Научная статья на тему 'Шествие как наиболее сложная форма участия граждан в массовых волнениях'

Шествие как наиболее сложная форма участия граждан в массовых волнениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
массовые волнения / публичные мероприятия / шествие / эффективность / обеспечение общественной безопасности / riots / public events / procession / efficiency / public safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Валерьевич Грамотеев

В статье приводятся основания, позволяющие считать такой вид публичного мероприятия, как шествие, в качестве наиболее сложной формы участия граждан при возможном возникновении массовых волнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procession as the most difficult form of citizen participation in mass unrest

The article provides grounds for considering this type of public event as a march as the most difficult form of citizen participation in the event of a possible mass unrest.

Текст научной работы на тему «Шествие как наиболее сложная форма участия граждан в массовых волнениях»

Закон и право. 2022. № 1. С. 50-52. Law and legislation. 2022;(1):50-52.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-50-52

NIION: 1997-0063-1/22-010 MOSURED: 77/27-001-2022-1-210

Шествие как наиболее сложная форма участия граждан в массовых волнениях

Сергей Валерьевич Грамотеев

Академия управления МВД России, Москва, Россия, gramserg@mail.ru

Аннотация. В статье приводятся основания, позволяющие считать такой вид публичного мероприятия, как шествие, в качестве наиболее сложной формы участия граждан при возможном возникновении массовых волнений.

Ключевые слова: массовые волнения, публичные мероприятия, шествие, эффективность, обеспечение общественной безопасности.

Для цитирования: Грамотеев С.В. Шествие как наиболее сложная форма участия граждан в массовых волнениях // Закон и право. 2022. № 1. С. 50—52. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-50-52.

Original article

Procession as the most difficult form of citizen participation in mass unrest

Sergey V. Gramoteev

Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia, gramserg@mail.ru

Abstract. The article provides grounds tor considering this type of public event as a march as the most difficult form of citizen participation in the event of a possible mass unrest. Keywords: riots, public events, procession, efficiency, public safety.

For citation: Gramoteev S.V. Procession as the most difficult form of citizen participation in mass unrest // Law and legislation. 2022;(1): 50—52. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-50-52.

В современных условиях, как, впрочем, и ранее, мир становится все сложнее, противоречивее, неопределеннее. Это касается и всех сторон жизни человечества (общественной, экономической, политической), проблемы которого все больше обостряются. «Значительные скопления людей вызывают возрастание угроз нарушений правопорядка» [4, с. 5]. Определенное беспокойство вызывают многочисленные массовые волнения граждан общественно-политического характера больной инерции возникновения, унаследованные от различных исторических этапов развития как Российской Фе-

© Грамотеев С.В. М., 2022.

дерации, так и других стран (США, Франция, Беларусь, Великобритания и т.д.).

Тенденция к дальнейшему росту таких событий стала очевидной и получает свое развитие. Любые более или менее серьезные массовые волнения, выражающие недовольство или протест, если не предупреждать наступление негативных последствий от них, не дать возможность развиться в массовые беспорядки, не иметь стратегию, ведут к разобщению общества, могут изменить ситуацию в стране, разрушить целостность государства. Поэтому во всем мире появилась тенденция укрепления правоохранительных структур с целью защиты жизни, здоровья недовольных и протестующих граждан. Эта задача

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

остается актуальной и приоритетной во всем мире, в том числе и в России.

К числу наиболее сложных форм участия граждан в массовых волнениях следует отнести шествия.

Во-первых, шествия характеризуются большим количеством граждан.

Во-вторых, шествия — это динамический процесс, заключающийся в прохождении определенных уличных маршрутов.

В-третьих, в процессе движения совершаются нарушения общественного порядка с применением различных взрывчатых веществ, взрывных устройств, «коктейлей Молотова».

В-четвертых, в ряде случаев наблюдается тенденция совершения протестующими правонарушений в отношении полицейских.

В-пятых, требуется привлечение к разрешению конфликта большего количества правоохранительных структур, что требует согласованности между ними.

В-шестых, это событие характерно для современного мира.

В-седьмых, в процессе прохождения возникают правонарушения экстремистского толка.

Совершенно очевидно, что познание этих характеристик и проактивная деятельность, в первую очередь полиции, должна быть направлена на защиту жизни, здоровья участников массовых шествий. Реализовать эту задачу можно и нужно за счет выполнения трех направлений:

а) совершенствование общего правового регулирования;

б) управление организованным процессом;

в) стратегическое планирование комплекса мероприятий по достижению поставленной цели.

Правовой и организационный фактор — это две составляющие единого процесса, позволяющие дать преимущество в дальнейшей перспективе исследования проблемы. Не менее важным является методологическое, ресурсное, информационное обеспечение деятельности полиции для достижения положительного результата.

