Научная статья на тему 'Шейх Мансур (Ушурма) как руководитель освободительного движения'

Шейх Мансур (Ушурма) как руководитель освободительного движения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2141
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ / ШЕЙХ МАНСУР / АДАТЫ ЧЕЧНИ И ДАГЕСТАНА / ШАРИАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасаналиев Магомед

Статья посвящена восстанию народов Северного Кавказа под предводительством шейха Мансура в 1785-1791 годах против колонизаторской политики императрицы Екатерины II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шейх Мансур (Ушурма) как руководитель освободительного движения»

ШЕЙХ МАНСУР (УШУРМА) КАК РУКОВОДИТЕЛЬ ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

®2011 Гасаналиев М.

Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям при Правительстве РД

Статья посвящена восстанию народов Северного Кавказа под предводительством шейха Мансура в 1785-1791 годах против колонизаторской политики императрицы Екатерины II.

The article is devoted to North-Caucasian people’s revolt under sheikh Mansur’s leadership in 1785-1791 against the empress Catherine ll’s colonizer policy.

Ключевые слова: восстание на Северном Кавказе, шейх Мансур, адаты Чечни и Дагестана, шариат.

Keywords: revolt in the Northern Caucasus, sheikh Mansur, adats of Chechnya and Dagestan, Shariyah.

После укрепления новых южных границ и подписания

Константинопольского 1784 года договора с Турцией Россия приступила к захвату земель на Северном Кавказе. Екатерина II разрешила выделить земельные участки на Кавказской линии всем желающим - военным, дворянам и помещикам. Так, в 1785 году князь П. С. Потемкин получил на Северном Кавказе 40 тысяч десятин, граф Чернышев - 12 тысяч десятин, а генерал-прокурор А. А. Вяземский - 25 тысяч десятин

плодородной земли [4. С. 17]. В то же время православное духовенство продолжало распространять среди туземного населения христианство.

Подобные торопливые действия царского правительства привели к недовольству народов Северного Кавказа, которое вылилось в восстание под предводительством Ушурмы (шейха Мансура). «Движение под руководством шейха Мансура было своеобразной реакцией на

колониальную политику царизма, приступившего к завоеванию Северного Кавказа вооруженным путем» [13. С.

42], - пишет адыгский историк А. Д. Чирг.

Несмотря на обилие литературы о деятельности Мансура, до сих пор у историков России не выработался единый взгляд в оценке этой исторической личности. Во многих работах, посвященных личности Мансура, можно встретить утверждения, будто он был бухарским фанатиком -уроженцем оренбургских степей, немцем, эмиссаром турецкого султана, лжепророком, его деяния приписывались итальянскому авантюристу монаху Джованни Батиста Биэтти. Одни ученые утверждают, что он был безграмотным пастухом, другие, к примеру, Г.-Э. Алкадари - человеком выдающейся учености. Кем же он был на самом деле?

Он был чеченцем из селения Алды, его звали Ушурма. Вначале он занялся очищением религии от наслоения адатов. Ушурма проповедовал

уединение от мирской жизни, воздержание и нравственное

самосовершенствование.

Несостоятельны высказывания ученых о безграмотности Ушурмы. «Изучив Коран под руководством одного из ученейших

мулл в Дагестане, он возвратился на родину, где нищета и бедность заставили его приняться за пастьбу скота своих односельцев» [11. Т. 1. С. 95], - пишет известный историк Кавказа В. Потто.

В своих проповедях Ушурма утверждал, что люди независимо от богатства и знатности происхождения равны перед Богом. По его мнению, земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. Выступал он и против кровной мести, пьянства, курения, разврата и воровства. Сам он не присваивал себе никаких званий. «Я не эмир и не пророк, и никогда таковым не назывался, но не мог

воспрепятствовать, чтобы народ меня таковым не признавал, потому что образ моих мыслей и моего жития казался им чудом» [12. С. 22], - говорил Мансур (Ушурма) в показаниях при допросе, будучи в плену.

