Научная статья на тему 'Широкополосная связь и экономика'

Широкополосная связь и экономика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье, подготовленной по материалам журнала ITU News, рассматриваются вопросы воздействия широкополосной связи на развитие экономики различных стран мира. В двух последующих статьях ВК приведены результаты детальных исследований экономического влияния широкополосной связи на экономику таких высокоразвитых стран, как Германия и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Широкополосная связь и экономика»

ПРАКТИКА

И ч

ва

ваа

ваа

аа

в

ТЕМА НОМЕРА

экономика

В статье рассматриваются вопросы воздействия широкополосной связи на развитие экономики различных стран мира.

В двух последующих статьях ВК приведены результаты детальных исследований влияния широкополосной связи на экономику таких высокоразвитых стран, как Германия и США.

Сегодня во всем мире делаются значительные инвестиции в развитие широкополосной связи. Только в США с 2004 по 2010 гг. телекоммуникационные компании и компании кабельного телевидения инвестировали в эту область более 97,7 млрд долл. Два других примера: в Китае с 2009 г. в развитие широкополосной связи было инвестировано 7,44 млрд долл., а малазийские операторы в эту же проблематику инвестировали 1,6 млрд долл. И подобные примеры не единичны.

В планах по восстановлению экономики ряда развитых стран внедрение широкополосной связи является одной из первоочередных задач (табл. 1). Цель столь серьезного отношения к этому вопросу - гарантировать финансирование работ по развертыванию дорогостоящих широкополосных сетей и стимулировать рост рабочих мест.

Недавно в США было проведено специальное исследование, подтверждающее реальность воздействия широкополосной связи на развитие экономики любой страны. Данные этого исследования касаются вклада широкополосной связи в ВВП, стимулирования занятости и повышения производительности труда.

Влияние на валовой внутренний продукт

Согласно результатам исследования, широкополосная связь оказывает положительное воздействие на ВВП, однако данные относительно уровня роста ВВП имеют большой разброс. В исследовании использовались наиболее доступные сведения о странах Западной Европы и Северной Америки, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD). Согласно одному из результатов иссле-

довании, вклад широкополосной связи может составлять от 0,25 до 1,38% на каждые 10% прироста объема широкополосных услуг. Существует ряд объяснений такого разброса в цифрах. Одним из них является использование различных наборов данных и спецификаций модели. Кроме того, исследователи испытывали недостаток в полезных для них переменных, что вынуждало их прибегать к агрегациям высокого уровня.

Влияние на занятость

Проведенные исследования и анализ их результатов позволяют сделать вывод, что развитие широкополосной связи положительно влияет на увеличение рабочих мест.

Действительно, построение широкополосной сети напрямую влияет на увеличение числа тех занятых специалистов, кто непосредственно связан со строительством сети. К их числу относятся связисты, строители, производители необходимого связного оборудования. Прямое создание рабочих мест способствует и непрямому их увеличению, например, в число таких работ включаются такие, которые связаны с потоками закупок и продаж между секторами по производству металлоконструкций и электрического оборудования. Наконец, расходы домовладений по поддержанию прямой и не прямой занятости, могут создавать так называемую «индуцируемую» или побочную занятость.

В табл. 2 приведены результаты четырех исследований, дающих возможность оценить влияние, которое оказывает построение сетей на занятость.

Для проведения оценок в исследованиях использовались таблицы «затрат, выпуска и межотраслевого баланса», которые рассматривались как надежное средство для предсказания

40

век| КАЧЕСТВА № 6 • 2011

5

QG

ТЕМА НОМЕРА ПРАКТИКА

GG G

Таблица 1. Антикризисные правительственные программы

Страна Программы, направленные на развитие широкополосной связи

США Программа, направленная на стимулирование развития широкополосной связи (Broadband Stimulus program), ориентирована на обеспечение широкополосными услугами территорий, ранее необслуживаемых, либо обслуживаемых в недостаточной мере. Стоимость программы - 7,2 млрд. долл.

Германия Правительство страны объявило о Стратегии содействия развитию национальной широкополосной связи (National Broadband Strategy) с тем, чтобы все население страны к концу 2010 г. имело доступ к услугам ШПС (скорость передачи - 2 Мбит/с). К 2014 г. 75% населения должно иметь доступ к широкополосному подключению. При этом скорость передачи данных должна достигнуть 50 Мбит/с, а объем инвестиций - 36 млн евро

Швеция С целью продвижения широкополосной связи правительство страны обеспечивает финансовое стимулирование деятельности муниципалитетов по построению сетей NGN в размере 2/3 от общего объема необходимых инвестиций, что составляет 864 млн евро

Португалия Правительство страны заявило о создании кредитной линии (800 млн евро) для развертывания сетей доступа следующего поколения (NGAN). Это первый этап реализации плана посткризисного восстановления экономики. Затраты на реализацию всего плана - 2,18 млрд евро

Ирландия Правительство планирует инвестировать 322 млн евро в Национальную программу развития широкополосной связи (National Broadband Scheme). Целью реализации программы является завершение работ по покрытию страны услугами ШПС

Канада В стране созданы 4 программы с целью продвижения широкополосной связи. Общая сумма инвестиций составляет 300 млн кан. долл.

