УДК 654.19
Степура И.В.
Украина, г. Киев
ШИРОКОВЕЩАТЕЛЬНОЕ РАДИО В СССР И РОССИИ : КРАТКИЙ
ОЧЕРК
Аннотации. В статье освещается история широковещательного центрального (федерального) вещания на территории России. Отдельно рассматривается советский и российский (с 1991 г.) период. Большую часть советского периода на радио занимали передачи консервативных форматов, сформированные еще в довоенный период. Реформы начались с появлением радиоканала «Маяк» и программ «Радио Юность». Более быстрые реформы пошли в связи с политикой «перестройки». С 1991 г. на первый план вышли радиостанции новой России - «Радио России», «Культура» и коммерческие музыкально-развлекательные станции: «Европа плюс», «Русское радио», «Ретро» и др.
Ключевые слова: радиовещание в России, государственное радио, коммерческие станции, медиахолдинги
Stepura I. V., Kiev, Ukraine BROADCAST RADIO IN THE USSR AND RUSSIA: A BRIEF
ESSAY
Annotation. The article covers the history of central broadcasting (federal broadcasting) in Russia. The Soviet period and Russian period (since 1991) are considered separately. The transfer of conservative formats, which were formed in the pre-war period, took the most part of the Soviet period on the radio. The reforms began with the appearance of the Mayak radio channel and programs of Radio Youth.
More rapid reforms have started along with the "perestroika"policy. Since 1991, the radio stations of new Russia such as Russia Radio, Culture, and commercial music and entertainment stations: Europe Plus, Russkoe Radio, Retro, and others, have come to the forefront.
Keywords: radio broadcasting in Russia, state radio, commercial stations, media holdings
Постановка проблемы. История широковещательного центрального (федерального) вещания на территории России тема, изученная и рассмотренная во многих учебниках и исследованиях [3;6;10;11]. Тем не менее, анализировать эту проблематику надо, поскольку радио последние десятилетия стремительно ушло в тень телевидения. С другой стороны, последние годы наметилась тенденция сближение текстовой, аудио- и видеоинформации [2].
Цель работы - дать краткую характеристику центрального радиовещания в России в советский (1924-1991) и современный период
(1991—).
Основное изложение. Часть I. 27 февраля 1919г. в 10. 02 и 11. 08 по среднеевропейскому времени впервые по радио вместо сигналов азбуки Морзе прозвучало: «Алло, алло. Говорит Нижегородская радиолаборатория. Раз, два, три. Как слышно?». Далее были нерегулярные опытные передачи 1920-1922 гг. из Нижнего Новгорода. В начале 20-х годов в Москве строят радиостанцию в Сокольниках. Её создатель и руководитель - А.Л. Минц. 12 октября 1924 г. с Сокольнической радиостанции (Москва) стали передавать программу формируемую «Бюро содействия радиолюбительству МГСПС». Радиостанция получила впоследствии название «Всесоюзного радио» (ВР-1). В этом же году в октябре создано акционерное общество «Радио для всех» («Радиопередача»), число зарегистрированных радиоприёмников достигло двух десятков тысяч. 23 ноября 1924 г. был передан в эфир первый выпуск новостей - «Радиогазеты». К весне 1925 г. отечественное радиовещание стало «широким». Регулярное вещание идёт из Москвы, Ленинграда и Нижнего Новгорода, позже из Екатеринбурга. Радио в тот момент понималась как газета без бумаги - радиогазета; а микрофон как некий электрический «печатный станок». Печатные издания стали выпускать свои радиоверсии: «Комсомольская правда по радио», «Радиопионер», «Врачебно-физкультурная радиогазета», «Призывник», «Кустарь и артель» и т.д. Дальнейшим развитием форм вещания стали радиособрания, радиперкелички. Выступления лекторов, чиновников подавались в виде радиолекции. Было много музыки [10]. В этот период Советское государство создаёт «Общество друзей радио» (ОДР). Оно оказывает помощь в распространении радио, собирает средства из внебюджетных источников, привлекает к монтажу аппаратуры радиолюбителей. Развитие радиовещания подтолкнуло Агитпроп ЦК ВКП(б) («отдел агитации и пропаганды») к созданию специальной радиокосмиссии. Комиссия предполагала ввести немедленный контроль за радио. Этой работой должны были заняться Главлит и Политконтроль ГПУ. Цензура в советской России учреждена Совнаркомом (Правительством) в 1922 г. как «Главный комитет по делам печати в целях объединения всех родов цензуры, существующих в России (Главлит)». За репертуарами театров музыкальных учреждений, кино и любых других зрелищных предприятий следил «Репертком при Главлите» (с февраля 1923 г.). Все цензурные органы состояли из трёх человек -представители Главлита, Главполитпросвета, ЧК-ГПУ (органы безопасности). У последнего голос был решающий. В 1926 г. Общество «Радиопередача» ликвидировано, а с 1927 г. цензура усиливается.
25 декабря 1925 г., день премьеры первой радиопьесы «Вечер у Марии Волконской» режиссера Н.О. Волконского. Актёры выступали в пустоте студии, шумового оформления не было. После первых радиопостановок появились т. н. радиофильмы: в Ленинграде - «Степан Халтурин» (1928), «Пётр Моисеенко» (1928), «Октябрь» (1929), «Перекоп» (1930); в Москве -
«Камо» (1929), «Десять дней, которые потрясли мир» (1929), «Белморстрой» (1932) и др. В 1934 г. В. Э. Мейерхольд, используя специфические звуковые средства радио, поставил на радио «Каменного гостя» А. С. Пушкина. Д. Б. Кабалевский написал музыку к радиопоэме «Галицийская жакерия» (на стихи Б. Ясенского) и радиокомпозиции «Дон Кихот» (по М. Сервантесу). У истоков радиотеатра также стоял режиссёр Осип Абдулов. Другим видным радиорежиссёром художественного вещания стала Роза Иоффе. В её ставшей знаменитой, радиотруппе были такие выдающиеся актёры, как Мария Бабанова, Валентина Сперантова, Наталья Львова, Зинаида Бокарёва, Ростислав Плятт, Всеволод Якут, Фаина Раневская, Юрий Яковлев, Вера Васильева, Алексей Консовский, Борис Толмазов, Вячеслав Дугин, Алексей Грибов, Зиновий Гердт [8].