Следует отнестись с большим сомнением к утверждению, будто Ушурма происходил из социальных низов. Более правдоподобно, что он был уздень. «Г ораздо вероятнее

предположить, что Мансур по экономическому своему положению не выходил за пределы среднего уровня» [10. С. 211], - писал известный советский историк Н. И. Покровский.

Деятельность Ушурмы началась с того, что однажды он заявил своим братьям, что видел сон, в котором ему внушили, что он якобы избран небом для искоренения пороков среди народа и восстановления былых позиций мусульманской веры. Те, из-за боязни, что их обсмеют односельчане, уговорили брата не оглашать увиденное во сне. Но сновидения повторялись, и он уговорил братьев не препятствовать ему.

Он призывал народ жить не по адату, а по шариату. «Тот, кто решает дела по адату, делается некоторым образом соучастником Бога, или как будто равняется ему в решении дел, тогда как никто не может сравняться с Богом; кто же воображает, что он как будто бы равняется ему, тот - неверный» [8. С. 7], - писал он позже и дагестанцам.

Известно, что в начале февраля 1785 года в Чечне произошло сильное

землетрясение. Ушурма увидел в этом гнев Бога за отклонение народа от ислама, о чем он и сказал алдынцам. Жители селения Алды первыми поверили в его святость, отказались от вредных привычек, стали ревностно исполнять предписания веры, выставили охрану вокруг села, чтобы уберечь Ушурму от возможных покушений. За алдынцами последовали жители соседних сел, а затем вся Чечня. Его агитаторы проникли на Кумыкскую плоскость, в Кабарду, Ингушетию и Осетию.

Люди со всех сторон потянулись в Алды, чтобы послушать проповеди Ушурмы. Подарки, которые ему приносили, он раздавал нищим. Население Чечни намеревалось провозгласить его имамом, но приехали авторитеты религиозных наук из Дагестана, которые с Кораном и хадисами в руках доказали расхождение некоторых его высказываний с первоисточниками. Ушурма согласился с ними. Но это не повлияло на его авторитет среди народа, ибо истинные причины его возвышения лежали вне теологии. Народ признал его шейхом.

Вскоре в проповедях Ушурмы стали звучать политические нотки. Это вызвало беспокойство у кавказского командования царских войск. При совместном выступлении народы Северного Кавказа могли выставить 25 тысяч человек. Царских же войск было на Кавказской линии 27 тысяч человек. Первое сведение об этом было получено от генерала Пеутлинга 3 марта 1785 года. «За рекою Сунжею, в алдинской деревне сказался предсказатель о будущих событиях, преклоняющий, в невежестве по грубой слепоте погруженный суеверный народ, к повиновению к себе; сказывая, что имеет откровение» [12. С. 138], - писал генерал.

Были приведены в повышенную готовность Астраханский, Томский и Кабардинский полки. Полковник Савельев получил указания найти способ задержать Ушурму. Кавказским феодалам разослали прокламации с призывом не допускать своих крестьян в Чечню. В ставку Ушурмы был послан лазутчик, который принес весть о том, что аварский хан призывает

шейха к решительным действиям, обещая поддержку. Феодалы были настроены против Ушурмы, поскольку шейх утверждал, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. Большинство землевладельцев

поддержало меры, принимаемые царским командованием. Шамхал Баммат писал П. С. Потемкину: «Да уехать за силой моих повелений не осмелятся, разве какой-нибудь бездельник отважится пуститься на такую дерзость. Но с теми со всеми не упущу поступить со всей строгостью своей воли» [12. С. 140]. Только отдельные феодалы, чьи интересы задевали расширения власти российского самодержавия на Кавказе, или кто считал, что незаслуженно «забыт белым царем», поддержали шейха.

Однако, несмотря на все препятствия, чинимые феодалами, народ шел к Ушурме. Против Ушурмы и ухода к нему верующих выступали и отдельные представители высшего мусульманского духовенства, в том числе и Абубакар Аймакинский и мулла из Табасарана. Абубакар писал: «Он (Ушурма - М.Г.) немец, который не знает ни арабского, ни русского языков... Его проповеди дышат злословием, и я считаю, что те люди одурели, которые мучают себя посещением его» [9. С. 356].

