Научная статья на тему '«Шентон нинбо» таратнатхи (1575-1634) как источник изучения буддийской школы Джонанг'

«Шентон нинбо» таратнатхи (1575-1634) как источник изучения буддийской школы Джонанг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
235
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИДДХАНТА / ТАРАНАТХА / ШЕНТОН / ДЖОНАНГПА / ВЕЛИКАЯ МАДХЬЯМИКА / ИСТИННО УСТАНОВЛЕННОЕ / НЕ ИСТИННО УСТАНОВЛЕННОЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хартаев Владимир Владиславович

В статье представлена история формирования и развития оригинальной буддийской школы Джонанг. Дается краткая характеристика жанра (сиддханта) сочинения Таранатхи, а также его анализ. При этом выделяются две основные специфические особенности данной сиддханты: критическая ориентация Таранатхи при рассмотрении воззрений других школ и доминирующее акцентирование превосходства своей собственной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Шентон нинбо» таратнатхи (1575-1634) как источник изучения буддийской школы Джонанг»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 30 (211).

История. Вып. 42. С. 128-131.

В. В. Хартаев

«ШЕНТОН НИНБО» ТАРАНАТХИ (1575-1634) КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКОЙ ШКОЛЫ ДЖОНАНГ

В статье представлена история формирования и развития оригинальной буддийской школы Джонанг. Дается краткая характеристика жанра (сиддханта) сочинения Таранатхи, а также его анализ. При этом выделяются две основные специфические особенности данной сиддханты: критическая ориентация Таранатхи при рассмотрении воззрений других школ и доминирующее акцентирование превосходства своей собственной системы.

Ключевые слова: сиддханта, Таранатха, шентон, Джонангпа, Великая мадхьямика, истин-

но установленное, не истинно установленное.

Таранатха Гунга Нинбо (1575-1634) является одним из самых известных представителей сформировавшейся в Тибете оригинальной буддийской школы Джонанг, считающейся «держательницей» линии передачи Калачакра Тантры, шести йогических практик стадии завершения и воззрения шен-тон, или «пустоты-иного». Воззрение шентон было преподано еще Буддой, а позднее передано тибетцам1.

Первооснователем традиции Джонанг считается Юмо Микье Дорже (XI в.). Он был учеником Соманатхи, известного кашмирского мастера Калачакры. По преданию, Юмо получил учения по шентону во время практики шестиричной йоги Калачакры на горе Кайлас, расположенной на западе Тибета. После он преподал шентон как «тайную доктрину» (lkog pa’i chos) своим самым близким ученикам.

В 1294 г. Кунпанг Тукже Тсондру (12431313) основал в местности Джомонанг монастырь, который стал именоваться Джонанг. Поскольку этот монастырь был главным центром традиции, то по монастырю стала именоваться Джонанг и сама эта традиция.

В начале XIV в. главным представителем Джонанг становится Долпопа Шераб Гьялтсен (1292-1361). Он сделал большой вклад в систематизацию и распространение воззрения шентон. В своей известной работе «Горная Дхарма. Океан окончательного смысла» (тиб. ri chos nges don rgya mtsho) он подробно изложил концепцию шентон.

В середине XVII в. по политическим причинам Джонанг подверглась давлению со стороны последователей школы Гелуг, которая стала доминировать в духовной и политической сферах Тибета. Гелугпинцы объявили

воззрение шентон еретическим, закрыли многие библиотеки, сожгли джонангпинские книги и насильно обратили монастыри Джонанг в монастыри Гелуг.

К числу выдающихся представителей Джонанг относится Джебцун Таранатха Гунга Ньинпо (1575-1634). Он известен как великий тибетский ученый, историк, знаток санскрита и практик2.

