ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2013. № 4
Е.Д. Пуховая
«ШИИТСКИЙ ПОЛУМЕСЯЦ» КАК СОВРЕМЕННЫЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ВИРТУАЛЬНАЯ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА? (по материалам канала «Ал-Джазира»)
В статье рассматривается геополитический концепт «шиитского полумесяца», получивший широкое распространение в западном и арабском политическом дискурсе последнего десятилетия. Анализ освещения проблем взаимоотношения между суннитами и шиитами на примере программы ведущего арабского спутникового канала «Ал-Джазира» доказывает, что СМИ региона работают над конструированием негативного образа шиитов в общественном сознании. Несмотря на то что взаимная неприязнь между суннитами и шиитами имеет многовековую историю, обстоятельства современности придают новый импульс этому противостоянию.
Ключевые слова: «шиитский полумесяц», Ирак, Иран, «Хизбалла».
The article concerns the geopolitical concept of the "Shia Crescent", a term that has become widely spread in Western and Arab political discourse over the last decade. The article studies the problems of Sunni-Shii relations through one of the programs of "Al-Jazeera", a leading Arab satellite channel; the conducted analysis proves that regional media are constructing a negative image of the Shiis in public opinion. Although mutual antipathy between Sunnis and Shiis has a centuries-long history, latest developments have created new impulses for this antagonism.
Key words: "The Shia Crescent", Iraq, Iran, "Hezbollah".
«Шиитский полумесяц» — геополитический термин, используемый для обозначения региона распространения шиизма на Ближнем Востоке. В него входят Ливан1, Сирия2, Ирак3, Иран4, а также район
1 Оценка процента шиитского населения Ливана сталкивается с трудно преодолимой проблемой: с 1932 г. в стране не проводились переписи по религиозному признаку. По оценочным данным, 1-2 млн жителей Ливана — шииты, т. е. 45-55% населения страны. В то же время Государственный Департамент США оценивает шиитское население в 27% всего населения страны (см. U.S. Department of State: International Religious Freedom Report 2010. Дата обращения 03.07.2013. URL: http:// www.state.gov/j/drl/rls/irf2010/148830.htm
2 По данным разных источников шииты составляют 15-20% населения Сирии и насчитывают 3-4 млн человек.
3 По данным Pew Research Center в Ираке проживают 19-22 млн шиитов, что составляет 65-70% населения страны. Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World's Muslim Population. Pew Research Center, 2009. P. 10.
4 В Иране, по данным Pew Research Center, проживают 37-40% шиитов всего мира — 66-70 млн, что составляет 90-95% населения страны. Mapping the Global
компактного проживания шиитов Саудовской Аравии5 (восточная часть королевства) и Бахрейн6, где до 80% населения составляют шииты. Сам термин впервые был использован королем Иордании Абдаллахом в 2004 г.7 и был впоследствии подхвачен журналистами и аналитиками для характеристики линий конфликтности в регионе. По определению арабского канала «Ал-Джазира», «шиитский полумесяц» включает, помимо упомянутых государств, также Йемен. Арабские СМИ используют термин в значении «региона, где сильно влияние Ирана»8. Потенциальным союзником стран «шиитского полумесяца» некоторые исследователи также считают ХАМАС9.
Важное измерение проблемы существования «шиитского полумесяца» как геополитического феномена — информационное. Автором представленной статьи были рассмотрены избранные материалы катарского спутникового канала «Ал-Джазира» с 1998 г. по март 2013 г. Канал является одним из самых известных на Ближнем Востоке и претендует на звание арабского аналога CNN. Рассматривались выпуски популярной аналитической программы «ал-Иттиджах ал-Муа'кис» (Противоположное направление). Были проанализированы материалы 110 выпусков с общим хронометражем 6 050 мин. Эта программа является, на наш взгляд, репрезентативной для региона, поскольку ее выпуски посвящаются самым актуальным событиям текущего момента, ее формат предполагает изложение, по крайней мере, двух противоположных точек зрения в виде спора между двумя экспертами, ее выпуски повторяются три раза в неделю.
