Научная статья на тему '"ШКОЛА ДОЛЖНА ДАТЬ УЧАЩИМСЯ УМЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И ПОНИМАТЬ МУЗЫКУ..." (К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ)'

"ШКОЛА ДОЛЖНА ДАТЬ УЧАЩИМСЯ УМЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И ПОНИМАТЬ МУЗЫКУ..." (К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ / ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА / НАРКОМПРОС / 1918-1919 ГОДЫ / MUSIC PROGRAM / COMPREHENSIVE LABOUR SCHOOL / PEOPLE'S COMMISSARIAT OF EDUCATION / 1918-1919

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Адищев В.И.

В статье раскрывается процесс создания одной из первых программ по музыке для единой трудовой школы. Показывается, что начало работы группы видных музыкантов-педагогов над указанной программой относится к середине 1918 года и связано с деятельностью Московского музыкального совета. Во второй половине названного года работа над программой была продолжена в ряде подразделений Народного комиссариата просвещения РСФСР, главным образом, в подотделе общего музыкального образования Музыкального отдела под руководством Н. Я. Брюсовой. В начале 1919 года подготовленный документ был опубликован и введен в действие. Программа ориентировала школьных учителей на ознакомление учащихся с русским народным музыкальным творчеством, классическими произведениями отечественных и зарубежных композиторов, на постижение детьми языка музыкального искусства, формирование у них культуры исполнения и слушания музыки, развитие творческого начала. Делается вывод об актуальности многих идей и положений программы для теории и практики современного общего музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Адищев В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SCHOOLS SHOULD GIVE STUDENTS THE ABILITY TO CONSCIOUSLY LISTEN TO AND UNDERSTAND MUSIC…" (THE HISTORY OF DEVELOPING A MUSIC PROGRAM FOR A COMPREHENSIVE LABOUR SCHOOL)

The process of developing one of the first music programs for a comprehensive labour school is revealed. It is shown that the beginning of the work of a group of prominent music teachers on that program dates back to the middle of 1918 and is connected with the activities of the Moscow Music Council. In the second half of 1918 the work on the program was continued in a number of departments of the People’s Commissariat of Education of the RSFSR, first of all in the subdivision of the general music education of the Music Department under the authority of N. Y. Bryusova. At the beginning of 1919 the document prepared was published and put into effect. The program helped schoolteachers familiarize students with Russian folk music, classical pieces of domestic and foreign composers. Also the program let students understand the language of music, develop the ability of performing and listening to music and creativity. Many of the ideas and provisions contained in the program seem relevant for the theory and practice of modern general music education.

Текст научной работы на тему «"ШКОЛА ДОЛЖНА ДАТЬ УЧАЩИМСЯ УМЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И ПОНИМАТЬ МУЗЫКУ..." (К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ)»

УДК 78(03):371

Владимир Ильич Адищев

Доктор педагогических наук, профессор кафедры культурологии, музыковедения и музыкального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь, Россия).

E-mail: nsim02010@yandex.ru

«ШКОЛА ДОЛЖНА ДАТЬ УЧАЩИМСЯ УМЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И ПОНИМАТЬ МУЗЫКУ.»» (К истории создания программы по музыке для единой трудовой школы)

В статье раскрывается процесс создания одной из первых программ по музыке для единой трудовой школы. Показывается, что начало работы группы видных музыкантов-педагогов над указанной программой относится к середине 1918 года и связано с деятельностью Московского музыкального совета. Во второй половине названного года работа над программой была продолжена в ряде подразделений Народного комиссариата просвещения РСФСР, главным образом, в подотделе общего музыкального образования Музыкального отдела под руководством Н. Я. Брюсовой. В начале 1919 года подготовленный документ был опубликован и введен в действие. Программа ориентировала школьных учителей на ознакомление учащихся с русским народным музыкальным творчеством, классическими произведениями отечественных и зарубежных композиторов, на постижение детьми языка музыкального искусства, формирование у них культуры исполнения и слушания музыки, развитие творческого начала. Делается вывод об актуальности многих идей и положений программы для теории и практики современного общего музыкального образования.

Ключевые слова: программа по музыке, единая трудовая школа, Наркомпрос, 1918-1919 годы.