С радио связан первый серьёзный опыт дистанционного обучения. В 1928 г. был создан Рабоче-крестьянский университет по радио. Было там три факультета (общеобразовательный, антирелигиозный, кооперативный), а затем ввели ещё два - педагогический и сельскохозяйственный. А в 1929 г. радиоуниверситетов насчитывалось уже значительно больше - рабочий, крестьянский, коммунистический (для партийного актива), комсомольский. По радио систематически передавались и уроки иностранных языков. Первые детские радиожурналы вышли на московском радио очень рано - это были журнал «Радиопионер», вышедший в эфир 19 апреля 1925 г., и журнал «Радиооктябрёнок», вышедший 20 апреля 1925 г. В 1929 г. появились четыре детских радиожурнала: «Дружные ребята» - для сельских жителей, «Мурзилка», «Ёж» и «Искорка» - для городских. 20 июня 1932 г. прозвучал первый выпуск радиожурнала «Малыш» - для детей дошкольного возраста. А 1 октября 1934 г. Всесоюзное радио начало передавать «Утреннюю зорьку», позднее переименованную в «Пионерскую зорьку». «Зорька» - долгожитель детского вещания и выходила вплоть до 80-х годов XX в. В программы для детей приходили писатели и поэты: С.Маршак, К.Чуковский, Л.Кассиль, А.Барто, В.Бианки, А.Гайдар, В.Инбер, М.Светлов, М.Пришвин [9]. Н.Керчели пишет : «В октябре 1928 г. был создан хоровой коллектив Радио под руководством Александра Васильевича Свешникова. Вскоре он стал называться Большой хор радио (ныне Академический)... В 1930 г. был создан на радио Большой симфонический оркестр. Перед войной была создана Вокальная группа Всесоюзного радио, руководитель - Н.Райский» [4].
В конце 1929-начале 30-х годов любительские радиоузлы и радиостанции массово «отбираются» у любителей государством. Вещательная политика и организация радиоприёма на местах была теперь сплошь государственной. ОДР в СССР было полностью закрыто в апреле 1933 г. [10].
С 1932 г. «Правда» публикует материалы под общей шапкой «Последние известия». А в это время на радио паралельно идут радиорепортажи «Трансляции из жизни». Этим циклом было положено
начало новому виду передач, получивших с 1 сентября 1932 г. название «Последние известия». Эти «Известия» вытеснили всё многообразие радиогазет и стали универсальными выпусками новостей. Дикторы Ю.Б. Левитан, О.Г.Высоцкая. Другие сотрудники : В.И. Ардаматский, Ю.А. Арди-Мациевский, Е.Я. Барский, П.И. Майзлин, Г.Р. Нилов, М.Ф. Платов, П.А. Рогозинский, B.C. Синявский, Н.П. Стор, В.Г. Усманский, А.Т. Фетисов, А.М. Хамадан; В. Синявский, А. Фетисов, В. Гончаров.
1 октября 1933 г. заработала программа Всесоюзного радио (ВР-2). направленная на регионы Сибири, Дальнего Востока, Среднюю Азию. В мае 1939 г. вводятся новые позывные Всесоюзного радио - на мелодию песни И.Дунаевского «Широка страна моя родная». К 1940 г. в СССР работали 90 радиовещательных станций. Среднесуточный объем Центрального радиовещания в 1940 г. составил 64,3 часа, в том числе на основные программы приходилось 41,3 часа, на передачи для зарубежных слушателей - 23 часа. [2;10].
В годы Великой Отечественной войны выходила ежедевная программа «Письма на фронт» (с 9 июля 1941 г.). С августа начали передавать также «Письма с фронтов Отечественной войны». Всего за 1941 - 1945 гг. прошло в эфир более 8 000 радиопередач. Выходила и программа «Слушай, фронт» (23 июня 1941 - 15 октября 1941), созданная по инициативе поэта Виктора Гусева. Передача носила митингово-пропагандистский характер. Ход боевых действий освещали знаменитые сводки «Совинформбюро». Выходили программы - «Хроника советской жизни» и «Героические будни советского тыла». С 1945 г. «У карты мира».
10 марта 1945 г. снова начала вещать Вторая Программа Всесоюзного Радио (ВР-2). Время работы с 17 до 23 часов. С 1946 г. на радио массово запускаются магнитофоны - все передачи перед эфиром записываются и долго проверяются цензурой. С 1946 г. по радио ежедневно передавались 12 выпусков «Последних известий» и 3 обзора центральных газет. А с марта 1946 г. в эфире звучала передача «Новости недели» (по воскресеньям, ВР-1, 30 минут), которую транслировали все радиостанции страны. В 1950-е заработала III программа радио, по тематике она была литературно-художественной. На ее волнах в разных областях России выходили и местные передачи.
В начале 1950-х годов выходила интересная передача «Документальный радиотеатр». После войны радиодраматургия получила новый импульс в развитии. Театральные постановки на радио проходили в послевоенное время в виде рубрики «Театр у микрофона».
В 1957 г. постановлением правительства на Всесоюзном радио была создана редакция молодежного вещания для освещения Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. 18 февраля 1958 г. на волнах Всесоюзного радио появился ежемесячный радиожурнал «Дружба». 18 сентября 1959 г. вышла в свет еженедельная радиогазета «Говорит
комсомолия»; другие программы: «Приключения репортера молодежного». Громко заявили о себе «Студенческий радиотеатр» и «Энциклопедия студенческой жизни». Известны передачи детской редакции (рассмотрены выше) «Клуб знаменитых капитанов», «Взрослым о детях», «Путешествие по любимой Родине», «КОАПП». Во время перестройке были известны разговорные передачи «Ровесники» (в эфир можно было звонить), а также о молодежных проблемах («Вертикаль»)
В середине октября 1962 г. заработало «Радио Юность». Отбивкой стала музыка «Песни о тревожной молодости» Александры Пахмутовой. Радио «Юность» своего отдельного канала не имела. Выходила со своими передачами на Первой и Третьей программе (ВР-1, ВР-3) объёмом 95 часов ежемесячно. М. Кусургашев придумал легендарную передачу «Полевая почта "Юности"» (с 1967 г.), а также программу «Приглашение к путешествию». Были программы проникнутые советскими идеологическими клише : «Навстречу съезду», «Учимся коммунизму», «Знамя ударной»[5].
