__________ОЛОСНАЯ
ОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ
ИЛЛИАРД
Согласно статистическим данным МСЭ, количество подписок на услуги широкополосной мобильной связи к концу 2009 г. достигло 640 миллионов. Движущими факторами увеличения числа пользователей указанными выше услугами был растущий спрос на смартфоны, новые приложения и услуги социальных сетей. Предполагается, что к концу 2010 г. эта цифра возрастет до одного миллиарда. К концу 2009 г. коммерческие услуги 3в были предложены населению 130 стран. Наибольшее количество пользователей услугами 3в отмечалось в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона, при этом пять крупнейших рынков услуг 3в находились в Европе, однако согласно недавним данным значительный рост пользователей услугами отмечен также в арабских государствах и в ряде американских а
Г7 ш - Л
1 ■ л
Ведущие рынки услуг третьего поколения
Япония и США по-прежнему являются двумя крупнейшими рынками услуг 30. Следует, однако, отметить, что в Японии рынок этих услуг приближается к насыщению (со степенью проникновения услуг порядка 85%). В США, напротив, еще существует возможность увеличения рынка, однако ожидается, что в 2011 г. США обгонит Японию по данному показателю. Правда, это произойдет и благодаря существенно большему количеству населения. Люксембург также относится к странам с высокой степенью проникновения услуг третьего поколения
^G-радиотелефонами владеет 90% населения). К третьему по величине рынку, как по размерам, так и по степени проникновения услуг, относится рынок Южной Кореи. Среди африканских стран по этому параметру наибольший рейтинг у Южной Африки.
Не следует забывать о Китае, где услуги 3G были предложены населению в 2009 г. В настоящее время там в коммерческом использовании находятся все три стандарта 3G. Самый крупный оператор сетей мобильной связи Китая - компания China Mobile сохранила свою пользовательскую базу услуг GSM, а в январе 2009 г. получила лицензию на право эксплуата-
ции сетей технологии TD-SCDMA. Компании China Unicom была выдана лицензия на сети 3G, базирующиеся на стандарте W-CDMA (UMTS). В январе того же года лицензию на сети 3G стандарта CDMA2000 1x EV-DO получила операторская компания China Telecom. Предполагается, что эксплуатация в стране сетей трех основных стандартов мобильной связи приведет к росту конкуренции между компаниями. Это приведет к большему удовлетворению запросов пользователей и достижению целей, поставленных правительственными организациями, а также к тому, что в Китае к 2014 г., а может быть и раньше, будет самое большое число пользователей услугами сетей 3G.
Что касается Индии, то здесь по-прежнему продолжается широкое внедрение услуг 3G, несмотря на то что правительство страны отложило аукционы на право эксплуатации этих сетей и систем WiMAX. После того как аукционы будут все же проведены, Департамент телекоммуникаций и регулирующая организация Индии примут к рассмотрению возможность проведения новых аукционов на обеспечение услуг 4G. Аукционы будут сопровождаться разделом радиочастотного спектра в диапазоне 700 МГц. Полосу частот 2,5 ГГц планируется выделить преимущественно для сетей WiMAX, тогда как диапазон 700 МГц - только для сетей LTE.
140 120100 ' 80 60 40 20
Европа Страны СНГ
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона Арабские государства Американские страны
■'■фрИЫ /')
2000 2001 2002
2003
2004 2005 2006 2007
2008 2009
Рис. 1. Рост количества стран, внедрившихуслугиЗв на сетях технологии 1МТ-2000 за период 2000-2009 гг.