Финляндия Правительство берет на себя одну треть расходов по проекту создания сетей NGN (сумма - 130,73 млн долл.)

Новая Зеландия Правительство страны инвестирует 1,03 млрд долл. в построение оптоволоконных сетей в течение последующих 5 лет

положительного эффекта от инвестиций. При этом необходимо учитывать, что, во-первых, таблицы затрат и выпуска являются статическими моделями, отражающими взаимосвязь между различными секторами экономики в определенный момент времени. Поскольку эти взаимоотношения могут меняться, данные, заимствованные из таких таблиц, приведут либо к переоценке, либо недооценке влияния, которое оказывает построение сети связи на экономику страны. Например, если производители электронного оборудования привлекают большое количество зарубежных исполнителей, то положительное воздействие, оказываемое развертыванием широкополосных сетей на занятость в стране, будет постоянно снижаться, и часть инвестиций окажется за рубежом. Во-вторых, весьма важно также влияние инвестиций на занятость разбить на три вышеуказанных уровня воздействия, чтобы реально определить уровень прямого воздействия на занятость от развертывания широкополосных сетей.

Влияние на производительность труда

Исследователи изучили также влияние инноваций и сетей связи на уровень занятости (экономисты дали этому явлению название «внешнего эффекта от сети»). Проникновение услуг широкополосной связи создает множество подобных эффектов. Они могут проявляться в появлении новых и инновационных приложений и услуг, например, телемедицины, электронной коммерции, онлайнового обучения и социальных сетей. С другой стороны, они позволяют оптимизировать поставки, увеличить доходы от бизнеса, способствовать развитию индустрии услуг.

Воздействие новых широкополосных сетей на уровень занятости в целом оценивается как положительное.

При этом прирост занятости может принимать значения от 0,2% до 5,32% на каждый процент прироста объема услуг широкополосной связи. Внешний эффект от воздействия широкополосных сетей на уровень занятости в различных секторах экономики разный. По мнению некоторых исследователей, воздействие широкополосной связи на создание новых рабочих мест концентрируется преимущественно в сфере оказания услуг (финансовые, образовательные и услуги здравоохранения), несмотря на то что положительный эффект отмечается и в сфере производства. В одном из исследований говорится о подобном воздействии на рост уровня занятости в строительном, информационном и административном секторах экономики штата Кентукки. Лишь в одном из секторов отмечается негативное влияние построения широкополосных сетей - сектор гостиничных и ресторанных услуг. Это можно объяснить тем, что производительность труда в этом секторе особенно высока, а внедрение широкополосной связи еще больше ее повышает (при снижении количества занятой рабочей силы). Таким образом, надо иметь в виду, что воздействие широкополосной связи на производительность в ряде случаев может привести к уменьшению числа рабочих мест.

Какую выгоду получает потребитель

Потребительская выгода - это денежные средства, которые можно сэкономить от покупки продукта по цене меньшей, чем планировалось. Потребительская выгода может выражаться также в показателях более высокого качества обслуживания, которое получает конечный пользователь от развертывания сетей широкополосной связи. В данном случае для потребителя стимулом расходов на широкополосные услуги является быстрый и эффек-

тивный доступ к информации, снижение транспортных расходов для проведения транзакций и получаемые преимущества в области здравоохранения и развлечений.

Различные формы инвестирования широкополосной связи

При определении объемов инвестиций, необходимых для строительства широкополосной инфраструктуры лица, отвечающие за национальную техническую политику, часто выбирают один из трех известных подходов.

Первый - традиционный инженерный подход, базирующийся на учете требований по покрытию услугами. Впоследствии данные расчеты используются для прогнозирования инвестиций, необходимых для реализации соответствующих служб. Этот метод расчета использовался в австралийском «Плане развертывания национальной инфраструктуры широкополосной связи».

Второй подход, называемый нисходящим (top-down), начинается с расчета финансовых ресурсов, которые должны быть инвестированы в проект создания сети. Только после этого переходят к рассмотрению того, каким получается покрытие услугами, достигнутое с помощью данных ресурсов. До некоторой степени этот подход был использован в США при выполнении программы Broadband Technology Opportunity Program.

Поскольку программа являлась только частью стимулирующего пакета, принятого Конгрессом США, какие-либо планы по конструированию широкополосных сетей в соответствующем законодательстве указаны не были. Вместо этого средства для развертывания широкополосных сетей выдавались через гранты, и только после их выдачи определялись конкретные планы. Тре-

№ 6 • 2011 ВеК| КАЧЕСТВА

41

ПРАКТИКА

И ч

ва

вва

ввв

вв

в

ТЕМА НОМЕРА

Таблица 2. Исследование эффекта, который широкополосная связь оказывает на занятость |

Страна Авторы-Институты Цель Результаты

США Крендалл и др. (2003 г.) Brooking Institution Рассчитать прирост занятости от развертывания широкополосных сетей,предназначенных для увеличения числа обслуживаемых домовладений с 60 до 95%, при инвестициях в размере 63,6 млрд долл. Создание приблизительно 140 тыс. новых рабочих мест в год в течение десяти лет. Общее количество рабочих мест - около 1,2 млн (включая 540 тыс. рабочих мест для построения сетей и 665 тыс. - непрямых рабочих мест)