Таранатха родился в 1575 г. в семье, чей род восходит к знаменитому переводчику Гья Дорже Санпо. В детстве ему дали имя Гунга Нинпо, что означает ‘Сущность всеобщей радости’. Санскритское же имя Таранатха означает ‘Освобождающий защитник’. Акцентирование именно санскритского варианта имени обусловлено, вероятно, желанием подчеркнуть его искусное владение санскритом. Обширное собрание сочинений Таранатхи состоит из 23 томов, некоторые из которых переведены на европейские языки. Свою известную работу «История буддизма в Индии» он написал в 1608 г. в возрасте 34 лет. Этот текст был переведен В. П. Васильевым в 1869 г. на русский язык. Есть перевод и на немецкий язык, сделанный в том же году

А. Шифнером, а на английский язык перевод выполнен Е. Обермиллером в 1932 г. Его «История и родословная, связанная с семью передачами» представляет собой биографические заметки о 59 тантриках. Она была переведена на немецкий язык Грунведалем в 1914 г. и на английский Девидом Темпельманом в 1983 г. Его работа «Долгая история цикла Ямантака-Тантра-Раджа [под названием «Вызывающая] удивительную веру»» была написана в 1631 г. Его «Сущность Амброзии» была переведена на английский язык Виллой Беккер в 2005 г. Его текст «Двадцать одно от-

личие относительно глубинного смысла», находящийся в контрасте со взглядами Шакья Чогдана (1928-1507) и Долпопы Шейраб Гьялцена (1292-1361), был переведен на английский язык Клаусом Диттер Мечисом в 2004 г.

Таранатха считается четырнадцатым в длинной цепи перерождений, восходящей к Ананде - непосредственному ученику и родственнику Будды Шакьямуни. Среди этих перерожденцев был также Жамьян Чойже (1379-1449) из школы Гелугпа, который основал монастырь Дрепунг в Лхасе в 1416 г. Этот монастырь впоследствии стал самым крупным образовательным институтом в Тибете. Анализ сочинений Жамьяна Чойже свидетельствует о его склонности к доктрине пустоты-иного школы Джонангпа, что вызывало споры в Гелугпе.

Позднее Таранатха был приглашен монголами. В Монголии Таранатха проводит 20 лет, в течение которых проповедует и объясняет различные буддийские учения и строит монастыри. За эту плодотворную деятельность монголы назвали Таранатху Джебзун Дамбой, что означает ‘Святой Владыка’. После смерти Таранатхи его перерождение было продолжено в Монголии вплоть до ХХ в. в качестве Халха Джебзун Дамбы - светского и духовного правителя страны.

Таранатха был в тесных связях с великим правителем Цанга, принцем Карматан Чон Бангпо. При его покровительстве были построены джонангпингские монастыри и переиздано множество джонангпинских книг. Будет интересным заметить, что Гушри хан сверг этого принца по настоянию главы Гелуг - Пятого Далай ламы именно потому, что правитель Цанга был связан с Таранатхой и Джонанг. «Великий пятый» (Далай лама) и его советники не хотели мириться с другим властным центром, набирающим силу в Цанге. В частности, потому что он ассоциировался с ученым и религиозным деятелем Таранатхой, любимым монголами. К этому монастырю и школе Джонангпа вообще были применены драконовские меры с тем, чтобы приостановить дальнейшее распространение его влияния среди монголов. Таранатха умер в Монголии в 1634 г. В 1635 г. было найдено его перерождение в качестве Лобсан Танпи Гьялцана (1635-1723).

Трактат «Шентон нинбо» был написан Таранатхой в 1605 г. и входит в состав его

сумбума (собрания сочинений). Он напечатан ксилографическим способом на двенадцати листах, на каждом из которых по семь строк. «Шентон Нинбо» Таранатхи (15751635) относится к типу доксографической историко-философской литературы сиддхан-та (siddhanta), называемой «презентация религиозно-философских систем». Он посвящен анализу небуддийских (локаята, санкхья, ниргрантха) и буддийских школ (хинаянские - вайбхашика, саутрантика, и махаянские -читтматра, мадхьямика: обычная (сватантри-ка и прасангика) и великая (шентон)) в контексте учения о пустоте-иного.

