Научная статья на тему 'Школа бережливого НИОКР: практика подготовки исследователей в вузе с использованием грантов эндаумент-фонда'

Школа бережливого НИОКР: практика подготовки исследователей в вузе с использованием грантов эндаумент-фонда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ-ОРГАНИЗАТОР / ВНЕДРЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ / IMPLEMENTATION OF SCIENTIFIC RESULTS / УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY READINESS LEVEL (TRL) / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / БЕРЕЖЛИВЫЙ НИОКР / RESEARCH MANAGER / MARKET DEMAND / BRIDGE R&D TO INDUSTRY / SCIENTIFIC COMPETENCES / DIGITAL TECHNOLOGY / LEAN R&D

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сартори Андрей Владимирович, Сушков Павел Владимирович, Манцевич Николай Маркович

Изложены результаты эксперимента по подготовке инженеров-исследователей, руководителей исследовательских коллективов нового поколения с использованием механизма эндаумент-фонда университета. Освещена практика внедрения в учебный процесс методологии повышения результативности и востребованности НИОКР, сжатия инновационного цикла, взаимодействия науки и промышленности на основе комплексной методологии оценки уровня готовности проектов эффективного управления НИОКР. Положительные результаты эксперимента, проведенного в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» с участием восьми молодежных научных групп на основе предоставления целевых грантов, являются основой для масштабирования и распространения полученного опыта.The article presents the result of educational experiment performed on graduate engineers leaders of new generation research teams, taking advantage of a university endowment found. Introduction to the educational process of the TPRL methodology (Technology Project Readiness Level) ensuring R&D efficiency improvement, increase in demand of results, reduction of innovation development cycle, link of university science to industry are discussed. TPRL is approved as powerful methodology based on formal scientific and technical competence ranking, project readiness level definition, as well as effective R&D project management. The positive results of the experiment conducted in NITU MISIS on eight youth research teams on the basis of targeted grants are worthy of introduction in wider scale in engineering education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сартори Андрей Владимирович, Сушков Павел Владимирович, Манцевич Николай Маркович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа бережливого НИОКР: практика подготовки исследователей в вузе с использованием грантов эндаумент-фонда»

ПРИТЯЖЕНИЕ ИННОВАЦИЙ

ПЕДАГОГИКА

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.07.P.02 УДК 378

А. В. Сартори, П. В. Сушков, Н. М. Манцевич,

Акционерное общество «Наука и инновации» Госкорпорации «Росатом»

Школа бережливого НИОКР: практика подготовки исследователей в вузе с использованием грантов эндаумент-фонда

Госкорпорация «Росатом»

Динамика экономического развития во многом определяется скоростью внедрения достижений науки и техники в производство.

Задаче повышения темпов реализации научно-технических достижений вузов с середины прошлого века придается приоритетное значение. Однако практическое осуществление результатов исследований высших учебных заведений далеко не всегда идет в ногу со временем. Дело в том, что его скорость напрямую зависит от организации процесса выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и в значительной степени - от компетенции руководителя работ и команды проекта в целом. В свете это-

го инженер-исследователь во все большей степени становится инженером-организатором. Он должен выполнять функции организатора инновационного проекта, отвечая за работу коллектива, выбор направления работ, обеспечение и эффективное использование ресурсов и компетенций, политику охраны интеллектуальной собственности, соответствие нормативам, востребованность результатов работ рынком.

Современный подход к управлению научными/инновационными проектами нацелен на детальное планирование и контроль выполнения этих проектов по технологическим вехам на основе унифицированных критериев готовности

технологии. Применение такого подхода позволяет повысить вероятность доведения научных результатов до стадии их коммерциализации, сократить время разработки и повысить эффективность использования ресурсов. Следуя этому подходу, авторы статьи считают целесообразным ввести понятие «бережливый НИОКР», подразумевающее комплекс процессов, в который кроме эффективного выполнения НИОКР (планирование, контроль, сокращение сроков и затрат ресурсов, получение результата с использованием формализованных критериев уровней готовности), также входит получение востребованного промышленностью результата, обеспечивающего его последующее внедрение и коммерциализацию.