«С 1960-х гг. возрастает интерес к радиодраматургии как самостоятельной, созданной для микрофона литературной форме. На студиях поставлены радиопьесы: "День счастливый, мирный" (1967), "Окраина моря" (1969) и "Пять разговоров с сыном" (1971) А. Н. Мишарина, "Февральский ветер" (1966), "Путешествие по реке" (1972), "Засада" (1973) А. Л. Вейцлера, "Ждите нас утром" (1973) и "Сегодня и всегда" (1974) В. А. Сергеева и др.),» - пишет В.Микрюков в БСЭ [8] .
В 1960-е годы выходили программы цикла «Литературные чтения», где актёрами читались классические русские и советские произведения. В 60-е годы были проведены инсценировки литературных произведений -радиоспектакль Андрея Тарковского «Полный поворот кругом» по У. Фолкнеру; цикл «Герой нашего времени» по М. Лермонтову (реж. А. Баталов); радиотрагедия «Верность» по пьесе О. Бергольц; рассказ «Телеграмма» К.Паустовского, поставили роман Р. Бредбери «451 по Фаренгейту», (реж. Л. Веледницкая). Среди режиссёров радио А. Вейцлер, А. Мишарин, С. Гансовский, А. Кучаев. С.Н. Колосов поставит тогда цикл документальных спектаклей «Вызываем огонь на себя» - о подполье времен войны с фашизмом. Позднее часть этого материала будет экранизирована [1].
27 февраля 1962 г. Первая программа радио ВР-1 ввело новую передачу «Международные обозреватели за круглым столом».
15 апреля 1963 г. начались новые реформы на радио. С 7 до 12 часов ежесуточно вырос объём работы III программы. А IV программа, передававшаяся для населения Дальнего Востока и Восточной Сибири получила два дубля. Появилась 20 часовая программа для Дальнего Востока и Восточной Сибири (^-А-программа) и отдельно в таком же объеме - для населения Западной Сибири и Средней Азии (ГУ-Б-программа). Тогда же была запущена V (круглосуточная) программа Всесоюзного радио на русском языке для слушателей находящихся за рубежами СССР [3].
В 1964 г. число ежедневных выпусков «Последних известий» на советском радио приблизилось к полусотне, но подача информации оставалась консервативной. Эти причины и обусловили появление в структуре радиовещания новой программы «Маяк», созданной на основании постановления ЦК КПСС от 24 июня 1964 г. «Об улучшении информации на радио». В постановлении говорилось: «Радиопрограмма "Маяк" должна содержать оперативную информацию (не реже двух выпусков в час) о важнейших событиях экономической, политической, культурной жизни в СССР и зарубежных странах, краткие комментарии на тему дня, новости спорта, репортажи, интервью, создавать путем тщательного отбора и продуманного повторения наиболее важных новостей политически верную картину событий внутренней и международной жизни. Радиопрограмма "Маяк" должна состоять также из коротких передач симфонической и эстрадной музыки, народных, советских и зарубежных песен, номеров эстрады, коротких рассказов и композиций» [10].
Строение эфира «Маяка» было непривычным для советского радио. В основе лежал часовой отрезок вещания, включавший в себя два кратких выпуска новостей: в начале и середине каждого часа. Новости перемежались музыкой или развлекательной программой. Программа была темпово очень быстрой. «Маяк» заработал 1 августа 1964 г.
В 1965 г. стали выходить передачи, посвященные 20-летию Победы над Германией. Был подготовлен документально-художественный цикл «Подвиг народа» (60 выпусков).
С 1967 г. в стране стало развиваться трёхпрограммное проводное вещание - от простого репродуктора или классического динамика стали переходить к кабельному приёмнику с тремя программами: на первой кнопке - ВР-1 , на 2-й - «Маяк», на 3-й - местные и литературно-художественные, музыкальные, просветительские передачи. Хотя в 60-х годах существенно изменились концепции вещания на радио в Советском Союзе, однако в её работе чувствовались консервативные ноты. Радио считалось незыблемой технологией подачи информации. Гораздо свободнее на начальном этапе работы ощущали себя телевизионные журналисты. Новая форма вещания подталкивала на всевозможные творческие эфирные эксперименты. За ТВ лишь в 60-е гг. закреплялось информационно- идеологическое лидерство.
На радио выходили образовательные передачи : с 2 августа 1962 г. на ВР-1 выходила программа «В мире слов...» о русском языке. Также «Почему мы так говорим?». «Наука и техника» - получасовой радиожурнал главной редакции пропаганды. Передача рассказывала о передовых рубежах науки и техники. Готовили его журналисты отдела науки, но главными авторами и организаторами передачи были радиожурналисты А. Зеленцов и Н. Дорофеева. Пятиминутные выпуски «НТИ-69» (5 раз в неделю 11.25, ВР-1) знакомили с новинками техники, с открытиями и изобретениями. «В лабораториях ученых» - двадцатиминутная передача, выходившая в 1960-70-
е гг. Тему освоения космоса на радио разрабатывал журналист Т. Машкевич. Выходил «Космос» - получасовой радиожурнал один раз в месяц и пятнадцатиминутная передача «На космических орбитах». С 1976 г. стала выходить ещё одна ежемесячная передача для школьников «Полчаса в мире науки». (16.00, ВР-1). Программы о путешествиях: «По странам и континентам», «Путешествие по любимой Родине». Для детей работала популярнейшая передача «Радионяня» (редактор Е. Лебедева). «Радионяня, радионяня - это учёба и игра» - такой был девиз программы. Выходила в 7080-е годы. Это весёлая игра, заполненная историями, розыгрышами, случаями из жизни школьников. Вели передачу Н. Литвинов, В. Лившиц и А. Левенбук. Литературно-художественные передачи «Литературные вечера» (Ю.Гальперин.), «Театр и жизнь» (В.Комисаржевский), «Литература и искусство за рубежом» (Т. Александрова). «Радиоуниверситет музыкальной культуры», «Воскресные музыкальные вечера». С 1967-97 гг. в эфире Всесоюзного радио работал «Музыкальный глобус» (ведущие: В.Татарский, М.Ключникова, режиссер Е.Тарханова, редакторы Г.Гордеева и Э. Хачикян). Похожая «На всех широтах». Для аудиофилов выходила передача «Запишите на ваши магнитофоны» (редакторы Г.Гордеева, В.Карпеченко, Т.Коломейцева) [4].