Если говорить о литературе сиддханта в целом, то традиция ее написания восходит к таким индобуддийским систематическим философским трактатам, как «Таркаджвала» («Пламя умозаключений») Бхававивеки (500-570), «Таттвасанграха» («Собрание о Таковости») Шантаракшиты. В Тибете существуют крупные презентации такого типа. К ним можно отнести следующие сиддханты: «Драгоценная сокровищница философских систем: Освещение смысла всех колесниц» Лончен Рабжампы (1308-1363), «Сущность прекрасных изречений» Цзонкапы, «Объяснение “Освобождения от крайностей через знание всех философских систем”: Океан прекрасных изречений» Тагцан Шераб Ринчена; «Солнце страны Всеблагого, исполняющий все чаяния всех существ океан цитат и доказательств: Высшее разъяснение глубокого смысла и философских концепций небуддийских и буддийских философских школ» Чжамьяна Шепы (тиб. 'jam byangs bzhad pa'i rdo rje, 1648-1722), «Прекрасное украшение Учения Муни: Объяснение концепций философских школ» Чанкьи Ролпэ Дорчже (тиб. lcang skya rol pa'i rdo rje, 1717-1786) и «Воззрения четырех буддийских философских школ» Агвана Нимы (тиб. ngag dbang nyi ma, 1907-1990)3.

Сиддханта Таранатхи написана в традиции кратких презентаций религиознофилософских систем. К этой традиции также можно отнести такие сиддханты, как «Презентация философских систем» Джебтсун Чойкьи Гьялтсена (1469-1546), «Корабль, везущий по океану философских систем» Далай-ламы II Гедун Гьятсо (14761542), «Презентация философских систем: Высочайшее древо, вдохновляющее чистых умом, Молот, разрушающий каменные гряды

130

В. В. Хартаев

оппонентов» Панчен Соднам Дагпы (14781554).

Анализ объяснений философских воззрений школ в сиддханте Таранатхи приводит нас к выводу, что классификация школ в ней носит критическую направленность. Она осуществляется по герменевтическому принципу. Все буддийские школы выстроены в виде иерархической структуры, восходящей от низшего к высшему. Эта классификация восходит к классической махаянской герменевтической схеме, согласно которой сутры делятся на две группы: содержащие условный смысл (drang pa’i don) и содержащие прямой смысл (nges pa’ i don). К первой группе относятся сутры, в которых Будда проповедует Дхарму иносказательно, приспосабливаясь к уровню понимания людей, а ко второй - сутры, в которых он прямо и недвусмысленно излагает свое учение. При этом школы, следующие сутрам условного смысла, выражают конвенциональную истину (kun rdzob bden pa), поэтому считаются низшими. Школы, придерживающиеся сутр прямого смысла, выражают абсолютную, окончательную истину (don dam bden pa) и являются высшими. В классических буддийских школах классификация сутр строилась по-разному. Например, в мад-хьямике сутрами прямого смысла считаются праджняпарамитские, а в йогачарье - сутры, излагающие доктрину «только сознания». Сиддханта Таранатхи выполнена в джонанг-пинской традиции и фиксирует новаторский способ классификации сутр - махамадхьями-ческий. В школе Джонангпа сутрами прямого смысла считаются те, в которых говорится о постоянном, неизменном и вечном существовании первичной природы, дхармакаи, татха-гатагарбхи и др. Здесь можно привести названия некоторых из них: «Татхагатагарбха-сутра», «Махабхерихаракапариварта-

сутра», «Ангулималия-сутра»,

«Шрималадевисингханада-сутра», «Махапаринирвана-сутра», «Ратнамегха-сутра», «Прасантавинишчаясамадхи-сутра» и др.4

Рассмотрение философских воззрений буддийских школ также представляет собой критику-систематизацию, причем характеризуется доминированием воззрений своей, считающейся высшей, школы. В своей сиддханте Тарантаха преследовал цель обосновать превосходство своей системы через сравнительный анализ доктрин всех школ. Центральными