Требование создания системы внедрения НИОКР в промышленности не ново. Однако сейчас становится ясно, что начинать эту работу нужно с введения в процесс обучения формирования компетенции нового типа - компетенции исследователя-организатора, приверженца бережливого НИОКР [3]. По сути, это предприниматель в научной сфере, способный так организовать постановку и выполнение НИОКР, чтобы в результате получить востребованный промышленностью результат и обеспечить последующую коммерциализацию нового продукта.

Наиболее подходящим временем обучения и начала формирования компетенций исследователя тако-

© Сартори А. В., Сушков П. В., Манцевич Н. М., 2018

АНДРЕИ

ВЛАДИМИРОВИЧ САРТОРИ

кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель проекта АО «Наука и инновации». Сфера научных интересов: методика и практика разработки и внедрения результатов научных исследований в промышленность, междисциплинарная методология оценки уровня готовности и динамики развития научно-технических проектов, бережливый НИОКР. Автор 25 опубликованных научных работ

ПАВЕЛ

ВЛАДИМИРОВИЧ СУШКОВ

руководитель проекта АО «Наука и инновации». Сфера научных интересов: методика и практика развития корпоративного технологического предпринимательства, инновационного развития, методология оценки регулирующего воздействия программ и проектов экономического и инновационного развития

МАНЦЕВИЧ НИКОЛАИ МАРКОВИЧ

доктор технических наук, доцент, начальник управления инновационной деятельности АО «Наука и инновации». Сфера научных интересов: разработка и реализация процессов создания инноваций, коммерциализация результатов научных исследований, технологии управления проектами, методология определения и ранжирования научно-технических компетенций, современные подходы подготовки специалистов-исследователей в вузе, включая подготовку кадров высшей квалификации. Автор 35 опубликованных научных работ

Изложены результаты эксперимента по подготовке инженеров-исследователей, руководителей исследовательских коллективов нового поколения с использованием механизма эндаумент-фонда университета. Освещена практика внедрения в учебный процесс методологии повышения результативности и востребованности НИОКР, сжатия инновационного цикла, взаимодействия науки и промышленности на основе комплексной методологии оценки уровня готовности проектов эффективного управления НИОКР. Положительные результаты эксперимента, проведенного в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» с участием восьми молодежных научных групп на основе предоставления целевых грантов, являются основой для масштабирования и распространения полученного опыта.

Ключевые слова: инженерное образование, исследователь-организатор, коммерциализация результатов, внедрение в промышленность, уровень готовности технологии, научно-технические компетенции, цифровизация экономики, бережливый НИОКР.

The article presents the result of educational experiment performed on graduate engineers - leaders of new generation research teams, taking advantage of a university endowment found. Introduction to the educational process of the TPRL methodology (Technology Project Readiness Level) ensuring R&D efficiency improvement, increase in demand of results, reduction of innovation development cycle, link of university science to industry are discussed. TPRL is approved as powerful methodology based on formal scientific and technical competence ranking, project readiness level definition, as well as effective R&D project management. The positive results of the experiment conducted in NITU MISIS on eight youth research teams on the basis of targeted grants are worthy of introduction in wider scale in engineering education.

Key words: engineering education, research manager, implementation of scientific results, market demand, bridge R&D to industry, technology readiness level (TRL), scientific competences, digital technology, lean R&D.

го типа является период обучения в высшем учебном заведении (включая аспирантуру), когда студенты начинают участвовать в конкретных научных исследованиях, являющихся либо обязательной частью образовательных программ, либо практической научной работой в качестве сотрудника кафедры. Здесь нет принципиальной методической разницы в подходе к практической подготовке разработчиков - исследователей или конструкторов. Существенным является наличие конкретной задачи, поставленной индустриальным партнером вузовских ученых, заинтересованным в получении реальных результатов научной или конструкторской разработки и ее последующей коммерциализации.

Несмотря на кажущуюся простоту и понятность цепочки «научные исследования - инновационный проект - использование результатов в промышленности -рыночная коммерциализация нового продукта», ее полноценная

реализация является сложной многофакторной задачей, решение которой рассматривается как важнейшая государственная цель [5].

Реалии практической подготовки специалистов в вузах в существенной степени связаны с наличием как конкретных научных и инженерных задач, поставленных промышленным заказчиком (индустриальным партнером), так и их оптимального ресурсного обеспечения (в том числе финансового) на всех этапах технологической разработки. Сложившаяся практика заключается в том, что промышленный заказчик, как правило, не предполагает участия в финансировании начальных этапов технологической разработки до момента достижения определенного уровня готовности разработки - создания демонстратора, изготовление которого существенно снижает дальнейшие технологические риски неполучения запланированных результатов научной разработки и инновационного проекта.