В 70-е гг. на ВР-1 в основном продолжились традиции предыдущего времени. Выходили «Последние известия» (ВР-1), «Обзор газеты «Правды» (7.00), а в 9.00 выпуск «По страницам центральных газет». Каждый день по будням в 12.30 выходила музыкальная передача «В рабочий полдень» формировавшаяся по письмам радиослушателей. В это время наступал перерыв в советских учреждениях и на предприятиях. Международные темы поднимали «Международный дневник», «Круглый стол»; программа о ГАИ и безопасности движения называлсь «Красный! Желтый! Зеленый!». На ВР-1 выходила идеологизированная передача «Ленинский университет миллионов». Шли по-прежнему «Время, события, люди», «Летопись трудовой славы». Самые популярные передачи на радио были утренние: «С добрым утром!» (ВР-1, вс, 9.15). В студии выступали известные эстрадные артисты, певцы, писатели-сатирики. Здесь звучали новые песни, юмор. Такого же плана, но выходившая по будням, была передача «Утренняя почта "Маяка"» (ВР-2, 7.05). Вечерняя развлекательная передача «Вы нам писали» (ВР-1, 2 р. в месяц, 40 мин., 21.20) и «Вечерняя передача "Маяка"» (ВР-2, Маяк, 2 р. в неделю, 19.35) также собирала певцов, артистов, сатириков, эстрадных исполнителей. Выходила и часовая юмористическая программа «Радиотеатр улыбки и шутки» («Радио-ТУШ»). Продолжают работать «Писатели у микрофона», «Поэтическая тетрадь, «Театр у микрофона», «Радиоуниверситет музыкальной культуры», «Воскресные музыкальные вечера» (классика). Лёгкому жанру посвящались «Выдающиеся исполнители», «Мастера вокального искусства» и другие; фольклорной музыке посвящалась передача «Радиослушатели о народной песне».
Концерты по заявкам были в рамках передач «В рабочий полдень», «Труженикам села», «Субботние литературно-музыкальные концерты». В вещании было много архивных записей - спектаклей, выступлений певцов и разговорных исполнителей. Для детей выходят кроме «Радионяни», КОАПП и «Сказка за сказкой» [3].
Объявленная Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С.Горбачёвым политика перестройки, в сфере СМИ очертила курс на демократизацию жизни, гласность, реабилитацию в эфире людей и событий советской истории. Так с января 1987 г. по III программе Всесоюзного радио начала выходить утренняя передача «Юности» «Молодежный канал». Передача пошла в прямом эфире. Наряду с внутренними и зарубежными новостями, были сюжеты о спорте, погоде, интервью, обзоры газет. Именно в передачах «Юности» позвучала первая критика комсомола (ВЛКСМ) - молодёжной советской коммунистической организации. Рассказывали там и о «неформалах» - объединениях молодёжи не признаваемых официальными властями. В «Молодёжном канале» было до 25 репортажей на различные темы, много музыки. Эфир начинался относительно рано (в 6 утра). Эфир -прямой (в 1987-1991 гг. с 6.00 до 8.20). Первыми ведущими прямого эфира были: Леонид Азарх и Наталья Бехтина (по понедельникам), Борис Боровский (вторник), Леонид Сергеев (среда), Виталий Ушканов (четверг), Олег Гробовников (пятница). В эфире утреннего канала можно было услышать популярных советских исполнителей конца 80-х. Другая передача «Юности»
- «Вечерний курьер» (с октября 1987 г.) .
«Информационно-музыкальная панорама "Маяка" от шести до десяти»
- представляла собой четыре часа утреннего информационного вещания. В него входили репортажи, новости, переклички между студиями, погода, пресс-обзор. Наряду с прямыми эфирами зачитывались сообщения, пришедшие в редакцию «Маяка» ночью и утром из государств с большой разницей во времени, к примеру, из США. Потом появилась полуторачасовая дневная «Панорама "Маяка"». Новые прямоэфирные передачи, в отличие от прежних, несли личностный отпечаток радиоведущего(-их). В программах «Юности» шли передачи адресуемые молодёжи: «Дорогами мужества», «Молодая семья», «Молодежь и научно-технический прогресс», «В мире прекрасного», «Студенческая орбита» и др.[7].
В эфире «Юности» и «Маяка» прошли и первые радиомосты (СССР-США). Была передача «Радиоанкета перестройки». Вели программу Я. Смирнов и Б. Симонов. 30 мая 1987 г. вышла передача «На связи -радиостудия в Останкине». Основной её темой стали проблемы демократизации государственной и общественной жизни. Главная редакция информации стала выпускать «Парламентский дневник» (30 мин.). Проблемы поиска исторической правды привела радиожурналистов к открытию передач «Отечество: годы и судьбы», «По страницам истории». На радио выходила информационно-художественная программа «Вчера, сегодня, завтра» (о
новинках советской и зарубежной литературы и искусства), и их произведений; выходил канал «ЛИК» (литература, искусство, культура), хронометраж 5 часов [11]. 1990 г. - этапный для развития радио в СССР. Летом этого года появилась негосударственная станция «Эхо Москвы». Государственная монополия была разрушена. В следующем 1991 г. уже все государственные каналы ждала реорганизация.
