Научная статья на тему 'Шестиструнная гитара в процессе воспитания подрастающего поколения'

Шестиструнная гитара в процессе воспитания подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1089
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шестиструнная гитара в процессе воспитания подрастающего поколения»

зыкальным языком попросить задуматься о смысле жизни и истории нашей страны.

Фортепианная музыка Сергея Баневича - это целый мир, воплощённый в звуках. Его образы оживают в звучании фортепиано -это и характерные герои, и человеческий голос, и инструменты оркестра, и звуки природы, и богатство интонационного содержания. Творческая работа над фортепианным репертуаром произведений Сергея Баневича помогает развитию творческого потенциала детей и приобщает к пониманию высших духовных ценностей и культуры.

В.С. Раков

Шестиструнная гитара в процессе воспитания подрастающего поколения

Музыка является важной частью жизни человека. Музыка сопровождает нас от рождения до самой смерти, начиная от колыбельных песен и заканчивая похоронными плачами и причитаниями. Без музыки немыслимо развитие ребёнка в детском дошкольном учреждении, в школе. Без неё невозможен досуг: праздники, дни рождения и т. д. Мир музыки неизмеримо широк - он неисчерпаем. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Они создавали о музыкантах мифы, былины, сказки. Из глубины веков пришли к нам их легендарные имена. Это и наш Садко-гусляр, и древнегреческие Пан, играющий на свирели (отсюда и инструмент пан-флейта), и Аполлон с золотой кифарой. К легенде об Орфее обращались многие музыканты. Орфей был сыном речного бога и музы Каллиопы и играл на золотой лире. Слово «музыка» в Древней Греции означало «искусство муз», служившее воспитанию души.

Воспитание подрастающего поколения - важнейшая, первостепенная задача любого общества. Государственная идеология формирует некие критерии этого воспитания. Это подразумевает развитие у подростков определённых нравственных приоритетов. Но при этом формирование таких духовных ценностей, как патриотизм, дружба, взаимовыручка, любовь, уважение к старшим и др., должны выходить на первое место. Занятия музыкой в любой форме развивают интеллект человека. Учёными установлено, что если в детстве заниматься музыкой или осваивать иностранные языки, то после пятидесяти лет гарантирована ясность ума, твёрдость памяти, данный человек является интересным собеседником для разных поколений, а это в наше время немаловажно.

163

Игра на гитаре, как и на любом другом инструменте, способствует самовыражению личности играющего. Рассматривая гитару как один из наиболее доступных щипковых инструментов с богатой историей, можно сказать о её глубоком эмоциональном воздействии и на исполнителя, и на слушателей. Возможно, это связано и со звукоизвлечением. Музыка исходит прямо из-под пальцев музыканта.

Гитара - древний и благородный инструмент, историю которого можно проследить на протяжении тысячелетий. Самое древнее из известных изображений инструмента, на котором видны все существенные признаки гитары, - резьба по камню на Alaca Huyuk в Турции. Этому изображению 3300 лет. Самое раннее изображение музыкального инструмента, похожего на гитару, относится ко II в. Это рисунок на барельефе, надгробной стелы в Мериде, в Испании. Родиной гитары считается Испания. Именно здесь этот инструмент приобрёл свой современный «классический» вид. По одной из теорий, подобные гитаре инструменты появились в Испании после её завоевания маврами (арабами и берберами из Северной Африки) в 711 г. н. э. По другим данным, предки гитары пришли в Европу из Египта и Месопотамии. В XIII в. гитара была уже достаточно широко известна в Испании. Она становится народным инструментом, используется для сольной игры , аккомпанемента пению и сопровождения танцев. Самые ранние издания произведений для гитары появились в Испании в середине XVI в. Во второй половине XVI в. гитарная музыка в Испании приходит к блестящему расцвету. В пришедшую на смену эпохе Возрождения эпоху барокко гитара уже известна во всей Европе как «испанская гитара». Расцвет полифонической музыки в Европе XVII в. всё чаще привлекает внимание композиторов к полифоническим достоинствам гитары.