50
век| КАЧЕСТВА № 6 • 2010
40-эволюция
в долгосрочной перспективе (Long-Term Evolution)
В прошлых выпусках журнала «Век качества» уже упоминалось, что первый коммерческий ввод услуг сетей LTE произошел в Европе в декабре 2009 г. Компания Telia Sonera предоставила услуги LTE пользователям Стокгольма и Осло, введя в эксплуатацию две новые мобильные сети. Поставщиком оборудования для сети в Стокгольме стала компания Ericsson; для сети в Осло - компания Huawei; USB-модемы поставила компания Samsung (модемы базируются на ее же чипах Kalmia и работают в диапазоне частот 2,5 ГГц). Компания Ericsson заявила, что смогла обеспечить максимальную скорость 100 Мбит/с по линии «вниз» (от станции к абоненту) и скорости передачи 50 Мбит/с - по линии «наверх» (от абонента к станции). Компания Telia Sonera является владельцем трех лицензий национального масштаба для Швеции, Норвегии и Финляндии, и в настоящее время она проводит подбор поставщиков оборудования для опорной сети и радиосетей следующего поколения. Компания Vodafone также планирует ввод в эксплуатацию ряда сетей LTE в Европе. Испытания сетей LTE проводят операторы и в других странах, включая Австралию (компания Telstra), Бельгию (Telenet), Эстонию (EMT), Иорданию (Zain), Саудовскую Аравию (Zain), Словакию (Telefonica) и Украину (МТС). В США компания Verizon планирует в ближайшее время развернуть сеть LTE, которая должна обеспечить услугами более 100 млн пользователей, проживающих преимущественно в городских районах. Широкополосная мобильная сеть компании Sing Tel (Сингапур) постепенно модернизируется в сеть LTE (процесс модернизации должен завершиться через год или два).
Сети LTE стали основной темой для дискуссий на всемирном конгрессе в Барселоне (GSMA Mobile World Congress), на котором было продемонстрировано большое количество разнообразного оборудования и устройств для работы в указанных сетях. Планировалось, что к концу 2010 г. будет осуществлен ввод в эксплуатацию около двадцати сетей LTE.
Все о скоростях
Какие же скорости передачи необходимы для того, чтобы обеспечить более широкое распространение услуг сетей LTE? Если скорости недостаточны, то что нужно сделать для исправления ситуации? Чтобы ответить на эти вопросы, следует рассмотреть опыт самых ранних приверженцев технологии LTE, внедривших ее в Японии и Республике Ко-
ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
g
□г
□□г
□□г
□с
а
ПРАКТИКА
рея. Операторы сетей мобильной связи при внедрении технологии на рынок должны были соблюсти баланс между самыми различными условиями и требованиями:
^ запросы группы пользователей, для которых собственно и предназначались данные услуги и которые испытывают потребность в высоких скоростях, предпочитают иметь самые последние модели радиотелефонов и загружать в них большое количество видеоинформации. В то же время данные услуги предназначены для бизнес- и корпоративного сегмента пользователей, требующих более низких скоростей, рассчитанных на массовый рынок мобильных сервисов. Наконец, для навигации или услуг по определению местоположения абонента и мобильных Уо1Р-услуг, требующих обмена информацией в реальном масштабе времени, минимальная скорость передачи должна быть не ниже 2,4 Мбит/с;
^ требования к характеристикам сетей 40: основная техническая характеристика - более высокая скорость передачи; требование к надежности сети - не допускать неоднородного покрытия или простоя сети. Появление на сети смартфо-
Рис. 2. Смартфон «Wave» компании Samsung
нов и iPhones (изначально в соответствии с эксклюзивными договорами с отдельным оператором) неожиданно привело к обратным результатам в отдельных странах из-за того, что сети некоторых операторов подверглись деформации в части указанных требований к характеристикам из-за резко возросшего спроса на услуги; требования к покрытию: обеспечить покрытие городских районов услугами высокоскоростных сетей в отличие от широкого географического покрытия существующими системами мобильной связи. Это зависит не только от технологии передачи, но и от специфических географических
ОБОРУДОВАНИЕ СИНХРОННОГО МУЛЬТИПЛЕКСОРА КОМБИНИРОВАННОЕ - ОСМ-К (SDH-NGN)
«а
¿u---------’ і- " ÚC
I
И
I I I I .