Одной из общепризнанных положительных практик реализации финансирования начальной фазы технологической разработки являются научные гранты. Применительно к вузу развивающимся финансовым механизмом - источником научных/технологических грантов - могут быть фонды целевого капитала: эндаумент-фонды, сформированные индустриальными партнерами вуза и меценатами, которыми часто выступают выпускники вузов.

Важным компонентом мышления исследователя является широко используемая в мировой практике управления научными исследованиями, переходящими в инновационные проекты, методология оценки уровней технологической готовности разработки. С ее помощью возможно не только практическое управление процессом технологической разработки, но и, по мнению авторов статьи, также эффективная визуализация дорожных карт (календарных планов работ) проектов

в цифровой (количественной) форме с многофакторной оптимизацией критического пути, охватывающей не только ресурсно-временную оптимизацию, но и содержательную - по технологическим результатам отдельных этапов и проекта в целом. Обучение такому подходу следует закладывать в образовательные программы для исследователя-организатора (Principal Investigator, или PI) уже на этапе получения образования в вузе.

Методология уровней технологической готовности (Technology Readiness Level, TRL) введена и широко используется для оценки в мировой практике высокотехнологичных компаний [7, 8, 9, 11, 12] и продолжает активно совершенствоваться. Некоторые ведомства западных стран выпустили собственные версии методик (например, министерство энергетики и министерство обороны США, Европейская ассоциация научно-исследовательских организаций), хотя в них есть много общего с системной точки зрения. В России на эту тему также выпущены ГОСТы (ГОСТ Р 568622016, ГОСТ Р 57194.1-2016), методология Минобрнауки, отраслевые нормативные документы (Росатом).

Данная методология, модифицированная и дополненная для сбалансированного управления развитием проектов в целом (Technology Project Readiness Level, TPRL) [3], адаптирована нами для руководителей проектных команд для внедрения принципа бережливого НИОКР в вузе, в том числе максимального использования ключевых компетенций проектных команд, снижения рисков как в технологической области, так и в области инженерии, организации работ, сопутствующих нетехнологических рисков, востребованности результатов рынком.

На практике подготовка в вузах компетентных инженеров-организаторов сталкивается с большими сложностями. Если на теоретическом уровне в части обучения студентов проблематике классического проектного управления пробле-

ма стоит не так серьезно, то когда речь заходит о специфике, свойственной реальным инновационным проектам, то в образовательном процессе обнаруживаются явные пробелы. Типичным явлением за последние десятилетия стало отсутствие востребованных промышленностью научных и инженерных работ, выполняемых вузами. Соответственно, в высших учебных заведениях нет объективных условий для адаптации учебного процесса к инновационной деятельности.

Вместе с тем очевидно, что отсутствие новой компетенции (или даже новой профессии) в области организации НИОКР оказывается серьезным сдерживающим фактором для расширения спроса на исследования со стороны индустрии. В этих условиях проблемы невостребованности научного результата, полученного в рамках целевого финансирования, будут только нарастать.

Мировой опыт развития методологии и практики управления научными исследованиями свидетельствует о том, что такая новая профессия существует. Более того, не первое десятилетие в США и Европе действуют профессиональные ассоциации и союзы, которые продвигают лучшие практики по развитию профессиональных компетенций PI.

«Еще в 1960-е годы в США и Британии были созданы ассоциации менеджеров исследовательских организаций - Research Managers and Administrators (RM&As): SRA (Society of Research Administrators); NCURA (National Council of University Research Administrators) и ARAM (Association of Research Managers and Administrators). В Европе сейчас действуют European Association of Research Managers and Administrators (EARMA) и European Industrial Research Management Association (EIRMA)» [1]. В рамках таких профессиональных объединений реализуются программы подготовки и профессиональной сертификации PI [10].

Осознание необходимости формирования когорты лидеров научных разработок нового типа в России пришло в начале 2000-х годов. Одним из самых крупных проектов в этой сфере стало создание университета «Сколтех». Также ряд других университетов предпринимали попытки внедрения в образовательный процесс элементов эффективного менеджмента в науке.