Для цитирования: Адищев В. И. «Школа должна дать учащимся умение сознательно слушать и понимать музыку...» (К истории создания программы по музыке для единой трудовой школы) // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. - 2019. - №18. - С. 133-141.

В последние годы российскими учеными, педагогами, музыкальными деятелями ведётся активный поиск ответов на вопросы: зачем, чему и как учить музыке учащихся общеобразовательной школы. Варианты решений этих задач содержатся в недавно утверждённой Концепции преподавания предметной области «Искусство», в новых школьных программах по музыке, в других методических материалах [3; 4; 7]. В то же время многие вопросы, связанные с процессом музыкального обучения и воспитания школьников, в том числе его программно-методическим обеспечением, остаются дискуссионными, открытыми, требующими проведения дальнейших исследований.

При выполнении таких изысканий целесообразно обратиться к наследию прошлого, в частности, к накопленному в нашей стране опыту разработки школьных программ

по музыке. Одной из них является созданная столетие назад группой видных московских музыкантов-педагогов программа по музыке для единой трудовой школы - уникальный по заключённому в нём корпусу идей исто-рико-педагогический документ. Он являлся предметом внимания учёных [1, 90-91; 8, 68], но многие его аспекты до сего времени недостаточно изучены.

В данной статье, написанной главным образом на основе архивных источников, раскрывается не получивший должного освещения в научной литературе вопрос о процессе создания указанной программы, отмечается значимость содержащихся в ней теоретико-методических положений для современного школьного музыкального образования1.

Первые упоминания о начале работы над программой по музыке для единой трудовой

школы относятся к середине 1918 года, когда II июня на заседании Московского музыкального совета2 было сообщено, что в готовящихся Народным комиссариатом просвещения документах по перестройке школы большое место отводится эстетическому воспитанию, в том числе музыкальному. Поддерживая эту линию новой власти и желая способствовать её реализации, Совет постановил образовать из числа своих членов специальную комиссию по преподаванию музыки в общеобразовательной школе. В состав комиссии вошли композитор А.Д. Кастальский, музыковед Н.Я. Брюсова, преподаватели Московской консерватории пианисты Е.В. Богословский, А.Б. Гольденвейзер, Г.П. Прокофьев, виолончелист А. Э. Глен.

Через неделю перед Музыкальным советом с докладом о преподавании музыки как обязательного предмета в общеобразовательной школе выступила Н.Я. Брюсова. Текст доклада в архивах не обнаружен. Но о взглядах Брю-совой в этот период на проблемы детского художественного, в том числе музыкального воспитания, можно в достаточной мере судить по её статье «За искусство», опубликованной в журнале «Новая школа» [2].

Н. Я. Брюсова писала, что вслед за революционным переворотом в общественной жизни необходим такой же переворот и во взглядах на вопросы воспитания подрастающего поколения. Школа в новом обществе, утверждала она, призвана растить людей, которые могли бы «в полной мере принимать участие в жизни своего века» [2, 193]. Чтобы вырастить такое поколение, школа должна давать, по мнению автора статьи, не только знания -«научать», как это было типичным для дореволюционных лет, но и воспитывать - чувства, душу, волю. И в этом деле незаменима роль искусства. Поэтому необходимо в корне изменить к нему отношение в школе. Брюсова кратко и чётко выдвинула требование: «...место искусства в каждой школе по праву должно быть равно месту, занимаемому наукой» [2, 194-195]. «Люди, образованные и художественно, и научно, - писала она, - во всех действиях, во всех событиях жизни не только „знают", но ещё и ощущают. Для этих людей существует два пути общения с миром - общее разумное обоснование вещей и событий и общее ощущение их, сочувствие» [2, 195].

Отметив, что для достижения равноправного положения предметов искусства в школе, потребуется очень большая созидательная работа, автор статьи особо подчеркнула, что «не техническая сторона искусства должна разрабатываться в этих классах искусства, но именно творческая - уменье творить и уменье воспринимать творчество» [2, 195]. Применительно к музыкальным занятиям это означало формирование у детей умения исполнять и элементарно сочинять музыку, слушать и понимать её.