темами для анализа философских воззрений школ Таранатха избирает их позиции в отношении «истинно установленного» (bden par grub pa) и существующего (yod pa), но «неистинно установленного» (bden med grub). При этом в школах саутрантика и вайбхашика не проводится различия между истинно существующим (bden par yod pa) и истинно установленным, но в школе вайбхашика считают, что все феномены истинно установлены, и только неделимая частица (rdul phran cha med) и неделимый момент сознания (skad cig ma cha med) истинно существуют. Грубые (большие) объекты (dngos po rags pa), состоящие из частиц, и поток ума (rgyud), состоящий из моментов сознания, не являются истинно существующими. Анализ школ в этой сиддханте представляет собой движение на пути ко все большему отрицанию истинно установленного и достигает своей кульминации в школе мадхьямика, где отрицается истинно установленное в любой форме, даже у абсолютного. В своей же сиддханте Таранатха пытается сменить вектор буддийских школ в сторону позитивного отношения к понятию «истинно установленного». Согласно доктрине великой мадхьямики, изложенной в этой сиддханте, самопознающая и самоосвещающая абсолютная первичная мудрость (don dam ye shes rang rig rang gsal), татхагатагарбха (de bzhin gshegs pa’i snying po) и т. д. - истинно уста-новлены5.

Нужно отметить, что в сиддхантах, созданных в школе Гелугпа, отражается другой способ классификации буддийских школ. Так, например, в сиддханте Гончок Жигме Вангпо (1728-1791) «Драгоценное ожерелье учений философских школ» примат над всеми школами принадлежит школе мадхьямика-прасангика. Сиддханта Гончок Жигме Вангпо тоже характеризуется критической направленностью. Систематизация школ осуществляется по трем основным разделам: «основа» (gzhi), «путь» (lam) и «плод» (‘bras bu). В разделе «основа» философские воззрения школ рассматриваются через проблематику двух истин: условной (kun rdzob bden pa) и абсолютной (don dam bden pa)6. Выбор именно этих тем для анализа воззрений школ характеризуется мадхьямическим влиянием, где эти темы имеют первостепенное значение. Раздел о пути рассматривает сотериологию буддийских школ. Она осуществляется с точки зрения путей, предоставляемых шравакам,

пратьекабуддам и бодхисатвам. Здесь также можно наблюдать влияние мадхьямики, поскольку даже в ходе анализа пути хинаянских школ имеется анализ пути для боддхисаттв, в то время как боддхисаттвы относятся к Махаяне. В своей сиддханте Таранатха объясняет это следующим образом. Он пишет, что деление школ на Махаяну и Хинаяну осуществляется не по философскому, а по сотериологическому признаку: «Индивиды, характеризующиеся как хинаянисты и махая-нисты, абсолютно не определяются философией. Индивид, породивший в потоке своего ума помыслы и поступки, соответствующие пути Махаяны, является махаянистом. Тот, кто породил в потоке ума помыслы и поступки хинаянские, является хинаянистом. А также, есть те, признающие махаянскую философию, но ставшие на хинаянский путь, есть и признающие хинаянскую философию, но ставшие на махаянский путь»7.

Таким образом, исходя из вышеприведенного анализа особенностей классификации религиозно-философских школ, можно сделать вывод, что эта сиддханта Таранатхи является критикой-классификацией школ. Она призвана обосновать путем сравнительного анализа позиций различных школ в отношении понятия об «истинно установленном», примат собственной доктрины шентон и, соответственно, утвердить превосходство своей школы Джонангпа над другими.

Примечания

1 См.: Долпопа, Шераб Гьялцен. Буддийское учение времен Крита-юги («Четвертый собор») / пер. с тибет. В. Баторова ; ред. Д. Устьянцев. М. : Шечен, 2007.

2 См.: Огнева, Е. Д. Таранатха, Кунга-ньинбо как историк, художник, искусствовед // Общество и государство в Китае. 15-я конф. : тез. докл. Ч. 2. М., 1984.

3 См.: Пубаев, Р. Е. Тибетская историкофилософская литература. Источниковедение и историография истории буддизма. Новосибирск, 1986.

4 См.: Долпопа, Шераб Гьялцен. Буддийское учение...

5 См.: Gzhan stong snying po bzhugs so («Сущность пустоты-иного», автор Таранатха Гунга Нинбо).

6 См.: Дзунба Кунчог Жигме Ванбо.

Драгоценное ожерелье учений философских школ / пер. Б. Б. Дампилона. Улан-Удэ: Буддийс. Ин-т Дашичойхорлин, 1998.

7 Hopkins, P. J. The tibetan genre of doxogra-phy : structuring a worldview. Tibetan Literature Studies in Genre (Studies in Indo-Tibetan Buddhism). USA, 1995. Р. 31-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.