12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете. - была образовано Российское ТВ и радио (РТВ). Позже сформировали «Радио России». Костяк новой редакции составили журналисты молодёжной радиостанции «Юность». Это были Леонид Азарх,Наталья Бехтина, Виталий Ушканов, Вера Соколовская, Евгения Бабич, Елена Дулова, Вера Малышева. Первым вышла в эфир, объявив «В эфире Радио России», Наталья Павловна Бехтина (на Российском ТВ это была Светлана Сорокина). «Радио России» начало вещание 10 декабря 1990 г. на первом радиоканале вместе с Первой программой ВР-1, а также на втором радиоканале вместе с «Маяком» и третьем канале вместе с Третьей программой Всесоюзного Радио. Но после сообщений во всесоюзном эфире о штурме Вильнюсского телецентра войсками, «Радио России» перемещают на «третью кнопку», а в эфире на частоту ВР-3. Там на ВР-3, она далее и вещает, деля эфир с радиостанцией «Юность» и другими передачами Всесоюзного радио. Аудиторный охват падает.
С 30 апреля 1990 г. и до января 1993 г. в Москве заработала российско-французская радиостанция «Ностальжи-Москва» на средних волнах 963 кГц (311 м). В состав учредителей (в разное время) входил и государственный телерадиохолдинг Всероссийская Государственная телерадиокомпания (ВГТРК), «Радио России». Позже вещание на частоте 100.5 FM в Москве с января 1993 по ноябрь 2000 гг. Станция была российской версией радиостанции «Nostalgie», изначально созданной 16 сентября 1983 г. во Франции. Во Франции «Nostalgie» принадлежит медиа-группе «NRJ» и довольно популярна. В эфире станции была музыка второй половины двадцатого века, много было французской эстрады. В период наивысшего расцвета радио «Ностальжи» вещало почти в ста городах России и СНГ [6;11]. Но во многих книгах первой негосударственной музыкальной радиостанцией в России называют «Европа Плюс», начавшую вещание также 30 апреля 1990 г., но на УКВ. Это был российско-французский проект Жоржа Полински и Андрея Анисенко [14].
22 августа 1990 г. (18.57) в эфире появилась в эфире радиостанция «Эхо Москвы», учредителями её выступили Моссовет, факультет журналистики МГУ, журнал «Огонёк» и трудовой коллектив. Это разговорная, общественно-политическая станция. Станция поддерживала курс на «перестройку», Российский Верховный Совет и Б.Н.Ельцина. Станция выступала против попытки госпереворота организованного рядом политиков направленных против подписания Союзного договора между республиками
СССР и за сохранение старых отношений внутри Союза. Они образовали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП, 1991) во главе с Г.И. Янаевым. Ныне радиостанция имеет филиалы в крупных городах России. Программы : «Особое мнение», «Полный Альбац» с Е. Альбац, «Ищем выход», «Выхода нет» с Н. Болтянской, «Кейс», «Грани недели» с В. Кара-Мурзой, «Всё так» с А. Венедиктовым и Н. Басовской, «Народ против...», «Своими глазами» с О. Бычковой и С. Шеварднадзе, «Большой Дозор», «Цена Победы» с В. Дымарским и Д. Захаровым, «В круге СВЕТА» со С. Сорокиной, «Дым Отечества» с В. Рыжковым и В. Дымарским, «Код доступа» с Ю. Латыниной .
В 1990 г. в столице Норвегии г. Осло создаётся русскоязычная радиостанция «Радио Рокс», вещающая через спутник на территорию Советского Союза. Первыми слушателями были жители Прибалтики (ретрансляция местными передатчиками?). В 1991 г. офис перемещается в Москву и 18 февраля того же года Радио «Рокс» начинает вещать в этом городе. Далее пошло развёртывание сети по России и СНГ. С 1992 г. вещание ведётся и в Киеве (УКВ, самостоятельная ретрансляция). С 1993 г. по СНГ уже 35 городов вещания, открылось отделения в Санкт-Петербурге. В 1993 г. началось вещание «Радио РОКС Украина» в Киеве на 104 МГц. Несколько месяцев идёт ретрансляция московского эфира, затем постепенно самостоятельный эфир. В 1994-1996 гг. вещание шло через спутник EUTELSAT-2. С 1998 г. «Радио РОКС Северо-запад» (Санкт-Петербург) становится полностью независимым от московского вещателя. Московское отделение проработает до 2001 г. [13]
Чуть позже заработало «М-радио» (также советско-французская станция), начавшее вещание 14 января 1991 г. Официальный день рождения: 28 февраля 1991 г. Формат радиостанции до 2000 г.: СНЯ.^оск (Европейское хитовое радио), рок-н-ролл, 2006-2007 гг.: музыка 1990-х и небольшое количество новинок. У станции долго была частота в Алматы (Казахстан). В 1991 г. заработала первая православная радиостанция «Радонеж». Открытая по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия П..8 февраля 1991 г. «Радио-1» (Всесоюзное радио, ВР-1) как и другие программы Всесоюзного Радио, «Маяк» например, перешло под управление созданной Всесоюзной Государственной Телевизионной и Радиовещательной Компании.
Часть II. После провала попытки госпереворота (ГКЧП) 22 августа началась круглосуточная работа «Радио России» на волнах I Общесоюзной программы и по «первой» кнопке проводного вещания. «Радио-1» уходит на «третью» кнопку проводного вещания, а «Радио Юность» получает отдельную частоту с вещанием с 06.00 до 01.00. В последующие годы разгорается соперничество за эфирный вещательный ресурс между «Радио-1» и «Юностью». В результате объём вещания по стране некогда глобальной Первой программы («Радио-1») стал снижаться, а авторитет падать. В 1990-х
гг. «Радио России» находилось в творческом соревновании с «Радио-1» и «Маяком». Журналисты «России» были выходцами из молодёжного канала -на волнах появилось много динамичных, новаторских передач. Утром на радио «Радио России» двухчасовой блок канала «Начало». Там содержались сообщения корреспондентов, музыкальные фрагменты, много шло неполитических новостей. Днём блок передач «Домашняя академия» ориентированный на домохозяек, «Детский остров» для детей. На канале появилось политическое вещание: стали приглашать чиновников и депутатов, обсуждающих социальную проблематику. Днём (в полдень) в программах авторского канала «От первого лица» обсуждались проблемы политики и экономики. На «Радио России» поздно вечером выходили молодежный развлекательный канал «4/4», передачи «Тихий парад» Романа Никитина и «НВП» Антона Понизовского, посвящённые андеграундной западной и российской музыке. Выходила подростковая программа «Шалтай-Болтай»; познавательные программы «Любопытство не порок», «Уникум, или Теория невероятности». Но такой смены форматов не принял массовый консервативный слушатель, который всю жизнь слушает репродуктор с «первой программой», изменение форматов вещания для него стало неприятной неожиданностью. Большое количество граждан России после августа 1991 г. проснулось в другой стране - так быстро меняться слушатель не мог. Вот почему «Россия» стала всё больше походить на критикуемое ими поначалу просоветское «Радио-1» (ВР-1) [13].