Значительное место в статье отведено вопросу о творческом начале в обучении и воспитании детей. «Каждый труд для ученика должен быть творческим трудом, - говорится в статье. - Преподавание каждого предмета должно в своей области раскрывать и двигать вперёд творческие силы ученика. Наука должна это выполнить на своём пути, искусство на своём» [2, 194]. Для решения этих вопросов необходимо, по мнению Брюсовой, открыть возможность творческой деятельности каждому учителю, каждой школе: «Немыслимо устанавливать обязательные неподвижные программы для какой бы то ни было школы... Пусть существуют общие педагогические основы, объединяющие деятельность школ. Но каждая школа должна сама, индивидуально свободно найти путь к выполнению этих основ,творчески преобразовать свой облик» [2, 194].

Более века прошло со времени выхода в свет этой небольшой, но ёмкой по мысли публикации - одной из первых по вопросам детского художественного воспитания после Октября. Поставленные в ней проблемы (о месте искусства в школе, основных путях приобщения детей к нему, о праве учителей и школ на творчество) и сегодня не перестают волновать музыкально-педагогическую общественность. Ряд положений, высказанных в статье, впоследствии были положены в основу школьной программы по музыке.

Доклад Н. Я. Брюсовой вызвал у членов Московского музыкального совета значительный интерес. После оживлённой дискуссии Совет передал текст доклада комиссии по преподаванию музыки и поручил ей на основе доклада подготовить проект примерной программы по музыке для единой трудовой школы.

23 июля состоялось обсуждение проекта программы совместно с работниками Музыкального отдела Наркомпроса, которые были введены в состав комиссии по подготовке программы. На заседании был оглашён также проект программы, подготовленный петроградскими музыкантами. Отметив, что в обоих документах немало общего, особенно в понимании сущности школьного музыкального образования, критически оценив ряд положений петроградского проекта, заседание предложило Н.Я. Брюсовой и А. Николову подготовить вариант программы с использованием материалов обоих проектов3.

Спустя три дня участники этой встречи, собравшись на экстренное заседание, вновь во всех деталях обсудили московский вариант программы. Был, в частности, поднят вопрос о её названии. Предлагалось, ссылаясь на зарубежную практику, изменить его: вместо «Музыка» дать «Пение». Против этого выступил А. Б. Гольденвейзер. Отметив, что «не надо проводить у нас каких-либо заблуждений, только потому, что они есть на западе», он предложил оставить название «Музыка», поскольку оно включает и вокальную, и инструментальную части музыкального искусства4. Это предложение было поддержано.

На данном и предшествующем заседаниях горячо дискутировался вопрос и о количестве времени, которое необходимо для музыкальных занятий в школе. Участники обсуждения были единодушны в том, что ни в коем случае не следует ограничивать их одним недельным часовым уроком. Большинство предлагало выделить на уроки музыки 2-3 и более часа в неделю. «Музыка должна пронизать всю школу, - говорил Гольденвейзер, - и поэтому необходимо дать ей не менее трёх часов в неделю»5. Поддерживая это предложение, Брюсова отмечала, что «три часа являются минимальным, но не максимальным количеством», необходимым на музыкальное обучение и воспитание в школе. Заседание постановило ходатайствовать перед Наркомпросом о выделении на уроки музыки в учебном плане новой школы трёх часов в неделю. Гольденвейзеру и Николову было поручено выполнить окончательное редактирование школьной программы по музыке и представить её к концу июля в Наркомпрос. Так завершился первый этап

работы над программой - этап общественной инициативы.

Осенью 1918 года в связи с созданием в Музыкальном отделе Наркомпроса подотдела общего музыкального образования (ОМО), где на государственном уровне стали решаться вопросы школьного музыкального образования, дальнейшая работа над программой по музыке была продолжена в этом подотделе. Данной работой под руководством Н.Я. Брюсовой стали заниматься сотрудники школьной секции подотдела ОМО, уже участвовавшие ранее в работе над программой в составе комиссии Московского музыкального совета. С начала 1918/1919 учебного года они стали работать в общеобразовательных школах, чтобы на живой практике проверить идеи программы.

