А.В. АФАНАСЬЕВ
аспирант кафедры философии религии и религиоведения Московского государственного университета им. Ломоносова Е-mail: [email protected]
ШЕЙХИ ШИИТСКИХ ПЛЕМЕН И БРИТАНСКИЕ МАНДАТНЫЕ ВЛАСТИ В ИРАКЕ. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (1918-1932 гг.)
Статья посвящена исследованию взаимоотношений шейхов шиитских племенных объединений и британской мандатной администрации. Шейхи являлись важной группой, которая могла бы служить поддержкой англичан для стабилизации их власти в регионе. Предоставляя значительные привилегии шейхам, англичане добились относительной лояльности шейхов.
Ключевые слова: шейх, верховный шейх, племя, племенное объединение, мандат, британская администрация, парламент.
Период с 1918 по 1932 гг. известен в истории Ирака как период британского мандата. После окончания Первой мировой войны премьер-министр Великобритании Ллойд-Джордж сначала требовал, чтобы Парижская мирная конференция признала Ирак британской колонией. Однако затем он согласился на предложение президента США Вудро Вильсона о создании мандатной системы для управления ближневосточными территориями.
После оккупации Ирака в 1918 г. здесь была установлена английская гражданская администрация во главе с гражданским комиссаром, а в мае 1920 г. Англия получила от Лиги Наций (1) мандат на Ирак. Народности на подмандатных территориях получали формально (согласно статье 22 Устава Лиги) право на создание независимого государства «под условием, что советы и помощь мандатария будут направлять их управление впредь до того момента, когда они окажутся способными сами руководить собой» [1,13]. Вся территория мандата Месопотамия была поделена на 15 областей, подчиненных представителю Англии. Область делилась на 40 районов, которыми управлял помощник британского представителя. Для общего контроля и управления мандатом назначался верховный комиссар.
В административном плане Ирак еще в начале XX в. делился на три вилайета (2), - Мосульский, Багдадский и Бассорский. Численность жителей по областям, согласно оценке С.Х.Лонгригга (3), была следующей: Мосульский вилайет - 0,5 млн. чел., Багдадский - 1,25 млн. чел., Бассорский - 1,1 млн. чел. [10,7]. Следовательно, общая численность могла быть оценена в 2,85 млн. чел. Военный историк Н.Г. Корсун на канун Первой мировой войны и начало мандатного периода указывает цифру в 2-2,5 млн. чел. [2,132; 16,125]. Джон Гордон Лоример (4) пред-
ставил другие сведения - 2,865 млн. чел. (5). При всех различиях статистических данных, итоговые цифры колеблются в пределах 2-3 млн. чел., что дает основание нам пользоваться этими средними расчетами.
Этническая картина в вышеупомянутых трех областях была весьма пестрой. Две из них (Бассорская и Багдадская) были преимущественно арабскими (97.4 % и 92,8 %), в то время как третья (Мосул) была представлена в основном курдами (58,5%), арабы составляли здесь меньшинство (23,6 %). Турки в Ираке составляли всего 8% от общего числа населения Ирака (6).
В конфессиональном плане Мосульский вилайет был практически полностью суннитским -82,5 % (7). Большинство населения Бассорского и Багдадского вилайетов составляли шииты (91,9 % и 55,2 %). В совокупности в Ираке проживало до 52,5 % шиитов и 40,3 % суннитов, а также другие религиозные группы: христиане (2,8 %), иудеи (3 %) и прочие (1,4 %) [2,131].