В истории классической гитары существовало и существует множество великих исполнителей и композиторов, но рамки данной статьи не позволяют остановиться на каждом, можно назвать лишь некоторые из них: Франческо Корбетта, Робер де Визе, Франсуа Кампион, Гаспар Санц, Дионисио Агуадо, Фернандо Сор, Антонио Торрес, Франсиско Таррега Эшеа, Эмилио Пухоль, Андрес Сеговия. В XX в. развитие гитары происходит гигантскими шагами. Создаются различные виды гитар, которые используются в разных направлениях музыки. Замечательное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит своё достойное место; будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз. Изобретение электрогитары явилось импульсом к возникновению новых гитарных школ и направлений.

Гитара в вокально-инструментальном ансамбле стала широко популярна в нашей стране в 60-е гг. XX в. Разновидностью классической гитары стала электрогитара, а так же бас-гитара, которые

164

входят в состав любого вокально-инструментального ансамбля (ВИА) или рок-группы. В 60-е, 70-е, 80-е гг. XX в. жанр ВИА был невероятно популярен в нашей стране. Практически в каждом сельском или городском клубе, в каждой школе был свой ансамбль. Классический состав вИа таков: гитара-соло, гитара-ритм, гитара-бас, ударные и клавишные инструменты. Гитарист, как правило, совмещал и функцию вокалиста. Но независимо от того, на каком инструменте в дальнейшем играл каждый участник ансамбля, практически все начинали свою музыкальную деятельность с освоения гитары. Каждый член коллектива мог сыграть хотя бы несколько аккордов.

Почему же именно гитара явилась отправной точкой в музыкальной деятельности практически всех участников клубной и школьной самодеятельности? В первую очередь, видимо, это подражание кумирам - отечественным и зарубежным. Вспомним, что 1960-е, 1970-е гг. - это эпоха «The Beatles». Копировалось всё, начиная от причёски. А умение играть на гитаре было просто необходимым. Музыкант, играющий на гитаре, - это артист, стоящий на авансцене, в центре внимания публики. Он же зачастую и солист. Такая роль не могла ни привлекать внимания подростков. Ребята, умеющие играть на гитаре, выгодно отличались от своих сверстников, привлекали внимание противоположного пола, как говорится, «первый парень на деревне».

В таких самодеятельных коллективах постоянно существовала преемственность поколений. На смену уходящим в армию парням приходила молодёжь. Попасть в такой коллектив было непросто, владение гитарой играло решающую роль, поэтому многие сельские музыканты прекрасно обходились гитарами, басом и ударными. Такие самодеятельные коллективы, сами того не зная, несли на себе огромную идеологическую нагрузку. Они воспитывали в массах любовь к отечественной музыкальной культуре, выражая тем самым идеи патриотизма, любви к Родине, что являлось в сущности конечным продуктом воспитания молодёжи. Работы у самодеятельных музыкантов хватало. По субботам - это игра на танцах в течение трёх и более часов. Вот уж действительно огромная практика. Подавляющее большинство песен звучало на родном языке, хотя, конечно, и мировые рок-хиты тоже имели место. Выступление на всех крупных культурных мероприятиях и праздниках было обязательно. Участие в районных и областных смотрах ВИА являлось признаком некоего профессионализма, что и подтверждалось занятыми на смотрах местами. Вместе с общеэстетической функцией ВИА, эти коллективы (наряду со спортивными секциями, различными прикладными, танцевальными кружками) выполняли важнейшую социально-воспитательную задачу, отвлекая молодёжь от улицы и всего,

165

что за этим стояло. Таким образом, умение играть на гитаре могло вывести подростка на некоторую социальную вершину, пусть даже и пределах своей деревни, посёлка, города. Сколько молодёжи прошло через эти коллективы - сказать невозможно. Популярность жанра, престиж, уважение (а может и зависть) сверстников - всё это привлекало в ряды самодеятельных музыкантов новых и новых людей.

В 1990-е гг. прошлого столетия интерес к «живой» музыке начал стремительно падать. И не только к музыке. Это коснулось всего культурного пространства. Посещение кинотеатров заменилось просмотром видеофильмов дома, концерты можно было посмотреть в интернете, музеи, библиотеки - всё это заменил компьютер. Умение играть на музыкальных инструментах стало не «престижным». Куда важнее стало владение компьютерными программами, с помощью которых можно было достаточно легко и быстро записать любую фонограмму, не владея при этом никаким музыкальным инструментом и не зная музыкальной грамоты. С появлением большого количества звуковоспроизводящей бытовой аппаратуры и возможностями её приобретения, с внедрением в нашу жизнь компьютеров и интернета, появлением разнообразных музыкальных игрушек в родительской среде возникла тенденция не к воспитанию, а к развлечению детей. Нажимаешь на кнопку - и звучит музыка. И не нужно прикладывать усилий для освоения музыкальных инструментов. А занятия в музыкальных коллективах требует терпения, усидчивости, исполнительских навыков (хотя бы минимальных), хоть и небольших, но знаний музыкальной грамоты. В конце концов, просто времени и желания выйти из дома и хотя бы пару часов потратить на занятия и репетиции. Всё это - достаточно тяжёлая интеллектуальная работа, к которой поколение 90-х оказалось не готово.