Положительным примером подобного подхода в отечественной практике является Межвузовская программа подготовки кадров для новой экономики Москвы, инициированная в 2011 году как совместный проект Московского физико-технического института и еШпо (электронное образование для на-ноиндустрии, подразделение Рос-нано).

Сегодня Межвузовская программа представляет собой сетевой образовательный проект, основанный на сотрудничестве между инновационно ориентированными высокотехнологичными компаниями и ведущими университетами для подготовки инженеров, востребованных инновационной экономикой страны. Базовым принципом программы является обучение через глубокое погружение студентов в реальный проект, который выдвигает компания-партнер. Студенты работают в нем в течение двух лет обучения в магистратуре, совмещая работу с учебой по индивидуальному плану, сформированному в соответствии со спецификой проекта. Дополнительно к основной магистерской программе университета студенты программы изучают курс дисциплин по технологическому предпринимательству и инновационному развитию бизнеса, по прохождении которого им выдается диплом о профессиональной переподготовке. Данная образовательная модель была успешно апробирована в 2011-2014 годах на кафедре технологического предпринимательства Московского физико-технического института, а также в течение 2014-2017 годов в формате Межву-

зовской программы. На сегодняшний день в программе участвуют четыре ведущих университета Москвы, включая Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, и около двадцати производственных компаний-партнеров [4].

Добавим, что совсем недавно в Томске стартовал образовательный проект по подготовке научных лидеров «Школа ключевых исследователей» [2].

Опыт этих образовательных проектов, безусловно, важен. Но ощутимые изменения в системе разделения труда в секторе НИОКР требуют следующего шага в подготовке новой профессии исследователя-организатора.

Возвращаясь к нашей основной теме, заметим, что цель подготовки PI в российских вузах можно сформулировать как практическое обучение методам бережливого НИОКР, то есть достижение востребованных промышленностью результатов в короткий срок. Для достижения этой цели мы опираемся на сочетание трех составляющих:

1) методику эффективного управления проектами с использованием коротких временных интервалов (Scram) для командного обсуждения результатов и выработки предложений по решению возникаюших проблем [6];

2) методологию TPRL, адаптированную под мультидисциплинар-ные задачи проекта, терминологию и применимые стандарты выполнения НИОКР, с разработанными авторами критериями достижения уровней готовности проекта;

3) эндаумент-фонд вуза как гибкий механизм, позволяющий расширить рамки учебных стандартов, отработать экспериментальные методики, применить практические достижения проектного ме-

неджмента последних лет, включая международный опыт мировых технологических лидеров и ассоциаций менеджеров исследовательских организаций.

Предлагаемый нами подход позволяет решать в вузовских научных работах задачу достижения/ прохождения начальных уровней готовности технологической разработки, реализуя возможности эн-даумент-фонда для финансирования этого высокорискового этапа исследований. При этом необходимым условием является постоянное присутствие и участие заинтересованного в результате технологической разработки индустриального партнера, в том числе в образовательном процессе подготовки PI.

Введем несколько определений, понимание которых позволит нам более детально разобраться в процессе реализации бережливого НИОКР и проиллюстрировать новые подходы.

TRL представляют собой унифицированные (гармонизированные с общепринятыми) междисциплинарные обобщенные критерии для оценки готовности результатов НИОКР (технологий, материалов, компонентов, производственных процессов и др.) к использованию их в производстве, установках, процессах для реализации целей последних, а также для снижения технологического риска, связанного с использованием данных технологий в настоящий момент.

Мы апробировали новый подход, основанный на расширенной методологии оценки TPRL, использовав оценку технологической TRL и рыночной готовности (Commercial ReadinessLevel, CRL) [3]. Подход TPRL отличается от TRL тем, что ориентируется на выполнение инновационных проектов в условиях разнообразных рисков. Исследователи-организаторы должны четко представлять эти риски, чтобы иметь возможность планировать меры по их преодолению, а также определять фактические риски проекта в данный момент.

Для этого требуется единая муль-тидисциплинарная цифровая шкала для измерения ключевых компетенций, уровня технологического риска, риска успешной организации производства конечного продукта, его вывода на рынок, в том числе с учетом прогноза уровня конкуренции, риска невозврата инвестиций, необходимых на этапе разработки продукта. Все перечисленные риски оцениваются и другими участниками инновационного процесса - потенциальными потребителями разрабатываемых инновационных продуктов, фондами, институтами развития. Однако существо, смысл, метрику измерения рисков каждая сторона понимает по-своему.