Часть духовенства к этому времени самоустранилась от контроля за соблюдением норм шариата, все больше приспосабливаясь к реалиям жизни. Адаты стали ставить выше шариата. Разгорелись диспуты, и часть известных ученых, в том числе Магомед из села Кудутль и Гасан из села Кудали покинули Дагестан. «Дело в том, что он (Магомед из Кудутли - М.Г.) видел, что (многие) его современники переступили пределы Аллаха, упрочили обычное право и произвол, не упрочив благородный шариат, за что он порицал своих современников» [14. С. 28], -пишет известный дагестанский востоковед А. Р. Шихсаидов.

Утверждение о том, что Ушурма опирался на Турцию и действовал по указу султана, не соответствует действительности. Идеи равноправия

людей, проповедуемые шейхом, не подходили для этой феодальной страны. Да и султан из-за Ушурмы не собирался осложнить отношения с Россией. Вали Суджук-кале в 1785 году писал султану: «Действия имама

Мансура вызывают у меня тревогу, они могут разрушить налаженные связи между Россией и Портой» [3. С. 31]. В свою очередь Ушурма вначале своей деятельности не нуждался в турецкой опеке. Только с началом очередной русско-турецкой войны интересы султана и шейха совпали. И для достижения своих целей обе стороны взяли курс на взаимодействие сил.

Что касается вывода коллектива авторов книги «История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. -1917 г.)». М., 1988: «В основном

Ушурма опирался на помощь Османской империи. Кабардинцы и осетины не поддержали его и не хотели выступать против России» [6. С. 13], то он (вывод) нуждается в уточнении или пересмотре. Тем более, в книге «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.» написано: «К Ушурме примкнула и

часть кабардинцев и кумыков» [7. С. 454]. А это противоречит предыдущему утверждению.

Поскольку политические средства не дали результатов, кавказское военное командование решило покончить с Ушурмой испытанным силовым способом. С этой целью в селение Алды был направлен Астраханский полк полковника Пьери (Пиери), усиленный батальоном Кабардинского полка и артиллерией. Однако акция успеха не имела. Полк попал в засаду чеченцев и был разгромлен.

После этой победы Ушурму стали называть шейхом Мансуром, что по-арабски означает «Победоносный». Этот успех вдохновил сторонников шейха, и они перешли в наступление с целью разрушить укрепления на Кавказской линии и помешать колонизации края. В конце июля Мансур повел свое войско на Кизляр. Каргалинский редут закрыл ему дорогу. Мансур приказал поджечь дома вокруг

редута. От пожара взорвался пороховой погреб редута, защитники погибли. Дорога в Кизляр открылась, но войско попало в болото, и штурм крепости не состоялся.

Мансура пригласили к себе кабардинцы. 27 июля 1785 года он вместе с малокабардинским феодалом Долом осадил царское укрепление Григорисполис, расположенный между Моздоком и Владикавказом, но занять его не смог. Появление шейха Мансура в Кабарде «вызвало такой энтузиазм, что не только князья, уорки и уздени, но и простой народ толпами стали переходить под его знамена» [5. С. 139], - пишет историк Б. Виноградов. Однако и последующие попытки шейха Мансура и Дола овладеть крепостями на Кавказской линии также кончились неудачей. Мансур вернулся к кумыкам. Среди кумыков, поддержавших шейха, были и дети кумыкских князей. Один из них, Чопалав, стал помощником Мансура. Здесь он сделал еще одну, но также неудачную попытку занять Кизляр.

Тем временем кавказская

администрация пыталась устранить Мансура политическими средствами при содействии кабардинского феодала Баммата. Мансур, готовивший очередной штурм Кизляра, отклонил предложение феодала приехать в Кабарду. Однако и третья попытка овладеть Кизляром сорвалась.