Ирак являлся регионом проживания многочисленных племен (8). Шиитские племена были расселены к югу от Багдада, суннитские - севернее и западнее Багдада. Лоример насчитывал на территории Багдадского и Бассорского вилайетов примерно 66 шиитских племенных союзов из общего числа 110 объединений [11, т.5, 773-789]. Американский ученый А. Виноградов на 1930 г. определял только в Багдадском вилайете число крупных шиитских племенных объединений в 36, которые в свою очередь делились на 423 племени [16,126]. Примерно такие же данные (45 племенных объединений и 505 племен) мы получили в результате подсчетов, произведенных по 5-томному словарю арабских племен известного иракского историка Умра Риды Кахалы. Самыми крупными объединениями были
© А.В. Афанасьев
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Мунтафик, Бани Лям, аль-Бу Мухаммед, Хаза'ил, Зубайд, Шаммар и Раби'а.
Мунтафик обитали на обоих берегах южного Евфрата от Багдада до Басры [18, т.3,1144]. Главным местом их проживания был округ города Сук аш-Шуюх. Большинство рядовых членов племенного объединения были шиитами, однако главой конфедерации был представитель суннитского рода Са'адун. Общая численность членов племенного союза достигала 200 тыс. чел [16,126].
В районе г. Кут вдоль реки Тигр располагались племенные союзы Бани Лям и аль-Бу Мухаммед. Бани Лям (общая численность 150 тыс. чел.) славились своей боевой мощью. На 1949 г. никто не мог с ними сравниться в военной силе [18, т.5, 165]. Они известны своей воинственностью еще с османских времен, однако по большей части они были тихими и миролюбивыми [8, т.8, 15]. Ополчение Бани Лям равнялось 35 тыс. чел.[2, т.1, 138]. На момент оккупации Ирака британцами они были оснащены современными ружьями и были хорошими стрелками [8, т.8, 16]. Среди племен, входивших в объединение Бани Лям, выделяются ан-Насири, ан-Насар, ан-Нувейфаз, аль-Гази, аль-Джаварейн и аль-Джаш'ам (аль-Каш'ам) [18, т.5, 166].
Территорию выше г. Амара в районе центрального Евфрата и г. Куфа занимал союз племен Хаза'ил. Оно делилось на племена - аш-Шаляль, аль-Магамис, аль-Бу Хамид, аль-Бу Мухаммад (9), аль-Карнус [18, т.4, 154]. Это было полукочевое земледельческое и скотоводческое племенное объединение, его члены занимались верблюдоводством [8, т. 7, 488]. Оно могло выставить около 6 тыс. бойцов [8, т. 7, 496-507].
К юго-востоку от Багдада располагался племенной союз Зубайд. История его расселения восходит еще к эпохе арабских завоеваний VII в. Тогда его племена расселились по территории современных государств Сирии, Ирака и Египта. Зубайд делился на Старший (Зубайд аль-Акбар) и Младший Зубайд (Зубайд аль-Асгар), которые подразделялись на отдельные племена [18, т.4, 221]. Зубайд аль-Асгар включал в себя племена аль-Джубур, аль-Джанабийун, ад-Дулейм, аль-'Абид и аль-'Азза [18, т.4, 222].
Шаммары занимали территорию Джазиры, регион между Багдадом и Мосулом. Конфедерация разделялась на два крупных племени Шаммар Джерба и Шаммар Тога. Первое из них было суннитским и его представители (клан аль-Явир) являлись верховными шейхами всей конфедерации, в то время как второе состояло сплошь из шиитов. Шаммар Тога проживали в регионе от р. Дияла до г. Кута и озера Ван. В него входили племена ас-Са'дан,
ад-Далябиха, аль-Маджабиля, аль-Кафифан, аз-За Кук, аль-Манасир, ад-Далфийя, ан-Нафафиса и аль-Бавийа [18, т.4, 297].
Еще одним крупным племенным объединением был Раби'а. Племена, входившие в него, проживали от Амарской области до Кута, к востоку и западу от Багдада. Верховным шейхом на момент оккупации англичанами Ирака был Мухаммад Сайхуд ибн Хабиб (известный также как Амир ар-Раби'а) [8, т.11, 112]. Раби'а могло выставить около 1700 всадников и 3300 пеших воинов [8, т.11, 96-98].