сс
if
:
И « НІ «
Сертификат соответствия ОС-4-СП-0703
ОСМ-К - мультисервисная транспортная платформа
SDH - NGN-уровней STM-1/4/16.
Функциональные возможности:
• поддержка интерфейсов STM-1/4/16, Ethernet 10/100, Ethernet 1000, Е1;
• полнодоступная матрица коммутации до 112 потоков STM-1 на уровне VC12, VC3 и VC4;
• 100% «горячее» резервирование матрицы коммутации, узлов синхронизации и агрегатных блоков;
• резервирование трафика (MSP, SNCP), в том числе работа в «кольце»;
• поддержка CWDM-технологии для увеличения пропускной способности до 20 Гбит/с в одном волокне.
Оптимальное соотношение цена/качество
^1М
Интерфейсные блоки
Блок «63Е1» - Обеспечивает ввод/вывод/коммутацию до 63-х любого потока Е1. Блок «СТМ-1» - Обеспечивает формирование, коммутацию, ввод/вывод до 4-х потоков 8ТМ-1,
Блок «СТМ-4» - Обеспечивает формирование, коммутацию, ввод/вывод до 2-х потоков 8ТМ-4,
Блок «СТМ-16» - Обеспечивает формирование и коммутацию на внутреннюю нагрузку потока БТМ-16,
Блок «ЕШ 10/100» - Обеспечивает формирование, ввод/вывод 4-х интерфейсов, Блок «ЕШ 1000» - Обеспечивает формирование, ввод/вывод одного интерфейса, Блок «БМД» - Обеспечивает до 8 каналов ОШОМ со скоростью в каждом канале от 50 до 2700 Мбит/с,
Управление и контроль оборудованием и сетями ОСМ-К осуществляется с помощью программного обеспечения «Супертел - ИМБ»,
№ б • 2010 ВеК КАЧЕСТВА
ПРАКТИКА
И ч
sa
sas
aaa
aa
a
ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
факторов, поэтому не всегда можно достичь более широкого покрытия ценой снижения скорости передачи.
Скорости, приемлемые для массового рынка, зависят от интенсивности и структуры трафика, на которые зачастую оказывает влияние маркетинговая стратегия операторской компании. В общем, скорость передачи по сетям мобильной широкополосной связи порядка 43 Мбит/с является приемлемой для большинства пользователей, поскольку дает им возможность проводить загрузку файлов МР3 емкостью 5 мегабайт в течение одной секунды, видеоклип емкостью 35 мегабайт в течение шести секунд, а мультфильм в 800 мегабайт - за две минуты.
Рис. 3. iPad компании Apple
Факторы, способствующие продвижению мобильной широкополосной связи
Новые устройства. Новые абонентские устройства приводят к трансформации мобильного широкополосного рынка за счет того, что их функциональность, технические характеристики и способ доступа к сети связи все больше сближают их с персональным компьютерам. Однако пока не существует какого-либо единого универсального приложения, способствующего быстрому продвижению услуг мобильной широкополосной связи, чье основное преимущество заключается в возможности предоставлять одновременно персонифицированные и развлекательные услуги.
iPhone компании Apple широко известен как устройство для игр. В его возможности входит предоставление широкого спектра приложений, а в потенциале - создание пользователем своих собственных приложений. В январе 2010 г. компания Apple заявила о загрузке более 3 млрд мобильных приложений из ее базы данных App Store в абонентские устройства iPhone и iPod
их владельцами за 18 месяцев со дня выпуска аппаратов на рынок.
Устройства iPhone и ¡Tunes разработаны для упрощения процесса прослушивания музыкальных произведений. iPhone представляет собой комбинацию радиотелефона и проигрывателя, имеет встроенную цифровую камеру с фотобиблиотекой и обеспечивает доступ в Интернет. Эта модель наиболее популярна в настоящее время: для одних пользователей она интересна простым доступом в сеть Интернет, для других является всего лишь модным аксессуаром.