В первой половине октября школьная секция подотдела ОМО организовала обсуждение программы по музыке с участием представителей Отдела единой трудовой школы, Отдела реформы школы Наркомпроса, а также Московского музыкального совета. Программа в целом получила одобрение, её текст решено было размножить6. Вслед за этим сотрудники подотдела ОМО провели несколько встреч с учителями музыки московских школ, познакомили их с программой, обсудили вопросы, связанные с её внедрением. Учителя назвали программу «чрезвычайно ценной», но отметили её недостаточную конкретность и выразили озабоченность тем, что программу будет трудно провести в жизнь: нет достаточного числа подготовленных преподавателей, а главное -многие школьные советы не выделяют часов на уроки музыки7.

Поскольку такое отношение к музыке наблюдалось не только в ряде школ столицы, но и других городов республики, подотдел ОМО решил внести в программу дополнение. Теперь её текст начинался так: «Музыка входит в программу единой трудовой школы как предмет, равный всем остальным научным и художественным предметам. Преподаванию музыки (пения) в единой трудовой школе во всех группах обеих ступеней, младшей и старшей, предназначается приблизительно 3 часа в неделю, но во всяком случае не менее 2 часов в неделю. Музыкальные уроки происходят в каждой группе отдельно. Не должно быть соединено в одну группу нескольких групп»8.

В ноябре - декабре работа над программой и её обсуждение были продолжены. 25 ноября 1918 года вопрос «О преподавании музыки (пения) в единой трудовой школе» рассмотрела Коллегия Народного комиссариата просвещения РСФСР. Заслушав сообщение Брюсовой и рассмотрев представленную программу, Коллегия под председательством заместителя наркома М. Н. Покровского постановила: «Принципиально принять первый тезис постановления в следующей редакции: „Музыка (пение) входит в программу единой трудовой школы как необходимый элемент общего образования детей на равных началах со всеми другими предметами"»9.

Высказав принципиальную позицию о месте музыки в школьном образовании, Коллегия Наркомпроса поручила Музыкальному отделу решить все другие организационные, методические и иные вопросы совместно с соответствующими подразделениями Наркомпроса. Через неделю после этого заседания программа по музыке была рассмотрена в Отделе единой трудовой школы, затем в Научно-программной коллегии, а в конце декабря - на Коллегии Отдела реформы школы.

В этот период в Отделе реформы школы утвердилось мнение, что в новой школе обучение должно строиться не по предметам, а на основе трудовых заданий, вокруг которых должна концентрироваться вся образовательная работа. На основе такого подхода были подготовлены и изданы для школ первой ступени три выпуска «Материалов по образовательной работе в трудовой школе». Исходя из этой позиции на отказ от предметного преподавания, Коллегия Отдела реформы школы провела обсуждение и программы по музыке.

Точка зрения указанного Отдела, изложенная в выступлении одного из его работников, заключалась в следующем: «Музыка - один из элементов школьного быта, который нужно организовать. Для этого в школе должно быть постоянное лицо, могущее поддерживать у детей естественное стремление к музыке. „Часы" по „пению" убьют в корне у детей то внутреннее отношение к музыке, которое особенно ценно для нас. А потому необходимо школьному работнику дать кое-что по музыке, чтобы помочь ему поддержать в детях интерес и стремление к ней. Это трудно, но лучше пусть музыки со-

всем не будет в школе, чем компрометировать её двухчасовым „уроком" раз в неделю»10.

От Музыкального отдела на заседании выступила Н.Я. Брюсова. «.Хорошо было бы не разъединять „предметно" школьного материала, - отметила она, - но для этого необходимо, чтобы руководитель школы был музыкантом, чего нет в действительности, а потому придётся приглашать особых людей со стороны, назначать для музыки особое время. Отсюда нужны и „часы". Передача дела музыкального воспитания недостаточно образованным школьным работникам убьёт всякую музыку в школе»11.

В принятом постановлении Коллегия Отдела реформы школы, признав, что в школе необходим специальный педагог-музыкант, в то же время предложила Музыкальному отделу переработать программу помузыке «соответственно взглядам Отдела реформы школы» и изложить её в виде материалов по организации музыкального быта в школе. Выполняя это решение, Н.Я. Брюсова вынуждена была убрать из программы абзац о «часах», упоминания о «предмете» и «уроках». Но она оставила почти в неизменённом виде весь остальной текст программы, сохранив её ведущие идеи.