И всё-таки, несмотря ни на что, в те годы сохранились островки «живой» самодеятельной и полупрофессиональной музыки. Оплотом, как ни странно были рок-клубы, созданные ещё в Советском Союзе: Ленинградский (самый первый в нашей стране рок-клуб), Московский, Свердловский. Хранителями жанра живого концерта стали рок-музыканты. Сам стиль не мог предположить исполнения под фонограмму. Терялся бы весь смысл, весь антураж этой музыки.

Сложно сказать, какой инструмент в вокально-

инструментальном ансамбле играет главную роль. Ансамбль - это единый организм, и все инструменты одинаково важны и не стоит их противопоставлять. Но почему-то именно вокруг гитары и гитариста начинают формироваться подобные коллективы. Гитара и человек, играющий на ней, являются эпицентром для создания музыкальной группы. И именно гитарист занимает центральное место на сцене, не считая, конечно, солиста, хотя чаще всего эти две «должности» совмещены.

166

Именно гитара в силу своей демократичности и доступности, которые выражены в таких факторах, как привлекательный внешний вид, доступная цена (что в наше время немаловажно), возможность исполнять на гитаре не только одноголосные мелодии (как, например, на духовых инструментах), но и мелодии с аккордовым сопровождением, что приближает гитару к аккордеону, баяну или даже роялю, в конце концов, небольшой вес и непривязанность к помещению - всё это в сочетании с подростковой и молодёжной тягой к самовыражению делает её инструментом для вовлечения больших слоёв молодёжи в сферу музыкальной и общекультурной деятельности. Здесь следует отметить и относительную простоту в освоении этого инструмента. Это касается аккомпанемента для эстрадных, авторских и бардовских песен. Соло-гитара в ВИА требует достаточно серьёзной работы, чтобы достичь определённой виртуозности. Освоение классической гитары - дело сложное, требующее глубоких знаний музыкальной грамоты. Но и в плане воспитания классическая гитара преследует несколько другие цели, способствует формированию художественно-эстетического вкуса, интереса к классической музыке. Но в любом случае гитара остаётся привлекательной для молодёжи.

В современной образовательной среде гитара сохранила своё воспитательное значение. Цель уроков музыки в общеобразовательной школе - воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их духовной культуры. Приобщение к музыке -одно из самых радостных и интересных занятий. Так как музыка связана с разными сферами человеческой деятельности, можно учиться не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте. Как же можно использовать гитару в педагогическом и воспитательном процессах в рамках общеобразовательной школы, исходя из всего вышесказанного?

Гитара может стать инструментом для вовлечения подростков в музыкальную деятельность, эмоционального и патриотического воспитания. В рамках общеобразовательной школы эта задача ложится на организатора внеклассной работы в содружестве с учителем музыки. Преподаватель музыки обязан владеть каким-либо музыкальным инструментом и, как это уже говорилось выше, гитара в силу её доступности и демократичности как нельзя лучше подходит для этих целей (её легко взять с собой в поход по родному краю, гитара не привязана к какому либо помещению). В качестве примера использования возможностей гитары в школе можно привести ситуацию в СОШ Волосовского района, в которой работает автор данной статьи (лучшая школа в области по результатам 2013 г.). Заведующей школьной библиотекой совместно с педагогом по внеклассной работе и учениками были организованы и проведе-

167

ны мероприятия социально-гражданской направленности. К мероприятию в качестве концертмейстера был привлечён и учитель музыки. Предварительная работа (написание сценария, подбор материала) легла на плечи педагогов, а репетиции и исполнение -на плечи школьников. Гитара в руках педагога оказалась незаменимой в этой ситуации. Музыкальная составляющая необходима в таких мероприятиях, так как музыкальное сопровождение усиливает момент восприятия, способствует его лучшему запоминанию.

