Научная статья на тему 'Шиноремонтное производство как источник загрязнения окружающей среды (на материале Республики Дагестан)'

Шиноремонтное производство как источник загрязнения окружающей среды (на материале Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
699
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ШИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИЗНОС ШИН / РЕСУРС ШИН / УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ / REPUBLIC OF DAGESTAN / ENVIRONMENT / TYRE PRODUCTION / DETERIORATION OF TYRES / TYRES RESORT / EXPLOITATION CONDITIONS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Устаров Рамазан Магомедярагиевич

Исследуются причины увеличения объемов выбросов шинного производства и износа автомобильных шин, эксплуатируемых в горных условиях Республики Дагестан. Приводятся причины постепенного и внезапного износа шин. Показано, что в набольшей степени объемы выбросов сернистого ангидрида при шиноремонтных работах зависят от условий эксплуатации, интенсивности эксплуатации и пробега транспортных средств. Библиогр. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Устаров Рамазан Магомедярагиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYRE PRODUCTION AS A SOURCE OF ENVIRONMENT POLLUTION (ON DATA RECEIVED IN REPUBLIC OF DAGESTAN)

The reasons of increase in volumes of tyre production emissions and deterioration of automobile tyres, used in mountainous Republic of Dagestan, are investigated in the paper. The reasons of gradual and sudden deterioration of automobile tyres are given. It is shown that volumes of sulphureous anhydride emissions depend mostly on exploitation conditions, exploitation intensity and run of motor transport.

Текст научной работы на тему «Шиноремонтное производство как источник загрязнения окружающей среды (на материале Республики Дагестан)»

УДК 656.13.658

Р. М. Устаров

ШИНОРЕМОНТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

По оценкам экспертов, с отрицательными факторами окружающей среды связано 36 % случаев заболеваний, более 38 % случаев неправильного развития и становления личности, сокращение продолжительности жизни обитателей больших городов на 6-7 лет. Являясь мощным стимулом социально-экономического развития, транспорт одновременно выступает одним из основных источников загрязнения природной среды. Автомобильный транспорт лидирует во всех видах негативного воздействия на окружающую среду: загрязнение атмосферного воздуха - 60-70 %, воздействие на климат - 68 %. Из 100 % выбросов и отходов от эксплуатации автомобильного транспорта 14,5 % приходится на долю шин [1, с. 363]. В значительной степени окружающую среду загрязняют изношенные шины и вредные выбросы шиноремонтного производства.

Изношенные шины сами по себе достаточно инертны и не наносят прямого ущерба окружающей среде, однако сроки их биологического разложения исчисляются десятилетиями, а по некоторым источникам вулканизационная резина вообще не поддается биологическому разложению. Помимо проблемы захламленности автомобильных дорог и городских территорий, этот вид отходов, учитывая его пожароопасность, создает серьезные проблемы при его складировании, поскольку расход покрышек при эксплуатации автотранспорта составляет в среднем 1,5-2 штуки в год на каждый зарегистрированный автомобиль [2].

Шиноремонтное производство является одним из основных ремонтных производств на автотранспортных предприятиях и станциях технического обслуживания.

Шиноремонтные работы включают в себя:

- шероховку (обработку местных повреждений) камер и покрышек;

- промазку клеем, склеивание, сушку;

- вулканизацию.

В ходе шиноремонтных работ выделяются вредные вещества (указано удельное количество): резиновая пыль при работе единицы оборудования - 0,0226 г/с; пары бензола при приготовлении, нанесении и сушке клея - 900 г/кг (дв/); оксид углерода при вулканизации камер - 0,0018 г/кг (дв/); сернистый ангидрид - 0,0054 г/кг (дв/). Анализ работы автотранспортных предприятий г. Махачкалы показал, что выбросы серного ангидрида шиноремонтного производства составляют от 0,035 до 0,127 г/1 000 км пробега автомобилей. Среднее значение выбросов - 0,075 г/1 000 км.

Увеличение объемов выбросов шиноремонтного производства от автотранспортных средств обусловлено следующими факторами:

1. Рост количества транспортных единиц.