Помимо таких крупных племенных объединений, как Мунтафик и Бани Лям, небольшие союзы племен Бани Зейд (верховный шейх Умум Сулейман аш-Шариф), Бани Са'ид (верховный шейх Наиф аль-Маша) и Хафаджа (верховный шейх Умум 'Али аль-Фадл) могли выставить в 1919 г. примерно 1780 бойцов (с 970 винтовками), 6300 чел. (с 3690 винтовками) и 3770 чел. (с 2150 винтовками) соответственно [15, 229-230].
Главами шиитских и суннитских племенных объединений и племен были верховные шейхи союзов племен и шейхи отдельных племен. По приблизительным подсчетам, в Ираке в изучаемое время насчитывалось от 45 до 60 верховных шейхов и 400-500 шейхов племен. Они представляли важную социальную группу, обладавшую большими богатствами, значительными военными ресурсами и сильными позициями в общественной жизни Ирака. Шейхи были в османское время крупными откупщиками, свои владения они сохранили и после Первой мировой войны. Османы были вынуждены часто добиваться их расположения. Они то подкупали шейхов, то стравливали их между собой с целью ослабления наиболее влиятельных. Сохранились сведения о том, что в Первую мировую войну османы пытались спровоцировать конфликт между могущественной конфедерацией Хаза'ил и объединением аль-Фатла, экспроприировав земли первых и передав их последним [14, 31]. Однако конфликт был разрешен мирно. Примером непосредственного подкупа может служить факт дачи взятки Газбану ибн Бунайа - верховному шейху Бани Лям. Он получил от османов большую сумму денег, а также ему было обещано крупное земельное пожалование, если он окажет им содействие в боевых действиях против английских войск. Шейх оказал поддержку османским войскам в апреле 1915 г. Однако затем перебежал к англичанам с укреплением их власти в регионе [14, 31].
После установления мандатного режима англичане назначили шейхам племен субсидии в расчете на лояльность с их стороны. Должность шейха традиционно была наследственной и могла
передаваться сыну или брату шейхов [5, 19]. Однако нередко государственные власти вмешивались во внутренние дела племен, сами назначали угодных им шейхов и смещали неугодных.
Многие шейхи встали на сторону мандатной администрации фактически после занятия англичанами Ирака. Как сообщается в отчете гражданской администрации подмандатного Ирака за 1914-1920 гг., шейхи прибывали в штаб-квартиру верховного комиссара, где после торжественного приема их щедро одаривали. Среди приехавших засвидетельствовать свою лояльность были шейхи союзов Хаза'ил, Фатла, Бани Хасан и др.[14, 33]. Большую роль в установлении дружелюбных отношений с шейхами сыграла британская агентура, действовавшая на Ближнем Востоке до и во время Первой мировой войны. Британская разведчица Гертруда Белл говорила, что «она любит этот народ [кочевников], знает каждого племенного вождя во всем Ираке и считает их костяком страны» [7, 523].
Мандатные власти сохранили за шейхами все источники их доходов (10) и предоставили им новые привилегии. Важной привилегией шейхов являлся сбор налогов. Для этого английские власти создали особый институт - департамент доходов. Общее руководство ведомством осуществлял комиссар по государственным сборам, должность которого в первые годы мандата занимал верховный комиссар Ирака [9, 88]. На местах действовали помощники верховного комиссара, нередко позволявшие себе брать взятки от помещиков и недобирать с них налоги.
Шейхи могли гарантировать спокойствие на подконтрольных им территориях и в ареале кочевий их племен. Им поручили контроль за общественным порядком, охрану дорог, арест преступников. Для этого действовала полиция «ша'бана» (11). Пополнение этой своего рода иракской жандармерии осуществлялось за счет сыновей и родственников шейхов. Она подчинялась непосредственно гражданской администрации. Общая численность ша'бана в Месопотамии в конце 1917 г. составляла 1500 чел., из которых в Багдадском вилайете насчитывалась 1 тыс. чел, в декабре 1918 г. их общее число равнялось 2 тыс., в апреле 1920 г. 4800 чел. Ша'бана формировалась также из арабского неплеменного населения Ирака, персов и небольшой части курдов (800 чел. в апреле 1920 г.) [17, 30].