В конце января 1919 года, выступая на общем собрании музыкальных деятелей Москвы, Брюсова сообщила, что программа по музыке для общеобразовательной школы «принята Государственной комиссией по просвещению и будет проводиться в жизнь»12. В этом же году литературно-издательский отдел Наркомпроса опубликовал эту программу под названием «Музыка (пение) в единой трудовой школе» в очередном выпуске сборника «Материалы по образовательной работе в трудовой школе» [5], а Музыкальный отдел напечатал её в виде методической листовки13.

Так завершилась работа группы московских музыкантов-педагогов по созданию одной из первых программ по музыке для советской общеобразовательной школы. Этот документ в последующие десятилетия неоднократно публиковался (в сокращённом или полном виде) в разного рода учебных изданиях14. Первоначальный же вариант программы никогда ранее не печатался. Ниже впервые приводится текст этого варианта программы, хранящийся в фондах Государственного архива РФ.

ПЕНИЕ (МУЗЫКА)

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель преподавания музыки в общеобразовательной школе - затронуть и раскрыть в учащихся ту сторону их духовного существа, которой одна музыка может глубоко коснуться, - их непосредственного чисто музыкального ощущения жизни. Хоровое пение должно гармонировать со всей трудовой жизнью школы.

Методом работы должно быть собственное исполнение музыки учащимися, главным образом пение в хоре, и слушание музыки.

В результате всего обучения школа должна дать учащимся умение сознательно слушать и понимать музыку и умение самим участвовать в совместном хоровом исполнении музыки.

Во всех работах по музыке на первом месте должно быть поставлено знакомство с подлинными художественными народными напевами, близкими музыкальному чувству учащихся, говорящими на родном им музыкальном языке.

Программа

занятий пением в общеобразовательной школе

I ступень

Программа 1-го года

Дети слушают и поют по слуху простые и соответственные детскому разумению одноголосные народные песни, прибаутки, песни с повествовательным содержанием, сначала без сопровождения, потом с простым сопровождением. Слушают и поют также простые и художественные песенки для детей.

Программа 2-го года

Дети слушают и поют по слуху одноголосные народные песни без сопровождения и с сопровождением. Слушают и поют песни для детей. Учатся определять на слух относительную длительность звуков и переходы голоса (интервалы) в знакомой песне. Во 2-й год возможно первоначальное знакомство с музыкальной грамотой (нотные знаки).

Программа 3-го года

Дети слушают и поют одноголосные народные песни без сопровождения и с сопровождением, слушают и поют песни для детей. Учатся

определять на слух относительную длительность звуков и переходы голоса в знакомой песне. Получают первоначальное знакомство с музыкальным письмом, пением по нотам и самостоятельной записью простейшей знакомой песни.

Программа 4-го года

Дети слушают и поют одноголосные народные песни без сопровождения и с сопровождением, слушают и поют песни для детей. Поют двухголосные песни. Учатся определять на слух относительную длительность звуков и переходы голоса в знакомой песне, петь и определять на слух все простые интервалы, петь по нотам и записывать простейшую знакомую песню.

Программа 5-го года

Дети слушают и поют одноголосные и двухголосные народные песни без сопровождения, одноголосные и двухголосные песни для детей. Где это по местным условиям возможно, слушают отрывки из опер-сказок и простейшие, понятные детям инструментальные произведения из русской и западной литературы. Учатся определять на слух относительную длительность звуков и переходы голоса в знакомой песне, петь и определять на слух все простые интервалы, петь по нотам и записывать простейшую знакомую песню.

II ступень

Задачей преподавателя музыки на старшей ступени единой трудовой школы должно быть знакомство учащихся с народным музыкальным творчеством и с культурной музыкальной литературой, обучение их музыкальной грамоте, уменью сознательно участвовать в совместном хоровом исполнении музыки.