В октябре того же года будущий наместник Кавказа генерал П. С. Потемкин направил против шейха отряд во главе с полковником Нигелем. 30 октября полковник Нигель разбил Мансура у Моздока. 2 ноября Мансур атаковал отряд Нигеля вблизи Татартупа. На этот раз бой длился семь часов, Мансур вынужден был отступить. В 1786 году Мансур ушел в Закубанье, где нашел себе много сторонников.

Тем временем Мансур занялся сбором средств для продолжения борьбы. Он писал дагестанцам: «Некоторые из наших братьев и сестер находятся во власти неверных и тех, кто не имеет религии. Суннитское учение и общественность побуждает

нас освободить этих пленников «выкупом». Вот почему нужна наша милосердная помощь. Пророк говорил: «не отпускайте того, кто обращается к вам с грустью, кто разочарован, и старайтесь вырвать своих ближних, братьев и сестер из рук врагов. Будьте милосердны и дайте немного от

вашего добра для божьего дела, по божественному слову: «Тот, кто подает на божье дело, уподобляется зерну, которое дает семь колосьев» [2. С. 69].

В 1787 году началась очередная русско-турецкая война. Кабардинцы решили воспользоваться этим и

восстали. 20 сентября П. С. Потемкин с 8-тысячным отрядом при 35 орудиях двинулся к реке Лабе. На помощь кабардинцам пришел Мансур с

закубанцами. 10 октября произошел 5часовой бой между ними, Вначале Мансур потеснил Московский полк, но в итоге верх взял П. С. Потемкин. Мансур ушел в Закубанье и обратился за помощью к дагестанцам. Чопалав откликнулся на его зов. Шейх просил этого феодала прислать по 10 человек с мечети и по 60 копеек денег с каждого двора.

Умахан, аварский хан, из своей

резиденции в Хунзахе ответил шейху:

«Уважаемый имам шейх Мансур!... Ты предлагаешь мне и дагестанскому народу, чтобы, подобно населению

подчиняющихся тебе чеченских районов, и отсюда народы пошли в Крым

сражаться с русскими, чтобы послужили

мусульманской религии. Но сила русского государства велика. Люди, выступающие войной против них, должны в противовес той силе по меньшей мере обладать организацией, необходимой для самоуправления. Как гласит Коран, «и воюйте с ними, когда это можете по силе» и т.д. Однако у дагестанского населения вовсе нет силы и организации... Но известно, что подобные действия перед русской державой не достигнут цели и станут причиной гибели для дагестанцев. Поэтому в твоем деле я не могу быть тебе союзником» [1. С. 114-115]. 21 июня 1791 года Анапа была взята штурмом командующим царскими войсками на Северном Кавказе генералом И.

Гудовичем. Мансур попал в плен. По Шлиссельбургскую крепость, там он и

велению Екатерины II шейха отправили в погиб в 1794 году.

Петербург, где его заключили в

Примечания

1. Алкадари Г.-Э. Асари-Дагестан. Махачкала, 1994. 2. Беннигсен А. Народное движение на Кавказе в XVIII в. Махачкала, 1994. 3. Бэрзедж Н. Изгнание черкесов. Майкоп, 1996. 4. Васильев Д. С. Очерки истории низовьев Терека. Махачкала, 1986. 5. Виноградов Б. В. Специфика российской политики на Северном Кавказе в 1783-1816 гг. Славянск-на-Кубани, 2005. 6. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.). М., 1988. 7. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988. 8. Комаров А. В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. 1867. Вып. 1. Отд. 2. 9. Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX веков. Махачкала, 1957. 10. Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2009. 11. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. СПб., 1887. Т. 1. 12. Смирнов Н. А. Шейх Мансур и его турецкие вдохновители // Вопросы истории. 1950. № 10. 13. Чирг А. Ю. Развитие общественно-политического строя адыгов Северо-Западного Кавказа (конец XVIII - 60-е гг. XIX вв.). Майкоп, 2002. 14. Шихсаидов А. Р. Мухаммед Кудутлинский - ученый из ученых// Советский Дагестан. 1990. № 6.

Статья поступила в редакцию 18.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.