В результате проведенного исследования (график10) выявляются следующие закономерности.
Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World's Muslim Population. Pew Research Center, 2009. P. 10.
5 В Саудовской Аравии проживает от двух до четырех миллионов шиитов, что составляет 10-15% населения страны. Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World's Muslim Population. Pew Research Center, 2009. P. 10.
6 Бахрейн — родина 400-500 тыс. шиитов, что составляет по разным оценкам 65-75% населения страны. Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World's Muslim Population. Pew Research Center, 2009. P. 10.
7 Barzegar K. Iran and The Shiite Crescent: Myths and Realities // The Brown Journal of World Affairs. Vol. XV. 2008. Issue I. Fall/Winter. P. 87.
8 «Ал-Джазира». Выпуск программы «ал-Иттиджах ал-му'акис» 22.05.2012. Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/programs/pages/54d46c26-09ca-4478-9e83-10d2fe13dc2f
9 Сажин В.И. Иран: январь 2009 г. Военно-политическая ситуация. Дата обращения 06.02.2013. URL: http://www.iimes.ru/?p=8165
10 Автор выделил две группы тем, помимо рассматриваемой в статье, чтобы через сопоставление наглядно продемонстрировать динамику сдвигов в их освещении, начиная с 1998 г. по март 2013 г. Простой подсчет количества выпусков, посвященных арабо-израильскому конфликту, одной из самых болезненных проблем Ближнего Вос-
Распределение тем выпусков программы «Ал-Иттиджах ал-му'акис»
т
й
<$> <$> & ^ # <£?> ^ * ^ А л л * л л
I Палестина, Израиль Ш Иран, Ирак, «Хизбалла» О Общие темы
В нынешний, 2013 г., проблемы шиитского мира обсуждались более, чем в предшествующие годы. Ранее подобные пики интереса пришлись на 2003 г. (вторжение коалиции в Ирак), 2005 г. (выборы в Ираке) и 2007 г. (казнь Саддама Хусейна, обсуждение вопросов будущего иракской нефти, вывод из Ирака части войск коалиции, возглавляемой США).
Рассмотрение наиболее частотных слов и коннотаций показал, что в 2012-2013 гг. явной стала тенденция демонизировать Иран, как крупную шиитскую страну, а Ирак наряду с алавитами Сирии и «Хизбаллой» причислять к союзникам Тегерана. Так, например, сочетание слов «шайтан» и «Иран» не использовалось в арабских
тока (пункт «Палестина, Израиль»), шиитским государствам и организациям (пункт «Иран, Ирак, «Хизбалла»») и выпусков, затрагивающих общие для всего арабского и исламского мира темы, показывает спад интереса к одним предметам обсуждения и, наоборот, рост притягательности других. Так, после 2002 г. намечается выраженный спад интереса к обсуждению урегулирования палестинского вопроса: менее трети выпусков программы в 2003-2012 г. затрагивали эту тему, а по состоянию на март 2013 г. она не обсуждалась ни разу. Интерес к общим вопросам усилился в 2001 г., что связано с событиями 11 сентября, и до конца рассматриваемого временного интервала выпуски этого характера превалировали в вещании. Примечательно, что в 2011-2012 гг. количество выпусков программы сильно сократилось на фоне событий в арабском мире: записи делались в среднем раз в месяц. В 2013 г. сетка вещания вернулась в обычное состояние — выпуск в неделю.
СМИ с 1999 г., когда разгорелся скандал вокруг писателя Салмана Рушди11. В 2013 г.12 также впервые арабское слово «прихвостни» (уШ) было применено к шиитам — предположительным союзникам Ирана (ранее устойчивой коннотацией было «прихвостни США / Запада»13).