Каковы же перспективы использования гитары в воспитательной деятельности в рамках общеобразовательной школы? Помимо указанных выше мероприятий, необходима кружковая работа, которая вовлекает подростков в музыкальную деятельность, но в более простой и понятной форме, нежели в музыкальной школе. Разнообразные музыкальные кружки по обучению элементарным навыкам игры, кружки пения под гитару, клубы бардовской песни - всё это будет способствовать и социализации детей, и повышению внутренней самооценки, и интересу к музыкальной деятельности.

В последние несколько лет наблюдается подъём интереса к классической гитаре как к инструменту в системе дополнительного образования. Как известно, дошкольники и младшие школьники вряд ли до конца осознают, чего они хотят, что им интересно. В их жизни преобладает гедонистическое начало, а не желание учиться или трудиться (что-то преодолевать). Ежедневные занятия музыкой будут воспитывать трудолюбие, усидчивость, упорство. Занятия музыкой развивают мышление, дети становятся общительнее, у них развивается сила характера. Этим детям легче преодолевать лень, нежелание делать что-либо в целом. Дети, которые занимаются в музыкальной школе (по наблюдению педагога) более успешно учатся в общеобразовательной школе, принимают активное участие в общешкольных мероприятиях (как культурных, так и спортивных).

Ещё можно использовать обучение на гитаре в музыкальной школе в процессе воспитания: участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах; приобщение учащихся к классической музыке; коллективное музицирование детей, детей и педагога. Обучение в музыкальной школе нацелено на межличностное, эстетическое, общекультурное развитие, более успешную жизнь и деятельность в социуме. Занимаясь в музыкальной школе по классу гитары, ребёнок в первую очередь приобщается к миру классической музыки. По наблюдению педагогов-теоретиков, музыканты-гитаристы быстрее начинают анализировать изучаемые произведения с точки зрения музыкального синтаксиса (фразы, предложения, периоды), чем дети-пианисты или играющие на других инструментах. Это можно объяснить фактурой гитарной музыки, гармоническими особенностями самого инструмента.

168

Овладевая игрой на гитаре (неважно, классической или эстрадной), ребёнок получает такие навыки, как терпение, настойчивость, умение распределять своё время, получает опыт публичных выступлений, что также положительно сказывается на развитии его личности.

Т.П. Самсонова

Музыка XIX века сквозь призму европейской истории

XIX в. в европейской истории - эпоха разрушительных войн, геополитического передела, возведения новых государственных границ, социальных взрывов и революций. Вместе с тем это «золотой век» культуры, где различные виды искусств, в частности музыка, достигли небывалого расцвета, когда в музыке определилось понятие «национальная школа», выдвинувшая из своей среды крупнейших европейских композиторов XIX в., когда романтические идеалы парили в воздухе, возбуждая фантазии творцов для создания монументальных произведений. Приведём высказывание Н.А. Бердяева: «Человек есть в высшей степени историческое существо. Человек находится в историческом, и историческое находится в человеке. Между человеком и «историческим» существует такое глубокое, такое таинственное в своей первооснове сращение, такая конкретная взаимность, что разрыв их невозможен. Нельзя выделить человека из истории, нельзя взять его абстрактно, и нельзя выделить историю из человека, нельзя историю рассматривать вне человека и нечеловечески» (Бердяев А.Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 14).

Взяв за основу это высказывание выдающегося русского философа, вспомним некоторые исторические даты. Нередко отмечают, что европейскую историю XIX в. открывает не календарный 1801 г., а 1789-й. Великая французская революция, открывшая новую эпоху в истории человечества, привела к огромному подъёму духовные силы народы Европы, надолго определила в целом развитие европейской культуры. Вместе с башнями Бастилии рухнул старый порядок; казалось, что должно возникнуть новое общество - царство Свободы, Равенства и Братства. Однако не прошло и пяти лет, как свобода обернулась деспотизмом, идея равенства привела к массовым казням, а во имя братства всех людей были развязаны захватнические войны. Наполеон I, став Первым консулом и императором Франции (ноябрь 1799 - июнь 1815), вступил в войны с разными государствами Европы. Внешняя политика Наполеона I предполагала мировое господство Франции на военно-политическом и торговопромышленном поприще. Наполеоном осуществились итальянская

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.