План занятий для II ступени

Слушание и пение одноголосных и хоровых народных песен без сопровождения и с сопровождением и лучших примеров хоровой литературы, главным образом родной, близкой по складу музыкальной речи, музыкальному чувству учащихся. Слушание лучших примеров вокальной и инструментальной литературы, сначала только русской, потом также и западной. Слушание опер без сценического действия. В старших классах знакомство с музыкальной литературой в историческом освещении и с историей разви-

тия музыки русской народной (песенной и обиходной) и общеевропейской. При знакомстве с историей музыки необходимо установление связей между общим развитием исторической жизни народов и развитием музыкального искусства и различных его стилей и школ. Для этого проигрываются: 1) целые оперы или отрывки из них и 2) симфонии, увертюры, квартеты и т.п. в переложениях для фортепиано в 2 и 4 руки (а, если возможно, то и в переложениях для ф[ор-те]пианных и струнных ансамблей).

Развитие музыкальной сознательности -определение на слух относительной длительности звуков и переходов голосов в простом знакомом музыкальном произведении, уменье спеть по нотам и записать простую одноголосную песню.

Учащимся даётся простое понятие о музыкальном произведении со стороны гармонии, ритма, формы, тематического содержания и развития. Здесь, на второй ступени, возможно разделение преподавания музыки на хоровое пение, слушание музыки и развитие музыкальной сознательности, т. е. обучение музыкальной грамоте.

Но в основе всех занятий должно быть всё-таки, как и на I ступени, хоровое пение и слушание музыки. Работа по развитию музыкальной сознательности и обучению музыкальной грамоте должна вестись всегда на основе собственного исполнения и слушания живой художественной музыки; не должно быть вовсе работ только теоретических, отвлечённых от конкретного, слухового ощущения живой музыкальной речи.

Слушание музыки - метод музыкального обучения новый, если и применявшийся в школе раньше, то лишь по личному почину отдельных преподавателей. Между тем, целесообразность его очевидна. Детям рассказывают сказки раньше, чем учат их грамоте. Чтобы полюбить музыку и ознакомиться с её языком, дети должны прежде всего её услышать. Слушая песни и полюбив их, дети невольно захотят подпевать учителю сами и постепенно научатся петь.

Слушанию музыки должно быть отведено место на всех ступенях обучения музыке в общеобразовательной школе. Как далеко сможет пойти такое ознакомление детей с музыкой будет зависеть от степени уменья руководителя и от условий, при каких будут проходить занятия (наличность инструмента, нот и пр.).

Некоторые учителя, разумеется, не пойдут дальше пения детям песен или проигрывания их на каком-либо инструменте. Если же условия (например, в больших центрах) и уменье учителя позволят, учитель (а в некоторых случаях, возможно, и приглашённые им лица) может к концу школьного обучения ознакомить учащихся с лучшими образцами народного и культурно-музыкального творчества, как русского, так и западного. Но как бы далеко ни удалось довести при благоприятных условиях эту важную отрасль музыкальных занятий, слушание музыки должно происходить в обычной школьной обстановке, под руководством преподавателя музыки с его разъяснениями и беседой, в которой принимают активное участие все учащиеся, и ни в какой мере не носить характера концерта.

Наряду с хоровым пением возможно и желательно образование в школах ученических оркестров. Особенно желательны оркестры в тот период, когда дети спадают с голоса и пение становится для них затруднительным, а в большом количестве даже вредным.

Среди обучающихся в школе детей могут встретиться дети, обладающие выдающимися музыкальными способностями. На таких детей должно быть обращено особое внимание, и школа должна дать им возможность развивать природные данные как редкий счастливый дар природы. Для этих детей музыка уже не должна быть одним из предметов, только способствующих общему развитию человека, а занятием, на которое уделяются лучшие силы и значительное количество времени15.

Текст программы свидетельствует, что преподавание музыки в единой трудовой школе предлагалось осуществлять в опоре на следующие идеи и установки. Музыка рассматривалась как значимый фактор духовного развития детей. Цель её преподавания виделась в воспитании музыкально грамотных школьников, умеющих исполнять, слушать и понимать музыку. Утверждалась необходимость непрерывного преподавания музыкального искусства с первого до последнего класса школы. Отмечалось, что школьные музыкальные занятия должны включать в себя певческую деятельность, слушание музыкальных произведений, ознакомление с музыкальной грамотой, формирование навыков пения по нотам.