В 2011 г.14 в СМИ появилось словосочетание, обозначающее предполагаемый союз Сирии, Ирака, Ливана и Ирана (Я^ксЛ Äjül — «великая сила»). Собственно термин «шиитский полумесяц» впервые использован в 2012 г.15
В отношении Ирака с 2012 г.16 устойчивой коннотацией стало обозначение премьер-министра Нури ал-Малики диктатором (З^сД-Ц. Это слово не использовалось арабскими СМИ в отношении Ирака с начала 2000-х и прилагалось ранее всегда к Саддаму Хусейну17. Точно так же и термин диктатура с 2012 г. стал использо-
ваться для характеристики текущей ситуации в Ираке, хотя еще в 2010 г. его употребление отсылало к эпохе Саддама Хусейна18.
Таким образом, анализ материалов СМИ показывает, что в информационном пространстве доминирует негативная оценка «шиитского полумесяца». Враждебная информационная кампания,
11 «Ал-Джазира». Выпуск программы «Ал-Иттиджах ал-му'акис» 16.02.1999. Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/programs/pages/d66b4519-00b7-4392-b271-ba7f1ef1bf9a
12 «Ал-Джазира». Выпуск программы «Ал-Иттиджах ал-му'акис» 05.03.2013. Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/programs/pages/b416e938-b250-4d9e-9d55-5a1be60ef93f
13 «Ал-Джазира». Выпуски программы «Ал-Иттиджах ал-му'акис» 20.09.2005; 08.11.2005; 30.01.2007. Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/pro-grams/pages/efd71928-c754-424a-9c74-f31596da9da7; Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/programs/pages/e748f2cf-4ae9-446e-8eab-f7fd31dd7724; Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/programs/pages/2704aef0-4945-4282-ac50-af215848868a
14 «Ал-Джазира». Выпуск программы «Ал-Иттиджах ал-му'акис» 06.12.2011. Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/programs/pages/8308b900-d3a9-469d-bc68-fe1ab984e645
15 «Ал-Джазира». Выпуск программы «Ал-Иттиджах ал-му'акис» 22.05.2012. Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/programs/pages/54d46c26-09ca-4478-9e83-10d2fe13dc2f
16 «Ал-Джазира». Выпуск программы 18.09.2012. Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/programs/pages/5ab3c099-49f9-4970-859c-efc59f405d66
17 «Ал-Джазира». Выпуски программы 29.06.2004; 06.04.2004; 16.12. 2003. Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/programs/pages/649be41a-4631 -4b71-8baa-5245d6284d34 , http://aljazeera.net/programs/pages/aa36939c-8b8c-440f-ac94-81283b046b48; URL: http://aljazeera.net/programs/pages/d094b858-7adb-4558-a42b-e0159b86b282
18 «Ал-Джазира». Выпуски программы 12.10.2010; 18.09.2012. Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/programs/pages/1b226c97-cdba-4ed9-bac5-f2b818fa0b8a; URL: http://aljazeera.net/programs/pages/5ab3c099-49f9-4970-859c-efc59f405d66, где упоминаются обе диктатуры, Саддама Хусейна и Нури ал-Малики.
осуществляемая против Ирана арабскими телеканалами, в первую очередь «Аль-Джазирой», свидетельствует о все растущем страхе основного геополитического противника Ирана в регионе, Саудовской Аравии, перед возможностью перехода инициативы к Тегерану. Создается информационный фронт против Ирана, для конструирования которого используют как старые пункты преткновения (спор о праведных халифах), так и новые обвинения во вмешательстве в дела Ливана, Сирии (через партию «Хизбалла»), Ирака. Иран даже ставится в один ряд с Израилем19, что явно не соответствует реальному положению дел ввиду давних противоречий между Израилем и арабскими государствами.
Важным фактором в ведении информационной войны против Ирана является и давление западных партнеров Саудовской Аравии, прежде всего США. «Ал-Джазира» как государственный канал, очевидно, отражает официальную точку зрения, а также формирует общественное мнение по отношению к исследуемому вопросу. Из последнего пункта вытекает необходимость рассмотреть факторы, влияющие на нынешние отношения арабских государств, в первую очередь монархий Залива, со странами «шиитского полумесяца».