В условиях вуза большое внимание должно быть уделено воспитанию культуры работы с государственными стандартами. Так, планирование, проведение, документирование НИОКР должно проводиться в соответствии с ГОСТами и стандартами отрасли. В соответствии с этим требованием применяемая методология была адаптирована к применимым ГОСТам.

Важнейшим элементом культуры научных исследований, ориентированных на дальнейшую коммерциализацию получаемых результатов, является обязательное исследование патентного ландшафта, определяемого ГОСТ Р 15.011-96. Как правило, исследователи поверхностно относятся к этому документу, что может привести к получению в дальнейшем результата, который будет схож с ранее известным и защищенным другими учеными объектом интеллектуальной собственности.

Для единообразного определения терминов при выполнении настоящей работы были использованы следующие определения.

Макет - упрощенное воспроизведение в определенном масштабе изделия или его части, на котором исследуются отдельные характеристики изделия, а также оценивается правильность принятых техни-

Таблица 1

Уровни описания результатов проекта

Уровень Описание уровня

таь 2 (определены целевые области применения технологии и ее критические элементы) - Концепция технологии/продукта и/или ее применения сформулированы. Сформулировано техническое предложение, может быть предложено практическое использование. Аналитический обзор (в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96) показал реализуемость и отсутствие аналогичных решений. - Сформулировано предварительное техническое задание, определена архитектура (описание основных компонентов и их связей) продукта: платформа для решения, компоненты, связь и взаимодействие между ними, проведено моделирование продукта, разработан предварительный дизайн. - Проведен предварительный патентный анализ, анализ промышленных и технологических рисков

таь 3 (получен макетный образец и продемонстрированы его ключевые характеристики) - Проведены собственные исследования: изготовлен упрощенный лабораторный образец (макет), разработана методология тестирования, на физическом/ виртуальном опыте подтверждены аналитические предсказания ключевых характеристик, подтверждена концепция. - Перечень характеристик и выборка (набор характеристик и функций макетного образца для тестирования) пока не являются репрезентативными, не включают второстепенные характеристики и проверку взаимодействия с внешней системой/средой. - Разработаны предложения по стратегии защиты интеллектуальной собственности

ческих решений с целью демонстрации принципа, заложенного в основу изделия. Применяется для образца, в котором отдельные элементы могут быть не интегрированы в единое целое.

Модель - модельный образец, в котором сохраняются количественные соотношения между компонентами изделия/продукта, воспроизводящий или имити-

рующий основные свойства разрабатываемого изделия/продукта и изготовленный для подтверждения принципа его действия и основных характеристик. Испытания макета, как правило, включают в себя определение расширенного набора его характеристик, проверку основных взаимодействий между элементами макета и взаимодействий макета с остальными

элементами конечного продукта/ системы, а также совместное воздействие основных внешних условий (температура, давление, химический состав, тепломассопере-нос, механические воздействия). Отдельные компоненты модели интегрированы в единое целое.

Для результатов, представленных нами на условном примере, характерны уровни TRL от 2 до 3 (см. табл. 1).

Уровни ТЯЬ, как видно из приведенного описания, представляют собой значительные этапы проекта. В целях более детального планирования и контроля статуса готовности проектов мы ввели понятие шагов как последовательных подэтапов выполнения работ. Для примера приведем описание шагов, предложенных авторами и подтверждающих последовательное продвижение проекта в пределах от TRL 2 до TRL 3 (табл. 2).

Достигнутые на условном примере уровни рыночной готовности CRL 1-3 охарактеризованы соответственно следующим образом:

1) определено наличие потребности рынка по литературным источникам: тренды, обзоры, конференции, динамика патентования;

2) определены и оценены целевые потребительские сегменты;

3) проведены конкурентный анализ, анализ поставщиков, уточнены характеристики продукта, способы монетизации.