Шейхи получили и судебные привилегии. Британской администрацией в 1918 г. были изданы «Положения о племенах, гражданских и уголовных конфликтах», которые закрепили за шейхами неограниченную судебную власть и возможность разрешать все конфликты в подконтрольных им районах.
Однако при всех предоставленных привилегиях не все шейхи приняли английское господство. В 1920 г. разразилось антианглийское восстание, в котором немаловажную роль сыграли шиитские племена (12). После подавления восстания племена Фатла, Бани Хасан, Хаза'ил и др. сложили оружие. В отчете №1 британской разведки за 15 ноября 1920 г. приводится список сдавшихся шейхов - шейх Мизхир (Фатла; сдался 29 октября), шейхи Салман аз-Захир, Мухаммад аль-Абтан, Сальман аль-Абтан (Хаза'ил; 30 октября), многочисленные шейхи союзов племен Бани Хасан и племенные группы Фатла также сдались 30 октября, Абд аль-Вахид из племенного союза Фатла (племянник шейха Мизхира, сдался 4 ноября), другие шейхи Фатла - Мишхаб, Муджлиб и Тааклиф ибн Мубдир - сложили оружие 5 ноября. К 7 ноября все шейхи южной части объединения Бани Хасан сдались, кроме верховного шейха северного Бани Хасан, бежавшего в пустыню к югу от Неджефа; позднее его убежище было подвергнуто бомбардировке британской авиацией [13, т. 1, 10]. 8 января 1921 г. в г. Хилла англичанам сдался один из лидеров восстания шейх Самауи аш-Шаллуб из Фатла [13, т.1, 113].
К английской администрации приходили письма с изъявлениями покорности от шейхов шиитских племен аль-Будайр и аль-Бу Наши, объединения 'Афак в Диванийи, не участвовавших в восстании 1920 г. [13, т.1, 10]. При этом важно отметить, что периодические антианглийские выступления племен происходили и после 1920 г., на протяжении всего периода британского мандата.
После восстания англичане стали уделять племенам повышенное внимание. Они сохранили прежние привилегии шейхов, особенно это относится к субсидиям. Так, шейх племени Хаза'ил Салман аль-'Абтан получал 1 тыс. рупий в месяц, такую же сумму получал его брат. В английских донесениях говорилось о том, что Салману невозможно было доверять, и его следовало все время держать в поле зрения. Также, по мнению властей, его поведение было подобно «поведению шкодливого школьника» [8, т.7, 508], а его брат был человеком «неглупым, но делал то, что ему было выгодно» [8, т.7, 508]. Субсидии получали и шейхи, верные британскому режиму. Например, Газбан ибн Бунайа, в период Первой мировой войны бывший на стороне османов, после оккупации англичанами Ирака стал их союзником и получал ежемесячную субсидию в размере 1 тыс. рупий [8, Т.8, 31]. При проявлении малейших сепаратистских настроений в племенных объединениях мандатные власти нередко оказывали их главным шейхам поддержку в подавлении этих выступлений. Так, внутри шиитского племенного
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
объединения аль-Бу Султан началась распря, причиной которой послужило недовольство некоторых союзных племен деятельностью верховного шейха Аддаи аль-Джарьяна. Английская администрация послала войска для усмирения недовольных. Была разрушена деревня, где обитали эти племена, и у них был изъят скот на 6 тыс. рупий [6, 94].