Управление массовыми волнениями, в том числе и шествиями, требует совершенствования правового регулирования самого события, правовых основ деятельности полиции в условиях их проведения. Необходимо определение и познание особенностей (характеристик) исследуемого события. Здесь, прежде всего, надо понимать, что это объективная реальность и полного искоренения данных волнений не предвидится,

всегда будут люди, недовольные теми или иными явлениями или процессами.

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно» [1], но при этом они должны соблюдать и не нарушать нормы, регулирующие этот процесс, которые, в необходимых случаях, надо ужесточать, в первую очередь для организаторов массовых волнений. «Возникает проблема правового ограничения различного рода акций, связанных с массовым скоплением людей» [6, с. 3].

В связи с этим целесообразно определить цели оппозиции, права, обязанности, правила поведения, пределы действий и ответственность. Тем самым будет обеспечена «прозрачность» действий групп лиц, организаций, политических партий, пропагандирующих идеи противодействия, сопротивления большинству и отрицающих принципы правового государства, которые практически реализуются посредством участия населения в шествиях.

Организационная составляющая (весьма значительная) должна быть прежде всего направлена на «разумную» организацию деятельности многочисленных субъектов, участвующих в процессе массовых волнений, за счет определения их четких полномочий, «зон» ответственности, координации действий. Особое значение приобретает задача «управления толпой», что требует определенных знаний, умений, практического опыта. Это в первую очередь касается деятельности органов внутренних дел и Федеральной службы войск национальной гвардии.

В этом случае важен баланс между количественными характеристиками правоохранительных структур и качественным, четким знанием сотрудниками служебных обязанностей, полномочий, умением давать правовую оценку событиям и принимать адекватные юридические решения. Поскольку «обеспечить абсолютную «безопасность» невозможно» [5, с. 9], очень важно в управлении массовыми волнениями уметь предвидеть опасности, которые становятся «толчком» к массовым беспорядкам, экстремистским проявлениям.

Таким образом, с целью повышения эффективности деятельности по обеспечению общественной безопасности при проведении шествий необходимо в дальнейшем реализовать следующее:

■ сформулировать и закрепить расширенное понятие шествия, содержащее основные характеристики, отличающие его от иных видов публичных мероприятий;

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 01-2022

■ консолидировать источники правового регулирования, базовые правила и нормы поведения; разработать правила (кодекс) поведения участников массовых шествий, при этом стандарты поведения должны быть более «жесткими», чем минимальные; рассмотреть возможность создания до начала шествия систем информирования (в том числе оперативного характера) участников в период их прохождения, мониторинга данного процесса;

■ внести изменения и дополнения в федеральные законы РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях для совершенствования правового регулирования обеспечения общественной безопасности в период подготовки и проведения шествий;

■ разработать организационную модель деятельности сил и средств, участвующих в обеспечении общественной безопасности при проведении шествий.

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / / http://www.constitution.ru/ (Дата обращения: 14.12.2021)

2. Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // http://www.constitution.ru

3. Федеральный закон РФ «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Шр:// www.constitution.ru

4. Бачурин А.Г. Полиция в административно-иравовом механизме обеспечения правопорядка в период подготовки и проведения массовых и публичных мероприятий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2019.

5. Елагин А.Г. Основы теории управления общественной безопасностью (просто о сложном). М.: ООО «Сам полиграфист», 2020.

6. Ярыгин И.И. Административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.constitution.ru/ (Accessed: 12.14.2021)

2. Federal Law of the Russian Federation of June 19, 2004 № 54-FZ «On meetings, rallies, demonstrations, processions and picketing» (as amended on 11.10.2018) // http://www. constitutions

3. Federal Law of the Russian Federation of February 7, 2011 № 3-FZ «On the Police» (as amended on February 24.02.2021) // http:// www.constitution.ru

4. Bachurin A. G. The police in the administrative and legal mechanism of ensuring law and order during the preparation and conduct of mass and public events: Abstract dis. ... сand. jurid. sciences. St. Petersburg, 2019.

5. Elagin A.G. Fundamentals of the theory of public safety management (just about the complex). M.: LLC «Sam polygraphist», 2020.

6. Yarygin I.I. Administrative responsibility for violation of the established procedure for organizing or holding public events: Abstract dis. ... сand. jurid. sciences. M., 2015.

Информация об авторе

Грамотеев С.В. — адъюнкт

Information about the author

Gramoteev S.V. — adjunct

Статья поступила в редакцию 06.11.2021; одобрена после рецензирования 08.1 2.2021; принята к публикации 14.12.2021.

The article was submitted 06.11.2021; approved after reviewing 08.12.2021; accepted for publication 14.12.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.