их дистрибуции и отношений;

3) как метод восхождения от синтагматических свойств языковых единиц к парадигматическим и содержательным [1. Т. 2. С. 772].

В концепции Л.А. Новикова последовательным, органичным и гармоничным оказывается переход от семантики к семиотике, к созданию семиотической модели значений как соответствие семиотического аспекта языка, базирующегося

на философской категории общего, и определенного вида значения в языке как специфической реализации отдельного в отношении общего, семиотического. Поэтому языковые значения — сигнификативное, структурное и эмотивное — носят объективный языковой (внутрилингвистический) характер, а актуальные смыслы (сигматические значения) экстралингвистичны и референтны, хотя именно они являют собой основу образных номинаций в языке художественной литературы как вторичной моделирующей системы [1. Т. 2. С. 773].

Иначе говоря, выделение компонентов содержания противопоставленных единиц (имеются в виду семиотически и семантически релевантное содержание) обнаруживается как «отношение между классами синтагм, т.е. классами употреблений в контекстах» [2. С. 648]. Таким образом, был построен «мостик» как постоянный переход от семантики к семиотике и наоборот.

Л.А. Новиков всегда стремился гармонизировать теорию и практику, совершенствуя образовательный процесс на филологическом факультете: внедрение двухступенчатой системы образования «бакалавр — магистр» потребовало немало усилий по перестройке учебного процесса и созданию новых программ и новых учебных курсов. И на посту декана, тогда еще историко-филологического факультета (конец 1980-х — 1996 гг.), он уделял много внимания и отдавал много сил творческому переосмыслению новых форм и методов обучения, развитию практических и теоретических потенций работоспособного профессорско-преподавательского коллектива факультета и в первую очередь коллектива единомышленников кафедры общего и русского языкознания. На кафедре «выросло» много докторов наук из числа ее сотрудников: первыми из них стали О.А. Крылова и В.И. Петрянкина, много лет успешно сочетавшие научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Эстафету приняло «молодое» поколение членов кафедры: сегодня это профессора Е.А. Красина, В.Н. Денисенко, Е.Н. Ремчукова, Н.Л. Чулкина, О.И. Валентинова, Ю.В. Ковалев.

Именно они стали новой плеядой докторов филологических наук: В.Н. Денисенко — в области теории семантического поля; Е.А. Красина — в области теории речевой деятельности, лингвистической прагматики и лингвистики текста; М.Л. Новикова — в области языковой семантики и структуры художественного текста; Е.Н. Ремчукова — в области исследования креативного потенциала языка; Н.Л. Чулкина — в разработке концептуальной сферы языковой личности; О.И. Валентинова — в рассмотрении полифонии языка Ф.М. Достоевского; Г.В. Векшин (Московский университет печати) исследовал новую сферу — фоностилистику художественного текста.

Теперь уже тон на кафедре задавали ее выпускники, успешно защитившие кандидатские диссертации, они создали ядро кафедры: доценты С.Ю. Преображенский, М.В. Лысякова, Н.В. Перфильева, Н.В. Новоспасская, не говоря уже о профессорах кафедры.

Длительный период и вплоть до настоящего времени на кафедре работали (и работают) крупные отечественные языковеды, научные сотрудники ИРЯ РАН им. В.В. Виноградова и ИЯ РАН: член-корр. РАН Ю.Н. Караулов, акад. М.И. Исаев, проф. В.П. Нерознак, проф. С.Н. Кузнецов, проф. Е.Н. Ширяев, проф. В.В. Лопатин, проф. И.С. Улуханов и др. Именно здесь, на кафедре общего и русского

языкознания, они вели теоретические курсы и спецкурсы, руководили выпускными дипломными работами студентов, диссертациями аспирантов, воплощая в реальность идеи передовой лингвистической науки. Они накапливали и оттачивали педагогический опыт и становились профессорами кафедры. Таким образом, на практике осуществлялся синтез передовой отечественной науки и педагогической преподавательской деятельности.

Список выпускников аспирантуры, успешно защитивших кандидатские диссертации под руководством Л.А. Новикова, насчитывает без малого три десятка молодых ученых, многие из которых стали докторами наук, профессорами: В.П. Абрамов (Кубанский государственный университет), И.Г. Чуксина (Российский государственный университет им. И. Канта, г. Калининград), Г.В. Векшин (Московский государственный университет печати) и др. Таким образом, они воплотили в жизнь замыслы и надежды своего учителя Л.Н. Новикова, личность которого стала для них достойнейшим и ярчайшим примером служения науке.

В настоящее время во главе школы функциональной семантики стоит заведующий кафедрой общего и русского языкознания профессор Владимир Никифорович Денисенко, который активно развивает семантические исследования, делая особый акцент на теории семантического поля. Научно-исследовательская тема кафедры «Функционально-семантический и коммуникативный потенциал языка в аспекте речевой деятельности» позволяет расширить круг проблем и выйти на новые направления теории и практики языкознания, например, в область когнитивистики, интегрального описания языка, грамматической стилистики и лингвистической прагматики, включенных в теорию речевой деятельности. Подтверждением тому являются международные научные конференции — I и II Новиковские чтения (2006 и 2009 гг.), многочисленные научные публикации профессоров и преподавателей, докторантов и аспирантов кафедры. Традиции, заложенные школой функциональной семантики, у истоков которой стоит Лев Алексеевич Новиков, плодотворно развиваются и включаются в новые области лингвистического знания.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Новиков Л.А. Избранные труды в 2 т. — М.: РУДН, 2001.

[2] СтепановЮ.С. Язык и метод. — М.: Наука, 1998.

FUNCTIONAL SEMANTICS ACADEMIC SCHOOL AT THE PFU GENERAL AND RUSSIAN LINGUISTICS DEPARTMENT

E.A. Krasina, F.N. Novikov

General and Russian Linguistics Department Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article deals with the origins of the Functional Semantics Academic School at the PFU General and Russian Linguistics Department specifying its theoretical background and features.

Key words: vocabulary, lexicology, semantics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.