2. Отсутствие на автопредприятиях и станциях технического обслуживания, имеющих шиномонтажные цеха, мероприятий по снижению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

3. Поступление некачественных шин в магазины, на автопредприятия и станции технического обслуживания автомобилей.

4. Низкий уровень технического обслуживания.

5. Плохое состояние дорожного покрытия.

В соответствии с этой классификацией систематизированы виды неравномерного изнашивания протектора шин; выявлены некоторые закономерности взаимосвязи технического состояния отдельных элементов и систем автомобиля с износом шин и конкретизированы причины, вызывающие тот или иной вид износа протектора; определены оценочные показатели неравномерности изнашивания протектора и на их основе предложены новые методы и средства диагностирования ходовой части, трансмиссии, рулевого управления, подвески для обеспечения оптимальных условий эксплуатации автомобильных шин.

Были проведены дорожные испытания шин автобусов особо малого класса с целью определить интенсивность изнашивания протектора в зависимости от основных эксплуатационных факторов, а также с целью градации этих факторов по степени их влияния на исследуемый про-

цесс в условиях регулярных горных маршрутов Республики Дагестан. Расходы на покупку новых покрышек, их обслуживание, ремонт и установку составляют 12-25 % от начальной стоимости автобуса особо малого класса при его эксплуатации в горных условиях в течение 7 лет.

Общий пробег шин по горным маршрутам Дагестана составляет в среднем от 44 500 до 77 500 км, т. е. ресурс - от 47 до 81,1 %, вследствие постепенного и внезапного износа шин. Причины износа распределяются следующим образом:

— постепенный износ - 60-90 %;

— внезапный износ - 35-50 %.

Причины возникновения внезапного износа шин (преждевременный износ и разрушение шин):

— высокая скорость движения по неровным дорогам;

— плохое состояние дороги и климатические условия;

— качество вождения;

— нагрузки;

— величина внутреннего давления воздуха в шинах;

— неправильное регулирование развала и схождения колес;

— неправильное регулирование балансировки колес;

— халатность мастеров при ремонте и обслуживании шин (несоблюдение правил комплектования, монтажа и демонтажа шин);

— несвоевременное техническое обслуживание, местный и восстановительный ремонт шин водителями.

Постепенный износ шин зависит:

— от стажа и квалификации водителей;

— качества выполнения работ при ремонте и обслуживании шин;

— правильной установки развала схождения колес;

— правильной регулировки тормозной системы;

— дорожного покрытия и климатических условий.

Анализ технико-эксплуатационных показателей пассажирских автотранспортных предприятий МУП «Махачкалатранс», ПАТП-1736, МПАТП-1, МПАТП-2 показал, что в наибольшей степени объемы выбросов сернистого ангидрида шинного цеха зависят от условий эксплуатации, интенсивности эксплуатации и пробега автобусов.

В связи с вышеизложенным очевидно, что необходимы исследовательские и конструкторские работы, результаты которых позволят снизить воздействие транспорта на окружающую среду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Луканин В. Н., Кузнецов В. С. / Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспортных средств. - М.: МАДИ, 2000. - 456 с.

2. Анферов В. В. Техническая оснащенность и персонал в системах нефтепродуктообеспечения. - М.: Метранпаж, 2006. - 448 с.

Статья поступила в редакцию 2.02.2009

TYRE PRODUCTION AS A SOURCE OF ENVIRONMENT POLLUTION

(ON DATA RECEIVED IN REPUBLIC OF DAGESTAN)

R. M. Ustarov

The reasons of increase in volumes of tyre production emissions and deterioration of automobile tyres, used in mountainous Republic of Dagestan, are investigated in the paper. The reasons of gradual and sudden deterioration of automobile tyres are given. It is shown that volumes of sulphureous anhydride emissions depend mostly on exploitation conditions, exploitation intensity and run of motor transport.

Key words: Republic of Dagestan, environment, tyre production, deterioration of tyres, tyres resort, exploitation conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.