Мандатные власти стали назначать шейхов на государственные должности. В 1920 г. в состав временного правительства без министерских постов были включены два представителя от шиитских племен - 'Аджил Паша ибн 'Али Самармад бывший верховный шейх Зубайд и Мухаммад Сайхуд ибн Хабиб верховный шейх Раби'а [13, т.1, 26]. Шейх Хабиб аль-Хайзран из шиитского племени аль-'Азза в ноябре того же года был назначен помощником заместителя верховного комиссара (13) в округе Дильтава области Дияла [13, т.1, 12].
В это же время главный шейх Хаза' ил Салман аз-Захир (14) был назначен управляющим восточной Шамийи - тремя районами Хур ад-Духн, Умм аль-Ба'рур и Гаммас. Он был также ответственен за регион западной Шамийи, где проживали шиитские племена Шибль и Газалат. Здесь ему на правах управляющих помогали родственники, братья Салман и Мухаммад аль-'Абтан [13, т.1, 84]. Последний позже был рекомендован на пост управляющего оазисом Кусур в пустыне к западу от Евфрата [13, т.1, 293]. Штаб-квартира Салмана аль-Захира находилась в Умм аль-Ба'руре, губернатором которого иракским правительством был назначен Хаджи Хамуд аль-Бадан - глава шиитского племени Хумейдат. Позднее он был освобожден от этой должности [13, т.1, 68].
Важной привилегией шейхов стала возможность избираться в парламент. В декабре 1920 г. в мандатной администрации Ирака обсуждался вопрос о представительстве племен в будущем иракском парламенте. Предложение вызвало бурные дебаты. Верховный комиссар считал уместным включить депутатов от племен в его состав [13, т.1, 74]. Первые выборы в иракский парламент прошли в 1925 г., вторые - в 1928 г., а третьи - в 1930 г., большую часть прошедших в парламенты этих лет составляли шейхи племен, помещики и состоятельные горожане. В парламенте 1925 г. из 88 депутатов шейхов было 13 человек. Из них 12 были правительственными кандидатами: 'Альван аль-Джандил, Хайун аль-'Убайд, Мухан аль-Хайралла, Мухсин аш-Шалаш, Салман аль-Маншад, Сейид 'Абд аль-Махди, Салман аль-Баррак, вышеупомянутый Шейх Салман аз-Захир, Шейх Музхир ас-Сакуб, Сейид 'Альван аль-Ясики, Сейид Мухсин Абу Табикх, Сейид Ката 'Авади. Только один -
Шейх 'Ибади аль-Хусейн - являлся независимым кандидатом [15, 56-59].
Примечательно, что в период с 1920 по 1936 гг. пост министров в иракском правительстве занимали 4 шиитских шейха из 59 человек. Трое из них входили в парламент 1925 г. как правительственные кандидаты. Вышеупомянутые 'Абд аль-Мухсин аш-Шалаш (занимал министерский пост 3 раза), Сейид ' Абд аль-Махди (3 раза) и Салман аль-Баррак (2 раза) [15, 46-47].
Деятельность парламента была довольно активной. Темой, бурно обсуждавшейся в парламентах всех созывов, являлся вопрос всеобщей воинской повинности в Ираке. Многие шейхи шиитских племен воспротивились принятию законопроекта. Еще в 1927 г. в разгар его обсуждения английская администрация отказалась поддержать его принятие, объясняя это тем, что для подобных законов нужно согласие всех жителей, а если какая-то часть общества не согласна на его реализацию, то данный проект не может быть претворен в жизнь [19, т.2, 92-94]. В 1928 г. Абд аль-Аббас аль-Фархуд, шейх одного из племен объединения Раби'а, заявил, что его племя насчитывает 3 тыс. чел., и чтобы избежать призыва на службу, он лучше перейдет на сторону Ибн Сауда. Схожего с ним мнения придерживался и Маншад аль-Хубайиб шейх племени аль-Гази [6, 92]. Еще в османские времена на должность офицеров в Ираке выдвигались выходцы из городов (сунниты), а солдаты набирались в сельской местности (в основном шииты). Служба в османской армии была долгой по продолжительности, а шейхи племен вынуждены были выплачивать большие суммы налогов для того, чтобы избавить своих соплеменников от несения военной службы. Данная тема была отложена и начала обсуждаться только с подписанием англо-иракского договора 1930 г., согласно которому Ирак формально становился независимым государством, а реально оставался под властью Великобритании [12, 238-241] и с вступлением Ирака в Лигу Наций (15).