Аткинсон и др. (2009 г.) - ITIF (Фонд информационных технологий и инноваций) Оценка влияния на занятость инвестиций в размере 10 млрд долл., вкладываемых в развертывание сетей широкополосной связи Общее количество рабочих мест 180 тыс. (включая 64 тыс. прямых и 116 тыс. непрямых рабочих мест)

Швейцария Кац и др. (2008 г.) - CITI (Колумбийский институт телеинформации) Рассчитать воздействие на занятость национальной ШПС, развертывание которой требует инвестиций в объеме 13 млрд швейцарских франков Общее количество рабочих мест - 114 тыс. (включая 83 тыс. прямых и 31 тыс. непрямых рабочих мест)

Великобритания Либенау и др. - LSE (Лондонская школа экономики) Рассчитать эффект от воздействия на занятость инвестиций в объеме 7,5 млрд долл., необходимых для реализации плана «Цифровая Великобритания» Общее количество рабочих мест - 211 тыс. (включая 76 500 прямых и 134 тыс. непрямых рабочих мест)

тий подход, основанный на учете общественных интересов (public-policy framework), определяет такие цели, как степень покрытия и скорости передачи, но оставляет определенную часть инвестиций, не связывая с какой-либо конкретной целью. Такой подход принят в рамках германского Плана развития национальной широкополосной связи.

Оценка результатов исследований

Положительный вклад широкополосной связи в ВВП совершенно очевиден. При этом оценки степени влияния широкополосной связи на рост экономики в разных исследованиях различ-

ны. Такие несоответствия могут происходить из-за разных баз данных и различий в спецификациях используемых моделей.

Было констатировано, что широкополосная связь оказывает положительное влияние на производительность внутри одной фирмы. Широкополосные сети способствуют росту занятости как от прямого действия программ по построению сетей, так и за счет связи этих программ с другими отраслями экономики.

Наконец, кроме роста экономики и создания новых рабочих мест широкополосная связь предоставляет существенную выгоду и разнообразные

преимущества конечному пользователю. Эти преимущества, как уже указывалось, включают в себя эффективный доступ к информации, экономию транспортных расходов, расширение возможностей в области здравоохранения и развлекательных услуг.

Большая часть исследований была проведена в странах с развитой экономикой, в частности, в США и Западной Европе. При тестировании аналогичных эффектов от внедрения широкополосных сетей в странах с развивающейся экономикой могут возникнуть проблемы с получением необходимых данных. ■

По материалам журнала ITU News

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

Softool-2011: электронное государство становится ближе

В Москве завершилась XXII ежегодная выставка информационных и коммуникационных технологий БоЛоо!, прошедшая при поддержке Российской академии наук и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

Одной из основных целей выставки стал обзор процессов формирования электронного правительства в России.

И-компании, университеты и научные организации представили свои разработки в этой области, а органы государственной власти и Департаменты информационных технологий регионов страны - созданные для них информационные системы.

Центральным событием выставки явилась конференция «Электронное государство XXI века». На пленарном заседании конференции с участием представителей федеральных и региональных органов власти, а также В2С-сегмента российского ИТ-рынка обсуждались важнейшие вопросы современной автоматизации государственного и муниципального управления: внедрение электронного правительства в регионах, повышение качества предоставления госуслуг, информационная безопасность государственных информационных систем; применение «облачных» технологий, состояние информационного общества в России и прогнозирование его развития на ближайшие годы.

Разработчики ИКТ рассказали о дальнейшем совершенствовании продуктов для повышения эффективности государственного управления - новых возможностях видеоконференц-связи, универсальной электрон-

ной карте, комплексных решениях для информатизации муниципального управления и организации электронного взаимодействия муниципальных и государственных ИТ-ресурсов на региональном уровне.

Успех конференции «Электронное государство XXI века» подтвердил, что Бойоо! служит площадкой не только для демонстрации новейших разработок и достижений в области использования современных ИКТ, но и для обмена передовым опытом между регионами, обсуждения с ведущими разработчиками возможностей ИКТ для развития информационного общества.

Как сообщил на пленарном заседании «Информационное общество (2011-2020 годы). Что нас ждёт?» Алексей Юрьевич Попов, директор Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ, к 1 июля 2012 г. все регионы страны должны перейти к предоставлению государственных услуг в электронном виде. В рамках реализации этого плана к 1 марта 2012 г. субъекты РФ должны внедрить технологические средства, реализующие систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Свои результаты выполнения государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» на выставке показали более 10 субъектов Российской Федерации. Среди них области: Астраханская, Белгородская, Мурманская, Курская, Калужская, республики: Коми, Хакасия, Башкортостан, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра и др. Количество государственных и коммерческих компаний, представивших проекты для государства, превысило 50. ■

www.softool.ru

NEWS

NEWS

NEWS

NEWS

NEWS

42

ВеК КАЧЕСТВА № 6 • 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.