Первым и, очевидно, важнейшим событием для шиитско-сун-нитских отношений в регионе является американское вторжение в Ирак в 2003 г. Оно изменило положение шиитов в этой стране, что повлияло и на чаяния шиитского населения других арабских стран. Свергнув суннитскую элиту, коалиция создала не просто вакуум власти, а особые условия, которых шииты Ирака добивались с мандатного периода, — по новой конституции власть распределилась по численному соотношению ведущих групп населения (арабы-шииты, арабы-сунниты и курды). В то же время была нарушена традиционная структура противовесов20, следовательно, со всей остротой встал вопрос об автономии определенных групп населения, например курдов. Все это привело к дестабилизации политической ситуации в Ираке, которая и 10 лет после вторжения, и после вывода американских войск не может вернуться в сбалансированное положение. Продолжаются выступления суннитов Багдада и Мосула с требованиями смещения нынешнего шиитского руководства страны. Нестабильность в Ираке, стратегически занимающем важнейшее геополитическое положение на Ближнем Востоке, обладающем крупными углеводородными запасами, угрожает интересам соседних
19 «Ал-Джазира». Выпуск программы 29.01.2013. Дата обращения 06.02.2013. http://aljazeera.net/programs/pages/70bc0fde-35cf-4307-a1a1-35948343bdbf
20 По верному замечанию В. Насра, основной ошибкой администрации Буша была экстраполяция западного понимания политики как отношения между индивидом и государством на Ближнем Востоке, где таковой считается также «баланс сил между общинами». Nasr V. When the Shiites Rise // Foreign Affairs. 2006. July/August. Дата обращения 25.05.2013. URL: http://www.mafhoum.com/press9/282S26.htm
арабских стран и вызывает их недовольство. Не меньшее раздражение у суннитских соседей вызывает и тот факт, что из пяти ведущих аятолл Ирака лишь двое родились в стране21. Важно отметить, что, несмотря на ирано-иракскую войну 1980-1988 гг., а во многом и благодаря ей, политические, экономические, культурные связи между Ираком и Ираном укрепились и нашли свое развитие после 2003 г., когда в Ирак стали возвращаться шииты-эмигранты, бежавшие от репрессий С. Хусейна. Однако преувеличивать персидское влияние в Ираке не стоит: Иран, несомненно, заинтересован в стабильности этого региона, не желает возрождения в Ираке враждебных по отношению к себе планов, однако проектов иранского правления в Ираке у Тегерана нет22. Более того, иранское влияние в Ираке, проявляющееся в социально-экономической сфере, например, в проектах восстановления медицинской инфраструктуры Ирака, объясняется в первую очередь политической слабостью Багдада23.
Другим важным событием, повлиявшим на становление концепта «шиитского полумесяца», стала Вторая ливанская война 2006 г., или война Израиля против «Хизбаллы». Она впервые вскрыла существование своеобразной «холодной войны» между арабскими государствами24. Суннитские правящие круги по-разному реагировали на борьбу «Хизбаллы», причем разница в восприятии событий войны 2006 г. объясняется не принадлежностью к религиозной группе, шиитам или суннитам, а позицией руководства по отношению к США. «Хизбаллу» однозначно осудили короли Иордании и Саудовской Аравии, а также бывший президент Египта Хосни Мубарак, в то время как ХАМАС и «Братья-мусульмане» (за исключением сирийских) приветствовали партию. Здесь также стоит отметить существовавшую до «арабской весны» связь между «Братьями-мусульманами» и «Хизбаллой». Идея вилайат-э факих25, пропагандировавшаяся аятоллой Хомейни, импонировала «Братьям-мусульманам»26, как и его последовательно антиизраильская и антиамериканская позиция. Некоторые из идей Хомейни были восприняты организацией «Палестинский исламский джихад». Однако существуют различные
21 Имеются в виду Мухаммад ал-Йакуби и Мухаммад Саид ат-Табатабаи ал-Хаким, уроженцы Наджафа. Великий аятолла Ирака Али ас-Систани, пользующийся наибольшим авторитетом в стране, родился в Иране.