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Англичане нашли в шейхах ту поддержку, которая помогла им укрепить режим мандата несмотря на сложную внутриполитическую обстановку в Ираке. Восстание 1920 г. явилось важным событием в истории данного периода. Оно показало значимость шейхской группы и военную силу племен. Однако после подавления восстания многие шейхи и их племена сдались англичанам и были ими облагодетельствованы. Прежние привилегии не были британцами отменены, а субсидии главам племен держали шейхов в орбите их влияния. В период британского мандата шейхов выби-
рали в парламент, привлекали к государственным должностям, они участвовали в муниципальном управлении. Однако шейхи в последний период существования мандата показали свое несогласие
с мандатной администрацией. Планы о введении всеобщей воинской повинности оказались сорванными противодействием шейхов в ходе работы парламента.
Примечания
(1) Лига Наций - международная организация, была основана в 1919 - 1920 гг. В задачи Лиги Наций входили: установление коллективной безопасности, предотвращение военных действий и урегулирование споров между странами при помощи дипломатических переговоров. Действовала до 1946 г
(2) Вилайет - (араб.) «вилайа» - область
(3) Стивен Хемсли Лонгригг служил в период 1927-1931 гг. в британской администрации мандата в качестве главного управляющего доходами
(4) Джон Гордон Лоример был чиновником индийской гражданской администрации и служил на границе на северо-западе британской Индии. В 1903 г. он был командирован на срок 6 месяцев на Ближний Восток для составления справочника по Персидскому заливу. Работа над газетиром заняла 10 лет. Lorimer J.G. Gazetteer of the Persian Gulf, Oman and Central Arabia, 6 vols., L., 2003
(5) Здесь важно отметить, что Корсун и Лоример учитывали численность населения только двух вилайетов - Багдадского и Бассорского. Население Ирака на первое десятилетие XX в.: Лоример основывался на материалах трех источниках - своих собственных подсчетов, данных немецкой комиссии по строительству Багдадской железной дороги и аналогичной комиссии со стороны Османской империи. (Lorimer J.G. Gazetteer of the Persian Gulf..., vol. 5, p. 767)
(6) Корсун Н.Г. - Арабский Восток. Т.1. Ирак, с. 130; в то же время в монографии указывается, что турецкие источники предоставляют совершенно другие статистические данные насчет Мосульского вилайета. Так, курдов они насчитывали 52,5 %, арабов - 9,5 %, а турок до 29 %.
(7) Из общего суннитского населения 53,1 % составляли курды, 21,4 % арабы, 8 % турки.
(8) Немецкая комиссия по строительству Багдадской железной дороги определяет общую численность кочевых и полукочевых племен в Багдадском вилайете равную 750 тыс. чел., а в Бассорском - свыше 1 млн. чел. (Lorimer J.G. Gazetteer of the Persian Gulf., vol. 5, pp. 767-768) Данные Лоримера вызывают сомнение, потому что если общая численность населения составляет 2 - 3 млн. чел., доля кочевников будет превышать 60%.
(9) Важно отметить, что часто названия племен и племенных объединений совпадали.
(0) 1) дань с покоренных племен; 2) хувва (араб. - братство, дружба; плата за дружественные отношения (у бедуинов)) - плата с караванов, паломников и путешественников за право беспрепятственного и безопасного прохода через владения племени; 3) военная добыча (шейх получал одну пятую часть имущества и скота, захваченного у побежденного племени) (Ментешашвили А.М. Ирак в годы английского мандата, с. 19); 4) платы за охрану и безопасность земельных угодий, оросительных сооружений (Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения на арабском Востоке. М., 1975, С. 55).