Модель iPad той же компании, внедренная на рынок в январе 2010 г., представляет собой «ридер» электронных книг, позволяющий также визуально изучать произведения искусства, в комбинации с возможностью быстрого доступа в сеть Интернет.
Компания Samsung Eletronics Co. Ltd заявила о создании нового устройства, получившего название Samsung Wave. Это первый мобильный радиотелефон, который должен быть реализован на базе новой открытой мобильной платформы Samsung bada. С его помощью пользователи могут получать доступ к широкому спектру игр, услугам навигации, социальным сетям, электронным книгам, а также к приложениям, касающимся здоровья и стиля жизни.
Услуги по определению местоположения. Многие консультационные агентства прогнозируют огромный успех услуг по определению местоположения. Однако отчасти он будет определяться образованностью пользователя, а, с другой стороны - выбором маркетинговой стратегии оператора. Некоторые операторские компании и поставщики оборудования надеются, что услуги по определению местоположения обеспечат им на рынке стратегические преимущества перед конкурентами.
Компания Nokia, например, планирует предоставлять карты и навигационное программное обеспечение бесплатно для пользователей смартфонов своего производства. Контент будет поставляться от изготовителя цифровых карт компании Navteq, которая была приобретена фирмой Nokia в 2007 г. с целью поддержки предоставления услуг по определению местоположения. Комбинация устройства хранения электронных карт, GPS-навигатора и ТВ-камеры в одном радиотелефоне открывает возможность использования широкого спектра новых приложений, которые должны создать хорошую рекламу смартфонам компании Nokia. Она собирается использовать стратегию, аналогичную той, что в октябре 2009 г. была заявлена компанией Google, которая касалась карт Google
(Google Maps). Компания Google предоставляет приложения без оплаты, преследуя при этом цель иметь возможность размещения большого количества рекламы. В свою очередь, и компания Nokia надеется, что аналогичная стратегия позволит ей увеличить объем продаж смартфонов. Как стратегия она может хорошо работать в целом ряде случаев, но когда делается ставка на будущее увеличение доходов от продаж радиотелефонов, а не от бесплатного предоставления контента, ее использование можно отнести к рискованному предприятию, поскольку совершается оно в отрасли, где именно контент является ключевым товаром.
Социальные сети
Социальные сети и сетевые приложения также имеют большое значение для будущего развития мобильного широкополосного Интернета. Хотя, согласно оценкам, количество пользователей в социальных «медиасредах» существенным образом меняется, поскольку они часто имеют доступ более чем к одной услуге. Компания Morgan Stanley подсчитала, что количество пользователей одной услугой социальных сетей составляет 830 млн человек, тогда как, согласно данным компании Nielsen, их число существенно меньше -430 млн. Такой разброс цифр говорит о трудностях, возникающих при исследовании и изучении такого рода показателей - сети различного назначения часто наложены друг на друга, а различить индивидуальные особенности пользователей в виртуальной среде невозможно.
Увеличение числа таких пользователей неизбежно. Было подсчитано, что количество пользователей социальными медиауслугами увеличилось с 16% (2007 г.) до 47% (2009 г.) от общего числа всех пользователей услугами сети Интернет. Время использования сайтов социальных медиауслуг увеличилось на 82% в период с 2008 по 2009 гг. Это произошло за счет популярности Web-сайтов Facebook и Twitter. В настоящее время в твиттере совершается до 50 млн разговоров в день. Facebook и Connect получили очень широкое распространение за пределами их начального предназначения. Предполагается, что услуги, аналогичные Layar, также будут чрезвычайно популярны.
В заключение можно сказать, что мобильная широкополосная связь продолжает развиваться. Каким образом операторские компании справятся с экспоненциальным ростом пользовательской базы и спросом на услуги - это уже другая история, которую мы также постараемся проследить. ■
По материалам журнала ITU News
S2
ВеК КАЧЕСТВА № б • 2010
а ::::
ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИКА
:::: н
№ 6 • 2010 ВеК КАЧЕСТВА