25 декабря 1991 г. в Москве заработала тогда российско-американская радиостанция «Радио MAXIMUM» (ООО «Максимум Радио»). Она была основана компаниями Westwood One, Harris Corporation, StoryFirst Communications и редакцией газеты «Московские Новости». В эфире рок- и поп-рок музыка. Известны передачи: конкурс 20 песен «Хит-Парада Двух Столиц» ведёт свой отсчёт с 1995 г. Ведёт Александр Нуждин. На этой станции работал легендарный дуэт ведущих Геннадий Бачинский и Сергей Стиллавин. С 2004 г. Радио MAXIMUM входит в медиа-холдинг «Русская Медиагруппа».
27 декабря 1991 г. «Радио-1» (бывшее ВР-1), «Маяк» (бывшее ВР-2) переходит под управление Российской Государственной Телевизионной и Радиовещательной Компании «Останкино» и стало называться «Радио "Останкино"» [13].
С 1992 г. начался бурный рост негосударственных музыкальных станций. С 1 марта 1992 г. запущено было «Открытое радио». В 1992 г. заработала московская музыкальная радиостанция «Радио 7 на семи холмах» (позже «Радио 7»). Формат- «золотые» хиты западной поп- и рок-музыки, а также песни из кинофильмов. На «Радио 7» была целая группа игр на везение (от передачи «Дозвонитесь седьмым» или «Друзья "Радио-7"» до познавательных «Да или нет», «Московская викторина», музыкальная «Три кита» и др.) Была игра в эфире «Фантазёры». «Серебряный Дождь» -FM
радиостанция, начавшая вещание 4 июля 1995 г. на частоте 100,1 МГц (Москва). Основу вещания составляют последние хиты, оригинальная музыка. Радиостанция основатель ежегодной награды «Серебряная калоша» присуждаемая «за сомнительные достижения в шоу-бизнесе». Со временем появилась и сеть вещания - 70 городов по России.
«Русское радио» - музыкальная радиостанция, передающая только русскоязычную музыку. В Москве вещание с 2 августа 1995 г. В 1996 г. «Русское Радио» учредило народную музыкальную премию «Золотой Граммофон». На «Русском Радио» выходили развлекательные программы: автомобильная игра «Русская формула», «Игра без слов», где по нескольким тактам нужно угадать мелодию, «Чехарда ассоциации» - игра-загадка, развлекательные музыкальные программы «Русские гвозди» и «Доброе утро, Вьетнам» Николая Фоменко, «Золотой граммофон» Валдиса Пельша и Алексея Кортнева. На станции выходили новости каждый час. «Русское радио» передавало в эфир знаменитую передачу ещё советских времён «Радионяня». Есть вещание за рубежом: Беларусь, Армения , Молдова , ОАЭ , Латвия , Литва, Киргизия, Таджикистан, Финляндия , Черногория . В 2006 г. появился телевизионный аналог «Русского Радио» - телеканал RU TV. Входит в Русскую медиагруппу. С 1995 г. в Москве запустили информационную службу «Русского радио» - «Русское радио-2» - в эфире были советские песни; с 2005 г. по 2016 «Русская служба новостей» (РСН) преимущественно новостная и публицистическая станция (музыка: рок по ночам). Главный редактор - Сергей Доренко (2008-2013). В 2011 г. станция была приобретена у Русской медиагруппы (РМГ) Национальной медиагруппой (НМГ); управлялась ею до 2017 г. (с 2016 г. станция называлась LifeЗвук) вплоть до закрытия.
С 1 сентября 1995 г. заработало «Радио Ретро» (после - «Ретро FM»). В эфире звучит советская/российская и зарубежная музыка 1970-х- 1990-х годов. В 1995 - 1997 гг. работало «Радио НСН», тесно связанное с российским информационным агентством Национальная служба новостей (НСН, англ. National News Service, NNS) (1994-2002) популярное в раннем рунете. В 1995 г. началось вещание «Радио Рекорд» из Санкт-Петербурга. С 1997 г. запустили Хит FM. Эта российская сетевая музыкальная радиостанция, начавшее вещание 30 мая 1997 г. в Москве на частоте 107,4 МГц. В пик развития сети транслировалось на более чем 600 городов. Однако, со временем, конкуренты сильно потеснили станцию и на 2011 г. : в РФ 65 точек вещания, Молдове 10, Казахстане 1, Киргизии 3 (включая Бишкек). «Наше радио» - музыкальная рок-станция (с 1998 г.), организатор фестиваля «Нашествие».