22 Nasr V. When the Shiites Rise // Foreign Affairs. 2006. July/August. URL: http:// www.mafhoum.com/press9/282S26.htm
23 Terhalle M. Are The Shia Rising? // Middle East Policy. Vol. XIV. 2007. N 2.
P. 75.
24 Bank A., Valbjorn M. Signs of a New Arab Cold War // Middle East Report. 2007. Spring. P. 242-243.
25 «Правление правоведа».
26 Helfont S. The Muslim Brotherhood and the Emerging 'Shia Crescent' // Orbis. Vol. 53. 2009. Issue 2. Summer. P. 288-290.
непреодоленные до сих пор препятствия, мешающие сближению «Братьев-мусульман» с Ираном.
Еще один важный фактор, повлиявший на формирование образа врага в лице шиитов, — «арабская весна». В ходе событий 2011-2012 гг. на Ближнем Востоке особое беспокойство у государств Залива вызывало восстание шиитов на Бахрейне, которое было, правда, мгновенно подавлено силами саудовской армии. Примечательно, что в 2012 г. появилась тенденция называть Ирак страной, первой свергнувшей своего диктатора и пережившей «арабскую весну»27.
Наконец, продолжающаяся война в Сирии обостряет шиитско-суннитские противоречия на Ближнем Востоке на данный момент. Алавиты расцениваются рядом суннитских лидеров как шииты28, их возможный союз с Ираком и Ираном выглядит естественным, что не мешает государствам Залива обвинять Иран во вмешательстве во внутренние дела Сирии.
В то же время стоит отметить, что усиливающиеся разногласия между суннитами и шиитами — скорее виртуальный, чем реальный конфликт, проявление противостояния внутри арабской политической элиты29. Среди ярых противников «шиитского полумесяца» — монархии Залива, и те, кому распространение иранского влияния мешает в реализации своей внешней политики в рассматриваемом регионе (например, США и Турция). Если для государств Залива Иран — главный геополитический конкурент на протяжении всего ХХ в., то недовольство США «шиитским полумесяцем» объясняется обеспокоенностью вопросом безопасности Израиля и поддержкой монархических режимов в Заливе30.
Проведенный анализа данных материалов арабских СМИ подтверждает, что за концептом «шиитского полумесяца» скрывается неоправданное восприятие шиитов как целостной общины31, вера в существование «пан-шиизма»32. Распространенное утверждение о
27 «Ал-Джазира». Выпуск программы «Ал-Иттиджах ал-му'акис» 22.05.2012. Дата обращения 06.05.2013. URL: http://aljazeera.net/programs/pages/54d46c26-09ca-4478-9e83-10d2fe13dc2f
28 Этноконфессиональная община нусайритов, или алавитов, образовалась в Х в. и является ответвлением «крайних» шиитских движений. Вероучение алавитов соединило в себе исмаилизм, христианский гностицизма и элементы других религиозных направлений, что не позволяет однозначно классифицировать его среди шиитских идейных течений.
29 Barzegar K. Iran and the Shiite Crescent: Myths and Realities // The Brown Journal of World Affairs. Vol. XV. 2008. Issue I. Fall/Winter. P. 88.
30 Ibid. P. 90.
31 Шиитов специалисты разделяют на «умеренных» (зайдиты, имамиты), «крайних» шиитов и исмаилитов (Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004. C. 78-83).
32 Terhalle M. Are The Shia Rising? // Middle East Policy. Vol. XIV. 2007. N 2. P. 70.
«возрождении шиитов», которое поддерживают монархи Аравийского полуострова и подразумевает существование монолитного шиитского блока, возглавляемого Ираном. Однако это мнение, в большей мере относящееся к сфере политической риторики, чем к характеристике реального положения дел в регионе, не имеет под собой оснований по ряду причин. В сфере политики препятствиями для создания шиитской коалиции Ирака и Ирана является патриотизм, проявленный как шиитами Ирака, так и арабами Хузестана во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Кроме того, существуют трения в религиозной сфере среди шиитов: иракские аятоллы, даже те, что получили образование в Куме, негативно относятся к идее теократического государства Хомейни33. Возобновилась также давняя конкуренция между центрами шиитской учености в Куме и Наджафе34, обретя второе дыхание после возвращения ученых-муджтахидов в Ирак в 2003 г. Иракские и ливанские шиитские улама выступают в качестве критиков и конкурентов Али Хаменеи, не признавая его права на звание великого аятоллы, и пользуются большим авторитетом среди шиитов своих стран, что в очередной раз подтверждает преобладание лояльности государству над лояльностью к религиозной группе35.