Особо подчеркивалась важность ознакомления школьников в течение всех лет их обучения с народным музыкальным искусством. Указывалось на приоритетную роль хорового пения в школьном музыкальном обучении, значимость собственной исполнительской деятельности детей как наиболее эффективного средства их введения в мир музыки. Отчётливо обозначались основные линии музыкальной работы с детьми: от пения по слуху к пению по нотам, от пения одноголосного к многоголосному пению, от слушания небольших сочинений к восприятию крупных музыкальных форм и жанров. Указывалось на необходимость

уделять особое внимание музыкально одарённым детям.

В изложенном корпусе идей получили отражение теоретико-методические положения, выработанные отечественной музыкальной педагогикой XIX века, и поиск ряда музыкантов-педагогов (Б. В. Асафьева, Н. Я. Брюсовой, Б.Л. Яворского) предоктябрьского двадцатилетия. Все эти идеи, как нам представляется, существенно значимы для общего музыкального образования начала XXI столетия и могут составить концептуальную основу учебной программы по музыке современной общеобразовательной школы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В статье использованы материалы, ранее опубликованные в кн.: Адищев В. И. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1917-1920 гг.): учеб. пособие / Перм. гос. пед. ин-т. Пермь, 1991. С. 17-24.

2 Создан по инициативе А. В. Луначарского в первой половине 1918 г. Работал на общественных началах. Одним из направлений деятельности являлось школьное музыкальное образование. См.: Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября / авт.-сост. С. Р. Степанова. М.: Сов. композитор, 1972. С. 14-15, 263-276.

3 Протоколы заседания комиссии по преподаванию музыки в общеобразовательной школе // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. А-2306. Оп. 25. Д. 30. Л. 1-2.

4 Там же. Л. 6-6 об.

5 Там же. Л. 2.

6 Протоколы заседания Коллегии секции [подотдела] общего музыкального образования // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 25. Д. 21. Л. 8.

7 Там же. Л. 9-9 об.

8 Протоколы заседаний Отдела реформы школы Наркомпроса // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 6. Д. 4. Л. 161.

9 Протоколы заседания Коллегии Наркомпроса // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 40. Л. 342.

10 Протоколы заседаний Отдела реформы школы Наркомпроса // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 6. Д. 4. Л. 155.

11 Там же. Л. 154-155.

12 Отдел документов и личных архивов Российского национального музея музыки (РНММ). Ф. 161. Д. 229. Л. 1 об.

13 Один из экземпляров этой листовки хранится в РНММ (Ф. 12. Д. 400. Л. 49-50 об.).

14 См.: Революция - искусство - дети: материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе: книга для учителя. 2 - е изд., дораб. М., 1987. С. 122-125; Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: учеб. пособие / сост. О. А. Апраксина. М., 1987. С. 10-13.

15 Пение (музыка) в общеобразовательной школе // ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 65. Л. 11-12 об. Машинописная копия. Внизу текста рукописная помета: «С подлинным верно. Секретарь Е. Лебедева». Программа составлена для 9-летней единой трудовой школы, состоявшей в первые послеоктябрьские годы из двух ступеней: I ступень - 5 лет обучения, II ступень - 4 года обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.; Л.: Из-во АПН РСФСР, 1948. 148 с.

2. Брюсова Н. Я. За искусство // Новая школа. 1918. №4. С. 193-196.

3. Концептуальные основания новой образовательной программы по музыке для начальной школы (в свете проекта «Музыка для всех») // Художественное образование и наука. 2016. №1 (6). С. 27-33.

4. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Министерством просвещения РФ 24.12.2018 г.). М., 2018. 11 с.

5. Музыка (пение) в единой трудовой школе // Материалы по образовательной работе в трудовой школе. Эстетическое развитие в школе. М., 1919. Вып. 4. С. 1-4.

6. Музыка в школе: материалы по общему музыкальному образования в школе / под ред. музыкальной секции [Отдела] единой трудовой школы. М.: Гос. изд-во, 1921. 53 с.

7. Музыкальное образование: учеб. пособие / Л. В. Школяр, Л.Л. Алексеева и др. М.: Русское слово -учебник, 2014. 528 с.

8. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: учеб. пособие / сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. 272 с.

Vladimir I. Adishchev

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor of the Chair of Culturology, Musicology and Music Pedagogy, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia. E-mail: nsimo2010@yandex.ru

«SCHOOLS SHOULD GIVE STUDENTS THE ABILITY TO CONSCIOUSLY LISTEN TO AND UNDERSTAND MUSIC...» (the history of developing a music program for a comprehensive labour school)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The process of developing one of the first music programs for a comprehensive labour school is revealed. It is shown that the beginning of the work of a group of prominent music teachers on that program dates back to the middle of 1918 and is connected with the activities of the Moscow Music Council. In the second half of 1918 the work on the program was continued in a number of departments of the People's Commissariat of Education of the RSFSR, first of all in the subdivision of the general music education of the Music Department under the authority of N. Y. Bryusova. At the beginning of 1919 the document prepared was published and put into effect. The program helped school teachers familiarize students with Russian folk music, classical pieces of domestic and foreign composers. Also the program let students understand the language of music, develop the ability of performing and listening to music and creativity. Many of the ideas and provisions contained in the program seem relevant for the theory and practice of modern general music education.

Keywords: music program; comprehensive labour school; the People's Commissariat of Education; 1918-1919.

For citation: Adishchev V. I. «Shkola dolzhna dat'uchashchimsya umenie soznatel'no slushat'i ponimat'muzyku...» (K istorii sozdaniya programmy po muzyke dlya edinoy trudovoy shkoly) [«Schools should give students the ability to consciously listen to and understand music.» (The history of developing a music program for a comprehensive labour school)]. Muzyka v sisteme kul'tury: Nauchnyj vestnik Ural'skoj konservatorii [Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory]. 2019. No. 18, pp. 133-141. (in Russ.).

REFERENCES

1. Apraksina O. A. Muzykal'noe vospitanie v russkoy obshcheobrazovatel'noy shkole [Musical education in Russian general education school]. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1948. 148 p.

2. Bryusova N. Ya. Za iskusstvo [For art]. Novayashkola [New school]. 1918. No. 4, pp. 193-196.

3. Kontseptual'nye osnovaniya novoy obrazovatel'noy programmy po muzyke dlya nachal'noy shkoly (v svete proekta «Muzyka dlya vsekh») [Conceptual grounds for new music education program for elementary school (in the light of the project «Music for everyone»)]. Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka [Art education and science]. 2016. No. 1 (6), pp. 27-33.

4. Kontseptsiya prepodavaniya predmetnoy oblasti «Iskusstvo» v obrazovatel'nykh organizatsiyakh Rossiyskoy Federatsii, realizuyushchikh osnovnye obshcheobrazovatel'nyeprogrammy (utv. Ministerstvom prosveshcheniya RF24.12.2018g.) [Conception of teaching subject area Art in educational organization of Russian Federation, realizing main general education programs (approved by Ministry of education of RF 24.12.2018)]. Moscow, 2018. 11 p.

5. Muzyka (penie) v edinoy trudovoy shkole [Esteticheskoerazvitie v shkole Music (singing) in united labor school]. Materialy po obrazovatel'noy rabote v trudovoy shkole. Esteticheskoe razvitie v shkole [Materials about educational work in labor school. Aesthetical development in school]. Moscow, 1919. Iss. 4, pp. 1-4.

6. Muzyka v shkole: materialy po obshchemu muzykal'nomu obrazovaniya v shkole / pod red. muzykal'noy sektsii [Otdela] edinoy trudovoy shkoly [Music in school: materials about musical education in school. Under editing of musical section of united labor school]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1921. 53 p.

7. Scholar L. V., Alekseeva L. L. et al. Muzykal'noe obrazovanie: uchebnoeposobie [Musical education: tutorial]. Moscow: Russkoe slovo - uchebnik, 2014. 528 p.

8. Apraskina O. A. (comp.) Khrestomatiya po metodike muzykal'nogo vospitaniya v shkole: uchebnoe posobie [Anthology of methodology of musical education in school: tutorial]. Moscow: Prosveshchenie, 1987. 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.