12 октября 1995 г. РГТРК «Останкино» была ликвидирована, а радиостанции «Маяк», «Юность», «Радио-1» (бывшее наследство союзного Гостелерадио) переходят в непосредственное управление Федеральной службы РФ по телевидению и радиовещанию. 4 августа 1997 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин издаёт Указ N 823 «О совершенствовании структуры
государственного радиовещания в Российской Федерации», а 14 ноября 1997 г. Правительство РФ издаёт Постановление N 1461 «О Общероссийской Государственной Радиовещательной Компании „Маяк"». На основании этих актов создаётся Общероссийская Государственная Радиовещательная компания «Маяк» в состав которой входят государственные радиокомпании «Маяк» и «Юность». В 1998 г. Общероссийская Государственная Радиокомпания «Маяк» была включена в состав Всероссийской Государственной Телерадиокомпании (ВГТРК). Итак, государственное «Радио-1» было ликвидировано, а эфирное время на третьем радиоканале было передано местным радиокомпаниям. Вскоре было создано коммерческое ЗАО «Радио-1», оно отличалось консервативными, советскими стандартами вещания. Среди слушателей было много лиц старшего поколения. В конце концов, станция закрылась (2010), хотя в Московской области возродили одноимённую локальную станцию. Больше «повезло» радиостанциям «Маяк» (бывшая ВР-2) и «Юность». «Маяк» продолжал бороться за первенство в информационном вещании (выходила знаменитая передача «Панорама Маяка» - перекличка корреспондентов и репортажи с мест), опираясь на широкую корреспондентскую сеть, традиции. Он удерживался на волне популярности [12]. До 2007 г. эфир напоминал советский и российский 90-х годов: выходили новости, политические дискуссии, подробное изложение событий дня и включения корреспондентов в «Панораме маяка»; в эфир приглашались интересные люди, звучала музыка. Были попытки создать информационно-разговорную FM-версию «Маяк 24» (2000-2005). С 2007 г. станцию переформатируют и она становится разговорно-развлекательной. А в 2008 г. открывают чисто информационную станцию «ВестиФМ» (в составе ВГТРК), которая во многом подхватила традиции «старого» «Маяка», туда же и перешли часть журналистов. «Юность» же была молодёжной редакцией, в её работе консерватизм проявлялся в меньшей степени. У станции была своя аудитория, но уже скорее не молодёжная; кроме того, появилось большое число негосударственных станций, которые были во многом «молодёжными». С 1 апреля 2008 г. на станции начинается ребрендинг. Станция переименовывается в «ЮFM» В эфире «Юности-ЮFM» были программы о музыке, кино, моде, биографиях известных людей, спорте. Отметим программу по заявкам «aLohaDance», хитпарад «Юни-Хит» (30 мест), «Тройка лучших из Юни-Хита», танцевальная «Life in Motion». Выходили новости в начале каждого часа. 7 марта 2010 г. была закрыта легендарная программа «Полевая Почта «Юности», аудитория сокращалась, и вскоре станцию фактически закрывают (эфирная трансляция прекратилась в 2014 г., Интернет вещание до 2015 г.). Но в последние годы будто бы появился план перезапуска станции - с 2018 г. ожил сайт с интернет-трансляцией.
«Радио России» - круглосуточная федеральная радиостанция общего формата. Всего готовят свыше 176 передач. Авторские программы: ток-шоу
Н. Бехтиной «От первого лица», ток-шоу И. Гмызы «Особое мнение», программа «Персона грата» В. Ушканова, «Посоветуйте, доктор!» О.Копыловой, «Диалоги о культуре» Л. Борзяк, «Виражи времени» А. Дементьева, «Пресс-клуб» М. Лянге, «Живой детектив» Т.Устиновой, «Отзвуки театра» А. Калягина, «Стадион» И. Родниной, «Аэростат» Б. Гребенщикова, «В нашу гавань заходили корабли» Э. Успенского и Э. Филиной, «Серебряные нити» А. Данилина, «Встреча с песней» В. Татарского, «Опера для публики» Л. Азарха, «Скорая кулинарная помощь» И. Лазерсона. Детские программы: «Детскотека» - передача о детской эстраде, концертах, фестивалях и музыкальных коллективах; «Звездные сказки» -сказки и волшебные истории, прочитанные известными; «О животных» с И.Затевахиным; познавательные «Уникум» и «Хочу все знать». Литературные сериалы и радиоспектакли занимают особое место в сетке вещания радиостанции. В ВГТРК вместе с «Радио России», «Маяк», «ЮFM-Юность», также «Вести FM», «Радио Культура», «Орфей». [11; 12]
«Радиостанция "Орфей"» радиоканал классической музыки, старт вещания был 1 августа 1960 г., когда заработала Четвёртая Программа Всесоюзного Радио (ВР-4, «Орфей»). ВР-4 давал в эфир классическую музыку. В 1991 г. было организовано радио «Орфей» - правопреемник ВР-4. Акционеры ФГУ «Российский государственный музыкальный телерадиоцентр», Европейский Вещательный Союз, ВГТРК.
Существуют ещё две сети контролируемые государством - это радио «Милицейская волна» : владелец и основатель : Объединённая редакция МВД России и «Радио Звезда» (ОАО «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации»). «Звезда» даёт в эфир информационно-познавательные программы, исторические аудиокниги, музыка 1970-90-x гг., регулярные выпуски новостей. Есть две крупные станции - спутники печатных изданий газеты «Комсомольская правда» и Коммерсантъ FM [14].
В группу ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» входят радиостанции: общественно-политическая «Эхо Москвы», музыкально-развлекательные «Relax FM», «Первое популярное радио», «Сити-FM».
Существовала группа станций Broadcast Media Holding Limited: «Радио 7», «Эльдорадио», «Мелодия» (с 1997 по 2007 г., канал формата Nostalgia -русские и зарубежные песни 1950-1980). С 2007 г. этими сетями владеет Европейская медиагруппа. В 2007 г. «Мелодия» закрывается и на её месте запускается «Кекс FM».
Европейская медиагруппа владеет радиостанциями: «Европа плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM» (сходная по формату с закрытой «Мелодией»), развлекательная «Кекс FM», «Новое», «Радио 7», «Эльдорадио» (Спб). «Европа Плюс» - это радио FM/УКВ диапазона, которое занимает лидирующую позицию среди радиосетей России. Страны вещания: Россия, Латвия, Украина, Молдавия, Казахстан, Беларусь и Кыргызстан. На «Европу Плюс» можно настроиться более чем в 2000 городах России.
Передачи: «ЕвроХит Т0П-40», «Бригада У» , «РадиоАктивноеШоу», «Евромикс». Легендарные ведушие: М. Набокова, К. Стриж (Волынцева), Женни Шаден (Де Августиин (Гнедаш) А.М.) — вела шоу «Двойной презент», «Ночное эротическое шоу»; также Е. Абитаева, А. Камолов, В. Арсеньев, В. Полищук. «Ретро FM» (ранее - «Радио Ретро» с 1 сентября 1995 - 28 мая 2003) - коммерческая музыкальная радиостанция, входит в ТОП 5 радиостанций России. Самая широка сеть по СНГ (60 ретрансляторов в Украине). Формат - Gold. В эфире советская/российская и зарубежная музыка 1970-х - 1990-х годов. «Дорожное радио» - международная информационно-музыкальная радиостанция. Вещает в России, Финляндии, Китае. Штаб-квартира: Петербург. Формат - шансон, хиты российской и западной музыки.