С целью апробации подходов к подготовке исследователей новой генерации - приверженцев бережливого НИОКР, способных не только увеличивать объем знаний, но и создавать полезные продукты, - госкорпорация «Росатом» и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» разработали и реализуют инициативную программу научных грантов в рамках научно-образовательного сотрудничества на основе участия целевого капитала (эндаумент-фонда) Националь-

Таблица 2

Описание шагов по шкале TRL 2

Шаги в TRL Описание шага в TRL 2

1 Сформулированы предполагаемые критические преимущества продукта для потребителя и наиболее перспективные области его применения

2 Проведен обзор научно-технической информации по расширенному перечню источников научно-технической информации. Результат подтверждает сформулированные ключевые преимущества

3 Сформулировано техническое предложение, предложены варианты предполагаемого практического использования

4 Сформулировано предварительное техническое задание на макет

5 Подготовлен отчет о патентных исследованиях

6 Подготовлен отчет о научно-исследовательской работе

7 Подготовлена презентация в формате инновационного проекта

ного исследовательского технологического университета «МИСиС».

Рассматриваемый эндаумент-фонд был создан в 2011 году. Он обладает большим опытом в реализации различных программ в поддержку образовательных и культурных инициатив в университете. Пилотная программа научных грантов обеих организаций имеет ряд особенностей и нестандартных решений.

С одной стороны, она направлена на решение конкретных научных задач. С другой - ее важным элементом является образовательная направленность на развитие компетенций исследователей-организаторов в выполнении бережливого НИОКР.

Стороны - участники грантовой программы определили ее ключевые цели:

- разработка и апробация программы развития компетенций исследователей-организаторов;

- повышение уровня внедрения результатов университетской науки в промышленность;

- повышение качества подготовки специалистов по профильным для атомной отрасли направлениям.

На первом этапе программы на основе анализа научно-технических компетенций и заделов были отобраны научные команды университета, предложившие проекты по широкому кругу материало-ведческих проблем. Одно из условий конкурса - участие в командах молодых исследователей до 35 лет (не менее 30% от численности научной группы). Молодежные команды восьми научных проектов, отобранных по результатам конкурса, стали фокусной аудиторией, вместе с которой эксперты заказчика реализовывали данный научно-образовательный проект и развивали методику обучения инструментам бережливого НИОКР на практике.

Согласно условиям программы реализация научных проектов базировалась на двух ключевых требованиях:

Проведение обсуждения текущих результатов («спринт»)

ТЯ!.

уровень

готовности

технологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прототип 7 системы

Лабораторный образец

Концепция технологий

наличие

потребности

рынка

Серийный выпуск ^ ~

продукта ^

* Вывод продукта ' на рынок

Целевая траектория

бизнес-модель

развития НИОКР

отработка замечаний заказчиков

СЯ!.

уровень рыночной технологии

Рис. 1. Соответствие уровней готовности проекта целевой траектории развития НИОКР в рамках TPRL-методологии (пилотная программа научных грантов МИСиС - Росатом)

Уровень 4

готовности

технологии

до проекта после проекта

Номер проекта

Краткое наименование проекта

Рис. 2. Достижение уровней готовности НИОКР в рамках пилотной программы МИСиС - Росатом

9

8

6

4

4

8

9

0

1) выполнение научных проектов с использованием методологии TPRL;

2) работа в формате Scram, который предполагает ежемесячное обсуждение («спринт») совместно с экспертами заказчика результатов работы, выполненной за месяц, и формирование актуализированного плана на следующий месяц. Правила проведения спринта описываются кратко:

- команда представляет, что было сделано за спринт;

- фокус на результат, а не процесс;

- неформально и открыто;

- участвует вся команда;

- приглашены все, кому может быть интересно.

Для представления результатов спринтов использовался следующий шаблон:

- решаемая проблема;

- результат;

- уровни технологической и коммерческой готовности;

- состояние разработок в мире (сравнение);

- ключевые преимущества, аналоги;

- потенциальные потребители. Работа в таком формате позволила проектным командам сформировать четкое и объективное понимание уровня готовности технологии, с которого проекты стартовали (на конкурсе были отобраны проекты с TRL 1-2), определить траекторию развития проекта с точки зрения не только снятия технологических рисков, но и рыночного ориентира, применимости разработки (рис. 1). По итогам работы в течение одного года проекты показали прирост уровня готовности технологии TRL от 1 до 2, что является хорошей динамикой развития научного/инновационного проекта (рис. 2).