(1) Ша'бана - (араб) - «ша'б» - народ.
(2) См. Котлов Л.Н. Национально-освободительное восстание 1920 г. в Ираке. М., 1958.
(3) Чиновник гражданской администрации в британских колониях и подмандатных территориях
(4) Согласно данным британской администрации, это был человек, известный своей честностью и чувством справедливости (Gazetteer of Arabian tribes, vol. 7, p. 508).
(5) Закон о всеобщей воинской повинности был принят после смерти короля Фейсала I (Фейсал I ибн Хусейн - первый король Ирака (19211933), король Сирии (март-июль 1920)) в начале 1934 г. и начал действовать с 12 июня 1935 г. согласно королевскому декрету. В результате принятия закона ожидалось призвать в иракскую армию до 5 тыс. чел. (Tarbush M.A. The role of the military in politics, p. 94). В период с конца 1935 по 1936 г. вооруженные силы увеличились с 15300 до 20 тыс. чел. (Tarbush M.A. The role of the military in politics, p. 94).
Библиографический список
1. Итоги империалистической войны. Серия мирных договоров. Под ред. Ю.В.Ключникова и А.Сабанина, М., 1925.
2. Корсун Н.Г. Арабский Восток. Т.1. Ирак. М., 1928.
3. Котлов Л.Н. Национально-освободительное восстание 1920 г. в Ираке, М., Наука, 1958.
4. Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения на арабском Востоке. М., 1975.
5. Ментешашвили А.М. Ирак в годы английского мандата, М., 1969.
6. Batatu H. The old social classes and revolutionary movements in Iraq. A study of Iraq's old landed and commercial classes and of its communists, Ba'thists and free officers. Princeton, 1978.
7. Bell G. The letters of Gertrude Bell, Selected and edited by Lady Bell (1868-1926). L., 1947.
8. Gazetteer of Arabian Tribes, 18 vols., L., 1996.
9. Ireland P. W. Iraq. A study in political development. L., 1937.
10. Longrigg S.H. Iraq, 1900 to 1950: A political, social and economic history. L., 1953.
11. Lorimer J.G. Gazetteer of the Persian Gulf, Oman and Central Arabia, 6 vols., L., 2003.
12. Main E. Iraq from mandate to independence. L., 1935.
13. Political Diaries of the Arab World: Iraq 1920-1965, 8 vols., L., 1998.
14. Review of the Civil Administration of Mesopotamia, 1914-1920. L., 1920.
15. Tarbush M. The role of the military in the politics. A case study of Iraq to 1941, L., 1982.
16. Vinogradov A. The 1920 Revolt in Iraq Reconsidered. The role of tribes in national politics // International Journal of Middle East Studies. Vol. 3 1972. pp. 123-155.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
17.
18. 19.
1935.
WilsonA.T. Mesopotamia 1917-1920. A clash of loyalties. A personal and historical record, L., 1931.
Умр Рида Кахала. Му'джам кабаиль аль-'араб (Справочник арабских племен), Бейрут, 5 тт., 1991.
Абд ар-Раззак аль-Хасани. Тарих аль-визарат аль-иракийя (История иракских министерств). Сайда, 10 тт.,
A.V. AFANASYEV
SHI'A TRIBAL SHAIKHS AND BRITISH MANDATE AUTHORITIES IN IRAQ. PROBLEMS IN RELATIONSHIP (1918-1932)
The article deals with the analysis of the relations between the shaikhs of the tribal confederations and British mandate administration. The shaikhs were an important group that could support British administration, so that it could stabilize its position in the region. Numerous privileges, given to the heads of Shiite tribes, helped the English to achieve relative loyalty of the shaikhs.
Key words: shaikh, paramount shaikh, tribe, tribal confederation, mandate, British administration, parliament.