Русская медиагруппа: «Динамит FM - DFM» музыкальная танцевальная радиостанция, начала вещание с 1 июля 2000 г.; музыкальные «Монте-Карло», «Русское радио», «Хит-FM» (с 30 мая 1997 г.). «Радио Максимум».
Вещательная корпорация Профмедиа (ВКПМ) владеет и управляет станциями: «Авторадио», «Шансон», NRJ, «Юмор FM». «Авторадио» -крупнейшая радиовещательная сеть, с точками вещания более чем в 1300 городах России, а также за рубежом. Впервые вышло в эфир на частоте СВ 1152 кГц. Ведущей первого эфира была Диана Берлин. Программы: «Мурзилки Live!», «Автоликбез», «Авторадио поздравляет», «Время спорта», «Мурзилки Live! «The Best», «Дискотека 80-х», «Большое путешествие», «Автоледи», «Автофорум», «Звёзды Авторадио», Золотой человек». «Шансон»- радиостанция, вещающая с 15 августа 2000 г., также во многих странах СНГ. В телеэфире есть канал-спутник ТВ Шансон (с 2006 г.). Радио «NRJ» начало вещание в России 1 сентября 2006 г. после покупки «Проф-Медиа» лицензии на право использования марки NRJ для «Радио Энергия» (начало вещания 8 марта 2003 г.). Передачи: «Black&white», «NRJ H0T30», «Electrica», «NRJ Interactive», «NRJ News». Ведущие: Морозова, Саймон, Горностаева; Ю. Николина, Б. Кантемиров, М. Панов, А. Комолова, И. Афанасьев, Лера Симачёва, Д. Харитонов, С.Фурман. «Радио Алла» (с 2007 г.) работало на женскую аудиторию с 2011 г. «Радио Романтика»; также юмористическая «Юмор FM» .
В холдинг «Медиахолд» входят станции «Радио Дача» и «Такси FM», «Love Radio». Станции в Росси, Молдове, Казахстане, Кыргызстане.
Другие заметные станции. Business FM -деловая радиостанция в России (с 1 марта 2007 г.). «Финам FM» - музыкально-информационно-разговорная станция. «Главное радио» (Общественное российское радио) - радиостанция из Москвы. Входит в Концерн «Радио-Центр». Megapolis FM - спутниковая радиостанция электронной музыки .
Выводы. Довоенное радио вполне укладывалось в образцы европейского вещания того времени: чтение, разговорная передача, много музыки, образовательные программы, радиопостановки у микрофона. При этом значительную роль играла коммунистическая идеология. Большим был
идеологический пресс. Стилистика была публицистичной, часто патетичной и агитационной. В годы Второй мировой войны многие радиостанции и радиоредакции в эвакуации, откуда готовили программы о фронте и тыле. После войны полноценно заработала вторая программа, которая позже будет преобразована в «Маяк». В 1960-е гг. развернулось многопрограммное вещание в СССР и за её рубежами, работало иновещание на многих языках народов мира. При критикуемой идеологизации вещания, на советском радио был широкий массив литературных, познавательных, детских передач, которые побуждали слушателя к личностному развитию. Много было образовательных передач. На волнах радио было много музыки. Вещание было консервативным, особенно это касалось Первой программы («Радио-1»), но предпринимались попытки реформ - прежде всего создание «Маяка» и «Радио Юность». Во времена «перестройки» вещание стало реформироваться, оно стало свободнее от цензурных ограничений; появились первые негосударственные станции. После 1991 г. центр тяжести переносится от советского на российское национальное радио. «Радио России» находилось в творческом соревновании с «Радио-1» и «Маяком». В 1990-х гг. продолжилось развитие негосударственных музыкальных и развлекательных радиостанций (сетей); на всех станциях произошло обновление форматов. Они в настоящее время объединены в несколько крупных медиахолдингов. Массово распространилось непосредственное спутниковое и главное Интернет-вещание, которое обогатило радиовещание, привело его к конвергенции звук-текст-изображение.
Использованные источники:
1. Ахтырский А. Просветительские и образовательные программы советского радио. URL: http://www.tvmuseum.ru/catalog. asp?ob_no=21
2. Болотова Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы // Вести. Москв. ун-та. Сер. Журналистика. .№ 2. С. 6-20.
3. Глейзер М. Радио и ТВ в СССР. 1917-1986. М.: Искусство, 1989. 142 с.
4. Керчели И. Музыкальные программы Всесоюзного радио (из истории отечественного музыкального радиовещания). URL: http://www.tvmuseum.ru/catalog. asp?ob_no=5743 &page= 1
5. Киселёва Н. Радиостанция «ЮНОСТЬ». URL: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=5728&page=1
6. Лейтес Л. С. Истории становления и развития радиовещания (РВ) в России. Доклад Исторической комиссии РНТОРЭС им. А. С. Попова 5.10.2000URL:http://pulstr.ru/istorijateleradioveshhanija/istorijaradioveshhanija
7. Маковеев В. Юбилей «Маяка», или кое-что о «Зазеркалье». URL: http://www.tvmuseum.ru/catalog. asp?ob_no=10522
8. Микрюков М. П. Радиоискусство // БСЭ, в 30 т.М.: Сов. Энц., 1975. Т. 21.
9. Детское вещание. URL: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=5 723
10. Радиожурналистика / ред. проф. A.A. Шерель. М.:МГУ, 2000. 478 с.
11. Ружников В.Н. Лекции по истории отечественного радиовещания. 18952001 гг. М.: ГИТР им. М. А. Литовчина, 2002. 202 с.
12. Смирнов В. Радиовещание новой России: проблемы становления и функционирования, тенденции развития // Relga. №4 [260] 10.03.2013.
13. Сухарева В. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985-1997 гг.) // Отечественное радио в современных условиях. Сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. М. 1998. С. 36-37.
14. Сухарева В. Битва за эфир. Появление музыкально-развлекательного радио в России (1986-1991 гг.) // Телерадиоэфир: история и современность: сб. статей. М.: Элиткомстар. 2008. С. 223.