Следует отметить, что наибольшую сложность для участников проектных команд представляет переключение с логики реализации научного проекта в формате традиционного академического

Подведение итогов пилотной программы научных грантов МИСиС - Росатом

подхода на формат бережливого НИОКР, предполагающий необходимость оценки научного результата с точки зрения ключевых преимуществ разработки (по сравнению с аналогами) и ее практического применения в инновационном проекте.

Проведенное цифровое ранжирование достигнутых результатов имеет важное значение для оценки компетенции вузовской команды. Традиционно определение компетенции ограничивается наукометрическими показателями. Однако есть много примеров того, когда наукометрия выглядит впечатляюще, а проект остается только на бумаге в виде отчета о его успешном завершении. Таким образом, становится очевидным дополнение рейтинга компетенций показателями успешно выполненных проектов. Численным значением такого показателя авторы предлагают принять TPRL завершенных или находящихся в разработке научных/инновационных проектов.

Формальные количественные результаты пилотного проекта МИСиС - Росатом в 2016/2017 учебном году таковы: защищена одна кандидатская диссертационная работа; выполнены три ди-

пломные работы; подготовлены 11 научных статей (из них 8 опубликованы); в рамках участия в научных конференциях представлено 15 докладов; поданы две заявки на патентование (три заявки находятся в стадии подготовки); созданы шесть ноу-хау.

Следует отметить, что одним из важных факторов, который позволяет обеспечить эффективность данной программы, является использование механизма эндау-мент-фонда университета. Гран-товая поддержка науки за счет этих средств прежде всего позволяет обеспечить долгосрочный характер программы. Так, программа научных грантов МИСиС - Росатом будет продолжена на следующем финансовом цикле (без излишних бюрократических процедур, которые необходимы при открытии новой программы взаимодействия компании и университета). Также использование механизма энда-умент-фонда позволяет серьезно снизить затраты на администрирование (по сравнению, например, с формой традиционных контрактных исследований).

По нашему мнению, механизм эндаумент-фонда в полной мере соответствует принципам, зало-

женным в концепции бережливого НИОКР, прозрачен для всех участников и гибок в организации работ.

Как нам представляется, данный методологический подход и реализованный в его рамках пилотный проект в Национальном исследовательском технологическом университете «МИ-СиС» обеспечивают решение ключевых задач формирова-

ния компетенций исследователя-организатора применительно к большинству направлений и специальностей, ориентированных на сферу производства научно-технической продукции. Представленный нами опыт применим для распространения в исследовательских университетах при подготовке специалистов и интеграции университетской науки с промышленностью.

Авторы выражают признательность за плодотворное сотрудничество и творческую атмосферу в команде пилотной программы научных грантов коллегам из Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»: проректору по науке и инновациям М. Р. Филонову, сотруднику управления науки А. И. Воронину, директору эндаумент-фонда И. В. Копытову.

ЛИТЕРАТУРА

1. Княгинин В. Н. России нужен свой «пиай». URL: https://stimuL.onLine/viewpoint/rossii-nuzhen-svoy-piay/

2. Княгинин В. Н,Липецкая М. Полигон для лидеров новой науки: URL: https://stimuL.onLine/articLes/anaLytics/poLigon-dLya-Liderov-novoy-nauki-/

3. Петров А. Н., Сартори А. В., Филимонов А. В. Комплексная оценка состояния научно-технических проектов через уровень готовности технологий // Экономика науки. 2016. Т. 2. № 4. С. 244-260.

4. Продолжается набор на кафедру МФТИ - РОСНАНО. URL: https://mipt.ru/news/prodoLzhaetsya_nabor_na_kafedru_mfti_rosnano_

5. Путин В. В.: Важнейшим конкурентным преимуществом ныне являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни // Высшее образование сегодня. 2018. № 3. С. 2-5.

6. Сазерленд Д. Scrum. Революционный метод управления проектами. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 288 с.

7 Automotive TechnoLogy and Manufacturing Readiness LeveLs. A guide to recognised stages of deveLopment. URL: http://www. automotivecounciL.co.uk/wpcontent/upLoads/2011/02/Automotive-TechnoLogy-and-Manufacturing-Readiness-LeveLs.pdf.

8. Bockenheimer C. The Airbus SHM DeveLopment Process // 2nd InternationaL Symposium on NDT in Aerospace. З. We. 4. A. 2.