Таким образом, ряд событий первой декады XXI в. привел к усилению страха среди суннитских правительств, особенно в Заливе, перед возможностью подобного союза, получившего название «шиитского полумесяца». Эта обеспокоенность усугубляется политикой ряда арабских СМИ, которые формируют в общественном мнении образ шиитов как врагов суннитского арабского мира, и заинтересованностью таких важных акторов на Ближнем Востоке, как США и Израиль, в подрыве позиций Ирана36. Однако эта тревога
33 Ibid. P. 76.
34 До 1920-х годов Наджаф был однозначным лидером в сфере шиитского религиозного образования. Подорванный иранской конституционной революцией, Первой мировой войной и реформами светского образования, Наджаф стал затухать, но и к концу ХХ в. продолжал держаться гордо. Подъем Кума как альтернативы Над-жафа начинается с 1923 г. — иммиграции персов из Ирака и последовавшим за этим переводом важнейших религиозных текстов шиизма на фарси. Последнее лишило смысла изучение арабского языка иранскими муджтахидами (Nakash Y. The Shia of Iraq. Princeton University Press. Princeton; New Jersey, 1994. P. 247-261).
35 Terhalle M. Are The Shia Rising? // Middle East Policy. Vol. XIV. 2007. N 2. P. 77-78.
36 Шиитский фактор во внешней политике Ирана, по мнению ряда экспертов, объясняется прагматизмом и национальными интересами. Во многом за усилением суннитско-шиитского противостояния стоит неурегулированность политического положения в Ираке, а не попытка Ирана выстроить коалицию под эгидой «шиитского братства». Barzegar K. The Shia Factor in Iran's Foreign Policy // Center for Strategic Research. 2008. November. Дата обращения 03.07.2013. URL: http://www.csr.ir/depart-ments.aspx?lng=en&abtid=07&&depid=74&semid=1421
не имеет реального обоснования: объединение Ирана, Ирака, Сирии, Ливана по религиозному принципу является виртуальной угрозой, попыткой конструировать образ врага, поскольку национальная идентичность шиитов перечисленных стран важнее религиозной во внешней политике.
Список литературы
Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004. Сажин В.И. Иран: январь 2009 г. Военно-политическая ситуация. Дата обращения 06.02.2013. URL: http://www.iimes.ru/?p=8165 Сайт катарского телеканала «Ал-Джазира», архив программы «Ал-Иттиджах ал-му'акис». URL: http://aljazeera.net/programs/5e8caa4c-bd79-4203-ace9-753b1a63d6c6
Bank A, Valbjorn M. Signs of a New Arab Cold War // Middle East Report. 2007. Spring.
Barzegar K. Iran and The Shiite Crescent: Myths and Realities // The Brown Journal
of World Affairs. Vol. XV. 2008. Issue I. Fall/Winter. Helfont S. The Muslim Brotherhood and the Emerging 'Shia Crescent' // Orbis.
Vol. 53. 2009. Issue 2. Summer. Nakash Y. The Shia of Iraq. Princeton University Press, Princeton. New Jersey, 1994.
Nasr V. When the Shiites Rise // Foreign Affairs. 2006. July/August. Дата обращения
06.05.2013. URL: http://www.mafhoum.com/press9/282S26.htm Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of
the World's Muslim Population. Pew Research Center, 2009. Terhalle M. Are The Shia Rising? // Middle East Policy. Vol. XIV. 2007. N 2.
Сведения об авторе: Пуховая Екатерина Дмитриевна, магистрант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: pukhovaya@gmail.com