9. Graettinger C. P., Caroline P. et al. Using the TechnoLogy Readiness LeveLs ScaLe to Support TechnoLogy Management in the DOD's ATD/STO Environments (A Findings and Recommendations Report Conducted for Army CECOM). URL: http://resources.sei.cmu. edu/Library/asset-view.cfm?assetID=5835.

10. Mankins J. C. TechnoLogy readiness LeveLs / Advanced Concepts Office of Space Access and TechnoLogy NASA: URL: http://www. hq.nasa.gov/office/codeq/trL/trL.pdf.

11. PrincipaL Investigators Association magazine. URL: http://principaL-investigators-association.magazinesubscriberservices.com/ mag-2718/

12. TechnoLogy Readiness Assessment (TRA) Guidance United States Department of Defense. URL: http://www.acq.osd.miL/ chieftechnoLogist/pubLications/docs/TRA2011.pdf.

13. The TRL ScaLe as a Research & Innovation PoLicy TooL (2014) / EARTO Recommendations. URL: http://www.earto.eu/fiLeadmin/ content/03_PubLications/The_TRL_ScaLe_as_a_R_I_PoLicy_TooL_-_EARTO_Recommendations_-_FinaL.pdf.

LITERATURA

1. Knyaginin V. N. Rossii nuzhen svoj «piaj». URL: https://stimuL.onLine/viewpoint/rossii-nuzhen-svoy-piay/

2. Knyaginin V. N., Lipeckaya M. PoLigon dLya Liderov novoj nauki: URL: https://stimuL.onLine/articLes/anaLytics/poLigon-dLya-Lid-erov-novoy-nauki-/

3. PetrovA. N., Sartori A. V, Filimonov A. V. KompLeksnaya ocenka sostoyaniya nauchno-tekhnicheskih proektov cherez uroven' gotov-nosti tekhnoLogij // EHkonomika nauki. 2016. T. 2. № 4. S. 244-260.

4. ProdoLzhaetsya nabor na kafedru MFTI - ROSNANO. URL: https://mipt.ru/news/prodoLzhaetsya_nabor_na_kafedru_mfti_rosnano_

5. Putin V. V.: Vazhnejshim konkurentnym preimushchestvom nyne yavLyayutsya znaniya, tekhnoLogii, kompetencii. Ehto kLyuch k nastoyashchemu proryvu, k povysheniyu kachestva zhizni // Vysshee obrazovanie segodnya. 2018. № 3. S. 2-5.

6. Sazerlend D. Scrum. RevoLyucionnyj metod upravLeniya proektami. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2016. 288 s.

7. Automotive TechnoLogy and Manufacturing Readiness LeveLs. A guide to recognised stages of deveLopment. URL: http://www.au-tomotivecounciL.co.uk/wpcontent/upLoads/2011/02/Automotive-TechnoLogy-and-Manufacturing-Readiness-LeveLs.pdf.

8. Bockenheimer C. The Airbus SHM DeveLopment Process // 2nd InternationaL Symposium on NDT in Aerospace. Z. We. 4. A. 2.

9. Graettinger C. P., Caroline P. et al. Using the TechnoLogy Readiness LeveLs ScaLe to Support TechnoLogy Management in the DOD's ATD/STO Environments (A Findings and Recommendations Report Conducted for Army CECOM). URL: http://resources.sei.cmu. edu/Library/asset-view.cfm?assetID=5835.

10. Mankins J. C. TechnoLogy readiness LeveLs / Advanced Concepts Office of Space Access and TechnoLogy NASA: URL: http://www. hq.nasa.gov/office/codeq/trL/trL.pdf.

11. PrincipaL Investigators Association magazine. URL: http://principaL-investigators-association.magazinesubscriberservices.com/ mag-2718/

12. TechnoLogy Readiness Assessment (TRA) Guidance United States Department of Defense. URL: http://www.acq.osd.miL/chieft-echnoLogist/pubLications/docs/TRA2011.pdf.

13. The TRL ScaLe as a Research & Innovation PoLicy TooL (2014) / EARTO Recommendations. URL: http://www.earto.eu/fiLeadmin/ content/03_PubLications/The_TRL_ScaLe_as_a_R_I_PoLicy_TooL_-_EARTO_Recommendations_-_FinaL.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.